Итоги дорожно транспортных происшествий в овд. О дальнейших мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений транспортной дисциплины в органах внутренних дел республики татарстан

Правильная ссылка на статью:

Дресвянникова Е.А. — Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения // Юридические исследования. - 2015. - № 5. - С. 24 - 33. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.5.14790 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14790

Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом проведенного исследования выступают вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения. Автор подробно рассматривает применяемые ранее и действующие в настоящее время государственные меры по обеспечению дисциплины водителей. Цель исследования – предложить эффективные способы повышения дисциплины и культуры на дорогах. Задачи исследования: а) на основе анализа государственных мер, направленных на повышение дисциплины и культуры участников дорожного движения, выявить основные их положительные и отрицательные стороны; б) на основе выявленных недостатков предложить эффективные способы по формированию транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения; в) раскрыть значимость информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза и другие, используемые в юридических науках. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в российском обществе сформирован радикальный запрос на улучшение безопасности дорожного движения, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. Автором предложены меры по совершенствованию информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения, основным направлением которой должно стать формирование у всех участников дорожного движения правосознания.


Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное поведение, дисциплина, культура, информация, общество, равенство, правосознание, пропаганда

10.7256/2409-7136.2015.5.14790


Дата направления в редакцию:

24-03-2015

Дата рецензирования:

25-03-2015

Дата публикации:

01-05-2015

Abstract.

The subject of the study includes the issues of formation and condition of transport discipline and traffic participants" culture. The author examines the previously used and the existing state measures of drivers" discipline provision.The purpose of the research is to propose the effective ways of road discipline and culture improvement. The objectives of the study are: a) on the base of the analysis of state measures of road discipline and culture enhancement to identify their main advantages and disadvantages; b) on the basis of the identified deficiencies to suggest the effective ways of road discipline and culture formation; c) to reveal the importance of information and propaganda in the sphere of road safety. The methodology of the research is based on the general and special methods: the dialectical method, the system approach, the comparative-legal method, analysis, synthesis and other methods used in the legal sciences. The author concludes that there is a radical need for road safety enhancement in the Russian society; development of communication means of the road safety issue transmission should gain primary importance. The author offers the measures of information and propaganda work enhancement in the sphere of road safety provision, which should be based on the development of legal awareness of traffic participants.

Keywords:

Information, culture, discipline, behavior on the road, traffic, safety, society, equality, legal awareness, propaganda

«Законы и установления должны идти рука об руку

с прогрессом человеческой души»

Томас Джефферсон

С ростом уровня автомобилизации существенно изменяются не только плотность и интенсивность движения на дорогах России, но и контингент водителей. Мониторинг сведений статистической отчетности Госавтоинспекции МВД России констатирует, что возросло количество водителей транспортных средств, не обладающих достаточным опытом управления . Следствием этого является постоянное увеличение заторов на дорогах, а следовательно резкое учащение непосредственных контактов участников дорожного движения, которое во многих случаях носит конфликтный характер.

На сегодняшний день в обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности дорожного движения. В первую очередь, население нашей страны поддерживает необходимость привития навыков терпимости на дорогах и, нетерпимости к нарушителям, и как следствие ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения. По результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 66% россиян основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди, назвали недисциплинированность водителей и выступили за создание в обществе неприятия нарушений правил дорожного движения .

По-прежнему значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывают лица, которые заведомо совершают противоправные действия. Здесь уместно заметить, что в отличие от России, где значительная часть правозащитников стоит «на страже» прав и законных интересов нарушителей, в зарубежных странах огромное внимание уделяется созданию условий по обеспечению эффективной защиты законопослушных участников дорожного движения от противоправных посягательств .

В таких условиях заслуживают пристального внимания вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры не только водителей, а всех участников дорожного движения.

Одним из действенных способов по обеспечению дисциплины водителей, несмотря на небольшой период своего функционирования (чуть более четырех лет), являлась бальная система оценки нарушений Правил дорожного движения. К сожалению, в 1997 году бальная система была отменена. В настоящее время данная система оценки нарушений остается предметом научных дискуссий .

Спустя десять лет в 2007 году на законодательном уровне было принято решение о назначении административного наказания без составления протокола в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных с использованием транспортного средства и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи . Основная цель, которая преследовалась повсеместной установкой технических средств, была двоякой, во-первых, это неотвратимость ответственности и наказания за совершенное правонарушение, а во-вторых, профилактика нарушений Правил дорожного движения.

Согласимся, что в большинстве случаев приборы фото-, видео- фиксации нарушений Правил дорожного движения являются в определенной степени сдерживающим фактором и дисциплинируют водителей , ведь около 80 % всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей (превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, нарушения правил обгона и др.).

Однако не стоит забывать, что дисциплина поведения не терпит каких-либо шаблонов и всегда допускает некоторый «диапозон возможностей». Поэтому дисциплину необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Отдельного пристального внимания к себе требует невысокий уровень подготовки водителей в автошколах, так как главной проблемой, имеющей существенное влияние на процесс формирования дорожной дисциплины у начинающих водителей, является отсутствие в применяемых в учебном процессе программах аспектов, связанных с пассивной безопасностью или недостаточное количество часов, выделенных на их изучение.

На наш взгляд, необходимо ужесточать требования к надлежащей подготовке и переквалификации водителей, внося коррективы в программы обучения, отслеживая, выпускники какой автошколы чаще всего совершают дорожно-транспортные происшествия, используя эту информацию для контроля и проверки качества обучения. Стоит заметить, что во многом уровень культуры и уровень знания Правил дорожного движения коррелируют между собой.

Таким образом, обществом должна быть поставлена цель формирования не только грамотного и ответственного, но и дружелюбного транспортного поведения всех участников дорожного движения. Полагаем, что это возможно только при соблюдении тотального равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения.

Культура, это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, отражающая человеческую субъективность и объективность. Культура - это своего рода результат воспитания и самовыражения.

В рамках деятельностного подхода, на наш взгляд, культура участников дорожного движения - это сознательная деятельность не только отдельных индивидов, включенных в процесс движения (водители, пешеходы, пассажиры транспортных средств), но и общественных институтов (организаций, учреждений, центров), направленная на целесообразное упорядочение общественных отношений в области дорожного движения.

С позиций этического подхода термин «культура» определяется как «совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений» .

Полагаем, что изложенные подходы к определению культуры участников дорожного движения позволяют выделить следующие ее культурно-содержательные составляющие: интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные, физические, профессиональные качества, совокупность которых позволяет решать проблемы человеческого фактора, возникающие в области дорожного движения с высокой степенью эффективности и стабильности.

К сожалению, о наличии всех составляющих у каждого субъекта, участвующего в процессе дорожного движения, на сегодняшний день говорить не приходится.

Стоит согласиться, что процесс развития культуры заключается в смене социо-культурных типов . Культура формируется и развивается в существующем культурном пространстве с учетом общенациональных принципов культуры, и в то же время обусловлена характером и качеством социальных отношений.

В динамично меняющемся мире на сегодняшний день вектор социальных отношений направлен в сторону бескультурья. Наблюдается низкий общий культурный кругозор, нравственный облик, зачастую далёк от общегуманистических нравственных идеалов.

