Судебная экспертиза делам о дтп. Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования дтп

Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

○ Виды экспертиз после ДТП.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

В зависимости от состава участников:

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная.

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

В зависимости от очередности:

В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

✔ Автотехническая экспертиза.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

✔ Трасологическая экспертиза.

При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

  1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
    • Марка автомобиля.
    • Тип шин.
    • Соответствие следов указанной машине.
    • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
  2. Выявляющие целое по частям:
    • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
  3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
    • Количество машин, участвовавших в ДТП.
    • Какая именно машина оставила следы.

Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

✔ Автотовароведческая экспертиза.

Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

  1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
  2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

  • Страховая компания.
  • Органы дознания.
  • Водитель пострадавшего ТС.

Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

✔ Комплексная экспертиза.

Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

  1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
  2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
  3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

Одной из особенностей расследования ДТП являются многочисленные экспертизы. Производство судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве регулируется ст. 57, 80, 195–207 УПК РФ.

По делам о ДТП необходимость в назначении экспертиз возникает при необходимости получения ответов на ряд вопросов: о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о размере ущерба, причиненного в результате ДТП о наличии у водителя технической возможности предотвратить ДТП; о принадлежности частей кожного покрова или мышечной ткани конкретному человеку; об однородности ГСМ, обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы.

Основная трудность при расследовании дорожно-транспортных происшествий, совершенных в условиях неочевидности, заключается в том, что с момента происшествия и поступления информации в дежурную часть проходит длительное время, порой до 6–12 часов, и за данный период имеющиеся следы и иные вещественные доказательства теряются, дорожная и метеорологическая обстановка претерпевает значительные изменения.

Например, 19 мая 2006 года в подъезде дома № 6 по ул. Аксакова г. N был обнаружен труп Савелова К. Н. Первоначальные действия были направлены на установление причины смерти Савелова К. Н. После произведенного судебно-медицинского исследования трупа Савелова К. Н. было установлено, что он погиб от телесных повреждений, причиненных при ДТП. Только после этого началась работа по установлению очевидцев дорожно-транспортного происшествия и транспортного средства, совершившего наезд. Однако время было упущено и оперативно-разыскные мероприятия положительных результатов не дали. В результате преступление осталось нераскрытым.

Вопрос о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным. В зависимости от обстоятельств расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты, сохранившие следы ДТП; материалы уголовного дела, содержащие сведения, необходимые экспертам для дачи заключения и т.п.

Виды экспертиз, назначаемых по делам о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно по делам о ДТП назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно-трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытия; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.

Одной из особенностей расследования дел о дорожно-транспортных происшествиях, когда водители скрылись, является необходимость проведения различных экспертиз. Наиболее часто производятся экспертизы: трасологические, автотехнические, судебно-медицинские, судебно-биологические, материалов, веществ и изделий.

Могут быть назначены металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая и другие экспертизы.

Трасологическая экспертиза решает следующие задачи: установление по следам типа, марки и модели транспортного средства; идентификация водителя транспортного средства, установление по следам фактических обстоятельств расследуемого происшествия.

В соответствии с указанными задачами ниже приводится перечень наиболее часто встречающихся вопросов, разрешаемых трасологической экспертизой. Многие из этих вопросов решаются комплексно, с участием автотехников и специалистов в области экспертизы материалов, веществ и изделий.

Установление по следам типа, марки и модели транспортного средства:

1. Является ли след на месте происшествия отпечатком протектора автомобильной шины?

2. Шиной какой модели оставлены следы на месте происшествия? На каких автомобилях устанавливаются шины такой модели?

3. Не оставлен ли след на одежде пострадавшего какой-либо деталью автолюбителя? На каких автомобилях устанавливается данная деталь?

4. Не являются ли осколки стекла, найденные на месте происшествия, частями фарного рассеивателя (подфарника, световозвращателя)? Если являются, то какова модель рассеивателя, на каких транспортных средствах он устанавливается?

5. Является ли деталь, найденная на месте дорожно-транспортного происшествия, деталью автомобиля? На каких автомобилях данная деталь применяется?

Для решения этих вопросов экспертам необходимо представить протоколы осмотра места происшествия или выписки из протоколов, где содержатся подробные описания следов, масштабные фотоснимки и зарисовки следов, гипсовые слепки, объекты на которых оставлены следы (одежда пострадавших, доски, листы бумаги и т. п.).

Идентификация транспортного средства:

1. Не оставлен ли след протектора на месте происшествия колесом автомобиля регистрационный знак…?

Такой вопрос ставится в тех случаях, когда разыскано транспортное средство, которое по данным следствия могло участвовать в данном дорожно-транспортном происшествии. В подобных случаях, наряду с протоколами осмотра, фотоснимками, слепками со следов колес, экспертам должна быть предоставлена возможность осмотреть транспортное средство. Если это по каким-либо причинам сделать невозможно, на экспертизу следует направить шины с указанием, на каком колесе какая из них находилась, либо экспериментальные отпечатки рисунка протектора на листах бумаги или слепки с экспериментальных следов.

2. Не оставлен ли след скольжения на багажнике велосипеда, принадлежащего гр-ну А., правым крылом автомобиля регистрационный знак…?

В этом случае на экспертизу направляются оба транспортных средства или их детали, на которых имеются следы.

3. Не оставлен ли след на бампере автомобиля регистрационный знак… тканью одежды пострадавшего?

4. Не оставлен ли след на куртке пострадавшего какой-либо деталью автомобиля регистрационный знак…?

5. Не составляли ли ранее одно целое осколки стекла, найденные на месте происшествия, и осколки стекла, изъятые из правой фары автомобиля регистрационный знак…?

6. Не является ли металлический обломок, найденный на месте происшествия, частью молдинга автомобиля регистрационный знак…?

7. Не являются ли кусочки краски, найденные на месте происшествия, частью лакокрасочного покрытия автомобиля регистрационный знак…?

Осколки стекла, обломки деталей, кусочки краски, изъятые на месте происшествия и обнаруженные на подозреваемом автомобиле, обычно исследуются комплексной экспертизой с применением трасологических и физико-химических методов исследования.

Если экспертным исследованием устанавливается, что ранее осколки стекла, обломки детали, частицы краски, найденные на месте происшествия, составляли единое целое с соответствующими объектами, изъятыми с автомобиля, это является прямым доказательством причастности данного транспортного средства к расследуемому событию.

Установление того, что перечисленные объекты относятся к одной группе, виду, модели транспортных средств, может явиться одним из косвенных доказательств по делу.

Идентификация водителя по следам:

1. Не оставлены ли следы пальцев, обнаруженные на ветровом (заднем, боковом) стекле, рулевом колесе, щитке приборов и т. п., руками гражданина ….. ?

2. Не оставлен ли след обуви, с которого изготовлен гипсовый слепок на месте происшествия, обувью, изъятой у гражданина …..?

Такие вопросы ставятся на разрешение экспертизы в случаях, когда скрывшийся с места происшествия водитель впоследствии заявляет, что происшествие совершил не он, а лицо, угнавшее его автомобиль.

3. Не оставлены ли следы на такой-то детали транспортного средства руками пострадавшего?

Установление по следам фактических обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:

1. Какова причина образования повреждения камеры и покрышки левого переднего колеса автомобиля регистрационный знак…? Образовалось ли это повреждение до или в результате происшествия?

2. Каково было взаимное расположение транспортных средств перед столкновением с учетом следов на них, на поверхности дороги, зафиксированного положения транспортных средств после столкновения?

3. Каков механизм образования следов, имеющихся на автомобиле регистрационный знак…?

Автотехническая экспертиза является одной из важнейших при расследовании ДТП. Она охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные познания, что позволяет получить доказательства для формулирования следователем заключения об обстоятельствах расследуемого ДТП.

Задачами автотехнической экспертизы являются:

  • исследование технического состояния транспортных средств;
  • определение скорости движения, остановочного и тормозного пути по следам транспортного средства;
  • восстановление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия путем технических расчетов и анализа следов;
  • определение соответствий действий водителя требованиям правил движения в конкретной дорожной обстановке;
  • определение технических причин потери управляемости и устойчивости транспортных средств;
  • проверка с технической точки зрения правильности показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.

Специфической особенностью автотехнической экспертизы является то, что в большинстве случаев ее объектами являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных - важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.

Объем материала, представляемого на экспертизу, зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Однако вне зависимости от содержания вопросов в распоряжение эксперта предоставляется постановление о назначении экспертизы, протокол осмотра места происшествия, схема к протоколу осмотра места происшествия, протокол осмотра транспорта, фотоснимки к протоколам осмотра места происшествия и транспорта.

В постановлении о назначении экспертизы должны быть все исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов. Эти данные должны быть точными и выражаться в конкретных числах. Поэтому перед тем, как вынести постановление о назначении экспертизы, следователь должен предварительно тщательно проанализировать и оценить полученную в результате проведенных следственных действий информацию.

Судебно-биологическая экспертиза. Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия и причастных к нему лиц особое значение имеют следы крови, волосы, частицы тканей тела человека, исследование которых проводится в лабораториях экспертиз биологических объектов криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Исследованием могут быть разрешены следующие вопросы:

при исследовании крови:

1. Являются ли обнаруженные следы кровью?

2. Кому принадлежит эта кровь: человеку или животному (если животному, то какому)?

3. Какова группа крови (если эта кровь человека)?

4. Кому принадлежит кровь: мужчине или женщине?

5. Каков механизм образования следов крови?

6. Не принадлежит ли кровь определенному лицу?

при исследовании волос:

1. Являются ли представленные объекты волосами?

2. Кому принадлежат изъятые волосы: человеку или животному (если животному, то какому)?

3. Каков механизм отделения волос?

4. С какой части тела происходят волосы?

5. Кому принадлежат волосы мужчине или женщине?

6. Не принадлежат ли волосы определенному лицу?

при исследовании частиц тканей человека:

1. Являются ли изъятые объекты частями тканей человека? Если это части тканей человека, то каких именно?

2. Не произошли ли эти кусочки тканей от женского или мужского организма?

3. Не являются ли кусочки ткани частями тела пострадавшего?

Экспертиза материалов, веществ и изделий (КЭМВИ). Этой экспертизой могут быть решены следующие основные вопросы:

при исследовании частиц краски:

1. Являются ли представленные на исследование частицы следами лакокрасочного покрытия транспортного средства и принадлежат ли исследуемые частицы конкретному транспортному средству?

2. Являются ли наслоения на одежде притертостями лакокрасочного покрытия, если да, то имеют ли они общую родовую (групповую) принадлежность с представленными образцами лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

3. Являются ли частицы, обнаруженные на месте происшествия автомобильным лакокрасочным покрытием, если да, то имеют ли они общую родовую (групповую) принадлежность с представленными образцами лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

при исследовании остатков нефтепродуктов:

1. Являются ли представленные на экспертизу объекты нефтепродуктами и, в частности, смазочными материалами?

2. Не происходит ли этот смазочный материал от конкретного транспортного средства?

3. Имеются ли на одежде пятна нефтепродуктов, если да, то однородны ли они с нефтепродуктами, представленными в качестве образцов?

при исследовании осколков стекла:

1. Являются ли изъятые осколки стекла частью стекла, устанавливаемого на транспортных средствах?

2. К какому виду стекла оно относится (лобовое, боковое, фарное)?

3. На каких транспортных средствах устанавливаются данные стекла?

4. Не составляли ли частицы стекла, изъятые с места происшествия, и транспортного средства, ранее одно целое?

при исследовании частиц одежды:

1. Происходят ли волокна, изъятые с автомобиля (указывается место, откуда изъяты), от одежды потерпевшего (указываются предметы одежды)?

2. Имеются ли среди волокон, изъятых с автомобиля (указывается место) волокна, имеющие общую родовую (групповую) принадлежность с волокнами, входящими в состав одежды потерпевшего (указываются предметы одежды)?

Нередко виновное лицо после угона транспортного средства совершает ДТП и скрывается с места происшествия. В ходе осмотров мест таких происшествий и оставленного транспортного средства часто не удается найти и изъять пригодные для идентификации традиционные следы преступлений (следы рук, обуви и др.). В таких случаях возможно назначение экспертизы запаховых (пахучих) следов человека . Это вид экспертного исследования, в основе которого лежит исследование специалистами запаховых следов человека с использованием обоняния и рефлексии собак-детекторов. В настоящее время экспертные исследования запаховых следов человека выполняются в ЭКЦ МВД России, ЭКЦ МВД Республики Татарстан, ГУВД Алтайского, Краснодарского краев, ГУВД Волгоградской, Самарской областей.

Экспертизой запаховых следов человека решаются вопросы:

Имеются ли в представленных пробах (или на предметах) запаховые следы человека?

Оставлены ли они одним человеком или несколькими лицами?

Лицом какого пола оставлены данные запаховые следы?

Имеются ли запаховые следы данного лица в изъятых следах крови, на волосах?

Происходят ли запаховые следы человека, изъятые с разных предметов (или с фрагментов одного из них), от конкретного лица?

На каких предметах (из представленных) имеются запаховые следы данного подозреваемого лица?

Кем из нескольких проверяемых лиц оставлены запаховые следы на представленных предметах (или в собранных с этих предметов пахучих пробах)?

В распоряжение эксперта предоставляются следующие материалы:

Постановление о назначении экспертизы запаховых следов;

Изъятые предметы с предполагаемым запахом или ольфакторные пробы с них, собранные на хлопковые салфетки посредством контакта их со следами рук в течение часа, ног, других частей тела человека, или со следов обуви (салфетки с пробами, завернутыми в алюминиевую фольгу или упакованными в стеклянные банки);

Изъятые следы крови или ее следы, находящиеся на предметах;

Сравнительные ольфакторные образцы, полученные от лиц, проверяемых на причастность к преступлению (марлевые тампоны с сухими образцами крови или пробы пахучих веществ, полученные на хлопковые салфетки получасовым контактом с телом человека);

Пробы с посторонними (фоновыми) запахами с места следственного действия (животных, нефтепродуктов, пищи, лекарств и т. п.), собранные на хлопковые салфетки во время осмотра;

Образцы чистой хлопковой ткани, использовавшейся для сбора представленных пахучих проб (для контроля).

Необходимо отметить возрастающее значение современных методик и оборудования, позволяющих при помощи ДНК-анализа на основе изучения состава потожирового вещества следов пальцев рук в течение 2 – 3 суток установить конкретного человека. ДНК-анализом решаются следующие вопросы:

  1. Произошли ли биологические следы организма человека от конкретного лица, и если да то с какой вероятностью?
  2. Является ли конкретный человек биологическим родственником (сыном, отцом, матерью, братом) другого человека?
  3. Может ли кровь (сперма, слюна и др.) принадлежать конкретному лицу?
  4. Являются ли части трупа останками конкретного гражданина?

В качестве образцов сравнения также представляются образцы крови заинтересованных лиц.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / Принят Государственной думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001г. Подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 22 декабря (с изменениями и дополнениями).

Обзор следственной практики по расследованию дорожно-транспортных происшествий ОВД МВД по Республике Башкортостан за 2002–2006 гг. Главное следственное управление при МВД по Республике Башкортостан.

Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. М. : Изд. Экзамен, 2003.

Аминев Ф. Г. Указ. соч.

См.: Старовойтов В. И., Шамонова Т. Н. Запах и ольфакторные следы человека. М. : ЛексЭСТ, 2003. С. 76.

Аминев Ф. Г. Указ. соч.

Обновлено: 26.06.2018 1359

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.

В статье рассказано о том, что устанавливает автотехническая экспертиза, излагаются правила назначения и проведения автотехнической экспертизы ДТП, рассмотрены вопросы для автотехнической экспертизы, приведен образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу.

Автотехническая экспертиза (АТЭ) назначается по делам о дорожно-транспортных в следующих видах процессов – в административном, гражданском, арбитражном, уголовном. Законодательные основы назначения судебных АТЭ регламентируются соответствующими видами процессуальных кодексов. Таким образом, в зависимости от подведомственности дела будет определяться и кодекс, в котором содержится нормативная база.

