Вредные условия труда для учителей логопедов. Дополнительный отпуск учителям за вредные условия труда

Вопрос:
Основной удлиненный оплачиваемый отпуск у учителей - 56 календарных дней. Нужно ли добавлять 7 календарных дней за вредные условия труда к этому отпуску?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если условия труда на рабочих местах учителей отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, то указанным работникам, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ.
Обоснование вывода:
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). Согласно ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск включает в себя как основной отпуск (ст. 115 ТК РФ), так и дополнительные отпуска (статьи 116-119 ТК РФ), когда такие отпуска предоставляются работнику.
По общему правилу, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляется удлиненный основной отпуск продолжительностью более 28 дней в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ). Так, согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого в зависимости от места работы и занимаемой должности установлена в настоящее время постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». При этом по некоторым должностям педагогических работников (в том числе учителей общеобразовательных учреждений) предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Условия предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков указаны в статьях 116-119 ТК РФ. При этом право работника на предоставление ему удлиненного основного ежегодного отпуска никаким образом не может ограничивать его право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при наличии оснований для его предоставления.
Статьей 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Предоставление такого отпуска является одной из дополнительных гарантий, установленных законодательством и призванных компенсировать негативное воздействие на здоровье работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О). Таким образом, работа во вредных и (или) опасных условиях труда является самостоятельным основанием предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, независимым от продолжительности основного отпуска.
Соответственно, если в рассматриваемом случае условия труда на рабочих местах педагогических работников по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)*(1) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, указанным работникам, помимо основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
___________________________
*(1) Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. При этом ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Добрый день. В нашей школе учитель химии и информатики получали доплату за вредность 12%. С первого сентября 2013 года эту доплату сняли, ссылаясь на аттестацию рабочих мест.Имеет свою специфику оплата труда в особых (вредных) условиях (ст.146, 147 ТК РФ). К особым условиям труда относится работа учителя химии (использование химических реактивов, их хранение и складирование), учителя информатики (работа за дисплеями ЭВМ). В соответствии с Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 № 579, утвердившим «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными условиями труда», работа этих учителей относится к работам с вредными условиями труда. При этом учителям может быть установлена надбавка к заработной плате в размере до 12%

Ответьте пожалуйста, прав ли работодатель? Если нет, то куда нам нужно обратиться, чтобы вернуть доплату?

Ответы юристов

Трудовой кодекс устанавливает, что труд работников, занятых на производстве с вредными и опасными условиями, оплачивается в повышенном размере (ст. 146 ТК). Правительство определяет размеры и порядок выплат компенсаций, они должны быть предусмотрены в коллективном или трудовом договоре (ст. 219 ТК).

Классификации с перечнем вредных работ в РФ нет, вместо нее действует "Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".

Этот документ был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.

До недавнего времени компенсации были положены только тем работникам, профессии которых присутствуют в отраслевом перечне (абзац 1 пункта 2 постановлении Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78).

Однако Верховный суд РФ решением от 04.06.13 № АКПИ13-411 признал эту норму недействующей с 28 марта 2013 года.

Теперь все сотрудники, чьи условия труда признаны вредными по итогам аттестации, имеют право на повышенную оплату.

Если ваше рабочее место аттестовано с классом 3 или 4, то тогда вам положена повышенная заработная плата ("за вредность"). Обратитесь к руководству с просьбой проинформировать вас об аттестации вашего рабочего места.

Минимальный размер компенсации – 4 процента от зарплаты (п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.08 № 870). С нее надо заплатить взносы, и удержать НДФЛ (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, письмо Минфина России от 19.06.09 № 03-04-06-02/46). А сумму доплаты можно учесть в расходах в периоде начисления, то есть в декларации за девять месяцев (п. 3 ст. 255 НК РФ).

