Действие административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц Действия административно правовых норм кругу лиц

Обязательность административно-правовых актов, их действие не беспредельно, а ограничено пространством, временем и кругом лиц.

В первую очередь разберем действие правовых норм во времени. Момент начала действия норм определяется следующими правилами:

а) если в нормативном акте, содержащем административно-правовую норму, указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступает в силу общее правило для данного вида нормативных актов, установленное законом или иным актом. Согласно закону РФ от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства, содержащие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и других нормативных актах.

Действие нормативных актов прекращается в случае:

а) прямой отмены;

б) по истечении срока, на который принят нормативный акт;

в) принятия нового нормативного акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим органом.

С действием административных актов во времени связаны вопросы обратной силы и переживания. В статье 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отменяющий ответственность, обратной силы не имеет, т.е. акты не распространяются на те факты, которые имели место до вступления его в силу.

Переживание акта - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения акта к фактам, которые были в момент его действия.

Вопрос о действии правовой нормы имеет большое практическое значение. От его правильного решения зависит нома, которая будет применяться в конкретном случае.

Действие административно-правовых норм в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территории.

Пространство, на которое распространяется суверенитет государства, включает в себя сушу, внутренние воды и т.п.

В связи со способностью нормы переживать Бахрах выделяет следующие типы действия новой и старой норм во времени:

1. Перспективное действие новой нормы - на факты, возникшие после вступления в силу ее, порождающие новые правоотношения; старая норма в этом случае переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли в ее основе и после даты вступления в силу новой.

2. Немедленное действие новой нормы - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления ее в силу; а старая норма прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утраты ею силы.

3. Обратное - на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу с какой-то более ранней даты или даже с момента их возникновения. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает также возникшие правоотношения. Старая досрочно прекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой [Бахрах, статья, стр. 16]. При таком понимании обратная сила нормы - это ее ревизионная сила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей.

1. Общим правилом является немедленное действие нормы.

2. Норма, ухудшающая правовое положение граждан (многих или даже некоторых), имеет в отношении этих граждан лишь перспективное значение.

3. Норма, смягчающая или отменяющая ответственность за правонарушения, имеет обратную силу.

4. Исключения из этих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы, принятой тем же органом, который установил норму основную.

В некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе. Возможен их «выход» и за государственные границы РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций и граждан в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними соглашениями или многосторонними. Также административные нормы имеют свой круг лиц, на который они распространяются. Ряд норм распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там нормы права РФ не действуют.

Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются нормы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие нормы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, государственных служащих, депутатов и т.д.

Таким образом, мы видим, что нормы административного права имеют свою территорию, круг лиц, время, на которые они распространяются.

Термин «уголовное право» в современной юридической литературе употребляется для обозначения трех относительно самостоятельных явлений: во-первых, отрасли национального права, во-вторых, отрасли юридической науки и, в-третьих, учебной дисциплины. Уголовное право - как отрасль права, представляет собой кодифицированную совокупность правовых норм, установленных законодательной властью, регулирующих охранительные уголовно-правовые отношения, общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при предупреждении преступлений, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, устанавливающих наказания и иные меры уголовной ответственности, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Раскройте задачи уголовного права

Исходя из той социальной роли уголовного права, которая проявляется в его функциях, действующее уголовное законодательство Беларуси в ст. 2 Уголовного кодекса определяет, что задачами уголовного права являются охрана «мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств», способствование «предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь».

Перечислите и раскройте содержание принципов уголовного права

Принципами уголовного закона и уголовной ответственности согласно ст. 3 УК являются: 1) законность; 2) равенство граждан перед законом; 3) неотвратимость ответственности; 4) личная виновная ответственность; 5) справедливость; 6) гуманизм.
Принцип законности означает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Республики Беларусь. Нормы кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных уголовным кодексом.
Принцип личной виновной ответственности означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные уголовным кодексом, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.
Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма означает, что уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности челрвека. Лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Дайте определение уголовного закона

