Радиоактивного химического и биологического заражения. Порядок, способы действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения

Под радиационной обстановкой понимают условия, возникающие в результате применения противником ядерного оружия, аварией (разрушением) на радиационно-опасных объектах с выбросом в атмосферу большого количества радиоактивных веществ.

Радиационная обстановка определяется масштабом и степенью радиационного заражения местности, различных объектов, расположенных на ней, акватории, воздушного пространства, оказывающего влияние на работу промышленных предприятий, жизнедеятельность населения.

Выявление и оценка радиационной обстановки проводится для определения влияния радиоактивного заражения местности на население, при этом выявление проводится по данным непосредственного измерения значения мощностей доз излучения (радиационная разведка) и расчетным методом (прогнозирование радиоактивного заражения).

Выявление и оценка фактической радиационной обстановки проводится после завершения формирования следа радиоактивного облака в месте расположения органа внутренних дел. По данным радиационной разведки определяются конкретные режимы радиационной защиты личного состава, начало и продолжительность работы смен в зоне заражения, необходимое количество смен для выполнения поставленных задач в условиях радиоактивного заражения, устанавливается необходимость проведения дезактивации вооружения, техники, продовольствия.

При аварии на радиационно опасном объекте с выбросом в атмос­феру радиоактивных веществ (РВ) возможны следующие виды радиаци­онного воздействия:

внешнее облучение во время прохождения радиоактивного облака;

внешнее облучение от выпавших на поверхность земли РВ;

внешнее облучение за счет загрязнения кожных покровов и одежды;

внутреннее облучение щитовидной железы и легких в результате по­ступления РВ с вдыхаемым воздухом;

внутреннее облучение за счет потребления загрязненных продуктов питания.

Для ориентировочной оценки вклада всех источников, участвующих в формировании суммарной дозы облучения на загрязненной террито­рии, структуру прогнозируемой дозы обычно принимают;

доза от внешнего облучения около 15%;

доза от внутреннего облучения - 85%, при условии, что в течение этого времени население будет потреблять продукты питания, выращен­ные на загрязненных территориях.

При выборе мер защиты выделяют три фазы протекания аварии:

ранняя фаза - от начала аварии до момента прекращения выброса РВ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы в зависимости от характера и масштаба аварии может длиться от нескольких часов до нескольких суток. В этой фазе доза внешнего облучения формируется гамма- и бета-излучением РВ, содержащихся в облаке. Внутреннее облучение обусловлено ингаляционным поступлением в организм радиоактивных продуктов из облака;

средняя фаза - от момента завершения формирования радиоактив­ного следа до принятия всех мер зашиты. В зависимости от характера и масштаба аварии длительность средней фазы может быть от нескольких дней до одного гола. Источником внешнего облучения являются РВ, осекшие из облака на поверхность земли, зданий, сооружений и т.п., сформировавшие радиоактивный след. Внутрь организма РВ поступают в основном пероральным путем при употреблении загрязненных про­дуктов и воды;

поздняя фаза - длится до прекращения необходимости в выполне­нии защитных мер. Фаза заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения загрязненных районов и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки. Источники внешнего и внутреннего облучения те же, что и на средней фазе.

Типовые режимы радиационной защиты рассчитаны заранее и вво­дятся в действие решением соответствующих начальников органов внут­ренних дел (начальников ГО).

Для принятия решений по защите личного состава в условиях ради­ационной аварии разработаны критерии для принятия решений на каж­дой фазе развития аварии.

Под химической обстановкой понимаются условия, возникающие в результате применения противником химического оружия (ХО) или аварии на химически опасных объектах, связанные с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

Химическое заражение – наличие токсичных веществ на кожных покровах, обмундировании, средствах защиты, на местности, технике, а также в воздухе и открытых источниках воды в количествах, создающих опасность поражения сотрудников ОВД, населения в течение определенного времени.

Основными характеристиками химического заражения вследствие применения ХО или аварии с выбросом АХОВ являются:

масштаб – характеризует пространственные границы проявления последствий;

продолжительность – характеризует временные границы проявления последствий. Обуславливается стойкостью – способностью ОВ и АХОВ сохранять своё поражающее воздействие в течение времени. Стойкость зависит от типа ОВ и АХОВ, скорости ветра, температуры, влажности, структуры почвы и наличия растительности;

опасность химического заражения - характеризует возможный ущерб от последствий. Оценивается возможными потерями населения на площади зоны химического поражения.

Выявление химической обстановки ее оценка сводится к определению границ территории заражения и параметров определяющих эффективность действия отравляющих веществ ОВ (АХОВ).

При этом определяются:

тип ОВ или АХОВ;

размеры района применения химического оружия (ХО) или количество АХОВ в разрушенных или поврежденных ёмкостях;

стойкость ОВ (время поражающего действия АХОВ);

концентрация ОВ (АХОВ);

глубина распространения облака зараженного воздуха и площадь заражения;

время подхода зараженного воздуха к определенному рубежу;

допустимое время пребывания людей в средствах индивидуальной защиты (СИЗ).

На основании оценки химической обстановке принимаются меры защиты людей, разрабатываются мероприятия по ведению спасательных работ в условиях заражения и ликвидация его последствий, анализируются условия работы личного состава в условиях заражения.

Выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки осуществляется силами и средствами постов радиационного, химического, биологического наблюдения (ПРХБН), разведгрупп (дозоров), спасательных команд ГО, нештатных расчетно-аналитических групп и специально подготовленными лицами.

Расчетно-аналитическая группа (РАГ) является нештатным форми­рованием гражданской обороны и предназначена для сбора, обработки и выдачи информации в случаях применения противником оружия массового поражения и возникновения аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопасных объектах.

РАГ осуществляет:

1. Сбор, обработку и обобщение информации об ядерных взрывах, районах применения химического и биологического оружия, фактах аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопасных объектах, данных о метеорологической, радиационной, хи­мической и биологической обстановке (РХБО).