Post Views: 28

Имеет ли право учитель-логопед, работая в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе на выплату компенсационного характера 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи? Трудовой договор, коллективный договор и положение об оплате составлены таким образом, что этот пункт вообще не оговаривается. Директор в выплате отказывает, объясняя ограниченностью бюджета, и тем что эта выплата платиться только в коррекционных школах. По роду своей деятельности я обязана вести коррекционную работу с детьми имеющими нарушения устной и письменной речи, кроме часть из этих детей обучается интегрированно в классах возрастной нормы по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида(это умственно отсталые учащиеся и с трудностями в обучении - задержкой психического развития) .занимаясь в группах и индивидуально. Работа строиться на основании Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., (По заказу Министерства образования РФ) Часть IV. Учитель-логопед: «Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа. В Письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4) :Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования сказано: Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) , за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15-20 процентов. Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии. За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15- 20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. Но письмо Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т больше не действует и поэтому получается такая неразбириха, тк действуют: "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год" г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, без проведения специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"; Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году" VI. Повышение ставок заработной платы и должностных окладовПеречень тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. 6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях: 6.1.1. На 15-20% - за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15-20%, и конкретный размер этого повышения определяются руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением специальных учебно-воспитательных учреждений; .6.1.13. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов; Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 1998 г. N 20-53-1053/20-4 На основании Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", а также письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. N 22-шт ставка заработной платы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для детей с дефектами умственного или физического развития выплачивается воспитателям за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителям - логопедам и учителям - дефектологам - за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом учителям - логопедам ставка заработной платы за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, повышается и в том случае, если в образовательном учреждении не создано отдельных классов или групп для таких детей. Федеральный закон "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)" Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования. 1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15-30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы. Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 2. В случае увеличения оп решению учредителя численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) сверх нормативной численности, установленной для образовательного учреждения соответствующего типа или вида, тарифные ставки (оклады) работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся, воспитанников Приказ начальника Главного управления специальных программ Президента РФ от 20 августа 2008 г. N 31 "О системе оплаты труда гражданского персонала Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей федеральных казенных учреждений" 11.1. Выплаты компенсационного характера: повышение оклада учителям-логопедам за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, - в размере до 20 процентов оклада;

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

  • психофизические,
  • физические,
  • химические,
  • биологические.

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

Выделяют еще опасный производственный фактор , он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).

Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест. По условиям труда выделяютследующие классы:

Таблица 1

Классификация условий труда постепени вредности и опасности

Наименование класса

Риск для здоровья

Оптимальный

Условия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.

Допустимый

Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.

Вредный

Вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.

Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.

Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.

Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.

Опасный

В течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.

Из лекции Вы узнаете:

  • к какому классу относится труд педагога
  • какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
  • каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде. Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см. модуль 10, санитарно-гигиенический режим).

Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).

Таблица 2

Профвредности в труде учителя

Психофизиологические

(связаны с профессом труда)

Средовые (внутришкольная среда)

1. Нервно-психическое напряжение

3. Гиподинамия

4. Нерациональный режим труда и отдыха

5. «Детская среда»

1. Неблагоприятный микроклимат

2. Нерациональное освещение

3. Проникающий шум

4. Радиочастотное излучение

5. Летучие химические вещества

6. Пыль сложного состава

7. Аэроионы

8. Бактерии

Средовые факторы

Учитель может испытывать действие как охлаждающего , так и нагревающего микроклимата , недостаточной освещенности , проникающего шума , загрязненного воздуха , пыли , содержащей мел, минеральные и органические примеси.

Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.

Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.

Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)

Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.

связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).

Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.

Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде. Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.

В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи , что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.

Если по физическому напряжению труд педагога легкий (класс 1-2), то по напряженности он относится к третьему (вредному для здоровья классу) – 3.1-3.2.

Возможные неблагоприятные последствия – чувство тревоги, невротические состояния, неврозы.

Горловые нагрузки

Большое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов , увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания .
При хроническом ларингите появляется:

  • хрипота,
  • быстрая утомляемость голоса,
  • ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.

Спутник любого умственного труда – гиподинамия , которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.

Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда .

К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

В характере учителя со временем появляется авторитарность , нетерпимость к чужому мнению , что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс , вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

Профилактикой подобных неврозов является «умение жить среди людей», т.е. умение благожелательно относиться ко всем, не уделять слишком много внимания чужим оплошностям (чаще вспоминать при этом о своих ошибках), а главное – уметь быстро «гасить» раздражение, гнев, переключать внимание на другие, более спокойные и приятные объекты.

Умение жить среди людей по наследству не передается. Этому надо учиться.

