Основы научной организации труда и производства. История развития научной организации труда

Научная организация труда (НОТ) илинаучное управление (англ. Scientific management ) - управление производственным процессом на основе системного анализа.

Основные положения НОТ сформулировал американский инженер Ф. У. Тейлор в 1910-1915 гг. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся:

    Рационализация методов труда;

    Подготовка рабочих кадров.

История развития научной организации труда

Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Конечно, и до Тейлора были достижения в области организации труда, поскольку с тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств. Но подобные стремления в виде желаний, замыслов, попыток представляли собой лишь хаос неосознанной мысли. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства. В своих работах Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

Тейлор определил задачи, которые решаются в рамках НОТ:

    Совершенствование форм разделения труда;

    Улучшение организации рабочих мест;

    Рационализация методов труда;

    Оптимизация нормирования труда;

    Подготовка рабочих кадров.

Научная организация труда за рубежом

Выдающийся вклад в становление и развитие организации труда и производства на основе конвейерных линий в автомобиле- и тракторостроительном комплексах принадлежит американцу Генри Форду-старшему. Еще один американец - Гаррингтон Эмерсон, автор «двенадцати принципов производительности», создал теорию организационной системы, которая охватывала труд работников не только отдельного предприятия, но и совокупности предприятий.

Научная организация труда в ссср

Наряду с достижениями отмеченных выше и других зарубежных ученых и практиков в развитии научной организации труда, в этой области знаний и в практической их реализации достойно представлены наши отечественные исследователи и разработчики.

Первые десятилетия XX в. (точнее 20-е-начало 30-х годов) в СССР отмечены большими достижениями в развитии теории и практики научной организации труда. Одним из первых российских теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов (1873-1928). В 1912 г. вышло первое, а в 1922 г. - третье, переработанное и дополненное, издание его фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». Как пояснял автор, «тектология в переводе с греческого означает учение о строительстве. „Строительство“ - наиболее широкий, наиболее подходящий синоним для современного понятия „организации“».

Если первое издание книги, по признанию А. А. Богданова, было «идеологически невостребованным», то последующие годы «великой дезорганизации как и великих организационных попыток» породили «острую потребность в научной постановке вопросов организации. Развиваются частичные прикладные науки этого типа - об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии…».

А. А. Богданов - человек огромной эрудиции (врач, философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель) - в своей теории организации предстал одним из пионеров системного подхода в познании различных явлений. Идеи сформулированной им науки - тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации - предвосхитили идеи кибернетики.

Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866-1941). В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем - книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг. пять изданий, переведена в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах. В ней он писал, что проблема научной организации труда «представляет собой редкое сочетание глубокого теоретического интереса с практическим значением остро актуальной задачи».

Осуществив подробный анализ системы организации труда, созданной Тейлором. О. А. Ерманский выделил основные ее требования и среди них - самое существенное: «Ничто не должно делаться по рутине. Все, да¬же самая мелочь, должна быть предварительно исследована научно. Все Должно быть заранее предвидено, целесообразно построено и точно установлено. Работа рабочих и служащих должна быть точным выполнением этого заранее выработанного, подробно и научно обдуманного плана».

Наиболее известной работой О. А. Ерманского была «Теория и практика рационализации», изданная в 1925 г. и переизданная до 1933 г. пять раз.

Одним из важнейших законов человеческой работы О. А. Ерманский называл закон накопления упражнений (навыков), который создает возможность при неизменном расходе сил получать больший результат. Условием накопления упражнений является повторение одних и тех же движений.

Обоснованный О. А. Ерманским принцип оптимума исходит из того, что в вопросах рациональной организации центральную роль играют две величины: количество достигнутого полезного результата и количество расходуемой на его достижение энергии. Степень рационализации должна иметь критерий для суждения о ней, но им будет не количество достигнутого результата и не количество расходуемой энергии, а максимальное значение отношения количества достигнутого полезного результата к количеству расходуемой энергии, и наоборот - минимальное значение отношения.

О. А. Ерманский большое внимание уделял методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов, стандартизации организационных решений, механизации производства, организации массового производства и непрерывных потоков и др.

Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882-1938). Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 г. Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины в результате политических репрессий сталинского режима.