2. Прогнозирование последствий ядерных и химическихударов, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопас­ных объектах, оценку РХБО.

3. Выполнение расчетов по обоснованию наиболеецелесообразных действий органов внутренних дел в зонах РХБ заражения.

4. Подготовку исходных данных для решения ни ЭВМ задач по вы­явлениюи оценке масштабов и последствий применения ОМП и аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасныхобъектах.

5. Информирование штабов органов внутренних дел и обменин­формацией о применении ОМП, фактах аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах и их последствиях с пунктами управления вышестоящих, подчинённых, взаимодействую­щихорганов внутренних дел, воинских частей внутренних войск, взаимодействующих воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальныхформирований, территориальных органов по делам гражданской оборо­ны и чрезвычайным ситуациям, а также с соответствующимиучрежде­ниями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской оборо­ны Российской Федерации.

6. Ведение в установленном порядке карт РХБО, другой документа­циипо сбору и обработке информации.

РАГ выполняет задачи имеющимися силами в режиме круглосуточного дежурства. Оценка РХБ обстановки осуществляется на основе прогноза и реальных данных. Данные о РХБ обстановке получают: от территориальных органов МЧС России, штабов соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, соседних орга­нов внутренних дел, ПРХБН, разведгрупп и дозоров, подразделений формирований ГО органов внутренних дел, а после развёртывания час­тей ОПБ МВД России военного времени и от постов и подразделений химзащиты этих частей.

РАГ состоит из начальника, старшего инструктора, инструктора ивычислителя-чертежника. Личным состав РАГ комплектуется из числанаиболее подготовленных сотрудников и работников и назначается при­казом соответствующего начальника органа внутренних дел.

§ 2. Основные этапы и содержание мероприятий по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки.

Выявление и оценка радиационной и химической обстановки осуществляется в 3 этапа:

I этап - заблаговременное выявление и оценка РХО в мирное время по прогнозу на основании оценочных параметров возможных ядерных и химических ударов, гипотетических аварий на радиационно и химически опасных объектах с учетом преобладающих метеоусловий.

II этап – выявление и оценка РХО, складывающаяся по прогнозу после состоявшихся ядерных и химических ударов, а также фактических аварий на радиационно и химически опасных объектах.

III этап – выявление и оценка РХО по данным разведки.

Выявление РХО включает:

1. Сбор, анализ и оценку исходных данных о:

ядерных и химических ударах или разрушениях (авариях) на радиационно и химически опасных объектах (параметры ядерных взрывов – координаты, мощность, вид, время; параметры химических ударов – количество и тип ОВ, время и место его применения;

характеристике аварий на радиационно и химически опасных объектах – тип ядерного энергетического реактора (ЯЭР), его мощность, степень разрушения и время аварии;

количестве и условиях хранения выброшенного в окружающую среду АХОВ, время аварии;

метеорологических условиях (для ядерных взрывов – параметры среднего ветра по слоям атмосферы до высоты подъема верхней кромки облака взрыва, для химических ударов, а также для аварий на радиационно и химически опасных объектах – параметры приземного ветра и степень вертикальной устойчивости атмосферы).

2. Определение на основе этих исходных данных размеров зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и нанесение их на карту (план, схему).

Сбор и обработку данных и информации о радиационной, химической и биологической обстановке организует оперативный штаб совместно с взаимодействующими организациями в рамках Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) атомных электростанций и химически опасных объектов. Обмен информацией о радиационной и химической обстановке осуществляется с взаимодействующими подразделениями и вышестоящими штабами.

Данные о ядерных взрывах радиоактивном, химическом и биологическом заражении, разрушении объектов атомной энергетики и химически опасных объектов поступают от частей (подразделений) соединений гражданской обороны (ГО) в расчетно-аналитические группы пунктов управления начальников служб радиационной, химической и биологической защиты соединений и частей ГО, где обрабатываются, докладываются командиру, начальнику штаба и передаются в расчетно-аналитические станции вышестоящего пункта управления органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. На основе этих данных штаб оценивает сложившуюся обстановку, докладывают командиру и информируют о ней подчиненные войска гражданской обороны, штабы ОВД и других взаимодействующих органов.

До получения данных разведки, радиационная и химическая обстановка ориентировочно может быть оценена по результатам прогнозирования, которое организуется штабом горрайлиноргана совместно с начальником службы радиационной, химической и биологической защиты подразделения (части) войск гражданской обороны.

Исходными данными для прогнозирования радиационной и химической обстановки являются:

параметры ядерных взрывов;

средства, способы, время и район применения отравляющих веществ, разрушений химически опасных объектов с аварийно химически опасными веществами;

данные о среднем ветре в различных слоях атмосферы и метеорологические условия в приземном слое воздуха; характер местности, положение, защищенность и характер действий ОВД в момент применения противником оружия массового поражения, аварий и чрезвычайных ситуаций.

При прогнозировании устанавливаются возможные зоны (районы) заражения местности и атмосферы, населенные пункты и органы внутренних дел, оказавшиеся в зонах с высокими уровнями радиации и химического заражения, ориентировочные потери личного состава.

По данным прогноза могут определяться объем задач по ликвидации последствий, наиболее целесообразные направления и районы ведения радиационной и химической разведки.

К основным задачам при оценке радиационной обстановки относятся:

определение радиационных потерь при действиях (нахождении) в зонах радиоактивного заражения местности (РЗМ);

определение радиационных потерь при преодолении зон РЗМ;

определение продолжительности пребывания сил РСЧС и ГО (населения) в зонах РЗМ по заданной дозе излучения;

определение времени начала работ в зонах РЗМ (начала входа в зону) по заданной дозе излучения;

определение времени начала преодоления зон РЗМ (начала выхода из зоны) по заданной дозе излучения;

определение степени заражения (загрязнения) техники, транспорта и других материальных средств.

К основным задачам при оценке химической обстановки относятся:

определение потерь населения и сил РСЧС и ГО в очагах химического поражения (районах применения химического оружия, районах аварий на химически опасных объектах);

определение потерь населения и сил РСЧС и ГО при действиях (нахождении) в зонах химического заражения или их преодолении;

определение количества людей, техники, транспорта и др. материальных средств, зараженных ОВ (АХОВ);

определение длительности поражающего действия ОВ (АХОВ): стойкость (время самоиспарения), время подхода облака ОВ к определенному рубежу (объекту) и его поражающего действия на данном рубеже (объекте), допустимое время пребывание в СИЗ, время заражения открытых источников воды;

определение мероприятий по обеспечению защиты сил РСЧС и ГО, населения и объектов экономики в условиях химического заражения и ликвидации последствий применения химического оружия (аварии на химически опасном объекте), выбор наиболее целесообразных действий сил РСЧС и ГО и населения.

В основе методик определения радиационной и химической обстановки по данным разведки используются математические модели развития процессов радиационного и химического заражения, учитывающие множество факторов обстановки. В настоящее время большинство методик реализовано в виде программных комплексов. Они позволяют получить оценочные данные радиационной и химической обстановки при наличии различных исходных данных, с более высокой степенью точности описывать возможные масштабы поражения и более эффективно организовать выполнение мероприятий по защите населения и территорий.

В тоже время, применительно к процессам радиоактивного и химического загрязнения при авариях на радиационно и химически опасных объектах, не всегда следует прибегать к глубокой детализации знаний об этих процессах, стремиться создавать и использовать сложные многоразмерные математические описания, для которых часто в повседневных условиях наблюдается недостаток информации, времени и их применение будет некорректно. Кроме этого нет уверенности, что сложные математические описания с большей эффективностью позволят решать вышеприведенные задачи и задачи по защите населения и территорий, чем простые.

Радиационно-опасный объект (РОО) – это объект, на котом хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества и при аварии, на котором может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также загрязнение окружающей природной среды.
К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.
В 2 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков. Они вырабатывают электроэнергии: во Франции – 75%, в Швеции – 51%, в Японии – 40%, в США – 24%, в России – 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.
При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное время).
Очаг поражения делится на зоны (табл.1).

Опасность, возникающая во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.
Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада, поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. Особенностью аварий на АЭС является: во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90-95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения составляет 15%, а внутреннего – 85%.

При определении допустимых доз облучения учитывают, что оно может быть одно- или многократным. Однократным считают облучение, полученное за первые четверо суток. Последствия однократного радиационного облучения приведены в таблице 2. Облучение может быть импульсивным (при воздействии проникающей радиации) или равномерным (при облучении на радиоактивно-загрязненной местности). Облучение, полученное за время, превышающее четверо суток, считают многократным.

Действие электромагнитного излучения на организм человека, в основном, определяется поглощенной в нем энергией. Известно, что излучение, попадающее на тело человека, частично отражается и частично поглощается в нем. Поглощенная часть энергии электромагнитного поля превращается в тепловую энергию. Эта часть излучения проходит через кожу и распространяется в организме человека в зависимости от электрических свойств тканей (абсолютной диэлектрической проницаемости, абсолютной магнитной проницаемости, удельной проводимости) и частоты колебаний электромагнитного поля.

Существенные различия электрических свойств кожи, подкожного жирового слоя, мышечной и других тканей обуславливают сложную картину распределения энергии излучения в организме человека. Точный расчет распределения тепловой энергии, выделяемой в организме человека при облучении практически невозможен. Тем не менее, можно делать следующий вывод: волны миллиметрового диапазона поглощаются поверхностными слоями кожи, сантиметрового – кожей и подкожной клетчаткой, дециметрового – внутренними органами.

Кроме теплового действия электромагнитные излучения вызывают поляризацию молекул тканей человека, перемещение ионов, резонанс макромолекул и биологических структур, нервные реакции и другие эффекты.

Из сказанного следует, что при облучении человека электромагнитными волнами в тканях его организма происходят сложнейшие физико-биологические процессы, которые могут явиться причиной нарушения нормального функционирования, как отдельных органов, так и организма в целом.

Люди, находящиеся под чрезмерным электромагнитным излучением, обычно быстро утомляются, жалуются на головные боли, общую слабость, боли в области сердца. У них увеличивается потливость, повышается раздражительность, становится тревожным сон. У отдельных лиц при длительном облучении появляются судороги, наблюдается снижение памяти, отмечаются трофические явления (выпадение волос, ломкость ногтей и т.д.).

Если облучение людей превышает указанные предельно допустимые уровни, то необходимо применять защитные средства.
Защита человека от опасного воздействия электромагнитного излучения осуществляется рядом способов, основными их которых являются: уменьшение излучения непосредственно от самого источника, экранирование источника излучения, экранирование рабочего места, поглощение электромагнитной энергии, применение индивидуальных средств защиты, организационные меры защиты.

Для реализации этих способов применяются: экраны, поглотительные материалы, аттенюаторы, эквивалентные нагрузки и индивидуальные средства защиты.

Химически опасный объект – объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.

Крупнейшими потребителями аварийно химически опасных веществ (АХОВ) являются: черная и цветная металлургия; целлюлозно-бумажная промышленность; машиностроительная и оборонная промышленности; коммунальное хозяйство; медицинская промышленность; сельское хозяйство.

Тысячи тонн АХОВ ежедневно перевозят различными видами транспорта, перекачивают по трубопроводам. Все названные объекты экономики химически опасны. К сожалению, аварии на них случаются часто, а их масштабы сравнимы со стихийными бедствиями.

Химическая авария – авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом АХОВ, способным привести к гибели или заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или окружающей природной среды.

Вредные вещества могут проникать в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, а также кожные покровы и слизистые оболочки.

