Нарушение религиозных прав закон. Закон об оскорблении чувств верующих — наказание

Закон, который мы рассмотрим в настоящей статье, не является самостоятельным актом. Речь пойдет о комплексе поправок, которые были внесены в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, получивших в обиходе название «закона о защите чувств и прав верующих».

«Закон о защите прав и чувств верующих» ужесточил уголовную и административную ответственность за выраженное в словах и действиях неуважение к лицам, причисленным к святым в рамках соответствующих религий, а также религиозным артефактам, обычаям, правам и чувствам верующих и др.

Основные положения закона

До 2013 года вопрос ответственности за «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» регулировался только статьей 5.26 Кодекса административных правонарушений РФ. Статьей предусматривалась ответственность не за оскорбление чувств верующих, а за препятствование религиозному служению, осквернение религиозной атрибутики и литературы.

1 июля 2013 года в России вступил в силу Федеральный закон от 29.06.13 N 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» (в их числе все та же статья КоАП РФ).

Итак, рассмотрим подробно положения так называемого «закона о защите чувств верующих». Начнем со статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» .

1. Публичные провокационные действия , несущие в себе неуважение к окружающим и оскорбляющие чувства верующих людей, могут грозить лицу, их совершившему, одним из следующих наказаний:

  • Штрафом до 300 тыс. руб. либо в размере дохода (зарплаты) за двухгодичный срок;
  • Обязательными работами продолжительностью до 240 час.;
  • Принудительными работами или заключением на срок до 12 месяцев.

2. Действия, оскорбляющие чувства верующих, если они были совершены на территории культовых религиозных объектов , предназначенных для проведения служб и обрядов (церкви, монастыри, мечети, синагоги и др.), могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:

  • Штраф до полумиллиона руб. или в размере дохода (зарплаты) за трехгодичный срок;
  • Обязательными работами до 480 час.;
  • Принудительными работами продолжительностью 3 года;
  • Лишением свободы на тот же срок. Помимо заключения, после отбытия уголовного наказания осужденному может грозить ограничение свободы на протяжении еще 12 месяцев.

Ограничение свободы — это дополнительный вид наказания, суть которого состоит в наложении определенных ограничений в поведении человека. Зачастую касается его перемещений: запрета на выезд, на посещение определенных мест и мероприятий, выход из дома в определенное время суток и т.д.

3. Противоправное препятствование деятельности религиозных общин, осуществлению служб и различного рода церемоний могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:

  • Штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за двухлетний срок;
  • Обязательные работы продолжительностью до 360 час.;
  • Исправительные работы до 12 месяцев;
  • Арест длительностью до 3-х мес.

4. Если те же действия виновные совершили, используя свое служебное положение, либо применив насилие или угрожая его применением, лицам может грозить наказание (одно из них) в виде:

  • Штрафа до 200 тыс. руб. или в размере годового дохода (з/п) осужденного;
  • Обязательных работ продолжительностью до 480 час., исправительных — до 2-х лет и принудительных — до 12 месяцев;
  • Лишения свободы на 1 год с запретом на период до 2 лет занимать определенные должности или работать (вести свою деятельность) в определенной сфере.

Тогда же статья 5.26 КоАП РФ была изложена в новой редакции . Стоит обратить внимание, что в отличие от УК РФ, КоАП предусматривает наказание не только за оскорбление чувств верующих, но также, по сути, защищает человека от насильственного вовлечения его в религию.

1. Препятствование реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания грозит по закону штрафом. Подразумевает под собой противодействие возможности лица принять для себя определенные религиозные убеждения, либо отказаться от них , а также вступить или же выйти из религиозного сообщества . Размер административного штрафа составляет:

  • От 10 до 30 тыс. руб. для простых граждан;
  • От 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц;
  • От 100 тыс. до миллиона рублей — для организаций и компаний.

2. Злонамеренное осквернение религиозной литературы, символики и атрибутики либо их повреждение, совершенные на публике, грозят административным наказанием в виде:

  • Штрафа размером от 30 до 50 тыс. руб. для рядовых граждан либо назначением обязательных работ продолжительностью до 120 час.;
  • Штрафом размером от 100 до 200 тыс. руб. для должностных лиц.

Последние поправки

В 2016 году в рамках государственной политики усиления противодействия терроризму, в России был принят ФЗ-374, дополнивший статью 5.26 КоАП РФ частями 3, 4 и 5:

3. Любая религиозная организация, осуществляя свою деятельность, обязана указывать свое полное официальное наименование в маркировке распространяемых в рамках проповеднической деятельности материалов. В частности, это касается книг, брошюр, фото-, видео- и аудиоматериалов. Если наименование отсутствует, указано не в полной форме или заведомо ложно, организации грозит:

  • Административный штраф размером от 30 до 50 тысяч рублей с изъятием перечисленных информационных материалов.