Уточнение клиента

Здравствуйте, уважаемые юристы. В нашем поселке всего 2 школы, 5 лет назад я устроилась в одну из них. Составила расписания занятий исходя из 20 часовой рабочей недели, но завуч сказала мне, что у меня 30 часовая неделя как у всех учителей, я обратилась в местный отдел образования, где мне подтвердили, что я права.Трудовой договор мне выдали только через месяц в котором было написано: принята –педагогом-логопедом, . Еще я случайно узнала в разговоре с другим учителем, что учителям нашего поселка положена льгота на оплату ЖКХ и электричество о которой мне никто ничего не сообщил, обратившись в отдел соц.защиты для ее оформления мне было отказано, тк льгота положена учителям, а я им не являюсь. Мне пришлось обращаться к юристам, чтобы доказать что запись в трудовой и трудовом договоре должна быть учитель-логопед, только после этого директор согласилась изменить запись в трудовой книжке, а трудовой договор мне сказали принести в школу и поменяли его(но перед этим я сделала копию и отнесла в отдел государственной инспекции труда). Теперь я могла пользоваться льготами, но льготу на оплату электроэнергии уже отменили. Получив расчетную квитанцию о зарплате я обнаружила, что нет доплаты 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, обратившись к директору(соответствующие документы я предоставила) , получила ответ, что эту выплату я смогу получать только после того как она увидит результаты моей работы. Отчет о проделанной работе подается директору 1раз в год в конце мая, и я стала ждать. В начале нового учебного года я опять обратилась к директору с этим вопросом. На что получила ответ, что эта выплата платиться только в коррекционных школах, а у нас общеобразовательная и бюджет ограничен. Представляете какое ко мне было отношение после этого…. В конце концов меня просто вынудили уволиться по собственному желанию. При этом меня выставили полной дурой, унижая и оскорбляя меня. Таким образом 5 лет мне пришлось просидеть дома, тк работать было просто негде: ставки в детских садах посокращали, а в другой школе была занята.

В прошлом году я устроилась учителем –логопедом в ту другую на время декрета Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе. По роду своей деятельности я обязана вести коррекционную работу с детьми имеющими нарушения устной и письменной речи, кроме часть из этих детей обучается интегрированно в классах возрастной нормы по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида(это умственно отсталые учащиеся и с трудностями в обучении - задержкой психического развития) .занимаясь в группах и индивидуально

Я знаю, что другие учителя получают за работу с детьми в соответствии VII и VIII вид, у директора я просто боюсь спрашивать, тк боюсь повторение истории…В отдел образования обращаться нет смысла, тк начальником там сейчас та самая завуч из предыдущей школы.

я не знаю каким образом и проводилась ли вообще аттестация или проведение специальной оценки условий труда моего рабочего места

Уточнение клиента

Получается, что: В связи с принятием закона «Об основах установления систем оплаты труда работников областных

бюджетных, автономных и казенных учреждений Нашей области»:

Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера,

входящих в систему оплаты труда работников учреждений, устанавливаются

коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами

в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными

правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в

соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и

стимулирующего характера, утверждаемыми Правительством области.

И отменой: Постановления Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета»

письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. N 22-шт Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238

По итогам аттестации рабочего места условий труда учителя-логопеда Муниципального автономномного общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе, условия труда были признаны нормальными, не была учтена специфика работы: работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи и работа с детьми обучающимися интегрированно в классах возрастной нормы по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида(это умственно отсталые учащиеся и с трудностями в обучении - задержкой психического развития), а также образовательным учреждением не было учтено степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии. Правомерно ли это?

Уточнение клиента

Стала самостоятельно искать в интернете и вот к какому выводу пришла:

В федеральном законодательстве поэтому поводу толком ничего не понятно, тк пункты некоторых писем отменены.

В первом случае действовало Постановления Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета» в котором было сказано.

6.1.12. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов;

но в законодательстве нигде нет расшифровки понятия логопункт.

Интернет выдает: Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся.С коллегой, находящейся в декрете, я не беседовала. У нас в поселке всего 3 ставки учителя-логопеда: в 2 школах и в 1 детском саду. Я разговаривала с коллегой из детского сада- она не получает. После меня в школе, в которой произошел "инциндент", работали еще 2 логопеда и уволились примерно по той же причине, что и я. Сама я закончила ВУЗ в другом регионе, зная что в Той области платят эту надбавку, стала интересоваться почему не платят в области, где проживаю на данный момент. Сейчас у меня проходит практику студентка пед.института, она сказала, что в институте им говорили об этой надбавке. Остальные коллеги тоже закончили его, то есть наверное знают, но боятся спросить. В том то и дело, что я не могу понять, почему нам не платят эту надбавку

    обучение умственно отсталых

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6 )

    получен
    гонорар 46%

    Адвокат, г. Ростов-на-Дону

    Общаться в чате

    День добрый!

    Начиная с 2015 года все регионы страны перешли на новые системы оплаты труда в соответствии с указанными Вами рекомендациями. Поэтому обращаться к ранее издававшимся НПА смысла не вижу.

