Проблемы религиоведческой экспертизы в россии на современном этапе. Этапы проведения государственной религиоведческой экспертизы

Пчелинцев А.В., кандидат юридических наук, профессор РГГУ, главный редактор журнала "Религия и право".

Статья посвящена проблемам производства государственной религиоведческой экспертизы, условиям и методам ее проведения, предмету и объекту экспертизы, а также статусу эксперта при производстве религиоведческой экспертизы.

Из всего многообразия существующих в современной юридической практике экспертиз государственная религиоведческая экспертиза остается, пожалуй, самой неясной областью экспертного права. Пункт 8 ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрел возможность проведения данного вида экспертизы. Однако кроме упоминания названия экспертизы в законе не называются даже ее задачи, условия и порядок назначения, не говоря уже об иных процедурных правилах ее проведения.

Тема государственной религиоведческой экспертизы оказалась незаслуженно обойденной не только законодателем, но и учеными юристами и религиоведами. На сегодняшний день она практически не нашла должного теоретического осмысления. Неисследованными остаются такие важные вопросы, как природа и признаки государственной религиоведческой экспертизы, условия и специальные методы ее проведения, предмет и объект экспертизы, статус эксперта при производстве религиоведческой экспертизы и пределы применения специальных знаний, проблемы комплексной и комиссионной религиоведческой экспертиз и другие. Наряду с правовыми вопросами весьма актуальными являются этические проблемы назначения и производства религиоведческой экспертизы. При этом следует заметить, что принципиальные положения, на которых основывается проведение любой экспертизы, имеют типологически сходный характер. Они уже сформулированы учеными и вполне могут быть применимы к данному виду экспертизы <1>. Прежде всего это соблюдение законности, профессионализм лиц, осуществляющих экспертизу, независимость экспертов, объективность и самостоятельность в определении выводов, ответственность экспертов за полноту и объективность заключения и т.д. Остановимся на некоторых проблемах подробнее.

<1> См., например: Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. М.: Городец, 2000; Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право, 2000.

Как видно из Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", законодатель предусмотрел возможность проведения не просто религиоведческой экспертизы, а именно государственной религиоведческой экспертизы. Насколько оправданно придание данному виду экспертизы статуса государственной?

Если мы обратимся к анализу различных видов государственных экспертиз, то обнаружим, что государственная экспертиза как особый вид экспертизы имеет ряд характерных признаков.

Во-первых, она назначается, как правило, по наиболее значимым вопросам общественной и государственной жизни, затрагивающим интересы безопасности общества, промышленных и иных объектов, природных ресурсов и т.п. Например , согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежат такие проекты, реализация которых может привести к неблагоприятным воздействиям на окружающую природную среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий <2>. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" государственной экспертизе подлежат запасы полезных ископаемых <3>. Государственной экспертизе подлежит проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации и т.д.

<2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
<3> Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Во-вторых, важным признаком государственной экспертизы является то, что она проводится специально уполномоченным на то государственным органом, осуществляется от имени государства и является обязательной к исполнению соответствующими органами государственной власти либо учреждениями (организациями).

В-третьих, государственную экспертизу отличает строгая процедура ее проведения, нередко близкая к процессуальной форме судебной экспертизы.

Безусловно, государственная религиоведческая экспертиза в значительной степени отвечает всем названным признакам. Однако возникает естественный вопрос - насколько оправданно регулирование порядка проведения данного вида экспертизы актом органа исполнительной, а не законодательной власти? Очевидно, что в данном случае имеет место факт недооценки верховенства закона и умаления его роли. По нашему мнению, процедурные нормы, регламентирующие деятельность экспертных советов и порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, должны быть включены непосредственно в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Тем самым им будет придана большая юридическая сила, а следовательно, обязательность.

Нуждается в уточнениях и более четких процедурных правилах организация и порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы. И здесь начать следует с задач данной экспертизы.

В настоящее время эти задачи названы в Порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 (далее - Правила) <4>. Согласно п. 3 Правил данная экспертиза проводится по решению регистрирующего органа, и основными задачами экспертизы являются:

<4> Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева и В.В. Ряховского. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД "Юриспруденция", 2006. С. 310 - 311.

  • определение религиозного характера регистрируемой организации на основании предоставленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
  • проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.

Однако на практике экспертные советы для проведения государственной религиоведческой экспертизы, в том числе и Экспертный совет при Министерстве юстиции РФ, почти всегда выходят за пределы этих задач. И это не прихоть экспертного совета или регистрирующего органа, а практическая потребность в полной и объективной информации о регистрируемой организации. Тем более речь идет, как правило, о малоизученных либо незнакомых новых религиозных движениях. Не случайно в Положении об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации в п. 3, помимо упомянутых задач, указывается также на "разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки" <5>. То есть перечень этих задач должен быть расширен с учетом реальных потребностей практики. В частности, на государственную религиоведческую экспертизу могла бы быть возложена задача по определению наличия признаков экстремизма в религиозной литературе, разжигающей религиозную рознь и вражду. Именно от качества проведения такой экспертизы в последующем зависит принятие судом законного и справедливого решения о признании либо непризнании литературы экстремистской и запрете ее к распространению.

<5> Утверждено Приказом Министерства юстиции РФ от 8 октября 1998 г. N 140 // Там же. С. 374 - 376.

Следующий важный вопрос - состав экспертных советов и уровень профессиональной подготовленности экспертов. Эта одна из ключевых проблем государственной религиоведческой экспертизы, поскольку от профессиональной подготовки экспертов во многом зависит научная обоснованность и объективность результатов исследования, а следовательно, и судьба организации.

Пункт 5 Правил предусматривает, что в состав экспертного совета входят работники органов государственной власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов предусмотрена возможность привлечения специалистов, не являющихся его членами, а также представителей религиозных организаций. Однако на практике это требование нередко нарушается и в состав экспертного совета в качестве его членов включают священнослужителей и иных представителей религиозных организаций. Так, М. Жеребятьев пишет: "Формирование экспертных органов в Костромской, Воронежской, Орловской и Липецкой областях осуществлялось по "идеологическому признаку". И далее: "В двух из четырех изученных нами экспертных советов... в числе членов экспертных советов оказались штатные сотрудники епархий РПЦ и православные активисты из числа мирян, а в Воронеже членом экспертного совета является епархиальный эксперт-сектовед" <6>. Автору настоящей статьи известны случаи, когда в качестве члена совета и привлеченного консультанта выступали сразу два представителя РПЦ. Такой подход вряд ли способствует объективности и беспристрастности экспертизы. При наличии реальной религиозной конкуренции передача представителю одной конфессии функции государственного эксперта либо специалиста-консультанта может вызвать предвзятую и неадекватную оценку других вероучений, поскольку сложившиеся стандарты мышления зачастую мешают подняться над уровнем привычных конфессиональных представлений и религиозных убеждений. Государственная религиоведческая экспертиза должна быть мировоззренчески нейтральной и не содержать оценочных суждений об истинности той или иной религии. В противном случае совет может отдаленно напоминать суд инквизиции, что способно привести к незаконному ограничению прав и свобод граждан. Это вовсе не означает, что эксперт должен отказаться от собственных мировоззренческих убеждений и оценок. Просто он должен оставить их за пределами проводимой экспертизы и высказывать их не как специалист, а как частное лицо.

<6> Жеребятьев М. Практическое религиоведение. Государственная религиоведческая экспертиза в субъектах Российской Федерации // Религия и право. 2001. N 3. С. 5.

К этому следует добавить, что уровень научной религиоведческой подготовки представителей религиозных организаций, как правило, не отвечает требованиям светской науки.

С учетом изложенного представляется, что в законодательстве должен содержаться прямой запрет на членство в экспертных советах священнослужителей и представителей любых конфессий. В противном случае нарушается не только принцип объективности, но также принцип светскости государства и отделения религиозных организаций от государства. Подобная точка зрения уже высказывалась отечественными учеными <7>. Экспертом государственной религиоведческой экспертизы также не может быть и любой иной представитель организации, подлежащей экспертизе, а также гражданин, состоящий с ней в трудовых или иных договорных отношениях.

<7> Дозорцев П. Возможна ли объективная религиоведческая экспертиза? // Религия и право. 1998. N 3. С. 26.

В качестве примера скрупулезности в подборе специалиста уместно привести допрос в американском суде в качестве эксперта-религиоведа одного из выдающихся религиоведов современности Джона Гордона Мэлтона. Речь идет о типологически сходной религиоведческой экспертизе. Так, судья вначале тщательно выясняет уровень образования эксперта, его научный и педагогический стаж, количество и содержание написанных им книг, в том числе подробно о книге "Энциклопедия американских религий", вплоть до количества книг в библиотеке эксперта. "Судья: Не могли бы вы сообщить суду, какое приблизительно у вас в библиотеке количество религиозных книг? Д-р Мэлтон: в момент выхода книги ("Американская энциклопедия религий" - А.П.) в моей библиотеке насчитывалось около 18000 книг. Сейчас их около 25 тысяч" <8>.

<8> Говорят эксперты / Пер. с англ. Анахайм: Живой поток, 1999. С. 24 - 25.

Думается, что подобный тщательный и принципиальный подход к подбору экспертов должен лежать в основе работы экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы.

Весьма актуальной является потребность законодательного закрепления прав и обязанностей экспертов государственной религиоведческой экспертизы.

По нашему мнению, эксперт при проведении экспертизы должен иметь право:

  • знакомиться со всеми материалами и документами, представленными на государственную религиоведческую экспертизу, в том числе посещать богослужения и иные мероприятия исследуемой организации;
  • заявлять уполномоченному государственному органу в области религиоведческой экспертизы о необходимости предоставления дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов экспертизы;
  • формулировать особое мнение по объекту государственной религиоведческой экспертизы, которое прилагается к заключению экспертизы.

Эксперт государственной религиоведческой экспертизы обязан:

  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную религиоведческую экспертизу материалов с учетом достижений отечественной и зарубежной религиоведческой науки и участвовать в составлении заключения по таким материалам;
  • соблюдать установленные уполномоченным государственным органом в области государственной религиоведческой экспертизы порядок и сроки осуществления экспертизы;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

Согласно п. 11 Правил экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов экспертного совета. Однако остается неясным, о каком большинстве идет речь - от списочного состава совета или от количества явившихся на заседание членов совета, а также о простом или абсолютном большинстве? Эта неопределенность должна быть устранена, поскольку она оставляет простор для возможных злоупотреблений.

Нуждается в уточнениях и вопрос о сроках проведения государственной религиоведческой экспертизы. Пункт 8 Правил предусматривает, что экспертиза проводится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса регистрирующего органа в экспертный совет. В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом регистрирующего органа. В то же время согласно п. 8 ст. 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня предоставления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Простое арифметическое сложение показывает нестыковку Федерального закона и Постановления правительства в части сроков экспертизы. Очевидно, это недоразумение должно быть устранено и сроки проведения экспертизы унифицированы.

Следующим немаловажным моментом государственной религиоведческой экспертизы является ее обязательность для органов исполнительной власти. К сожалению, ни в одном нормативном акте не говорится о том, каковы последствия государственной религиоведческой экспертизы для соответствующих органов исполнительной власти, в том числе осуществляющих регистрацию религиозных организаций. Является ли она обязательной или носит рекомендательный характер? Является ли государственная религиоведческая экспертиза, проведенная Экспертным советом при Министерстве юстиции РФ, обязательной для органов власти субъектов Федерации? Вопросы не риторические и не праздные. Например , Экспертным советом для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ по запросу данного Министерства в декабре 2000 г. была проведена экспертиза вероучения и практики религиозной организации Армии Спасения в России. Эксперты (среди них ведущие ученые страны в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений) скрупулезно изучили вероучительные основы и богослужебную практику данной конфессии, по архивным документам проследили историю ее формирования, в целях более глубокого исследования организации присутствовали на некоторых мероприятиях Армии Спасения, в том числе богослужениях. По единогласному мнению экспертов, данная организация признана религиозной, а ее вероучительная практика не противоречащей российскому законодательству. Однако Главное управление юстиции Министерства юстиции по г. Москве демонстративно проигнорировало данное авторитетное заключение, сделав прямо противоположные выводы о якобы "военизированном" характере Армии Спасения. На основании чего Армии Спасения было отказано в государственной перерегистрации. Впоследствии состоялись многочисленные разбирательства в различных судебных инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека, который 5 октября 2006 г. вынес решение в пользу Армии Спасения в России <9>.

<9> Решение Европейского суда по правам человека от 5 октября 2006 г. по делу "Московское отделение Армии Спасения против России" // Религия и право. 2007. N 1. С. 53 - 63.

Представляется, что заключение государственной религиоведческой экспертизы должно иметь для органов исполнительной власти обязательный, а не рекомендательный характер. Как мы уже отмечали, это один из важных признаков любой государственной экспертизы. В то же время в случае несогласия с выводами экспертизы необходимо предусмотреть в законе возможность оспорить их в судебном порядке.

Отсюда вытекает другой немаловажный вопрос - при каком органе должен функционировать Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы? По нашему мнению, вряд ли при органе, осуществляющем регистрацию религиозной организации как юридического лица, поскольку совет получается как бы "карманным". Более всего для этих целей подходят государственные органы, наделенные в том числе функциями взаимодействия с религиозными объединениями и регулирования государственно-конфессиональных отношений (министерства, комитеты, отделы), созданные во многих субъектах Федерации.

В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением П.Н. Дозорцева о том, что в сомнительных случаях изначально регистрацию религиозных организаций следует осуществлять через суд в открытом судебном разбирательстве с приглашением сторон, в том числе экспертов <10>. Сам факт подобного изъятия из общих правил регистрации уже вызывает определенные возражения. Кто определит, какую организацию следует зарегистрировать без обращения в суд, а какую через суд и как тут быть с принципом равенства религиозных объединений перед законом, закрепленным в ст. 14 Конституции РФ? Очевидно, требования по процедуре государственной регистрации религиозных организаций должны быть едиными для всех организаций исходя из презумпции добропорядочности организации.

<10> Дозорцев П. Указ. соч. С. 27.

Безусловно, для эффективной работы экспертные советы должны иметь необходимое государственное финансирование. К сожалению, на сегодняшний день эта важная для общества и государства работа осуществляется на энтузиазме ученых и специалистов.

Одним из условий эффективной работы экспертных советов является гласность их деятельности. Учитывая, что государственная религиоведческая экспертиза проводится, как правило, по малоизвестным и малоизученным новым религиозным движениям, то ее результаты являются актуальными не только для специалистов, но и для широкой аудитории и поэтому нуждаются в открытом обсуждении и освещении через средства массовой информации. Представляется, что было бы целесообразно предусмотреть обязанность экспертных советов предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной религиоведческой экспертизы. Например , подобное требование содержится в Федеральном законе "Об экологической экспертизе". Кроме того, эти результаты весьма полезно было бы публиковать в религиоведческих и правовых изданиях, ориентированных на специалистов. В журнал "Религия и право", главным редактором которого является автор этих строк, приходит немало подобных предложений от работников органов юстиции, муниципальных и государственных служащих, от исследователей в области государственно-конфессиональных отношений. Данная информация просто необходима для учета в повседневной работе.

В заключение следует отметить, что устранение указанных недостатков будет способствовать улучшению качества государственной религиоведческой экспертизы, занимающей важное место в системе правовых гарантий прав и свобод человека. Совершенствованию работы, связанной с проведением государственной религиоведческой экспертизы, способствовали бы системный анализ состояния этой работы, проведение семинаров, научно-практических конференций специалистов, участвующих в проведении экспертизы, обсуждение научных публикаций и методик проведения данной экспертизы.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616), пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122; 2008, N 30, ст. 3616), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473) приказываю:

1. Утвердить:

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (приложение N 1);

Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 2);

образец бланка Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 3).

2. Приказ применять с даты признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560; 2006, N 3, ст. 297; 2008, N 50, ст. 5958).

Министр
А. Коновалов

Приложение N 1

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы

I. Общие положения

1. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - Порядок) разработан во исполнение положений статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616), пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122) (далее - Закон), подпункта 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; 2007, N 13, ст. 1530; 2007, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473) в целях организации проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - экспертиза) по запросам Минюста России и его территориальных органов.

2. Проведение экспертизы основывается на принципах соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания, иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, прав религиозных организаций, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований. Экспертиза имеет комплексный характер.

II. Объект и задачи экспертизы

3. Объектами экспертизы являются:

а) учредительные документы религиозной организации, решения ее руководящих и исполнительных органов;

б) сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики;

в) формы и методы деятельности религиозной организации;

г) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;

д) внутренние документы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру;

е) религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией.

4. Задачами экспертизы являются:

а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;

в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

При проведении экспертизы могут быть разъяснены иные возникающие при осуществлении государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций вопросы, требующие экспертной оценки.

III. Субъект экспертизы

5. Проведение экспертизы в отношении централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Совет).

6. Проведение экспертизы в отношении местных религиозных организаций и централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации (далее - Совет при Управлении).

В случае необходимости территориальный орган Минюста России вправе обратиться за заключением в Совет.

IV. Запрос о проведении экспертизы

7. Минюст России (его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы (далее - запрос) в следующих случаях:

а) при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации:

религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;

изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;

б) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);

в) при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;

г) при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;

д) при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией;

е) в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний.

8. Решение о направлении документов религиозной организации на экспертизу принимается уполномоченным должностным лицом центрального аппарата Минюста России, курирующим вопросы государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций (руководителем территориального органа), и оформляется распоряжением Минюста России (его территориального органа).

В случае назначения экспертизы при государственной регистрации религиозной организации в распоряжении Минюста России (его территориального органа) должен быть определен срок, на который продлевается срок принятия решения о государственной регистрации религиозной организации.

Копия распоряжения Минюста России (его территориального органа) направляется в адрес религиозной организации, в отношении которой назначено проведение экспертизы, в течение 3 дней.

9. Запрос направляется на рассмотрение Совета (Совета при Управлении) с приложением копий документов, представляемых для государственной регистрации или проведении проверки деятельности религиозной организации.

10. В запросе обосновывается необходимость проведения экспертизы, а также определяются вопросы, требующие экспертной оценки. Запрос, направленный в случаях, не предусмотренных пунктом 7 Порядка, не подлежит рассмотрению, о чем Совет (Совет при Управлении) письменно уведомляет Минюст России (его территориальный орган) в течение 7 дней.

V. Срок проведения экспертизы

11. Экспертиза проводится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет (Совет при Управлении). В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам религиозных организаций, а также дополнительной информации дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, иных государственных органов Российской Федерации срок проведения экспертизы может быть продлен на один месяц с письменным уведомлением об этом Минюста России (его территориального органа) в течение 7 дней.

12. Датой завершения экспертизы является дата осуществляемой в день заседания Совета (Совета при Управлении) регистрации экспертного заключения о результатах проведения экспертизы.

VI. Требования к содержанию экспертного заключения, его правовое значение

13. В экспертном заключении отражаются:

а) время и место проведения экспертизы;

б) основания для ее проведения;

в) фамилия, имя, отчество представителя религиозной организации, присутствовавшего на заседании Совета (Совета при Управлении);

г) вопросы, поставленные перед экспертами;

д) информация об объектах и документах, представленных для экспертизы;

ж) оценка результатов исследования, мотивы и доводы, положенные в основу решения, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;

з) наименования документов, прилагаемых к экспертному заключению.

14. Если при проведении экспертизы установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов, но не указанные в запросе, Совет (Совет при Управлении) вправе включить выводы по этим обстоятельствам в экспертное заключение.

15. Экспертное заключение имеет для Минюста России (его территориального органа) рекомендательный характер.

VII. Доступ к информации о проведении экспертизы

16. Доступ к информации о проведении экспертизы обеспечивается в порядке, установленном для информирования граждан о деятельности органов государственной власти. Экспертное заключение и особое мнение экспертов подлежат опубликованию на официальном сайте Минюста России (его территориального органа).

VIII. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета (Совета при Управлении)

17. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета (Совета при Управлении) осуществляется Минюстом России (его территориальным органом).

Приложение N 2

Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации

I. Общие положения

1. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Совет) образуется приказом Минюста России и действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящего Положения с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - экспертиза) по запросам Минюста России.

II. Порядок формирования и организация деятельности Совета

2. Совет формируется из должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области отношений государства и религиозных объединений, включение которых в его состав осуществляется по согласованию. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

3. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов. Ведет заседания Совета его председатель или в его отсутствие - заместитель председателя.

4. Председатель Совета, его заместители и ответственный секретарь избираются на первом заседании Совета. Ответственным секретарем Совета избирается, как правило, член Совета, являющийся государственным служащим Минюста России.

5. Запрос Минюста России, поступившие на экспертизу документы регистрируются в журнале входящей корреспонденции Совета ответственным секретарем в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет и регистрации в указанном журнале.

6. Совет вправе через Минюст России запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для проведения экспертизы.

Переписка, протоколы и другие документы Совета формируются в номенклатурные дела Департамента по делам некоммерческих организаций.

7. Рассмотрение запроса, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. Представитель религиозной организации имеет право давать экспертам пояснения, относящиеся к предмету экспертизы. На стадии совещания экспертов и формулирования выводов экспертизы присутствие представителя религиозной организации не допускается.

В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.

III. Полномочия председателя, ответственного секретаря, членов Совета

8. Полномочия председателя Совета:

а) в течение 10 дней по получении запроса Минюста России назначает заседание Совета;

б) обеспечивает контроль за соблюдением процедуры и сроков проведения экспертизы, полнотой и качеством проводимых исследований, не нарушая принцип независимости экспертов;

в) при необходимости ходатайствует перед Минюстом России о привлечении к работе Совета консультантов, не являющихся его членами, если их специальные знания необходимы для подготовки экспертного заключения.

9. Полномочия ответственного секретаря Совета:

а) организует документационное обеспечение деятельности Совета, ведет переписку Совета, получает под роспись адресованные Совету документы, регистрирует входящую и исходящую корреспонденцию, отправляет исходящие письма и иные документы Совета (повестки заседаний, заверенные копии протоколов заседаний Совета), контролирует сроки работы с документами, ведет и оформляет соответствующие номенклатурные дела;

б) обеспечивает подготовку заседаний Совета;

в) информирует членов Совета о месте, времени проведения заседания Совета, обеспечивает их необходимыми документами.

10. При проведении экспертизы член Совета имеет право:

а) знакомиться со всеми документами, представленными на экспертизу;

б) по согласованию с руководящими органами религиозного объединения присутствовать при проведении богослужений, религиозных обрядов и церемоний, иных мероприятий;

в) письменно излагать особое мнение по результатам экспертизы, которое прилагается к экспертному заключению;

г) по поручению председателя представлять Совет в органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных органах и организациях.

Член Совета обязан:

а) осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на экспертизу документов;

б) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;

в) обеспечивать сохранность предоставленных объектов исследования;

г) не разглашать сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, которые стали ему известны при проведении экспертизы.

IV. Подготовка экспертного заключения

11. По результатам проведения экспертизы членами Совета по поручению председателя Совета, его заместителя готовится проект экспертного заключения, содержащий обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики, иных сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах.

13. Проект экспертного заключения рассматривается на заседании Совета, который принимает по нему решение, оформляемое протоколом. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, в результате открытого голосования. В случае отсутствия члена Совета на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

14. Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие - заместителем председателя.

15. Экспертное заключение с приложением копий документов, использованных при проведении экспертизы, и заверенной ответственным секретарем Совета копии протокола соответствующего заседания Совета, направляется в Минюст России в трехдневный срок.

РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Профессор кафедры

теории и истории государства и права

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС

к. и.н., доцент

Религиоведческая экспертиза является одним из видов социальной экспертизы. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях » (1997 г., действующая редакция от 01.01.2001 г.), постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения религиоведческой экспертизы» г., целью данного вида экспертизы является установление религиозного либо нерелигиозного характера организации на основании учредительных документов , сведений об основах вероучения и соответствующей им практики. Как видим, проблема необходимости проведения религиоведческой экспертизы появилась на повестке дня достаточно давно. Необходимость формирования профессионального экспертного сообщества стала актуальной, была осознана обществом и государством в 1997 и 1998 годах соответственно.

Российская Федерация – светское государство. Все религиозные объединения, в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, равны перед законом. Основанием для прекращения деятельности религиозного объединения может стать правонарушение, квалифицируемое статьей 282 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества». Иных оснований для запрещения деятельности религиозной организации законодатель не предусматривает.

Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» утратило юридическую силу 24 марта 2009 г. с Приказом Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2009 г. № 53. Приказ Министерства юстиции «О государственной религиоведческой экспертизе» устанавливает порядок проведения данного вида экспертизы и вводит Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы (Приложение 2). Более того, приказом № 53 от 01.01.01 г. был утвержден также образец бланка заключения Экспертного совета (Приложение 3).

Как видим, процедура проведения государственной религиоведческой экспертизы формально определена. Она проводится по запросам Минюста России и его территориальных органов, носит комплексный характер, основывается на соблюдении права свободы совести согласно общепризнанным принципам и нормам международного права , в соответствии с Конституцией РФ. В каких случаях Минюст РФ (или его территориальный орган) вправе инициировать запрос о проведении экспертизы? Перечень поводов для назначения религиоведческой экспертизы достаточно лаконичен. Первое: поступление в Минюст (его территориальный орган) заявления о государственной регистрации религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организаций того же вероисповедания ; если же такое подтверждение имеется – повод для назначения экспертизы отсутствует. Второе: внесение изменений в устав религиозной организации, в том числе в её наименование, если эти изменения связаны с изменением сведений о вероисповедании (отступлении от ранее зарегистрированного вероисповедания). Третье: при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготавливаемых и распространяемых религиозной организацией, либо при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося участником религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность. Иных поводов для назначения религиоведческой экспертизы нет и, дополнительно подчеркнем, даже в третьем случае экспертиза может быть назначена только после вступления в законную силу решения суда (а не на стадии расследования преступления). Срок проведения государственной религиоведческой экспертизы четко регламентирован тремя календарными месяцами, и лишь в некоторых случаях может быть продлён ещё на один месяц, с письменным уведомлением об этом Минюста России.

Создается впечатление об узости компетенций и невозможности каким-либо образом оказывать существенное влияние на проведение этноконфессиональной политики в стране. Обратим, однако, более пристальное внимание на объект экспертной деятельности. Так, объектами экспертизы являются: «а) учредительные документы религиозной организации, решения её руководящих и исполнительных органов; б) сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики; в) формы и методы деятельности религиозной организации; г) богослужения , другие религиозные обряды и церемонии; д) внутренние документы религиозной организации, отражающие её иерархическую и институционную структуру; е) религиозная литература, печатные, аудио - и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией».

Собственно, именно в формулировках объекта экспертной деятельности и содержатся «рычаги» формирования этноконфессиональной политики: экспертное заключение призвано дать ответы на вопросы о легитимности и непротиворечии деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации . Кроме непосредственно результатов экспертизы, экспертное заключение обязательно состоит из информации об объектах и документах, представленных для экспертизы, изложения мотивации и доводов, положенных в основу решения, а также обоснование выводов, к которым пришли эксперты. Экспертное заключение носит для Минюста России (его территориального органа) только рекомендательный характер.

Помимо упомянутого нами вида государственной религиоведческой экспертизы, существует также экспертиза коммерческая, судебная. Совершенно типичный пример: на сайте Центра судебных экспертиз г. Санкт-Петербурга «РОСЭКСПЕРТ» религиоведческая экспертиза соседствует с землеустроительной, почерковедческой, товароведческой, трасологической, ветеринарной и т. д. Задачи судебной экспертизы отличаются от той, что проводится в целях государственной регистрации религиозной организации. Так, данная экспертиза назначается на этапе следствия по делу, для проверки соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности. Несмотря на коммерческий характер (стоимость ознакомления эксперта с пакетом документов, представленных религиозной организацией, на сайте «РОСЭКСПЕРТА» определена в 6 000 руб, равно как с любым пакетом документов ветеринарной, искусствоведческой и проч. экспертизы), именно такое экспертное заключение будет принято в судебном заседании и окажет практическое воздействие на формирование этноконфессионального ландшафта конкретного субъекта Российской Федерации.

Существует и третий тип религиоведческой экспертизы – общественная. Так, Консультативный совет по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска постановил следующее. «Совет вправе образовывать постоянные и временные экспертные и рабочие комиссии с привлечением специалистов по изучению вопросов, возникающих в этноконфессиональной сфере… Перечень и состав комиссий определяется на заседаниях Совета и утверждается решением Совета». Хотя решения Совета также имеют рекомендательный характер, они отражают не точку зрения группы экспертов-специалистов, а широкое общественное мнение, и потому степень их воздействия на дискурсивные практики и медийное пространство, в том числе, имеют огромный потенциал.

Итогом данного исследования является вывод о целесообразности и наибольшей эффективности комплексной религиоведческой экспертизы, так как привлечение профессиональных религиоведов, государственных и муниципальных служащих, правозащитников и общественных деятелей позволит рассматривать её не столько и не только как этап при прохождении регистрационных действий (государственная экспертиза Минюста РФ) либо «третейский суд» (общественная экспертиза), а непосредственно в качестве действенного и эффективного инструмента этноконфессональной политики в Российской Федерации.

О свободе совести и о религиозных объединениях // ФЗ РФ от 01.01.2001 г. .

О порядке проведения религиоведческой экспертизы // Постан. Правительства РФ. Режим доступа: http: //www. lawsforall. ru/index. php (дата обращения 18.05.2015)

Уголовный кодекс Российской Федерации // ФЗ РФ от 01.01.2001 г. (ред. от 01.01.2001 г.)

О порядке проведения религиоведческой экспертизы // Собр. Зак. РФ, 1998, № 23, ст. 2360; 2006, № 3, ст. 297; 2008, № 50, ст. 5958.

О государственной религиоведческой экспертизе // Приказ Мин-ва юстиции РФ г. Режим доступа: http: //www. rg. ru/2009/03/13/religia-ekspertiza-doc. html (дата обращения 04.06.2015).

Объект и задачи экспертизы // О государственной религиоведческой экспертизе. Приказ Мин-ва юстиции РФ г. Режим доступа: http: //www. rg. ru/2009/03/13/religia-ekspertiza-doc. html (дата обращения 04.06.2015).

Религиоведческая экспертиза // «РОСЭКСПЕРТ». Центр Судебных Экспертиз. Электронный ресурс: http: //www. rosexpert. org/vidi-ekspertiz/religiovedcheskaya-ekspertiza (дата обращения 05.01.2015).

О создании Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска (с изменениями на 26 сентября 2014 г.) // Постановление мэрии г. Новосибирска № 000 от 22 июня 2012 г. (с изменениями на 26 сентября 2014 г.). Электронный ресурс: http://www. regionz. ru (дата обращения 24.03.2015).