По степени воздействия на организм человека все вредные вещества подразделяются на четыре класса:

  • вещества чрезвычайно опасные (ртуть, свинец, озон, фосген);
  • вещества высокоопасные (оксиды азота, бензол, йод, марганец, медь, сероводород, едкие щелочи, хлор);
  • вещества умеренно опасные (ацетон, ксилол, сернистый ангидрид, метиловый спирт);
  • вещества малоопасные (аммиак, бензин, скипидар, этиловый спирт, оксид углерода).
  • Следует иметь в виду, что и малоопасные вещества при длительном воздействии могут при больших концентрациях вызвать тяжелые отравления.

Набольшую опасность по наличию и количеству АХОВ а, следовательно, по возможности заражения ими атмосферы и местности представляют районы страны, краткая характеристика которых приведена в таблице 3.

В результате аварий возможны заражение окружающей среды и массовые поражения людей, животных и растений. В связи с этим для защиты персонала и населения при авариях рекомендуется:

  • использовать индивидуальные средства защиты и убежища с режимом полной изоляции;
  • эвакуировать людей из зоны заражения, возникшей при аварии;
  • применять антидоты и средства обработки кожных покровов;
  • соблюдать режимы поведения (защиты) на зараженной территории;
  • проводить санитарную обработку людей, дегазацию одежды, территории сооружений, транспорта, техники и имущества.
  • Биологически опасные объекты – это предприятия фармацевтической, медицинской и микробиологической промышленности с наличием так называемого биологического фактора, основными компонентами которого являются микроорганизмы, продукты метаболической деятельности микроорганизмов и микробиологического синтеза.
  • Значительную опасность для населения представляют биологические аварии, сопровождающиеся выбросом (вывозом, выпуском) в окружающую среду препаратов с патогенными биологическими агентами (бактерии, вирусы, риккетсии, грибы, токсины и яды).

Биологическая авария – это авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих угрозу жизни и здоровью людей, животных и растений, наносящих ущерб окружающей природной среде.
Характерным для биологических аварий является: длительное время развития, наличие скрытого периода в проявлении поражений, стойкий характер и отсутствие четких границ возникших очагов поражения, трудность обнаружении и идентификации возбудителя (токсина). Для ликвидации последствий биологических аварий необходимо принятие экстренных мер с привлечением учреждений и формирований госсанэпидслужбы Минздрава России, МЧС России, Минобороны России, МВД России и других ведомств, а также создаваемых на их базе специализированных формирований, являющихся составной частью Всероссийской службы медицины катастроф.

Общее руководство, организацию и контроль за проведением мероприятий по локализации и ликвидации очага биологического заражения осуществляют санитарно-противоэпидемические комиссии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях выявления и оценки санитарно-эпидемиологической и биологической обстановки в зоне биологической аварии организуется санитарно-эпидемиологическая и биологическая разведка. Санитарно-эпидемиологическая разведка проводится в целях выявления условий, влияющих на санитарно-эпидемиологическое состояние населения, и установления путей возможного заражения населения и распространения инфекционных заболеваний.

Биологическая разведка проводится в целях своевременного обнаружения факта выброса (утечки) биологического агента, в т.ч. индикации и определения вида возбудителя. Биологическая разведка подразделяется на общую и специальную. Общая биологическая разведка ведется силами постов радиационного и химического наблюдения, Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разведывательными дозорами, частями и органами управления ГОЧС путем наблюдения и неспецифической индикации биологических средств.

В целях локализации и ликвидации очага биологического заражения осуществляется комплекс режимных, изоляционно-ограничительных и медицинских мероприятий, которые могут выполняться в рамках режима карантина и обсервации.
Под карантином следует понимать систему государственных мероприятий, включающих режимные, административно-хозяйственные, противоэпидемические, санитарные и лечебно-профилактические меры, направленные на локализацию и ликвидацию очага биологического поражения.

Обсервация это комплекс изоляционно-ограничительных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на локализацию очага биологического заражения и ликвидации в нем инфекционных заболеваний. Основной задачей обсервации является своевременное обнаружение инфекционных заболеваний с целью принятия мер по их локализации.

При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная
роль отводится проведению разведки.

Основными видами разведки являют ся:
биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.

Общие требования к разведке, наблю дению и контролю:
. непрерывность;
. своевременность;
. полнота и достоверность данных.

Биологическая разведка:
. определяет масштабы и границы зон заражения;
. выявляет источники, определяет вид и характер заражения;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

Инженерная разведка:
. определяет состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. определяет места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
. определяет состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
. устанавливает наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
. устанавливает нахождение пострадавших.

Медицинская разведка:
. выявляет пораженных, их численность и состояние;
. определяет пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
. определяет районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка:
. выявляет источники радиоактивного загрязнения;
. определяет характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
. предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая раз ведка:
. определяет санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
. предоставляет необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Химическая разведка:
. выявляет источники химического загрязнения;
. определяет вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет маршруты обхода участков химического заражения;
. предоставляет необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка:
. определяет виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление
распространения огня в очагах пожаров;
. оценивает степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
. определяет пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. выявляет потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
. определяет состояние систем противопожарного водоснабжения.

Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
. своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
. принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контр оля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.

Наблюдение — это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.

Лабораторный контроль — это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС — после проведения специфической индикации).

Индикация — это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.

Функционирование СНЛК

В режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)

Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.

В режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пост радиационного и химического на блюдения (ПРХН)
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика.
Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.

На пост наблюдения возлагаются сле дующие задачи:

Определение исходных данных для засечки ядерных взрывов, времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны к месту расположения поста, расстояния до центра (эпицентра) взрыва, магнитного азимута (направления на взрыв), вида и ориентировочной мощности ядерного взрыва;
. своевременное обнаружение радиационного и химического (РХ) заражения территории организации;
. определение времени начала и окончания выпадения РВ, прохождения первичного облака зараженного воздуха;
. подача сигналов оповещения «Радиационная опасность» и «Химическая тревога»;
. определение уровней радиации и типа примененного противником БТХВ в районе расположения поста наблюдения;
. контроль за изменением уровней радиации и концентраций БТХВ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения;
. определение направления распространения облака БТХВ или АХОВ;
. ведение метеорологического наблюдения (при наличии метеокомплекта).

Пост наблюдения оснащается:

Измерителем мощности дозы (рентгенметром) типа ДП-5 (б, в);
. войсковым прибором химической разведки ВПХР;
. дозиметрами ИД-1, ДП-24 (ДКП-50А);
. метеокомплектом МК-3 (при наличии);
. простейшими средствами засечки ядерных взрывов: компасом, азимутальным планшетом или другими угловыми приборами, часами с секундной стрелкой или секундомером;
. средствами защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва (защитными очками);
. средствами индивидуальной защиты;
. аптечками индивидуальными;
. индивидуальными противохимическими пакетами;
. средствами связи и оповещения.

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Радиационная зашита - это комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, пер­сонал радиационно-опасных объектов, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радио­активными веществами и удаление этих загряз нений (дезактивацию ).

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» уста­новлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно-опасных объектов, которые введены в действие с 1 января 2000 г. Подобного рода гигиенические нормативы облуче­ния от источников ионизирующего излучения рекомендуются «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-99).

Обеспечение выполнения этих нормативов является конечной целью мероприятий радиационной защиты, ее целевой функцией. В результате качественной реализации этих мероприятий достигается требуемый уровень радиационной безопасности.

Мероприятия радиационной защиты, как правило, осуществляются заблаговременно , а при обнаружении радиоактивных загрязнений - в оперативном порядке. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) устанавливают критерии при выявлении локальных загрязнений двух уровней. Когда эффективная годовая доза составляет 0,01-0,3 м 3 в/год, уровню загрязнения присваивают I условное наименование - «уровень исследований». При таком уровне ограни­чиваются наблюдением, контролем, исследованием источника с целью уточ­нения оценки величины годовой эффективной дозы и определения величины; дозы, ожидаемой за 70 лет. В случае, когда эффективная годовая доза превышает 0,3 м 3 в/ год, локальному загрязнению присваивается второй уровень - «уровень вмешательства». Вмешательство подразумевает действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководства предприятий и организаций, органов управления ГО, допускающие введение ограничений на использование продуктов питания, перемещение в пределах зоны загрязнения или постоянное пребывание в ней.

К числу основных мероприятий, способов и средств, обеспечивающих за­щиту населения от радиационного воздействия, относятся :

Обнаружение факта радиационной опасности и оповещение о ней;

Выявление радиационной обстановки;

Организация радиационного контроля;

Установление и поддержание режима радиационной безопасности;

Проведение, при необходимости, йодной профилактики населения, пер­сонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий;

Обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников лик­видации последствий необходимыми средствами индивидуальной защиты и ис­пользование этих средств;

Укрытие населения, оказавшегося в зоне заражения в убежищах и проти­ворадиационных укрытиях, обеспечивающих снижение уровня внешнего облу­чения, а при возможности и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;

Санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участ­ников ликвидации.

Радиационный контроль проводится с целью соблюдения допустимого вре­мени пребывания людей в зоне заражения, контроля доз облучения и уровней радиоактивного загрязнения. Он включает контроль за:

Мощностью дозы в местах пребывания населения;

Уровнем загрязнения различных технических средств, имущества и тер­ритории;

Дозами облучения;

Поступлением и содержанием радионуклидов в организме;

Важнейшим элементом радиационной защиты при радиационной аварии является установление и поддержание режима радиационной безопасности. Режим радиационной безопасности - это обязательный порядок и организа­ция поведения населения с целью максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия. Этот режим обеспечивается:

Установлением особого порядка доступа в зону заражения;

Зонированием района;

Целесообразным отбором участников ликвидации последствий аварии с обя­зательным их медицинским освидетельствованием;

Проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону;

Обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной зашиты и меди­цинской помощью;

Организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учета доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;

Осуществлением дезактивационных работ;

Организацией обращения с радиоактивными отходами.

По сути дела, реализация режима радиационной безопасности обеспечи­вает выполнение значительной части мероприятий по радиационной защите населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последст­вий радиационной аварии.

Требования к системам выявления радиационной обстановки и дозиметри­ческого контроля :

а) система выявления радиационной обстановки должна обеспечивать:

Установление размеров опасных зон радиоактивного загрязнения в течение 4 часов после обнаружения факта радиационного загрязнения местности;

Определение мощности и уровня радиоактивного загрязнения по гамма и бета излучению в диапазоне измерений от 1 –10 -7 до 10 Зв/ч.;

Установление оптимальных маршрутов движения транспорта, эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей;

Определение зон экстренной эвакуации населения.

б) система радиационного и дозиметрического контроля должна обес­печивать:

Установление уровня радиоактивного загрязнения жилых помещений, транспортных средств, одежды и другого имущества по альфа-, бета- и гам­ма-излучению в диапазоне измерений от 10 2 до 10 7 частиц/(мин-см 2);

Определение содержания радионуклидов в воздухе, питьевой воде и пище­вых продуктах по альфа-, бета - и гамма-излучению в диапазоне измерений от 10 2 до 107 Бк/м;

Установление доз облучения населения в диапазоне измерений от 1-10 4 до 10 Зв;

Установление радионуклидного состава радиационного загрязнения и, в первую очередь, идентификацию особо значимых излучателей: йода-131, цезия-137, стронция-90 и плутония-239.

Требования к мероприятиям и средствам зашиты:

а) мероприятия по радиационной защите организуются для населения, проживающего в 30 км зоне от расположения АЭС или другого особо крупно­го радиационно-опасного объекта, и должны обеспечивать:

Укрытие населения в защитных сооружениях или герметизированных помещениях жилого фонда с коэффициентом защиты, равным 200;

Предоставление населению средств индивидуальной защиты и профи­лактических йодных препаратов в угрожаемый период в течение 2-х суток с момента получения соответствующего распоряжения. В мирное время сроки выдачи средств защиты устанавливаются, исходя из прогнозируемых времен­ных параметров прохождения радиоактивного облака и реальных возможно­стей муниципальных органов власти по организации выдачи средств защиты. Допускается заблаговременная выдача средств защиты населению на личное хранение;

б) индивидуальные средства радиационной защиты населения должны быть удобными в эксплуатации, иметь малые габариты и обеспечивать:

Защиту от радиоактивных газов и аэрозолей, в том числе снижение нача­льной концентрации радиоактивного йода в воздухе и его ограничение не ме­нее чем в 100 раз;

Надежную защиту глаз и кожных покровов от альфа - и бета- излучений;

Сохранность защитных и эксплуатационных характеристик до 5 лет;

Температурный режим использования - от -40 до +40°С:

Возможность непрерывной эксплуатации в течение 6-8 часов.

При радиационных авариях необходимо предусматривать следующие уров­ни индивидуальной защиты (в зависимости от категории работающих и насе­ления):

Первый (высокий) уровень защиты - для аварийно-спасательных фор­мирований при недостаточно известной радиационной обстановке (первая ка­тегория работающих - спасатели);

Второй (средний) уровень защиты - для ремонтных бригад и восстано­вительных формирований (вторая категория работающих - ремонтный пер­сонал, ликвидаторы);

Третий уровень - легкая защита - для медицинских формирований, службы охраны, работников правоохранительных органов, находящихся в не­посредственной близости от очага радиационной аварии (третья категория ра­ботающих - содействующие подразделения);

Четвертый уровень - кратковременная защита - для персонала органи­заций и населения, подлежащего эвакуации из зоны аварии (четвертая катего­рия - эвакуируемые).

Средства защиты, используемые для работающих первых трех категорий, определяются ведомственными документами.

Для защиты органов дыхания персонала и населения, отнесенных к четвер­той категории , должны использоваться фильтрующие средства индивидуаль­ной защиты, обеспечивающие защиту от аэрозолей, паров радиоактивного йода и его соединений либо паров фтористого водорода, гексафторида урана и про­дуктов его гидролиза (высокоэффективные легкие респираторы).

Химическая защита

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, на­правленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опасных веществ на население и персонал химически опасных объектов, уме­ньшение масштабов последствий химических аварий .

Необходимость проведения мероприятий химической защиты обуславлива­ется токсичностью аварийно химически опасных веществ, попадающих в окру­жающую среду в результате аварий на химически опасных объектах, а также других событий.

Отнесение предприятий, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих, транспортирующих, уничтожающих АХОВ, к опасным производст­венным объектам проводится в соответствии с критериями их токсичности, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности про­изводственных объектов».

Мероприятия химической защиты выполняются, как правило, заблаговре­менно, а также в оперативном порядке в ходе ликвидации возникающих чрез­вычайных ситуаций химического характера.

Важнейшим фактором, предопределяющим ход защитных мероприятий, является, как правило, быстротечность химических аварий. Защитные ме­роприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней или ее инициирования. Организационно-техническими условиями раннего обнаружения химической ава­рии является наличие на химически опасном объекте эффективных систем контроля технологических процессов, систем (автоматизированных систем) контроля химической обстановки и локальных систем оповещения, а также результативная работа и профессионализм дежурных диспетчерских служб предприятий. В настоящее время в нашей стране автоматизированными сис­темами обнаружения аварий оснащено большинство крупных химически опасных объектов, на которых они предусмотрены нормативными требованиями, но до 80% из них устарели и находятся в эксплуатации более 20 лет. Оповещение о химической аварии должно проводиться локальными системами оповещения. Решение на оповещение персонала и населения принимается дежурными сменами диспетчерских служб аварийно химически опасных объектов. Если прогнозируемые последствия аварии не выходят за пределы объекта, об аварии оповещаются дежурные смены аварийных служб, администрация и персонал предприятия, а также местные органы управления РСЧС. При авариях, когда прогнозируется распространение поражающих факторов АХОВ за пределы объекта, оповещаются также население, руководители и персонал предприятий и организаций, попадающих в границы действия локальных систем оповещения. При крупномасштабных химических авариях, когда локальные системы не обеспечивают требуемого масштаба оповещения, наряду с ними задействуются территориальные и местные системы централизованного I оповещения. При возникновении химической аварии в целях последующего осуществ­ления конкретных защитных мероприятий организуется химическая разведка и проводится оценка обстановки, сложившейся (складывающейся) в ре­зультате аварии. Определяется наличие АХОВ, характер и объем выброса, на­правление и скорость движения облака, время прихода облака к тем или иным объектам производственного, социального, жилого назначения, территория, охватываемая последствиями аварии, в том числе степень ее заражения АХОВ и другие данные. Характеристики основных АХОВ приведены в табл. 2.4.3

В ходе разведки используются газоанализаторы и газосигнализаторы (ОГ-2, ГСА-12 и др.), приборы газового контроля (УПГК), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР и др.) с индикаторными трубками на АХОВ. В настоящее время, благодаря усилиям МЧС России, разрабатываются и внедряются новые перспективные средства выявления и оценки химической обстановки: фотоколориметрический газоанализатор ИФГ на семь АХОВ, индивидуальный прямопоказывающий газоанализатор «Колнон-2В» на десять веществ, универсальный прибор газового контроля УПГК «Лимб» на весь спектр АХОВ и другие.

При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно ис­пользуются индивидуальные средства защиты.

Характеристика основных аварийно химически опасных веществ

Наименование АХОВ

Физические свойства

Токсические свойства

Средства зашиты

Агрегатное состояние при 20 "С

Плотность жидкости, г/см 3

Температура кипения, °С

Пороговая токсодоза, мг-мин./л

ПДК, мг/м 3

Промышленные противогазы

Рабочей зоны

Населенных пунктов

Азотная кислота

жидкость

В, ГП-5 +Ш1Г

КД, ГП-5 +ППГ

Ацетононитрил

жидкость

А, В, ГП-5, ГП-7

Ацетоциангидрин

жидкость

А, В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Водород хлористый

А, В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Водород фтористый

Водород цианистый

жидкость

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Диметиламин

А, Г, ГП-5, ГП-7, ПМК

Метиламин

А, Г, ГП-7, ПМК

Метил бромистый

Метил хлористый

Нитрил акриловой кислоты

жидкость

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

Окись этилена

М, ГП-5 +ППГ

Сернистый ангидрид

Сероводород

КД, ГП-5, ГП-7, ПМК

Сероуглерод

жидкость

ГП-5, ГП-7, ПМК

Соляная кислота

жидкость

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Формальдегид

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

А, В, Г, ГП-5, ГП-7, ПМК

Хлорпикрин

жидкость

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

ПДК рабочей зоны - предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м 3 . Эта концентрация при ежеднев­ной работе в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

ПДК населенных пунктов(средне-суточная) - предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе населенных пунктов, мг/м 3 . Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом вдыхании.

При этом производственный персонал химически опасных объектов для за­щиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изоли-

рующие противогазы; или промышленные фильтрующие противогазы, рас­считанные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствую­щих объектов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защиты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. Средства индивидуальной защиты для персонала объектов, как прави­ло, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.

Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ ингаляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Для детей используются противогазы фильтрую­щие ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев - камеры защит­ные детские КЗД-4, КДД-6. Всем этим средствам присущ крупный недоста­ток они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота, окисла этилена, бромистого и хлористого метила). Для защиты от этих ве­ществ служат дополнительные патроны к противогазам ДПГ-1 и ДПГ-3, кото­рые также защищают от окиси углерода. Однако камеры защитные детские не приспособлены для работы с дополнительными патронами, а защита малолет­них детей примерно до 7 лет противогазами с дополнительными патронами за­труднена из-за увеличения сопротивления дыханию. В настоящее время про­ходит конструкторскую отработку фильтрующий противогаз нового поколе­ния, который должен обеспечить защиту от всех возможных АХОВ.

Следует отметить, существует серьезная проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях химических аварий. Для защиты от АХОВ средства должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. Однако из-за удаленности мест хра­нения, время их выдачи нередко составляет от 2-3 до 24 часов. За этот период население, попавшее « зону химического заражения, может получить пора­жения различной степени тяжести. В связи с этим согласно распоряжению Правительства Российской Федерации в шести областях (Волгоградской, Ка­лининградской, Нижегородской, Омской, Самарской и Челябинской) в каче­стве эксперимента осуществлена заблаговременная выдача противогазов в лич­ное пользование В случае положительного результата эксперимента подобная практика будет применена для обеспечения химической защиты населения дру­гих регионов страны и том числе проживающего вблизи объектов, на которых осуществляется хранение и уничтожение химического оружия.

При химических авариях важную роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация в этих случаях может выполняться в упрежда­ющем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуще­ствляется в случаях угрозы процессе длительных по времени крупномасш­табных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химическо­го заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий целью срочного освобождения от людей местности по направлению распространения облака АХОВ.

Процесс принятия решения об эвакуации в условиях химической авар очень ответственен и оперативен. Он должен базироваться на точном знании быстро меняющейся обстановки, учета удаленности мест, из которых производится эвакуация, до места аварии, реальной оценки возможностей провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха. Ошибочное или опоздавшее решение на эвакуацию может не улучшить, а усугубить обстановку подвергнуть людей, покинувших помещение, служившее им укрытием, химическому воздействию.

Поэтому в условиях химической аварии в некоторых случаях более целесообразно использовать для защиты людей от первичного, а в течение непродолжительного времени и от вторичного облака зараженного воздуха жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше воздухообмен в используемом для защиты помещении, тем выше его защитные свойства. Так, жилые и офисные помещения более защищены, чем помещения производственного назначения. В результате дополнительной герметизация оконных, дверных проемов, других элементов зданий защитные свойства помещений могут быть увеличены. На эффективности использования данного способа защиты существенно сказывается этажность постройки.

Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях граж­данской обороны, прежде всего в убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ. Особенно применим этот способ защиты к персоналу.

По техническим характеристикам средств очистки и регенерации воздуха, которыми оснащены убежища, а также допустимым параметрам воздушной среды в их помещениях, в условиях химических аварий может быть обеспече­на надежная защита укрываемых:

В режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) для всех видов АХОВ в любых концентрациях - на время до 6 часов;

В режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1 мг/м 3 - на время 4-5 часов.

По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости - в индивидуальных средствах защиты.

Узким местом, осложняющим применение убежищ при химических авариях, является состояние их оборудования для очистки воздуха. Вследствие кризисных явлений в экономике производство этого вида оборудования прекращено или объемы его производства снижены. Между тем,срок годно­сти регенеративных патронов для регенерации воздуха и фильтров-поглотите­лей для фильтровентиляционных установок убежищ в большинстве случаев истек или близок к этому.

Медико-биологическая защита

Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и сниже­нию тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадав­шим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникно­вении чрезвычайных ситуаций биологического характера .

Она достигается :

Своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоо­тии, очагов заражения биологического характера;

Рациональным использованием имеющихся сил и средств учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности;

Развертыванием в угрожаемый период необходимого количества лечеб­ных учреждений, медицинских формирований и учреждений;

Созданием резерва медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества;

Проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих защитных мероприятий;

Своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пора­женным (больным);

Проведением профилактических медицинских мероприятий, преду­преждением возникновения и распространения массовых инфекционных за­болеваний, а в случае их возникновения - быстрейшей их локализации и лик­видации;

Контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

Проведением профилактической иммунизации (вакцинации) населения;

Заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучени­ем населения приемам и способам оказания медицинской помощи поражен­ным, само- и взаимопомощи и др.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации биологического характера осуществляются следую­щие основные мероприятия медико-биологической защиты населения :

Оповещение населения о биологическом заражении;

Проведение неспецифической биологической разведки и контроля с це­лью установления факта применения опасных биологических веществ, уточ­нения их таксономической группы, определения границы района биологиче­ского заражения;

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и медицин­скими средствами экстренной профилактики;

Эвакуация населения из районов биологического заражения в накопите­ли (обсерваторы), если не установлен карантинный режим;

Оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным в чрезвычайной ситуации;

Локализация места вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;

Выбор рациональных способов обеззараживания (дезинфекции) вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;

Удаление продуктов обеззараживания (дезинфекции) на открытом про­странстве или в закрытых помещениях;

Развертывание площадки для уничтожения опасных биологических ве­ществ, укупорок и тары, в которых они содержались (при необходимости);

Уничтожение опасных биологических веществ, укупорок и тары, их со­держащих;

Контроль полноты обеззараживания (дезинфекции) опасных биологиче­ских веществ;

Сбор зараженной одежды;

Проведение специальной обработки средств индивидуальной защиты, обмундирования и техники, а также санитарной обработки личного состава спасателей, участвовавших в локализации и ликвидации чрезвычайных ситу­аций;

Отбор проб и их передача в лаборатории сети наблюдения и лаборатор­ного контроля;

Оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным, при необходимости размещение пораженных в специализированных медицинских учреждениях (обсерваторах);

Развертывание технических средств и проведение дезинфекции, лока­лизации опасных биологических веществ, специальной обработки участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и тех­ники;

Развертывание пункта сбора и сбор зараженных средств индивидуальной зашиты органов дыхания и кожи, обмундирования, одежды, обуви, снаряже­ния и имущества;

Удаление продуктов обеззараживания (дезинфекции), оставшихся после проведения специальной обработки;

Осуществление контроля за состоянием воздуха и поверхностей, подвер­гшихся заражению;

Проведение санитарной обработки личного состава аварийно-спасательных формирований и обслуживающего персонала, участвовавших в проведении работ.

При чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой и возникновением эпи­демий, важнейшей мерой локализации опасности распространения болезни яв­ляется установление в зоне чрезвычайной ситуации режима карантина или об­сервации. При карантине осуществляются организационные, режимно-ограничительные, административно-хозяйственные, санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, направ­ленные на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспе­чение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию (ГОСТ Р22.0.04-95). Режимно-ограничительные мероприятия при обсервации предусматривают наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение противоэпидемиче­ских, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-террито­риальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усили­вается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснаб­жения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливает­ся контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляют­ся санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения

К населению, пострадавшему при ведении военных действии или вследст­вие этих действий (далее - пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию поражающих факторов, а также лишившееся необ­ходимых средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное жизнеобеспечение включает: снабжение населения жиз­ненно важными материальными средствами, коммунально-бытовыми услуга­ми, предметами первой необходимости; оказание медицинской помощи; информационно-психологическую поддержку.

По каждому виду обеспечения разрабатываются планы обеспечения, кото­рые должны содержать объемы решаемых задач, перечень сил и средств для их решения, распределение материальных ресурсов по решаемым задачам с ука­занием сроков их поставки и поставщиков.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает:

Своевременное оказание медицинской помощи;

Проведение противоэпидемических мероприятий;

Наблюдение и лабораторный контроль за внешней средой, водоисточни­ками, продуктами питания;

Санитарно-просветительную работу среди населения;

Дополнительное развертывание лечебной базы.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте ведения спасательных работ силами сандружин и спасателей, а также в порядке само и взаимопомощи.

Первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к эвакуации в ле­чебные учреждения производится отрядами первой медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще­ствляется в стационарных лечебных учреждениях.

Обеспечение пострадавшего населения жильем включает:

Использование (после проведения инвентаризации и оценки состояния) сохранившегося жилого фонда;

Использование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха и т.д.);

Развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домиков, палаток, юрт, землянок и др.);

Временное подселение пострадавшего населения на площади сохрани­вшегося жилого фонда.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания включает:

Использование запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;

Повышение производительности сохранившихся мощностей по про­изводству продуктов питания;

Подвоз продовольствия из не пострадавших районов;

Развертывание временных пунктов питания с использованием по­движных кухонь, хлебопекарен и др. мобильных технических средств;

Определение порядка и организация обеспечения населения продуктами питания (списки, талоны, очередность, нормы отпуска и т.д.);

Организацию взаимодействия с органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов.

При оценке потребностей в продуктах питания необходимо учитывать, что впервые 2-3 суток наиболее вероятна организация питания с использовани­ем сухих пайков, консервов и др.

Обеспечение пострадавшего населения водой включает:

Восстановление магистральных водопроводов;

Контроль за качеством воды;

Доставку воды емкостями на передвижных средствах;

Опреснение, очистку и обеззараживание воды (в случае необходимости);

Использование защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, резервуаров.

Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из минимальной нормы 8-10 литров в сутки на человека.

Из других видов коммунально-бытовых услуг пострадавшее население обеспечивается необходимыми топливо энергетическими ресурсами (тепло, горячая воды, электроэнергия, газ), а также банями, душевыми, туалетами и т.д.

При дефиците используются нестандартные, простейшие средства - пере­движные малогабаритные станции, теплоэнергоносители локомотивов и су­дов, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачечные, туалеты.

Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обу­вью, предметами личной гигиены и т.д.) предусматривает:

Использование предметов первой необходимости из резерва, а также из поврежденных и разрушенных складов;

Сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди насе­ления;

Организацию выдачи;

Использование текущих запасов торговли по долговым распискам.

Информационное обеспечение пострадавшего населения включает:

Организацию оперативного информирования населения с использова­нием стационарных и подвижных средств;

Проведение обходов мест проживания и нахождения людей;

Установку информационных пунктов в местах проживания и нахожде­ния людей;

Создание справочно-информационной службы для информирования людей о местах нахождения пострадавших и местах расселения эвакуируемых;

Создание из специалистов бригад психологической поддержки.