4. Нарушение требований законодательства к осуществлению миссионерской деятельности грозит нарушителю административным штрафом. Указанные требования прописаны в статьях 24.1 и 24.2 ФЗ 1997-го года N 125 «О свободе совести и религиозных объединениях». Размер штрафа составляет:

  • От 5 до 50 тыс. руб. для рядовых россиян;
  • От 50 до 100 тыс. руб. — для организаций (юрлиц).

5. Если в процессе осуществления миссионерской деятельности нарушения были допущены гражданином другого государства либо лицом, не имеющим гражданства, тому грозит:

  • Административный штраф от 30 до 50 тыс. руб.;
  • Лицо также может быть депортировано из России.

Скачать закон о защите прав верующих

Криминализация вопроса, связанного с религией, законодательством светского государства вызвала в российском обществе горячие споры, не прекращающиеся по сей день. Авторы «закона о защите чувств верующих» и его сторонники аргументировали необходимость ужесточения и введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих обострением религиозного вопроса в России в 2012 году. Речь шла о провокационных акциях, совершавшихся в общественных и культовых местах, убийствах духовных лидеров, появлении различных надписей на синагогах и о других событиях.

Противники же нововведений «закона о защите чувств верующих» ссылались на статью 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину России свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Так или иначе, «закону о защите чувств верующих» в 2018 году исполняется 5 лет, и не считаться с ним, вне зависимости от собственного отношения к самой религии, никто не имеет права. На сегодняшний день практика применения упомянутых статей в судах России уже наработана, и чтобы не стать по неосторожности фигурантом одного из таких процессов, предлагаем вам ознакомиться с содержанием закона.

Скачать «закон о защите чувств верующих» вы можете по . Файл содержит в себе текст соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса административных правонарушений Российской Федерации в актуальной редакции.

Статья 1

Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362) изложить в
следующей редакции:

"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи,
совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот
восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.".

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13,40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, .N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова "статьей 14.1 2 " заменить словами "статьями 5.26, 14.1 2 ", слова "предусмотренных частью 2 статьи 6.21" заменить словами "предусмотренных статьей 5 .26, частью 2 статьи 6.21";

2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:

"Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.".

Статья 3

В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова "статьей 14.1 2 " заменить словами "статьями 5.26, 14.1 2 ", слова "предусмотренных частью 2 статьи 6.21" заменить словами "предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21".

Статья 4

Президент Российской Федерации В. Путин

В настоящем обзоре я изначально намеренно опускаю вопросы противоречия Конституции, международному законодательству, нравственно-этический аспект принятия такого закона, об этом уже сказано чрезвычайно много, причем сказано специалистами с глубочайшими познаниями. Но пришлось написать о практике и теории применения закона, а также коснуться истории права.

В настоящем обзоре я буду периодически переходить на публицистический или даже разговорный стиль повествования. Полагаю, что меня вполне извиняет то, что во время чтения настоящих поправок в административный и уголовный кодекс, а также их всестороннего анализа меня не покидало стойкое желание вырвать себе глаза, «оскверненные» этим «глубоко оскорбляющим мои религиозные чувства» законом. И разумеется, сжечь свой диплом, потому что законодатель раз за разом пытается показать нам, специалистам, что юридическое образование не нужно, тысячелетние достижения юридической (как впрочем и любой иной) науки не нужны, глубокий анализ ситуации в обществе это ересь, а формальная логика - вообще бред для плебеев.

Начнем с темы, которая, казалось бы, прямо к самому рассматриваемому закону не относится: с целей принятия настоящего закона.

Обзор был бы не полным в том случае, если бы в нем не было упомянуто то, что в среде специалистов уже получило название «Тактика дымовой завесы».

«Тактика дымовой завесы» - тактика субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, согласно которой для отвлечения внимания общества от некоторых чрезвычайно спорных, коррупциогенных, либо идущих самому обществу во вред законодательных инициатив инициируется принятие законодательных актов по вопросам, вызывающим социальную напряженность и споры между социальными, политическими и религиозными группами, причем группами, обладающими максимальной политической активностью.

Данная тактика опирается на несколько пресуппозиций, утверждающих, что:

Российское общество в целом достаточно апатично, и неохотно выступает в защиту своих прав, в том случае, если нарушение этих прав происходит не непосредственно в настоящий момент, либо пользование этим правом для гражданина перспектива достаточно отдаленная, либо право не касается непосредственно данного гражданина.

