Кубанское войско в мирное время выставляло на службу. Кубанское казачество

Вопрос истории казачества последние десятилетия привлекает широкое внимание ученых, историографов, политологов, органов государственной власти, а также общественности. Некогда закрытая тема у нас в стране в последнее время получила огромный всплеск. Проводятся научные конференции, издаются монографические исследования, выходит бесчисленное множество статей и публикаций. Стали доступными и труды дореволюционных историков, а также работы, изданные за рубежом представителями казачьей эмиграции. И если период расцвета казачества, его роль в истории и судьбе России в XVII - XIX веках нашли наиболее полное отражение, хотя еще и здесь предстоит много поработать в плане устранения сложившегося в советский период отрицательного стереотипа казака, то древнейший период истории казачества, его формирования, изучен в наименьшей степени.

И в русской, и в советской, и в зарубежной историографии можно выделить три подхода к определению истоков формирования казачества.
1). Часть дореволюционных исследователей, а также казаков в зарубежье возводят процесс формирования казачества к дохристианскому периоду и даже говорят, что казаки древнее этрусков, основавших Рим. В своих предположениях исследователи, отстаивающие такую точку зрения, ссылаются на данные этимологии, порой делая выводы о генетической связи казаков с тюркскими народами, населявшими Кавказ и южные степи.
2). Дворянская и советская историография связывает истоки формирования казачества с утверждением в стране крепостничества и что беглые крестьяне явились той благодатной силой, на которой и выросло казачество. При этом совершенно не принимается во внимание тот факт, что в русских летописях казачество упоминается гораздо раньше, чем в стране возникли феодальные и крепостнические отношения.
3). Сегодня, несомненно одно, что казачество сформировалось на славянской, православной основе в IV - V веках нашей эры во время так называемого переселения народов - процесс в который были вовлечены германские, тюркские и славянские племена. Наиболее активной зоной, через которую осуществлялось движение народов, было северное Причерноморье и Южнорусские степи. К IV веку относится появление славян в Южнорусских степях. Несомненно, что под воздействием пребывающего здесь славянского населения князю Святославу удалось совершить поход в Хазарский каганат и на Тамань. Где-то к VII веку относится принятие христианства казаками, задолго до официального крещения Руси. В последствии присутствие славянского населения на этих территориях обусловило создание Тмутараканского княжества, входившего в состав славянской Руси. В дальнейший период Южнорусское славянство оторванное от митрополии, являясь коренным народом этой территории, переживало набеги кочевников, как половцев, так и татар. Выполняя военные функции в Золотой орде, казачество никогда не порывало с православием, что определило необходимость создания славянской епархии для удовлетворения духовных нужд славянского населения. Борьба за выживание во враждебном окружении разобщенного славянского населения определила необходимость формирования войсковой структуры как формы существования народа, с выборным лидером.

Несомненным является тот факт, что казачье население и войско, как форма его бытия включали в себя и неславянские народы и элементы, и это определило формирование термина - казак. Однако, в силу того, что жизнь казачьих общин, а затем и войска строилась по заповедям Господним, требовалась готовность каждого прийти на выручку ближнего, а иногда и пожертвовать своей жизнью, а это требовало от всех, в том числе и от вновь прибывших к какой бы этнической группе они не относились, принятия православия. Это было не только залогом единства, сплоченности, взаимовыручки и героизма, но и душевного спасения всех членов сообщества.

Изначально формировалось две ветви казачества, которые впоследствии оформились в Донскую и Запорожскую в зависимости от того, в сферу интересов каких государств они попадали, хотя и сами казаки находились иногда вне государственных территорий.

Возникновение Крымского ханства после распада Золотой орды, усиление Османской империи, захват Константинополя в середине XV века создало реальную угрозу христианским славянским государствам. Но завоевательские походы и набеги турок и Крымских татар встречали на своем пути казаков, которые, по сути являлись живой изгородью и для России и для Польши. Казаки прикрывали собой русское и украинское население. Именно с этого времени в Европейских государствах и России стало широко известно о казаках.

Московские князья и цари, как и правители Польши, в состав которой входила Украина в своей борьбе с исламскими завоевателями стремились опереться на казаков, выплачивая им жалование порохом и провиантом. И запорожское и донское казачество, создавая собой угрозу османской цивилизации, ведя непрестанную борьбу за свои исконные земли (а казаки здесь старожильческое население) находились вне государственной территории. Поэтому деловые связи Московское царство и Речь Посполитая с казаками вели через посольский приказ. На фоне начавшегося процесса закабаления крестьян наличие такого свободолюбивого центра, каким являлись Запорожская сечь и земли Донского казачества было притягательным для тех крепостных, кто стремился вырваться из неволи. Именно поэтому начался процесс пополнения казачества беглыми элементами. Но к этому времени казачество сформировалось и структурно и духовно, со своими жизненными принципами, войсковым бытом, элементами культуры и психологии. В связи с чем, сколько бы беглых не приходило в войско, они растворялись в нем, утрачивая все, что было и приобретая качества казака. Так сформировался тип казака, генетический тип, поглощающий в себе пришельцев, какого бы вероисповедания они не были.


С середины XVII века можно говорить о постоянных контактах казачества с государством и перехода казачества на службу. Но это не исключало того, что казачество, запорожское или донское, не проводило своей политики в отношении соседних народов. Зачастую действия казаков шли в разрез с политикой Российского государства.

В наибольшей степени процесс включения казачьих войск в состав государственной территории России и переход их на государственную службу связан с деятельностью Петра Великого. С 1722 года казачьими вопросами ведала не коллегия иностранных дел, как это было прежде, а военная коллегия. Петр I стремился подчинить государственной власти все и вся, в том числе и Русскую православную церковь. Он не мог допустить существования своевольного и необузданного казачества. Тем более что казачьи земли были уже включены в состав Российской империи.

Ликвидация казачьих вольностей, передача казачьих земель на протяжении XVIII века вызывали постоянное движение крестьянства, застрельщиком которого было казачество.

Государство было заинтересовано в использовании военного опыта казаков, накопленного столетиями и так недостающего России. Казачьи войска всегда выставляли воинский контингент, отличающийся особой выносливостью, храбростью и напористостью в достижении победы над противником, нередко превосходящим казаков по численности. Казачьи полки формировались по территориальному признаку, а это играло очень важную роль в достижении сплоченности и храбрости воинов.


Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Государство, владея землей наделяло землями казачьи войска при условии несения ими воинской службы. Земля для казака и казачьей семьи была решающим фактором. Причем неважно на каком историческом этапе находилось хозяйство казака (естественные промыслы, такие как охота и рыболовство или же сельскохозяйственное производство). Войсковые земли представляли для казаков среду обитания.

Российская империя, как и другие государства, расширяла свои владения. Начиная с XVIII века государство, понимая роль и значимость казачества в обеспечении безопасности границ России, активно привлекает казачество к хозяйственному освоению новых территорий. Начинается процесс формирования новых казачьих войск за счет расселения существующих. Этот процесс длился более 100 лет. Постоянные переселения казаков, осуществляемые государством, привели к тому, что ни одно поколение не проживало на своей территории более 25 лет. Так возникло Волжское войско, впоследствии переселившееся на Кавказ. Терское семейное войско, Астраханское войско, Черноморское, Оренбургское, Сибирское, Амурское войска также были следствием государственной политики расселения казаков по рубежам. Параллельно этому шел процесс вольнонародной колонизации земель, переданных казакам.


Начиная с XVII века, т.е. с создания централизованного Русского государства, в России проводилась политика, направленная на создание обособленности каждой социальной группы, по отношению друг к другу. Наиболее ярко это выразилось в XVIII веке. Все русское общество делилось на сословия. Казачество в этом случае не стало исключением, хотя если говорить о культурно-этнических процессах, то с самого начала и до разгрома в нем проходили одновременно два процесса, определивших казачество как единственный и уникальный феномен в истории. С одной стороны, государство всячески насаждало казачеству сословность, определяло его как служивое сословие, все более и более выпячивая этот фактор. Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь казачьих войск, переселять и упразднять их. С другой стороны, столь же сильными были этнические процессы и обособление культурной сферы, которая формировалась под влиянием соседних народов. Так формировались обычаи, право, костюмы, культура и самосознание казаков. Поэтому, пройдя через горнило испытаний в начале ХХ века, казачество сохранилось именно как этнос.

В наибольшей степени этнические процессы происходили в Донском, Кубанском и Терском казачьих войсках, каждое из которых отличалось своей неповторимой культурой и самобытностью. Особенно выделялись Кубанское и Терское войска (так называемые кавказские). Их культура развивалась под влиянием донского и запорожского казачества, а также под большим влиянием культуры соседних горских народов. К началу ХХ века эти войска представляли собой действительные этнические группы, причем замкнутые, поскольку притока в войска посторонних людей извне уже не было, и представляли собой неотъемлемую часть Северо-Кавказской цивилизации.

Формирование и развитие Кубанского казачьего войска

Кубанское казачество, как самостоятельная этносоциальная единица (субэтнос), сформировалась во второй половине XIX в. Формальной датой возникновения этого субэтноса можно считать 19 ноября 1860 г., время образования Кубанского казачьего войска. Следует отметить, что первоначально название «кубанские казаки» применялось к различным группам казаков (к примеру, некрасовцев), оседавших на Кубани в конце XVII – начале XVIII вв., но самоназванием еще не являлось.


Кубанское казачество – полиэтнично в своей основе. На Кубани в качестве исходных этноопределяющих начал выступили два компонента – русский и украинский, причем в своеобразной организационной форме казачьих войск. Поэтому целесообразно проанализировать их историю раздельно.

В начальный период русско-турецкой войны 1787–1791 гг. под покровительством князя Г.А. Потемкина было сформировано Черноморское казачье войско. Первоначально оно комплектовалось в форме волонтерных команд из казаков, служивших ранее в Запорожской Сечи. Но, в связи с малочисленностью бывших запорожцев, доступ в войско уже с октября 1787 г. получили представители разных социальных слоев российского общества.

В 1792–1794 гг. Черноморское казачье войско было переселено на Правобережную Кубань. И именно с этого момента принято считать время начала освоения казаками кубанских земель. Однако численность войска оказалась недостаточной для охраны границы и экономического освоения данного региона. Поэтому российское правительство организовало трехэтапное переселение на Кубань украинских крестьян (более 100 тысяч человек) из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний.

Вторая ветвь – это складывание русской этнографической группы в форме Кавказского линейного казачьего войска. В 1794 году, переселённые на Кубань донские казаки основали несколько станиц вверх по реке Кубани от Усть-Лабинской крепости и составили собой Кубанский казачий полк. В 1801–1804 гг. ряд казачьих станиц на Кубани основали казаки Екатеринославского казачьего войска, образовав, таким образом, Кавказский казачий полк. А в 1825 г. на Кубанскую линию были переселены казаки Хоперского казачьего полка. Далее, Высочайшим приказом от 25 июня 1832 г. шесть линейных полков и три казачьих войска были объединены в Кавказское линейное казачье войско.

Указом Императора Александра II 8 февраля 1860 г. правое крыло Кавказской линии было преобразовано в Кубанскую область, а левое 19 ноября 1860 г. – в Терскую область.

Черноморскому казачьему войску было повелено называться Кубанским казачьим войском. В его состав, помимо черноморцев, вошли первые шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска. Остальные бригады составили Терское казачье войско.


С этого момента начинается отсчет времени существования Кубанского казачьего войска именно с даты его основания.

Однако, старшинство Кубанского казачьего войска принято считать по старшинству самого старейшего из полков, входивших в Кавказское линейное казачье войско – Хоперского, а именно с 1696 года.


Таким образом существует три даты старшинства формирования Кубанского казачьего войска: 1696 год – по старшинству Хоперского казачьего полка Кавказского линейного казачьего войска, вошедшего позже в Кубанское казачье войско; 1792 год – с момента переселения на Кубань черноморских казаков; 1860 год – с момента объединения Черноморского казачьего войска и некоторых частей Кавказского линейного казачьего войска и образования Кубанского казачьего войска.

Перед объединением численность Черноморского казачьего войска составляла около 180 тысяч человек. От Кавказского линейного казачьего войска в Кубанское казачье войско вошло почти 100 тысяч человек. Согласно годовому отчету за 1862 г. в Кубанском казачьем войске числилось 195636 мужчин и 189814 женщин.


К 1 июля 1914 г. население войска составило уже 1298088 человек (644787 мужчин и 635351 женщин).

Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII - XIX веков. Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Память о доблести казаков до сих пор жива у народов, защищенных казаками. В этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия, только теперь уже не самостоятельно, а от имени Российской Империи.


Порядок прохождения воинской службы первоначально не регламентировался какими-либо законодательными актами. Служба не ограничивалась определенным числом лет. Срок действительной кордонной службы был установлен в один год, затем полагались два года льготы. В 1818 г. установлен определенный срок службы – 25 лет. В 1856 г. приказом военного министра установлены новые сроки службы: офицеры – 22 года, казаки – 25 лет (22 года полевой службы и 3 – внутренней). С 1864 г. срок полевой службы равнялся 15 годам, внутренней – 7 годам.

В 1882 г. принято Положение о военной службе. Служилый состав войска разделен на три разряда: приготовительный, строевой, запасный. В приготовительном казаки числились 3 года (с 18 по 21 год). В строевом – 12 лет (с 21 до 33 лет). В запасном разряде казаки находились 5 лет (с 33 до 38 лет). После этого казаки выходили в отставку и освобождались от отбытия воинской повинности.


В результате объединения двух войск, в войсковом составе Кубанского казачьего войска за 1861 г. значилось: частей – 42, генералов – 47, штаб-офицеров – 84, обер-офицеров – 652, унтер-офицеров и урядников – 2460, рядовых казаков – 32071.

По положению о воинской повинности Кубанского казачьего войска 1870 г. его состав в мирное время выглядел так: 2 лейб-гвардейских кубанских казачьих эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя, 10 конных полков, 2 пеших пластунских батальона, 5 конно-артиллерийских батарей, конный дивизион в Варшаве и учебный дивизион. Полки получили названия: Таманский, Полтавский, Екатеринодарский, Уманский, Урупский, Лабинский, Хоперский, Кубанский, Кавказский, Ейский.

Общий военный состав нижних чинов был определен в 36000 человек.

В мае 1889 г. в войске сформировали 1-й Черноморский полк.

В 1860–1864 гг. действия кубанских казаков в составе отдельных отрядов войск Кубанской области сыграли важную роль в завершении многолетней Кавказской войны. Во время волнений в Польше в 1863–1864 гг. кубанцы участвовали в боевых действиях против повстанцев. Нелегкую службу несли казаки и на границах с Турцией и Ираном. Значительные силы Кубанское казачье войско выставило в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: 25 конных полков, 12 пеших пластунских батальонов, 5 конно-артиллерийских батарей и 2 сотни императорского конвоя. Один конный полк и две сотни пластунов были отправлены на Балканы, 14 полков, один пластунский батальон и четыре батареи – на Кавказско-Малоазиатский театр военных действий, остальные находились в пределах Кубанской области и Черноморской губернии.


В 70-80-е гг. XIX в. кубанцы приняли участие в ряде среднеазиатских походов. В 1879 г. отдельные сотни 1-го Таманского, 1-го Полтавского и Лабинского конных полков в составе Закаспийского отряда участвовали в походе в Ахал-Текинский оазис.

Три сотни Кавказского полка в составе Мургабского отряда участвовали в боях с афганцами на берегах р. Кушки.

Для участия в русско-японской войне 1904–1905 гг. в Кубанском казачьем войске мобилизовали 1-й Екатеринодарский, 1-й Уманский полки, шесть второочередных пластунских батальонов и 1-ю Кубанскую казачью батарею. Несмотря на то, что казаки прибыли на театр военных действий в заключительный период войны, они участвовали в ряде операций и их безвозвратные потери за три с небольшим месяца составили 116 человек.

В начале Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 33 конных полка, 18 пластунских батальонов,5 конных батарей, 32 особых конных сотни и две сотни Варшавского дивизиона (примерно 48,5 тысяч человек). Всего за годы Великой войны было мобилизовано чуть более 106 тысяч кубанских казаков.


Во второй половине XIX и начале XX веков Кубанское казачье войско пребывало в зените своей славы, в своем расцвете. Жизнь войска вошла в стабильное русло. Войско владело огромными земельными наделами, имело управление отличное от управления других губерний России, имело и самобытное местное самоуправление.

Кубанское казачье войско управлялось наказным атаманом, назначаемым императором, который являлся одновременно и начальником Кубанской области.

С 1888 года Кубанская область была разделена на 7 отделов, во главе которых стояли атаманы, назначаемые наказным атаманом. Во главе станиц и хуторов стояли выборные атаманы, утверждавшиеся атаманами отделов. До 1870 года исполнительную власть в кубанских станицах осуществляло станичное правление, состоявшее из атамана и двух избранных судей. С 1870 года суд стал независимым и отделен от правления, в которое входили атаман, его помощник, писарь и казначей. Важнейшей функцией казачьей общины была земельно-распределительная. Земельная площадь Кубанского казачьего войска составляла свыше 6 миллионов десятин, из которых 5,2 миллионов принадлежало станицам. Остальные земли находились в войсковом запасе и в собственности казачьих офицеров и чиновников.


Общины наделяли казаков землей с 17 лет из расчета 16 – 30 десятин на 1 мужскую душу. Для равноправного пользования землей станичные земли периодически подвергались переделу. С естественным ростом казачьего населения паевой надел кубанского казака постепенно сокращался. В 1860-е годы он составлял в среднем 23 десятины, а в 1917 г. – всего 7,6 десятин.

В 1917 году Кубанское казачье войско насчитывало 262 станицы и 246 хуторов, в которых проживало 215311 казачьих семей, что составляло 52,3% всех хозяйств в сельской местности. Занимаясь земледелием, казачьи хозяйства лучше других категорий населения были оснащены сельскохозяйственной техникой.


Включенное в систему общероссийской юрисдикции, кубанское казачество сохранило присущие ему демократичность и самобытную традиционную культуру, отличную от других.

Довольно высоким для начала XX века у кубанских казаков был и уровень грамотности - более 50 %. Первые школы появились на Кубани уже в конце XVIII века. В 1860-х гг. в Кубанском казачьем войске была всего одна войсковая мужская гимназия и 30 начальных училищ. Через 10 лет в станицах было уже 170 школ. В начале XX в. до 30 войсковых стипендиатов ежегодно обучались в лучших ВУЗах страны.


С 1863 г. стала выходить газета «Кубанские войсковые ведомости» - первое на Кубани периодическое издание, с 1865 г. появились общественные войсковые библиотеки, в 1879 г. был создан Кубанский войсковой краеведческий музей, с 1811 по 1917 гг. работали войсковые певческие и музыкантские хоры, исполнявшие классические, духовные и народные произведения.

Кубанские казаки были глубоко верующими людьми. Первая на Кубани Покровская церковь была построена на Тамани еще в конце XVIII в. В 1801 г. в Екатеринодаре был воздвигнут пятиглавый Войсковой Собор. В начале XX в. на территории войска было уже 363 церкви, 5 мужских и 3 женских монастыря, а также один скит.

Кубанское казачество в годы советской власти (Гражданская война, годы репрессий, эмиграция)

К началу XX века в России существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,5 млн. человек. Наиболее крупными из них были Донское, Кубанское и Терское войска.

Но политические события, последовавшие после революции 1917 года, почти перечеркнули все, что делало казачество для страны в предыдущие столетия. 24 января 1919 года была принята директива о беспощадной борьбе с казаками. И долгие годы из истории искоренялись даже напоминания о казаках-защитниках, их воинских подвигах и славе.

После Февральской революции 1917 г. на Кубани сложилась политическая ситуация, отличная от общероссийской. Вслед за назначенным из Петрограда комиссаром Временного правительства К. Л. Бардижем и возникшим 16 апреля Кубанским областным Советом, Кубанская войсковая Рада на своем I съезде провозгласила себя и войсковое правительство высшими органами управления войска. Сложившееся таким образом "троевластие" просуществовало до 4 июля, когда Рада объявила Совет распущенным, после чего К. Л. Бардиж всю полноту власти в области передал войсковому правительству.

Опережая развитие событий в Петрограде, заседавшая в конце сентября-начале октября II-я краевая Рада провозгласила себя верховным органом не только войска, но и всего Кубанского края, приняв свою конституцию - "Временные положения о высших органах власти в Кубанском крае". После того, как одновременно начавшиеся 1 ноября 1-я сессия Законодательной Рады и часть 1-го областного съезда иногородних объединились, они заявили о непризнании власти Совнаркома и на паритетных началах сформировали Законодательную Раду и краевое правительство. Председателем Рады стал Н.С. Рябовол, председателем правительства вместо избранного атаманом Кубанского казачьего войска А. П. Филимонова стал Л. Л. Быч.

8 января 1918 г. Кубань была провозглашена самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.

Выдвинув лозунг "борьбы с диктатурой слева и справа" (то есть с большевизмом и угрозой реставрации монархии), кубанское правительство пыталось найти свой, третий путь в революции и гражданской междоусобице. За 3 года на Кубани у власти сменилось четыре атамана (А. П. Филимонов, Н. М. Успенский, Н. А. Букретов, В. Н. Иванис), 5 председателей правительства (А. П. Филимонов, Л. Л. Быч, Ф. С. Сушков, П. И. Курганский, В. Н. Иванис). Еще чаще менялись составы правительства - в общей сложности 9 раз. Столь частая смена правительства во многом была следствием внутренних противоречий между черноморским и линейным казачеством Кубани. Первое, экономически и политически более сильное, стояло на федералистских (так называемых "самостийных") позициях, тяготея к Украине. Его наиболее видными представителями были К. Л. Бардиж, Н. С. Рябовол, Л. Л. Быч. Второе политическое направление, представленное атаманом А. П. Филимоновым, традиционно для русскоязычных линейцев ориентировалось на единую и неделимую Россию.

Тем временем состоявшийся 14-18 февраля 1918 г. в Армавире I съезд Советов Кубанской области провозгласил Советскую власть на всей территории области и избрал исполком во главе с Я. В. Полуяном. 14 марта Екатеринодар был взят красными войсками под командованием И. Л. Сорокина. Покинувшая столицу края Рада и ее вооруженные силы под командованием В. Л. Покровского объединились с Добровольческой армией генерала Л. Г. Корнилова, выступившей в свой первый Кубанский ("Ледяной") поход. Основная часть кубанских казаков не поддержала Корнилова, погибшего 13 апреля под Екатеринодаром. Однако полугодовой период пребывания на Кубани советской власти (с марта по август) изменил отношение к ней со стороны казаков. В результате, 17 августа в ходе второго Кубанского похода Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Екатеринодар. В конце 1918 г. она на 2/3 состояла из кубанских казаков. Однако часть из них продолжала сражаться в рядах Таманской и Северо-Кавказской красных армий, отступивших с Кубани.

После возвращения в Екатеринодар, Рада приступила к решению вопросов государственного устройства края. 23 февраля 1919 г. на заседании Законодательной Рады был утвержден 3-х полосный сине-малиново-зеленый флаг Кубани, исполнен краевой гимн "Ты, Кубань, ты - наша Родина". Накануне в Париж на Версальскую мирную конференцию была послана делегация Рады во главе с Л. Л. Бычем. Идея кубанской государственности вступила в конфликт с лозунгом генерала Деникина о великой, единой, неделимой России. Председателю Рады Н. С. Рябоволу это противостояние стоило жизни. В июне 1919 года он был застрелен в Ростове-на-Дону деникинским офицером.

В ответ на это убийство с фронта началось повальное дезертирство кубанских казаков, в результате которого в Вооруженных силах юга России их осталось не более 15%. На парижский дипломатический демарш Рады Деникин ответил ее разгоном и повешением полкового священника А. И. Кулабухова. События ноября 1919 г., названные современниками "Кубанским действом", отразили трагедию судьбы кубанского казачества, выраженную фразой "свой среди чужих, чужой среди своих". Это выражение может быть отнесено и на счет кубанских казаков, воевавших на стороне красных.

Взятие Екатеринодара частями Красной армии 17 марта 1920 года, эвакуация остатков деникинской армии из Новороссийска в Крым и капитуляция 2-4 мая под Адлером 60-тысячной Кубанской армии не привели к восстановлению гражданского мира на Кубани. Летом 1920 года развернулось повстанческое движение казачества против советской власти в Закубанье и приазовских плавнях. 14 августа в районе станицы Приморско-Ахтарской высадился десант врангелевских войск под командованием генерала С. Г. Улагая, закончившийся провалом.


Тем не менее, вооруженная борьба кубанского казачества в рядах бело-зеленого движения продолжалась вплоть до середины 20-х годов. Из 20 тысяч эмигрировавших кубанских казаков более 10 тысяч осталось за границей навсегда.

Кубань дорогой ценой заплатила за установление советской власти. Из меморандума Краевой Рады известно, что только за весну-осень 1918 года здесь погибло 24 тысячи человек. Советские источники дают не менее устрашающую картину белого террора.

Тем не менее, в 1918 г. - начале 1920 г. краю удалось избежать негативного воздействия политики военного коммунизма и расказачивания, так как с осени 1918 года и до весны 1920 года Кубань находилась в тылу деникинской армии. В совокупности с мощным сельскохозяйственным потенциалом, наличием портов, это создало, сравнительно с другими регионами России, более благоприятные условия для экономического развития. То же можно сказать и о положении дел в сфере культуры и просвещения. В годы гражданской войны Екатеринодар стал одной из малых литературных столиц России.

Основная масса кубанских казаков оказалась в эмиграции в результате крымской эвакуации в ноябре 1920 г. Большинство из них разместились первоначально на о. Лемнос в Эгейском море. Здесь после ожесточенных споров в декабре 1920 года на пост атамана Кубанского казачьего войска (вместо сложившего с себя полномочия генерала Н.А. Букретова) был избран генерал-майор В.Г. Науменко, находившийся в это время в Югославии. В выборах принимали участие члены Кубанской краевой рады и выборные от войсковых частей.

К весне 1921 года усилия генерала Врангеля и казачьих атаманов по вывозу казаков эмигрантов в страны Балканского полуострова увенчались успехом. С мая по сентябрь 1921 года они были перевезены в Сербию и Болгарию. Около 25 % казаков вернулись в Россию. Небольшая часть кубанцев осели в Греции и Турции.


Некоторое количество выходцев с Кубани оказались в эмиграции другими путями. Более 2 тысяч кубанцев во время подавления кронштадского мятежа ушли вместе с восставшими в Финляндию. Другие - оказались за границей в результате эвакуации с черноморского побережья Кавказа, переходе советско-польской и советско-грузинской границ.

Многие казаки-эмигранты первоначально находились в военных лагерях или лагерях для интернированных лиц. Но уходя на «собственные хлеба», казаки старались не терять связи друг с другом. Та часть казачества, которая осталась в рядах своих воинских подразделений, даже после перехода их на беженское положение, старалась найти такую работу, где могли бы работать все воинские чины данной части. В составе своих частей казаки работали в Югославии на прокладке шоссейных и железных дорог, строительстве мостов, в Болгарии - на угольных шахтах. Отдельные казачьи подразделения в полном своем составе устраивались на заводы и фабрики во Франции. Жить пытались компактно. Питание во многих частях было «котловое» (общее, с одного котла). На довольствии стояли не только воинские чины, но и их жены и дети. При частях создавались кассы взаимопомощи. Кроме того, более 300 кубанцев, разместившихся в Югославии, несли пограничную службу на границе с Албанией. За годы гражданской войны и эмиграции многие казаки настолько сблизились со своей частью и сослуживцами, что даже покинув по каким-либо причинам подразделение, старались по мере возможности поддерживать с ними хоть какую-нибудь связь.