Научные идеи и воззрения А. К. Гастева реализовывались в работах ЦИТа. Первым программным документом института стали правила, сформулированные А. К. Гастевым в книге «Как надо работать».

Министерство образования и науки РФ

Зауральский Гуманитарно-технологический Институт


на тему "Научная организация труда"


Студента 3-го курса

Назарова Д.Н



I. Понятие и характеристика

II. Историческая справка

III. Организация работы по научной организации труда на предприятии

Список использованной литературы


I. Понятие и характеристика


Научная организация труда - это комплекс научных знаний и передового опыта, реализованных в менеджменте персонала компании с целью объединения коллектива в едином рабочем процессе, эффективного использования материальных и трудовых ресурсов.

Иначе говоря, это процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином "НОТ" характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия).

Научная организация труда - это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики. Таким образом, термины "научная организация труда" и "организация труда" выражают сущность одного и того же явления (процесса), а разница между этими понятиями определяется прежде всего методом, подходом к решению одних и тех же задач, состоянием системы взаимодействия работников друг с другом и со средствами производства в процессе трудовой деятельности.

На практике НОТ призвана решить 3 задачи :

экономическую;

психофизиологическую;

социальную.

Экономическая задача НОТ - создание условий целесообразного использования техники, материалов, сырья для обеспечения экономии живого и овеществленного труда на производство единицы продукции.

Психофизиологическая задача НОТ - создание наиболее благоприятных условий труда для обеспечения сохранности физического здоровья людей и их безопасности, поддержания высокого уровня их работоспособности.

Социальная задача НОТ - повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий обеспечения их профессиональных знаний. Учитывая постоянное совершенствование и развитие технической базы, технологических процессов, необходимо добиваться динамичного развития и совершенствования форм организации труда. Поэтому НОТ и представляет собой творческий процесс, обеспечивающий приведение в соответствие организации труда изменяющемуся уровню развития техники и технологии производства.

Можно выделить основные направления научной организации труда :

·внедрение новых, усовершенствованных орудий труда (улучшение организации рабочих мест и их обслуживания);

·изменение условий применения труда (рациональная организация труда в производстве и управлении, упорядочение взаимоотношений между отдельными элементами и процессами компании);

·повышение продуктивности живого труда (повышение квалификации, интенсификация труда, качественное улучшение условий труда, развитие мер материального и морального стимулирования, укрепление трудовой дисциплины и т. д.).


II. Историческая справка


Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Конечно, и до Тейлора были достижения в области организации труда, поскольку с тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств. Но подобные стремления в виде желаний, замыслов, попыток представляли собой лишь хаос неосознанной мысли. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства.

В своих работах Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

Тейлор определил задачи, которые решаются в рамках НОТ:

1.Совершенствование форм разделения труда;

2.Улучшение организации рабочих мест;

.Рационализация методов труда;

.Оптимизация нормирования труда;

.Подготовка рабочих кадров.

Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.


III. Организация работы по научной организации труда на предприятии

научный труд менеджмент

Работу по организации труда персонала предприятия следует начинать с изучения ее фактического состояния Для этого рекомендуется использовать данные учета и отчетности, материалы технико-экономических, психофизиологических и социологических исследований. Анализ состояния организации труда рекомендуется проводить для определения путей и методов ее совершенствования и ожидаемого экономического эффекта. В процессе анализа определяют состояние организации труда и степень ее соответствия уровню техники и технологии производства, выявляют причины и пути устранения имеющихся недостатков.

Анализ следует проводить на основе непосредственного изучения организации труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах предприятия. В ряде случаев анализ организации труда и производства дополняют анализом эффективности работы оборудования, технологической оснастки и других технических средств производства. Это определяет целесообразность комплексного анализа организации труда по всем или большей части направлений ее совершенствования с тем, чтобы в дальнейшем одновременно и во взаимосвязи решать вопросы организации труда и производства, техники и технологии. Для анализа состояния организации труда в целях ее совершенствования в целом по предприятию необходимо располагать системой показателей, характеризующих уровень организации труда.

Проектирование и внедрение НОТ на действующих предприятиях должно осуществляться планомерно как в порядке реализации планов, составленных на основе анализа существующей организации труда и предусматривающих ее совершенствование, так и в порядке работы по подготовке производства новых изделий, проводимой соответствующими службами предприятия.