И наконец, Российского гражданина легко ввести в заблуждение туманной формулировкой названия законодательного акта. Чтобы обратить внимание граждан на отвлекающий объект, ему присваивается название, которое точно и недвусмысленно показывает, какие права гражданина представители власти собираются нарушить. С иными законодательными актами такого не происходит. Приведу примеры.

Пример № 1. ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан » Таким образом, акцент делается именно на последней части наименования закона.

Пример № 2. ФЗ « О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ). Заметим, что именно этим законом в Уголовный кодекс введено понятие Принудительные Работы и он регулирует их прохождение, дана отсрочка тюремного заключения больным наркоманией, он освобождает от уголовной ответственности по ряду экономических преступлений против государства, вносит изменения в ст. «Мошенничество», вводит новый вид «киберпреступлений», регулирует наказание за дискриминацию и состав дискриминации. И это закон не имеет громкого названия, не получил отклика в общественном обсуждении. Этот закон был принят практически незаметно для гражданского общества!

В июне 2013 года такая «дымовая завеса» была создана при помощи двух законодательных инициатив:

$11. ФЗ «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ № 135 от 29.06.2013).

$12. (ФЗ № 136 от 29.06.2013).

Мы с вами имеем все основания предполагать, что это именно «дымовая завеса». Рассмотрим, какие действительно важные для общества законы принимались в этот период.

$11. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

$12. Закон о Губернаторских выборах, позволяющий определять порядок выборов губернаторов самим регионам.

$13. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, (в данном случае он включен в список потому, что вступает в силу с 1 сентября 2013 года )вводящий дополнительные платные образовательные услуги.

$14. ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (05.04.2013 N 43-ФЗ ). Поразительно коррупциогенный закон. Изъятие, как вы понимаете, будет происходить у законных собственников, для государственных нужд, по «совершенно честным» ценам. А теперь самое интересное: до 31 декабря 2015 года для размещения необходимых объектов допускается резервирование земель и изъятие участков и недвижимости для госнужд даже при отсутствии документов территориального планирования, действие норм об упрощенном резервировании и изъятии земель и других объектов недвижимости будет распространяться на объекты не только "Новой Москвы" , но и Московской области в отношении объектов федерального транспорта и объектов регионального транспорта, а также транспортно-пересадочных узлов (что особенно важно, учитывая, что РЖД планирует строительство новых, дублирующих транспортных веток).

$15. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно -телекоммуникационных сетях " (от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ). Под этим скромным названием кроется необычайный в своей недоработанности, спорный федеральный закон, известный как «Антипиратский».

$16. Огромное количество поправок в налоговый кодекс.

$17. Несколько законов, реформирующих основы как страхового дела вообще, так и пенсионного страхования в частности.

$18. Изменение статуса Центробанка, изменение законодательства о валютном контроле.

$19. Изменение законодательства о несостоятельности (банкротстве).

И, разумеется, не стоит забывать пока еще не принятый (к счастью) ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством РФ». Росфинагентству планируется передать в доверительное управление средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а также управление государственным долгом. А Росфинагентство сможет передавать эти средства в доверительное управление другим управляющим компаниям. Фактически, это передача полномочий правительства и Центробанка. Также этому агентству планируется передать полномочия управлять политикой заимствования средств. Консолидация полномочий по заимствованию и размещению средств в одних руках (чего нет больше ни в одной стране мира) - это, фактически, создание новых путей для коррупции. Аналогичного мнения придерживается и Юрий Васильев, занимающий пост заместителя главы думского бюджетного комитета.

Данный список является далеко не полным. Государственная Дума Российской Федерации вообще была в этот период чрезвычайно результативна, согласно статистике рассмотрения, а особенно в отношении принятия законодательных актов.

Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» чрезвычайно противоречив. Причем содержит как самопротиворечия, так и противоречия другим Федеральным законам. Он вводит массу новых для Российского права понятий, при этом, не давая этим понятиям формального определения. Что снова возвращает нас к вопросу: "Кто и на каком основании будет решать ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ вопросы, связанные с этим законом?" Кто станет администратором указанных административных и уголовных составов? Вообще для современного Российского законодательства типична ситуация, когда законодательный орган трусливо самоустраняется от дачи формальных определений, оставляя это для тех, кто будет применять закон. Некоторые считают, что эта практика ведется осознанно с целью дать широту действий при властном воздействии на общество, и позволить двояко действовать в одних и тех же ситуациях в зависимости от текущей конъюнктуры и воли конкретных представителей власти (исполнительной и судебной), или просто двояко действовать в одних и тех же ситуациях по отношению к разным субъектам, сохраняя при этом признаки легитимности и отсутствия дискриминации на уровне федерального законодательства. Я же считаю, что это лишь следствие. Причина же - в низкой юридической грамотности лиц, работающих с текстами законов, и колоссально низкой юридической и общей грамотности депутатов государственной думы РФ. Законы, подобные этому - это пройденный этап в развитии Российского законодательства вообще. Спорный этап. В «Своде законов Российской империи», «Положении о наказаниях» (раздел II, гл. 1, ст. 176-183) имелся состав «богохуление и порицание веры». Прошу заметить, он был отменен в 1906 году при либерализации законодательства. Вместо него появилось наказание за нарушение порядка путем прерывания процесса богослужения, совершенное по заранее продуманному плану и с причинением побоев священнику (цитата передана более современным языком). Исходя из этого, можно заключить, что такого рода статьи - рудиментарные пережитки "Церковного права". И даже в Российской Империи (в которой власть и большая часть общества вовсе не отличались либеральностью взглядов) такие пережитки выкорчевывались. Такие понятия, как "оскорбление чувств верующих", не могут без оговорок быть применены в светском пространстве и светском государстве. В Российской Империи имелась официальная государственная церковь, что делало это отчасти возможным (однако применялось на практике только для защиты общественно уважаемых святынь, да и то, только православных). Другие выражения (оскорбление, унижение, осквернение) очень психологичны и расплывчаты.

Оскорбить «чувства верующих» юридически очень сложно.

Сейчас, в светском государстве, эти понятия (включая малопонятное и очень широкое «оскорбление чувств верующих» и «унижение обряда») обречены на то, чтобы стать игрушкой в руках судебной власти, ибо включают в себя гипертрофированный момент психологической субъективности, нередко полностью обессмысливающий их. Но настоящим ужасом меня наполняет мысль о том, что наступит момент, когда руководители религиозных организаций до конца осознают, какой невероятно могущественный инструмент для неприкрытого и наглого манипулирования обществом у них появился.

А теперь рассмотрим конкретные положения закона:

"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях", свобода совести и свобода вероисповедания предполагает право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Исходя из указанного положения, оскорбление тех или иных чувств, НЕ МОЖЕТ являться преступлением против свободы совести и вероисповедания. максимум, это может быть преступление против личности предусмотренное ст 130 УК РФ. Регулирование ответственности за одно и того же деяние различными нормами права в зависимости от того, по отношению к кому совершено деяние (если конечно это не представитель власти или иной «спецсубъект») - это средневековье как оно есть и дискриминация по религиозному признаку.

Определение понятию "верующий" ни одним законом в Российской Федерации не дается. Как доказать что кто-то верующий, а кто-то нет? Как доказать, что чьи-то чувства оскорблены? Как доказать что эти чувства вообще были? Ответ один - это невозможно. Отчасти поэтому законодательство НИКОГДА и не защищало чувства. Кто-то может возразить, вспомнив про понятие моральный вред, однако это не подходящий пример. Моральный вред - это физические и нравственные страдания. Причем с определением нравственных страданий всегда и были проблемы - суды чаще всего определяют их и их размер "по велению голосов с Марса". Часто вообще исходят из предпосылки, что нравственные страдания априори всегда есть. в частности эта позиция официально выражена в определениях верховного суда, связанных со взысканием страхового возмещения. Самое страшное, что мой опыт подсказывает, что в отношении чувств верующих будет использоваться та же презумпция. Если грубо - их чувства всегда будут определены судом как "оскорбленные", независимо от вашего деяния.

Право не иметь религиозных чувств должно защищаться теми же законами, что и сами религиозные чувства (если исходить из положений ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Однако в этом случае пропаганда любой религии должна быть запрещена. Это естественное и логичное следствие.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

Малопонятно, что есть места проведения обрядов? Можно ли считать место проведения "крестного хода" - местом проведения обряда? Можно ли считать тогда район Москвы, в котором он проводился, местом проведения обряда? На какой срок территории присваивается такой статус? Это положение также может стать очень могучим оружием религиозных адептов.

Если принять безумную логику этого закона, это начинает звучать адекватно, но только до тех пор, пока я не объявлю всю Российскую Федерацию "святым храмом атеистической церкви", не зарегистрирую "Великую церковь атеизма", не назовусь "атеистическим первожрецом" - а потом не побегу в ЕвроСуд. Тогда уж точно можно будет запасаться поп-корном.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.".

Вот это положение Конституции и иным законам как раз и не противоречит.