    Исходя из выдержек НПА, приведенных в Вашем вопросе, и практики регулирования вопроса доплат работникам образования в Ростовской области могу пояснить, что все доплаты согласно систем оплаты труда подразделяются на зависящие (за вредные условия труда , отменяемые при достижении безопасных условий труда -2 класс-по результатам СОУТ) и не зависящие (за особый характер работы , неотменяемые по результатам СОУТ). Поскольку вы не указали название региона, в котором работаете, вам самой нужно изучить соответствующее постановление с этой точки зрения.

    Что касается

    г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
    Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников,
    занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, б ез проведения специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“;

    то: в случае, если надбавка 20% установлена за вредные условия труда, то она не может быть отменена до проведения спецоценки условий труда, а также, если условия труда по ее результатам были признаны вредными. Узнать о том, проводилась ли спецоценка, можно в Госинспекции труда, они формируют федеральный банк данных СОУТ, все организации, оказывающие услуги по СОУТ, обязаны подавать туда сведения.

    Также рекомендую обратиться письменно за разъяснением к разработчикам отраслевых систем труда в Вашем регионе - Минтруд и Минобразования области (края), не думаю, что они будут сообщать в какую-то школу о факте обращения с подобным запросом.

    Также можете выложить в чат Постановление (закон) об отраслевых системах оплаты труда Вашего региона, я посмотрю.

    Вы настоящий борец, поддерживаю!

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо большое, что вы откликнулись. Я проживаю в Амурской области. В том то и дело, что надбавка 20% вообще не была установлена установлена, думаю с момента отмены письма Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т.(В 2006-2007 году я работала в этом поселке в детском саду учителем-дефектологом, такой надбавки не получала.Затем на 2 года уезжала в Московскую область, работая там я и обратила внимание на отдельную графу в расчетке за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи 20 %.) Поэтому я и задала вопрос директору первой школы, получила ответ, что эту выплату я смогу получать только после того как она увидит результаты моей работы. Отчет о проделанной работе подается директору 1 раз в год в конце мая. В начале нового учебного года я опять обратилась к директору с этим вопросом. На что получила ответ, что эта выплата платиться только в коррекционных школах, а у нас общеобразовательная и бюджет ограничен.

    Директор, узнав об этом вызвала меня к себе. Первым вопросом было: «Хочешь ли ты здесь работать», на что я ответила: « Конечно хочу, ведь для этого я сюда и устраивалась, но каждый труд должен соответственно оплачиваться». Директор сказала, что работать больше не буду, что я все для этого сделала, что она знакома с командиром моего мужа и может сделать так, что будет плохо ему. Разумеется этого разговора никто больше не слышал… Я расплакалась и ушла домой. В тот момент я находилась на больничном с ребенком.

    На следующий день меня вновь вызвали к директору. Предполагая о чем пойдет речь (и в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации независимо от ее источников, а на основании п. 2 той же статьи граждане вправе получать информацию, затрагивающую их права и свободы, от должностных лиц.)перед входом в кабинет я включила диктофон на мобильном телефоне. Кроме директора там находилась начальник отдела образования, конечно, я надеялась, что она заступиться за меня, и обоснует какими-либо документами положена ли мне выплата за специфику работы или нет. Мысль о том, что ставка есть, а выплаты не положены как-то не укладывалась в голове. Но разговор состоялся в крайне недоброжелательном тоне. Они вдвоем отчитывали меня как школьницу …И еще раз получила ответ, что эта выплата платиться только в коррекционных школах, а у нас общеобразовательная и бюджет ограничен.Представляете какое ко мне было отношение после этого….Весь коллектив смотрел на меня как на врага, как то даже услышала: « А эта молодая овца еще и жалобы пишет на министерском уровне…»(Хотя я написала не жалобу, а просьбу разъяснить)

    Через пару дней, находясь в таком стрессовом состоянии я подошла к директору с просьбой написать заявление на отпуск за свой счет, хотя бы на месяц, на что получила отказ. Директор стала мне намекать, что в первую очередь я мать и жена, что мне нужно сидеть дома, что у меня семья, ребенок в 1 классе, что с ним нужно делать уроки…

    Я считаю, что меня просто вынудили уволиться по собственному желанию. При этом меня выставили, извините, «полной дурой». Таким образом 5 лет мне пришлось просидеть дома, тк работать было просто негде: ставки в детских садах посокращали, а в другой школе была занята.

    Ответ из министерства(В ШКОЛУ ПОЛУЧАЕТСЯ СООБЩИЛИ РАНЬШЕ) я получила по почте уже после увольнения:" письмо Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т является не действительным, все дополнительные выплата работникам, Конкретные размеры указанных выплат устанавливаются в коллективном договоре, локальном нормативном акте учреждения. И НИ СЛОВА О Постановлении Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета» , НИ СЛОВА о Письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ

    "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"

    6.1.1. На 15-20% - за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); 6.1.13. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий,

    и каких-либо еще документах, регулирующих деятельность логопедов, хотя я задавала именно этот вопрос.

    Обращаться больше никуда не стала, тк в этой школе учиться мой ребенок, и я побоялась предвзятого отношения, хотя до сих пор иногда я это замечаю. За это время у меня родился второй ребенок, который посещает детский сад подведомственный этой школе.

    И никого не волнует что, я потеряла 5 лет стажа, что в последствии отразилось на моей нынешней заработной плате, и последующей трудовой пенсии….

    Стала самостоятельно искать и изучать документы в интернете, и вот буквально на днях мне попалось Губернатора Амурской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20.09.2005 N 525 г.Благовещенск Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета

    6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов

    6.1.12. На 20% - специалистам психолого-педагогических и

    медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов.

    Но оно утратило силу....

    Во втором случае, на моем нынешнем месте работы Коллективный договор и положение об оплате, составлены поверхностным образом об учителях, о выплатах за специфику работы ничего не сказано. В трудовом договоре условия труда прописаны нормальными.

    коррекционная работа по развитию устной и письменной речи или другими словами логопедическое сопровождение с такими ребятишками(7-8 вид) является обязательным до 7 класса. (работа по коррекции письменной речи ведется в рабочих тетрадях, которые мне непосредственно приходиться проверять, занятия проходят по типу урока русского языка)Всего детей зачисленных на занятие с логопедом 30 , из них есть один ребенок, находящийся на домашнем обучении. Я не получаю ни за 7-8 вид, ни за работу с детьми с недоразвитием речи, ни за обучение на дому, ни за проверку тетрадей.

    Увидев в бухгалтерии чужую расчетку я заметила графу доплаты за работу 7-8 вид.У меня такой графы нет. Не могу понять положены ли мне такие выплаты. Я знаю, что другие учителя получают за работу с детьми в соответствии VII и VIII вид, у директора я просто боюсь спрашивать, тк боюсь повторение истории…В отдел образования обращаться нет смысла, тк начальником там сейчас та самая завуч из предыдущей школы.

    Объясните мне пожалуйста на какие выплаты я имею право и куда мне нужно обратиться.

    • Юрист, г. Калуга

      Общаться в чате
      • 8,0 рейтинг

      Здравствуйте, Олеся!

      Уточните, пожалуйста, в каком населенном пункте какой области вы живете (это необходимо, чтобы найти правила, которые действую непосредственно в вашем муниципальном образовании, так как для муниципальных школ система оплаты труда устанавливается местными правовыми актами).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Калуга

      Общаться в чате
      • 8,0 рейтинг

      В первом случае действовало Постановления Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета»
      Олеся

      Это постановление не распространяется на вас, так как вы работаете в МУНИЦИПАЛЬНОМ образовательном учреждении, а оно касается РЕГИОНАЛЬНЫХ образовательных учреждений.

      и вот буквально на днях мне попалось Губернатора Амурской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20.09.2005 N 525 г.Благовещенск Об оплате труда работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета
      Олеся

      Этим постановлением пользоваться нельзя, так как, во-первых, оно не распространяется на муниципальные учреждения, а, во-вторых, оно не действует с мая 2010 года.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      спасибо, что откликнулись! Я уже совсем запуталась. Я знаю ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Амурской области 20.09.2005 N 525 г.Благовещенск Об оплате труда работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, что утратило силу об этом я писала выше, но устроилась я на работу в первую школу в октябре 2009г. Подскажите пожалуйста, какие нормативно-правовые акты распространяется на МУНИЦИПАЛЬНЫЕ образовательном учреждения?

      Каравайцева Елена

      Юрист, г. Новоалтайск

      • 5931 ответ

        1422 отзыва

      Здравствуйте, Олеся!

      Вы работаете в условиях труда, отклоняющихся отнормальных:

      ТК РФ, Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

      При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных),работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      Размер выплаты устанавливается локальным нормативным актом, либо коллективным договором, либо трудовым договором. Если Вашим трудовым договором, либо коллективным договором данный вопрос не регулируется, то необходимо выходить на уровень коллективной защиты своих прав. Обратитесь в профсоюз за защитой своих прав. Профсоюз имеет полномочия на ведение коллективных переговоров по поводу внесения изменений в коллективный и в трудовой договор. Если профсоюза нет, то можно тайным голосованием работников организации избрать иного представителя работников, которого можно уполномочить на ведение переговоров с работодателем по поводу внесения дополнений в коллективный договор.