Под уголовным законом понимается принятый в соответствии с Конституцией нормативный акт, регламентирующий уголовно-правовые отношения, то есть отношения по поводу преступления и ответственности за него. Единственным уголовным законом, действующим на территории страны, является Уголовный кодекс Беларуси (ст.1 УК)
Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, источником уголовного права не являются. Не являются также источником уголовного права разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Уголовный закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения уголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Структура Уголовного кодекса Республики Беларусь
По структуре уголовный закон делится на Общую часть и Особенную часть. Общая часть содержит нормы (статьи 1-121 УК), устанавливающие задачи и принципы уголовного права, регулирующие действие уголовного закона, определяющие признаки преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, цели уголовной ответственности, виды наказания, порядок его назначения, порядок применения принудительных мер безопасности и лечения, особенности ответственности несовершеннолетних.
Особенная часть содержит исчерпывающий перечень конкретных преступлений (статьи 122-466 УК). Взаимосвязь Общей и Особенной частей кодекса заключается в том, что нормы Общей части распространяются на все статьи части Особенной. Все противоречия между ними должны разрешаться в пользу Общей части, так как она содержит основополагающие понятия и принципы признания деяния преступными и применения уголовной ответственности к виновному.
В свою очередь части делятся на разделы, в которых группируются нормы, регулирующие широкую группу однородных отношений. Разделы включают в себя главы. В главах заключены нормы, объединённые более узким содержанием правоотношений. Главы состоят из статей, посвящённых отдельным институтам уголовного права либо составам преступлений.

Понятие уголовно-правовой нормы

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное государством и закреплённое в Уголовном кодексе правило должного поведения, устанавливающее запрет на совершение определенных действий либо предписывающее совершение того или иного деяния. Иначе говоря, уголовно-правовая норма – это властное веление, предписание государства, обращенное к гражданам, в котором определяется какие деяния запрещено совершать под угрозой уголовного наказания. Речь, прежде всего, идет о нормах Особенной части уголовного права, то есть об уголовно-правовых нормах в собственном смысле этого слова. Именно в них определяется преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для господствующих в обществе отношений. Структура норм Общей части различна и подчинена задачам наиболее полного раскрытия основных положений о преступлении и уголовной ответственности. Структура норм Особенной части одинакова: каждая статья имеет диспозицию и санкцию, либо несколько диспозиций и санкций, сгруппированных в части статьи.
Диспозиция - часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава преступления.
Санкция - часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за преступление, указанное в диспозиции.

Укажите виды диспозиций и санкций

Существуют следующие виды диспозиций:
Простая диспозиция - это диспозиция, в которой дается лишь наименование преступления.
Описательная диспозиция - это диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного преступления.
Бланкетная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другие нормативные правовые акты.
Ссылочная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другую статью или часть статьи УК, где называется преступление или дается описание его признаков.
Диспозиция с альтернативными действиями - это диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует преступление.
Смешанная диспозиция - это диспозиция, в которой содержатся признаки двух или более видов диспозиций.
Существуют следующие виды санкций:
- относительно определенная;
- альтернативная.
Относительно определенная санкция — такая санкция, в которой определен только один вид наказания и его низший и высший пределы или только высший предел.

Назовите принципы действия уголовного закона

Основополагающие идеи, которые закреплены в нормах отрасли права и определяют его содержание в целом, образуют его принципы. Действие уголовного закона основывается на собственных принципах, которые подразделяются в соответствии со следующими направлениями: действие уголовного закона в пространстве (территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип), действие уголовного закона во времени (вступление уголовного закона в силу, прекращение действия закона, обратная сила закона), действие уголовного закона по кругу лиц (в силу ст. 6 УК гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в стране лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК республики, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление).

Действие уголовного закона во времени

Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Понятие действия уголовного закона во времени слагается из трех основных моментов:
а) вступление уголовного закона в силу;
б) прекращение действия закона;
в) обратная сила закона.
Закон: устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь ст. 62 УК.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Основания прекращения действия уголовного закона

Прекращение действия уголовного закона означает, что его нормы не могут применяться к деяниям, которые в нем зафиксированы, и, следовательно, по данному закону за эти деяния не может наступать уголовная ответственность. Основаниями прекращения действия уголовного закона являются: отмена уголовного закона; замена ранее действующего уголовного закона другим вновь принятым; истечение срока действия, на который закон был принят (временный характер).