Однако, пока на законодательном уровне не даны определения важнейшим понятиям этого закона - это положение закона может стать в руках верующих совершенно кошмарным оружием при давлении на власть.

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если рассматривать исключительно теоретическую сторону - все грамотно и непротиворечиво.

А вот с практической стороной сложнее. РФ всегда отличалась колоссальным количеством деструктивных сект. Борьба с деструктивной сектой чаще всего ложится на плечи родственников и друзей "адепта", а в крайних случаях на правоохранительные органы. Теперь же их "работа" по наведению порядка в голове у "адепта" будет невероятно осложнена тем, что появился формальный состав преступления.

Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.".

Новый проект закона, помимо неадекватного понятия «осквернение», взятого из архаичного слоя языка, причем явно языка религиозного, оперирует понятиями "порча", "уничтожение". Здесь проблема еще более глубокая. Перечисленные в законе "богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки или эмблемы мировоззренческой символики" - это объекты вещного права и никак иначе. Спорить бесполезно. И, фактически ограничивая право на их "уничтожение" и "порчу", государство без всяких на то оснований ограничивает одно из базовых правомочий собственника - "распоряжение". Распоряжение - право "определять юридическую судьбу вещи". Если грубо - своими вещами вы распоряжаетесь сами, вы можете по собственной воле: изменять их назначение, дарить, давать в аренду или ссуду либо уничтожать, то есть прекращать их существование. (первый и последний пункт ограничен для предметов, охраняемых как исторические либо культурные ценности). А самое интересное с осквернением - это уродливое понятие существует в современном законодательстве довольно давно. Ранее оно относилось только к мертвым телам и местам захоронений - но это носило скорее символический характер защиты некоего "последнего права гражданина", его воли относительно его останков. Гражданин выразил волю быть захороненным, а значит, никто не вправе ему препятствовать находиться в этом состоянии.

Снова базовый набор вопросов: Что есть Богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки, эмблемы? Относится ли к знакам мировоззренческой символики к примеру Знак движения анархистов или изображение мужского полового органа на стене? А что будет, если работник жека сотрет таковой знак в рамках плановых мероприятий по уборке территории? Что будет, если "богослужебная литература» будет переработана в макулатуру? Что будет, если, решив ознакомиться с постулатами той или иной веры, вы купите их святую книгу, а потом выкинете её в бак для сбора отходов, и это не понравится кому-либо из представителей религиозной общины? Ведь все, что я перечислил - это публичные (в широком смысле) деяния и без сомнения умышленные.

В широком смысле это еще и означает, что государство ставит знак равенство между картинами Левитана и Ботичелли, гениальными шедеврами зодчества, историческим наследием человечества и, к примеру, журнальчиком "Сторожевая башня" свидетелей Иеговы и бредом старика, 40 лет просидевшем внутри горы.

И, наконец, заключительная часть моей статьи - «Руководство к действию».

Меры, которые я могу предложить, требуют определенной смелости:

$11. Подача заявления в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о признании неконституционном ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»

$12. Обращение с иском в ЕСПЧ.

Однако, даже если данные меры не принесут желанного результата, всегда остается личная борьба.

Борьба с представителями религиозных организаций за наши права, учитывая происходящие в обществе процессы - жизненно важна. Я не считаю возможной таковую борьбу на уровне законодательных органов (по крайней мере, в настоящее время). Указанное совершенно не означает, что борьба бесперспективна. Напротив, она возможна, но возможна в рамках действующего законодательства.

Позвольте напомнить вам то, о чем постоянно забывают: права неотделимы от обязанностей. И это формула, которая позволит вам показать представителям религиозных движений, что гражданское общество может принимать аналогичные меры. Боритесь за свои права. Законными мерами принуждайте представителей религиозных движений к точному и неукоснительному соблюдению закона, настаивайте также на соблюдении ими их собственных законов (так называемых «Заповедей» и иных религиозных правил). Поверьте - это работает. У Юлиана Отступника получилось, и христиане ненавидят его до сих пор.

$11. Используйте механизмы СМИ и иные общественные механизмы для освещения всех нарушений закона и иных «морально спорных» действий представителей религиозных общин. Будьте разумны и настойчивы. Не допускайте прямых оскорблений в их адрес - не уподобляйтесь своим противникам. Используйте проверенные данные и не допускайте преувеличений. Поверьте, настоящая правда о ваших противниках будет ужаснее любых ваших фантазий.

$12. Используйте все возможные ресурсы правоохранительных органов и органов судебной системы для защиты своих прав. Направляйте обращения в соответствующие органы по любым, даже малейшим фактам нарушения ваших прав, либо неисполнения представителями религиозных организаций своих обязанностей. У христиан «ночной крестный ход»? Направляйте заявление в полицию о том, что вам ночью мешают спать или о несанкционированном митинге. Отказываются принимать меры и выезжать? Жалуйтесь на сотрудников полиции (я был удивлен, но оказалось, в том, что касается полиции, такие жалобы НЕВЕРОЯТНО действенны - а если вы сообщите о том, что не был разогнан несанкционированный митинг - сотрудников просто уволят, и они об этом знают).

$13. Поддерживайте организации, занимающиеся высмеиванием недостатков существующих религий. В июле 2013 была зарегистрирована Российская Пастафарианская Церковь, поддержите её.

$14. Требуйте такого же объема прав и такой же поддержки от государства, как и ваши оппоненты.

Сегодня мы поговорим о Оскорблении чувств верующих. В чём заключается это оскорбление и обязаны ли россияне верить в Бога?!

Свобода в нашем мире часто лишь иллюзия, мы не можем жить вне любых рамок, мы обязательно должны и будем жить в рамках. Эти «рамки» существуют и для блага, государство и закон в целом созданы с целью правильной и оптимальной организации социума. Свобода вероисповедания, мысли, совести — это миф…

Несоблюдение закона и общественных норм поведения предусматривают юридическую ответственность. И сегодня (с 2013 года) в УК РФ появилась статья (которая прежде квалифицировалась как административное правонарушение), предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, за воспрепятствование проведению религиозных собраний, обрядов — Статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».

То есть сегодня вера стала обязательной для исполнения общественной нормой? Как кричат фанатики-атеисты: «теперь за фразу «Бога нет» можно угодить в тюрьму», — и задают вопрос, «а как же мы, неверующие, как же уважение наших атеистических чувств — ведь у нас свобода слова и т.д.?».

Обязаны ли россияне теперь верить в Бога? Так ли все, и за что конкретно можно угодить в тюрьму, в чем выражается оскорбление именно религиозных чувств верующих, где грань обязательности веры и неверия — давайте обсудим подробнее и разберемся во всем по порядку.

За фразу «Бога нет» нельзя угодить в тюрьму! Вопреки провокаторам сразу скажу — за выше обозначенную фразу в тюрьму не посадят. У нас как обычно утрируют и искажают информацию в целях манипуляции и разжигания народной истерии. За что могут посадить и какие есть примеры дел? Давайте обратимся к юридическому первоисточнику: к статье 148 УК РФ. Дословно ее процитирую:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ)

  1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

  1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

  1. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Комментарии к статье гласят:

  1. В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст. 148 УК представляет собой одну из гарантий реализации в жизни ст. 28 Конституции.

Возможные преступные действия в настоящее время в отношении верующих и культовых учреждений вполне охватываются другими составами преступлений, как, например, оскорбление (ст. 130 УК), хулиганство (ст. 213 УК), вандализм (ст. 214 УК).

  1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций может выразиться в незаконном закрытии церкви или другого культового учреждения, срыве регулярной церковной службы, запрещении проведения религиозного обряда и т. п. При этом преступным является воспрепятствование только такой деятельности, которая осуществляется в рамках закона, и лишь такому совершению религиозных обрядов, которое не нарушает общественный порядок и не сопровождается посягательствами на права граждан.

  1. Под религиозными организациями следует понимать любые религиозные организации, деятельность которых не противоречит закону, религиозные общины, различные культовые здания: церкви, мечети, синагоги, часовни, монастыри, молельные дома, иные помещения, в которых проходят церковные службы, а также различного рода памятные святые места и другие религиозные символы.
  1. Оконченным преступление считается с момента начала незаконного воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповедания.
  1. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность своих действий и желает их реализовать.
  1. Субъектом данного преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Я специально привела полный текст статьи и поясняющие комментарии, чтобы первоисточник и первопричина шума была перед глазами и чтобы можно было отталкиваться именно от этой информации.

Закон весьма хитер, как известно: реального подтверждения действия наказания за оскорбления чувств верующих нет. Я не нашла никаких конкретных дел, чаще всего обвинение переквалифицировали как административное правонарушение, либо отказывали в возбуждении уголовного дела, либо квалифицируют как хулиганство. Если у вас есть обратные сведения — приводите примеры.

Трудность доказывания вины связана с тем, что должен быть прямой умысел, то есть виновный имел однозначное намерение оскорбить именно религиозные чувства верующих, а не какие-то иные их чувства, и это нужно доказать , что конфликт возник на религиозной почве, а не на бытовой, нужно доказать, что верующий является верующим, кроме того действия должны совершаться публично и проявляться в виде явного неуважения к обществу.

Понятия оскорбления сами по себе размытые (при оскорблении личности они должны быть выражены в неприличной форме, а здесь, получается, то что для одного будет обидным, для другого норма, а четкости нет), и понятия оскорблений чувств верующих, юридически закрепленного, не существует, закон требует доработки и огранки.

В Википедии закон об оскорблении чувств верующих расценивается как закон о богохульстве:

«Законы о богохульстве (оскорбление религиозных чувств, оскорбление верующих, кощунство) - существующие во многих странах законы (c разной степенью реального использования), ограничивающие свободу слова и выражения своего мнения в отношении кощунства, неуважения к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям».

«Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула, ст.-слав хѹла) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания».

Богохульство уже более четкое понятие, но судом то, что является богохульством для религиозных людей — может быть квалифицировано совсем иначе.

Шуточная, но в то же время неглупая версия как вести себя тому, кого обвиняют в оскорблении чувств верующих (как пример часто встречающейся несостоятельности обвинений по данному закону):

«И главное, запишите себе

1) ходатайствуйте о закрытии дела в связи с отсутствием пострадавших

2) если пострадавшие найдутся — пишите встречный иск о заведомо ложном доносе — о том, что обратившийся не является верующим и вообще он мошенник, вымогатель, желающий воспользоваться судебной системой РФ в целях незаконного обогащения, тогда:

В суде так называемому верующему надо будет доказывать, причем документально — что он верующий….

В случае христианства, можно воспользоваться текстами собственно самого «учения». Комиссия из нескольких человек, в присутствии нотариуса, должна провести следующие тесты:

Тест №1

Передвижение предметов. «Истинно говорю вам: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда», и она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас.» — (Матфея, 17:20)

Испытуемый должен подвинуть гору песка (ГОСТ 8736-93 — Песок для строительных работ) весом в одну тонну на 1 метр силой веры.

Тест №2

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;» — Марка 16:16-17

Испытуемый должен написать небольшое эссе на тему «Почему я уверовал» на языке, случайно выбранном из всех мировых с помощью лототрона.

Тест №3

Продолжение предыдущей цитаты: «будут брать змей» — Марка 16:18

Испытуемый получает комплект из черной мамбы в одну руку и гремучей змеи в другую на 10 минут.

Тест №4

Продолжение предыдущей цитаты: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» — Марка 16:18

Испытуемый должен выпить смертельную дозу случайно выбранного яда.

Тест №5

Продолжение предыдущей цитаты:»возложат руки на больных, и они будут здоровы» — Марка 16:18

Испытуемый должен наложением рук вылечить своего родственника, предварительно зараженного чумой или сибирской язвой».

Конечно, закон, пусть и в весьма неотесанном виде, ввели не просто так, а после диких акций панк-группы в 2012 году. Тех же «плясуний на святынях» привлекли к уголовной ответственности за хулиганство. Роль «беснующихся дам» также весьма неоднозначна: кто-то говорит о том, что на самом деле необходим был раскол оппозиции, настрой общественности против оппозиции, чтобы показать какие они примитивные и пошлые на самом деле, а по другой версии — это план оппозиции по развалу страны через попирание святынь, духовных ценностей.

Что же тогда принесло принятие этого закона и зачем он нужен, если бездейственен?

Догадок тысячи, от того, что нужно было просто припугнуть тех, кто хочет пойти на стопам исповедующих вероломство дам до того, что этот закон еще больше способствует отделению государства от церкви, и того, что в будущем его «подкорректируют» до более совершенного и действенного вида.

Кроме вразумления одичавших и бессовестных бунтарок — этот закон отражается и на обычных людях, где есть верующие, есть неверующие, и в первую очередь многие приняли все на свой счет и раздули муху из слона.

По сути — верующих закон не защитил, зато те, кого религия-то не тронула никаким образом стали кидаться на эту религию. Мол, а кто будет уважать чувства атеистов? Или: пусть верующие тоже считаются с мнением неверующих. А кто не уважает-то чувства неверующих? Фанатиков полно как среди религиозных товарищей, так и среди простых смертных, не все верующие фанатики.

Но гипотетически оскорбленные неверующие уже обижаются и первыми кидаются на верующих, доводя аргументацию до абсурда. Сразу после публикации закона в сети появилось множество карикатур, картинок-демотиваторов, которые демонстрировали пренебрежение к позиции верующих, желающих защитить свои права.

Например, «мягкие» варианты карикатур, картинок, высказываний, передающих настрой отдельных слоев общества:

Инет наполнили посты с протестами против навязывания им веры. Мол, не суйте мне в лицо вашу религию, и: верующие обязаны прощать и уважать других, иски-суды противоречат библейской идеологии. Будто закон вызвал не усмирение бунтующих с целью защиты верующих, а наоборот разжег на пустом месте агрессивные настроения против религии.

Я прекрасно помню 2013 год и время когда приняли этот закон: Интернет был усыпан протестами неверующих против навязывания им религии и возмущениями по поводу такого «недемократического диктаторства», а не примерами исков об оскорблении чувств верующих.

На самом деле оскорбление чувств верующих по мнению самих верующих — явление довольно редкое, что еще раз доказывает, что закон создан со странной целью:

«Не будет лишним проанализировать и другую статистику – общественное мнение. Так в августе 2012 года Фонд Общественное Мнение провел исследование, посвященное чувствам верующих.

На вопрос о том, сталкивались ли граждане в своей повседневной жизни с ситуациями, в которых их религиозные чувства были оскорблены, 84% православных респондентов ответили, что не сталкивались. Среди представителей других конфессий так же ответили 86% респондентов . Утвердительно ответили лишь 12% православных и 9% представителей других конфессий.

Примечательно, что 15% из 19% верующих, которые встречали в СМИ сообщения, оскорбившие их религиозные чувства, были оскорблены клипом одной печально известной панк-группы. Кроме того, в СМИ данный закон ассоциируется именно с этим событием и создается впечатление, что закон был принят именно в связи с этим единичным случаем. Должна ли происходить криминализация деяния в связи с единичным событием? Сомнительно».

Одни из самых нелепых замечаний и советов, которые давали неверующие верующим были о том, что нужно прощать врагов и верующий обязан это делать. В общем, все сразу стали знать, что обязан и что должен верующий, но простые смертные к себе и не пробовали применять эти рамки.

Кажется, этот закон какая то издевка, еще больше привлекает внимание к тому, что верующих не уважают.. Или: а чего стоит вера, если ее могут подорвать мнения мелочных людей? Верующие тоже люди, и неправильно сначала, например, вывести их, а потом еще и упрекать в том, что они не благословляют гонителей. Все привыкли видеть в верующих овечек.

Любой адекватный батюшка или протестант скажет, что верующий имеет право на иск и в Библии масса обоснований этому, и это не отменяет прощения врагов, это разные вещи.

По логике неверующих получается: с помощью этого закона возбуждена некая провокация, то есть на верующих будут вешать грязь, а они должны, по мнению неверующих, безропотно терпеть — ведь так написано в Библии, и люди не знакомые с Богом точно знают полную трактовку священной книги (и священных книг иных религий). Не неверующим решать и судить что и кому должен верующий.

Православие у нас не считается государственной религией, церковь давно отделена от государства, свобода вероисповедания и т.д. Уроки православной культуры в школах, иные мероприятия призваны на некотором уровне поддерживать духовность общества, но верить или нет и во что верить каждый давно решает сам.

И есть другой момент касательно отношений верующих и неверующих: мы все живем в одной стране, здесь не может все стать так, как хочет только определенная категория лиц. Конечно, стоит стремиться к соблюдению моральных норм и сохранению адекватности населения, но верующие также должны уважать выбор другого человека и только тогда религия не превращается в цирк .

Свобода выбора — это то, чем наделил Бог человека, и другой человек не имеет право посягать на это. Однако вот этих фанатиков, которых рисуют на карикатурах те, кто никогда и не оскорблялся «выходками» верующих — их единицы и они есть не только среди верующих.

По-настоящему верующие никогда не будут навязывать свой выбор другому, скорее, делами показывать свое исповедание, а не упрекать словами. И подать иск — их право, но в большинстве никто не подает подобные иски, поскольку это смешно: никого нельзя заставить верить, да и есть суд выше земного.

Но вот такие акции, наподобие тех, что вытворила панк-группа, требуют осадки, пресечения, но только не истериками, а действиями, и, возможно, гораздо более кардинальными, чем внесение поправок в УК. А главное — профилактика: лучше заботиться о духовном уровне общества, чем пожинать плоды бездуховности, естественно, начиная с себя.

Даже люди неверующие, но думающие, умные — они в подавляющем большинстве очень аккуратно относятся к теме религии, и никогда не позволят себе сказать оскорбления в адрес верующих, ситуация какая-то надуманная, в обычной жизни закон почти не применим.

Если бы не поднятая шумиха — это очередная поправка в УК могла бы стать обычным, рядовым действом, поправок в Кодексы вносится множество, не у всех них судьба быть причиной гипотетического конфликта.

А что думаете вы по поводу закона об оскорблении чувств верующих и вообще об оскорблениях верующих?