Вся правда об альтернативной гражданской службе. Альтернативная служба – каковы сроки и порядок прохождения

В соответствии с российским законодательством большинство юношей, достигших восемнадцатилетнего возраста, обязаны проходить медицинские комиссии в военкоматах, вслед за этим большинство из них обязаны отдать свой воинский долг государству и пройти срочную службу в российской армии . Невзирая на то, что в последнее время в государстве срок службы в армии сократился с 1,5 до 1 года, тем не менее молодые люди стремятся к уклонению от нее, при этом придумывают для себя самые разнообразные заболевания или выезжают в другие страны. И все эти действия можно назвать неразумными, поскольку в армейской службе имеются и свои плюсы:

  • Могут появиться новые друзья, с которыми у молодых людей, как правило, на долго или даже на всю жизнь остаются прекрасные взаимоотношения;
  • Всего лишь на один год сменится обстановка;
  • Появятся возможности обучиться стрельбе из многих образцов боевого оружия. Почти все молодые люди заинтересованы в ознакомлении и в собственноручном опробовании настоящего оружия;
  • Проверить свой потенциал смелости, решительности и отваги;
  • У отслуживших в армии молодых людей имеется больше шансов быть принятыми на работу. Кроме того можно устроиться на службу в силовых и иных государственных структурах.

Главным образом, у многих современных призывников нет каких-либо вразумительных причин в том, чтобы отдавать лучший год своей жизни военному делу, поэтому у них возникают логичные с их точки зрения поводы, чтобы «откосить» от этого. Кроме того, религиозные воззрения некоторых молодых людей не позволяют использование какого-нибудь насилия в отношении всего живого, а тем более воспрещают применение оружия. И собственно для таких и других молодых людей, которые не желают или не могут по самым разнообразным причинам служить в армии, имеется иная версия — альтернативная гражданская служба. И право на альтернативную гражданскую службу есть у многих граждан российского государства.

Альтернативная служба в армии является такой деятельностью, которая направлена на пользу государству и всему его народонаселению. Другими словами, это такая разновидность деятельности, при исполнении которой молодые люди освобождаются от службы в армии. По собственному желанию прохождение такой службы просто невозможно. И в этом имеется определенная логика, правила, обстоятельства и множество других факторов.

Кто обладает правом на альтернативную службу?

Прежде всего, следует знать, что в соответствии с нашим законодательством все российские граждане, достигшие призывного возраста, имеют право на прохождение альтернативной гражданской службы. Тем не менее, если погрузиться далее в изучение этого вопроса, то далеко не все желающие «откосить» от армии смогут проходить такую службу. А все потому, что всего лишь у двух категорий призывников может быть право на замену военной службы альтернативной, и это:

  • Те призывники, для которых служба в воинских частях с их порядками находит серьезные противоречия с религиозными воззрениями;
  • Те призывники, которые входят в состав коренных народов и занимаются ведением хозяйственной деятельности.

Подтвердить отношение к какому-то определенному вероисповеданию сейчас вполне возможно. Это достигается получением показаний у одноверцев. Другое дело — это убеждения не брать в руки оружие. Привести доказательства этому практически невозможно, и только при выполнении практических стрельб можно уже определиться, с принципами и убеждениями, не позволяющими молодым людям весть огонь из стрелкового или иного оружия. Понятно, что и в этих случаях призывники могут легко солгать, отчего выяснение правды будет чрезвычайно сложным процессом.

Согласно российскому ФЗ, прохождение альтернативной службы может быть позволено людям, которые подходят таким критериям:

  • Соответствуют призывному возрасту;
  • Не имеют серьезных заболеваний. Если таковые имеются, молодые люди получают «белые билеты» или отсрочки от срочной службы;
  • Обладают уважительными причинами для замены службы армии на АГС;
  • Имеют решение призывной комиссии типа: «Решение о замене воинской обязанности и направлении на альтернативную гражданскую службу».