Условия применения действия обратной силы уголовного закона

Обратную силу можно считать исключением из общего правила действия уголовного закона во времени, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Обратную силу имеют только более мягкие законы, т.е. если они:
устраняют преступность деяния;
смягчают наказание;
иным образом улучшают положение лица, совершившего преступление.
Более мягкий уголовный закон распространяется на лиц, совершивших деяние до введения его в действие, включая и лиц, которые отбывают наказание либо уже отбыли наказание, но еще имеют судимость.
Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, который полностью исключил уголовную ответственность за деяние, признаваемое ранее преступлением, либо сузил (ограничил) признаки, позволяющие признавать то или иное деяние преступным
Законом, смягчающим наказание, признается закон, если, например, он снижает верхний или нижний пределы наказания, установленного в санкции статьи Особенной части УК
Законом, иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, который, например, расширяет перечень категорий лиц, в отношении которых не может быть применено то или иное наказание.

Раскройте содержание принципа действия уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве — это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон. Данный вопрос решается уголовным законом на основании специальных принципов. Этими принципами являются: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип.
На территории Беларуси действует исключительно национальное уголовное право. К территории страны относятся суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы. К территории государства приравниваются военные корабли и воздушные суда, независимо от их нахождения; гражданские и морские суда, приписанные к портам Республики Беларусь, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве; здания посольств и автомашины послов под флагом Республики Беларусь.

Территориальный принцип

В силу ст. 5 УК лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь.
Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории, или совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.
Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Беларусь, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором, подписанном Республикой Беларусь. По УК республики уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места его нахождения.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения этими лицами преступлений на территории Республики Беларусь разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

Принцип гражданства

Принцип гражданства применяется в тех случаях, если гражданин Республики Беларусь совершает преступление за границей. Он предусмотрен частью 1 статьи 6 УК, которая устанавливает, что граждане Республики Беларусь (а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны), несут уголовную ответственность по белорусскому Уголовному кодексу за преступления, совершенные вне пределов Беларуси. При этом необходимо, чтобы а) совершенное деяние признавалось преступным не только в нашей стране, но также в том государстве, на территории которого оно совершено, и б) виновный не привлекался к уголовной ответственности в этом государстве.

Укажите правовые акты, регламентирующие выдачу лица, совершившего преступление, в зависимости от гражданства

Экстрадиция — это передача лица, совершившего преступление, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности за действия, совершённые, как правило, на территории иностранного государства. Согласно общему правилу, белорусский гражданин не может быть выдан иностранному государству (ст. 7 УК). Иные лица могут быть выданы согласно международным договорам для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания.
Нашей страной в рамках Союза Независимых Государств (СНГ) заключено соглашение – Минская Конвенция 1993 года – «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Она регулирует выдачу преступников. Аналогичные соглашения в двухстороннем порядке заключены нашей страной с Польшей, Литвой, Латвией, Венгрией, Китаем, Индией, иными странами.
Государства мира, и Республики Беларусь в силу своего суверенитета тоже, могут предоставлять лицам, обвиняемым иностранными государствами в совершении преступлений, право убежища, если имеются основания считать, что уголовное преследование осуществляется по политическим, религиозным, расовым мотивам (ст.12 Конституции). В таком случае экстрадиция не применяется.

Реальный принцип

Реальный принцип наступления уголовной ответственности по национальному законодательству Республики Беларусь предусмотрен для тех случаев, когда иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Беларуси, совершают вне пределов Республики Беларусь особо тяжкие преступления против интересов нашей страны (ч.2 ст.6 УК). Это преступления против государства, против общественной безопасности, против жизни людей. Для применения реального принципа требуется, чтобы виновное лицо не было осуждено в иностранном государстве.

Универсальный принцип

Универсальный принцип распространяет действие Уголовного кодекса Республики Беларусь на всех лиц, независимо от их гражданства и места совершения ими преступления (ч. 3 ст. 6 УК), даже если в государстве по месту совершения преступления их действия уголовно не наказуемы. Лица могут привлекаться к ответственности по белорусским законам за геноцид, преступления против безопасности человечества и другие, указанные в ч.3 ст.6 УК, а также на основании международных договоров за терроризм, незаконный оборот наркотиков, захват заложников, торговлю людьми, фальшивомонетничество, «отмывание» доходов и другие преступления.
Универсальный принцип действует, если лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

Сказать спасибо:

Административно-правовые нормы имеют определенные пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Административно-правовой статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ определен соответственно Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

На основании норм международного права к территории государства относятся также морские и речные суда под Государственным флагом, находящиеся в открытом море, военные корабли и военные летательные аппараты (независимо от их места нахождения), территории посольств.

Действие административно-правовых норм в пределах территории государства обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

Так, в соответствии с Конституцией РФ можно обозначить пределы действия:

Конституция РФ, в том числе содержащиеся в ней нормы административно-правового характера, действуют на всей территории РФ. Данное положение вытекает из содержания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы действуют на всей территории РФ. Часть 1 ст. 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Данные нормативные правовые акты принимаются Федеральным Собранием РФ и подписываются Президентом РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ действуют на всей ее территории. В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Однако действие указов Президента РФ может охватывать отдельные территории РФ, например в случае введения там режима чрезвычайного положения. В этих случаях, действуя на ограниченной территории де-юре, де-факто указ Президента РФ будет распространять действие и сохранять обязательность на всей территории РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ действуют на всей ее территории и, согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории РФ, если иное не будет предусмотрено в самих актах.

Законы субъектов РФ, акты их глав, правительств ограничены в действии территорией соответствующего субъекта РФ. Нормы, принимаемые органами местного самоуправления и имеющие административно-правовую направленность, также ограничены в действии территорией соответствующего муниципального образования.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях действие административно-правовых норм может выходить за рамки государственной границы РФ. В качестве примера обратимся к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 9 названного Закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный гражданин, в частности:

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.

При этом названный Закон не ставит обязательным условием, что данная деятельность должна совершаться только на российской территории. Таким образом, российская административно-правовая норма может быть применена к деянию иностранного гражданина, совершенному на территории иностранного государства, и непосредственно повлиять на административно-правовой статус этого гражданина в РФ.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов. Так, действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих ассоциаций (союзов). В свою очередь, статус религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

Административно-правовые нормы могут вступать в силу следующим образом:

на основе общих установленных законодательно или в соответствии с иными нормативными правовыми актами правил и сроков, по которым законы РФ, другие нормативные правовые акты вступают в силу на ее территории. Так, порядок вступления федеральных конституционных законов, а также федеральных законов в настоящее время определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии со ст. 6 названного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В качестве примера федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, мы можем привести Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В этой связи действует общий порядок, установленный Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

в соответствии со специальным нормативным правовым актом, определяющим порядок вступления в силу другого нормативного правового акта. В качестве характерного примера можно привести Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым КоАП РФ был введен в действие с 1 июля 2002 г. Соответственно, с этой даты вступили в силу административно-правовые нормы, составляющие содержание КоАП РФ;

в соответствии с указанием в самом тексте нормативного правового акта о времени вступления в силу отдельных содержащихся в нем норм. На практике нередки ситуации, когда сам нормативный правовой акт в целом вступает в силу, а для отдельных содержащихся в нем норм предусмотрен более поздний срок вступления в силу. Так, например, Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» вступил в силу со дня его официального опубликования. Однако в отношении ст. 21 названного Закона было оговорено, что данная статья вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования;

с момента принятия соответствующего нормативного правового акта, наличие которого обусловливает вступление в силу данной правовой нормы. Так, в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся нормы, определяющие военную службу (ст. 6) и правоохранительную службу (ст. 7). Названный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, однако ст. 19 Закона оговорено, что:

определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 6 Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы;

определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Как правило, действие административно-правовых норм не ограничено определенными сроками. Они действуют до их официального изменения (путем внесения изменений в соответствующий законодательный акт) либо до их отмены (путем внесения поправок в соответствующий нормативный правовой акт, сопровождающихся исключением соответствующей нормы, либо путем отмены самого нормативного правового акта в целом). В некоторых случаях административно-правовые нормы могут иметь определенный срок их действия, известный уже в момент их принятия. Например, на определенный срок принимаются нормы, определяющие режим чрезвычайного положения, - продолжительность их действия определена сроком, на который введен режим чрезвычайного положения.