Реакцией же государства на низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения и, как следствие возросшего числа нарушений в данной сфере, становится, как мы наблюдаем последние семь лет, устойчивая тенденция к усилению административно-правового принуждения. Но стоит заметить, что если на сегодняшний день мы говорим о каком-то продвижении культуры на дорогах, то просто добиться этого одними штрафами нереально.

В современных условиях, когда тенденция изменения общественных отношений и социальных ролей настолько стремительна, не стоит забывать, что отношения в области дорожного движения в каждом конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Именно поэтому к проблеме безопасности на дорогах необходимо привлекать внимание самых широких слоёв населения. Огромную роль в этом может сыграть информационная и пропагандистская работа.

В последнее время на ежегодной основе набирают популярность и проводятся всероссийские социальные кампании «Прогноз безопасности», «Пешеход, на переход!», «Движение без опасности», «Автокресло - детям!», «Пристегнись!» и др., пропагандирующие тему безопасности дорожного движения с помощью современных инструментов социального маркетинга. Кроме того, заслуживают внимания рекламные баннеры (наружная реклама), с различными слоганами, напоминающими о правилах дорожного движения или предостерегающих водителей от их нарушения, которые установлены на дорогах страны. Конечно это неоценимый вклад в профилактику безопасности дорожного движения. Однако, считаем, что этих мер недостаточно.

На наш взгляд, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. К сожалению, тема безопасности дорожного движения и уважительного отношения друг к другу на дороге не является рейтинговой для средств массовой информации.

В телевизионном сегменте медиарынка нашей страны экономически выгоднее осуществлять трансляцию маркетинговой рекламы, приносящей доход, нежели социальной рекламы по пропаганде безопасности дорожного движения. Однако, размер социально-экономического и демографического ущерба страны от дорожно-транспортных происшествий, несоизмерим с затратами на социальную рекламу безопасности дорожного движения.

Несомненно, в последнее время радует факт создания детских обучающе-познавательных радио и
телевизионных программ («Перекресток», «Дорожная азбука» и др.), широко используются интернет-ресурсы: всевозможные детские игры, различные тесты, компьютерные программы. Но вызывает сложность назвать хоть одну телевизионную передачу, где основам безопасности дорожного движения, если хотите «мирного сосуществования на дороге», и просто дорожной культуре и дисциплине, обучали взрослых. Конечно, всем известна телевизионная передача «Дорожные войны», сюжеты которой в ироничной форме показывают те «безобразия» и отсутствие не только грамотного поведения и культуры, но и подчас моральных устоев водителей и иных участников дорожного движения. Глупость и необразованность водителей лишь высмеивается, не подвергаясь даже критике.

Особенно это актуально становится, если коснуться деятельности, так называемых «профильных» средств массовой информации: журналы «За рулём», издательство «Транспорт», «Авторадио», которые отошли от вопросов безопасности дорожного движения, а занимаются рекламой авто новинок и раскручивают свой рейтинг с помощью обучения водителей общению с инспектором ГАИ, освещая вопросы, как уйти от ответственности .

Мы привыкли слышать: «Культура дорожного движения формируется годами, поэтому начинать воспитывать законопослушного участника дорожного движения нужно с рождения». А как же взрослые? Именно те, кто и является причиной высокой смертности, травматизма и аварийности на дорогах. Полагаем, что необходимо вносить изменения и дополнения в законодательство о средствах массовой информации, предусмотрев четкие ориентиры их деятельности (хотя бы государственных СМИ), и одним из обязательных направлений обозначить пропаганду безопасности дорожного движения.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения зависит, прежде всего, от повышения дисциплины и культуры на дорогах, а не только от качества дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения.

Для повышения безопасности дорожного движения недостаточно общего законодательного регулирования указанной сферы, ужесточения наказаний и штрафов. Всё общество для повышения эффективности системы обеспечения безопасности дорожного движения должно объединиться в позитивную дорожную коалицию. Для изменения общественного сознания по проблеме безопасности дорожного движения каждый из нас должен начинать с себя! Жёсткие требования необходимо предъявлять, прежде всего, себе, неся ответственность не только за свою жизнь, но и жизнь окружающих.

Безрассудное поведение на дороге, легкомысленное отношение к безопасности и к закону, агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения это те причины, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям и непоправимым в результате их совершения последствиям.

Таким образом, необходимо формировать у всех участников дорожного движения правосознание и создавать в обществе нетерпимость к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами именно на дорогах .

Библиография

.

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России: htpp://www.gibdd.ru (дата обращения: 04 марта 2015 г.).

.
.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.29.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России.-2011.-С.138;

.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.28;

.

Борейко Ю.А. Проблемы укрепления транспортной дисциплины водителей на дорогах России // Труды Академии управления МВД России. – 2014.-№ 1 (29). – С.99-100.

.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4007.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России, 2011. С.144.

В первом полугодии 2015 года отмечено сокращение на 4,5% количества уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников органов внутренних дел города Москвы. На 23% уменьшилось количество допущенных фактов грубых нарушений служебной дисциплины, на 13% сократилось количество ДТП с участием сотрудников органов внутренних дел г. Москвы, в 1,7 раза сократилось количество ДТП, допущенных сотрудниками в состоянии опьянения. Отмечается снижение на 48% фактов управления сотрудниками автотранспортом в состоянии опьянения. Вместе с тем серьезный урон репутации московской полиции наносят резонансные преступления, совершенные сотрудниками органов внутренних дел. Так, 4 июня сотрудниками ОСБ (УВД по ЮЗАО) задержан находившийся в свободное от службы время, инспектор ДПС лейтенант полиции К. , который дал взятку в размере 200 тысяч рублей оперуполномоченному ОСБ (УВД по ЮЗАО) за сокрытие факта употребления им наркотического вещества, подлога результатов медицинского освидетельствования, по результатам которого у него было выявлено состояние опьянения, вызванное наркотическими средствами.

Даже одно негативное происшествие с личным составом, особенно если оно связано с совершением ДТП в состоянии алкогольного опьянения, крайне негативно сказывается на имидже полиции города Москвы.

В ГУ МВД России по г. Москве продолжается принципиальная практика по увольнению сотрудников допустивших управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В результате в первом полугодии по отрицательным основаниям было уволено 97 сотрудников, никому не было сделано исключений, и отступления от этого правила не будет, невзирая на выслугу лет, занимаемую должность, звание и заслуги.

Руководство ГУ МВД России по г. Москве принимает дополнительные меры по искоренению этих негативных явлений. В целях укрепления служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности в подразделения направлено распоряжение начальника ГУ МВД России по г. Москве от 15 июня 2015 года № 1/1003 «О дополнительных мерах по повышению эффективности индивидуальной воспитательной работы и укреплению служебной дисциплины и законности», предусматривающее вовлечение членов семьи в воспитательный процесс, через посещения по месту жительства, проведением индивидуальных бесед.

К сожалению, мы иногда теряем людей и в результате слабой профессиональной подготовленности сотрудников, а также нарушений в организации несения службы.

Так, 27 мая при задержании преступника, совершившего кражу терминала оплаты, проявив мужество и героизм, получил смертельные ранения не совместимые с жизнью полицейский ГНР 1 БП МОВО по ЮАО младший сержант полиции Баннов А.И. Руководством ГУ МВД России по г. Москве Баннов представлен к государственной награде Российской Федерации – ордену Мужества.

