План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность. План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста

План работы по самообразованию на 2015 - 2016 уч. год

Воспитатель ИМАМИЕВА А.М. группы № 3 МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Литература :

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».

8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.

9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.

11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.

12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.

14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Форма работы

выполнения

Участники

(дети, родители, педагоги)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме.

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме.

3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи».

5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь –

родители-

педагоги-

Консультация для родителей

«Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми»

Оформление информационных материалов по теме.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

Анализ изученной литературы.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете.

2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы:

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе.

6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня.

Октябрь –

педагоги-

родители-

Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».

Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение.

Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

- Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Экологический проект «Моё дерево»

Проект «Хочу всё знать!»

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4. Диагностика

5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

родители, дети-

педагоги-

Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».

Фотовыставка «Юные исследователи».

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Доклад на педагогическом совете детского сада.

Проведение открытой ООД (коллективный просмотр)

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выступление на семинаре-практикуме.

1.Продолжить работу с детьми по теме.

2.Корректировка планов.

3.Работа с литературой

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

ПЛАН

по самообразованию на тему:

Воспитатель: Исаевой Ф.В.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

Задачи:

Литература

  1. Интернет ресурсы

Срок выполнения

Результаты

сентябрь

сентябрь

В теч. года

Оформлены:

*домашний огород

*дидактический материал

октябрь

*Занятия

5. Составить перспективный план

октябрь

См. приложение

6. экспериментирования

В теч. года

См. приложение

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

В теч. года

См. приложение

9.Работа с родителями:

Консультации:

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

См. приложение

Подготовительная группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Растения

Бережливые растения.

Молоко

Растущие малютки.

Емкости с крышкой, молоко.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Вода

Вода двигает камни.

Вода

Фильтрование воды.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Руки

Зачем человеку руки?

Рукотворный мир

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Ткань

Мир ткани

Ткань

Мир металлов

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

ПЛАН

по самообразованию на тему:

«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Исаевой Ф.В.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

]. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4.Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  2. Знакомить с различными свойствами веществ.
  3. Развивать представления об основных физических явлениях
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

10.Формировать у детей разные способы познания.

Литература

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
  5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
  7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997 г.
  10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .

11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

  1. Интернет ресурсы

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч. года

Оформлены:

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

См. приложение

6. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования

В теч. года

Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит».

См. приложение

7.Создать картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Просмотр занятия на РМО «Свойства света»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В теч. года

Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.

См. приложение

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Познавательный мотив»

См. приложение

Подготовительная группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Растения

Бережливые растения.

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Ткань

Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.


Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2014-2015 учебный год

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии 1503 г. Москва (СП детский сад 1964)
Описание материала:
В течение учебного года 2014-2015 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год. Отчет по самообразованию будет полезен педагогам дошкольных организаций. Надеюсь, что данная тема заинтересует многих педагогов, а также родителей.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Содержание:
Детское экспериментирование должно строиться самим ребёнком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребёнка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они бы сами могли всё новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом (у нас имеется детский микроскоп, который подарили нашим детям родители).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствие посещаем НЛО (научную лабораторию открытий) , оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в здании ДОО.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НООД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На сайте ПЕДКОПИЛКА мной выложены эксперименты с водой, проводимые с моими детьми в этом году. Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на текущий год. В структуру детского экспериментирования входят:
1.Постановка проблемы, которую следует решить.
2.Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме « Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года: «Украшение участка к новогоднему празднику» - где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками;

«Наши зубки» - где проводились эксперименты с воздушными шарами и мы с детьми наблюдали за ростом зубов;


«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.




Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование»:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.

Сентябрь.

Октябрь.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь.

Декабрь.

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

«Мыло фокусник».

Январь.

Февраль.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Опыты с почвой.

(огород на подоконнике).

Март.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

«Исчезающая монета»

Апрель.

Май.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для

оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

План по самообразованию на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность»

Подготовительная группа «КАПЕЛЬКИ»

2016-2017г.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Воспитатель: Турченко О.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.

Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

2016-2017

ЦЕЛЬ:

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
  2. Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
  3. Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие сенсорной культуры.
  3. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
  4. Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

План работы 2016-2017

МЕСЯЦ

РАБОТА ПЕДАГОГА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

2. Постановка целей и задач по данной теме.

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

Октябрь

1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Ноябрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы - волшебники.

4. Поплывет или утонет?

1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Декабрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил - вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

Январь

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий - низкий.

Широкий - узкий.

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом:

Горячо - холодно.

Создание фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

Март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

Самоанализ плана самообразования

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»