Лицензии по управлению многоквартирными домами. Сто порядок получения ук лицензии на управление многоквартирными домами

Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

Деятельность по управлению многоквартирным домом

Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.

Существует особый порядок управления, в которых входит:

  • сбор и хранение всех технических документов;
  • сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
  • обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.

Понятие лицензирование деятельности

Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.

А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.

Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Для того чтобы получить лицензию, необходимо:

  • быть предпринимателем или юридическим лицом;
  • иметь квалификационный аттестат;
  • не иметь судимости;
  • не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.

Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.

Для получения лицензии потребуются следующие документы:

  • устав или другой учредительный договор;
  • протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
  • действительный квалификационный аттестат;
  • документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
  • квитанция об уплате лицензионного сбора.

Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.

Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.

Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата - 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.

Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования

Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.

Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

договор управления при отсутствии лицензии

Доброй ночи! Вопрос такой: могла ли ООО заключать договоры управления МКД, ещё не имея лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

Ирина 06.09.2019 00:17

Доброй ночи.

Не могла.

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

06.09.2019 01:48

Задать дополнительный вопрос

Ирина 06.09.2019 09:18

Добрый день! ООО осуществляет деятельность по Оквэд 68.32.1 (основной вид деятельности) и 68.32 (один из дополнительных видов). Но я посмотрела расшифровку этих кодов, они не подразумевают управление многоквартирными домами. Имело ли право ООО на основании этих кодов ОКВЭД все-таки начать заключать договоры управления и, соответственно, управлять многоквартирными домами? До 1 мая 2015г. управление МКД не требовало лицензии. Речь идёт об управлении ДО этой даты. Иными словами, на каком основании ООО было вправе заняться управлением МКД до получения отдельной лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД? Спасибо заранее!

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом 1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Ломов Владимир Валерьевич 07.09.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или бухгалтера?

Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или можно на бухгалтера?

Светлана 11.08.2019 12:34

Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.

Дубровина Светлана Борисовна 11.08.2019 12:39

Задать дополнительный вопрос

Светлана 11.08.2019 12:50

Открываем УК с сыном, экзамен сдавала я, т.к. опыта и практики у меня гораздо больше. Единственный учредитель сын, разве бухгалтер не может аттестат иметь? Хотели назначить директором его, но судя по Вашему ответу директором получается надо назначать меня?

Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.

Дубровина Светлана Борисовна 11.08.2019 13:20

Задать дополнительный вопрос

Какие полномочия имеет УК с лицензией на управление.

В договоре управления указаны две организации в отношении одного дома, МУП "ИДЕЗ" и ООО "ЖЭУ" это УК нашего дома. УК нашего дома утверждает, что у них нет полномочий заключать договора с ресурсниками, поэтому договора заключает первая компания. Собственники по ряду причин должны содержать две компании, так как полномочия разделены. Как мы можем убрать из договора одну из компаний, управление домом согласно ЖК не могут управлять две компании?

Ольга 24.02.2019 21:08

Дубровина Светлана Борисовна 08.03.2019 17:20

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 09.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Перечень документов на получение лицензии по управлению многоквартирными домами

Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ право управления конкретным МКД у управляющей организации может наступить только после заключения договора управления с каждым собственником помещения в этом доме. Требуется ли соискателю лицензии предоставлять в лицензирующий орган такие доказательства? Ни в Главе 19 ЖК, ни в Положении о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, таких указаний не содержится.

Владимир 20.08.2018 15:12

Добрый день, Владимир. Согласно положений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к заявлению на получение лицензии прилагаются документы: копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц); копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании; копия свидетельства о регистрации изменений (если они были); копия квалификационного аттестата должностного лица; копия приказа о назначении должностного лица; документ, подтверждающий оплату госпошлины. Можем посоветовать Вам обратиться к нам в офис со всеми имеющимися по данному вопросу документами. Для скидки воспользуйтесь промокодом - Сервиса бесплатных юридических консультаций 11.

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович 02.09.2018 19:50

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно. Но перед подачей документов нужно уточнить перечень дополнительных документов, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов.

Крайнев Дмитрий Анатольевич 03.09.2018 13:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Деятельность по управлению многоквартирным домом - выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами -органы государственного жилищного надзора субъекта РФ

Срок рассмотрения документов в лицензирующем органе составляет 30 дней с момента подачи полного комплекта документов

Срок действия лицензии - бессрочно

Госпошлина (лицензионный сбор): 30 000 рублей

Стоимость лицензии от 70 000, а так же, рассчитывается дополнительно, от степени готовности документов (оплата производится поэтапно на основании договора на оказание услуг).

Организация получает лицензию ЖКХ в том регионе РФ, где предполагает работать. В случае расширения сферы деятельности в жилищно-коммунальное хозяйство другого субъекта РФ, компании необходимо обратиться в лицензионную комиссию данного региона для получения соответствующей лицензии ЖКХ.

Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

Перечень документов для лицензии ЖКХ

1.​ Устав, нотариально заверенная копия;

2.​ Учредительный договор (при наличии), нотариально заверенная копия;

3.​ Свидетельство о государственной регистрации организации, нотариально заверенная копия;

4.​ Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, нотариально заверенная копия;

5.​ Свидетельств о Государственной регистрации изменений (ГРН) - если вносились соответствующие изменения, нотариально заверенная копия;

6.​ Решение или протокол о создании, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

7.​ Решение или протокол о назначении на должность руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

8.​ Решение или протокол о внесении изменений в учредительные документы, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

9.​ Приказ о назначении руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

10.​ Выписка из ЕГРЮЛ, не старше 1 месяца, оригинал;

11.​ Оригинал платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу бланка лицензии - 30 000 руб.;

12.​ Удостоверение о повышении квалификации на руководителя организации.

13.​ Доверенность на представление интересов;

14.​ Опись документов в 2 - экз.

Квалификационный аттестат

1. Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене устанавливаются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3. За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается.

4. К квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц.

5. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде.

6. Квалификационный аттестат выдается на срок 5 лет.

Наши услуги "Лицензия на деятельность по управлению многоквартирными домами " включают в себя:

1.​ консультацию специалиста по вопросу получения лицензии и перечню документов, которые необходимо собрать;

2.​ юридическую экспертизу представленных Клиентом документов на соответствие лицензионным требованиям;

4.​ подготовку пакета документов, необходимых для получения лицензии (заявление, приказы, формы бланков и т. д.);

5.​ сдачу подписанного соискателем лицензии пакета документов в лицензирующий орган;

6.​ получение документа, подтверждающего принятие на рассмотрение пакета документов;

7.​ контроль прохождения лицензионных процедур, взаимодействие с лицензирующим органом при проверке соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и выездной проверке (в случае необходимости);

8.​ помощь в устранении замечаний экспертов (в случае их наличия).

9.​ получение лицензии и передача её Клиенту.

Ответственность за отсутствие лицензии ЖКХ

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц - от 150 000 до 250 000 рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса,

3. Реализация полномочий, предусмотренных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положением о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и Положением об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить:

порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов, форму квалификационного аттестата и перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации;

методические рекомендации по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включая примерные формы документов, используемых при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

в 2-месячный срок со дня утверждения методических рекомендаций, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 4 настоящего постановления, утвердить административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и административный регламент исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации;

не позднее 1 января 2015 г. обеспечить возможность подачи и получения документов по вопросам лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Положение
о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

2. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162

4. К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановление

4.1. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 4.1 с 26 сентября 2018 г. - Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

Пункт 4.2 в редакции названного постановления применяется с 6 октября 2018 г.

4.2. При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" , "б" , "г" , "д" и "з" пункта 4.1 частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" , "е" , "ж" пункта 4.1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения:

а) о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) (далее - должностное лицо соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

г) об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;

6. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);

б) копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;

в) копия приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;

г) опись прилагаемых документов.

7. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Положения, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. В рамках проведения проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Положения, межведомственное информационное взаимодействие в соответствии с Положением постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", осуществляется:

а) с Федеральным казначейством для получения сведений об уплате государственной пошлины;

б) с Федеральной налоговой службой для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) с Министерством внутренних дел Российской Федерации для получения сведений о наличии (об отсутствии) у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для получения сведений о наличии (об отсутствии) информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, а также об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.

10. Принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 Жилищного кодекса Российской Федерации, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений статей 194 и Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Приостановление и возобновление действия лицензии не осуществляется.

12. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

13. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, в том числе грубых нарушений лицензионных требований, к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

14. Информация по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием адресов электронной почты, по которым пользователи этой информации могут направлять запросы по вопросам лицензирования.

15. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 г. формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

16. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ведет сводный федеральный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 г. - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

17. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.

Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4.1 настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок проведения такой проверки не может превышать 30 календарных дней.

18. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган не позднее 15 рабочих дней со дня наступления случая, являющегося основанием для переоформления лицензии в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

19. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положение
о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций).

2. Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 г. - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

3. Основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.

4. В случае вступления в законную силу решения суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии (об отмене постановления о дисквалификации или об изменении вида административного наказания) лицо, сведения о котором внесены в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций, вправе направить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявление об исключении сведений о нем из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций. Указанное заявление должно содержать сведения о наименовании суда, основаниях, дате вынесения решения об отмене решения суда об аннулировании лицензии (об отмене постановления о дисквалификации или об изменении вида административного наказания) и подлежит направлению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в указанном заявлении, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления, в том числе путем направления запроса в суд, вынесший решение, сведения о котором указаны в этом заявлении, и при подтверждении их достоверности исключает сведения о таком лице из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций.

5. В целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

6. В целях обеспечения полноты и достоверности сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе получать у Федеральной налоговой службы сведения о лицах, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".

7. В случае получения от Федеральной налоговой службы сведений о лицах, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет запрос о подтверждении поступивших сведений в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого судом вынесено постановление о дисквалификации. Орган государственного жилищного надзора обязан ответить на указанный запрос в течение 3 рабочих дней со дня его поступления.

8. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

9. В реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения лица;

б) полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой лицо работало во время совершения административного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, а также должность, на которой указанное лицо работало во время совершения указанного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии;порядок ее предоставления устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

12. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, составляет 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответствующего запроса.

Положение
об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор (далее - органы государственного жилищного надзора), требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - обязательные требования).

2. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора обязательных требований осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора обязательных требований осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с настоящим Положением и административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами государственного жилищного надзора обязательных требований, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - проверка).

4. Плановые проверки осуществляются в целях проверки соблюдения органами государственного жилищного надзора обязательных требований. Плановая проверка органа государственного жилищного надзора осуществляется не чаще одного раза в 3 года.

5. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации составляет до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодный план проведения плановых проверок. Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Внеплановые проверки проводятся в целях проверки устранения ранее выявленных нарушений обязательных требований, а также в случае поступления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) должностных лиц органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

7. Проверки проводятся в форме документарной проверки или выездной проверки. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого органа государственного жилищного надзора.

8. Срок проведения проверки не может превышать 30 рабочих дней.

з) даты начала и окончания проведения проверки.

10. Должностные лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при проведении проверки обязаны:

а) проводить проверку на основании приказа Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о ее проведении в соответствии с назначением проверки;

б) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о проведении проверки;

в) не препятствовать должностным лицам органа государственного жилищного надзора присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

г) предоставлять должностным лицам органа государственного жилищного надзора, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

д) знакомить руководителя органа государственного жилищного надзора с результатами проверки;

е) соблюдать сроки проведения проверки.

11. В процессе проведения документарной проверки должностные лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации имеют право требовать от органа государственного жилищного надзора представлять документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований.

12. При проведении выездной проверки должностные лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации имеют право ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о проведении проверки проходить на территорию и в здание (строения, сооружения, помещения) органа государственного жилищного надзора.

ж) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя органа государственного жилищного надзора;

з) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

14. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений соблюдения обязательных требований должностное лицо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, проводившее проверку, обязано выдать руководителю органа государственного жилищного надзора предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

15. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении обязательных требований, а также о мерах, принятых для устранения выявленных нарушений обязательных требований, орган государственного жилищного надзора уведомляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия таких мер, а также сообщает в письменной форме организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, интересы которых нарушены, в случае проведения проверки по жалобе на действие (бездействие) должностных лиц органа государственного жилищного надзора.

С 2015 года все управляющие многоэтажными домами организации обязаны получать лицензии. В статье мы рассмотрим, как оформляются такие разрешительные документы и каким требованиям должны соответствовать лицензиаты. Чтобы материал был полезен не только новым, но и уже работающим УО, изучим использующиеся на практике механизмы отзыва лицензий.

Необходимость лицензирования УК закреплена в ЖК РФ - эти изменения появились в статье 7 ФЗ-255 от 21.07.14. Начавшая свою работу без лицензии управляющая компания будет оштрафована на сумму до 250 000 р. (часть 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ).

Для оформления лицензии нужно:

  • соответствовать лицензионным условиям;
  • оплатить государственную пошлину;
  • подать заявление и необходимые бумаги.

Кому нужно получать лицензию на управление МКД

Проходить процедуру лицензирования должны организации, которые будут обслуживать многоэтажки на основании заключенного с жильцами договора управления. Любой управляющей компании нужна такая лицензия, даже если она планирует работать только с одним домом. Надо понимать, что объектом лицензирования является не сама УК, а ее деятельность по управлению многоэтажными домами.

ТСЖ и различным жилищным кооперативам оформлять лицензию не требуется.

С организацией могут заключаться договоры, предполагающие, что она будет только ремонтировать и содержать общедомовое имущество. Так бывает, например, при непосредственном управлении МКД его жильцами. В этой ситуации компании для ведения деятельности лицензия не нужна, так как соглашений об управлении нет, и она не считается управляющей.

Пройдите квалификационный тест по управлению МКД

Данный тест предназначен для подготовки к сдаче квалификационного экзамена должностными лицами управляющей организации, претендующими на получение квалификационного аттестата.

В качестве УК может выступать, в том числе, и ИП, если он занимается управлением домами. Лицензироваться должны и частные, и государственные УО, причем порядок прохождения этих процедур для них будет совершенно одинаковым.

Введение практики оплаты жильцами коммунальных услуг напрямую ресурсовикам значительно влияет на работу управляющих компаний. Однако это никак не меняет правила получения разрешительных документов. УК продолжает собирать средства за жилищные услуги и в полной мере управлять МКД, а значит, ей нужна лицензия. Она выдается не на конкретный дом, поэтому при обслуживании большого количества объектов разрешительный документ у УО будет только один.

Руководящие лица управляющих организаций регулярно оформляют квалификационные аттестаты, и многие путают получение этих бумаг с оформлением лицензии. На деле аттестат является лишь одним из условий будущей выдачи лицензии.

Сбор сведений для лицензирования

Выдачей лицензий на управление многоквартирными домами занимаются региональные Госжилинспекции. Это указано в пункте 2 Положения, введенного ПП РФ №1110 от 28.10.14. Для рассмотрения заявок на получение разрешительных документов в регионе создается лицензионная комиссия.

Кандидату предварительно нужно уточнить местонахождение и порядок работы ГЖИ и комиссии, а также изучить нормативные акты, определяющие процедуру лицензирования. У подразделений Госжилинспекции работают собственные сайты, определенную полезную информацию можно найти там. Для уточнения отдельных непонятных вопросов представитель УК может лично съездить на консультацию в лицензирующий орган.

Лицензионные требования

Для успешного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо убедиться в том, что компания удовлетворяет установленным требованиям.

Лицензионные требования закреплены в статье 193 ЖК РФ. Перечислим их:

  • управлять многоэтажками могут только организации и ИП с российской регистрацией;
  • должностное лицо УК имеет квалификационный аттестат;
  • если должностное лицо имело судимость, то она должна быть снята или погашена;
  • ответственное лицо УК не вписано в перечень управленцев, подвергнутых дисквалификации;
  • соискатель ранее не получал отозванную к текущему моменту лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД;
  • кандидат следует правилам раскрытия сведений в соответствии со Стандартом раскрытия, прописанным в части 3 статьи 5 ФЗ-469;
  • кандидат следует правилам размещения сведений в ГИС ЖКХ;
  • выполняются положения части 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
  • кандидат выполняет обязательства из соглашения по управлению многоэтажкой.

Величина государственной пошлины

Для получения лицензии по управлению многоквартирными домами необходимо оплатить госпошлину, составляющую 30 000 р. Ее размер закреплен в статье 333.33 НК РФ (пункт 134 части 1).

Если УК переоформляет лицензию, то госпошлина будет существенно ниже - 5 000 р.

Подача заявления

Заявление нужно составить в установленной форме, на нем ставится подпись руководителя УК. В качестве приложения необходимо подать ксерокопии следующих бумаг:

  • учредительной документации организации с заверением у нотариуса (для юрлиц);
  • полученного ответственным лицом квалификационного аттестата;
  • приказа о получении этим ответственным лицом своей должности.

Делается также опись приложенных бумаг.

Сроки рассмотрения заявления

Пакет документов рассматривается в течение 30 рабочих дней с момента его подачи. Если есть особая потребность, то этот период продлевается еще на 30 дней.

Почему заявка может быть возвращена

Иногда заявления на получение лицензии на управление многоквартирным домом возвращаются. Здесь действует порядок, предусмотренный ФЗ-99.

Выдающий разрешительные документы орган за три рабочих дня с момента предоставления документов решает, будет ли он:

  • рассматривать заявку;
  • возвращать бумаги из-за их несоответствия имеющимся требованиям (с указанием причин возвращения).

Кандидату на получение лицензии нужно за тридцать дней:

  • переоформить заявление с устранением недочетов;
  • предоставить все отсутствующие сопроводительные документы.

При невыполнении этих условий заявка соискателю возвращается.

Выдача лицензии

При положительном решении лицензирующий орган оформляет распоряжение о предоставлении кандидату лицензии на право управления многоквартирными домами. После этого она направляется лицензиату:

  • лично;
  • заказным письмом;
  • электронным документом, если заявитель попросил ответить именно в этой форме.

Почему могут отказать в выдаче лицензии

В части 2 статьи 194 ЖК РФ указываются причины для такого отказа:

  • обнаруженное несоответствие условиям лицензирования;
  • недостоверность или искажение сведений в представленных кандидатом документах.

У соискателя есть право на обжалование отказа. Если он докажет необоснованность такого решения лицензионной комиссии, то ее ответственных лиц могут по статье 19.6.2 КоАП РФ оштрафовать на сумму 50 000-100 000 рублей.

После отказа у управляющей организации есть право на вторичную подачу бумаг для получения лицензии на управление многоквартирными домами. Число таких попыток законом не ограничивается. После неудачи можно исправить найденные недочеты и снова обратиться с заявлением. При этом нужно поддерживать контакт с жильцами дома, управление которым предполагается начать после получения необходимых разрешительных документов. Если собственники квартир в процессе решения УК бюрократических вопросов выберут другую компанию, то этот МКД не получится внести в реестр лицензий.

Как отзываются лицензии

Механизм лицензирования введен государством для того, чтобы получить более эффективный инструмент воздействия на недобросовестно работающие управляющие компании. Если УК нарушает правила, то ее могут или отстранить от управлениия или даже . При этом организацию не лишают сразу всех домов - она перестает работать только с многоэтажками, в которых инспекторы нашли нарушения. Отстраняют УО путем .

Чтобы у ГЖИ появился повод для исключения многоэтажного дома из реестра, УК должна нарушить два ее предписания. Госжилинспекция при появлении у нее таких оснований сообщает о них местным властям. Представители власти информируют собственников, которые имеют право на проведение собрания для принятия решения о сохранении отношений с УО, несмотря на недочеты в ее работе. При принятии такого решения протокол за 3 рабочих дня с момента его оформления должен быть передан ГЖИ (в виде копии). Если Госжилинспекция не получает протокола, то данные о многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий на управление.

Управляющая организация может лишиться выданных ей разрешительных документов, и полностью потерять возможность работы на рынке, если:

  • из реестра исключается более 15 процентов обслуживаемых ею домов;
  • за 1 год обнаруживается больше двух нарушений правил работы.

С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.

Для чего нужен документ

Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:

  1. управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
    • собирали с населения денежные средства за услуги;
    • организовывали их предоставление;
  2. однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
  3. при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.
Внимание: лицензирование - это организация контроля со стороны государства за осуществлением предпринимателями и предприятиями взятых на себя обязательств перед жильцами.

Законодательные основы

Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел - X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:

«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:

  1. прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
  2. изучение документации;
  3. выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
  4. выдача разрешительного документа;
  5. осуществление контроля за работой управляющей компаний;
  6. лишение лицензии.
Внимание: в десятом разделе ЖК содержится указание на то, что контрольные функции предоставлены исполнительной власти федерального уровня.

Лицензия имеет определенные ограничения:

  • действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
  • выдается бессрочно;
  • контролируется госорганами;
  • может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.
Важно: лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не затрагивает официально созданные товарищества жильцов, населяющих МКД. Они распоряжаются своим имуществом без специального регулирования со стороны государства. Скачать для просмотра и печати:

На какие услуги выдается

Согласно 162-й статье ЖК, управляющая организация обязана подписать договор с жильцами. В данном соглашении указываются те виды услуг, предоставление которых она гарантирует. То есть выбор отдается на откуп сторон договора . Они могут выбрать из такого основного перечня:

  1. содержание и текущий ремонт МКД;
  2. аварийное обслуживание и организация контроля на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  3. предоставление жилищно-коммунальных услуг путем составления соглашений с соответствующими компаниями;
  4. прием обязательных взносов с жильцов;
  5. работы по благоустройству придомовой территории;
  6. документооборот, в том числе сохранность бумаг;
  7. иные.
Важно: для заключения договора с жильцами на соответствующий вид обслуживания необходимо сначала получить лицензию.

Как получить разрешительный документ

Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.
  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.
Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике. Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Лицензионные требования

Комиссия, занимающаяся выдачей разрешительных бумаг, будет проверять все аспекты претендента. Этот коллегиальный орган несет ответственность перед населением и властями за работу управляющих организаций. Кроме того, комиссия обязана подчиняться всем нормам законодательства. А они таковы:

  1. претендент обязан иметь оформленное юрлицо или предпринимательство:
    • в регистрационных документах иметь соответствующий ОКВЭД (код деятельности);
  2. руководитель ООО или ИП обязан иметь квалификационный аттестат в соответствии со статьей 202 ЖК;
  3. не допускается лицензирование лиц:
    • имеющих судимость за преступления:
      • в экономической сфере;
      • средней тяжести, а также тяжкие;
      • ранее уже получавшие разрешительный документ, действие которого аннулировано по инициативе комиссии (в любо субъекте РФ, проверяется по сводному реестру);
  4. имеющие дисквалификацию по данному виду работы.

Важно: в процессе осуществления полномочий предприниматель обязан обеспечивать:

  • соблюдение Правил предоставления услуг жильцам (правительственное Постановление № 354 от 06.05.2011);
  • свободный доступ к финансовым показателям и иным параметрам, характеризующим работу управляющей организации.

Скачать для просмотра и печати:

Квалификационный аттестат


Допускают к руководству жилищным фондом только людей, доказавших свою квалификацию
. Тестирование проходит в форме экзамена. Вопросы готовит уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти федерального уровня:

  • по времени тест занимает до двух часов;
  • успешно его прошедшим считается человек, набравший не менее 172 баллов;
  • плата за участие в экзамене не взимается.
Важно: аттестат необходимо обновлять каждые пять лет. Именно таков срок действия документа.

Какие документы нужно готовить

В жилищную комиссию подаётся заявление претендента. К нему прилагаются такие копии:

  1. полученного аттестата;
  2. для организаций:
    • устава с нотариальным заверением;
    • приказа о назначении должностного лица;
    • справки о внесении изменений в регистрационные документы (если таковые осуществлялись);
  3. для ООО и ИП:
    • свидетельства о госрегистрации;
    • протокола решения об образовании ООО;
  4. все должны приложить оригинал платежного документа на внесение госпошлины;
  5. опись вложений.
Важно: комиссии отведено тридцать дней на изучение документов претендента и проверку вероятных обстоятельств, не позволяющих доверить ему управление МКД.

Причины отказа

Как правило, не выдают разрешительную бумагу нарушителям действующего законодательства. В данном случае причиной может оказаться одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • наличие непогашенной судимости;
  • присутствие в реестре:
    • дисквалифицированных;
    • лиц, лицензии которых аннулированы;
  • наличие взысканий по поводу сокрытия информации о ходе обслуживания МКД (в прежние периоды).
Внимание: комиссия обязана сообщить претенденту на лицензирование о принятом отрицательном решении с указанием причины.

Как подать заявку

В соответствии с методикой осуществления документооборота пакет можно передать в комиссию одним из следующих способов:

  • лично или через представителя, имеющего доверенность;
  • почтовым отправлением с описью вложений;
  • в электронном варианте с заверением цифровой подписью.

Внимание: на руки заявителю выдается копия описи, на которой поставлена отметка о приеме пакета:

  • оттиск штампа;
  • подпись должностного лица с расшифровкой;
  • дата.

Если заявка передана не лично, то копию описи пришлют тем способом, которым воспользовался претендент.

Кто выдает лицензию

После обработки документов и принятия положительного решения, производится изготовление разрешения. Оно представляет собой двусторонний документ формата А4, на котором указано:

  1. наименование:
    • лицензированной организации или имя ИП;
    • органа, выдавшего разрешение;
  2. номера и региона действия.
Важно: госпошлина за лицензирование составляет 30 000 руб.

Требования законодательства к лицензированным управленцам

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:

  • если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
  • то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.

Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:

  • внеплановых;
  • периодических.

Важно: при выявлении неоднократных нарушений лицензия может быть.