Фз о внешнеторговой деятельности. Принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации Закон о государственной службе 1995 года

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации», который устано­вил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохож­дения ими государственной службы . Основная цель Закона - созда­ние единой общефедеральной правовой базы государственной служ­бы, придание ей профессионального характера. Это должно было спо­собствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.

До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечест­венном законодательстве не было официального, нормативно закреп­ленного определения понятия «государственная служба». В юридиче­ской литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им . Иначе говоря, понятие «государстве нная_служба» связывалось с понятием «государственный служащий », при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.

Согласно Закону об основах государственной службы РФ к госу­дарственным служащим были отнесены только лица, замещавшие го­сударственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях . Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назна­чения. Государственные должности категории «А» - это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конститу­циями, уставами субъектов Федерации для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов. Государственные долж­ности государственной службы категории «Б» - это должности, уста­навливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в За­коне было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полно­мочий только государственных органов.

В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий - государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служа­щим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и соци­альной защищенности.


Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законода­тельных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализа­цию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъ­ектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации са­мостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).

В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по даль­нейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отве­чающими современным требованиям по своей профессиональной под­готовке, деловым и личностным качествам . Однако ряд запланирован­ных к принятию федеральных законов разработан не был.

Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдель­ных категорий государственных служащих: Федеральный конститу­ционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.

Для практической организации и повседневного функционирова­ния государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федера­ции», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государствен­ных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных госу­дарственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохожде­ния военной службы» и др.

Многие вопросы федеральной государственной службы были уре­гулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, мини­стерств и ведомств. Роль Правительства особенно важна в организа­ции исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, матери­ального и социального обеспечения государственных служащих.

Руководители государственных органов разных уровней за указан­ный период приобрели немалый опыт по применению законодатель­ства о государственной службе.

Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государствен­ной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только поло­жительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управ­ляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостат­ков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Феде­рации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. N 900

См. Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее — государственные служащие).

Президент Российской Федерации

Устанавливается, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Закреплены принципы государственной службы. Государственная служба основана, в частности, на принципах: единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; гласности в осуществлении государственной службы; ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.

Сведения о государственных служащих вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

Вводится ряд ограничений, связанных с государственной службой. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию, получать вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

Регулируются дисциплинарные вопросы государственной службы. Например, установлен дополнительный вид дисциплинарного взыскания, применяемый в отношении госслужащих, — предупреждение о неполном служебном соответствии.

Закон устанавливает систему социальных гарантий для государственных служащих, регламентирует порядок прохождения государственной службы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Российское общество исследователей религии

Федеральный закон

Об основах государственной службы Российской Федерации

N 119-ФЗ от 31 июля 1995 года
(в ред. Федеральных законов N 35-ФЗ
от 18.02.1999, N 135-ФЗ от 07.11.2000,
N 58-ФЗ от 27.05.2003)

Извлечение

Статья 5. Принципы государственной службы

Государственная служба основана на принципах:

11) внепартийности государственной службы; отделения
религиозных объединений от государства;

Статья 8. Личное дело государственного служащего, реестр
государственных служащих

Сбор и внесение в личные дела и реестры государственных
служащих сведений об их политической и религиозной
принадлежности, о частной жизни запрещаются.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной
службой

Государственный служащий не вправе:

12) использовать свое служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в том числе
религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных
органах не могут образовываться структуры политических
партий, религиозных, общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов.

Статья 21. Поступление на государственную службу
и нахождение на государственной службе

  1. При поступлении на государственную службу, а также
    при ее прохождении не допускается установление
    каких бы то ни было прямых или косвенных
    ограничений или преимуществ в зависимости от пола,
    расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
    и должностного положения, места жительства, наличия
    или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации,
    отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
    объединениям, созданным в порядке, предусмотренном
    Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает право государственного служащего на присвоение по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации квалификационного разряда. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации государственных служащих, а также установления надбавок за квалификационный разряд должен устанавливаться федеральным законом. Однако из-за его отсутствия данный круг вопросов регулируется целым рядом указов Президента РФ, что порой создает некоторые сложности при применении их на практике и порождает ряд спорных вопросов.. Согласно ст. 3 Федерального закона государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Федеральный закон подразделяет государственные должности на три категории — «А», «Б» и «В». Но только лица, замещающие государственные должности категории «Б» и «В», являются государственными служащими. Лица, замещающие государственные должности категории «А», согласно ст. 1 Федерального закона не относятся к государственным служащим. Это, в частности, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи, т.е. должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Таким образом, квалификационный разряд может быть присвоен только государственному служащему, замещающему государственную должность категории «Б» или «В». Однако здесь требуется соблюдение ряда других условий, включая соответствие государственного служащего возрастным ограничениям.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом для государственных служащих. При поступлении на государственную службу для государственного служащего может быть установлен испытательный срок, который не может быть менее трех месяцев и превышать шесть месяцев. В течение прохождения испытания на него распространяется действие законодательства о государственной службе за рядом изъятий. Так, в частности, до окончания срока испытания государственному служащему не присваивается квалификационный разряд.
Следовательно, квалификационный разряд может быть присвоен лицу, являющемуся государственным служащим, достигшему 18-летнего возраста и удовлетворительно прошедшему испытательный срок, который был установлен для него при поступлении на государственную службу.
Предельный возраст, устанавливаемый федеральным законодательством для нахождения на государственной службе — 60 лет. Решением руководителя соответствующего государственного органа срок нахождения на государственной службе государственных служащих, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы может быть продлен. Однократное продление разрешается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.
Возникает два вопроса. Во-первых, может ли быть присвоен квалификационный разряд государственному служащему, достигшему, например, 61 года? Представляется, что ответ должен быть положительным. Единственным условием для этого является наличие должным образом оформленного продления нахождения государственного служащего на государственной службе. При его наличии государственный служащий обладает всем объемом прав и обязанностей, предусмотренных для государственных служащих, в том числе на присвоение квалификационного разряда. Во-вторых, одним из оснований присвоения квалификационного разряда является положительное прохождение аттестации. Но в соответствии с п. 7 Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденного Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г., государственные служащие, достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности, не подлежат аттестации. В данном случае следует обратиться к ч. 1 ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой квалификационные разряды присваиваются государственным служащим не только по результатам аттестации, но и по результатам квалификационного экзамена. Каких-либо возрастных ограничений, для сдачи такого экзамена, федеральное законодательство не содержит. Иначе говоря, квалификационный разряд может быть присвоен государственному служащему, достигшему предельного возраста для нахождения на государственной службе в случае положительной сдачи квалификационного экзамена.
К государственному служащему могут быть применены как меры поощрения, так и меры дисциплинарного взыскания. Если рассматривать присвоение очередного квалификационного разряда как меру поощрения (такой вывод позволяет сделать п.
6 Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим), то возникает вопрос: может ли он быть присвоен государственному служащему, подвергнутому дисциплинарному взысканию? Считаю, что здесь следует обратиться к п. 3 ст. 4 Федерального закона, согласно которому на государственных служащих распространяется законодательство Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. В соответствии со ст. 137 КЗоТ в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Следовательно, государственному служащему, в отношении которого было применено дисциплинарное взыскание, которое не было снято в установленном порядке, квалификационный разряд не присваивается. Представляется, что было бы целесообразно эту норму закрепить в Положении о присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим.
Говоря о субъектном составе государственных служащих, которым могут быть присвоены квалификационные разряды, следует также отметить, что действующее законодательство о государственной службе содержит ряд исключений. Они предусмотрены в п. 1 Указа Президента РФ от 22 апреля 1996 г. «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». Военнослужащим, лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации квалификационные разряды, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», не присваиваются. Присвоение воинских и специальных званий названной категории служащих осуществляется в порядке, предусмотренном специальными законами о прохождении службы в этих государственных органах.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
УКАЗ Президента РФ от 09.03.1996 N 353
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»
Российская юстиция, N 2, 2001

Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, за исключением статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

4. Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

5. Установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона условия выплаты денежного содержания или денежного вознаграждения государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, в том числе размеры денежного вознаграждения, должностных окладов, установленных надбавок, условия и порядок их выплаты, применяются до вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих денежное содержание гражданских служащих в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. До образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Размер денежного содержания, установленного гражданским служащим в соответствии с настоящим Федеральным законом, не может быть меньше размера денежного содержания, установленного государственным служащим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

10. Условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

11. Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

  • Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 2990);
  • Федеральный закон от 18 февраля 1999 года N 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 974);
  • статью 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4537).

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Впредь до приведения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Закон об основах государственной службы российской федерации

О мерах по реализации Федерального закона
«Об основах государственной службы Российской Федерации»

Во исполнение Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Закона Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга» (далее — Закон Санкт-Петербурга), в соответствии с положениями и рекомендациями, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» и в целях обеспечения соблюдения требований законодательства, регулирующих порядок выхода на пенсию лиц, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга,

1. Руководителям структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга провести беседу с лицами, достигшими предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, в целях разъяснения требований подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 25 Федерального закона.

Выход на пенсию указанной категории лиц осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом и Кодексом законов о труде Российской Федерации.

2. До 30.12.2000 провести аттестацию лиц, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, на предмет присвоения им гражданских званий Санкт-Петербурга на основании их личных заявлений.

3. До 05.12.2000 кадровым службам структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга составить график проведения аттестации на предмет присвоения гражданских званий Санкт-Петербурга лицам, увольняющимся по достижении предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, и довести график до их сведения.

4. При определении стажа работы и размера ежемесячной доплаты к пенсии для лиц, увольняющихся по достижении предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, руководствоваться статьей 24 и пунктом 4 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга.

5. Увольнение государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, провести в торжественной обстановке.

Предусмотреть поощрение указанной категории государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 12 Закона Санкт-Петербурга, в том числе выплату денежных премий в размере от 1 до 3 должностных окладов в пределах средств фондов оплаты труда соответствующих структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга — руководителя Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга Антонова Ю.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
5 декабря 2000 года
Регистрационный N 90

Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

  • Взыскание дебиторской задолженности при ликвидации компании-должника В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». Относительно […]
  • Выход на пенсию в 50 лет (вредное производство) как доказать? Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Работала в гос. организации. В 1998 г. за вредность давали талоны на молоко и был увеличен отпуск. Работала за компьютером в издательстве. В 1999 г. талоны отменили и сократили отпуск. Помещение совмещенное с […]
  • Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N 440 "Об утверждении Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N 440"Об утверждении Инструкции по организации прохождения […]
  • Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 7 настоящего Закона Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 1 внесены изменения 3. Если для безопасного […]Закон мсу 1995

Конституция РФ содержит некоторые исходные параметры организации государственной службы и определения правового положения государственных служащих РФ. В ней закреплены верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; равный доступ граждан к государственной службе; некоторые обязанности должностных лиц.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"[ утратил силу в соответствии с п.1 ст.71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №31. - Ст. 3215.], который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установивший категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой.

При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России, опыт советского периода и зарубежный опыт государственного управления. Так, например, рамочный закон о государственной службе был принят в ФРГ в 1947 г. Подобные законы, принятые в ряде стран, были конкретизированы законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы.

Таким образом, с принятием Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" были заложены основы правового регулирования государственной службы как механизма государственного управления и служебных отношений государственных служащих.

Законодательство о государственной службе получило своё дальнее развитие с принятием 27 мая 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[ Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №22. - Ст. 2063.]. В данном законе получила свое развитие концепция организации государственной службы по трем разновидностям: гражданской, полицейской (правоохранительной) и армейской.

Помимо федеральных законов правоотношения, возникающие в сфере государственной службы, в частности, касающиеся утверждения Реестра государственных должностей государственной службы РФ, порядка присвоения и сохранения квалификационных разрядов, порядка ведения личных дел, исчисления стажа государственной службы государственных служащих, установления им доплаты к государственной пенсии, денежного содержания и пр. регулируют также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Кроме того, практически во всех субъектах РФ, которые самостоятельно организуют свою государственную службу, есть законодательные и иные нормативные правовые акты о государственной службе, которые регламентируют содержание государственной службы и государственные должности субъектов Федерации; принципы государственной службы субъектов; категории государственных должностей; реестры государственных должностей и реестры государственных должностей государственной службы субъектов; квалификационные требования и квалификационные разряды государственных служащих в субъектах; денежное содержание государственных служащих, их правовой статус и предоставляемые гарантии, а также порядок прохождения государственной службы.

Таким образом, государственная служба в Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область принимает собственный закон о государственной службе. Правовыми источниками государственной службы являются также правовые нормы различных отраслей права, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах[ См.: Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2003. С. 161.].

Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных органов), являются следующие.

Конституция Российской Федерации.

Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера.

Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации.

Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы. Среди них можно выделить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О прокуратуре Российской Федерации».

Указы и распоряжения Президента РФ (например, утвержденные указами Президента РФ Положение о порядке прохождения военной службы; Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации.)

Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы.

Нормативные правовые акты, принимаемые федеральными министерствами.

Постановления Конституционного Суда РФ (например, постановление «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми»[ Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. № 16-П "ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 28 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.- 1998. - № 5.]).

По государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебных отношений. Статья 71 Конституции РФ[ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. ] однозначно, устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе -- законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

Законодательство о государственной службе претерпевает значительные изменения к меняющимся условиям окружающей действительности. Принят важнейший закон - о государственной гражданской службе, на очереди принятие законов о правоохранительной и военной службе. Но со стороны некоторых правоведов раздаются критические замечания по поводу целесообразности той реформы госслужбы, которая наличествует в данный момент. Претензии предъявляются не к самой реформе как таковой, а тому вектору, которую избрали российские законодатели. По сути, проведена успешная попытка реанимирования дореволюционной системы чиновничества России конца XIX - начала XX века. В пользу этой версии говорит факт введения классных чинов, вместо убранных квалификационных разрядов, а также некоторые иные замечания.[ См.: Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. - 2004. - № 9.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установил категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой. При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России и СССР, а также зарубежный опыт государственного управления.

В древний период различные виды государственной службы были в большей или меньшей степени распространены на все социальные группы. В эпоху складывания централизованного государства в XV-XVII вв. государственная служба превратилась в особую сферу профессиональной деятельности, сложилась система приказов как высших исполнительных органов государственной власти.

В XVIII в. были принципиально изменены принципы организации государственной службы на основе Табели о рангах 1722 г. , в результате чего произошло движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего. Табель о рангах впервые сформировал в России единую государственную службу с выделением воинских, гражданских и придворных чинов. Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества стало введение в середине 60-х гг. XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий.

В годы правления Николая I произошло разделение государственной службы на военную и гражданскую. Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о гражданской службе. В XIX в. основными условиями поступления на государственную службу стали происхождение, возраст, образование, подданство.

После революционных событий 1917 г. были приняты декреты «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе. В советский период государственных служащих относили к административно-управленческому персоналу. Работа над правовым оформлением института государственной службы началась лишь в конце 1980-х гг.

Федеративный договор 1992 г. и Конституция России 1993 г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе и закона о федеральной государственной службе. С принятием в 1995 г. Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» были сформированы уровни государственной службы - федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также сложилось разделение федеральной государственной службы по видам - гражданская служба, военная служба и служба в правоохранительных органах.

Принятие закона о государственной службе положило начало развитию этого института на новой основе.

Лит.: Архипова Т. Г., Румянцева М. Ф., Сенин А. С. История государственной службы в России X–XVIII вв. М., 2001; Ежов М. В., Ежова Г. В. История управления и государственной службы России. М., 2004; Зеленов М. В. История государственной службы в России до 1917 г. : Программа, литература и планы семинарских занятий для аспирантов [Электронный ресурс] // Открытый текст. 2004-2017. URL : http :// www . opentextnn . ru / history / rushist / dorevigu /? id =2557 ; Козельчук Т. В. Представители духовного сословия на государственной службе: По материалам Тобольской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Чиновникъ. 2005. № 3 (35); Кириллов А. В., Питулько Г. Н., Стецкевич Е. С. История государственного управления в России. СПб., 2009; Об основах государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Российская газета. 1995. 31 июля .

См. также в Президентской библиотеке:

Нелидов Н. К. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль, 1874 .

осле распада СССР в России стала складываться многопартийность и кадровая политика еще не получила до сих пор четкого и официального выражения. Однако принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, при принятии Конституции 1993г. был сохранен. Так, ст.83 установила компетенцию Президента по назначению на должность и освобождению от должности правомочных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Реформа российской государственной службы неразрывно связана с осуществлением экономических, социальных, и политических преобразований. Это подтверждает и мировой опыт. Первое, что сделали после войны, например Австрия, Италия, ФРГ. Франция Финляндия, - провели реформу своих государственных служб. Рамочный закон о других странах Европы в 1964г., и в течение 2-3 лет они были конкретизированы законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы и др. Только проведя реформу государственной службы, эти страны приступили к экономическим реформам.

Цель реформирования государственной службы на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный. Для этого и требовалось установить и соответствующий административно правовой статус государственных служащих.

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих.

31 июля 1995г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона – создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Согласно Закону об основах государственной службы РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения.

«А» - должности, устанавливаемые конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

«Б» - должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

«В» - должности, учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004г.) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. В период с 1995 по 2003г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и, прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающий современным требований по свой профессиональной подготовке, деловым и личностными качествами. Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов принят не был. Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995г. «О государственных должностях РФ», от 3 сентября 1997г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы», от 9 апреля 1997г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп.).

Указом Президента от 16 июля 2004г. «О мерах по совершенствованию государственного управления» утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной систем государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ. Для достижения этих целей в федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ(2003-2005 г.), утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002г., предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых, и методических основ государственной службы.

Понятие, система и принципы государственной службы

К числу важнейших правовых и организационных основ системы государственной службы в РФ относятся понятия государственной службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а так же правовое положение (статус) государственных служащих.

В Федеральном законе от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы в РФ « в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применятся при правовом регулировании всех видов и уровней государственной службы и применении их на практике соответствующими государственными органами и должностными лицами.

Впервые понятие государственной службы было нормативно закреплено в п.1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ныне утратившим силу), где под государственной службой понималось профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.

В ст. Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» дано новое определение понятия государственной службы. Теперь государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федераций; органов государственной власти субъектов Федераций, иных государственных органов субъектов Федераций; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающих государственные должности РФ); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федераций (лица, замещающие государственные должности субъектов федераций).

Что касается лиц, замещающих государственные должности РФ, то сводный перечень наименований таких должностей был утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995г. Сюда относятся: Президент и Председатель правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федераций, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные функции, и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата.

Государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу.

Федеральным законом от 27 мая 2003г. установлена новая система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственная служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно закону от 27 мая 2004г., она подразделяется на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу государственную гражданскую службу субъектов РФ. А военная и правоохранительную служба наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы (см. схему 1). Наряду с федеральной государственной службой в России складывается государственная гражданская служба субъектов Федераций, которая в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий.

Законом о системе государственной службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.

1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. «Т» ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная государственная служба.

Учитывая наличие в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной службы, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федераций находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта Федерации.

2. Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативно правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленным федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федераций. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.

6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы. Требований к профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы.

Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без разрешения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля, систематического освещения деятельности органов государственной власти средствами массовой информации. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Реализация перечисленных принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.