В решении этой задачи возрастает роль служб по организации труда. Такое положение связано с рядом причин. Во-первых, повышение обоснованности мероприятий по совершенствованию организации труда требует проведения глубоких экономических, психофизиологических, социологических и других исследований, которые, как правило, должны выполняться специалистами. Во-вторых, вопросы совершенствования методов и приемов труда, конструкции и расположения организационной оснастки и подъемно-транспортных средств могут быть успешно решены не на отдельных рабочих местах, а в более широком масштабе: по цехам, предприятию в целом путем разработки и реализации типовых решений.

Практика свидетельствует о том, что чем шире к этой работе привлекаются основные функциональные службы предприятия, тем более обоснованными и эффективными являются принимаемые решения. В работе по НОТ должны участвовать в соответствии с их специализацией планово-диспетчерские, социологические, медицинские службы, отдел кадров и другие функциональные подразделения предприятий. Необходимо учитывать, что научная организация труда в компании характеризуется системностью. Обладая самостоятельными функциями, выполняя конкретные задачи, автономные структурные элементы компании взаимодействуют, строя свою работу на началах согласованности, в соответствии с закономерностями научной организации труда. Создание необходимых условий для высокопроизводительного творческого труда способен обеспечить только комплексный, системный подход в решении проблем научной организации труда.


Список использованной литературы


1.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

2.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / 7-е изд., доп. - М. : Норма, 2007. - 448 с.

Меликьян Г.Г. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М., 1996. 620 с.

Рофе А.И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов / М.: МИК, 2001. 366 с.

Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах: Великобритания, Германия, Италия, США, Япония и д.р.- М: Изд-во журн."Юридический бюллетень предпринимателя":ИНТЕЛ- 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поднаучной организацией труда (НОТ) понимается использование достижений наук (преимущественно психофизиологии, инженерной психологии, социальной психологии, гигиены труда, дизайна) для обеспечения эффективности труда.

К центральным задачам, которые решает НОТ, относятся две:

Создание на рабочих местах максимально благоприятных условий,

Обеспечение высокой работоспособности работающих.

Создание благоприятных условий на рабочих местах стало предметом пристальных и широких научных исследований и усовершенствований с начала XX в. и получило первичное воплощение в системе Ф. Тейлора не оно предусматривает научно обоснованные:

Конструирование рабочих мест (удобный стол, сиденье, оборудование необходимыми средствами, размещение их и инструмента);

Конструирование приборов и инструмента (панелей, экранов, шкал, ручек, включателей и пр.);

Создание рабочей среды, в которой находится работающий (освещенность, цвет, температура, состав воздуха, отсутствие излучений, шумов, помех);

Распределение функций между человеком и машиной, согласование их возможностей;

Проектирование машин, обладающих некоторыми возможностями человека (ныне это и проблема искусственного интеллекта);

Способы и приемы оптимального выполнения рабочих движений;

Распределение рабочих функций между совместно выполняющими работу (в конвейерном производстве, управлении самолетом, космическими аппаратами и др.).

Обеспечение высокой работоспособности сотрудников имеет в своей основе проблему предупреждения и снятия чрезмерной усталости и утомления, которые развиваются в процессе труда, снижают его эффективность и могут сказываться неблагоприятно на здоровье. Работоспособность - психологическая и физиологическая возможность человека эффективно выполнять работу в течение определенного времени. Расход запаса сил при работе приводит к возникновению и усилению утомления (состояние организма, связанное с угнетением функций центральной нервной системы, снижением возбудимости и лабильности, нарастанием торможения процессов высшей нервной деятельности, их рассогласования, нехваткой кислорода в организме, накоплением «шлака» - отходов обмена веществ, снижением энергетических ресурсов систем организма и пр.) и чувства усталости (состояние психики, характерное ощущением спада сил, слабости, разбитости, вялости, трудности и нежелания продолжать работу, желания отдохнуть и ухудшением психологических функций мышления, памяти, внимания, воли и др.). Чем больше усталость и утомление, тем ниже работоспособность и показатели эффективности труда. Утомление и усталость взаимосвязаны. Понятно, что утомление порождает чувство усталости и снижает работоспособность. Но чувство усталости, слабости, разбитости, нежелания работать может возникать и при полном запасе сил в организме. Это бывает при неумении настроиться на работу, отсутствии интереса к ней и трудолюбия, у любителей много спать или постоянно «расслабляться», после длительных перерывов в работе и пр.