Однако трагедии можно было бы избежать и молодой сотрудник, только что начавший свою карьеру и ступивший на защиту правопорядка и безопасности граждан столицы, остался бы жив, если бы были обеспечены необходимые меры личной безопасности, соблюдена тактика действий экипажа в экстремальной ситуации при несении службы (обеспечена подстраховка и скоординированы действия всех членов экипажа). Поэтому необходимо никогда не пренебрегать мерами безопасности при несении службы, малейшее отступление от этих правил – это цена жизни сотрудника органов внутренних дел.

В отчетный период за образцовое исполнение служебных обязанностей приказами ГУ МВД России по г. Москве поощрено более 3 340 сотрудников, приказами МВД России – 113, награждено государственными наградами - 19 сотрудников.

Такая сложная проблема как обеспечение на дорогах безопасное движение уже давно решается через профилактические мероприятия многопланового характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это и предупреждающие аварии на дорогах нормы поведения их участников и пользователей автодорожной инфраструктуры, водителей, пешеходов и пассажиров. Это и тренировочные занятия для детей и подростков.

А также специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел, отвечающих не только за безопасность движения на автотрассах и других дорогах, но также и за регулировку последствий ДТП.

Однако чтобы не возникало никаких прецедентов на дорогах, которые могут привести к плачевным последствиям, каждый гражданин и гражданка должны соблюдать общие правила дорожного движения.

Формы и методы

Профилактика ДТП осуществляется следующими методами и формами:

  1. Напоминание населению разных категорий участников дорожного движения об общих правилах поведения на дорогах.
  2. Использование различных наглядных материалов, СМИ, периодические издания, кинопрокат, типографские изделия и другие методы визуализации с целью предупредить преступное или безответственное поведение на дорогах.
  3. Обращение к специфическим категориям граждан с целью профилактической работы по предотвращению ДТП – военнослужащие, дети, инвалиды, могущие водить машину, водители общественного транспорта и другие лица, которых можно выделить в отдельную категорию.
  4. Проведение тренингов, семинаров, конференций, мониторинга и других мероприятий с целью обнародования количества случаев аварий на дорогах, а также с целью рассмотрения той или иной ситуации в отдельности, чтобы каждый слушатель знал, как правильно действовать – например, в случае наезда на пешехода или правил поведения в темное время суток и др.

Вообще порядок на дорогах обеспечивается несколькими сторонами, участниками общества. В первую очередь это сотрудники дорожной службы, а также те, кто косвенно к ним относится.

К ним относятся следующие категории населения:

  • дорожная полиция или дорожный патруль;
  • учреждение Госавтоинспекции или ГИБДД;
  • ведомство ОВД или МВД;
  • МРЭО, станции техосмотра автотранспортных средств и другие учреждения, призванные обеспечивать исправность средств передвижения;
  • страховые компании;
  • работники по ремонту, реконструкции и техническому обеспечению автодорог.

Ни для кого не секрет, что каждый из них – это важное звено в таком важном деле, как автодорожная безопасность. Самой основной формой профилактики аварий является работа сотрудников дорожной службы.

Коротко проведем обзор профилактических действий, которые обязан предпринимать сотрудник дорожной полиции, находясь при исполнении своих обязанностей.

Итак, представитель органов внутренних дел, а точнее сотрудники специализированной службы по обеспечению безопасности движения на трассах должен производить:

  • регулировку транспортного и пешеходного движения на дорогах;
  • обнаружение и устранение, вплоть до осуществления методов пресечения нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
  • контроль над строительными дорожными работами и надлежащим содержанием инфраструктуры дорог;
  • надзор за состоянием автомобилей, их технической исправностью;
  • проведение регистрационного учета автомототранспорта;
  • регистрацию, учет и , а также всех сопутствующих причин и обстоятельств, повлекших за собой аварию;
  • проведение мероприятий по устранению последствий аварии на дорогах и в их границах;
  • применение мер наказания к нарушителям ПДД;
  • организованную пропагандистскую работу по исполнению всех нормы и правил перемещения на дорогах гражданами страны.

Отдельного внимания стоит агитационная работа сотрудников ГИБДД. Она, как правило, проводится среди широких масс, а также направлена на внимание водителей.

Такая работа включается в себя следующие мероприятия, проводящиеся сотрудниками дорожной службы:

  • представление статей законов, указов Правительства РФ в отношении оптимального обеспечения безопасности на дорогах в стране и их разъяснение;
  • разъяснение ответственности перед законом каждого гражданина, пользующегося дорогами России;
  • освещение информации о частотности ДТП, преступления и причинах, влекущих за собой происшествия;
  • рассмотрение внешних условий, какие часто способствуют аварийным случаям на дорогах (например, непогода или произошедшая рядом с дорожным полотном авария на заводе и др.);
  • правила поведения водителя в нестандартной обстановке (например, если он проезжает мимо уже случившейся аварии);
  • правила поведения водителей на дорогах в момент ремонтов некоторых участков, мимо которых нужно проехать;
  • напоминание об основах ПДД;
  • отчет о работах, какие проводятся дорожными службами по обеспечению надлежащего уровня и качества обеспечения данной инфраструктуры;
  • ответы на вопросы водителей, пешеходов и пассажиров через сайт ГИБДД;
  • наглядный материал для запоминания правил поведения на дорогах – плакаты, проспекты, листовки, памятки водителям или пешеходам, мультфильмы для детей про ПДД и другие материалы, способствующие запоминанию и воспитанию ответственности в каждом гражданине.

Кроме этого сотрудниками ГИБДД проводятся также смотры на предмет выявления безопасного движения на дорогах, рейды, операции, тренинги, тематические агитпробеги, конкурсы и даже кинофестивали.

Отдельно проводятся работы с водителями личного легкового и двухколесного транспорта, отдельно с водителями общественного вида транспорта, а также и грузового.

Совсем другие меры по профилактике ДТП относятся к военнослужащим, использующим специальную передвижную технику. А также отдельному вниманию уделяется информирование несовершеннолетних и общая информация для всех граждан по травматизму при ДТП.

Для водителей личного транспорта

Для автолюбителей и профессионалов, имеющих личный транспорт, применяются следующие профилактические мероприятия и средства по недопущению и предупреждению случаев аварий на дорогах:

  1. Во время регистрации автомобиля в ГИБДД каждому автовладельцу выдается памятка, как вести себя за рулем на дорогах и следовать дорожным знакам.
  2. На почтовый адрес могут из учреждения Госавтоинспекции присылать буклеты или другие материалы, напоминающие об ответственности водителя при вождении машины.
  3. Во время остановки автомобилиста сотрудник ГАИ вправе предупредить о правонарушениях, если они были произведены по невнимательности впервые, а также напомнить о ПДД.
  4. Учреждения дорожных служб могут организовывать рейды, а также рекламные акции на дорогах.
  5. Кроме всего прочего, граждане сами могут скооперироваться, чтобы провести какой-нибудь флеш-моб на тему, призывающую водителей соблюдать правила дорожного движения. Как, например, недавно это сделали жители г. Ухты в Республике Коми в рамках программы «Живые знаки», выходя с призывными плакатами на зебру при разрешающем сигнале светофора.

Для водителей общественного, грузового транспорта

В отношении водителей, которые работают или хотят работать на общественном или грузовом транспорте применяется тактика отслеживания их уровня профессионализма.

Так, например, профилактика ДТП водителями автобусов должна, прежде всего, осуществляться на территории автобусного парка.

Руководитель предприятия при приеме на работу водителя, который в будущем станет ответственным за миллионы жизней, людей, перевозимых ими в троллейбусе, трамвае или автобусе, должен не только проверить его квалификацию, но и протестировать на сознательность и ответственность такого человека.

Кроме того, на предприятии, оказывающем услуги перевозчика, всегда должны периодически проводиться мероприятия по недопущению их сотрудниками аварий на дорогах.

Водители грузовиков должны быть обучены, по каким дорогам преимущественно они должны ездить с каким грузом.

Так, например, запрещается ездить в центре города с взрывоопасными или грузами, относящимися к категории высокой травматизации – например габаритными стройматериалами.

Для таких автотранспортных средств существуют объездные дороги, которые обычно пролегают у черты города или по его окраине. Водитель грузовика, груженного опасным грузом, сам должен понимать, что если он попадает в густонаселенный пункт, то риски причинить кому-то вред увеличиваются.

Кроме того, он всегда должен следить за тем, чтобы груз был надежно прикреплен и изолирован в рамках кузова, все крепления и замки должны быть надежно закрыты и не открываться при тряске во время движения транспорта.

Для военнослужащих

Для военнослужащих проводятся специальные занятия, конкурсы, аттестации, экзамены или зачеты по знанию не только общих правил дорожного движения, но также и по специальным знаниям, которыми должен обладать каждый военнослужащих, использующий специфическую технику на общегородских дорогах, а также в ситуациях, когда требуется вмешательства сотрудника МВД в разбирательстве при случившемся ДТП или в момент предупреждения, пресечения ДТП.

Каждого сотрудника экзаменуют, кроме того, что ему даются определенные знания. Такие мероприятия могут проводиться не только службами ГИБДД, но даже службой УФМС, МЧС и другими уполномоченными органами.

Повсеместно среди военнообязанных граждан проводимая таким образом практика повышает уровень сознательности и ответственности сотрудников правоохранительных органов или специализированных дорожных служб.

На территориях военных гарнизонов в России также проводятся всевозможные акции с целью пресечения и недопущения нарушений Правил дорожного движения сотрудниками ВС РФ, когда они пользуются дорогами в качестве водителей личного или специализированного транспорта, а также когда они являются простыми пешеходами.

Целями таких акций обычно бывают следующие задачи:

  1. Всеми усилиями не допустить аварии на дорогах или нарушения Правил во время вождения личного или служебного транспортного средства.
  2. Как можно больше сократить применение специализированной техники на автодорогах густонаселенных пунктов. А также с целью максимального охвата военного состава занятиями в гарнизоне.
  3. Организовать и провести безаварийную эксплуатацию военной, военно-автомобильной и другой служебной техники.
  4. Активно повышать уровень подготовки водителей и развивать их навыки по использованию специальной техники в надлежащем порядке.

Для несовершеннолетних

Частые мероприятия, которые имеют положительный и явственный эффект, проводятся со школьниками, так сказать, лицом к лицу.

Детскими психологами и специалистами по контролю за соблюдением ПДД выявлено, что, если ребенку дадут просто почитать буклет про правила поведения на дорогах, а также вблизи дорожного полотна, то, скорее всего, он вряд ли будет особенно вникать в смысл слов, который призван донести агитационный буклет.

А вот если с ребенком встретится в стенах его родной школы и при помощи занятий проводить работу по формированию ответственности и законопослушного мышления, тогда положительный эффект от таких встреч с детьми сотрудниками дорожных служб дает ту же о себе знать. Такие встречи проводятся по городам России повсеместно.

Так, сегодня часто проводят всевозможные мероприятия с детьми не только в рамках школы, но и детских лагерей, больниц, детских кукольных театрах, развлекательных центрах и в медийной подаче информации в виде фильмов и мультипликационных лент.

Кроме этого часто проводятся отдельные акции и программы под различными названиями, такими, к примеру, как – «Школьники – за правопорядок», «Знатоки Правил», «Стоп игре на дорогах!», «ПДД для детей» и т.д.

Помимо информационных мер профилактики также могут использоваться и всевозможные технические средства, приспособления, призванные максимально уменьшить столкновение машин на дорогах из-за детей.

К таким средствам относятся следующие:

  • детские автокресла, при помощи которых осуществляется правильная перевозка маленьких детей внутри салона автомобиля. Находясь в кресле пристегнутым, ребенок не только защищен, но также и сам не будет мешать водителю вести машину;
  • снабжение одежды, обуви и детских рюкзаков световозвращающими или светоотражающими элементами (стикеры, брелки, куртки, обувь, логотипы на шапочках и др.). В рамках программ под подобными названиями, как – «Стань ярким и заметным!» – ребенок на дороге или возле нее всегда будет заметен водителю в темное время суток;
  • уже в некоторых городах России начинают открываться целые обучающие центры по типу автогородков, где дети могут в естественных условиях научиться правилам безопасности и поведения на дорогах. Например, такой «Детский автогородок» в сентябре 2018 г. открылся в г. Самара;
  • создаются даже целые интернет-клубы для детей, желающих попробовать себя в качестве юных инспекторов дорожной полиции. В рамках игровой формы занятий дети легко усваивают правила дорожного движения.

Профилактика травматизма при ДТП

Травмами, которые являются следствием дорожно-транспортного происшествия, могут быть любые нанесения водителю, пассажиру или пешеходу ударов, разрывов и прочих воздействий при падении, переворачивании, наезде или столкновении транспортного средства.

Каждый гражданин России должен помнить, что частые случаи аварий на дорогах с высокой долей травматизма и пострадавших – это периоды непогоды (гололедица, туман, дождь, слякоть, метелица и другие явления), темное время суток, когда плохо можно разглядеть пешехода, пересекающего проезжую часть, а также в выходные дни любого сезона.

Однако, кроме этого, на дороге может объявиться безответственный (например, пьяный, невнимательный или преступник) водитель даже в идеальную погоду и в светлое время суток.

К основным причинам возникновения травм при ДТП относят следующие явления:

  1. Переход пешехода на красный свет или в неположенном месте.
  2. Проезд водителя на красный свет светофора.
  3. Нахождение водителя в нетрезвом состоянии.
  4. Превышение скорости во время езды на машине.
  5. Пассажир забыл пристегнуть ремень безопасности.
  6. Неисправен механизм подушки безопасности в авто.
  7. И другие неправомочные действия.

Что нужно сделать, что максимально избежать травматизма при ДТП:

  1. Водителю – соблюдать все правила и нормы.
  2. Пассажиру – пристегнуться ремнем безопасности и не мешать водителю, не отвлекать его во время передвижения транспорта.
  3. Пешеходу – переходить проезжую часть только в положенном месте, и только на разрешающий (зеленый) сигнал светофора.
  4. Уметь вести себя при случившейся аварии:
    • успеть съежиться в комок, обхватить руками колени и опустить голову, так легче переносятся удары;
    • осмотреть себя на предмет повреждений, если вы в сознании;
    • осмотреть других раненных и оказать им первую помощь;
    • вызвать скорую и полицию.
  5. Пешеходы должны следить не только за поведение взрослых, но и детей, предупреждая каждого, чтобы не нарушали правил дорожного движения.
  6. Во время гололеда пешеходам следует осуществить простые действия:
    • внимательно смотрите под ноги;
    • осторожно ступайте на всю подошву целиком;
    • обходите места, где слишком скользко;
    • ходите только по посыпанным песком тротуарам;
    • прикрепите полоску наждачной бумаги к подошве сапог или пользуйтесь обувью с рифленой подошвой;
    • девушкам стоит не надевать сапог с высоким каблуком при гололедице.