Таким образом, можно выделить следующие возможные варианты прекращения действия административно-правовых норм:

истечение срока, на который был принят нормативный правовой акт, содержащий конкретную норму;

внесение изменений в нормативный правовой акт, направленных на исключение конкретной нормы либо принятие новой редакции правовой нормы;

объявление об утрате нормативным правовым актом юридической силы. Так, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Конституционный Суд РФ вправе признать не соответствующим Конституции РФ и соответственно не подлежащим применению как сам нормативный правовой акт, так и его отдельные положения;

принятие нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, регулирующей тот же круг общественных отношений. В этом случае возможны различные варианты, связанные с прекращением действия административно-правовых норм. Наиболее оптимальным видится такой вариант, когда в тексте нового нормативного правового акта содержится прямое и недвусмысленное указание на утрату силы конкретных нормативных правовых актов.

В некоторых случаях в нормативные правовые акты включаются специальные положения, определяющие порядок действия содержащихся в них норм. Например, в КоАП РФ входит специальная ст. 1.7, определяющая действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве. В соответствии с данной статьей:

лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения;

закон, смягчающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Предыдущая

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени

Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории государства (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве. Выделяют: 1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 2) АПН за государственной границей РФ (различного рода представительства и граждане, находящиеся в зарубежных странах); 3) АПН на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (СНГ). В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также на иностранных граждан.

Действие АПН во времени. По времени действия нормы административного права делятся на срочные и бессрочные: 1) большинство АПН действуют неопределенный срок – до их официального изменения либо до их отмены. Отменить подобную норму может лишь орган соответствующего уровня, неотмененные нормы иногда сильно нарушают спокойное течение жизни; 2) некоторые АПН действуют определенный срок, обычно он указывается в самом акте (например, режим чрезычайного положения).

Законную силу АПН приобретают: 1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования общественных отношений, в котором участвуют все стороны данных отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Способы реализации АПН:

1)?исполнение – точное следование содержащимся в них юридическим предписаниям, запретам или дозволениям. Субъекты – все участники управляемых отношений;

2)?применение (см. ниже);

3)?соблюдение – конкретное выражение исполнения, реакция участников управляемых отношений на запреты;

4)?использование – добровольное совершение субъектами правомерных деяний, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения здесь субъект сам решает, воспользоваться ему правом, предоставленным АПН, или нет.

Применение административно-правовой нормы – это разрешение на ее основе конкретной ситуации в сфере госуправления правомочным на то субъектом. Применять АПН могут соответствующие субъекты исполнительной власти (должностные лица). Сопровождается принятием индивидуального правового акта (например, регистрация общественного объединения, решение по жалобе гражданина и т. п.).

Решение конкретного административного дела – исключительная компетенция исполняющего обязанности, граждане не имеют полномочий по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении административных взысканий за совершение некоторых административных правонарушений).

АПН должна быть применена:

а)?соответствующая;

б)?к надлежащему субъекту;

в)?при наличии оснований, предусмотренных законом или иным нормативным актом.

Виды систематизации административно-правовых норм:

1. Из-за многообразия системы источников административного права существует проблема кодификации АПН. Берется какая-либо сфера права; специалисты собирают абсолютно все действующие нормы, устаревшие отбрасывают, создают проект, вносят на рассмотрение законодателей. Конечный продукт кодификации – Кодекс.

2. Есть еще задача инкорпорации – объединения и расположения в систематизированном порядке и логической последовательности норм по важнейшим административно-правовым институтам (разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и др.). Конечный продукт инкорпорации – справочник. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

9. Действие норм о договорах в пространстве Законодательство о договорах, как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции, составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 1. 7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

8. Действие актов банковского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц Большое практическое значение имеет вопрос о пределах действия акта банковского законодательства во времени. Для того чтобы определить временные рамки действия акта

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 2 «Действие уголовного закона во времени и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

5. Действие законодательства о наследовании в пространстве, по времени Правоотношения, возникающие в сфере наследственного права, носят длящийся характер и возникали как при старом законодательстве о наследственном праве, так и после принятия ГК РФ. Изменения при

Из книги Международное право автора Вирко Н А

12. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве Норма права – это общеобязательное формально определенное, охраняемое от нарушений принудительной силой государства

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

14. Действие уголовного права в пространстве, во времени и по лицам Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в гл. 2 УК РФ. Российское уголовное право придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства.

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве СТАТЬЯ 9. Действие уголовного закона во времени1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие