Отдел безопасности в организации. Служба безопасности предприятия и ее функции

      Глубоко заблуждается тот, кто считает, что безопасность бизнеса — эдакое «отдельно стоящее пугало» — зависит только от наличия крепких мускулистых парней и высоких заборов. Настоящая безопасность не должна быть очевидной. Здесь совершенно неуместны разовые меры или кавалерийские наскоки, дающие сиюминутный результат. Эффективная безопасность подразумевает целую систему мер при общей заинтересованности каждого сотрудника в пользовании ею.

Безопасность — фундамент бизнеса
Оперативная обстановка в компании, непосредственно влияющая на состояние ее дел, если она занимается металлоторговлей, и вытекающие из этого задачи службы безопасности — фундамент, на котором строится защита бизнеса. По понятным причинам уровень требований к прочности такого фундамента весьма высок.
Прежде всего, хотелось бы обозначить видение проблемы, без понимания которой нецелесообразно не только организовывать службу безопасности, но даже и обсуждать эту тему. Речь идет об устойчивых заблуждениях руководителей некоторых компаний насчет истинной роли безопасности. Неверные представления приводят к ситуации, когда руководитель превращает систему защиты либо в пугало, либо в подразделение типа «чего изволите?». И то и другое бесперспективно — примеров множество, в том числе и в мировой истории. Когда усилия безопасности были направлены на ложный путь, бесследно исчезали не только фирмы и медиагруппы, но и целые государства с хорошо обученной армией с высоким боевым духом.
Средств обеспечения безопасности работы компании много. Рекомендации по их применению тоже встречаются часто — выбор есть. Дело за малым: что именно взять на вооружение? Перед тем как принять решение, руководителю нужно, во-первых, максимально четко обозначить конкретные задачи подразделения безопасности, а затем доверить организацию этой работы профессионально подготовленному специалисту. Уважающий себя профессионал не возьмется за создание системы безопасности, если ее задачи размыты или неконкретны. Во-вторых, если специалист взялся за их выполнение, то теперь уже руководитель фирмы должен проявить терпение. Особенно если решение о создании службы безопасности принято не одновременно с основанием фирмы, а на пятом, шестом и т. д. году ее существования.

Если появляются недовольные, значит, вы на правильном пути
От руководителя службы безопасности невозможно ждать сиюминутных результатов, какие бы меры он ни принимал.

      Настоящая безопасность достигается не столько за счет отдельных мер, сколько за счет внедрения их системы. А чтобы эта система заработала, нужно время.

В первую очередь, к требованиям безопасности должен адаптироваться персонал компании, особенно если ранее такое подразделение на предприятии отсутствовало. Что особенно важно в период становления подобной службы?
1. Задача службы безопасности — вырабатывать, координировать и совершенствовать меры безопасности. Но свою причастность к обеспечению безопасности должны усвоить все сотрудники без исключения.
2. Не старайтесь понравиться всем. Главное внимание уделяйте своим задачам и их профессиональному выполнению. Не стоит бояться недовольных вашей работой: если таковые появляются — скорее всего, вы на правильном пути.
3. Объективно оценивайте оперативную обстановку. Для максимально полной оценки ситуации учитывайте информацию разного «калибра»: от финансово-экономического состояния конкурентов, криминальных структур, проявляющих интерес к предприятиям, работающим на рынке металлоторговли), до социально-психологического климата в коллективе, стиля работы руководителей, их планов, видения перспектив, наличия в компании «неформальных лидеров», их роли и т. д.
А теперь главное: какой должна быть система мер по обеспечению безопасности предприятия (см. рис. 1).

Предлагаемая схема довольно проста, но требует некоторых комментариев. Подразделения безопасности, подчиненные руководителю службы, создаются с учетом каждого конкретного предприятия. Они могут формироваться по линейному принципу (например, «организация работы по предотвращению хищений на объектах компании») или по объектовому («комплекс мер по обеспечению безопасности цеха пластмасс»). Если бизнес компании имеет специфические особенности, можно использовать смешанный принцип.
На большинстве предприятий подразделения безопасности формируются по следующим направлениям: экономическая безопасность, внутренняя безопасность, информационная безопасность, информационно-аналитическая работа... Перечисленные направления организационно входят в обозначенный на схеме блок «Подразделения безопасности». Смысл функционирования системы заключается в следующем.
Наряду с выполнением своих прямых должностных обязанностей руководитель подразделения безопасности опосредованно влияет на действия персонала компании, используя утвержденные генеральным директором нормативные документы компании (приказы, указания, инструкции и т. п.). При их подготовке руководитель службы безопасности органично вписывает в регламентирующие документы задачи безопасности или какую-то их часть.
Для качественной организации работы предлагается схема управления и контроля эффективности функционирования системы, представленная на рис. 2.

Все без исключения сотрудники службы безопасности от начальника до дежурного на пропускном пункте обязаны четко усвоить содержание нормативных документов. Руководителям подразделений следует периодически проводить проверку усвоения материалов путем инструктажа или принятия зачетов.
Положения, изложенные на этапах 1-3, должны быть обязательно отражены в плане работы службы безопасности. Запланированные мероприятия должны удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать уровню поставленных задач, содержащихся в приказах и должностных инструкциях;
  • иметь практическую преломляемость;
  • предусматривать конкретные сроки выполнения;
  • обеспечивать возможность проверки результата.
    В отчете кратко излагаются результаты выполнения запланированных, а также непредвиденных задач (возникших в связи с изменениями в оперативной обстановке, под влиянием неожиданных ситуаций и т. п.). В случае неисполнения некоторых плановых позиций указываются причины.
    С помощью анализа определяются:
  • оценка эффективности выполнения поставленных задач;
  • пути совершенствования деятельности службы безопасности и компании в целом.

    Анализируй и совершенствуй
    Результаты аналитической работы должны привносить качественные изменения в задачи, нормативные документы, должностные инструкции и т. д. в целях обновления фундаментальной базы безопасности путем ее подъема на более высокий и качественный уровень.
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. В качестве примера можно детализировать и представить схематически работу по направлению «экономическая безопасность» (рис. 3).
    В свою очередь каждый из вышеперечисленных элементов экономической безопасности также может быть конкретизирован, снабжен соответствующей нормативной базой. Для примера возьмем такое направление, как «возврат просроченной дебиторской задолженности», и изобразим схематично, как можно организовать подобную работу (рис. 4).
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. По аналогии с разделом «экономическая безопасность» организуется работа и по другим направлениям. Возникает своеобразная цепная реакция. Контроль службы безопасности присутствует практически во всех звеньях компании. Из рис. 4 видно, как вовлекается в обеспечение безопасности персонал компании.

        Существенный элемент системы — аналитическая работа подразделения, постоянные интеллектуальные усилия всех и каждого по выработке основного аналитического продукта, отвечающего на вопрос: что делать компании завтра?

    Составными частями данного продукта являются:

  • объективная оценка исследуемого направления в деятельности фирмы;
  • основные причины, повлиявшие на положительные или отрицательные результаты работы;
  • прогноз развития обстановки по основным составляющим предпринимательской деятельности;
  • конкретные меры по совершенствованию управления компанией (уточнение нормативной базы, стратегия и тактика кадровой политики и т. п.)
    Этот продукт должен быть качественным, так как он обеспечивает ту самую обратную связь между генеральным директором и руководителем службы безопасности, на основании которой руководитель компании убеждается, что не зря выделяет средства на службу безопасности. А если система защитных мер станет осью совершенствования работы компании, то применение известной формулы «деньги-товар-деньги» должно, на наш взгляд, положительно сказаться на росте заработной платы подразделения.

    Защищая бизнес, мы приумножаем доходы от него
    Главный признак стабильного бизнеса — наличие команды. Ее основные характеристики знакомы всем: общая нацеленность на результат, взаимозаменяемость, единая система вознаграждения. Важно, чтобы работали все организационные принципы команды. Баланс интересов обязателен. В противном случае, особенно если баланс нарушается довольно часто, команда превращается в группу со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для фирмы.

    Подведем итог
    Меры безопасности должны не только действовать в каждом звене компании, но и вплетаться во все виды коммерческой, хозяйственной и иной деятельности. Поскольку важнейшим показателем эффективности работы коммерческой структуры является прибыль, умело выстроенная система мер обязана стать активом в достижении этой цели.
    Став равноправными членами команды, обеспечивая стабильность, сотрудники службы безопасности завоюют репутацию не только надежных защитников бизнеса, но и активных его участников.

  • Служба безопасности – одна из важнейших структурных единиц любого современного предприятия, отвечающая за обеспечение безопасности проведения производственных и прочих внутренних процессов от несанкционированных посягательств. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, чем занимается служба безопасности предприятия и какими полномочиями она располагает.


    Задачи и функции службы безопасности

    Служба охраны занимается следующими задачами:

    • обеспечением безопасности деятельности компании;
    • организацией грамотных правовых и прочих взаимодействий;
    • исключением вероятности несанкционированного доступа к информации;
    • контролем соблюдения правил доступа и допуска к предметам коммерческой тайны;
    • своевременным выявлением и перекрытием каналов утечки информации;
    • охраной зданий, помещений, всевозможного оборудования и прочей собственности компании.

    Таким образом, служба охраны отвечает за обеспечение безопасности внутри компании по всем возможным направлениям деятельности.

    Среди ключевых функций рассматриваемой службы следует выделить нижеперечисленные положения:

    • организация и обеспечение с последующим контролем соблюдения установленного пропускного режима;
    • контроль выполнения работ по вопросам организационного и правового урегулирования;
    • участие в подготовке основополагающих документов, тем или иным образом затрагивающих вопросы безопасности;
    • изучение всевозможных коммерческих, финансовых, производственных и прочих тайн с целью их последующей защиты;
    • организация и контроль за проведением служебных расследований при выявлении факта любого рода нарушений;
    • организация и проведение регулярной подготовки сотрудников по направлениям, затрагивающим вопросы коммерческой тайны, с целью обеспечения защиты секретов компании;
    • ведение учета сейфов и прочих подобных хранилищ;
    • поддержание контактов с правоохранительными органами и прочими подведомственными структурами в случае появления такой необходимости.

    Состав, права и обязанности службы безопасности

    Служба безопасности относится к числу самостоятельных организационных единиц. Подчиняется руководителю предприятия. Во главе службы – начальник, по совокупности выполняющий функции зама руководителя по безопасности.

    В состав службы безопасности входят нижеперечисленные структурные единицы:

    • отделы охраны и режима;
    • спецотдел, уполномоченный заниматься обработкой секретной документации;
    • инженерно-техническая группа;
    • служба безопасности, осуществляющая контроль внешней деятельности компании.

    Служба охраны имеет право на:

    • требование от работников компании, клиентов и партнеров соблюдения положений, тем или иным образом затрагивающих вопросы коммерческой тайны;
    • внесение предложений по всестороннему улучшению мероприятий, направленных на защиту коммерческой тайны.

    Перечень обязанностей сотрудников службы безопасности состоит из следующих пунктов:

    • осуществление контроля за выполнением положений по соблюдению коммерческой тайны;
    • подготовка докладов для непосредственного руководства об имеющихся нарушениях в отношении защиты коммерческой тайны и прочих положений, способных навредить компании;
    • исключение возможности несанкционированного доступа к коммерческой тайне и прочим материалам, требующим соответствующей защиты.

    Представители службы безопасности несут личную ответственность за нарушение коммерческой тайны и не использование своих полномочий во время выполнения прямых функциональных обязанностей.

    Положения, которые были рассмотрены выше, могут меняться, дополняться и сокращаться в зависимости от особенностей деятельности конкретного предприятия и особенностей его внутренней политики.

    Служба безопасности – одна из важнейших структурных единиц любого современного предприятия, отвечающая за обеспечение безопасности проведения производственных и прочих внутренних процессов от несанкционированных посягательств. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, чем занимается служба безопасности предприятия и какими полномочиями она располагает.


    Задачи и функции службы безопасности

    Служба охраны занимается следующими задачами:

    • обеспечением безопасности деятельности компании;
    • организацией грамотных правовых и прочих взаимодействий;
    • исключением вероятности несанкционированного доступа к информации;
    • контролем соблюдения правил доступа и допуска к предметам коммерческой тайны;
    • своевременным выявлением и перекрытием каналов утечки информации;
    • охраной зданий, помещений, всевозможного оборудования и прочей собственности компании.

    Таким образом, служба охраны отвечает за обеспечение безопасности внутри компании по всем возможным направлениям деятельности.

    Среди ключевых функций рассматриваемой службы следует выделить нижеперечисленные положения:

    • организация и обеспечение с последующим контролем соблюдения установленного пропускного режима;
    • контроль выполнения работ по вопросам организационного и правового урегулирования;
    • участие в подготовке основополагающих документов, тем или иным образом затрагивающих вопросы безопасности;
    • изучение всевозможных коммерческих, финансовых, производственных и прочих тайн с целью их последующей защиты;
    • организация и контроль за проведением служебных расследований при выявлении факта любого рода нарушений;
    • организация и проведение регулярной подготовки сотрудников по направлениям, затрагивающим вопросы коммерческой тайны, с целью обеспечения защиты секретов компании;
    • ведение учета сейфов и прочих подобных хранилищ;
    • поддержание контактов с правоохранительными органами и прочими подведомственными структурами в случае появления такой необходимости.

    Состав, права и обязанности службы безопасности

    Служба безопасности относится к числу самостоятельных организационных единиц. Подчиняется руководителю предприятия. Во главе службы – начальник, по совокупности выполняющий функции зама руководителя по безопасности.

    В состав службы безопасности входят нижеперечисленные структурные единицы:

    • отделы охраны и режима;
    • спецотдел, уполномоченный заниматься обработкой секретной документации;
    • инженерно-техническая группа;
    • служба безопасности, осуществляющая контроль внешней деятельности компании.

    Служба охраны имеет право на:

    • требование от работников компании, клиентов и партнеров соблюдения положений, тем или иным образом затрагивающих вопросы коммерческой тайны;
    • внесение предложений по всестороннему улучшению мероприятий, направленных на защиту коммерческой тайны.

    Перечень обязанностей сотрудников службы безопасности состоит из следующих пунктов:

    • осуществление контроля за выполнением положений по соблюдению коммерческой тайны;
    • подготовка докладов для непосредственного руководства об имеющихся нарушениях в отношении защиты коммерческой тайны и прочих положений, способных навредить компании;
    • исключение возможности несанкционированного доступа к коммерческой тайне и прочим материалам, требующим соответствующей защиты.

    Представители службы безопасности несут личную ответственность за нарушение коммерческой тайны и не использование своих полномочий во время выполнения прямых функциональных обязанностей.

    Положения, которые были рассмотрены выше, могут меняться, дополняться и сокращаться в зависимости от особенностей деятельности конкретного предприятия и особенностей его внутренней политики.

    В общественном сознании все еще очень сильны стереотипы восприятия понятия «обеспечение безопасности» как чего-то, связанного с государст­венными интересами, осуществляемыми специальными государственными органами. Между тем законодательство под безопасностью понимает «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (закон от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»). Таким образом, на первое место законодатель ставит интересы личности. Одним из таких интересов является предпринимательская деятельность, осуществляемая индивидуально или путем совместного участия в создании юридического лица. В настоящей статье мы попытаемся дать несколько советов по обеспечению безопасности фирмы.

    Основной целью обеспечения безопасности организации является ограждение ее собственности и работников от внутренних и внешних угроз, выявление и, по возможности, устранение причин их возникновения.

    Каких угроз стоит бояться?

    К сожалению, обеспечение безопасности организации достаточно часто недооценивается ее участниками (акционерами) и руководителем организации. Нередко это приводит к очень серьезным последствиям, начиная с краж имущества и заканчивая захватами юридического лица целиком. Тогда как ряд достаточно простых, но проводимых в комплексе мероприятий может серьезно снизить данные риски. Прежде чем определять список этих мероприятий, необходимо оценить реальные угрозы. Их принято разделять на два вида:

      Внешние угрозы. К ним относятся:

      • деятельность недобросовестных конкурентов, направленная на подрыв деловой репутации организации, хищения ­принадлежащих ей ноу-хау, коммерческой тайны;

        действия рейдерских компаний или отдельных лиц, направленные на перехват управления организации или на захват ее имущества;

        гринмейл (greenmail, производное от green - «деньги» и blackmail - «шантаж»), то есть корпоративный шантаж ­в отношении организации;

        действия физических лиц из личной неприязни к юридическому лицу, его руководителям или сотрудникам, направленные на причинение ущерба материальным ценностям общества или его деловой репутации;

        неправомерные действия работников государственных ­силовых органов и т.д.

      К внутренним угрозам относятся:

      • нарушения работниками трудовой дисциплины;

        правонарушения работников, направленные на причинение материального ущерба организации или подрыв ее деловой репутации;

        «некачественный» подбор персонала и др.

    Что стоит защищать?

    Принято считать, что обеспечение безопасности организации направлено на защиту двух основных интересов общества. Первый - сохранение и приумножение его имущества, второй - обеспечение и защита деловой репутации. Если с первым интересом все ясно, то второй часто вызывает вопросы. Прежде всего - в виду сложности определения правовой природы самого явления и выбора способов защиты.

    Под деловой репутацией принято понимать качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (см., например, письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»). Она может быть оценена, а ущерб, ей нанесенный, измерен в денежном эквиваленте. Поэтому можно считать, что практически все действия, направленные на обеспечение безопасности организации, защищают ее имущественные интересы. В том числе и такие, на первый взгляд далекие от имущественной оценки, как контроль над подбором персонала или организация в СМИ публикаций с позитивными оценками деятельности организации или ее руководителей.

    Как построить систему безопасности?

    Система безопасности организации строится на целом ряде принципов. Они отражают основные требования к формированию стратегии и тактики действий по защите жизненно важных интересов организации. Основными принципами являются:

      своевременность и непрерывность. Предсказать покушения на интересы общества практически невозможно, поэтому при построении системы защиты необходимо действовать на опережение и не снижать уровень готовности к отражению внешних и внутренних угроз;

      комплексность. Защита должна строиться, исходя из готовности отражать посягательства одновременно по нескольким направлениям;

      активность. Система безопасности не может базироваться только на мерах пассивной защиты, но и должна исходить из готовности противодействия посягательствам всеми возможными способами, включая нестандартные меры защиты;

      законность. Система безопасности организации должна быть четко разработанной и действовать на основе и в рамках правил, ­разрешенных действующим законодательством;

      централизация управления. Высокотехничная и эффективная система обеспечения безопасности требует управления, основанного на четкой координации действий всех входящих в нее элементов. Такая ­координация предполагает наличие единого управленческого центра;

      взаимодействие и координация. Безопасность в функционировании организации достигается через четкое взаимодействие подразделений, непосредственно занимающихся обеспечением безопасности, и остальными подразделениями организации.

    Фиксация норм в локальных актах

    Высокий уровень взаимодействия между подразделениями возможен лишь при наличии общего регламента их действий, четко закрепленного в системе локальных нормативных актов организации . Основными ­документами, входящими в эту систему, являются:

      Положение о системе безопасности (концепция собственной безопасности);

      Положение о контрольно-пропускном режиме;

      Положение о коммерческой тайне;

      Положение о проведении служебных расследований.

    Кроме того, отдельные положения, регламентирующие действия по обеспечению безопасности, содержатся практически во всех локальных нормативных актах организации, в частности, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о структурных подразделениях и многих других.

    Основные направления работы

    Можно выделить следующие направления деятельности по обеспечению безопасности организации:

      работа с контрагентами. В данную область входит проверка будущих контрагентов, в зависимости от глубины планируемого сотрудничества устанавливаются: финансовое и имущественное состояние контрагента, наличие у лица, которое будет заключать сделку, прав на ее совершение, наличие и действительность лицензии (если его деятельность лицензируемая), отсутствие в отношении приобретаемого имущества спора или прав на него третьих лиц, определение аффилированных с контрагентом лиц, определение «истинных» владельцев бизнеса. Сюда же относятся поиски скрывающихся должников, осуществление комплекса мероприятий по взысканию просроченных долгов, реализация мер по розыску похищенного имущества;

      работа с правоохранительными органами по вопросам расследования преступлений и правонарушений, причинивших ущерб организации;

      информационно-аналитическое обеспечение (отслеживание ­материалов в прессе, содержащих упоминания об организации);

      информационно-пропагандистское обеспечение (создание ­в общественном сознании положительного имиджа организации);

      информационная защита (создание в организации системы защиты коммерческой тайны и обеспечение ее функционирования, в том числе через работу с персоналом, создание максимально защищенных от взлома компьютерных сетей, соблюдение режима работы с данной категорией информации (ст. 10, 11 закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

      правовая и психологическая работа с сотрудниками, нарушающими дисциплину труда и правила внутреннего распорядка организации. При этом под правовой работой понимается проведение служебных расследований, подготовка и составление всех необходимых документов для привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности;

      охрана объектов, принадлежащих организации, в том числе ­от проникновения третьих лиц;

      обеспечение личной безопасности руководителя и первых лиц ­организации, охрана жизни и здоровья работников.

    Кроме вышеперечисленных, в условиях российской действительности можно выделить также такое специфическое направление, как установление контакта с представителями муниципальной власти по месту расположения организации и представителями органов федеральной власти . В свете сложившейся в нашей стране практики данный вид превентивных мер по обеспечению безопасности может сыграть очень важную роль. Возможность прямого контакта с представителями властных и правоохранительных органов зачастую оказывается решающим фактором во многих ситуациях и просто необходима в случае попытки корпоративного захвата организации.

    Кто должен отвечать за безопасность организации?

    Исходя из приоритетности этих направлений, для организации строится и система внутренних органов, которая решает определенные задачи и отвечает на вызовы окружающей среды. В крупных организациях обычно создаются следующие структурные подразделения:

      Подразделение охраны. Оно осуществляет непосредственные меро­приятия по защите имущества и физической защите сотрудников организации;

      Оперативное подразделение. Занимается проведением служебных расследований, а также оперативно-розыскными мероприятиями. При этом необходимо помнить, что любые действия по сбору информации о физических или юридических лицах должны производиться в соответствии с действующим законодательством;

      Подразделение технической поддержки. Данный отдел занимается работой с высокотехнологическими приборами, без которых в настоящее время невозможно представить ни одну систему безопасности. Прежде всего речь идет о системах сигнализации и видеонаблюдения;

      Аналитический отдел. Данное подразделение, как правило, самое небольшое по численности, но выполняющее наиболее значимые функции в системе безопасности, такие, как разработка основных мероприятий по защите имущества, охрана коммерческой тайны общества и координация работы остальных подразделений системы безопасности.

    В некоторых случаях под контроль служб безопасности передают и отдел по связям с общественностью . Это особо актуально при проведении агрессивной брэндинговой политики, направленной на завоевание новых рынков сбыта. Во время подобных мероприятий организация становится особо уязвимой для так называемого «черного пиара» и, соответственно, должна максимально быстро реагировать на любые его проявления всеми доступными для нее средствами.

    Делать самим или привлечь специалистов?

    Практически все организации строят систему защиты на условиях объединения внутренних и внешних ресурсов. Данная политика, безусловно, оправдана. Привлечение сторонних организаций, специализирующихся на подобной деятельности, позволяет получить максимальный результат с минимальными затратами по сравнению с созданием системы ­безопасности с нуля.

    Наиболее часто по договору (аутсорсинг) специализированным агентствам передаются функции общей охраны объектов и физической защиты первых лиц организации. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с законом от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» данный вид предпринимательской деятельности является лицензируемым. Соответственно, прежде чем заключить договор с ЧОПом, следует проверить наличие у него необходимой документации. Также часто внешним профессионалам передается создание и поддержание работоспособности системы технических средств охраны и наблюдения. Разумным можно счесть привлечение со стороны высококлассных специалистов в области юриспруденции для разработки методов и мер корпоративной защиты организации.
    А вот полная передача аналитических функций сторонней организации не только не рациональна, она может оказаться просто опасной. Слишком много нитей контроля оказывается в руках, не подконтрольных руководству организации. Соответственно, чтобы решиться на такую передачу, необходимо быть уверенным не только в высоком уровне профессионализма специалистов, но и в высокой степени их лояльности.

    * * *

    Создание единой системы безопасности - довольно сложный процесс, требующий серьезных финансовых вложений. Подобные вложения достаточно часто не представляются руководителям организации оправданными. К сожалению, нередко они меняют свою точку зрения только после того, как понесут серьезные убытки.


    Служба безопасности предприятия выполняет следующие общие функции:

    Организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;

    Руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

    Участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечение безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

    Разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ, -организует и контролирует выполнение требований «ИНСТРУКЦИИ по защите коммерческой тайны»;

    Изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;

    Организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия;

    Разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие

    нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

    Обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

    Осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в части оговоренных в договорах условиях по защите коммерческой тайны;

    Организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был глубоко осознанный подход;

    Ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

    Ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

    Поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).

    52. Дискреционное управление доступом. Дискреционная политика безопасности. Матрица доступа. Основные свойства. Достоинства и недостатки. Области применения. Мандатное управление доступом. Мандатная политика безопасности. Метки безопасности. Основные свойства. Достоинства и недостатки в сравнении с дискреционной моделью. Области применения.

    Механизмы управления доступом являются основой защиты ресурсов, обеспечивая решение задачи разграничения доступа субъектов к защищаемым информационным и техническим ресурсам - объектам. В качестве субъектов в простейшем случае понимается пользователь. Однако в дальнейшем это понятие будет нами расширено.

    На практике наличие механизмов управления доступом необходимо, даже если в системе может находиться только один прикладной пользователь. Это вызвано тем, что, как правило, в системе должен быть также заведен пользователь с правами администратора, который настраивает параметры системы защиты и права доступа к ресурсам защищаемого объекта. При этом у администратора принципиально иные права, чем у прикладного пользователя.

    Дискреционная (матричная) модель

    Рассмотрим так называемую матричную модель защиты (ее еще называют дискреционной моделью), получившую на сегодняшний день наибольшее распространение на практике. В терминах матричной модели, состояние системы защиты описывается следующей тройкой:

    S - множество субъектов, являющихся активными структурными элементами модели;

    O - множество объектов доступа, являющихся пассивными защищаемыми элементами модели. Каждый объект однозначно идентифицируется с помощью имени объекта;

    М - матрица доступа. Значение элемента матрицы М определяет права доступа субъекта S к объекту О.

    Права доступа регламентируют способы обращения субъекта S к различным типам объектов доступа. В частности, права доступа субъектов к файловым объектам обычно определяют как чтение (R), запись (W) и выполнение (Е).

    Основу реализации управления доступом составляет анализ строки матрицы доступа при обращении субъекта к объекту. При этом проверяется строка матрицы, соответствующая объекту, и анализируется есть ли в ней разрешенные прав доступа для субъекта или нет. На основе этого принимается решение о предоставлении доступа.

    При всей наглядности и гибкости возможных настроек разграничительной политики доступа к ресурсам, матричным моделям присущи серьезные недостатки. Основной из них - это излишне детализированный уровень описания отношений субъектов и объектов. Из-за этого усложняется процедура администрирования системы защиты. Причем это происходит как при задании настроек, так и при поддержании их в актуальном состоянии при включении в схему разграничения доступа новых субъектов и объектов. Как следствие, усложнение администрирования может приводить к возникновению ошибок.

    Дискреционная модель управления доступом

    Следуя формализованным требованиям к системе защиты информации, основой реализации разграничительной политики доступа к ресурсам при обработке сведений конфиденциального характера является дискреционный механизм управления доступом. При этом к нему предъявляются следующие требования:

    Система защиты должна контролировать доступ наименованных субъектов (пользователей) к наименованным объектам (файлам, программам, томам и т.д.);

    Для каждой пары (субъект - объект) в средстве вычислительной техники (СВТ) должно быть задано явное и недвусмысленное перечисление допустимых типов доступа (читать, писать и т.д.), т.е. тех типов доступа, которые являются санкционированными для данного субъекта (индивида или группы индивидов) к данному ресурсу СВТ (объекту);

    Система защиты должна содержать механизм, претворяющий в жизнь дискреционные правила разграничения доступа;

    Контроль доступа должен быть применим к каждому объекту и каждому субъекту (индивиду или группе равноправных индивидов);

    Механизм, реализующий дискреционный принцип контроля доступа, должен предусматривать возможности санкционированного изменения правил или прав разграничения доступа (ПРД), в том числе возможность санкционированного изменения списка пользователей СВТ и списка защищаемых объектов.

    Право изменять ПРД должно предоставляться выделенным субъектам (администрации, службе безопасности и т.д.);

    Должны быть предусмотрены средства управления, ограничивающие распространения прав на доступ;

    Многоуровневые (мандатные) модели

    С целью устранения недостатков матричных моделей были разработаны так называемые многоуровневые модели защиты, классическими примерами которых являются модель конечных состояний Белла и Ла-Падулы, а также решетчатая модель Д.Деннинг. Многоуровневые модели предполагают формализацию процедуры назначения прав доступа посредством использования так называемых меток конфиденциальности или мандатов, назначаемых субъектам и объектам доступа.

    Так, для субъекта доступа метки, например, могут определяться в соответствии с уровнем допуска лица к информации, а для объекта доступа (собственно данные) - признаками конфиденциальности информации. Признаки конфиденциальности фиксируются в метке объекта.

    Примечание

    В связи с использованием терминов «мандат», «метка», «полномочия» многоуровневую защиту часто называют соответственно либо мандатной защитой, либо защитой с метками конфиденциальности, либо полномочной защитой.

    Права доступа каждого субъекта и характеристики конфиденциальности каждого объекта отображаются в виде совокупности уровня конфиденциальности и набора категорий конфиденциальности. Уровень конфиденциальности может принимать одно из строго упорядоченного ряда фиксированных значений, например: "конфиденциально", "секретно", "для служебного пользования", "несекретно" и т.п.

    Основу реализации управления доступом составляют:

    Формальное сравнение метки субъекта, запросившего доступ, и метки объекта, к которому запрошен доступ.

    Принятие решений о предоставлении доступа на основе некоторых правил, основу которых составляет противодействие снижению уровня конфиденциальности защищаемой информации.

    Таким образом, многоуровневая модель предупреждает возможность преднамеренного или случайного снижения уровня конфиденциальности защищаемой информации за счет ее утечки (умышленного переноса). То есть эта модель препятствует переходу информации из объектов с высоким уровнем конфиденциальности и узким набором категорий доступа в объекты с меньшим уровнем конфиденциальности и более широким набором категорий доступа.

    Практика показывает, что многоуровневые модели защиты находятся гораздо ближе к потребностям реальной жизни, нежели матричные модели, и представляют собой хорошую основу для построения автоматизированных систем разграничения доступа. Причем, так как отдельно взятые категории одного уровня равнозначны, то, чтобы их разграничить наряду с многоуровневой (мандатной) моделью, требуется применение матричной модели.

    С помощью многоуровневых моделей возможно существенное упрощение задачи администрирования (настройки). Причем это касается как исходной настройки разграничительной политики доступа (не требуется столь высокого уровня детализации задания отношения субъект-объект), так и последующего включения в схему администрирования новых объектов и субъектов доступа.

    Мандатная модель управления доступом

    Основу реализации разграничительной политики доступа к ресурсам при защите секретной информации является требование к реализации, помимо дискреционного, мандатного механизма управления доступом. Требования к мандатному механизму состоят в следующем :

    Каждому субъекту и объекту доступа должны сопоставляться классификационные метки, отражающие их место в соответсвующей иерархии (метки конфиденциальности). Посредством этих меток субъектам и объектам должны назначаться классификационные уровни (уровни уязвимости, категории секретности и т. п.), являющиеся комбинациями иерархических и неиерархических категорий. Данные метки должны служить основой мандатного принципа разграничения доступа.

    Система защиты при вводе новых данных в систему должна запрашивать и получать от санкционированного пользователя классификационные метки этих данных. При санкционированном занесении в список пользователей нового субъекта ему должны назначаться классификационные метки. Внешние классификационные метки (субъектов, объектов) должны точно соответствовать внутренним меткам (внутри системы защиты).

    Система защиты должна реализовывать мандатный принцип контроля доступа применительно ко всем объектам при явном и скрытом доступе со стороны любого из субъектов:

    субъект может читать объект, только если иерархическая классификация в классификационном уровне субъекта не меньше, чем иерархическая классификация в классификационном уровне объекта. При этом иерархические категории в классификационном уровне субъекта должны включать в себя все иерархические категории в классификационном уровне объекта;

    субъект осуществляет запись в объект, только если классификационный уровень субъекта в иерархической классификации не больше, чем классификационный уровень объекта в иерархической классификации. При этом все иерархические категории в классификационном уровне субъекта должны включаться в иерархические категории в классификационном уровне объекта.

    Реализация мандатных ПРД должна предусматривать возможность сопровождения, изменения классификационных уровней субъектов и объектов специально выделенными субъектами.

    В СВТ должен быть реализован диспетчер доступа, т.е. средство, во-первых, осуществляющее перехват всех обращений субъектов к объектам, а во-вторых, разграничивающее доступ в соответствии с заданным принципом разграничения доступа. При этом решение о санкционированности запроса на доступ должно приниматься только при одновременном разрешении его и дискреционными, и мандатными ПРД. Таким образом, должны контролироваться не только единичный акт доступа, но и потоки информации.

    Выбор модели

    Следуя формализованным требованиям к системе защиты информации, основой реализации разграничительной политики доступа к ресурсам при обработке сведений конфиденциального характера является дискреционный механизм управления доступом, а секретных сведений - мандатный механизм управления доступом.

    Как было показано ранее, в теории защиты информации известны и иные модели управления доступом. Причем нами были рассмотрены лишь основные из них. Однако, ввиду их более теоретического, нежели практического интереса, а также с учетом ярко выраженной практической направленности книги на рассмотрении данных подходов мы останавливаться не станем. Мы будем рассматривать решения, реализованные на практике встроенными и добавочными средствами защиты.

    При этом в данной работе рассматриваются две основных модели, нашедших отражение в соответствующих нормативных документах в области защиты информации и реализуемых на практике современными ОС и добавочными средствами защиты. Это дискреционная и мандатная модели управления доступом.

    Дальнейшее описание дискреционного и мандатного механизмов управления доступом представим в виде рассмотрения формализованных требований к соответствующим механизмам защиты.

    Требования непосредственно к дискреционному и мандатному механизмам

    При защите секретной информации используется и дискреционная и мандатная модели управления доступом. Требования к реализации мандатной модели в рамках защиты секретной информации были приведены выше. Что касается требований к дискреционному механизму, то при защите секретной информации следует придерживаться тех же требований, что и для защиты конфиденциальной информации. Однако в дополнение к последним добавляется еще пара требований:

    Система защиты должна содержать механизм, претворяющий в жизнь дискреционные ПРД, как для явных действий пользователя, так и для скрытых, обеспечивая тем самым защиту объектов от НСД (т.е. от доступа, недопустимого с точки зрения заданного ПРД). Под «явными» подразумеваются действия, осуществляемые с использованием системных средств - системных макрокоманд, инструкций языков высокого уровня и т.д. Под «скрытыми» - иные действия, в том числе с использованием злоумышленником собственных программ работы с устройствами.

    Дискреционные ПРД для систем данного класса являются дополнением мандатных ПРД.

    Кроме того, отдельно сформулированы требования к управлению доступом к устройства