Кроме того, всегда учите детей, чтобы не играли вблизи автодорог, не выбегали на проезжую часть. Присматривайте за ними.

Страница 1

Обеспечение безопасности движения автотранспортных средств ОВД - это комплекс мероприятий, организуемых руководителем (командиром) подразделения и проводимый силами тыловых служб, ГИБДД, общественных комиссий по безопасности дорожного движения, в соответствии с требованиями приказов и распоряжений МВД России, ГУ МВД России и других нормативных актов и документов по обеспечению безопасности дорожного движения и организации эксплуатации (использования) служебного автотранспорта.

Работа по обеспечению безопасности дорожного движения в подразделениях проводится под руководством и контролем Постоянной комиссии по безопасности движения ОВД и Центра транспортного обеспечения ОВД.

В подразделениях, имеющих автотранспорт на балансе или переданный им в оперативное управление, на основании "Ежегодного плана по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения на штатном транспорте ОВД", разработанным Центром транспортного обеспечения, составляется аналогичный годовой план, с учетом специфики оперативно-служебной деятельности подразделения.

Кроме того, ежегодно, приказом по подразделению, создается общественная комиссия по безопасности дорожного движения.

Основными направлениями работы по обеспечению безопасности дорожного движения являются:

контроль за выпуском на линию технически исправных транспортных средств;

контроль за порядком хранения транспортных средств, выхода из гаражей (с места стоянки) и возвращения их с линии;

организация и проведение в установленном порядке медицинских осмотров водителей;

обеспечение своевременной передачи информации о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП в вышестоящие подразделения МВД России, а также в автохозяйства ОВД и доведение ее до сведения водителей;

контроль за эксплуатацией (использованием) транспортных средств;

учет ДТП. Выяснение и устранение причин и условий, способствующих возникновению ДТП;

отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического, иного опьянения или в болезненном состоянии;

своевременное устранение технических неисправностей транспортных средств;

обеспечение охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам;

обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов

В целях повышение общей и профессиональной надежности водительского состава, подготовки и обучения должностных лиц автослужбы руководитель автохозяйства ОВД должен обеспечить:

проведение профессионального отбора вновь принимаемых в ОВД в качестве водителей, закрепляемых за служебным автотранспортом путем проверки наличия водительского удостоверения на право управления транспортным средством определенной категории, изучения сведений о нарушениях правил дорожного движения из ИЦ ГИБДД, навыков управления и т.п.;

участие должностных лиц автохозяйств подразделений, водительского состава в учебно-методических сборах, проводимых Автотранспортным отделом;

ежегодные занятия водительского состава, сотрудников, управляющих служебным транспортом, в системе служебной подготовки по тематическим планам занятий с водительским составом, разрабатываемым Автотранспортным отделом;

ежеквартальную сдачу зачетов на знание правил дорожного движения;

водительскую стажировку от 5-ти до 15 - смен сотрудников ОВД, вновь принятых, или впервые закрепленных за служебным автотранспортом;

воспитательную работу, направленную на формирование у водителей высокого уровня правосознания, чувства профессиональной ответственности за безопасность всех участников дорожного движения, сохранность вверенной техники.

Другие публикации:

Построение плана ускорений
Построение плана ускорений так же начинаем со звена 1. В общем случае ускорение точки "А", лежащей на кривошипе определится из векторного уравнения: где аАn -нормальное (центростремительное) ускорение, точки "А" аАt-тангенциальное ускорение точки "А". так как кривошип...

Предварительная прокладка
Согласно РШСУ-98 после выбора маршрута перехода выполняют предварительную прокладку на генеральных картах. Затем эта прокладка переносится на откорректированные путевые и частные карты и планы. При этом используются карты и планы наиболее крупных масштабов, которые могут содержать важные навигацион...

Расчёт динамических характеристик привода
Крутящие моменты на валу двигателя Момент статический, приведенный к валу двигателя, совпадает с крутящим моментом от заданной нагрузки на валу двигателя, рассчитанной ранее: Tст= Tвх= 9550*Nвх/nдвиг=9550*12,5/2940=40,6, Н*м. Момент разгона двигателя средний интегральный (приближенно, для асинхронн...

В соответствии с приказом МВД России от 1 февраля 2007 г . № 120 осуществляется комплексное реформирование системы воспитательной работы с личным составом МВД России, которое, в частности, должно обеспечить выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 года о восстановлении доверия к милиции со стороны населения.

Необходимо повысить уровень профессионализма, правовую культуру сотрудников, решительно избавляться от коррупционеров, превративших службу в источник доходного бизнеса. Решение этих задач предполагает усиление контроля за состоянием дисциплины и законности в органах внутренних дел.

Деятельность по реформированию системы воспитательной работы принесла уже некоторые положительные результаты. Так, в целом по России в 2007 году было выявлено 141 тысяча 417 нарушителей служебной дисциплины, что на 3,4% меньше, чем в 2006 г ., за дисциплинарные проступки, влекущие нарушения законности привлечено к ответственности 40 тысяч 39 сотрудников.

По-прежнему криминальная активность личного состава не снижается и образует значительный массив «преступности в сфере борьбы с преступностью» . Она характеризуется преобладаниемдолжностных преступлений и преступлений против правосудия , за совершение которых в 2007 г . привлечено к ответственности 3007 сотрудников из всех 4367 лиц, подвергнутых уголовному преследованию.За превышение должностных полномочий привлечено к ответственности 1420 сотрудников,за злоупотребление должностными полномочиями - 716,за получение и дачу взяток - 764 сотрудника .

В 2007 г .за общеуголовные преступления привлечен к ответственности 1669 сотрудник органов внутренних дел, в том числе из них -за убийство - 37,за кражи подверглись уголовному преследованию 120 сотрудников,за грабежи - 98,за разбои - 44 сотрудника. Среди общеуголовных деяний преобладаютпреступные нарушения правил безопасности дорожного движения , по-прежнему сохраняющих негативную динамику роста: 2005 г . - 1808, 2006 г . - 2151 (рост на 18,9 %). На 5,1 %возросло число ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения ( 2005 г . - 490, 2006 г . - 515). В целом, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в 2006 году 224 сотрудника привлечены к уголовной ответственности (рост на 8,2%) . В нарушениях правил дорожного движения зачастую проявляется эгоистически завышенная самооценка сотрудников как представителей государственной власти. У некоторых сотрудников сформировалась стойкая психологическая уверенность в своей безнаказанности. Беспринципность и круговая порука, распространившаяся в ряде служб и подразделений, личностная пораженность деформированным, а зачастую и криминализированным антиправовым сознанием укрепляет мотивацию на противоправное поведение. Сотрудники сознательно пренебрегают правилами безопасности, с их точки зрения обязательными лишь для необлеченных служебными полномочиями граждан, к интересам которых как участников дорожного движения относятся пренебрежительно.

Укрепление дисциплины и законности -одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел , которому министерством внутренних дел России придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.