Динамика работоспособности закономерна и имеет разные проявления (рис. 10.1). Причины ее не только физиологические, но и психологические.

Научная организация труда для поддержания работоспособности на высоком уровне рекомендует общие и специальные меры.

Общие меры заключаются в создании благоприятных условий на рабочих местах, о которых шла речь выше, и здоровой атмосферы в группах работающих. Смысл их - в исключении непроизводительного расходования сил. Рекомендуется самим работникам повышать психологическую устойчивость к негативно влияющим на психику факторам, если их нельзя избежать.

Специальные меры более прицельны и активны и рекомендуются к осуществлению самим работником. Работа меньше утомляет, если она интересна, делается с увлечением, приносит удовлетворение, радость, а поэтому нужно самостимулирование рабочего настроя. Положительно влияет тихая музыка, приятные мелодии. Отрицательно сказываются холод или жара в помещении, работа с переполненным пищей желудком, посторонние шумы; их надо устранять.

Важен режим труда и отдыха - чередование нагрузок и разгрузок, затрат сил и их восстановления. Существует микро- и макрорежим. Первый заключается во введении в процесс работы мер, направленных хотя бы на частичное восстановление сил. Это по возможности: микроперерывы длительностью 7- 10 минут через каждые 1,5 - 2 часа работы; периодические расслабления на рабочем месте в течение хотя бы 3-5 минут (отвалиться на спинку стула, опустить голову, закрыть глаза, расслабиться); гипервентиляция легких (10-15 медленных, глубоких, до конца вдохов и выдохов); изометрические упражнения (на рабочем месте, можно даже не прерывая сидячую работу, выполнить несколько 5-10-секундных мышечных напряжений и расслаблений. Например, обхватив ладонями стул снизу сидения, пытаться как бы поднять себя, а затем расслабиться; опереться руками о сидение и приподнять себя над стулом, расслабиться; подпереть голову руками, и пытаться подбородком вдавить их в стол, расслабиться и др.); 3-5-минутные физкультурные разминки на рабочем месте; временное переключение с утомившего вида действий на более простой.

Макрорежим предполагает: соблюдение установленной законом продолжительности обязательного рабочего дня, час обеденного отдыха, сутки отдыха в недельном и длительный отдых в годовом рабочих циклах, правильную организацию отдыха. Хорошо отдыхать - не просто много отдыхать. Важно - как отдыхать. Есть два основных вида отдыха: пассивный и активный. Пассивный отдых - обеденный перерыв, время по окончании работы, ежедневный сон продолжительностью 7-8 часов. Активный отдых - отдых, заполненный какой-то активностью, рассчитанной на ускоренное восстановление работоспособности. Науке давно известен «феномен Сеченова». Ученый проводил эксперименты по поднятию и опусканию груза одной рукой до полного отказа, т. е. крайнего мышечного утомления. Число поднятий подсчитывалось. Для отдыха отводился 10-минутный перерыв. В одной серии опытов испытуемые в перерыве прекращали всякую деятельность (пассивный отдых), в другой - в течение одной минуты поднимали груз, но другой рукой (активный отдых). Оказалось, что сила первой руки восстанавливалась значительно лучше во второй серии экспериментов, что объясняется физиологическими законами доминанты и индукции.

Современные исследования, подтверждая «феномен Сеченова», уточняют: активный отдых полезен при местном утомлении (что-то устало: глаза, мышление, спина, ноги и т.п.), переключении нагрузок (устала голова - активизируй мышцы, устали глаза - не занимайся во время отдыха просмотром телепередач или чтением и т.д.), если он не очень интенсивен и доставляет удовольствие.

Работоспособность можно повысить, но кратковременно, с помощью стимуляторов: глюкозы, витаминов, кофе, крепкого чая, лимона, тонизирующих препаратов, но не следует ими злоупотреблять.

Вхождение в должность

Начало работы на новом месте - достаточно сложное и трудное событие для нового сотрудника, а тем более для молодого специалиста. Это не просто административный акт или отрезок времени, который неизбежно завершается успехом. Надо умело и достойно его пройти, преодолев своеобразные психологические и педагогические трудности.

Вхождение в должность -процесс психической адаптации * молодого специалиста к деятельности и условиям по новому месту работы. Он включает:

* От лат. adaptio - приспособляю. Психологическая адаптация - настройка и приспособление психической деятельности (процессов, состояний, а при необходимости, и психических образований - навыков, качеств и др.) к активности в новых условиях.

профессиональную адаптацию: освоение функций, обязанностей и действий по должности. Приходится вспоминать, что изучалось ранее, подучиваться, обогащаться знаниями, навыками, умениями, отказываться от учебных привычек и условностей, добиваться реальных результатов в труде;

социально-психологическую адаптацию: привыкание к новому коллективу, новым людям, налаживание деловых и доброжелательных отношений с ними, завоевание их уважения, изучение и принятие существующих в нем формальных и неформальных норм поведения, включение в различные аспекты жизни коллектива, самоутверждение в коллективе;

бытовую адаптацию: привыкание к новому (по сравнению с учебой) режиму жизни, повышенным психологическим и физическим нагрузкам, решение жилищных проблем, вопросов питания, стирки, досуга.

Степень адаптационных трудностей задается степенью различий между учебой, образом жизни студента и профессиональной работой, а эти различия весьма велики. Трудности возрастают, если студент не очень напрягался в учебе, не вырабатывал у себя качеств профессионала, если работа по должности не очень совпадает с профилем полученного профессионального образования, если новый коллектив не очень развит и дружелюбен.

Адаптация протекает в три этапа:

Прием обязанностей и начала работы,

Углубленное освоение обязанностей,

Творческое повышение эффективности труда на основе полученного образования.

Первый этап обычно (сроки очень индивидуальны) длится 7-15 дней, второй - до 6-12 месяцев, а третий - до трех и более лет, в течение которых новичок считается молодым специалистом.

Вступая в должность на новом месте работы,следует:

Настроиться на успешную адаптацию с полным пониманием ее длительности, характера, сложностей и важности успеха для дальнейшей трудовой деятельности;

Рассматривать адаптацию не как чисто технический, профессиональный акт, но как личностную и социально-психологическую задачу, решение которой происходит под внешне малозаметным, но пристальным изучающим и оценивающим новичка наблюдением сослуживцев, как проверку качества его образованности и выучки, как акт самореализации и нового, более высокого уровня самоутверждения, как очередной экзамен жизни;

Действовать с полной мобилизацией сил, осмысленно, организованно, самокритично, без поспешных выводов о том, что адаптация завершена, не отчаиваясь при каких-то неудачах и продолжая учиться, учиться на практике.

Термин «организация » в широком плане означает объединение, соединение чего-либо в одно целое, упорядочение, приведение в систему.

Следовательно – организация труда - упорядочение, приведение в систему трудовой деятельности людей.

Организация труда – это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, приемы и методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест и их обслуживание, создание необходимых условий труда.

Организация труда может быть эмпирической , основанной на методах, полученных непосредственно трудовой практикой, и рациональной (научной) , установленной в соответствии с требованиями научно-познанных объективных закономерностей, а поэтому характеризоваться разной степенью объективности и научной обоснованности.

Научная организация труда – это организация труда, основанная на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяющих наиболее эффективно соединять технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивающая повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Главная цель научной организации труда – систематически улучшать организацию живого труда, приводить ее формы и методы в соответствие существующему уровню техники и технологии на данном предприятии.

Содержание научной организации труда составляют ее элементы и направления.

Элементы – методы и приемы труда, нормирование труда, формы организации и т.д., совокупность которых образует систему организации живого труда в коллективе.

Направления – пути практической деятельности, которыми характеризуется процесс совершенствования элементов.

Основные направления:

1. Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда (подбор, расстановка работников).

2. Определение наиболее рациональных форм и размеров трудовых коллективов.

3. Разработка и внедрение внутрисменных, суточных, недельных, месячных, годовых режимов труда и отдыха.

4. Планировка, оснащение и обслуживание рабочих мест на основных и вспомогательных работах.

5. Нормирование труда работников, занятых на различных работах в с/х.

6. Совершенствование основной и дополнительной оплаты труда.

7. Подготовка кадров, повышение профессиональной квалификации.

8. Улучшение санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических условий труда.

9. Укрепление дисциплины труда.

10. Разработка и использование рациональных методов и приемов труда, использование передового опыта.