      Вообще, выплаты компенсационного характера устанавливаются локальным нормативным актом. В данном случае также компенсационные выплаты должны быть установлены нормативным актом образовательного учредения. Надо действовать через профсоюз, либо через иных предствителей работников и требовать внесения дополнений в коллективный договор по поводу установления данных выплат. За отказ работодателя в участии в переговорах он понесет предусмотренную законодательством ответсвеность.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Здравствуйте, Елена! Спасибо большое, что вы откликнулись! Я понимаю, что работаю в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, но как объяснить и каким документом это подтвердить руководству? ЗАВУЧ мне сказала, что мне положена только ставка, а условия работы в трудовом договоре прописаны нормальными...

      "Надо действовать через профсоюз, либо через иных предствителей работников и требовать внесения дополнений в коллективный договор по поводу установления данных выплат. За отказ работодателя в участии в переговорах он понесет предусмотренную законодательством ответсвеность."

      Когда я стала вести переговоры в первой школе, меня просто вынудили уволиться, без доказательств с моей стороны история сейчас может просто повториться...

    • получен
      гонорар 46%

      Адвокат, г. Ростов-на-Дону

      Общаться в чате

      Повышенная оплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда отменяется в случае признания условий труда безопасными по результатам СУОТ.

      Уточните из бюджета какого района Амурской области финансируется учреждение, в котором Вы работаете?

      Добрый день, Олеся!

      Увидев в бухгалтерии чужую расчетку я заметила графу доплаты за работу 7-8 вид.У меня такой графы нет. Не могу понять положены ли мне такие выплаты. Я знаю, что другие учителя получают за работу с детьми в соответствии VII и VIII вид, у директора я просто боюсь спрашивать, тк боюсь повторение истории

      Если другие учителя получают эту надбавку, то довольно странно, почему Вы ее не получаете. В соответствии с ТК РФ надбавки компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами образовательного учреждения. Говорить о том, положены они или нет, можно после изучения НПА конкретного субъекта, поэтому, уточните ответ на вопрос, который задали Вам коллеги выше.

      Во втором случае, на моем нынешнем месте работы Коллективный договор и положение об оплате, составлены поверхностным образом об учителях, о выплатах за специфику работы ничего не сказано. В трудовом договоре условия труда прописаны нормальными.

      Они так составлены, т.к. вероятно вопрос о доплатах остается на усмотрение руководителя учреждения, в котором Вы работаете, это следует из нижеперечисленных документов.

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

      1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

      Письмо Минобразования РФ от 12.01.1993 N 10/32-Т <Об оплате труда работников образовательных учреждений> уже не действует, и оно лишь давало разъяснения, при этом НПА не является, поэтому, им руководствоваться нельзя.

      Согласно ТК РФ, Статья 129. Основные понятия и определения
      Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных , работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера ) истимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
      Статья 135. Установление заработной платы
      Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
      Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования,
      устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


      Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
      Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
      коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
      Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      <Письмо> Минобразования РФ от 22.01.1998 N 20-58-07ин/20-4
      «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»


      Ставка заработной платы учителей - логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю . При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель - логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям - логопедам и педагогам - психологам психолого - медико - педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

      Отраслевое соглашение между Амурской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и министерством образования и науки Амурской области по образовательным организациям на 2015 – 2017 годы

      IX. Социальные гарантии, льготы, компенсации

      9.1. Стороны исходят из того, что:
      9.1.1.Образовательная организация в соответствии с Федеральным законом «Об об­разовании в Российской Федерации» самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятель­ность, определяет направления использования бюджетных средств и средств, полученных за счет иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, использует в соответствии с уставом образовательной организации финансовые и ма­териальные средства, закрепленные за ним учредителем.
      Экономия как бюджетных, так и внебюджетных средств, в соответствии с коллективным договором может направляться на:
      премирование, выплату надбавок работникам
      , улучшение условий труда и быта, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и их детей, студентов;
      укрепление материально-технической базы, содержание зданий и соору­жений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производст­венные нужды.
      Порядок и размеры премирования работников, установление надбавок к ставкам заработной платы и должностным окладам определяются в пределах экономии фонда оплаты труда образовательной организации и предусмат­риваются в коллективном договоре.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве