Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе: правила, хитрости и рекомендации. Как приобрести государственное и муниципальное имущество на торгах Покупка государственной недвижимости на аукционе

  • Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности
  • Организация
  • Что требуется для участия в торгах
  • Как отозвать заявку
  • Подведение итогов торгов
  • Заключение

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду . Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион - второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Как отозвать заявку

Иногда возникают ситуации в отзыве поданной заявки. Такое может случится, если человек нашел более выгодное предложение либо просто передумал. Отзыв осуществляется при помощи составления уведомления, которое выполняется в письменной форме.

Имущество банкротов - Как выгодно продать нежилое помещение в маленьких городках

Отметим, что обратиться к организатором аукциона по проведению торгов гос. имущества с просьбой о закрытии заявки можно до момента пока не состоялось утверждение заявок. В этом случае вам гарантированно вернут внесенный задаток.

А вот если вас утвердили в качестве участника и вы попросту не пришли на аукцион, то организаторы имеет полное право не возвращать задаток. Поэтому крайне рекомендуется хорошо подумать прежде чем участвовать в торгах.

Что касается количества заявок на участие, то одно лицо может подать только одну заявку. Это сделано для того, чтобы снизить факты намеренного срыва аукциона.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление , согласно которому данное лицо признается победителем. На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Заключение

Как видно из представленного материала реализация и процесс приобретения государственного или муниципального имущества на торгах не вызывает сложности. Попросту необходимо внимательно ознакомиться с регламентом аукциона, который предоставляют организаторы и предоставить весь перечень документов.

При возникновении сложностей воспользуйтесь услугами юриста . Хотя при условии изучения этого материала и собственной экономической грамотности он вам вряд ли понадобиться. Участвуйте в аукционах и эффективно вкладывайте свои денежные средства.

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе проходит в форме торгов с объявленной стоимостью или с ценой, предложенной покупателями. Правила проведения и требования к участникам, необходимая документация и альтернативные методы — вот далеко не весь перечень полезной информации, которую удастся почерпнуть.

Многочисленные акты, положения и законы регулируют требования, которые предъявляются к потенциальному владельцу. Стоит отметить, что каких-то завышенных позиций в этом вопросе не наблюдается. Практически любой предприниматель или компания сможет участвовать в торгах. Основные условия для претендентов:

  1. Отсутствие налоговой задолженности у организации или веское обоснование ее наличия.
  2. Руководитель и должностные лица не должны иметь непогашенной или неснятой судимости по делам об экономических махинациях.
  3. Руководитель и допущенные к управлению компанией-претендентом люди не могут быть родственниками с собственником имущества. Подобное ограничение обуславливается стремлением обеспечить равные условия для всех участников.
  4. Компания, претендующая на участие, не должна быть офшорной, в особенности, если .
  5. Заявка не может быть подана компанией, чье финансирование обеспечивается из Федеральных или муниципальных источников более чем на 25%.
  6. Претендент не может значится в списках поставщиков с плохой репутацией.

Однако более мелкие структурные организации, которые являются непосредственными собственниками, вполне могут накладывать дополнительные ограничения. О них организатор оповещает при размещении объявления о проведении торгов на портале электронной площадки.

Документы для предоставления

Существует общий список, обязательный для предоставления на аукцион по продаже государственного или муниципального имущества. Организатор обязан также упомянуть о дополнительных условиях продажи. Если этого не было сделано, заявитель имеет право подать в суд иск для признания действий организаторов неправомерными. В обязательный пакет документов входят:

  • обращение с претензией на участие;
  • список предоставленных организатору документов в двойном экземпляре;
  • бумаги, подтверждающие существование юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подойдет оригинал или копия, имеющая нотариальное заверение;
  • копии устава компании;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов по налоговым выплатам.

Если оформление происходит в электронном виде, должна присутствовать электронная подпись руководителя. Заявка со всеми приложенными документами в этом случае поступает на адрес организатора и хранится в отдельной папке. Ответ на каждое обращение должен быть получен в течение трех суток с даты поступления. В случае отсутствия необходимого документа заявка отклоняется организатором, а в комментариях уточняет перечень недостающих бумаг. После этого заявитель вправе дополнить пакет документов. Срок для этого устанавливается не позднее пяти суток до даты аукциона.

В случае подачи заявки в письменном виде необходимо оплатить заказное письмо. Требования идентичны тем, которые предъявляются к электронной заявке. Однако срок рассмотрения увеличен до десяти суток с даты получения. Это важно учесть, ведь сроки подачи строго ограничены.

Особенности проведения открытого аукциона

Федеральным законом обозначены способы приобретения государственного и муниципального имущества, каждый имеет тонкости. В частности, подача заявок в аукционе осуществляется с момента опубликования информации, длится до даты, когда остается 25 суток до начала торгов. Список участников определяется за одну рабочую неделю до даты аукциона. В этот же период каждый представитель обязан прислать документ, подтверждающий перевод денег на счет продавца. Перевод должен составить 20% от стоимости объекта. Если таковая не оглашалась, то взнос рассчитывается как 1/5 часть предложенной участником суммы.

Форма торгов может иметь закрытый или открытый характер.

В первом случае предлагаемая цена предоставляется в отдельном конверте каждым участником в момент подачи заявки. Существует ограничение, согласно которому стоимость не может быть ниже рыночной более, чем на 50%. Победителем признается тот, чье предложение окажется наиболее выгодным. В случае указания равной цены несколькими участниками, выигрывает ранее подавший заявку представитель.

В аукционе открытого характера цены озвучиваются в процессе торгов. Организатор заранее разрабатывает и оповещает игроков о стартовой стоимости объекта и шаге повышения и понижения.

Продажу государственного и муниципального имущества на аукционе можно рассматривать как выгодное для всех сторон рыночное предложение. Ведь в результате государственные структуры получают дополнительное финансирование бюджета, а частные лица и предприятия — низкую стоимость объектов и предметов.

Достаточно часто начинающие предприниматели таким образом получают необходимую базу для развития бизнеса без крупных вложений.

Что продается и как проходят торги муниципальным имуществом

К муниципальным относят объекты:

  1. Недвижимость — земля, жилые дома или здания производственного назначения.
  2. Различные виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
  3. Ценные бумаги.
  4. Объекты искусства, ювелирные украшения или другие личные вещи.

Муниципалитет обладает правом собственности на указанные единицы. Обычно это предметы людей и предприятий, которые обанкротились.

Плюсами покупки на торгах муниципалитета является осведомленность о техническом состоянии предмета, а также возможность узнать достоверную информацию о предыдущих владельцах.

Особенностью проведения продажи муниципального имущества считается возможность присутствовать лично. Это значит, что возникает необходимость личного присутствия каждого участника или его законного представителя в указанном месте в определенное время.

Как проходят торги государственным имуществом

Аукцион по продаже государственного имущества может проводиться только на электронных ресурсах:

  • организованные на базе банков виртуальные торговые площади;
  • самостоятельные виртуальные пространства, организованные, как отдельный бизнес;
  • новостные порталы, указывающие точную информацию о запланированных аукционах и конкурсах;
  • официальный общефедеральный портал, который поддерживается правительством.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Торги муниципальным имуществом осуществляются специальной комиссией, состав которой определяется местными властями. Также издается документ, регламентирующий:

  • последовательность действий организаторов и участников вплоть до указания способа оформления договора приобретения и приватизации;
  • перечень продаваемых объектов;
  • план мероприятия и точное число проведения;
  • список порталов и иных информационных зон, на которых будет размещена подробная информация;
  • список виртуальных платформ, на которых запланировано проведение.

Выбранная комиссия занимается следующими вопросами:

  1. Проверяет поданные заявки.
  2. Решает допускать или запрещать участие, оповещает об этом претендента.
  3. Выбирает выигравшего и оформляет протокол.

При этом важно отметить, что именно комиссия может потребовать не указанные в перечне документы для подтверждения правомерности подачи заявки претендентом. Оценка и проверка подлинности предоставленных бумаг также находится в ее юрисдикции.

Проведение аукциона также может организовываться на базе муниципалитета. Подготовка документации ведется с помощью имеющихся собственных ресурсов. Для не крупных образований с учетом отсутствия таковых характерно использование сторонних сил.

Порядок проведения торгов

Для начала муниципальный и местный исполнительный органы , издается извещение. В нем уточняется дата проведения, перечень имущества, состав комиссии и место проведения.

После этого в указанных информационных сетях публикуется извещение. В нем указывается подробная информация для участников и начальная стоимость, если подобное предусмотрено выбранной системой торгов.

Комиссия ведет прием заявок с обязательным их занесением в специализированный журнал. Каждый поданный пакет документов тщательно рассматривается, принимается решение об участии или отклонении поданных документов. Также комиссия уполномочена в проверке предоплаты, поступившей в бюджет.

В указанный срок проводится аукцион, на котором выявляется победитель. Результат торгов оформляется комиссией. При этом осуществляется информирование с помощью источников, в которых ранее указывались данные о предстоящей продаже имущества муниципалитета.

Оформляется договор на приобретение имущества и его приватизацию. Если победитель не внесет в бюджет необходимую сумму в течение пяти дней с даты выигрыша, результаты признаются недействительными. Возвращение аванса в этом случае отменяется. Залоги других участников в течение этого же времени перечисляются на счета, с которых ранее производилось зачисление.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

Для участия в продаже государственного или муниципального имущества на аукционе достаточно соблюдать несложный порядок действий.

  1. Найти подходящий аукцион.
  2. Собрать и предоставить пакет документов, указанных в перечне.
  3. Осуществить перечисление средств на указанные в информационном сообщении реквизиты.
  4. Дождаться срока проведения.
  5. Ознакомиться с результатами.
  6. В случае победы необходимо подписать протокол и внести остаток суммы на счет продавца.

Другие методы продажи муниципального и государственного имущества

Специализированный аукцион отличается от обычного. Его проведение целесообразно в случае большой стоимости объекта недвижимости. В результате проведения торгов выявляется несколько победителей, каждый из которых приобретает часть собственности, соразмерный с внесенной суммой.

Конкурс отличается от аукциона процессом выбора победителя. В первом случае исключается возможность изменения первоначального предложения. Во втором возможно повышение или понижение цены.

В заключение отметим, что участвовать в торгах несложно. А если предложенные условия будут привлекательны, победитель получает проверенный и качественный объект по сниженной относительно рынка цене.

Продажа государственного и муниципального имущества:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

31 Окт 2018 80

Обсуждение: 6 комментариев

    Не очень понимаю, разве такие продажи полностью законны? Какие тогда имеет права покупатель такого имущества? Получается старый владелец всё равно остаётся владельцем имущества?

    Ответить

    1. Продажа государственного или муниципального имущества регламентируется как граждански законодательством, так и распоряжениями федеральной антимонопольной службой.

      В данных документах четко прописан порядок выигрыша в аукционе. Для участия в торгах каждый желающий оплачивает задаток и подает соответствующую заявку. При проведении аукциона победителем считается то лицо, которое предложит большую сумму. Оставшимся участникам задаток возвращается. Победитель аукциона в день его проведения подписывает протокол итогов. С данного времени он формально считается собственником.

      Конечно же необходимо пройти процедуру подписания договора купли-продажи, но если по каким либо причинам муниципалитет откажется это делать, имея на руках протокол подведения итого можно в судебном порядке понудить администрацию заключить соответствующий договор. Окончательное оформление права покупателя производится путем внесения соответствующей записи о вновь возникшее праве в ЕГРН.

      Приватизация — это безвозмездная передача муниципального жилья так же в собственность гражданина, занимающего это помещение.

      В случае проведения торгов объект и так передан в собственность выигравшему аукцион, то есть право собственности уже наступило. Проводить дополнительных действий с названным имуществом не нужно.

      Приобретение государственного или муниципального имущества на торгах так же является приватизацией, только платной.

      Ответить

Заманчивые условия, особенно посл того, как я прочитала ответы эксперта. С помощью таких торгов можно прилично поднять цену на муниципальное жильё, хотя если город не большой, не думаю что претендентов будет много.

Ответить

  1. Муниципальная или государственная недвижимость реализуется исключительно на торгах. Но следует иметь ввиду нюансы процесса платной приватизации жилья.

    В каждом муниципалитете имеется очередь из малоимущих граждан, которые согласно решениям жилищной комиссии имеют право на получение социального жилья. Так же к льготным категориям граждан относятся многодетные семьи, инвалиды и некоторые другие категории лиц. В соответствии с законодательством, администрация обязана предложить освободившееся муниципальное жилье первому, стоящему в очереди на улучшение жилищных условий. Предлагаемое жилье должно быть пригодно для проживания и оснащено элементарными коммунально-бытовыми услугами. Из вышеперечисленного следует, что случаи реализации на торгах муниципального жилья крайне редки. Исключения могут составлять объекты незавершенного строительства, жилье, требующее капитального ремонта. Ветхое и аварийное жилье реализации не подлежит.

    Выставить на торги администрация может жилое помещение в случае, если отсутствует очередь на жилье или все нуждающиеся в нем отказались по каким либо причинам.

    Следует знать, что граждане, реализовавшие свое единовременное право на бесплатную приватизацию имеют право приватизировать платно, то есть выкупить жилье, используемое ими по договору социального найма. У таких жильцов имеется преимущественное право покупки.

    Ответить

В ситуации финансового кризиса государству приходится искать дополнительные источники пополнения бюджетов разных уровней. Аукцион по продаже муниципального имущества помогает найти решение проблемы с нехваткой денег в местных бюджетах. Власти, продавая недвижимость, обязаны соблюдать установленную правовыми нормами процедуру проведения торгов, и реализовать равенство граждан на участие в приватизации госсобственности.

Если необхожима юридическая консультация по данному вопросу, рекомендуем обратиться к нашию юристам .

Правовые аспекты продаж с аукционов, проводимых государством

По закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) для торговли правами владения, пользования и распоряжения предметами муниципалитета, используется открытый аукцион - это способ приватизировать их (передать частным лицам или коммерческим компаниям).

Приватизация - возмездная передача прав на имущество, принадлежащее федеральным или местным властям. В ее основе лежат принципы открытости работы государственных и муниципальных органов и равенстве каждого человека, желающего выкупить часть собственности государства.

Правовыми нормами разрешается продавать:

  • Землю.
  • Природные ископаемые и ресурсы.
  • Здания, строения, сооружения (в том числе и из жилищного фонда).
  • Недвижимость и предметы, принадлежащие России, но находящиеся за границей.
  • Акции, составляющие государственную собственность.
  • Ценные бумаги, выпущенные государством.

По закону разрешено продавать имущественные права только специально уполномоченным органами и инстанциями. Если сделки по отчуждению госсобственности проводятся организациями без полномочий, то они признаются ничтожными. Не влекут за собой переход прав распоряжения ими к гражданам или предприятиям. Специализированные учреждения, которые организуют выкуп собственности, вправе защищать имущественные интересы муниципалитета, обращаться в суд при их нарушении.

Требования к участникам аукциона

Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:

  • Предприятиям унитарного типа.
  • Учреждениям власти.
  • Коммерческим фирмам, если доля Российской Федерации, ее субъектов или соответствующего муниципалитета в их уставном капитале превышает 25%.

Это правило не распространяется на случаи выкупа земельных наделов владельцами построек, которые стоят на них.

Помимо этого запрещается выступать в роли покупателей акционерным обществам, если происходит продажа их акций. В случае если после выкупа устанавливается неправомерность участия в нем лица или компании, которое приобрело продаваемое имущество, то результаты торгов аннулируются, сделка признается недействительной.

На нашем сайте есть очень много интересных статтей . Ознакомьтесь с ими дабы быть юридически подкованным по многим направлениям.

Порядок проведения аукционных мероприятий

Правовые нормы (Постановление №585, принятое Правительством России в августе 2002 года) устанавливают, что продажа государственного или муниципального имущества на аукционе начинается с подготовительных действий, в которые включены:

  • Предварительная оценка приватизируемой собственности.
  • Определение положений о внесения и оплате задаточной части выкупной стоимости имущества или прав на него.
  • Установление месторасположения и дня проведения аукционных торгов, времени их начала и окончания, даты, до которой происходит принятие заявок.
  • Организация и размещение сообщений для информирования о проведении мероприятия.
  • Принятие заявлений, регистрационные и учетные действия с заявками на участие в торговле.
  • Проверка верности составления предоставляемых претендентами бумаг.
  • Определение состава участников мероприятий из числа лиц, заявивших желание произвести выкуп государственного имущества.
  • Назначение аукциониста для проведения действий по торговле недвижимостью.

До начала аукциона в интернете размещается сообщение, носящее информационный характер. В нем указываются все существенные условия присвоения статуса участника - размер, срок и порядок внесения обеспечительного платежа, банковские реквизиты и наименования причины перевода денег, процедуру их возвращения. Это письмо - публичная оферта, а подача заявки и внесение средств на счет организаторов - это ее принятие. Об этом обязательно информируются все претенденты на участие в мероприятии.

Для присвоения статуса покупателя подается оформленное в соответствии с законом заявление. К нему прикладываются документы, определенные в письме об их организации. В подтверждение своего желания приобрести имущество, претендент вносит на счет продавца задаточную часть будущей выкупной цены приобретаемых имущественных прав. Это действие подтверждается выпиской со счетов государственного органа, организующего мероприятие.

Прием заявок на выкуп муниципального имущества происходит в срок не менее двадцати пяти дней и заканчивается за три дня до дня формирования списков лиц, изъявивших желание участвовать в них. Если заявления поступают после установленного времени, то они возвращаются заявителю с указанием причин непринятия.

Организатор рассматривает заявления претендентов, признает их участниками мероприятий. Подобное решение протоколируется и содержит перечень всех лиц, пожелавших купить права на имущество.

Оно принимается в пятидневный срок с момента окончания приемного времени. О присвоении статуса покупателя или об отказе в этом, заявители оповещаются почтовым отправлением или личным вручением уведомления под расписку.

Закон устанавливает две процедуры проведения - открытый и закрытый аукцион. В первом случае участники, выражают желания приобрести вещь за указанную цену, поднимая карточки, во втором - передают аукционисту запечатанные конверты с указанием в них выкупной стоимости.

В результате проведения мероприятия выбирается покупатель, назвавший наивысшую цену. Результаты проведения мероприятия протоколируются. Протокол, содержащий сведения о выигравшем лице, вручается ему под расписку. Остальным участникам возвращаются внесенные денежные средства. Задаток победителя перечисляется в бюджет соответствующего уровня.

По итогам торгов составляется сообщение информационного содержания, которое публикуется в интернете. За пять дней после проведения аукциона между организатором и победителем оформляется сделка по передаче прав собственника на приобретенное имущество. Покупатель перечисляет деньги на указанный организатором банковский счет, оттуда они поступают в казну. При отказе выигравшего участника аукциона оплатить купленные предметы, ему грозят санкции, установленные нормами гражданского законодательства.

Другие способы реализации муниципальных прав собственника

Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:

  • Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
  • Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
  • Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
  • Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
  • Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.