Не исключено, что многим людям могут приходить в голову вполне закономерные вопросы. Например, зачем же призывникам рисковать своей свободой, зачем прятаться от военкоматов и заниматься доставанием липовых справок о том, что они не могут проходить службу в армии, если у них могут быть прекрасные альтернативные варианты? А все потому, что многие молодые люди не согласны со сроками и условиями прохождения альтернативной службы.

Что такое АГС? Сроки службы

Продолжительность такого вида службы немногим отличается от воинского аналога. Российским ФЗ предусмотрены такие сроки:

  • Когда молодые люди будут работать в компаниях или предприятиях, которые подведомственны российскому Министерству Обороны, продолжительность такой профессиональной деятельности будет равна 1,5 годам (или 18 месяцам);
  • Когда такие же граждане трудятся в остальных организациях или учреждениях, которые никоим образом не относятся Министерству Обороны РФ, тогда сроки будут равны почти 2 годам (или 21 месяцу).

Таким образом, продолжительность такой деятельности значительно отличается от прохождения воинской службы, которая продолжается всего лишь один год.

Альтернативная гражданская служба: где ее нужно проходить и что делать

Ни для кого не является секретом тот факт, что вместе со сроками молодых людей всегда будут интересовать места, в которых им хотелось бы проходить свою альтернативную службу, а также непосредственная альтернативная профессиональная деятельность. Как правило, чрезвычайно редко они отправляются в другие города.

Государством установлен порядок, по которому самым разнообразным муниципальным организациям заблаговременно разрешено подавать заявки. В этих заявках должны указываться всевозможные вакансии, по которым этим организациям можно привлекать новобранцев к прохождению АГС. Это могут быть работы связанные со сферой обслуживания, с производством, работой с документацией, уходом за больными и пр.

Стоит заметить, что в тех случаях, когда молодых людей направляют на работы в другие города, им кроме всего прочего предоставляются комнаты в общежитиях. Так, федеральным законодательством уже предусмотрено кое-что по всем этим вопросам. Например, в перечне видов деятельности для граждан, которым предстоит проходить АГС, включены более ста видов работ, должностей, профессий и почти восемьсот компаний и предприятий, в которых имеются в наличии представленные вакансии.

Какие имеются преимущества при АГС

Замена военной службы альтернативной дает множество преимуществ для призывников. В частности призывники-«альтернативщики» имеют право:

  • Получать заработную плату, предусмотренную за выполнение тех работ, которые выполняют обычные граждане. Другими словами, зарплату призывникам, которые проходят АГС, не понижают;
  • Подписывать трудовые договоры. Призывники работают официально, вследствие этого трудовые договоры являются обязательными атрибутами в таких случаях;
  • Пользоваться оплачиваемыми отпусками и больничными;
  • Пользоваться выходными. Несомненно, молодым людям могут предоставляться выходные дни на период прохождения АГС, как и обычным гражданам.

Но при наличии прогулов или других нарушений трудовой дисциплины, как и на всех работников, на таких молодых людей могут накладываться взыскания, иначе дни не будут засчитаны в срок АГС.

Особенности альтернативной службы

Отношения между работодателями и работниками-призывниками регламентированы российским трудовым законодательством. Это относится и к вопросам оплаты. Заработную плату призывники получают в соответствии утвержденными заработными платами в организации, при этом учитываются все налоговые и страховые вычеты. Однако в таких случаях за такими работниками не сохраняются права по добровольному расторжению трудовых взаимоотношений по собственному желанию.

Работодатели же в свою очередь также не имеют прав по увольнению работников-призывников, но обладают правами подавать жалобы в военные комиссариаты на несоблюдения правил со стороны таких сотрудников. Рабочие дни и продолжительность рабочего дня могут определяться внутренними распорядками организаций. Военнообязанные, выбравшие гражданские работы, полностью пользуются всеми военными льготами, но не денежным довольствием.

Все денежные средства, которые зарабатываются по АГС — это собственность работников. Все они имеют права, чтобы распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Оплата труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, производятся организациями соответственно с действующим в таких организациях системах оплаты труда.

Виды работ на АГС

Согласно установленным правилам, работы обычно предлагаются исключительно низкоквалифицированные. То есть только те, которые не потребуют от работников специфических познаний или умений.

Наиболее частыми гражданскими специальностями, по которым направляются молодые люди, бывают обычные профессии. Главным образом военнообязанные становятся:

  • Помощниками поваров;
  • Механиками;
  • Подсобными рабочими;
  • Секретарями;
  • Сварщиками;
  • Изготовителями полуфабрикатов;
  • Столярами;
  • Официантами;
  • Уборщиками;
  • Помощниками воспитателей в детских садах;
  • Санитарами и прочими.

В основном выбор происходит согласно данным, которые имеются в Центрах занятости населения. В тех местах, в которых недостаточно рабочих специалистов, временно трудоустраивают для гражданских работ молодых людей по призыву. При имеющемся у военнообязанных среднего специального образовании их могут временно направлять на более узконаправленные работы, типа программистов, поваров, врачей, медбратов. А если имеются какие-нибудь противопоказания к определенным работам, то их могут менять на надлежащие при имеющихся на то основаниях.

Как добиться АГС

Для прохождения АГС подают следующие документы:

  • Заявление, в котором граждане обосновывают свои решении, излагают свои принципы и религиозные убеждения, с указанием лиц, которые смогут это засвидетельствовать;
  • Автобиографию;
  • Характеристику с места учебы или работы.

Все эти документы пишутся от руки в произвольной форме. Весьма важно подавать документы в срок, чтобы не было отказа. А сроки подачи могут быть такими:

  • К осеннему призыву документы для прохождения АГС должны быть поданы до 1 апреля;
  • К весеннему призыву – до 1 октября.

Когда может быть получен отказ от АГС

Порой случается так, что призывники получают отказы от прохождения альтернативной службы. Это может происходить по следующим причинам:

  • Когда граждане нарушили сроки подачи документов;
  • Когда характеристики противоречат или всецело не соответствуют тому, что молодые люди писали в заявлениях;
  • Когда в заявлениях имеется ложная информация;
  • Когда призывники дважды не пришли на заседания комиссий без уважительных причин.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что АГС является неплохим вариантом для тех, кто не в состоянии отдавать свой гражданский долг наравне со всеми. Такая альтернатива обладает множеством плюсов и лишь одним недостатком – более длительными сроками. Но для отдельных категорий это вовсе не проблема. В наши дни молодые люди нередко остаются работать в тех же организациях, где им приходилось проходить АГС.

«Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву».
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями. Основополагающие принципы АГС таковы:

На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
. Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
. Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
. Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
. Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». Схема направления граждан на альтернативную гражданскую службу выглядит следующим образом:

Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
. К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
. Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

21 месяц - для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
. 18 месяцев - для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Если молодой человек по своим убеждениям не может идти в армию, он имеет право выбрать альтернативный вариант – гражданскую службу. Для этого нужно убедить призывную комиссию поверить в искренность религиозных, моральных или других мотивов.

Альтернативная гражданская служба часто привлекает призывников, которые не хотят находиться целый год в воинской части. Она дает сразу несколько возможностей: остаться дома рядом с родными, жить в комфорте в своей квартире, получить опыт работы и проводить отпуск по своему усмотрению. Но вместе с этим АГС имеет и недостатки. Например, длится альтернативная служба почти в два раза дольше, чем военная: 21 месяц. Место работы определяет военкомат, поэтому существует возможность перевода призывника в другой город. Уволиться или бросить АГС нельзя, подобный поступок влечет за собой уголовное преследование.

Как попасть на альтернативную гражданскую службу?

Альтернативная служба подходит для тех, кто по своим принципам не может взять в руки оружие, осуждает войну или любые насильственные действия.

На альтернативную военную службу могут направить:

  • людей, моральные или религиозные убеждения которых противоречат прохождению службы в армии;
  • коренных представителей малочисленных народов (ненцы, коряки, ханты и пр.)

Чтобы получить направление на службу, требуется вовремя подать заявление в военкомат. Но даже если аргументы в заявлении будут достаточно убедительны, попасть на АГС будет очень сложно. Призывная комиссия может отказать в просьбе, так как количество мест для альтернативщиков ограничено.

Мнение эксперта

Если призывная комиссия отказала вам в отправке на альтернативную гражданскую службу, вы можете воспользоваться правом на освобождение от призыва на военную службу. Российское законодательство предусматривает десятки оснований, дающих призывникам право на отсрочку или получение военного билета. Узнайте, есть ли у вас основания для освобождения от призыва по здоровью, учебе, работе или семейным обстоятельствам, на странице « ».

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Как написать заявление на альтернативную службу?

Заявление о замене традиционной армейской службы на альтернативную подается не менее чем за полгода до начала вашего призыва. Если вы должны получить весной, дата отправки заявления должна быть не позднее 1 октября, если осенью – не позднее 1 апреля. В заявлении нужно изложить мотивы, по которым вы не можете идти в армию. Обязательно приложите к нему характеристику с работы или учебы, подтверждающую ваши аргументы. Также можно приложить показания свидетелей о наличии у вас убеждений против военной службы.Документы рассматриваются в течение месяца со дня их получения. Затем на основании приведенных в заявлении аргументов и заключения врачей призывная комиссия принимает решение о направлении на АГС.

Часто призывная комиссия отказывает в замене военной службы альтернативной по одной из следующих причин:

  • истекли сроки подачи заявления;
  • в заявлении недостаточно аргументировано изложены причины, по которым призывник не может отправиться в армию;
  • в заявлении указана ложная информация;
  • нет свободных или подходящих мест для прохождения АГС;
  • человек уже от воинской обязанности.

За годы работы в Службе Помощи Призывникам я заметила тенденцию: значительная часть призывников, желающих поступить на АГС, начинает готовить заявление и другие документы слишком поздно: либо за 1-3 месяца до призыва, либо после получения повестки. В каждом из этих случаев призывная комиссия отказывает в направлении на альтернативную службу. Призывник может сразу же обратиться в суд и обжаловать это решение, но закон в данном случае будет на стороне военного комиссариата. Поэтому не затягивайте с подачей заявления и заранее продумайте аргументы для призывной комиссии, почему именно вы имеете право на замену военной службы на альтернативную.

Список профессий альтернативной службы в 2019 году

Полный перечень профессий, на которые может быть направлен призывник, утверждается каждый год Министерством труда. Например, в 2018 году для альтернативщиков было предложено более 120 вариантов различных специальностей. В список рабочих профессий вошли: водители, машинисты, плотники, повара и сварщики. Среди служащих должностей популярны: акушерки, врачи, учителя, социальные работники и инженеры.

Выбор должности и места работы определяется из нескольких факторов: образования молодого человека, его опыта работы и состояния здоровья, а также от наличия заявок от организаций. Например, в Санкт-Петербурге в 2018 году места для призывников выделили Ленинградский онкологический диспансере, Бюро судебно-медицинской экспертизы, Ленинградском областном патологоанатомическом бюро и в Управлении почтовой связи.

В законе об альтернативной службе сказано, что призывники (кроме представителей малочисленных народов) могут направляться для прохождения АГС в другие регионы РФ. Но на практике выбор населенного пункта зависит от наличия предложенных рабочих мест, поэтому существует вероятность остаться в родном городе. Если для прохождения службы призывнику придется покинуть родной город, государство обязано обеспечить его жильем (комнатой в общежитии) и оплатить все транспортные расходы. Также он имеет право на бесплатный проезд во время отпуска.

Прохождение АГС предусматривает обязательное заключение срочного трудового договора. За выполненную работу альтернативщик получает заработную плату, размер которой зависит от выбранной профессии и места работы. Я не советую рассчитывать на высокие гонорары, так как госучреждения обычно выделяют для призывников места, на которые из-за низкой зарплаты сложно найти специалистов. Не получится исправить финансовое положение и подработками – АГС запрещается совмещать с работой в другом месте.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы в России

Прохождение альтернативной гражданской службы приравнивается к нахождению в войсковых частях. Поэтому неявка на рабочее место расценивается как попытка уклонения от воинской обязанности.

