Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников

Методическая разработка посвящена проблеме использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Демонстрируются возможности использования интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, даются примеры из практического опыта.

Данная разработка может быть полезна работникам системы дошкольного образования, а также представляет интерес для родителей дошкольников.

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом. Сделать обучение дошкольников интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим¸ не утомительным призваны новые педагогические технологии.

Сегодня вряд ли актуален вопрос - нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Пришло время разобраться, какие устройства наиболее эффективны для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, следует помнить, что недостаточно приобрести современную технику, важно уметь работать с ней так, чтобы она приносила пользу. В частности, надо уметь воспользоваться возможностями нового оборудования в ходе непосредственно образовательной и досуговой деятельности с детьми. Кроме того, для такого устройства должны быть доступны интерактивные задания, развивающие игры - одним словом, ресурсы, которые нужны педагогу для работы с воспитанниками. Это особенно актуально, если воспитатель вынужден пользоваться только готовыми заданиями.

Не все новые виды интерактивного оборудования могут похвастаться такой полезностью. Разработка методик их применения - вопрос времени, но проблемы с ресурсами оказываются наиболее серьезными.

Трудно переоценить потенциал интерактивных полов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но без развивающих ресурсов эти устройства бесполезны. Между тем в комплект поставки входит лишь небольшой пакет заданий развлекательного характера. Создать свою разработку для интерактивного пола воспитатель не может, а готовые предлагают только зарубежные производители. Интерактивные полы не становятся от этого менее ценными устройствами для работы с дошкольниками, но практически значимое их использование откладывается на неопределенный срок.

Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогам и специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Под ИКТ подразумеваются использование:

Компьютера;

Интернета;

Телевидения;

Мультимедиа;

Аудио-визуального оборудования, всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения станут отличными помощниками в диагностики развития детей: развитие внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.

«Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Целесообразность использования интерактивных дидактических игр, согласно ФГТ, на разных этапах непосредственно образовательной деятельности (НОД) различна. А определение места интерактивной дидактической игры в структуре НОД во многом зависит от правильного понимания педагогом функций дидактических игр и их классификации.

Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого направления необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии, отвечающие следующим требованиям:

  1. Владеют основами работы на компьютере.
  2. Имеют навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеют основами работы в сети Интернет.
  4. Соблюдают санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых интерактивных технологий в дошкольном детстве.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Использование интерактивных игр в работе с родителями

Калинчикова Наталья Александровна

Воспитатель

МБДОУ№ 27, город Канск

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Главная задача взаимодействия педагогов с родителями – установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

Интерес родителей заключается в качественном уходе и образовании ребенка и собственном росте как воспитателя своего ребенка.

Мы уверены, что нужны новые, эффективные формы сближения детей, родителей и педагогов. Речь не идет о полном отказе от традиционных форм. Но наряду с ними использование и поиск новых нетрадиционных форм работы с применением методов активизации родителей становится залогом повышения уровня педагогической культуры родителей.

Первоначально мы использовали такую форму работы, как «Семейные проекты». Ведь это так интересно, когда малыш вместе с папой, мамой, братьями и сестрами «работает» над каким-то «открытием», а потом рассказывает ребятам своей группы о том, что получилось.

Использование метода проектов показало, что большинство родителей наших воспитанников достаточно хорошо владеют компьютером. Компьютер, на сегодняшний день, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии ребенка.

Поэтому следующим этапом сближения родителей, детей и педагогов нашей группы стало целенаправленное применение информационных технологий.

В семьях большинства детей есть компьютеры, родители ищут информацию в сети
и пользуются ими ежедневно. Пользуются компьютерами дома и дети, которые играют
в компьютерные игры.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время особо актуально.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» говорится о том, что основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Интерактивные игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.

Одна из главных задач интерактивных игр – способствовать ребенку стать активным субъектом, а не пассивным объектом родительского и педагогического воздействия. Это позволяет ребенку осознанно усваивать знания.

Применение интерактивных методов обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.
Использование новых непривычных приемов закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Предлагая ребенку интерактивную игру, мы тем самым дарим ему совершенно особое время. В ходе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются со своими родителями не так, как в обычной жизни, обогащают общение душевной теплотой, чуткостью и уважением.

К сожалению, наш детский сад на сегодняшний день недостаточно оснащен компьютерами. Мы стараемся восполнить этот пробел, активно привлекая к сотрудничеству родителей. Основным направлением применения методики интерактивного общения с родителями мы выбрали «цепочку» ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР – РЕБЕНОК.

Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.

Мы нашли интерактивным играм применение в виде семейной медиатеки.

На первых этапах мы предлагаем игру сами. Каждому ребенку подбираются игры с учетом его уровня развития на закрепление и расширение опыта, а также игры, стимулирующие продвижение вперед, ориентированные на зону ближайшего развития.

Например, мы можем предложить такие интерактивные игры по разделам:

«Конструирование» (образовательная область «Познание»): «Четвертый лишний», «Подбери детали»;
«Экология» (образовательная область «Познание»): «Экосистемы»;
«Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание»): «Найди постройку»;
«Логика» (образовательная область «Познание»): «Классификация».

Мы заметили, что родители проявили большой интерес к нашим играм и стали спрашивать, не появились ли новые игры.

Этот проект рассчитан на длительную перспективу. Он должен охватить в будущем все возрастные группы реализуемой программы, с учетом ведущего раздела и интеграции образовательных областей в каждом возрасте.

В нашей семейной медиатеке мы планируем создать несколько разделов образовательной области «Познание»:

Конструирование.
Ознакомление с пространственными отношениями.
Развитие логического мышления.
Развитие экологических отношений.

Таким образом, родители смогут дома, отдохнув от дневных забот, помочь ребенку закрепить и освоить более качественно материал, с которым мы работали на занятиях.

Мы предполагаем, что использование интерактивных игр позволит не только повысить качество образовательного процесса, но и создаст условия для организации дистанционного общения педагогов группы, специалистов и родителей. Мы планируем отслеживать результаты с помощью анкетирования, бесед и результатов диагностики. Использование компьютерных и интерактивных технологий – это первый опыт совместной деятельности детей и родителей в нашем детском саду и в нашей группе в частности.

При этом не обошлось и без трудностей. Казалось бы, чего проще – скачать из Интернета готовые игры и играть. Но нам в первую очередь нужны игры для решения задач нашей программы. И поэтому эти игры нам пришлось придумывать и создавать самим. Это трудоемкий процесс. Итоги работы подводить еще рано, но первые шаги дают положительный результат.

Интерактивные методы:
ставят родителей в активную позицию;
повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
проясняют родительские ожидания, представления;
позволяют углубить и обогатить взаимодействие педагога на родителей.

В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Мы считаем, что использование интерактивных методов будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами.


В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Одними из приоритетных задач муниципальной модели дошкольного образования г. Перми являются:

  • разработка механизмов эффективного использования технологий практико-ориентированной деятельности
  • информационных умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • разработка элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • увеличение масштаба применения игровых технологий в образовательном процессе.

В решении данных задач все шире проявляется роль интерактивных технологий в системе дошкольного образования. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютерами, интерактивными досками, мультимедийным оборудованием, мобильным планетарием, интерактивной песочницей, электронными конструкторами, конструкторами LEGO.

1. Интерактивные доски.

В воспитательно-образовательном процессе задействованы две интерактивные доски (одна расположена в компьютерном классе, другая - в кабинете методиста). Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Именно поэтому многие педагоги нашего дошкольного учреждения используют не только мультимедийное оборудование, но и интерактивную доску при демонстрации презентаций, детско-родительских проектов, просмотров научных фильмов. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. В процессе реализации региональной программы «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» дети совместно с педагогом решают игровые проблемные ситуации не только за компьютером, но и манипулируя специальными маркерами на интерактивной доске. Учитель–логопед использует интерактивную доску работая с подгруппой детей на автоматизацию звуков с применением компьютерных игр. Увлекаясь игрой, дети ведут себя непринужденно, именно в непосредственной обстановке и происходит автоматизация звуков. В рамках реализации муниципальной модели дошкольного образования г. Перми в нашем детском саду разработаны краткосрочные образовательные практики с использованием интерактивной доски «Точечный рисунок» (умение создавать простейшие рисунки с помощью основных фигур с использованием заливки), «Малыш, меня услышь?» (умение дифференцировать звуки).

Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

2. Мобильный планетарий.

«Изюминкой» нашего дошкольного образовательного учреждения является мобильный планетарий. Само название говорит за себя: мобильный значит - передвижной, планетарий от лат. planetarius «звездочёт, астролог» - прибор, проекционный аппарат, позволяющий проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел, а также моделировать их движение. Данные конструкции используются в детских садах, школах, детских лагерях, сравнительно недавно. Концепция мобильного планетария показалась интересной и перспективной, на сегодняшний день можно утверждать, что подвижные (мобильные) планетарии входят в моду. Планетарий является одним из вариантов системы интерактивного обучения. Она позволяет добиться полного погружения в материал. Чтобы описать эффект, можно провести аналогию с телевизором. Вы видите на экране планету, но это «плоская» картинка. Если надеть 3D очки, создастся иллюзия того, что планета немного вылетает из телевизора. А в планетарии вы увидите планету, которая летит прямо на вас, пролетает над головой и исчезает за вами.

Когда дети заходят внутрь планетария, за счет необычной подачи материал усваивается гораздо быстрее и эффективнее. Эмоциональная составляющая накладывается на информационную. В среднем обучающие фильмы по своей продолжительности 15-20 минут, но за это время дети запоминают больше, чем за обычную непосредственно-образовательную деятельность в группе.

Тематика видеофильмов может быть разнообразна. Основными направлениями деятельности нашего «Мобильного планетария» стали:

  1. Популяризация н аучных знаний в области астрономии и космонавтики (первичные представления о космосе, Вселенной, планете Земля).
  2. Совершенствование комплекса организационно-педагогических условий экологического образования дошкольников (беседы о природных явлениях, наблюдения, эксперименты).
  3. Организация досуговой деятельности развивающего и воспитывающего характера.

Работа «Мобильного планетария» стала неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду. Ежеквартально (1 раз в три месяца), в соответствии с комплексно-тематическим планированием мы приглашаем детей 3-7 лет на просмотр видеофильмов.

Во время недели функционирования планетария, каждый вечер у родителей есть уникальная возможность посетить сеанс просмотра фильма вместе со своим ребенком. Родители проявляют высокую активность, всегда планетарий собирает большое количество зрителей. Море незабываемых впечатлений для детей и взрослых. Фильмы планетария в доступной форме детям рассказывают о планетах солнечной системы, о первых покорителях космоса. Также есть возможность увидеть близко нашу планету, луну, звезды, метеориты, окунуться и ощутить себя частицей громадного мироздания.

3. Интерактивная песочница

В январе 2015 года в дошкольное учреждение была приобретена

интерактивная песочница. Интерактивная песочница - это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Как известно, теоретическая информация, пусть даже в интерактивном виде, не в полном объеме усваивается ребенком. Но то, что сделано своими руками – это уже собственный опыт. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода , помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки. Все дети нашего детского сада посещают сенсорную комнату, где расположена интерактивная песочница. На встречах «Минутки позитива» педагог-психолог организует деятельность детей, используя интерактивную песочницу как интерактивный стол и непосредственно как песочницу. В программном обеспечении песочницы имеются обучающие игры по направлениям познание «Окружающий мир» и «Развитие речи» для детей 3-7 лет.

4. Конструкторы LEGO. Робототехника.

Программа «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.

Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов:

  1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
  2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
  3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
  4. Это этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

Робототехника в нашем детском саду также проходит в рамках краткосрочных образовательных практик. Два раза в неделю дети старших возрастных групп (5-7 лет) занимаются робототехникой. На занятиях дети свободно передвигаются по всему кабинету, не ограничиваются рамками стола. Чтобы в дальнейшем свободно использовать элементы ЛЕГО, они изучают их на ощупь, используют разные варианты скрепления, привыкают к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто играют с ним.

5. Электронные конструкторы

В 10-и группах детского сада (средние, старшие и подготовительная к школе группа) имеются электронные конструкторы серии «Знаток». Электронный конструктор "Знаток" включает десятки элементов, из которых дети могут составлять электрические цепи. Соединяя по схеме выключатели, лампочки, светодиоды, электромотор и другие элементы электроники, наши воспитанники собирают музыкальные звонки, сигнализацию, вентилятор и многое другое. Простота соединения и ясность описания в инструкции к электронному конструктору "Знаток" позволяет собрать схемы даже ребенку пяти лет. Конструктор также является и базой для различных экспериментов и наблюдений. Дети собирают электронный конструктор в самостоятельной деятельности, чаще подгруппой под руководством воспитателя. Поскольку это происходит во второй половине дня, иногда к конструированию подключаются родители. Занимаясь с электронным конструктором, ребенок, какого возраста он ни был, получает основные знания из области электрики и электроники. В дальнейшем эти знания помогут ребенку при изучении физики в школе. Ведь теоретический курс физики не будет для ребенка занудной абстракцией, а только дополнит и расставит по местам уже имеющиеся практические знания. Кроме того, умение разобраться в электрической схеме или понять принцип действия электронного устройства, обязательно пригодится ребенку во взрослой жизни, даже если его профессия не будет связана с физикой.

Использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды, что является главной целью дошкольного образования г. Перми.

«Использование интерактивного оборудования в деятельности педагога

ДОО»

В современном мире, мире компьютеризации, постоянное совершенствование мультимедиа технологий, информатизации сферы образования позволяет сделать заключение, что данное направление развития является важнейшим приоритетом Российского образования и науки. Если для примера рассмотреть нормативные документы, такие как ФЗ «Об образовании», «Концепцию модернизации российского образования», то можно выделить такой аспект, что для достижения нового качества образования следует осуществлять информатизацию образования и оптимизацию методов обучения. А также следует отметить, что компьютерные технологии в настоящий момент призваны стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.

Сегодня появился новый уровень дошкольного образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

С введением ФГОС дошкольного образования в нашей организации были привнесены ряд требований. В первую очередь, это: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке, невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

В нашем детском саду активно используются ИКТ. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольной образовательной организации зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии используются как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и сотрудничестве с родителями, общественностью, как популяризации деятельности детского сада.

В отличие от обычных технологических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет воспитателям создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,

мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписания занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

В настоящее время ИК-технологии позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, позволяет подготовить дошкольников к тому, чтобы они смогли наилучшим образом проявить себя в современном мире и внести свой вклад в создание «общества глобальной компетентности».

Литература:

    Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений [Текст]. – М., 2003.

    Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы инспользования [Текст]. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 204 с.

    Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции/ С. А. Езопова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №6. – С. 8-10.

«Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности для развития личности дошкольника»

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всестороннему развитию личности малыша.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В последние годы дошкольные учреждения оценили эти возможности и все чаще приобретают интерактивные доски.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы.

1 .Значение интерактивных игр в развитии дошкольника.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. С декабря 2013 года в детском саду используется интерактивная доска Star Board ( Hitachi ) - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

Согласно п.5.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные нормы содержат требования к условиям искусственного освещения помещения.При использовании ИДнеобходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН мы можем применять ИД каждый день только на 1 занятии и не более 2 - 10 мин в зависимости от возраста детей.

Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является распространенной в мире и безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьмиразличных физиологических особенностей («левша», «правша»), и с детьми ограниченных возможностей. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

Большая площадь поверхности ИД превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Сл.2 В детских садах не следует ориентироваться на некие «абсолютные» нормы, а выбирать высоту таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортную работу и детям и воспитателям.

При начале работы с доской необходимо включить калибровку для настройки точности совмещения пера илируки при работе на доске.

2 . Создание игр с использованием интерактивной доски.

Работа с ИД имеет свои особенности. В нашем детском саду оборудована групп с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха обязательно проводится: проветривание группы до и после занятий, влажная уборка до и после занятий.

Материал для работы с ИД тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Создание интерактивных ресурсов для детского сада имеет определенную специфику. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.


Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. (Сл. 3) С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".


Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и педагоги зачастую недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе.

Сл.4 Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ).

На страницах сайтов Интернет много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надо только заметить, что материала для дошкольников не так много и в основном располагают материал для начальной школы. Но так как воспитатели люди творческие, то тем, кто овладеет навыками работы с программой, не составит большого труда переработать эти задания, сделать их более яркими и интересными, доступными для дошкольников. Даже если само занятие покажется скучным и неинтересным, то наверняка в нем найдется какой - нибудь занимательный интерактивный прием, который можно взять себе на вооружение. Как только вы во всем разберетесь, то, конечно же, становится интересно придумывать и реализовывать в своей деятельности свои разработки и различные интерактивные приемы. Как это делаем мы.

Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм создания интерактивных игр:

    определить тему, тип и цель игры;

    составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

    продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

    из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

    рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;

    отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

    составляется временная развертка (поминутный план) занятия;

    из найденного материала собирается презентационная программа.

3. Практическое использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ.

В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях образовательного процесса. Это творческие игры по технологии ТРИЗ, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры по математике и обучению грамоте, игры на развитие логического мышления и т.д. Проводятся мастер- классы для педагогов детского сада и родителей.

4. Показ создания интерактивных игр.

Я хочу показать несколько приемов при работе с ИД.

Презентация.

Также, для создания игр мы используем программы входящие в комплект нашей ИД, в которых можно создавать и сохранять игры.

5 .Вывод.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.