Под принципом понимают требования, предъявляемые к чему-либо.

Основные принципы НОТ:

Принцип научности (для получения объективных данных об организации труда проводят исследования и анализ трудовых процессов);

Принцип комплексности (все разработки по НОТ, по всем направлениям должны разрабатываться комплексно);

Принцип оптимальности (из всех предложенных вариантов организации труда должен быть выбран оптимальный, т.е. наиболее подходящий);

Принцип экономической эффективности (все предлагаемые мероприятия по организации труда должны давать определенный экономический эффект);

Принцип гуманности (все разработанные мероприятия должны способствовать сохранению здоровья человека, повышать содержательность труда).

НОТ призвана решать следующие задачи:

1. Технико-технологические . Проектирование цехов, разработка новых технологических процессов, конструирование оборудования и оснастки и др.

2. Экономические . Создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства и друг с другом, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость продукции, высокую рентабельность производства. (обоснованные и напряженные нормы труда, оптимальная кооперация и разделение труда)

3. Психофизиологические . Создание благоприятных условий труда на рабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человека в течение длительного периода времени, сохранение его здоровья. (режимы труда и отдыха, оптимальный темп работ)

4. Социальные . Повышение содержательности и привлекательности труда. Оптимальное сочетание физических и умственных усилий работников при выполнении возложенных на них функций или работ.

Перейти на... 1.1. Понятие предприятия, его задачи и основные признаки. 1.2. Гражданский кодекс РБ и закон РБ «О предприятиях РБ» как основные документы, регламентирующие деятельность предприятия 1.3. Характерные признаки и свойства предприятия как производственной системы 1.4. Классификация предприятий и их место во внешней среде 2.1. Формы общественной организации производства. 2.2. Особенности форм организации производства, их преимущества и недостатки. 3.1. Понятие о прозводственной структуре предприятия и факторы, определяющие ее. 3.2. Структура основного производства. Показатели, характеризующие структуру предприятия. Пути совершенствования производственной структуры 4.1. Понятие о типах производства. Основные типы производства: единичные, серийные, массовые 4.2. Сравнительная технико-экономическая характеристика типов производства 5.1. Понятие о производительности труда как показателе уровня организации производства 5.3. Разделение и кооперация труда 5.4. Основные правила организации труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда 6.1. Сущность и задачи нормирования труда 6.2. Трудовой процесс и его составные части 6.3. Классификация затрат рабочего времени 6.4. Методы изучения затрат рабочего времени 6.5. Хронометраж операций 6.6. Фотография использования рабочего времени 6.7. Фотохронометраж 6.8. Нормы труда, их структура и классификация 6.8. Нормы труда, их структура и классификация 6.9. Нормативы по труду, классификация по степени укрупнения показателей, по назначению 6.10. Методы нормирования 6.11. Нормирование труда руководителей и специалистов 6.12. Учет выполнения норм труда. Внедрение и пересмотр норм труда 7.1. Понятие производственного процесса. Виды и принципы его рациональной организации 7.2. Производственный цикл, его структура. Определение длительности производственного цикла 7.3. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда. Пути сокращения длительности производственного цикла 8.1. Понятие о методах организации производства. Их виды: непоточный, поточный, автоматизированный 8.2. Организация непоточного производства 8.3. Организация поточного производства 8.4. Организация автоматизированного производства 9.1. Понятие о производственной мощности предприятия. Факторы, определяющие ее 9.2. Расчет производственной мощности 9.3. Пути улучшения использования производственной мощности 10.1. Ритмичность производства и ее определение 10.2. Содержание, задачи, состав и системы оперативно-производственного планирования 10.3. Оперативно-производственное планирование в массовом, серийном и единичном производстве 10.4. Оперативное регулирование производства и его организация. Подсистема оперативно-производственного планирования в автоматизированной системе управления предприятием 11.1. Сущность технической подготовки производства. Основные ее задачи 11.2. Этапы технической подготовки производства: конструкторский, технологический, организационно-экономический 11.3. Направления ускорения технической подготовки производства 12.1. Периоды освоения производства новой продукции и их содержание 12.2. Факторы, определяющие время освоения, формы и методы перехода на выпуск новых изделий, условия их применения 13.1. Понятие об инфраструктуре предприятия, ее состав и задачи 13.2. Организация обслуживания производства инструментом и технологической оснасткой 13.3. Организация обслуживания производства ремонтом технологического оборудования 13.4. Организация энергетического хозяйства предприятия 13.5. Организация транспортного и складского обслуживания производства 14.1. Понятие качества продукции. Показатели качества продукции: обобщающие, комплексные, единичные 14.2. Понятие технического уровня продукции. Методы оценки технического уровня продукции 14.3. Сертификация продукции. Система управления качеством продукции 14.4. Сущность технического контроля и его виды 14.5. Организация технического контроля на предприятии. Объекты и средства технического контроля 14.6. Методы количественной оценки уровня качества продукции 15.1. Организационное построение и структура службы снабжения 15.2. Функции материально-технического обеспечения на предприятии 15.3. Организация хозяйственных связей 15.4. Формы организации поставок продукции 15.5. Организация снабжения производственных цехов и участков. Определение лимита 15.6. Документация, используемая при организации снабжения производственных цехов и участков 15.7. Управление производственными запасами. Определение норм и нормативов производственных запасов 16.1. Сущность и задачи организационного проектирования 16.2. Элементы проекта организации производства. Методы организационного проектирования 16.3. Состав и содержание организационных проектов 16.4. Основные резервы развития производства, их сущность и классификация 16.5. Исследование состояния организации производства. Источники получения информации 16.6. Разработка плана совершенствования организации производства

Организация труда - это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, приемы и методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест и их обслуживание, создание необходимых условий труда. Организация труда может быть эмпирической, основанной на методах, полученных непосредственно трудовой практикой, и рациональной (научной), установленной в соответствии с требованиями научно-познанных объективных закономерностей, а поэтому характеризоваться разной степенью объективности и научной обоснованности. Научная организация труда - это организация труда, основанная на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяющих наиболее эффективно соединять технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивающая повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Главная цель научной организации труда - систематически улучшать организацию живого труда, приводить ее формы и методы в соответствие существующему уровню техники и технологии на данном предприятии. Содержание научной организации труда составляют ее элементы и направления. Элементы - методы и приемы труда, нормирование труда, формы организации и т.д., совокупность которых образует систему организации живого труда в коллективе. Направления - пути практической деятельности, которыми характеризуется процесс совершенствования элементов.

Основные направления:

1. Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда (подбор, расстановка работников).

2. Определение наиболее рациональных форм и размеров трудовых коллективов.

3. Разработка и внедрение внутрисменных, суточных, недельных, месячных, годовых режимов труда и отдыха.

4. Планировка, оснащение и обслуживание рабочих мест на основных и вспомогательных работах.

5. Нормирование труда работников, занятых на различных работах в с/х.

6. Совершенствование основной и дополнительной оплаты труда.

7. Подготовка кадров, повышение профессиональной квалификации.

8. Улучшение санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических условий труда.

9. Укрепление дисциплины труда.

10. Разработка и использование рациональных методов и приемов труда, использование передового опыта.

Под принципом понимают требования, предъявляемые к чему-либо.

Основные принципы НОТ:

Принцип научности (для получения объективных данных об организации труда проводят исследования и анализ трудовых процессов);

Принцип комплексности (все разработки по НОТ, по всем направлениям должны разрабатываться комплексно);


Принцип оптимальности (из всех предложенных вариантов организации труда должен быть выбран оптимальный, т.е. наиболее подходящий);

Принцип экономической эффективности (все предлагаемые мероприятия по организации труда должны давать определенный экономический эффект);

Принцип гуманности (все разработанные мероприятия должны способствовать сохранению здоровья человека, повышать содержательность труда).

НОТ призвана решать следующие задачи:

1. Технико-технологические. Проектирование цехов, разработка новых технологических процессов, конструирование оборудования и оснастки и др.

2. Экономические. Создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства и друг с другом, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость продукции, высокую рентабельность производства. (обоснованные и напряженные нормы труда, оптимальная кооперация и разделение труда)

3. Психофизиологические. Создание благоприятных условий труда на рабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человека в течение длительного периода времени, сохранение его здоровья. (режимы труда и отдыха, оптимальный темп работ);

4. Социальные. Повышение содержательности и привлекательности труда. Оптимальное сочетание физических и умственных усилий работников при выполнении возложенных на них функций или работ.