В подавляющем большинстве случаев вопросы вины в дорожно-транспортных происшествиях решаются в ходе производства по делам об административных правонарушениях или в рамках расследования уголовного дела, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Основываясь на установленной вине в отношении участника дорожно-транспортного происшествия суды, в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, рассматривают иски о возмещении ущерба и вреда, причиненного в ДТП.

Оспаривание вины в нарушении норм ПДД РФ, повлекших причинение вреда, является важным элементом в защите от необоснованного привлечения к правовой ответственности. Анализируя практику расследования дел о ДТП в административном процессе, с сожалением приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев решение о вине принимаются по усмотрению сотрудника ГИБДД, осуществляющего производство по делу, без назначения автотехнических исследований обстоятельств происшествий. Такой подход удобен для дорожных правоохранителей и избавляет их от лишней работы. Назначить виновного гораздо проще и удобнее, чем доказывать и расследовать ДТП, а иногда и просто - выгоднее.

Все действия сотрудника инспектора ДПС сводятся к оформлению первоначального материала – схемы, объяснений участников аварии, составлении административного протокола и вынесении постановления о вине (либо направлении материала в суд для дальнейшего рассмотрения). Причём аргументы лица, привлекаемого к ответственности относительно его невиновности, не принимаются во внимание, а оправдательная версия о причинах ДТП вообще не проверяется.

Таким образом, при несогласии лица с выдвинутыми в отношении него обвинениями в нарушении норм ПДД РФ, ему следует безотлагательно, не дожидаясь вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы. Этот документ составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела. КОАП обязывает должностное лицо рассмотреть такое ходатайство и вынести по нему мотивированное решение. Если ходатайство о назначении АТЭ не будет рассмотрено, что случается почти повсеместно, или в его удовлетворении будет отказано, то при составлении жалобы на постановление ГИБДД это нужно сделать ещё раз.

Подробности в статьях:

  • Обжалование постановления по делу об административном правонарушении по КоАП РФ
  • Обжалование постановления ГИБДД
  • Образец жалобы на постановление ГИБДД за нарушение ПДД РФ

В уголовном процессе к доказыванию вины фигуранта ДТП и его правам относятся более бережно и необходимость в назначении экспертизы по оспариванию вины возникает при несогласии подозреваемого (обвиняемого) с заключением первичной автотехнической экспертизы. Причин к тому бывает более чем достаточно – это и низкое качество первоначального материала, и некорректная постановка вопросов перед экспертом, и несоответствие исходных данных фактическим обстоятельствам дела. При таком положении дела оспаривание вины в ДТП заключается в понуждении следователя к назначению дополнительной АТЭ. Ведущая роль в решении этой задачи возлагается на адвоката, выполняющего функцию защиты участника ДТП.

Образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу

В тех случаях, когда административное или уголовное расследование заходит в тупик и вина ни одного из участников в совершении ДТП не определена, пострадавший водитель, претендующий на полное возмещение причиненного ущерба, вынужден будет обращаться в суд. По правилам гражданского процессуального законодательства на истца возлагается обязанность доказать исковые требования, а значит и вину ответчика в причинении ущерба. Без назначения судебной автотехнической экспертизы, устанавливающей фактического виновника, такой иск не имеет ни малейших шансов быть удовлетворенным. Истец оформляет ходатайство и приобщает его к материалам дела. Суд как правило после его рассмотрения назначает судебную АТЭ.

Образец ходатайства выглядит следующим образом

В Н-ский городской суд
Истец : Иванов Иван Иванович,
проживающий по адресу:
г. Н-ск, ул. Пушкина 4/19
Ответчик : Петров Петр Петрович
проживающий по адресу:
г. Н-ск, ул. Ленина 32/129

ХОДАТАЙСТВО
/ о назначении судебной автотехнической экспертизы/

В целях доказательственного подтверждения исковых требований по иску о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием и необходимости экспертной оценки действий водителей – участников ДТП, основанной на специальных познаниях в области автотехники, в соответствии со статьями 35, 56, 79 ГПК РФ

ПРОШУ :

1. Назначить по материалам дела судебную автотехническую экспертизу.
2. Производство экспертизы поручить экспертам Центра судебных экспертиз Центральному округу, юридический адрес: г. Н-ск пер. Доломановский, № 189
3. На разрешение экспертов поставить следующий вопросы:
Как должны были действовать водитель автомобиля Мазда 6 государственный регистрационный номер Х 292 СУ/777 Иванов И.И. и водитель автомобиля Хёндэ Х -12.5 государственный регистрационный номер А 738 ОВ/150 в условиях дорожной обстановки на месте ДТП, произошедшего 30 августа 2017 года в 13 часов 40 минут на участке трассы М 4 100 км. + 50 м.?
В действиях какого водителя имеются несоответствия техническим нормам и требования Правил дорожного движения РФ, состоящие в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием?
4. Оплату экспертизы гарантирую.

Приложение: копия ходатайства для ответчика.

Истец: / И.И. Иванов/.

Вопросы автотехнической экспертизы ДТП

Автотехническая экспертиза устанавливает и исследует технические параметры транспортных средств, колесных шин, физические свойства дорожного покрытия, применительно к конкретным погодным, дорожным и метеорологическим условиям. На основании специальных познаний эксперт – автотехник определяет степень соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД РФ. При этом решение правовых вопросов не входит в его компетенцию. Все вопросы можно условно разделить на несколько блоков.

  • Вопросы, определяющие физические параметры и величины, являющиеся исходными при экспертном исследовании. Сред и них – коэффициенты сцепления, торможения, параметры и траектории движения пешехода и транспортных средств, их следов.
  • Вопросы, относящиеся к оценке действий водителей транспортных средств, применительно к условиям дорожно-транспортного происшествия. При этом действия оцениваются с точки зрения технических требований ПДД РФ, а не правовых. То есть речь идет о правильности использования приемов управления транспортом для обеспечения безопасности и предписаний ПДД РФ. Итогом работы эксперта по решению вопросов относящихся к этому блоку, является определение причинно-следственной связи действий учеников ДТП с фактом самого происшествия (то тесть чьи действия явились причиной автотранспортного происшествия).
  • Вопросы по определению параметров движения транспортных средств на различных этапах (стадиях) дорожного происшествия с участием транспортных средств: расчетная скорость движения перед столкновением, вероятная траектория движения, момент возникновения опасности для водителя и прочее. Решение этих вопросов позволяет определить экспертным путем наличия у водителей транспортных средств технической возможности предотвратить ДТП.
  • Вопросы анализа состоятельности противоречивых версий водителей – участников происшествия и показаний его очевидцев. То есть эксперт в определенных случаях имеет возможность либо подтвердить, либо опровергать показания указанных лиц и обосновать свои выводы путем расчетов.

В заключении статьи отметим, что автотехническая экспертиза ДТП располагает большими потенциальными возможностями. При грамотном подходе, требующим профессионализма, любое, даже самое запутанное и сложное дорожно –транспортное происшествие может быть успешно объективно расследовано. Если вам пришлось столкнуться с необоснованным обвинением в нарушении ПДД РФ, отстаивайте свою позицию до конца. Не забывайте о том, что ни какое постановление ГИБДД по делу об административном правонарушении, ни одно обвинительное заключение по статье 264 УК РФ не являются бесспорными с юридической точки зрения, если они не подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Любое дорожно-транспортное происшествие подразумевает тщательное изучение всех обстоятельств, при которых оно было совершено. Сюда входит и поиск виновного лица, и осмотр автомобиля, и оценка причиненного ущерба. Именно для этого существует автотехническая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Что устанавливает автотехническая экспертиза?

Она является одним из видов судебных экспертиз, проводимых при расследовании дел, которые связанны с различными авариями и другими дорожно-транспортными происшествиями.

Экспертиза необходима в первую очередь для того, чтобы выяснить все обстоятельства ДТП. Заключение эксперта в данном случае играет немаловажную роль для установления виновных в суде.

Это комплексное исследование, для проведения которого эксперту необходимы знания в самых разнообразных областях, включая медицину, криминалистику, обслуживания и ремонт транспортных средств и т. д.

Под транспортными средствами в этом ключе подразумеваются:

  • не только личные автомобили;
  • но и мотоциклы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • и общественный транспорт.

Все эти транспортные средства являются объектами автотехнической экспертизы. Помимо этого, к объектам экспертизы относятся место происшествия, протоколы осмотра и допроса участников ДТП и свидетелей, и т. д. Различают комиссионную, комплексную и единоличную автотехническую экспертизу.

Они отличаются сложностью обстоятельств совершения ДТП, поэтому при комиссионной экспертизе требуется несколько экспертов с одинаковой специальностью.

Комплексная экспертиза подразумевает участие нескольких разных экспертов, а единоличную экспертизу проводит только один человек.

Чем регулируется

Автотехническая экспертиза регулируется:

  • «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»;
  • «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
  • и Гражданско-процессуальным кодексом.

Виды автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП – это целый комплекс исследований, необходимый для выяснения всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Поэтому существует несколько видов экспертизы, каждая из которых имеет узконаправленные задачи.

Обстоятельств ДТП

Данная экспертиза необходима для того, чтобы выяснить:

  • механизм развития ДТП;
  • где находились транспортные средства перед столкновением;
  • скорость транспортных средств;
  • время, которое требуется ля остановки автомобиля при данных условиях;
  • соблюдали ли водители правила дорожного движения;
  • была ли у водителя возможность избежать столкновения;
  • какие требования ПДД нарушил виновник, и было ли это причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Технического состояния ТС

Экспертиза технического состояния автомобиля необходима для выяснения следующих вопросов:

  • исправность транспортного средства;
  • в чем заключается обнаруженная неисправность;
  • могла ли поломка привести к дорожно-транспортному происшествию;
  • в чем заключается причина появления неисправности;
  • когда конкретно возникла поломка, до аварии или после;
  • была ли у водителя возможность выявить неисправность автомобиля до поездки;
  • мог ли водитель избежать дорожно-транспортного происшествия с данной неисправностью.

Транспортно-трасологическая

Эта экспертиза необходима для выяснения обстоятельств ДТП и устанавливает:

  • место дорожно-транспортного происшествия;
  • траектория движения автомобилей до столкновения друг с другом;
  • какой автомобиль находился неподвижным на момент столкновения, а какой нет;
  • какие повреждения из имеющихся были получены в результате ДТП.

Инженерно-психофизиологическая

Экспертиза в первую очередь выясняет психическое состояние участников ДТП и их поведение в этом момент.

С ее помощью эксперт выясняет:

  • мог ли водитель оценить опасность;
  • мог ли он неправильно оценить ситуацию;
  • время, когда водитель отреагировал на создавшуюся на дороге ситуацию;
  • мог ли водитель предотвратить ДТП с учетом всех повлиявших на него в тот момент факторов.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Проведение любой экспертизы в рамках расследования невозможно без определенных процессуальных действий. В данном случае это ходатайство о проведении, без которого любая экспертиза признается незаконной и не имеет юридической силы.

Установленной формы ходатайства нет, но писать его лучше с соблюдением всех правил делопроизводства.

Документ состоит из трех частей. Это вводная, описательная и резолютивная части.

  1. В начале документа указываются данные сторон и прочие реквизиты.
  2. Описательная часть содержит основания для проведения данной экспертизы. Необходимо уточнить, какой именно вид экспертизы требуется.
  3. Далее обязательно указываются вопросы, на которые нужно ответить эксперту и документы, которые прикладываются к ходатайству.

    Если экспертизу будет проводить конкретный человек, то следует написать его данные.

  4. Также указывается, за чей счет будет проводиться экспертиза после ДТП.

Кто подаёт

Ходатайство можно подать как на досудебном этапе, так и во время судебного процесса. Сделать это может следователь, адвокат или судья. В уголовном и гражданском процессе разрешено подавать ходатайство устно, но делать этого не рекомендуется.

Впоследствии результаты такой экспертизы можно оспорить, поэтому лучше составить письменный документ.

Образец

Образец ходатайства о назначении экспертизы можно

Иногда заключение эксперта вызывает ряд споров у участников процесса, поэтому закон разрешает проведение дополнительной экспертизы.

Повторная экспертиза всегда отвечает на те же вопросы, которые изучались во время первого исследования.

При наличии дополнительных вопросов к эксперту следует назначить новую, а не повторную экспертизу.

Задачи исследования

Проведение судебной автотехнической экспертизы требуется для того, чтобы установить истину при расследовании уголовного дела. В итоге экспертиза должна ответить на основной вопрос: был ли это несчастный случай или ДТП произошло в результате пренебрежительного отношения к ПДД одного из участников.

Объекты и материалы

Помимо места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей, которым в результате столкновения был причинен ущерб, эксперт также имеет право на изучение дополнительных материалов дела.

Но это возможно только в том случае, если они относятся к предмету экспертизы. Он может участвовать в допросах и запрашивать необходимые протоколы у следователя. Помимо этого, эксперт принимает участие в следственных действиях.

Какими данными руководствуются

Свои исследования эксперт проводит на основании следующих предоставленных ему материалов:

  • ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по дтп;
  • протокол осмотра и схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол осмотра технического состояния автомобиля;
  • справка по ДТП.

Этот список нередко дополняется другими материалами по делу.

К примеру, это может быть протокол следственного эксперимента.

Служебный эксперт самостоятельно получает при выезде на место и других процессуальных действиях. Но эксперт не имеет права самостоятельно исследовать те материалы дела, которые не относятся к непосредственному объекту экспертизы.

Также ему запрещено изымать такие материалы из дела и приглашать для проведения экспертизы третьих лиц.

Вопросы эксперту

Чаще всего эксперт при проведении этой экспертизы обязан предоставить ответы на следующие вопросы следователя или суда:

  1. Определение технического состояния всего автомобиля и наличие неисправностей.

    Эксперт обязательно должен выяснить характер неисправности, причину ее появления, а также могла ли она спровоцировать ДТП.

  2. Какой ремонт теперь требуется для восстановления транспортного средства.
  3. Расположение транспортных средств участников ДТП на момент столкновения, скорость, а также возможность водителей предотвратить столкновение.
  4. Могло ли состояние дороги и другие факторы повлиять на возникновение ДТП.

Заключение

Этот документ является итогом всей проведенный экспертизы и выступает доказательством в судебном процессе. Он составляется по определенным правилам и обязательно содержит вводную и исследовательскую части, а также выводы.

Вводная часть экспертного заключения содержит наименование органа, в котором экспертиза проводилась, данные эксперта, вид экспертизы и т. д.

Вопросы, на которые эксперт обязан был ответить, должны приводиться в той же формулировке, что и в ходатайстве.

Никаких изменений не допускается.

Также эксперт должен указать:

  • перечень материалов и объектов, предоставленных для исследования;
  • обстоятельства дела;
  • данные лиц, которые присутствовали во время экспертизы;
  • список нормативных документов, которые эксперт использовал во время работы.

Документ подписывается самим экспертом и заверяется печатью организации, где проводились исследования. Схемы, чертежи и фототаблицы также обязательно подписываются.

Заключение, как и приложение к нему, должно иметь несколько копий, одна из которых направляется лицу, назначившему экспертизу.

Когда эксперт не может ответить на поставленные ответы, он подает сообщение о невозможности дать необходимое заключение. Если же он может ответить лишь на некоторые вопросы, то сообщение составлять не нужно.

Образец

Сроки проведения

Законодательство не устанавливает каких-либо сроков для проведения автотехнической экспертизы. Комплексная оценка транспортного средства занимает у эксперта 3–4 дня , но на практике это срок больше. К тому, же многое зависит от степени загруженности специалиста другими экспертизами.

Стоимость

Чаще всего экспертиза транспортного средства оплачивается виновником аварии. Определенную стоимость услуг эксперта назвать невозможно, так как она зависит от характера повреждений и т. д.

В целом, минимальная сумма, которую придется заплатить, составляет 5–7 тыс. рублей.

Если проводится независимая экспертиза, то при обращении в центр необходимо учитывать увеличение этой суммы.

Эксперт, осуществляющий автотехническую экспертизу, должен быть хорошим специалистом и иметь определенный опыт.

Ведь нередко от его профессионального заключения зависят достаточно серьезные вещи, особенно, если это касается уголовного дела. В любом случае, законом не запрещено проводить дополнительные исследования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!