Формы реализации норм административного права кратко. Способы реализации административно-правовых норм
Тема 1.2 Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.
Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Понятие административно-правовых отношений.
Виды административно-правовых отношений.
1. Понятие административно-правовой нормы и её структура.
Административно-правовая норма - установленные государством правила поведения, регулирующие управленческие отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, и охраняемые от нарушений принудительной силой государства.
Особенности :
Определяют правовое положение граждан в сфере гос.управления;
Регулируют порядок образования и ликвидации органов гос.управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими гос.органами, общественными объединениями, гражданами;
Устанавливают формы и методы гос.управления.
Структура административно-правовой нормы - это упорядоченная совокупность ее элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - это элемент нормы права, который указывает на условии, при котором начнет действовать правовая норма. В гипотезе устанавливаются конкретные фактические обстоятельства, наличие или отсутствие, которых создает предпосылки для реализации данной нормы в форме правоотношения.
Диспозиция - это элемент нормы права, содержащий правила поведения, которым должны подчиняться субъекты. В диспозиции указываются права и обязанности, возникающие у субъекта в случае наступления обстоятельства, предусмотренного гипотезой данной нормы. Диспозиция может содержать требования к правомерному поведению либо запрет на противоправное деяние.
Санкция - это элемент нормы права, в котором указывается вид и мера ответственности за нарушение правила поведения.
В законодательстве существует небольшое количество примеров, когда в одной статье нормативного акта содержались бы все три элемента правовой нормы. Намного чаще встречается ситуация, когда в отдельно взятой статье нормативного правового акта обнаруживается двухэлементная правовая норма. В КоАП ряд статей, содержат составы конкретных правонарушений, состоящих из диспозиции и санкции.
Виды административно-правовой нормы.
Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям.
По целевому назначению (сущности) административно-правовые нормы делятся на:
- регулятивные, содержащие правила деятельности;
-охранительные , призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
- материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений),
- процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти).
По методу воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.
По кругу лиц:
Общеобязательные нормы: республиканские, областные, городские, районные, поселковые, сельские
Внутриаппаратные нормы: общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные.
По юридической силе :
Законодательные и подзаконные.
По территории действия :
Республиканские
Местные
По адресату (по конкретному субъекту):
Регулирующие правовое положение органов гос.управления
Регулирующие правовое положение граждан в сфере гос.управления
По объему регулирования :
Отраслевые
Межотраслевые.
Способы реализации административно-правовых норм.
Реализация административно-правовых норм – практическое использование содержащихся в нормах правил поведения в интересах регулируемых управленческих отношений. Различают несколько видов реализации:
1) исполнение – активное действие субъектов административного права по выполнению юридических предписаний, содержащихся в норме;
2) применение – предоставление полномочным органом возможности издания индивидуальных юридических актов;
3) соблюдение
– воздержание субъекта от совершения запрещенных действий;
4) использование
– добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
, No Comments
Чтобы регулирующее воздействие административного права в отношении к общественным отношениям, которые составляют его предмет, действительно имел место, нужно, чтобы реализовывались нормы административного права. Это достигается за счет осуществления на практике правила поведения, содержащиеся в нормах права. Только тогда нормы административного права «оживают», когда они реализуются в сознательно-волевой деятельности людей.
Реализация административно-правовых норм – это процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах.
Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм:
Соблюдение
– пассивное поведение субъектов, не допускает нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм);
Исполнение
– активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах. В качестве примера можно привести деятельность работников Антимонопольного комитета и его территориальных отделений при проведении проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок (распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 20 июня 2006 г. № 214-р «Об утверждении Положения о порядке проведения проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок »). Суть выполнения заключается в четкой реализации обязывающих норм административного права, когда субъекты указанной отрасли права (и соответственно возникающих правоотношений) своими активными действиями воплощают в жизнь возложенные на них обязанности;
Использования
– активное поведение субъектов административного права, при которой они сами решают вопрос об осуществлении соответствующих действий или воздержанию от них. В этом случае норма права будет реализовано и тогда, когда субъект выбрал активное поведение (в форме действий), и тогда, когда он избрал пассивную форму поведения. Скажем, Закон Украины от 25 марта 2004 p. № 1665-IV «О выборах народных депутатов Украины” предоставляет гражданам Украины право принять участие в голосовании. Гражданин может непосредственно проголосовать (т.е. активно реализовать нормы административного права через использование) или не прийти на избирательный участок и не голосовать (т.е. пассивно реализовать нормы административного права через использование). Можно сделать вывод, что использование норм административного права является добровольным делом. Никто не может принуждать к их использованию, время никто не должен нести ответственность за неиспользование норм административного права;
Применения
– проявление властной деятельности уполномоченных государственных органов по поводу конкретных дел и с изданием индивидуальных юридических актов. В отличие от первых трех способов реализации административно-правовых норм, применение является прерогативой только органов, имеющих государственно-властные полномочия. Правоприменение осуществляется применительно к субъектам административно-правовых отношений с целью реализации абстрактных предписаний норм права по конкретной жизненной ситуации. Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права, под которым следует понимать решение уполномоченного органа (должностного лица), принятое в результате рассмотрения конкретного юридического дела в сфере публичного управления.
Основными чертами акта применения права является: ‘
а) государственно-властный характер;
б) направленность на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений;
в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений;
г) обязательность исполнения.
Как пример акта применения права могут быть приведены Указ Президента Украины от 18 января 2007 г. № 21/2007 «О награждении государственными наградами Украины», где глава государства выступает субъектом правоприменения.
Виды норм:
1. По предмету правового регулирования:
· материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;
· процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
2. По функциям права:
· регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;
· охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
3. По методу правового регулирования:
· императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;
· диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;
· поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
· управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
· обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения;
· запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
5. По адресату:
· регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти;
· административно-правовой статус государственных служащих;
· организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур;
· административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
6. По действию в пространстве:
· федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);
· субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;
· муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;
· локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
7. По действию во времени:
· срочные – нормы, для которых определен срок действия;
· бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;
· чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
8. По кругу лиц
· общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;
· специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
9. По юридической силе:
· законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;
· подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической защиты:
· охраняемые в судебном порядке;
· охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Способы реализации:
· Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
· Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
· Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
· Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
Еще по теме Виды и способы реализации административно-правовых норм.:
- Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой "суверенизации", приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.
Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.
Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их "выход" и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).
В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.
Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).
Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент" доведения административно-правовых норм до исполнителей.
В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.
Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.
Принципиальное значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 гола: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.