Президент России в выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 г . сформулировал задачу укрепления доверия граждан к органам внутренних дел, предельной открытости и социальной ориентированности в деятельности органов внутренних дел.

В директиве МВД России от 17 октября 2006 г . № 3 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 г .» совершенствование единой системы профилактики правонарушений определено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности системы МВД России. Приказом МВД России от 6 марта 2007 г . № 216 «Об объявлении решения коллегии МВД России» поставлена также задача разработать и реализовать комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел.

В Обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г .Министр внутренних дел подчеркивает, что необходимо давать принципиальную оценку каждому нарушению законности и дисциплины. Следует отстранять от занимаемых должностей лиц, систематически нарушающих профессиональную этику и дискредитирующих органы внутренних дел. Считать в качестве одного из критериев назначения на вышестоящие должности, представления к наградам и поощрениям подчиненных соблюдение ими норм профессиональной этики, морали и культуры в обращении с гражданами.

Служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также общемилицейские правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, выполнение воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина «применительно к воинской». Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму , осуществляемой вооруженным персоналом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки персонала. В экстремальных ситуациях вооружённой борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты. Директивный стиль руководства позволяет существенно уменьшить степень риска и с минимальными людскими безвозвратными и санитарными потерями (убитыми и ранеными) среди личного состава органов внутренних дел, населения и криминального противника, и материальными затратами выполнить оперативно-служебные задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности.

В настоящее время наблюдается неурегулированность административным законодательством системы дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел. В отличие от Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, где применяются общевоинские уставы,в органах внутренних дел Российской Федерацииотсутствуют дисциплинарный устав и устав внутренней службы . Служебные взаимоотношения как субординационного, так и координационного характера урегулированы лишь фрагментарно и в самых общих чертах различными наставлениями и инструкциями. Отсутствие нормативных определений «дисциплинарного проступка», «грубого» либо «систематического» нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости в работе с кадрами.

Служебный этикет , играющий роль важного компонента организационной культуры, способствующий консолидации и повышению оперативно-служебной готовности личного состава органов внутренних дел, сегодня основывается только на традициях и ритуалах, сложившихся в дореволюционный и советский период. Он незнаком подавляющему большинству личного состава, поступившему на службу в период социально-политических трансформаций в стране. Под влиянием широко распространившихся в обществе радикально либеральных настроений многие молодые сотрудники, личностное формирование которых происходило в условиях отсутствия официальной идеологии, низкой эффективности социально-нравственного воспитания, интенсивного влияния законов стихийного рынка, вообще не считают необходимым бескорыстное общественное служение. Четкий уставной порядок, строго регламентированные дисциплинарные отношения, субординацию и служебный этикет в качестве компонентов прохождения правоохранительной службы они рассматривают как ненужную условность, рудимент советского строя. Тезис о том, что воинские и милицейские уставы и наставления «писаны кровью», у них вызывает ироническую реакцию и психологическое отторжение . Между тем, как свидетельствуют многолетние исследования Академии управления МВД России по вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, каждый третий погибший (в 2007 г . безвозвратные потери составили 306 человек) или раненый сотрудник (санитарные потери 603 человека), при исполнении служебных обязанностей, своими действиями способствовал облегчению совершения преступного посягательства в отношении себя. Эти сотрудники оказались в прямом смысле жертвами собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины профессиональной безопасности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях .

Негативно повлияли на дисциплинированность личного состава и появившиеся в 90-е годы прошлого столетия официальныевысказывания о социально-сервисном назначении органов внутренних дел , призванных осуществлять обслуживание налогоплательщиков, что также предполагало необходимость их демилитаризации . Эти лозунги в условиях провозглашенного Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия, а также безыдейности и прагматизма, коммерциализации основных сфер личной и общественной жизнедеятельности не могли не сказаться отрицательно на уровне оперативно-служебной и боевой готовности органов. В результате снизилась и сплоченность служебных коллективов, степень их управляемости и антикоррупционной устойчивости, а также профессиональная обученность, воспитанность и общекультурное развитие персонала, все большая часть которого личные интересы расценивает выше публичных.

Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать предусмотренные либо допускаемые законами и подзаконными правовыми актами средства, процессуальные правила и тактические приемы. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями .

Законность в юридической науке понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями . Ее трактуют также и как систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными органами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления .

Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов.

Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно признающим приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений, и обеспечивающим ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Эффективное государство, строящее взаимоотношения с личностью на основе признания высокой значимости ее прав и свобод, выступает гарантом социального и культурного благополучия своих граждан. Современное демократическое государство не будет являться демократическим, если оно не воплощает в своей повседневной практике гражданские и политические права и свободы .

Таким образом,законность , являясь принципом деятельности органов внутренних дел,требует от каждого сотрудника неукоснительного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения как при исполнении должностных обязанностей, так и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан и должностных лиц.Нарушения законности , допускаемые сотрудниками в процессе осуществления правоохранительной деятельности, в отличие от дисциплинарных проступков,всегда отрицательно сказываются на обеспечении правопорядка и ущемляют права, свободы, законные интересы граждан и организаций.

Необходима системная работа по преодолению разобщенности сотрудников и их индивидуалистически-атомизированного сознания, формированию и консолидации служебных коллективов, созданию здорового социально-психологического климата и солидарных товарищеских отношений в служебной деятельности.

Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой, самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, Присяги, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.

Дисциплина в подразделении обеспечивается также умелым использованием руководителем властных полномочий, включая поощрения и взыскания, его командными качествами (волей, управленческой подготовкой, знаниями, навыками и умениями), профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров). Для формирования дисциплинарных властеотношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служении закону, народу и справедливости, активном исполнении и поддержании требований уставного порядка.

Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации , тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.

Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстрировать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематические меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антикоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает психологической поддержки и содействия со стороны руководителей.

Старшим начальникам, используя рычаги служебного продвижения, морального и материального поощрения, усиления спроса необходимо побудить непосредственных руководителей заниматься не только организацией оперативно-служебной деятельности подчиненными, но и повседневной реальной воспитательно-профилактической работой с ними.

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемыепри приеме кандидатов на службу в МВД

Прием на службу кандидатов является важной отборочно-кадровойпроцедурой, позволяющей предотвратить проникновение в органы внутренних дел представителей организованных преступных групп и лиц, преследующих корыстные и другие цели и интересы антиобщественного характера, препятствующие выполнению задач правоохранительной службы, либо лиц по своим нравственно-волевым качествам неспособных выполнять служебно-боевые задачи в экстремальных условиях вооруженной борьбы, повышенных психофизиологических нагрузок.

В качестве раннепрофилактических мероприятий по предупреждению возможных со стороны будущего сотрудника нарушений дисциплины и законности, служебного предательства и коррупции, в процессе изучения кандидата на службу руководителю при участии психологов и других специалистов по работе с личным составомнеобходимо:

составить объективное представление о его правовом сознании, в частности о степени и точности осведомленности об институтах конституционного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального, а также гражданского, семейного, жилищного и других отраслей права, отношении к ним, о реальном правовом положении человека в современном обществе. Выявить официальные и неформальные источники получения юридической информации, оценочное отношение к законам, объективности, справедливости и эффективности их применения;

установить, стремился ли ранее кандидат принять деятельное участие в правоохранительных мероприятиях, пресечении правонарушений, под влиянием каких мотивов и при каких обстоятельствах это происходило, не сожалел ли о своих действиях в последующем. Проявил ли он настойчивость в восстановлении справедливости, был ли способен принять правомерное и тактически целесообразное решение, добивался ли ответственности лиц, совершивших нарушения закона. Как он относится к резонансным преступлениям, совершенным в последнее время;

изучить отношение кандидата к трудовой этике, выполнявшейся ранее работе, учебе, прохождению военной службы. Обладает ли он готовностью к напряженному, интенсивному труду, в том числе к выполнению социально важных задач сверх оплачиваемых и предусмотренных нормативами. Рационально ли планировал свою деятельность, успешно ли организовывал свою работу и учебу, проявлял ли инициативу, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, несмотря на внешние препятствия. Чувствовал ли ответственность за коллектив, в котором работал, служил или учился, заботился ли о его репутации, стремился ли отстаивать его престиж и интересы;

выявить, как складывались у него отношения с коллегами, руководителями, педагогами по месту прошлой работы, службы или учебы. Какие конфликты, на какой почве у него в производственной, бытовой и досуговой сферах возникали, способен ли он был к сдержанной адекватной реакции, стремился ли, используя правомерные и нравственно корректные конструктивные средства, урегулировать их, как они в результате разрешались. Способен ли наряду с принципиальностью проявлять разумную уступчивость, идти на переговоры, разумный компромисс и сотрудничество;

узнать, как он представляет патриотизм, гражданский долг, свое служение закону, народу и государству. Кто из родственников, педагогов, сослуживцев и других лиц, каким образом и почему оказал решающее влияние на формирование личности и обеспечил жизненную поддержку кандидата. Кому и за что из этих лиц он благодарен и отвечает ли взаимной помощью;

установить действительные источники, размер и легитимность доходов, материальные условия жизни кандидата, членов его семьи и лиц из его бытового и досугового окружения. Выяснить, по каким критериям он отбирает себе друзей, приятелей и подруг, какие интересы, увлечения, взгляды, а также форма занятий и проведения свободного времени их объединяют. Исследовать уровень и характер культурного и физического развития кандидата, отношение к здоровому образу жизни, привычки и обыкновения, способы и систематичность обретения знаний, расширения кругозора, поддержания хорошей физической формы;

сделать вывод об отношении кандидата к добросовестному выполнению своих личных и имущественных обязательств перед родственниками, знакомыми и посторонними людьми, насколько адекватно он представляет условия своей будущей жизни и служебной деятельности. Насколько свойственны для него готовность выполнять различные, в том числе непрестижные и тяжелые, работы, помочь сослуживцам в решении сложных и трудоемких проблем, ответственность за сослуживцев, оборудование и материалы или же, напортив, эгоизм, социально иждивенческие и потребительские настроения. Спрогнозировать готовность и способность его жить на денежное довольствие сотрудника правоохранительного органа;

выявить действительное происхождение, характер и устойчивость мотивов, определивших стремление кандидата на службу в систему МВД России. Насколько его представления соответствуют будущей деятельности, осознает ли он все дисциплинарные требования, трудности, лишения, правовые и этические ограничения, которые влечет будущая служба. Как расценивают родственники, друзья и подруги его стремление поступить на правоохранительную службу. Какие, по их мнению, риски, трудности и преимущества несет избираемая профессия, и являются ли они достаточно оправданными и адекватными обретаемым благам;

выяснить наличие конкретных представлений у кандидата о перспективах его службы. Имеет ли определенные намерения повышать свой профессионализм, построить добросовестную служебную карьеру. Какие жизненные проблемы он рассчитывает решить в процессе прохождения службы. Знает ли он сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, с которых стремится брать пример в будущей служебной деятельности;

обратить внимание на способность кандидата ясно, кратко, доходчиво и убедительно излагать свои мысли, на используемую им лексику, в частности сленг и жаргон, а также умение слушать и стремление понимать собеседника, на мимику, принимаемые им позы, и жестикуляцию. Установить, где позаимствовал он специфические обороты, выражения и жесты, а также что они означают. Способен ли быстро и дифференцированно воспринимать предлагаемые проблемы будущей профессии. Насколько корректен, открыт и коммуникабелен в общении с окружающими. Какой стиль одежды, прическу, предметы личного пользования предпочитает, склонен ли к внешней роскоши. Аккуратен ли внешний вид кандидата и соответствует ли он представлениям населения о государственном служащем. Обратить внимание на наличие татуировок и выяснить их значение.

Целесообразно осуществлять интенсивное наблюдение за стажером в период прохождения им стажировки по должности, а также за сотрудником в первоначальный период вхождения в каждую новую должность. Эту функцию осуществляют в первую очередь наставники и непосредственные начальники при активном содействии психологов и сотрудников кадровых подразделений .

Так, глава 7 «Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника» Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации определяет требования к личному составу, предупреждающие коррупционные проявления. Кодекс определяет, что относится к коррупционно опасному поведению сотрудника и руководителя органов внутренних дел, устанавливает ряд норм, позволяющих преодолеть коррупционную опасность.

В качестве исходных положений установлено , что, вступая в государственную должность правоохранительной службы, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам . Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, они не должны ни в чем препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Все решения должны приниматься объективно и беспристрастно, исходя из задачи необходимости максимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом государственных и служебных интересов.При этом сотрудники не должны руководствоваться целями достижения материальной выгоды для себя, своей семьи, близких и неслужебного окружения. Персонал должен избегать не только любых злоупотреблений, но и действий, которые могли бы создать видимость использования служебного положения в личных целях .

В поведении сотрудник должен проявлять политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Любой свой поступок сотрудник обязан оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти и доверия к ней со стороны населения, формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, постоянного служения закону, народу и каждому человеку в отдельности.

Конкретнымитребованиями, учитывающими специфику правоохранительной деятельности , являются следующие:

сотрудники обязаны отказаться от предлагаемой им любой ненадлежащей выгоды, принять меры к установлению лица, сделавшего такое предложение, о чем сразу же информировать руководство и в последующем действовать в соответствии с законом, этическими правилами и полученными указаниями. Дальнейшие контакты с лицом, предложившем ненадлежащую выгоду, могут быть оправданы только служебной необходимостью . Не допускается приобретение продуктовых и промышленных товаров, любых благ и ценностей, получение услуг вне очереди, в обход существующего порядка, без оплаты или на необоснованно льготных условиях;

запрещается поддержание любых прямых и опосредованных отношений, непосредственно не вызванных интересами служебной деятельности, с лицами, скомпрометировавшими себя преступлениями и другими противоправными действиями, а также бывшими сотрудникамиправоохранительных органов и военнослужащими, уволенными за служебные проступки и (или) недостойное поведение в быту и на досуге;

свои имущественные, включая денежные, обязательства сотрудник обязан выполнять, строго руководствуясь требованиями Гражданского, Семейного кодексов РФ, устных договоренностей и моральных норм. Собственные, семейные и родственные интересы недопустимо удовлетворять за счет ущемления прав и законных интересов других лиц и организаций. Безупречности в выполнении долговых и других имущественных обязательств сотрудник должен требовать от своих родственников и близких;

сотрудники обязаны своевременно докладывать руководству о любых своих личных интересах и ставших им известными интересах сослуживцев, возникающих в ходе выполнения должностных обязанностей, и излагать возможные мотивы самоотвода или отвода. Назревающие при этом конфликты интересов должны разрешаться в пользу выполнения гражданского и служебного долга. Решения руководителя, направленные на урегулирование конфликта интересов, подлежат обязательному исполнению сотрудниками ;

своими действиями на службе или вне ее сотрудник не должен допускать создания ситуаций финансовой или иной зависимости от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение сотрудником служебных обязанностей;

запрещается вступление во внеслужебные личные или имущественные отношения (в том числе заключение гражданско-правовых сделок), а также получение услуг и подарков либо вещей и предметов в пользование от лиц, являющихся (являвшихся) подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, истцами или ответчиками, защитниками и представителями, либо привлекавшимися в качестве экспертов и специалистов по делам и материалам, расследовавшимся (рассмотренным) в органе, учреждении, где сотрудник состоит на службе. Должны исключаться такие отношения и с лицами, на которых распространяются властные или контрольные (надзорные) функции органа или учреждения, где сотрудник состоит на службе;

сотрудник, неправомерно причинивший гражданам материальный, физический или моральный ущерб, обязан принять все зависящие от него меры для полного и скорейшего возмещения этого ущерба. Руководители органа, службы, подразделения также должны обеспечить психологическую поддержку и принести извинения потерпевшим от злоупотреблений и насилия подчиненных, при необходимости изыскать средства для предоставления им материальных компенсаций;

в обращении между собой, с персоналом других правоохранительных органов и с военнослужащими сотрудники обязаны соблюдать субординацию, вежливость и сдержанность, быть приветливыми и скромными, строить взаимоотношения на доверии и взаимной поддержке. Они должны всегда уважительно относиться к начальникам и командирам, старшим по званию военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, содействовать им в поддержании общественного и уставного порядка, строго соблюдать установленные правила ношения форменной одежды, служебной вежливости и отдания воинских приветствий;

не допускаются любые неслужебные (личного или имущественного характера) поручения подчиненным и иным зависимым по службе должностным и частным лицам. Недопустимо также принимать услуги и подарки, предлагаемые этими лицами;

при принятии кадровых решений о выдвижении на вышестоящую должность, о направлении на учебу, о представлении к наградам и иным поощрениям, о наложении взысканий и т. д. руководители должны быть беспристрастными и справедливыми, исходить только из объективной оценки результатов оперативно-служебной деятельности, профессионально-деловых и нравственно-волевых качеств, биографии и прохождения службы сотрудником;

в случае проведения служебной проверки сотрудник при необходимости обязан подробным отчетом о своем имущественном положении и всех источниках его поддержания (декларированием доходов и расходов), искренними объяснениями обо всех ему известных обстоятельствах и другими посильными средствами способствовать скорейшему и полному завершению проверки ;

служебный статус требует, чтобы сотрудник вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни .

изучение всего контингента сотрудников, сбор и проверку первичной информации о правонарушениях служебного характера, а также на службе и в быту;

инициативное осуществление оперативными подразделениями поисковых мероприятий в целях обнаружения признаков планирования и подготовки преступлений и служебных проступков сотрудниками;

оперативное документирование противоправных действий и обстоятельств их совершения сотрудниками, находящимися под профилактическим наблюдением и подлежащих обеспечению таким наблюдением, обеспечение их полных и подробных учетов;

планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий в отношении лиц, стоящих на профилактических учетах, принятие мер к нейтрализации (устранению) факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников;

реализация имеющихся оперативных материалов путем привлечения к юридической ответственности лиц, склонение которых к добровольному отказу от совершения преступления, служебного проступка оказалось безуспешным;

контроль с помощью оперативных возможностей подразделений криминальной милиции, замеров практическими психологами состояния социально-психологического климата в служебных коллективах, изучения общественного мнения, степени эффективности принимаемых мер профилактического воздействия.

Мерами общей профилактики, в целом воздействующими на разнообразные причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделенийявляются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и уставного порядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, безусловная личная примерность руководителей всех степеней, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления подразделениями органов внутренних дел, оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников.

Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.

Общепрофилактические воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушающего поведения сотрудников.Меры индивидуального профилактического воздействия осуществляются в отношении каждого отдельного сотрудника и имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала, носят как открытый, так и негласный характер. Квалифицированные конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него.

Индивидуальная профилактика включает в себя три направления деятельности:

раннюю профилактику - в отношении лиц, не обладающих твердыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;

непосредственную профилактику в отношении лиц, на которых имеется оперативная или официальная информация о совершении актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, иных должностных проступков, недостойного поведения на досуге или в быту;

последующее профилактическое воздействие на лиц, подвергнутых дисциплинарной ответственности за допущенные служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение в досуговой и бытовой сфере.

При осуществлении воспитательно-профилактической работы в круг ее объектов в первую очередь целесообразно включать сотрудников, обладающих повышенной вероятностью последующего деструктивного поведения. Представляется, что данный контингент состоит из подлежащих постановке на оперативно-профилактические учеты:

злостных нарушителей служебной дисциплины;

лиц, характеризуемых аддиктивной зависимостью и в результате допускающих злоупотребления спиртными напитками, употребляющих наркотические средства и токсические вещества, увлекающихся азартными играми;

лиц, обладающих повышенными негативизмом и конфликтогенностью в быту и на службе, склонных к агрессии и аутоагрессии;

сотрудников, получающих незаконное вознаграждение в связи с осуществлением должностных полномочий и использованием служебного влияния;

лиц, не принимающих мер по привлечению правонарушителей к уголовной, административной ответственности, а также не докладывающих руководителям о фактах выявленных или ставших им известными правонарушений;

сотрудников, явно живущих не по средствам, поддерживающих неслужебные контакты с представителями криминальной среды и теневой экономики и использующих их коррупциогенные услуги;

лиц, систематически получающих кредиты, имеющих значительные долги без легальной возможности их погашения;

сотрудники, поддерживающие неформальные отношения с бывшими сослуживцами, уволенными по компрометирующим основаниям.

В процессе осуществления индивидуального профилактического воздействия:

организуются мероприятия по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению преступлений;

проводится плановое непрерывное профилактическое воздействие на лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах;

принимаются меры к прекращению общения профилактируемого лица с источниками аморального, криминогенного и иного деструктивного воздействия на него;

устанавливаются и реализуются дополнительные требования и ограничения поведения профилактируемых лиц, осуществляется дисциплинарная и морально-психологическая корректировка их поведения;

организуется специальное наставничество индивидуально-профилактического характера;

разобщаются неформальные группы сотрудников, в которых доминируют антиобщественные взгляды, правовой негативизм и нигилизм, пренебрежительное отношение к служебному долгу и уставному порядку;

в служебных коллективах оказывается моральная, психологическая, организационная и материальная поддержка сотрудникам, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях.

К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять:

предупреждение в устной или письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательных актов, служебного долга, Присяги, Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

письменное предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный или (и) профессиональный уровень;

официальное предостережение в письменной форме с требованием конкретным образом изменить свое поведение (не посещать игровые залы, рестораны, бары, дискотеки; ограничить употребление спиртных напитков, пройти курс лечения от наркомании, токсикомании, алкоголизма; осуществлять материальную поддержку семьи; прекратить общение с представителями криминальной среды и теневой экономики, с другими лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, заняться учебой, социально-позитивными увлечениями, ничем не компрометировать звание сотрудника органов внутренних дел). ..