Религиоведческая экспертиза - это неакадемический вид судебной экспертизы, основывающийся на позициях, отвечающих за право человека на свободу религии и относящихся к принципам и нормам, прописанным в законодательстве и правах различных культовых организаций. Это может показаться странным, но религиоведческая дисциплина начала изучаться еще при Царском режиме, после событий 18 года она семьдесят лет не развивалась.

Религиоведческая экспертиза направлена в сторону централизованных и местных организаций религиозного направления. Под экспертизу попадают и многочисленные секты, отколовшиеся от основного вероисповедания общины, пропагандирующие свои собственные постулаты и обряды. Они являются обособленными, замкнутыми и якобы притязают на собственную исключительность.

Секты делятся на такие, которые имеют или не имеют право существовать и проводить культовую деятельность. К таким, которые имеют право на бытие, относятся секты, где никто не посягает на свободу или имущество членов, и не причиняет вреда их здоровью. Проведение религиоведческой и лингвистической экспертизы ставит перед собой определенные задачи, а именно:

  1. Установить религиозный характер организации, исходя из учредительных документов, получить информацию относительно основ ее вероучения.
  2. Проверить достоверность сведений, предоставляемых организацией, касающихся основ вероучения.
  3. Проверить соответствуют ли заявленные формы и методы фактической работе культовой организации.

Проведение религиоведческой экспертизы требует полномочий и знания определенных тонкостей работы, а также ответственного и профессионального подхода к решению этой задачи. Связано это с тем, что некоторые организации религиозной направленности несут отнюдь не созидательный характер и представляют угрозу жизни и здоровью сектантов. Также подобные организации могут использовать культ религии в качестве прикрытия незаконной деятельности.

Религиоведческая экспертиза также может проводиться над текстами, которые распространяют последователи культа. В таком случае экспертиза должна дать ответ на такие вопросы:

  1. Какова идеология текста определенной группы или секты?
  2. Религиозный ли характер носит текст, подверженный экспертизе?
  3. Какими являются истинные вероучения религиозной группы, которая исследуется?
  4. Есть ли в распространяемых текстах предпосылки противозаконной деятельности, которые направлены на раззадоривание конфликтов разного рода.
  5. Существуют ли негативные элементы в культе религиозной организации?
  6. Оказывает ли группа давление на своих последователей, преследуя цели завладения материальными благами или имуществом?
  7. Есть ли в распространяемых материалах информация, которая не соответствует деятельности организации и нормативным документам?

Как становится ясным из всего вышесказанного, религиоведческая экспертиза достаточно трудоемкое и серьезное дело, результаты которой могут прямым образом сказаться на обстановке в обществе. Именно поэтому такого рода экспертизой занимаются специалисты частных экспертных организаций или специально подобранные экспертные советы при Минюсте. Дополнительно могут привлекаться в качестве консультантов эксперты со стороны, а также представители религиозных групп.

Итогом религиоведческой экспертизы становится существенное и всестороннее заключение о деятельности религиозной организации. В конечном результате это заключение будет являться всего лишь рекомендацией к действиям, но обращение к специалистам сэкономит значительную часть времени и сил, необходимых для прохождения обязательных бюрократических этапов.

Непосредственно процедура религиоведческой экспертизы начинается с проверки всех документов, необходимых для регистрации или легализации культовой общины. Регистрирующий орган, подающий запрос на проверку должен обосновать необходимость проведения исследования. Вот перечень ряда обязательных документов, без которых исследование будет неполным, а значит не совсем достоверным.

  1. Учредительные бумаги организации, решение ее руководящих органов.
  2. Информация об основах вероучения культовой общины и отвечающей ему практической деятельности.
  3. Методы и формы работы организации религиозного направления.
  4. Информация о богослужениях и прочих культовых обрядах и ритуалах.
  5. Документы, отражающие и подтверждающие иерархическую структуру организации.
  6. Литература религиозного содержания, печатные материалы, аудио- и видеоматериалы, которые распространяет организация.

По результатам религиоведческой экспертизы исследовательская организация принимает заключение. В нем должны содержаться выводы, относящиеся к возможности либо невозможности признать религиозную организацию и ее вероучения такими, которые соответствуют этическим и законодательным нормам. А также выводы о достоверности предоставленной информации относительно работы секты и учредительных документов.

Проводится экспертиза религиозного объединения в течение 90 дней с момента поступления документов в экспертную организацию. Ее специалисты при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию или документы по правительственным дипломатическим каналам. Если ответ о репутации религиозной организации задерживается, экспертная проверка может быть продлена еще на месяц.