Укрепляли связи между собой и казаки, порвавшие с армией. Бывшие станичники и однополчане вели переписку. В местах компактного проживания казаки создавали станицы и хутора, которые способствовали их общению, взаимопомощи и сохранению казачьих обычаев, обрядов и культуры вдалеке от Родины. Чаще это были общеказачьи объединения, включавшие представителей разных казачьих войск. В местах своего наибольшего сосредоточения кубанцы образовывали свои отдельные станицы и хутора.


Кроме того, кубанские станицы, согласно постановлению Кубанской рады, могли включать в себя всех жителей Кубани - как казаков, так и не казаков. Иногда станицы и хутора образовывались по профессиональному признаку. Таковы различные объединения казаков-студентов. Например, общеказачья студенческая станица в Праге или казачий студенческий хутор при Софийской станице.

Привычка к сельскому и вообще тяжелому физическому труду способствовали относительно безболезненной адаптации казаков за рубежом. Они охотно брались за любую работу и выполняли ее так, что в некоторых отраслях сельского хозяйства казаки высоко ценились во многих странах. В частности, безработных среди Кубанцев в 1923 году было всего 23 %.

За границей были и представители казачьей интеллигенции. Многие казаки в эмиграции стремились получить или завершить свое образование. Центрами казачьей интеллигенции были Белград, Варшава, Париж, Прага и София. Особое место в этом отношении занимала Прага, где были созданы: Общество изучения казачества, Общество кубанских журналистов и писателей, Общество кубанцев и многие др. В частности, Общество кубанцев при содействии чехословацкого правительства оказывало поддержку, в том числе и материальную, многим казакам, желавшим закончить высшие и средние учебные заведения. Благодаря его поддержке около 300 казаков получили дипломы инженеров, врачей, экономистов и др. Среди казаков-эмигрантов было немало писателей, поэтов, художников, скульпторов, актеров, ученых и многих других деятелей культуры и науки, внесших свой вклад в культуру зарубежных стран и российской эмиграции.

Часть казаков-эмигрантов в надежде на возрождение Российской империи приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, что является одной из самых печальных и «черных» страниц в истории кубанского казачества. В составе фашистских войск создавались даже отдельные части, целиком состоявшие из казаков. Во главе этих частей стояли как немецкие, так и казачьи генералы (П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро и др.), которые впоследствии были казнены и даже после распада СССР признаны не подлежащими реабилитации.

После окончания войны часть казаков была выдана союзниками советскому правительству.

В послевоенный период времени новым и основным центром расселения казаков-эмигрантов стали США, где до сих пор во главе со своим атаманом существует так называемое «Кубанское казачье войско за рубежом», состоящее из потомков кубанских казаков.

В тоже время, немалая часть казаков, приняла советскую власть и осталась на Родине.


Кубанские казаки приняли активное участие в Великой Отечественной войне, отважно сражаясь в рядах Красной армии, в составе которой также были регулярные казачьи соединения.


Одним из ярчайших примеров тому служит подвиг казаков 17-го казачьего кавалерийского корпуса под станицей Кущевской Краснодарского края, которые верхом на лошадях отразили крупнейшую танковую атаку противника. Этот подвиг вошел в историю как знаменитая «Кущевская атака», за которую 17-й казачий кавалерийский корпус, сформированный из кубанских и донских казаков-добровольцев, был переименован в 4-й Гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус.


По окончанию войны кубанские казаки в числе отдельных казачьих воинских подразделений приняли участие в Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года.


Но даже несмотря на то, что особыми указами руководства страны кубанским и терским казакам во времена Великой отечественной войны даже разрешалось носить традиционную казачью форму одежды (черкеску), все подобные казачьи воинские соединения входили в состав Красной армии и подчинялись командованию армии, а соответственно и руководству Советского союза.


Само же Кубанское казачье войско с 1920 года на территории Кубани прекратило свое существование. Также с этого времени утратило свое значение понятие «атаман». Атаманов на Кубани вплоть до 1990 года больше не было, как не было и самого войска.

Жизнь и быт казаков растворились в общесоветской среде. Казачьи традиции, обычаи, традиционная казачья культура, фольклор, казачий уклад жизни, традиции казачьего самоуправления и неразрывная связь с православием в основном утаивались «казачьими сторожилами» и не передавались подрастающему поколению из-за опасений за свое собственное будущее, в связи с чем в настоящее время в большей части безвозвратно утрачены.

Образ кубанского казака, известный советскому человеку в частности из кинофильма «Кубанские казаки», был сильно стилизован и подстроен под идеологию советского времени, в связи с чем, во многом не соответствовал исконному кубанскому казачеству, смыслом жизни которого испокон веков было служение Отечеству и Святой Православной вере.

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, иррегулярное войско в России в 19-20 веках, размещавшееся по среднему и нижнему течению реки Кубань; административный центр - г. Екатеринодар (Краснодар). Образовано в 1860 году из Черноморского казачьего войска (9 конных полков, 12 пеших батальонов, 2 конноартиллерийские батареи, 1 гарнизонная артиллерийская рота) и части Кавказского линейного казачьего войска . Вхождение в состав Кубанского казачьего войска старейшего Хопёрского полка, отличившегося в Азовских походах 1695-96, определило его старшинство среди других казачьих войск с 1696. Весной 1862 года в предгорья Кавказа переселено около 28 тысяч казаков, а также государственных крестьян и нижних чинов Кавказской армии, зачисленных в Кубанское казачье войско. При упразднении Азовского казачьего войска (1864) большинство его казаков влилось в Кубанское казачье войско. По «Положению о воинской повинности и содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск» от 1(13).8.1870 Кубанское казачье войско состояло из 2 лейб-гвардейских кубанских казачьих эскадронов (входили в состав Собственного Его Императорского Величества Конвоя), 10 конных полков (1-й - Таманский, 2-й - Полтавский, 3-й - Екатеринодарский, 4-й - Уманский, 5-й - Урупский, 6-й - Лабинский, 7-й - Хопёрский, 8-й - Кубанский, 9-й - Кавказский и 10-й - Ейский), 2 пластунских батальонов (смотри Пластуны), 5 конноартиллерийских батарей, 1 артиллерийского дивизиона (дислоцировался в Варшаве) и 1 учебного дивизиона. С 1882 года служилый состав войска делился на 3 разряда, а строевой - на 3 очереди, общий срок службы составлял 22 года, из них 15 лет полевой и 7 лет внутренней службы. Помимо службы в месте дислокации, Кубанское казачье войско несло службу и «вне войска». Военное управление и несение службы в Кубанском казачьем войске было организовано, как и в других казачьих войсках. Особенностью Кубанского казачьего войска являлось относительно большое количество пеших (пластунских) частей.

Наказным (назначаемым императором) атаманом Кубанского казачьего войска был по должности начальник Кубанской области. Казаки в возрасте от 17 до 55 лет несли различные повинности: общие по войску, станичные и хозяйственные. В станицах широко использовались труд наёмных рабочих и сдача в аренду казачьих земель. С 1863 выходила газета «Кубанские войсковые ведомости», в 1879 году создан войсковой краеведческий музей. К 1916 казаки составляли около 48% населения Кубанской области и жили в 278 станицах и 32 хуторах.

Кубанское казачье войско со времени своего образования участвовало практически во всех войнах, которые вела Россия. Кубанские казаки участвовали в 1860-64 в Кавказской войне 1817-64 на Северо-Западном Кавказе, в Хивинском походе 1873 (смотри Хивинские походы), в русско-турецкой войне 1877-78 (смотри Русско-турецкие войны), во взятии туркменской крепости Геок-Тепе в 1881, в русско-японской войне 1904-05. Во время Революции 1905-07 годов часть Кубанского казачьего войска участвовала в поддержании порядка в стране. Выполнение полицейских функций привело в декабре 1905 года к волнениям в пластунских батальонах и во 2-м Урупском полку. Во время 1-й мировой войны Кубанское казачье войско выставило 2,5 гвардейские сотни, 37 конных полков, 1 отдельный конный дивизион, 1 отдельный пластунский дивизион, 51 сотню, 6 артиллерийских батарей, 22 пластунских батальона и 49 различных сотен и команд (всего свыше 110 тысяч человек).

После Февральской революции 1917 года образован орган самоуправления Кубанским казачьим войском - Кубанская рада, которая после Октябрьской революции 1917 провозгласила себя верховной государственной властью на Кубани. Хотя часть кубанских казаков поддержала советскую власть и в апреле 1918 года на территории Кубанской области была образована Кубанская советская республика, затем вошедшая в состав Кубано-Черноморской советской республики, в середине 1918 года большинство казаков поддержали Белое движение и с помощью Добровольческой армии к концу 1918 года ликвидировали советскую власть на Кубани (смотри в статье Кубанские походы Добровольческой армии). В Гражданскую войну 1917-22 основная масса казаков-кубанцев воевала в составе Вооружённых сил Юга России. С утверждением советской власти на Кубани (1920) Кубанское казачье войско упразднено. В 1920-30-е годы в РККА были созданы кубанские казачьи кавалерийские части. В Великую Отечественную войну кубанские казаки воевали в составе 17-го казачьего кавалерийского корпуса (сформирован в январе - апреле 1942 в районе Краснодара из частей народного ополчения), который за проявленные доблесть и мужество личного состава был переименован в 4-й гвардейский казачий кавалерийский Кубанский корпус (расформирован в октябре 1946). В связи с возрождением казачества (в том числе кубанского) в конце 20 - начале 21 века в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, в том числе Федеральный закон от 5.12.2005 «О государственной службе российского казачества».

Лит.: Кубанское казачье войско 1696-1888 гг. / Под редакцией Е. Д. Фелицина. Воронеж, 1888. Краснодар, 1996; Дмитриенко И. И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. СПб., 1896. Т. 1- 3; Короленко П. П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1896; Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1913. Т. 1-2; он же. Кубанское казачество и его атаманы. М., 2008; Ладоха Г. Очерки гражданской войны на Кубани. Краснодар, 1923; Российское казачество: Научно-справочное издание. М., 2003; Плеханов А. А., Плеханов А. М. Казачество на рубежах Отечества. М., 2007.

Казачество на Кубане, это часть русского казачества Северного Кавказа, населяющая в наши дни территории Краснодарского края, западную часть Ставропольского края и юга Ростовской области, а также Республик Адыгеи и Карачаево-Черкессии.

Войсковой штаб кубанского казачества — город Краснодар (в прошлом Екатеринодар). Кубанское войско было создано в 1860 году, на основе Черноморского казачьего войска, присоединив к нему и «упроздненное за ненадобностью» части Кавказского линейного казачьего войска, после завершения кавказской войны.
Первоначально казачье войско управлялось кошевыми и куренными атаманами, затем наказными атаманами, которых личноназначал Российский император.
Войсковой праздник отмечается 12 сентября, в день святого Александра Невского.

Казачество

Конечно, в количественном отношении оно уже далеко не то, что было раньше. Ряды его в период Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войной, а перед тем Первой мировой, значительно поредели. Согласно последним данным, содержащимся в статистике, сейчас на Кубани 48 тысяч казаков, а с учетом членов их семьи - чуть более 150 тысяч. Сегодня казачество состоит из восьми отделов, одного округа, 56 казачьих районных обществ, 486 первичных обществ.

Откуда название "Кубанские казаки"?

От мест их обитания. И оно связано с великой рекой Кубанью, чьи истоки в Карачаево-Черкесии. Талая вода одной из семи высочайших вершин мира Эльбруса питает три крупнейшие реки Северного Кавказа - Кубань, Малку и Баксан. Кстати, у Эльбруса есть и другие названия - Минги-Тау (карач. -балк), Ошхамахо (кабард. - черк.) - стратовулкан на Кавказе высотой в 5642 метра над уровнем моря. Протяженность реки Кубани превышает 870 километров. Площадь ее бассейна 57900 квадратных километра. Ее подпитывают реки Лаба, Ахтырь, Уруп, Карасун, Псекупс, Большой Зеленчук. И впадает река Кубань в Азовское море. Хотя раньше предпочитала море Черное, но вдруг в далекие от нас времена резко поменяла русло и подружилась с седым Азовом. И тут к месту будет сказать - от каприза реки Кубани фантастически выиграла древняя Горгиппия, ныне город Анапа. Ее золотая россыпь протянулась вдоль моря на целых сорок километров, что в значительной мере и позволило объявить Всероссийскую здравницу семейным и детским курортом.

Так вот далее о казачестве. До 1917 года кубанское казачье войско объединяло в своих рядах более 1,3 миллиона человек и было вторым в России по численности. Всего же казаков в державе было от 4,4 до 6 миллионов. Из них -1,5 миллиона - донские; 589 тысяч - оренбургские; 278 тысяч - терские. Были свои казаки в Семиречье (Казахстан) и даже на берегах студеного Охотского моря на Колыме. Надо заметить и другое. Кубань - исторический регион Северного Кавказа, тяготеющий к реке с одноименным названием и ее притокам. Со времен Средневековья она принадлежала Ногайской орде, Черкесии и Крымскому ханству. В 1783 году картина кардинальным образом изменилась. Крымское ханство было упразднено, а Кубань перешла под корону Российской империи.

Дар Екатерины Великой

Были в России государи, преумножавшие земли державы. Среди них - Екатерина Вторая, которую народ с особым пиететом величал Великой. Это именно она присоединила Крым, Тавриду и Кубань к империи. Но одно дело территорию страны увеличить, другое - обжить новые земли. Уберечь от врага-супостата. Благодаря Екатерине Великой, казачество на присоединенных землях было сохранено. 30 июня 1792 года императрица подписала Грамоту о пожаловании Черноморскому (запорожскому) войску кубанских земель. За доблестную службу в минувшую войну с турками. То есть, запорожцы, по сути, юридически получили дарственную. А год спустя войсковой судья Антон Головатый расселил сорок курений. Родились запорожские полки Тимошевский, Роговской Брюховецкий и Каневский. Царица заложила основы взаимоотношений казаков с Российской империей, и они практически сохранились вплоть до 1917 года. Казаки получили право ношения оружия, дух вольницы, свободу, и это были их привилегии. Увы, после 1917 года потомственных казаков осталось мало. После революции казачество, как этнос, было упразднено, так как многие из его представителей сражались на стороне Белой гвардии. Тем не менее, в Сибири, на Дону и на Кубани потомственные казаки, хотя и в малом количестве, но все-таки остались. С них и началось возрождение казачества. На Кубани, в частности.

В благодарность Екатерине Великой

Напомним, что в годы ее правления была создана, так называемая, "Кавказская линия" - сеть крепостей от защиты от крымских татар и горцев. Вполне понятно, что жили в крепостях и несли воинскую службу казаки. Центром указанной линии стал Екатериноград (Кабардино-Балкария), основанный князем Потемкиным вблизи слияния рек Малки и Терека. И произошло это в 1783 году. А ранее здесь была крепость Екатерининская. И станица при ней. В благодарность к императрице за дарованные вольным казакам земли они и были объединены в Екатериноград. По указанию князя в новом губернском центре были построены храм, административные здания и дворец для Его Светлости, помпезная арка, открывавшая дорогу в Грузию. Но в 1822 году статус города был упразднен, и станица обрела название Екатериноградская. Кстати, в крепости в свое время побывали Грибоедов, Лермонтов и Пушкин. А в нынешней станице в 2001 году - сам президент В. В. Путин, осмотревший музей Александра Сергеевича и другие достопримечательности. И еще кстати, название поселения несколько раз менялось. В 1777 году это была крепость Екатерининская. С 1786 года -Екатериноград, столица кавказского наместничества Российской империи на Северном Кавказе. С 1921 года при советской власти - Красноградская. А в 1991 году ей было возвращено историческое название - Екатериноградской. Находится она в шестнадцати километрах от районного центра Прохладный и 75 километрах известного в стране города Нальчик.

Впрочем, черноморские казаки остались премного благодарны Екатерине Великой за дарованные милости и другими инициативами в ее честь. В 1792 году они по воле высших чинов заложили на правом берегу Кубани еще один город - Екатеринодар (от Дар Екатерины). Правда свой официальный статус он получил как рас 1 января года 1794-го. Екатеринодар удобно расположился - мало что у главной реки Кубани с одноименным названием, но не так уж и далеко от двух теплых морей России-матушки; Черное море находится ото него в 120 километров, Азовское - в 140. Для современного транспорта - сущие пустяки. В любой выходной к морям можно приехать на отдых. Но с таким славным название город просуществовал всего 126 лет. В 1920 году большевики переименовали его в Краснодар, который сегодня, по сути, является южной столицей державы. От Москвы он удален на 1300 километров. По статистике в нем сегодня проживает более миллиона человек. Но пока эта статистика не официальная. Краснодару пытались возвратить прежнее название. Но многие горожане решительно выступают против этого. Однако, с повестки вопрос не снят.

От дней прошлых к дням сегодняшним - Корни казачества от Ивана Грозного

Прежде чем перейти к современному течению времени, укажем все-таки о корнях нынешнего казачества в масштабах державы. Первые упоминания об этносе относятся к 1443-1444 годам. А это отрезок эпохи Ивана Грозного. Казаки помогли Рязани и московским воеводам отбиться от нашествия татарского царевича Мустафы. И что удивительно, не на конях, но на лыжах. А с 1549 года, к примеру, донских казаков, которые далее перешли к оседлому образу жизни в том числе и на Кубани, вербовали на московскую государеву службу. Со времен правления Ивана Грозного казаки стали беспокоить своими походами не только ногаев в районе Волги, но и крымско-татарские улусы, а также турецкие крепости. Они сыграли неоценимую роль в московских походах на крымцев во второй половине 1550 года и разгромили крымско-турецкое нашествие в 1572 году, где отличился донской атаман М. Черкашин. Отряды донских казаков участвовали в борьбе с ногайской ордой, в завоевании Казани и Астрахани. Во многих сражениях Ливонской войны, в обороне Пскова. За службу государеву получали денежное довольствие, землю на общинном праве, а иногда и личные земельные наделы. При организации сторожевой и станичной службы в 1571 году заменяли в украинских поселениях детей боярских, которые были возвращены в полки. А годом раньше казаки много селились на крымском рубеже. Следует заметить, что московское правительство времен Ивана Грозного в обращении с вольными казаками, как и в будущую эпоху Екатерины Великой, проявляло такт и умение договорится, но проявляло в отдельных случаях и известную твердость. Государство и, в частности, казаки проделали поистине большую, целенаправленную работу по колонизации территорий к востоку, югу и юго-востоку от исторического центра Московского государства.

В последующие столетия места расселения казаков обозначились четче. По сути, кубанское казачество - часть удивительного по своему влиянию этноса. На Северном Кавказе. Конкретно на территории Краснодарского края, западной части Ставропольского края, Ростовской области плюс Республики Адыгеи и казачества Черкесии. В основном выходцы с Украины. Казачье войско было образовано в 1860 году. На основе Черноморского казачьего войска. В 178 тысяч душ обоего пола, в том числе 866 крестьян плюс присоединившегося Кавказского линейного казачьего войска - 269 душ обоего пола, в том числе 665 крестьян. Но было упразднено по завершению Кавказской войны. Напомним при этом - первоначально войско управлялось кошевым и куренными атаманами. Кубанская область была разделена на семь отделов во главе с атаманами. Во главе станиц и хуторов были выборные атаманы, утверждаемые атаманами отделов. Уже ближе к нашим временам администрация Краснодарского края обозначила новую дату празднования ККВ - 12 сентября, в День Святого Великого князя Александра Невского. Кубанское казачье войско исторически сложилось из нескольких групп - черноморские казаки, линейные казаки и приписные казаки.

Казаки сегодня - не солдаты

Говоря о днях сегодняшних, необходимо подчеркнуть - ныне Кубанское казачье войско - не подразделение регулярной армии, как это было в прошлом. И казак - не солдат. Но не коммерческая организация, общество, которое включает в своей структуре нижестоящие казачьи общества - отделов, окружные, районные, первичные: городские, станичные, хуторские. И все, подчеркнем, казаки - в первичных казачьих обществах их члены.
Еще раз напомним - нынешнее Кубанское казачье войско состоит из восьми отделов, одного казачьего округа, в нем 56 районных казачьих обществ, 486 первичных обществ и в общей сложности 48 тысяч казаков плюс жены, дети, внуки. Итого 150 тысяч. Назовем отделы - Лабинский, Ейский, Кавказский, Таманский, Майкопский, Екатеринодарский, Баталпашинский (Карачаево-Черкессия). К ним надо прибавить Особый Сухумский отдел.

Плюс Черноморский казачий округ в составе семи РКО - Адлер, Хоста, Центральный г. Сочи, Лазоревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск. Сухумский особый отдел расположен на территории Республики Абхазия.

Чем заняты современные кубанские казаки?

Круг обязанностей у них весьма широк. К примеру, охрана общественного порядка. Совместно с полицией (патрули мы часто видим на наших улицах). Есть патрульно-постовая служба. Казаки участвую в охране государственной границы. Они активно противодействуют незаконному обороту наркотиков. Заняты природоохранной деятельностью. Борьбой с браконьерством. Помогают в устранении последствий стихийных бедствий. Подготовке юных казаков к несению воинской службы. Для Кубанского казачества ежегодно организуются военно-полевые сборы.
В их задачу входит кропотливая работа с молодежью - патриотическое, духовное, нравственное воспитание на основе казачьих традиций, обычаев, культуры. Работа по их возрождению и сохранению. Кубанские казаки тесно взаимодействуют с Русской православной церковью. Средствами массовой информации. Им характерна и деятельность на международной арене.
Высшее должностное лицо Кубанского казачества - войсковой атаман. С 2007 года им является казачий генерал Николай Александрович Долуда.

Музей под открытым небом - "Атамань"

Верно говорят: "Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать!". Как раньше жили и чем были заняты кубанские казаки? Весьма наглядный и убедительный ответ на вопрос дает туристский этнографический комплекс "Атамань". Разместился на целых 60 гектарах. На берегу Таманского залива. Функционирует с 2009 года. По сути, это казачья станица в натуральную величину. В ней несколько улиц и 51 подворье. И даже двор Бабы Яги. А что - в сказках казаков этот персонаж тоже присутствует! Есть часовня. Ярморочная площадь. Хаты священника, сапожника, гончара, рыбака. И чего только вы в подворьях не увидите - старинные прялки, швейные машинки, утюги, керосиновые лампы, гончарные станки, ухваты, домашние мельницы, люльки, вышитые пуховые и прочие подушки. Правда, чтобы музей осмотреть, понадобится часов шесть, ну, можно бегло и за три. В "Атамани" проводятся казачьи фестивали - с песнями, плясками, игрой на народных инструментах. И голодать вам тут не придется. Накормят и вкусным наваристым казачьим борщом, варениками с разной начинкой, прочими яствами и рюмку горилки непременно преподнесут. Гуляй вместе с вольными казаками и казачками!

Дехтярева Елена Андреевна

Казак, казачество, казачий край…

Казалось бы, очень много мы уже знаем об этой тематике, возрождение казачества открыло перед нами широкий пласт истории, культуры, литературы.

Однако нет, остаются непознанными или хорошо забыты отдельные страницы быта, обрядности, традиций, которые существенно отличают казачество как этносоциальную единицу великой и многонациональной России.

И именно этому посвящена моя работа: «неизвестное об известном» из жизни, службы, быта, фольклора кубанского казачества, их бесценного вклада в общую сокровищницу матери России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краснодарский край , Новокубанский район , МОУСШ № 3 г . Новокубанска

Краевой конкурс « Моя малая родина »

Учебно - исследовательская работа в номинации

« Гуманитарно - экологические исследования »

Работу выполнила :

Дехтярева Елена Андреевна

10 « Б » класс МОУСШ № 3

Руководитель :

Дехтярева Ирина Викторовна

учитель ОиД высшей кв . категории

2007 – 2008 учебный год

Введение

Ликуй, свободная Россия

Красуйсь на многих ты реках,

И просветляйся, как зарница,

На горизонтных облаках.

Лелей своих сынов Кубани,

Вскорми своих ты удальцов,

Они народные герои,

И в них кипит казачья кровь.

Казак, казачество, казачий край…

Казалось бы, очень много мы уже знаем об этой тематике, возрождение казачества открыло перед нами широкий пласт истории, культуры, литературы.

Однако нет, остаются непознанными или хорошо забыты отдельные страницы быта, обрядности, традиций, которые существенно отличают казачество как этносоциальную единицу великой и многонациональной России.

И именно этому посвящена моя работа: «неизвестное об известном» из жизни, службы, быта, фольклора кубанского казачества, их бесценного вклада в общую сокровищницу матери России.

Слово «казак» не русское. Оно взято из киргизского языка: киргизы с древнейших времен называют себя казаками. Полагают, что слово это перешло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В эти отряды набирались лучшие наездники, которыми всегда были киргизы, т.е. казаки, потому и отряды эти назывались казаками.

Понятия «казак», «казаки», «казачество» издавна живут в сознании народов нашей страны. Уже в героическом былинном эпосе, восходящем к Киевской Руси, среди древнейших образов богатырей одним из самых значительных и привлекательных является «старой казак да Илья Муромец да сын Иванович». Первое упоминание о казаках – дозорных южных рубежей – зафиксировано в летописи 14 века, после Куликовской битвы.

В памяти народной старинное вольное казачество запечатлелось как носитель идеалов независимости и справедливости, как принципиальный противник всякого угнетения.

Казаки сыграли важную роль в освоении обширных территорий. Их отряды во главе с такими отважными руководителями, как Ермак, С.И. Дежнев, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, смело проникали в малоизвестные районы Сибири, Дальнего Востока. Но широкую признательность казачество заслужило особенно тем, что на протяжении всей своей истории оно было верным, умелым и мужественным защитником Отечества от посягательств чужеземных захватчиков и поработителей.

Во все времена к казачеству люди относились по-разному. Кто-то восхищался ими, а кто-то ненавидел и бранил их. Тем не менее, лучшие умы прошлого и настоящего посвящали этому сословию сложной судьбы страницы своих литературных произведений: Н. В. Гоголь, И. Варавва, А. Знаменский.

В настоящей работе дана попытка комплексного анализа истории, культуры, обрядности казачества, они имеют очень важное значение для дальнейшего развития этой многогранной общности.

В главе I уделяется внимание переселению запорожского казачества на Кубань и становлению Черноморского Казачьего войска.

Глава II обращает внимание на отличительные черты кубанского казачества: внешний облик, казачий гардероб.

В главе III определена система развития верховой езды и джигитовки у кубанских казаков.

И в IV главе рассматриваются народные традиции, песни, обрядность казачества Кубани.

Наследие кубанского казачества многомерно и многогранно, тем оно и интересно.

I. Начало существования Черноморского казачьего войска

В 1775 году, непосредственно после усмирения бунта в Яицком войске, положен конец существованию Запорожской Сечи на Днепре. На требование правительства сложить оружие часть запорожцев дерзнула отвечать непослушанием и бежала на лодках вниз по Днепру искать преступной службы у султана, большинство же покорилось приговору, произнесенному правительством, и разошлось по ближайшим губерниям для приписки к мирным сословиям.

Немного спустя, по договору, заключенному с Турцией в 1783 году, река Кубань объявлена нашей границей со сторон турецких владений на Кавказе. Имело ли правительство в виду заселение новой границы народом, приученным к войне, или предвидело новую вону с турками, но только оно обратилось к бывшим запорожским казакам с призывом на службу по старому казацкому уряду, только не на старом месте. Призыв нашел много сочувствии у тех, к кому был обращен: разбросанные сечевики охотно стягивались на сборный пункт между Днестром и Бугом, и к 1787 году из них составилось войско в двенадцать тысяч вооруженных и снаряженных для службы казаков.

Кош верных казаков, разделенный на зиму и лето , т.е. на конницу и гребную флотилию, служил с одинаковым рвением и мужеством как на сухом пути, получил имя «верного войска Черноморского», был осыпан царскими милостями, напутствован на свое кавказское новоселье грамотой и хлебом-солью от Матери-Царицы и перебрался на Кубань окончательно в 1792 году.

Зима двигалась сухим путем, а лето водой, по Черному морю. В обоих прибыло на новую Украйну под ружьем около тринадцати тысяч человек.

Запорожские казаки, получили грамоту от императрицы на вечное пользование кубанской землей и Антон Головатый, написал песню в честь этого события

«Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»

Ой, тысяча семьсот

Девяносто першого року, гэй!

Выйшов указ вид нашой царици

З Петербургу городу, гэй, гэй.

Ой, вы прощавайтэ, курени казацьки,

Уже ж нам у вас бильш нэ жыты.

Ой вы, прощавайтэ, вы, стэпы буджацьки,

Вжэ ж нам по Вас бильш нэ ходыты, гэй, гэй.

Там будэмо пыты, там будэм гуляты

И рыбу ловыты, гэй!

А вражого турка, та як того зайця,

По скалам гоняты, гэй, гэй!

Ой, що пан Чепига и пан Головатый,

Зибравшы всэ вийско Запорижськэ,

Гэй, выступае та на Кубань-ричку,

На вишне время всэ, гэй, гэй.

Бувай же здорова, Днипр-вода мутная,

Пидэм на Кубань, иншои напьемся.

Бувайтэ здорови, вси курени наши,

Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!

Сообразно с двойственным состоянием казака, поселянина и воина, войско имеет двоякое учреждение – гражданско-военное. По гражданской и по военной частям в совокупности управляет войском наказной атаман.

Казаки служат обязательно 22 года в гарнизонной по войску службе, однако безусловной отставки не получают, но обязываются и в самой отставке соблюдать готовность для полевой службы, когда особенные обстоятельства того потребуют.

Полки, батальоны и батареи Черноморского войска постоянно сохраняют свои личные составы. При сменах с очередных служб они не разрушаются, как это бывает в других казачьих войсках, удаленных от границы, но, можно сказать имеют характер войск постоянных. Поставленный на такую ногу, преданный душой и телом службе царской, черноморец переходит без запинки с недожатой нивы на походный бивак. В военную заповедь обратилась для него поговорка: «як дзвонять, так свьято».

Казак снаряжается для службы из собственного достояния: конем, сбруей, амуницией, обмундированием и холодным оружием; одним огнестрельным оружием он снабжается на счет войсковой казны. Если казак благоденствует в домашнем быту, то и на службу является исправным и бойким молодцом. «Хорош на гумне, хорош и на войне».

Войско Черноморское имеет неотъемлемые достоинства

Вон охоч, бачиш, и негарне,

Як кажуть то нерегулярне,

Та до вiйни самий злий гад.

В скором времени оказалось, что войско Черноморское несшее кордонную службу, стало незаменимой единицей русского воинства.

II. Отличительные черты: народность, вера, казацкий гардероб. Роль женщин в казацкой судьбе.

Черноморцы, а сейчас и некоторые кубанские казаки в станицах говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. На столько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, и выбеленный угол хаты – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украйне гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого.

За исключением небольшого числа инородцев, все кубанские казаки и жители исповедуют православную веру, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови в борьбе с нетерпимостью польского католичества. Жертвующая преданность народа к церкви беспредельна. Не бывает наследства, самого скромного, из которого бы какая-нибудь часть не поступила на церковь. В этом отношении черноморцы остаются верны святому обычаю своих предков: от всех приобретений приносить лучшую часть храму Божию.

Любому кубанцу, интересующемуся историей края и Отечества любопытно посмотреть на казачий гардероб.

Многое было позаимствовано у тех народов, с кем были соседями и с кем воевали.

Первоначально одежда казака была бедна. Слова казак и нищета были синонимами. В старинных песнях можно встретить следующее:

Сыдыть козак на могыли

Тай штаны латае.

Козак – душа правдыва –

Сорочки нэмае.

Со временем казацкое одеяние изменилось неузнаваемо. По признанию знатоков истории казачества (а всего было 12 казачеств в России), одежда запорожских, а затем и кубанских казаков была лучшей из всех.

На голову надевали высокую острую шапку – в полторы четверти высоты, со смушковым околышем в четверть ширины, с суконным чаще красного или зеленого цвета дном, на вате, с серебряной китыцей на самом верху. Околыш шапки часто служил казаку вместо кармана – туда он клал табак, огниво, люльку или рожок с табаком.

Как надел шапку – то он уже и казак.

Кафтан длины до колен, цветной, с травами и разводами, с пуговицами, на шелковых снурках, с двумя сборами назади, с двумя крючками для пистолетов на боках, с небольшими отворотами из бархата на концах рукавов.

Пояса делались из турецкого или персидского шелка. Концы на поясе золотились или серебрились, и к краям привязывались шелковые снурочки.

Надел шапку, кафтан, подпоясался, повесил кинжал, саблю – тогда одевает жупан или черкеску. Это уже просторная одежда, длинная с широкими рукавами. Жупан должен быть другого цвета, чем кафтан.

Поверх черкески надевалась бурка – до пят.

А вот как описаны запорожцы у Кулиша в 1856 году:

« Бывало, каждый год приезжают запорожец в г. Смелу на ярмарку. Разодеты так, что, Боже, твоя воля! Золото да серебро!

Шапка бархатная, красная, с углами, а околыш пальца в три шириною, серый или черный.

С исподи у него жупан из самого дорогого красного сукна, горит как огонь, просто глаза ослепляет. А сверху черкеска с вылетами, или голубая. Штаны суконные синие, широкие- так и нависли почти на переда сапог. Сапоги красные, на ладунке золото или серебро. А сабля при боку вся в золоте – так и горит.

Идет казак и земли не касается, походка легкая!

А как сядут на коней да проедут по ярмарке – то словно искры сверкают. А уж какая храбрость! Бывало, идет казак, смотришь – ну, ей Богу, земли не касается. Только шам, шам, шам – пошел, и пошел!

Общеизвестен факт, что у прародителей кубанских казаков – запорожцев обычно семьи не бывало, и женщины в Сечь не допускались. Однако известно, что в ходе переселения на пожалованные кубанские земли казаки были семейными людьми. Таким образом, следует рассказать и о роли женщины-казачки в судьбе кубанского казака. Традиционно у кубанского казачества было обязательным участие женщин в обычаях и обрядах, связанных с военной службой (проводы на службу и возвращение с нее и другое).

Многие традиции были заимствованы казачками Кубани у населения тех районов, откуда они были переселены, но к середине 19 века сформировались и локальные особенности.

Традиционной обязанностью женщин являлась подготовка амуниции мужа к службе. Они следили за исправностью и чистотой одежды и белья, за свежестью сухого пайка. Если при проверке на построении оказывалось что-то не в порядке, то виноватой в этом считалась жена. Военное снаряжение очень берегли, потому что стоило оно дорого. Главной ценностью считалась лошадь, ее берегли и тщательно за ней ухаживали. Встретив мужа со службы, казачка должна была в первую очередь «коня разнуздать, напоить, накормить, поставить в стойло» и только после этого идти заниматься своими делами.

Если казак был женат, то в проводах на службу главную роль играла жена; если холост – мать.

Женщина всегда выводила коня за ворота. Почему? Если конь споткнется, то казак не вернется… Братья меньшие подавали оружие, это был целый ритуал. По тому, как проходили проводы, женщины пытались угадать вернется ли казак домой, или погибнет. В одной из песен поется:

Свалилась черная шапочка – тебе вбитому, сынок быть.

Оторвался золотой кинжалик – твоей жене вдовой быть.

Посыпались мелкие стрелочки –

Твоим детям сиротами быть.

Плохой приметой считалось, если конь выходил со двора понурив голову; ржание коня было предвестником смерти его хозяина на военной службе.

В некоторых кубанских линейных станицах казак, уже сидя на коне, повязывал жене черную шаль – «печальник». Этот головной убор она должна была носить в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Если казак погибал, то жена теряла право носить печальник.

Таким образом, казачки Кубани традиционно играли значительную роль в военно-обрядовой сфере, что объясняется спецификой жизни и быта казачества.

III. Искусство верховой езды и лихости

Кубанские казаки в силу исторически сложившихся условий жизни являлись природными кавалеристами. Поэтому неслучайно большое распространение на Кубани получили различные физические упражнения и состязания, связанные с верховой ездой и джигитовкой.

Внимание родителей к обучению детей искусству управления лошадью проявлялось на ранних этапах их жизни.

Через 4о дней после рождения «…отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня… возвращая, матери, говорил: «Вот тебе казак». Впоследствии, к началу 20 века, этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня.

После посвящения начиналось обучение. Когда сыну исполнялось три года, отец сажал его на лошадь. Во время скачки по кругу, темп которой регулировался отцом, ребенок осваивал приемы верховой езды.

В освоении детьми навыков верховой езды и джигитовки осуществлялся принцип постепенности и последовательности, перехода от простых элементов к более сложным.

Подготовка начиналась с индивидуального обучения: «Став против левого бока лошаденки, один мальчуган… с разбега старается сделать прыжок в седло. Поборовшись немало, вскарабкался на спину лошаденки мальчишка».

Образ казака всегда ассоциировался со всадником, что нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках, распространенных на Кубани: «Казак без седла, что черкес без кинжала», «Не гони коня кнутом, а гони овсом», «Не давай коню тощать – в дороге не станет».

Существовало множество изречений, отражавших отношение казака к коню: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться».

Анализируя джигитовку как явление культур, в том числе культуры двигательной деятельности, целесообразно рассмотреть основные понятия, ее характеризующие, и их значение в современной науке.

По определению, данному В. Далем, термин «джигитовать» означает: « гарцевать, наездничать, упражняться в конном ристании».

К основополагающим физическим и морально-волевым качествам, необходимым казаку для совершенствования в этом искусстве относят смелость, ловкость, уверенность в себе. Кроме того, важное значение придается постоянной практике в выездке коня.

Различают индивидуальную и групповую джигитовки.

Индивидуальная:

1. Доставание земли

2. Соскакивание с коня

3. Езда стоя

4. Скачка вниз головою

5. Скачка задом наперед

6. Кладка коня (принуждение лошади лечь на землю)

Групповая: (на одной лошади)

  1. Качели (два всадника находятся лицом друг к другу и боком к направлению движения, держась руками за седло; ноги переплетены).
  2. Стоя сзади на чемоданчике (один всадник находится в седле, другой стоит сзади, на крупе лошади, держась за плечи сидящего).
  3. Перевозка пехотинца (всадник поднимает на лошадь стоящего или лежащего человека).
  4. Пирамида и др.

Показательные выступления и соревнования по джигитовке всегда проходили торжественно, при стечении большого количества жителей станиц, в присутствии гостей из соседних аулов.

Известный кубанский историк и общественный деятель П.П. Орлов, обращаясь к казачьей молодежи, призывал: «Пусть кипит у нас военная здоровая жизнь! Не забывайте своего товарища коня. Выезжайте на нем на войну, на игру, на маневры, а после… с лихой джигитовкой неситесь домой мимо ахающей, любующейся вами цветной толпы станичных красавиц».

Благодаря эстетической красоте и спортивной зрелищности джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

IV. Этнокультурные традиции кубанского казачества (песни, пословицы и поговорки, праздники и обряды)

  1. Читаем у Гоголя: «Покажите мне народ, у которого бы не было песен, праздников, обрядов, традиций, устного творчества.

Под песни рождаются и умирают люди, провожают в дальнюю дорогу и славный поход. Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа».

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет.

В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Почему? Потому, что здесь проявился синтез народов и культур самых разных вероисповеданий, языков и наречий.

Вообще –то каждому народу свои песни кажутся самыми красивыми и понятными.

Мне же более всего нравится песенная культура кубанских казаков: то лиричная, то маршевая – то свадебная, то провожающая в последний путь. В качестве примера я хочу привести песни как известные широкому кругу слушателей, так и малоизвестные.

Известно такое высказывание Суворова о музыке и военных оркестрах: «Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, ровняет его шаг; по ней мы танцем и на самом сражении. Старик с большой бодростью бросается на смерть, молокосос, отирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армии».

Невольно соглашаешься с этими словами полководца, когда слушаешь казачий вариант известной солдатской походной песни суворовских времен.

Козачушки, Браво ребятушки!

А где ж ваша маты?

Э, гей, да! Наша маты – разбиты палаты,

Вот где наша маты!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши сестры?

Э, гей, да! Наши сестры – шабельки да востры,

Вот вам наши сестры!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши дети?

Э, гей, да! Наши дети – за поясом плети

Вот вам наши дети!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши жены?

Э, гей, да! Наши жены – ружья заряжены,

Вот вам наши жены!

Данная песня показывает нам жизнь военного казака, чья жизнь в военных походах и битвах, чем и были заняты казаки.

Совсем иная песня, лирическая, мало кому известная, которую пели когда наряжали ветку.

Кукушичка, вои, мая душичка

1. Кукушичка, вои, мая душичка, вои,

Чиво ходишь нивиселая?

2. Чиво ходишь нивиселая, ои,

Нивиселая, зажуренная?

3. Нивиселая, зажуренная, вои,

Чи ни с милым дружком разлученная?

4. Чи ни с милым дружком разлученная,

Пайду с таски ва зиленый сад.

5. Пайду с таски ва зиленый сад,

Сарву цвиток, да свяжу винок.

6. Сарву цвиток, да свяжу винок

Сваиму дружку на галовочку.

7. Сваиму дружку на галовочку, вои

Наси, дружок, да й не скидывай.

8. Наси ж ты, дружок, да й не скидывай,

А миня, ни спакидывай.

Грустная и веселая, широкая и раздольная, песня всегда была спутником русского человека. И не обязательно, чтобы каждый мог хорошо спеть ее. Русский человек испокон веков умел и любил слушать свои родные песни. Они для него – что цветы на нескошенном лугу, что звезды на необъятном куполе теплого летнего неба. Они боль и радость его души. Они сама душа русского человека.

  1. Пословицы и поговорки, относящиеся к малым фольклорным жанрам, широко распространены на территории Кубани. Люди, чья речь была наполнена пословицами, всегда пользовались уважением у населения, считались интересными собеседниками.

Самосознание, т.е. осознание своей общности («родства») и своего отличия от других – важнейший признак, свидетельствующий о появлении новой этнической общности (кубанское казачество).

1. На территории Кубани, наряду с общерусскими пословицами, существовали и их варианты, возникшие в результате замены социальных (статусных) определений индивида на этноним «казак»:

  1. Грим нэ грянэ, казак нэ пэрэхрэстэця – Гром не грянет – мужик не перекрестится.
  2. Казак воюе, а жинка горюе – Воин воюет, а жена горюет.
  3. Казак на кони, а дивка – в пэлэни – Невеста родится, жених на коня садится.

2. Значительное место в пословичной традиции Кубани занимают изречения, содержащие в своих текстах этноним «казак». Основная часть этих пословиц, так или иначе, связана с военизированным бытом казаков:

  1. Казакови без ратища, як дивчине без намиста
  2. Биз коня козак кругом сырота
  3. Умер козак та й лэжить, та й никому затужыть

3. В пословицах отразились и такие категории системы ценностей, как «воля», «отвага», «смелость», «терпение».

  1. Стэп та воля – козацька доля
  2. Колы козак в поли, то вин и на воли
  3. Козак не бойиться ни тучи, ни грому
  4. Тэрпы, козак, горе – будэш пыть мэд
  5. Тэрпы, казак, атаманом будэш

Таким образом, можно отметить следующее:

  1. Исторические пословицы не только свидетельствуют об исторических событиях, но и, что важно, отражают народную оценку этих событий
  2. В пословицах ярко отражается этническое самосознание казачества, как самостоятельной этнической единицы.

Традиционная культура подавляющего большинства этносов не является однородной на всем пространстве, занимаемом народом. Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими народами и культурами, способствует формированию культурных диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени проявляются в календарных праздниках и обрядах. В результате действия этих причин и процессов в культуре этноса образуются региональные особенности.

К числу локальных традиций относится культура кубанского казачества. В данной работе будет отведено должное место одному из календарных христианских праздников, с обрядовой сущностью кубанского казачества.

МАСЛЕНИЦА

Праздник был популярен и в станицах, и в городах и длился неделю, которая в народе называлась – «масныци».

Обязательными блюдами на Масленицу были вареники с творогом, блины и яичница. Особенно обильным был ужин в последний день масленицы, накануне поста. Однако пищи готовили так много, что ее за неделю не съедали. С остатками пищи поступали по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям.

Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряжение, катание на санках с горы и пр.

Столь же широко были распространены скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои.

Основным же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к родственникам по линии жены, подтверждение дружеских связей, т.к. в эту неделю «нельзя ссориться, завидовать».

Помимо основных моментов, в кубанской Масленице встречается немало интересных и важных деталей, бытовавших в пределах отдельных населенных пунктов.

В ст. Николаевской существовало поверье, что блины необходимо печь в первый день, чтобы деньги водились. Практически повсеместно существовал запрет на прядение. В той же станице существовало поверье о том, что можно заполучить власть над ведьмами, если в последний день праздника перед сном положить в рот кусочек сыра, а утром зашить его под кожу ладони.

Рубежом Пасхи является Прощеное воскресенье.

В каждом доме накрывали столы, ходили друг к другу в гости, целовались, кланялись до земли и просили друг у друга прощения: «Кума-сваха, прости меня Христа ради!» - «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает и я прощаю!».

На следующий день начинался Великий пост.

Заключение

Всплеск общественной активности в и интерес общества к вопросам поиска своих исторических корней, родовой памяти, истории семей в значительной мере стимулировал деятельность по изучению данной тематики.

Активная разработка на Кубани казачьей проблематики заострила внимание на изучении истории, культуры, обычаях этнонима – «казачество».

Наше мнение состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения.

Ведь замечательно, что практически каждая составляющая этой работы подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения, на что и была попытка обратить внимание.