Имущественные комплексы предприятий унитарного типа преобразуются в предпринимательские общества. Если имущества достаточно для формирования акционерного общества, то госпредприятие оформляется по этому типу коммерческой организации. Если по итогам приватизации такого размера капитала достичь не удается, формируется общество с ограниченной ответственностью.

Запрещается передавать права собственности на госимущество гражданам и субъектам коммерческой деятельности способами непредусмотренными в законе.

Если вам незаконно отказали в участии на торгах, или вы столкнулись с нарушением правил проведения аукциона и его отдельных мероприятий, то обращение за юридической помощью на сайт сайт - способ защитить свои права на приватизацию. Сотрудники портала сайт - адвокаты с опытом работы в области передачи имущества от государства и муниципалитета. Они расскажут вам:

    Кто вправе выкупить недвижимость или имущественные комплексы в частное владение.

    Как устанавливаются виды продаваемых предметов и цена на них.

    В каком порядке, и в какой срок уведомляются покупатели.

    Как правильно оформляются результаты торгов.

    Как обжаловать действие госорганов, уполномоченных на их проведение.

Консультация проходит в онлайн-режиме, поэтому не придется тратить время на поиски юридической конторы. Мы ответим на любые вопросы, поможем защитить законные интересы при желании купить недвижимости у государства.. Если что-то не понятно, можете задать вопрос нашим специалистам в специальной форме на сайте.

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты. В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Согласно положениям норм законов таких, например, как и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги. Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника. А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов. В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

  1. Приоритетное право выкупа или аренды. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и на федеральном уровне устанавливающий, ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно Закону от 22.07.2008г. (ст. 3) предприниматели могут выкупить (заключить муниципальный контракт без торгов) арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или из муниципальной собственности (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух лет или более до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 на основании договора или договоров аренды этого имущества. При этом возможны ситуации, когда арендатор на момент вступления в силу Закона от 22.07.2008г. владел арендованным имуществом два или более двух лет, но договор аренды прекратился, и только затем было принято решение о приватизации данного имущества. Понятно, что в таком случае право на выкуп у бывшего арендатора возникнуть не может.

Известно, что договор аренды может быть заключен и на определенный, и на неопределенный срок. При этом, если договор заключен на срок от одного года и более, у арендатора возникает право на выкуп (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) только в случае государственной регистрации договора аренды в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

  • Отсутствует задолженность по арендной плате за арендуемое имущество. Отсутствует задолженность по неустойкам (штрафам, пени) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 ст. 4 Закона от 22.07.2008г., а в случае, прямо предусмотренном Законом от 22.07.2008г., — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
  • Арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. См. ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выкупить имущество можно только в том случае, если публичный собственник (муниципалитет) не включил его в перечень объектов, используемых для адресной поддержки малого и среднего бизнеса. Например, бизнес — инкубаторы, торговые заведения для данной категории предпринимателей и пр.
  • Площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 961 предельные значения были установлены в размере 1000 кв. метров, а максимальная рассрочка платежа – 3 года. Для сравнения — Законом Республики Татарстан от 3.10.2008 № 79-РТ предельные значения были установлены в размере 1500 кв. метров с максимальной рассрочкой 12 месяцев.

В общем порядке арендатор, желающий выкупить имущество, реализует право на выкуп по цене, определяемой в особом порядке – независимым оценщиком. И потому он не связан условиями продажи, согласованными между покупателем и продавцом.

Закон от 22.07.2008г. содержит две процедуры выкупа: перед выставлением на продажу в процессе приватизации и инициативный выкуп по заявлению арендатора.

В первом случае, собственник намерен приватизировать недвижимость, которую занимает арендатор, и включает ее в нормативные акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Арендатор же в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 г. в этом случае вправе обратиться к публичному собственнику с заявлением о своем намерении выкупить недвижимое имущество до его приватизации. Это заявление порождает обязанность публичного собственника заключить договор купли-продажи данного имущества с арендатором и таким образом остановить приватизацию имущества по плану.

Второй случай. Арендатор может по своему усмотрению принять решение о реализации права на выкуп имущества (предусмотрено Законом от 22.07.2008г.) и направить соответствующее заявление публичному собственнику. Это заявление порождает обязанность собственника продать недвижимость субъекту малого или среднего предпринимательства.

  1. Приватизация муниципального имущества

Несмотря на то, что основной этап приватизации муниципального или государственного жилья в собственность остался в далеком прошлом, все же этот метод пока остается одним из основных, которым пользуются многие муниципалитеты России.

Согласно законам о приватизации 1997г («о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», от 21.07.1997 N 123-ФЗ) и 2001г. («О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ), под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.

Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:

  • добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
  • бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений;
  • гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения только один раз.

В качестве нормативно-правовой базы приватизации жилья даже в настоящее время используются следующие государственные акты.

Приватизация жилищного фонда в РФ регулируется в основном следующими правовыми актами:

  • Законом РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года №4;
  • от 25 февраля 2013 года №16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2
  • Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Перечисленные нормативные акты являлись базой для органов муниципального управления для разработки своих собственных. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ процесс приватизации включает несколько этапов:

  • подача заявки на приватизацию;
  • принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
  • составление и утверждение плана приватизации;
  • заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора. т.е. заключение договора с муниципальным образованием без торгов.

При этом, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

  1. Лизинг муниципального имущества.

Почти в каждом муниципальном образовании в РФ есть немало предприятий, принадлежащих городской (поселковой) власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В некоторых случаях бывает оправдана не прямая продажа имущества таких предприятий, а продажа их через систему лизинговых контрактов.

В этом случае муниципалитет получает не только цену за конкретное имущество или объект недвижимости, но и в течение нескольких лет имеет возможность получения дополнительной прибыли в виде процентов, по переданному в лизинг имуществу.

К сожалению, такая форма продажи муниципального имущества без торгов используется довольно редко, так как муниципалитетам на рынке лизинга трудно конкурировать со специализированными коммерческими лизинговыми компаниями. Но в случае, если нужно пополнить местный бюджет — это бывает иногда почти единственным и оптимальным вариантом для городских властей, особенно небольших муниципалитетов.

В заключение

Остается отметить, что представленные основные варианты продажи муниципального имущества, минуя торги, аукционы и конкурсы, далеко не единственные. Имеются и специальные методы такие, например, как продажа части пакета акций, принадлежащих на праве собственности муниципальным органам власти. Но даже той информации, связанной с продажей муниципального имущества без торгов, вполне достаточно предпринимателям и гражданам, чтобы понять, как устроена система муниципальных торгов, и как там можно принять выгодное участие.

Осуществляют продажу различного муниципального имущества на специальных открытых аукционах, для участия в которых требуется подать заявку. Участвовать в торгах могут не только юридические, но и физические лица. Продавать государственную собственность имеют право только уполномоченные лица. Законом детально проработана сама процедура торгов, в ходе которых через покупку государственной или муниципальной собственности осуществляется ее приватизация. Соблюдение процессуальных нормативов обеспечивает легальность приватизации государственного имущества коммерческими организациями и частными лицами. В случае нарушения установленных законом нормативов по организации торгов сделка может быть признана ничтожной и покупателю придется вернуть приобретенное государственное имущество.

В этой статье

Что может быть приватизировано через официальные торги

В собственности государственных властей разного уровня находится разнообразное имущество. Законом официально разрешена продажа государственного и муниципального имущества в тех случаях, когда требуется пополнить муниципальную казну или избавиться от нерентабельного объекта, приносящего убытки государству или муниципалитету.

Государственные власти разного уровня имеют право выставить на конкурсные торги следующее государственное имущество:

  • земельные участки под строительство или сельскохозяйственное назначение;
  • любые здания и строения;
  • ценные бумаги, акции и облигации, выпущенные государством;
  • недвижимость и ценности, находящиеся территориально в другой стране, но принадлежащие государству;
  • залежи полезных ископаемых.

Кто может принять участие в аукционах

Действующее законодательство описывает конкурсные торги по продаже государственной собственности разного типа и порядок их проведения как открытое мероприятие, в котором могут принимать участие коммерческие организации и физические лица. Закон оговаривает специально круг юридических и физических лиц, для которых невозможно участие в таких торгах. К ним относятся:

  • лица, занимающие государственные должности;
  • унитарные предприятия;
  • властные структуры, представляющие государственную власть на местах;
  • компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежит государству;
  • компании, чьи акции продаются через государственные конкурсные аукционы.

Организация конкурсных торгов

Осуществляют продажу муниципального имущества посредством его публичного предложения на специальных аукционах, на которых каждый вид собственности выставляется в форме подробно описанного лота. Организатор таких торгов в обязательном порядке указывает:

  • начальную стоимость объекта в рублях;
  • размер шага аукционных торгов;
  • задаток, который потребуется внести по окончании торгов за купленную собственность.

Сведения о выставляемом на аукцион имуществе, цена, размер задатка и величина повышения начальной цены («шаг аукциона»)

Каждый аукцион тщательно готовится специальными уполномоченными органами, которые:

  • выбирают место и время его проведения;
  • определяют места внесения задатков за приобретенную государственную собственность через конкурсные торги;
  • устанавливают время начала и завершения приема заявок для участия в аукционе;
  • проводят регистрацию участников конкурсных торгов;
  • назначают специалистов, которые будут проводить продажу государственного имущества.

Условия конкурса могут предусматривать ряд требований к участникам аукциона, которые должны быть выполнены для участия в таком мероприятии. По действующим правилам участники должны предоставить заявление и пакет необходимых документов, которые предусматривают условия конкурса.

В тех случаях, когда торги проходят в электронной форме, в них могут участвовать юридические лица из разных российских регионов. При организации торгов в режиме офлайн к участникам торгов предъявляется ряд специальных требований.

Правила проведения

Конкурсные аукционы всегда проводится в публичной форме на специальных площадках при строгом соблюдении действующего законодательства о продаже государственного и муниципального имущества.

Законом запрещается продавать такие объекты, с которыми к новым владельцам такой собственности переходят обязательства по ней.

Каждый участник такого мероприятия должен заполнить заявление по определенной форме и правильно оформить все необходимые документы. Хотя аукционы являются открытыми и общедоступными для каждого желающего, для участия в них требуется обладать специальными юридическими знаниями. Юридические и физические лица для этого могут использовать услуги специалистов, оказывающих помощь при оформлении заявки на участие и последующее сопровождение в приобретении желанного лота и оформлении его в собственность.

Каждый участник аукционных торгов после победы на аукционе должен подтвердить свою покупку специальным взносом, размер которого указывается в описании лота в обязательном порядке. При отсутствии такого взноса сделка может быть аннулирована.

Через систему официальных торгов по продаже государственного и муниципального имущества можно по более низкой стоимости, чем рыночная цена, приобрести ценное имущество. Участие в таких мероприятиях позволяет рационально вкладывать свои капиталы в выгодные имущественные объекты. Для того чтобы сделки не были опротестованы, а желающие приобрести государственное имущество смогли попасть на такие аукционы, требуется пользоваться услугами юристов, специализирующихся в этой области. Официально торги являются открытыми и бесплатными мероприятиями, но процедура их проведения довольно сложна и требует специальной подготовки. Используя услугу документального сопровождения, можно избежать многих ошибок и регулярно принимать участие в таких официальных мероприятиях по продаже государственного имущества. Следует помнить, что при обнаружении любых несоблюдений правил проведения таких торгов и нарушении интересов государства сделка может быть признана официально недействительной.