После обращения работодателя в СК РФ на уклониста заводят уголовное дело по статье 328 УК РФ. Если призывник будет признан уклонистом, ему может грозить:

  • штраф до 80 тысяч рублей,
  • штраф в размере заработной платы за период до 6 месяцев,
  • обязательные работы до 480 часов,
  • арест до 6 месяцев.

Конкретный вид наказания определяется после судебного процесса. Молодой человек, несогласный с решением суда, может подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Вот уже пять лет в Российской Федерации действует закон «Об альтернативной гражданской службе». У россиян появилась возможность, не поступаясь моральными принципами, отдать стране свой конституционный долг гражданина.

Понятие альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба (АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 1 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Кого направляют на АГС

Законодательство предусматривает только два, вернее три основания, по которым призывник вправе ходатайствовать перед призывной комиссией о направлении его на альтернативную службу:

• несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
• он относится к коренному малочисленному народу , ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Срок подачи заявления о направлении на АГС

• до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
• до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Кто принимает решение о направлении на АГС

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу принимает призывная комиссия (ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Именно призывной комиссии вам придется доказывать свое право на отказ от оружия и военной формы. Поэтому прежде чем предстать перед комиссией, советуем запастись свидетелями, которые могли бы, например, подтвердить ваши религиозные убеждения. Это может быть священнослужитель, знающий вас лично, и другие лица. К заявлению можно приложить документы, подтверждающие ваши взгляды (статьи в СМИ, переписка и так далее).

Доказывать свою принадлежность к малочисленному народу с одной стороны просто, с другой – не совсем. Национальная принадлежность гражданина в официальных документах указывается только с его согласия, либо вовсе не указывается. При этом у наших граждан врожденная аллергия на любое отражение собственной национальности в документах, оставшаяся еще с советских времен. Кроме того, официальная наука еще до конца не определилась с тем, по каким признакам определяется национальность: по месту рождения, отцу или матери. С другой стороны, на «альтернативу» может претендовать призывник только в том случае, если он ведет традиционный образ жизни и занимается традиционными промыслами. То есть, если вы предстанете перед призывной комиссией в национальном костюме алеута и с тушей тюленя за спиной в качестве подарка заседающим, то, скорее всего, у комиссии к вам не возникнет никаких вопросов…

В случае необходимости получения дополнительных сведений и документов, призывная комиссия может направить соответствующий запрос.

Комиссия принимает решение в течение месяца с момента окончания срока для подачи заявления о направлении на альтернативную службу. В случае направления запроса срок рассмотрения заявления может быть продлен еще до одного месяца (ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Возможные причины отказа гражданину в направлении его на АГС

• он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
• характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
• в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
• он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
• ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Обжалование решения комиссии

Если вас по каким-то причинам не устраивает решение призывной комиссии, то вы вправе обжаловать его в трехмесячный срок, либо в вышестоящий орган (не рекомендуется), либо непосредственно в суд. Для этого вам необходимо получить копию решения комиссии, которую вам обязаны выдать в течение трех дней с момента принятия решения и обратиться с соответствующей жалобой в суд. Более подробно с порядком обжалования можно ознакомиться .

Сроки службы

Особенности прохождения АГС

В отличие от обычных военнослужащих-срочников, с гражданином, проходящим АГС, в обязательном порядке заключается срочный трудовой договор со всеми вытекающими последствиями: оплатой труда в установленном размере, нормированным рабочим днем, обеспечением рабочей одеждой и обувью, ежегодным оплачиваемым отпуском и прочими благами цивилизации. Организация, в которой проходит службу «альтернативщик», обязана обеспечить его жильем. Кроме того, он подлежит социальному и пенсионному страхованию (ст. 20 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Граждане, являющиеся представителями коренного малочисленного народа, направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

В свою очередь прохождение АГС подразумевает под собой ограничение прав и свобод гражданина (ст. 21 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), в частности, гражданин не вправе:

• отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на него срочным трудовым договором;
• занимать руководящие должности;
• участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
• совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
• покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит АГС, без согласования с представителем работодателя;
• прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
• оставлять рабочее место и покидать организацию, где он проходит АГС, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter