Эмигранты первой волны во франции. Жизнь русских эмигрантов во франции

Первая волна русских эмигрантов, покинувших Россию после Октябрьской революции, имеет наиболее трагичную судьбу. Сейчас живет уже четвертое поколение их потомков, которое в значительной степени утратило связи со своей исторической родиной.

Неизвестный материк

Русская эмиграция первой послереволюционной войны, называемая еще белой, – явление эпохальное, не имеющее аналогов в истории не только по своим масштабам, но и по вкладу в мировую культуру. Литература, музыка, балет, живопись, как и многие достижения науки XX века, немыслимы без русских эмигрантов первой волны.

Это был последний эмиграционный исход, когда за рубежом оказались не просто подданные Российской империи, а носители русской идентичности без последующих «советских» примесей. Впоследствии ими был создан и обжит материк, которого нет ни на одной карте мира, – имя ему «Русское зарубежье».

Основное направление белой эмиграции – это страны Западной Европы с центрами в Праге, Берлине, Париже, Софии, Белграде. Значительная часть осела в китайском Харбине – здесь к 1924 году начитывалось до 100 тыс. русских эмигрантов. Как писал архиепископ Нафанаил (Львов), «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции».

По подсчетам американского Красного Креста, на 1 ноября 1920 года общее количество эмигрантов из России составляло 1 млн. 194 тыс. человек. Лига Наций приводит данные по состоянию на август 1921 года - 1,4 млн. беженцев. Историк Владимир Кабузан число эмигрировавших из России в период с 1918-го по 1924 годы оценивает минимум в 5 млн. человек.

Кратковременная разлука

Эмигранты первой волны не рассчитывали провести в изгнании всю свою жизнь. Они ожидали, что вот-вот советский режим рухнет и они вновь смогут увидеть родину. Подобными настроениями и объясняется их противодействие ассимиляции и намерение ограничить свою жизнь рамками эмигрантской колонии.

Публицист и эмигрант первой воны Сергей Рафальский по этому поводу писал: «Как-то стерлась в зарубежной памяти и та блестящая эпоха, когда эмиграция еще пахла пылью, порохом и кровью донских степей, а ее элита по любому звонку в полночь могла представить на смену "узурпаторам" и полный комплект Совета министров, и необходимый кворум Законодательных палат, и Генеральный штаб, и корпус жандармов, и Сыскное отделение, и Торговую палату, и Священный Синод, и Правительствующий Сенат, не говоря уже о профессуре и представителях искусств, в особенности литературы».

В первой волне эмиграции помимо большого количества культурных элит российского дореволюционного общества была значительная доля военных. По данным Лиги Наций, около четверти всех послереволюционных эмигрантов принадлежали к белым армиям, покинувшим Россию в разное время с разных фронтов.

Европа

На 1926 год в Европе, по данным Службы по делам беженцев Лиги Наций, официально были зарегистрированы 958,5 тысячи русских беженцев. Из них порядка 200 тыс. приняла Франция, около 300 тыс. – Турецкая Республика. В Югославии, Латвии, Чехословакии, Болгарии и Греции приблизительно проживали по 30-40 тыс. эмигрантов.

Первые годы роль перевалочной базы русской эмиграции играл Константинополь, однако со временем его функции перешли другим центрам – Парижу, Берлину, Белграду и Софии. Так, по некоторым данным, в 1921 году русское население Берлина достигало 200 тыс. человек – именно оно в первую очередь пострадало от экономического кризиса, и к 1925 году там остались не более 30 тыс. человек.

На главные роли центров русской эмиграции постепенно выдвигаются Прага и Париж, в частности, последний справедливо считают культурной столицей эмиграции первой волны. Особое место среди парижских эмигрантов играло Донское войсковое объединение, председателем которого был один из лидеров белого движения Венедикт Романов. После прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов и особенно во время Второй мировой войны резко увеличился отток русских эмигрантов из Европы в США.

Китай

Накануне революции численность российской диаспоры в Маньчжурии достигала 200 тыс. человек, после начала эмиграции она увеличилась еще на 80 тысяч. На протяжении всего периода Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918-1922 годы) в связи с мобилизацией началось активное перемещение русского населения Маньчжурии.

После поражения белого движения эмиграция в Северный Китай резко усилилась. К 1923 году количество русских здесь оценивалось приблизительно в 400 тыс. человек. Из этого числа около 100 тыс. получили советские паспорта, многие из них решили репатриироваться в РСФСР. Свою роль здесь сыграла амнистия, объявленная рядовым участникам белогвардейских соединений.

Период 1920-х годов был отмечен активной реэмиграцией русских из Китая в другие страны. Особенно это затронуло молодежь, направлявшуюся на обучение в университеты США, Южной Америки, Европы и Австралии.

Лица без гражданства

15 декабря 1921 года в РСФСР был принят декрет, согласно которому многие категории бывших подданных Российской империи лишались прав на российское гражданство, в том числе пробывшие за границей беспрерывно свыше 5 лет и не получившие своевременно от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений.

Так многие российские эмигранты оказались лицами без гражданства. Но их права продолжали защищать прежние российские посольства и консульства по мере признания соответствующими государствами РСФСР, а затем СССР.

Целый ряд вопросов, касающихся российских эмигрантов, можно было решить только на международном уровне. С этой целью Лига Наций приняла решение ввести должность верховного комиссара по делам русских беженцев. Им стал знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1922 году появились специальные «нансеновские» паспорта, которые выдавались русским эмигрантам.

Вплоть до конца XX века в разных странах оставались эмигранты и их дети, жившие с «нансеновскими» паспортами. Так, старейшина русской общины в Тунисе Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн получила новый российский паспорт только в 1997 году.

«Я ждала русского гражданства. Советское не хотела. Потом ждала, когда паспорт будет с двуглавым орлом - посольство предлагало с гербом интернационала, я дождалась с орлом. Такая я упрямая старуха», – признавалась Анастасия Александровна.

Судьбы эмиграции

Многие деятели отечественной культуры и науки встретили пролетарскую революцию в расцвете сил. За границей оказались сотни ученых, литераторов, философов, музыкантов, художников, которые могли составить цвет советской нации, но в силу обстоятельств раскрыли свой талант только в эмиграции.

Но подавляющая часть эмигрантов вынуждена была устраиваться шоферами, официантами, мойщиками посуды, подсобными рабочими, музыкантами в маленьких ресторанчиках, тем не менее продолжая считать себя носителями великой русской культуры.

Пути русской эмиграции были различны. Некоторые изначально не прияли советскую власть, другие насильно были высланы за рубеж. Идеологический конфликт, по сути, расколол русскую эмиграцию. Особенно остро это проявилось в годы Второй мировой войны. Часть русской диаспоры считала, что ради борьбы с фашизмом стоило пойти на союз с коммунистами, другая – отказывалась поддерживать оба тоталитарных режима. Но были и те, кто готов был воевать против ненавидимых Советов на стороне фашистов.

Белоэмигранты Ниццы обратились к представителям СССР с петицией:
«Мы глубоко скорбели, что в момент вероломного нападения Германии на нашу Родину были
физически лишены возможности находиться в рядах доблестной Красной Армии. Но мы
помогали нашей Родине работой в подполье». А во Франции, по подсчетам самих эмигрантов, каждый десятый представитель Движения Сопротивления был русскими.

Растворяясь в чужой среде

Первая волна русской эмиграции, пережив пик в первые 10 лет после революции, в 1930-х годах пошла на убыль, а к 1940-м и вовсе сошла на нет. Многие потомки эмигрантов первой волны уже давно забыли о своей прародине, но заложенные когда-то традиции сохранения русской культуры во многом живы и по сей день.

Потомок знатной фамилии граф Андрей Мусин-Пушкин с грустью констатировал: «Эмиграция была обречена на исчезновение или ассимиляцию. Старики умерли, молодые постепенно растворились в местной среде, превращаясь во французов, американцев, немцев, итальянцев... Иногда кажется, от прошлого остались лишь красивые, звучные фамилии и титулы: графы, князья, Нарышкины, Шереметьевы, Романовы, Мусины-Пушкины».

Так, в транзитных пунктах первой волны русской эмиграции уже никого не осталось в живых. Последней была Анастасия Ширинская-Манштейн, которая в 2009 году скончалась в тунисской Бизерте.

Сложной была и ситуация с русским языком, который на рубеже XX и XXI веков в русском зарубежье оказался в неоднозначном положении. Живущая в Финляндии профессор русской литературы Наталья Башмакова – потомок эмигрантов, бежавших из Петербурга в 1918 году, – отмечает, что в некоторых семьях русский язык живет даже в четвертом поколении, в других – умер много десятилетий назад.

«Проблема языков для меня лично горестна, – говорит ученый, – так как эмоционально чувствую лучше русский, но не всегда уверена в употреблении каких-то выражений, шведский сидит во мне глубоко, но, конечно, я сейчас его подзабыла. Эмоционально он мне ближе финского».

В австралийской Аделаиде сегодня живет немало потомков эмигрантов первой волны, которые покинули Россию из-за большевиков. Они до сих пор носят русские фамилии и даже русские имена, но родным языком для них уже является английский. Их родина – Австралия, эмигрантами себя они не считают и мало интересуются Россией.

Больше всего тех, кто имеет русские корни, в настоящее время проживает в Германии – около 3,7 млн. человек, в США – 3 млн., во Франции – 500 тыс., в Аргентине – 300 тыс., в Австралии – 67 тыс. Здесь перемешались несколько волн эмиграции из России. Но, как показали опросы, потомки первой волны эмигрантов в наименьшей степени ощущают связь с родиной своих предков.

Первая волна русской эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру XX в. В 1918-1922 годах Россию покинули более 2,5 млн человек - выходцы из всех классов и сословий: родовая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная буржуазия, духовенство, интеллигенция, - представители всех художественных школ и направлений (символисты и акмеисты, кубисты и футуристы). В Чехии, Германии, Франции они устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды, музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Берлин был издательским центром, Прага - научным, Париж - литературной, шире - духовной столицей русского зарубежья.

В 1921 -1952 гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс членов, Общество химиков - более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (СЯ. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, Ю.П. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.

В литературном Зарубежье специалисты выделяют две группы литераторов - сформировавшиеся как творческие личности до эмиграции, в России, и - получившие известность уже за рубежом. В первую входят виднейшие русские писатели и поэты Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный.

Наиболее известным среди них был, пожалуй, И.А. Бунин (1870-1953) - почетный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Эмигрировал из России в 1920 г. Продолжая классические традиции Тургенева, Чехова, Бунин в своих рассказах и повестях показывает оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»). Самые значительные произведения Бунин написал в эмиграции: «Митина любовь» (1925), «Жизнь Арсеньева» (1930), сборник рас-сказов «Темные аллеи» (1946).

Вторую группу составили литераторы, которые ничего или почти ничего не напечатали до эмиграции в России. Это В. Набоков, В. Варшавский, Г. Газданов, А. Гингер, Б. Поплавский. Самым выдающимся среди них был В.В. Набоков (1898-1977), в 1919 году эмигрировавший из России сначала в Европу, а затем (1940) - в США. Набоков великолепно владел как русским литературным, так и английским языками. В романах «Защита Лужина» (1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (1936), «Пнин» (1957) писатель раскрывается конфликт духовно одаренного одиночки с миром «пошлости» - «мещанской цивилизацией», где властвуют ложь и социальные фикции. В знаменитой «Лолите» (1955) показан эротический опыт рафинированного европейца.

В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы; Я. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, А. Изгоев, П. Струве, Н. Лосский и др. Мировым признанием пользовался один из последних русских философов серебряного века. Н.О. Лосский (1870-1965), крупнейший представитель интуитивизма и персонализма, несколько лет читавший лекции в русских университетах Чехословакии. Правительство этой страны, возглавляемое видным историком соци-альной мысли Т. Масариком, предоставило русским эмигрантам пособия и стипендии. Одним из центров русского философского Зарубежья, где продолжались традиции философии «серебряного века», была Прага. В 1922 году здесь был организован Русский юридический факультет при Карповом университете. Среди русских преподавателей числились П. Струве, П. Новгородцев, С. Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоровский, В. Зеньковский.

Самым продуктивным и популярным мыслителем в Европе был Н.А. Бердяев (1874- 1948), оказавший огромное влияние на развитие европейской философии. Бердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском университете (1894-1898) на естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, за что был исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901 -1902 Бердяев пережил эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название «движение от марксизма к идеализму», т. е. от экономического детерминизма и грубого материализма он перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, СЛ. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. В 1904 г. в Петербурге, где Бердяев руководил журналами «Новый путь» и «Вопросы жизни», он сближается с кругом Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова, в недрах которого возникло течение, названное «новым религиозным состоянием». В 1908 г. в Москве он вступает в Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, участвует в подготовке знаменитых «Вех». У себя дома Бердяев проводит еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).

В 1924 году он переезжает во Францию, где становится редактором основанного им журнала «Путь» (1925-1940), важнейшего философского органа российской эмиграции. Широкая европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль - служить посредником между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г.О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-1928), регулярные собеседования с католическими философами (30-е годы), участвует в культурфилософских собраниях и конгрессах.

Бердяев - автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. Свобода, дух и творчество противопоставлены у него необходимости и миру объектов, где царствуют зло, страдание и рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Его книга «Истоки и смысл русского коммунизма» выдержала во Франции восемь изданий. По его книгам в том числе западная интеллигенция познакомилась с русским марксизмом и русской культурой.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов - лингвисты Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты - П. Сувчинский, Д. Святополк-Мирский, П. Савицкий. В 1921 году появился первый коллективный сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, первоначально достаточно разнород-ные (1921 -1924), постепенно, к 30-м годам, приобретали законченный вид. Во Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники, хроники, монографии и статьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившуюся в XVI века теорию «Москва - третий Рим».

Евразийство, идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-1930-х годов. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок, однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного политического управления (Н.Н. Ланговой, СЯ. Эфрон и др.), вызывала про-тест другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20-30-х годов евразийство пошло на убыль.

Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг - сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

Фото: Александр Молль за компьютером. 86лет. Фотография сделана в День его рождения 5 марта 2011 года

Вступительное слово редактора

Судьбы русских эмигрантов первой волны и по сей день вызывают к себе неподдельный и устойчивый интерес. Перелистывая страницы жизни целого пласта российского общества, выброшенного революцией за пределы отчизны, мы не только открываем для себя новые подробности и факты неизвестной нам истории, но и постигаем внутренний мир этих людей. И, в первую очередь, их благородство, душевную щедрость и безусловную любовь к Родине, сохраненную в сердце, независимо от того, как жестоко она с ними обошлась.

Сегодня я с огромным удовольствием и глубоким трепетом представляю Вашему вниманию воспоминания Александра Молля, российского эмигранта первой волны, живущего в Киле (Германия). Читая его воспоминания, еще раз убеждаешься в том, что главная ценность любого общества – творческий потенциал людей, его составляющих, и возможность этот потенциал реализовать. Жаль, что такие люди были вынуждены покинуть Россию, чтобы уцелеть. А многим из них эмигрировать не удалось, их истребили…

На мой вопрос, что подвигло Александра взять на себя такой нелегкий труд, в том числе и душевный, — писать эти воспоминания, он ответил: «С возрастом человек возвращается в мыслях туда, где он родился. Для меня это – моя родная Александровка, что неподалеку от нынешнего города Кирова. А я — один из тех романтиков, который не разочаровался в России, а сохранил свой язык, свою русскость, несмотря на столь малый возраст, в котором был привезен в Германию в 1927 году. Вся моя семья, пережив революцию 1917 года, изгнание из Родины, лишение заводов и фабрик, Вторую мировую войну, всегда надеялась вернуться В Россию. И мои воспоминания — это желание того, чтобы следующие русские эмигранты не забывали свою Родину, сохраняли свою культуру, язык, находясь за границей, передавали ее, своим детям.»

Должна также отметить, что воспоминания Александра Молля смогли увидеть свет при активном содействии и помощи его жены, Натальи Молль, в подготовке этой рукописи к публикации. Особая благодарность ей за это.

Итак, читайте первую главу воспоминаний Александра Молля:

Глава 1. «История нашей семьи – это история процветающей России»

«Сашка, что же ты наделал!» — помню я вскрик моей матушки, когда она положила меня на белоснежное покрывало, и я там чего-то, по ее словам, «напустил». С тех пор, когда я смотрю на белое покрывало, я чувствую какой-то внутренний страх и воспоминание о чем-то теплом и мокром. Еще я помню острый запах кожуха, скрипящее скольжение полозьев по белому снегу, и стук и скрежет колес страшного вагона.

Мне было всего 2 годика, когда нас, детей, вместе с матерью выдворили из России. К этому времени наш отец сидел на Лубянке и все наше имущество было экспроприировано в пользу большевиков. Нам ничего не оставалось делать, как бежать. Была зима, и мама закутала нас в теплые платки и шубки. И сама была одета, как матрешка. Она умудрилась зашить в длинную исподнюю юбку несколько килограммов золотых монет и драгоценностей (благо в те времена женщин не обыскивали), а в чемодан, кроме детской одежды, положила прижизненные издания Льва Толстого, Леонида Андреева, Николая Гоголя и Александра Пушкина. Кроме матери, нас было 7 детей (причем, четверо от первого брака отца) и бабушка. Самый младший Готтлиб еще не умел ходить…

Фото: Моя мама, Ольга Андронова, преподавательница русского языка, гувернантка.

Нам дали на сборы несколько дней. И это было чудом, что нам разрешили уехать, потому что «немецких шпионов» обычно расстреливали без суда и следствия, как это произошло с первой женой моего отца в 1937 году. Ее расстреляли только потому, что она когда-то была женой немца, хотя на момент расстрела была уже замужем за русским, и у них родился вполне русский ребенок.

А ведь, история нашей семьи — это история процветающей России. 19-й век ознаменовался грандиозным подъемом всей российской промышленности. На Россию тогда смотрела вся Европа и стремилась туда, чтобы приобщиться к ее могуществу. Много талантливых, предприимчивых немцев приехали в Россию, чтобы построить заводы и фабрики. Среди них был и мой дед, Готтлиб Молль, приехавший в Санкт Петербург в конце 1880 года в поисках своей удачи.

Надо сказать, что Готтлиб приехал в Россию не с пустыми руками. Его дед — Йоханн Абрахам Молль в 1795 году открыл удивительную вещь — белую эмаль. Чугунные ванны, покрытые белой эмалью, не ржавели и имели прекрасный вид. А отец Готтлиба, Абрахам Молль был исключительным мастером по изготовлению ножей в г. Золинген. Но в трудные времена, в 1811 году, ему пришлось работать эмалировщиком на королевском железо-литейном заводе в Глейвице. Тут он применил стойкую белую эмаль для кухонной утвари.

С этим секретом и приехал Готтлиб Молль в Россию, где пробовали на свой манер покрывать ванны и кухонную утварь, но настоящей эмалировки у них не получалось. Приехал зимой, без всякой теплой одежды, без шапки, в тридцатиградусный мороз в город Санкт Петербург. Он думал, что она такая же мягкая, как и в Шлезвиг-Гольштейне, земле, где он родился и вырос. И — главное, ни слова не знал по-русски! Но — обладал упорным, волевым характером!

Пришел устраиваться на один из Мальцевских заводов, где, по его сведениям, пробовали эмалировать посуду. Надо сказать, что генерал Мальцев в ту пору владел 29 фабриками, 43 мельницами, 12 кирпичными заводами, 13 лесопилками. В Смоленской, Калужской, Брянской и Орловской губерниях варили в то время сталь, отливали рельсы, собирали вагоны. Фаянс, фарфор и особенно стеклянные изделия были превосходного качества. Также и на Мальцевских заводах изготовляли кухонные изделия. Правда, кастрюли и чугуны были черного цвета и выглядели не очень привлекательно, к тому же быстро ржавели.

Поэтому управляющий заводом, как узнал, что немец владеет секретом эмали, сразу же послал его к генералу Мальцеву. И как только генералу Сергею Ивановичу Мальцеву доложили о Готтлибе, он тут же вышел из своего кабинета и приветствовал Готтлиба, как дорогого гостя. Мальцев был человеком прозорливым и поощрял всякие новшества. Поговорив по-немецки с Готтлибом, Мальцев сразу понял, что имеет дело со специалистом.

Мой дед ему очень понравился, и генерал дал ему все полномочия начать работы на хуторе Песочное (сегодня город Киров). А когда Готтлиб Молль показал свое мастерство — с ним сразу же подписали контракт на 10 лет и положили ему зарплату в 200 рублей ежемесячно. Этого было достаточно, чтобы безбедно жить на хуторе. К нему был приставлен переводчик, и дело пошло на лад.

Через какое-то время Готтлиб стал очень зажиточным человеком, женился на русской женщине, дочке мастера литейного завода Агафье Алексеевне Рубцовой. И для удовольствия и удобства окружающих переименовал себя в Богдана. Чтобы было благозвучнее для русского уха, его назвали Богданом Васильевичем. Хотя, конечно же, никакого отца Василия он не имел. Ну, русские любят, чтобы на их манер человек назывался. Вроде, как уже и не немец, а свой.

А, когда один за другим пошли дети, Богдан купил кусок земли в Калужской губернии, построил рядом с домом на свои деньги небольшой эмалировочный завод и строго сохранял свои секрет эмалировки. С мальцевских заводов пришлось уйти, так как генерал на старости лет переехал в свой дворец в Крыму и отошел от дела.

Фото: Подвеска, обрамленная бриллиантами. Подарок Готтлибу Моллю от владельцев чугунно-плавильного и эмалировочного завода товарищества Цыплаковых и Лабунского. 25 лет отличной работы на этом заводе

Готтлиб-Богдан же кипит энергией и строит эмалировочные заводы один за одним. Также он покупает 1000 гектаров земли и проявляет себя талантливым хозяйственником. Выписывает из Пруссии 200 коров молочных пород, 100 лошадей. Посадил чудесный сад, устроил парк. На 8 гектарах плодоносили 4 тысячи яблонь, половина из которых были чувствительны к морозам (привезены из Крыма) — поэтому каждую зиму в саду жгли костры. Дым расстилался по земле — таким образом ни одно дерево не вымерзло, и мы имели чудесные яблоки.

Родная сестра моего деда, Каролина Молль рассказывала, что яблок было достаточно, ели их целую зиму и еще на весну хватало. Я до сих пор удивляюсь, почему в России покупают и везут яблоки издалека, а свои не умеют хранить.

И тут же, рядом с усадьбой, налаживает мыловарение (его мыловаренный завод полностью обеспечивал всю Брянскую губернию!) и закладывает фабрику по изготовлению боракса. (Боракс – химическое вещество, необходимое для хозяйственных нужд, например, для чистки чугунков и сковородок – прим. автора ).

Семья Моллей обеспечивала в то время всю Брянскую и Калужскую губернии не только фаянсовыми изделиями, мылом, яблоками, овощами и пшеницей, на также и прекрасным сыром. Была своя сыроварня! Продавали также и куриное мясо. Я не знаю, был ли еще у кого-то в России инкубатор для выращивания птицы, но мой дед выписал его вместе с сельскохозяйственными машинами из Америки. Он постоянно следил за техническими новшествами и, как только в Америке появился первый инкубатор, незамедлительно заказал его в Россию.

Богдан также не забывал о детях – их у него родилось 11 человек. И мой отец, Йоганн, должен был наследовать все отцовские фабрики, как самый старший, самый предприимчивый и образованный. Блестяще закончил Московский университет. Отец мой был хорош собой, поклонниц было хоть отбавляй и, конечно же, он скоро женился на московской дворянке татарского происхождения. У них родились четверо детей — два мальчика и две девочки.

Семья вела прекрасную жизнь – ездили с детьми отдыхать на Зюльт, в Баден-Баден и в Египет. К Богдану приезжали на лето многочисленные родственники из Германии. Было очень весело. За столом собирались около 40 человек — чаевничали, купались в озере, ловили рыбу. Зимой принимали важных господ из Санкт Петербурга и Москвы, в гостях у нас бывали - министр железных дорог Шилков, врачи Велиаминов и Гирш, барон Милюков. Они устраивали охоту на волков и медведей. Такие были времена, когда медведей и волков было в лесах в достатке! При хорошей погоде катались на тройках.

Фото: Дети Готтлиба-Богдана Молля катаются на коньках

Рассказывали, что, когда убили медведицу, остались медвежата и господа разобрали их по домам для забавы.Такой медвежонок был и у Моллей. Почти год жил он на усадьбе, веселил детишек, особенно, когда они купались в пруду, оставив свою одежду на берегу. Мишка «одевал» на себя рубашки и штанишки, потом смешно водил себя по животу мылом и вертелся, как настоящий артист. Ребята были в восторге и очень любили своего медвежонка.

Но, когда он стал настоящим медведем, взрослые побоялись за жизнь детей и, услышав, что в соседнем хуторе, медведь «задрал» человека, решили Мишку застрелить. Конечно, для детей это была настоящая трагедия! Поэтому, став уже взрослыми, они все вспоминали этот случай. Больно уж он врезался в детское сознание! Я тогда еще не родился, но мои сводные братья и сестры рассказывали мне, о жизни нашей семьи в деревне!

Все было бы хорошо, если бы не война… В 1914 году началась Первая империалистическая война. Она все поставила с ног на голову. Мой дед и отец были высланы в Казанскую губернию как немцы. Патриотизм в России приобрел такие уродливые формы, что первая жена моего отца покинула своих детей и мужа и уехала к своим родственникам в Москву. Слово «немец» звучало, как «враг», независимо от того, что мой отец родился в России, получил здесь образование, и по записям охранки «был вполне русским по рождению, воспитанию и внешности» — однако имел прусское гражданство.

Но даже не это послужило причиной особого внимания к моей семье со стороны новой власти, которая пришла после 1917 года. А то, что мой отец был владельцем модной и прибыльной по тем временам фабрики граммпластинок в Апрелевке, что под Москвой.

русские эмигранты

_____________________________________________________________

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску

Приехать во Францию на ПМЖ - это выбор многих людей, которые хотели бы пожить полноценной жизнью в Европе. Увы, только в Европе сегодня можно найти многие ценности, так необходимые для человека, а именно - свободу самовыражения, свободу слова, понимание, толерантность, если вы отличаетесь от других. Так что неудивительно, что приехать во Францию на ПМЖ - выбор большого количества успешных граждан. Кроме того, не все приезжают по своему желанию, некоторым требуется потом ещё и защита от экстрадиции. Франция является популярной страной для того, чтобы попросить здесь политического убежища, если вас преследуют на родине.

Какова же она, настоящая жизнь эмигранта? Кому-то эта жизнь рисуется излишне сладкой - там, за рубежом, и сахар слаще, и жизнь сытнее, и все будут чрезвычайно рады, если я туда приеду. Кто-то, наоборот, опасается эмиграции из боязни навсегда остаться непонятым в среде чужих по национальному духу и по мировоззрению людей. Расскажем о жизни эмигранта во Франции без прикрас, чтобы вы заранее знали, что вас ожидает и к чему вам нужно будет приспособиться.

Многонациональность и разнообразие

Если вы решили жить во Франции , то нужно сразу привыкнуть к тому, что в большинстве городов здесь вообще нет понятия "иностранец". В настоящее время Париж, а также и большинство других крупных городов, представляют собой микс из людей всех национальностей, приехавших с разных концов света, носителей разных языков и культур. Французы, настоящие французы, живут, по большей части, только в глубинке. В мегаполисах в равной степени проживают люди разных культур и разной расы, и к этому все уже привыкли. Если вы ещё не привыкли встречаться с темнокожими людьми и с людьми азиатской внешности чаще чем раз в году, то вам придётся привыкнуть, потому что даже простой поход за французским багетом уже, скорее всего, приведёт к встрече с представителями разных культур.

Тот факт, что вы говорите не по-французски, тем более никого не удивит. В толпе людей, гуляющих по улицам Парижа, можно услышать не только английский или русский, но и китайский, японский, африканский язык разных диалектов и стран, а также иврит, языки малых народов. Из какой бы страны вы ни приехали и какой бы язык ни использовали, вы обязательно услышите звуки родного языка хотя бы изредка, а если вы говорите, к примеру, на русском, то его вы услышите каждый день. У эмигранта во Франции, который совершенно не выглядит тут Миклухо-Маклаем среди туземцев, кстати, всегда есть выбор - общаться только с представителями своей национальности, расы и менталитета (и вы без особого труда сможете найти десяток таких людей в первую же неделю), либо не обращать на всё это внимание и в равной степени быть готовым к общению со всеми. Правда, если вам даже наплевать на цвет кожи и вероисповедание, то с языком дело намного сложнее. Если вы хотите активно знакомиться с представителями разных национальностей (опять же, не говорим французами, потому что коренные французы не составляют подавляющее большинство), то нужно хорошо знать французский, а заодно и английский. Зная эти два языка, вы сможете завести знакомство почти с каждым, кого вы встретите в Париже или другом крупном городе Франции.

Многие эмигранты выбирают путь языковой изоляции, то есть общаются только со своими соотечественниками, посещают рестораны и кафе с кухней и языком обслуживания своей страны, записываются к русскоязычному парикмахеру родом из Перми, устраиваются в компанию, где тоже есть русские, для ребёнка находят няню-москвичку. Что ж, это тоже неплохой вариант, конкретный выбор того или другого варианта зависит от вашей способности, вашего желания перестраиваться и адаптироваться или от отсутствия такового. Многие чувствуют себя в Париже настоящим "гражданином мира", другие, как приезжие из стран Африки, держатся своих соотечественников. Кстати, и живут выходцы из одной страны чаще всего вместе, так что мегаполисы во Франции давно уже поделились на еврейские, русские, африканские кварталы. Из своего опыта могу сказать, что лучше либо осесть в центре, либо держаться центральных кварталов или своего. В такие районы, где большую часть населения составляют выходцы из чуждых для вас стран, лучше всего лишний раз не заходить.

Об архитектуре французских городов

Нет, речь не пойдёт о выдающихся памятниках архитектуры типа Нотр Дам де Пари, об этом можно сколько угодно почитать в других источниках. Сама застройка французских городов является не совсем обычной. Типовые девятиэтажки, которые обычно строятся кучно, создают такие кварталы, которые мало чем отличаются от типовых районов Москвы или менее крупных российских или белорусских городов. Новые районы строятся так, чтобы можно было в них проживать годами, и однажды, случайно выйдя на какую-то улочку, попасть в атмосферу чуть ли не девятнадцатого века. Таких крупных и древних городов, как Париж, конечно же, это особенно сильно касается.

Что касается Парижа, то он почти на всех иностранцев производит впечатление города-сказки, но это обычно поначалу - и только самые лучшие, центральные районы Парижа. Если вы посетите его окраины, то, возможно, получите новое представление о бедности, нищете и неблагополучии. Если у вас нет желания знакомиться с тёмными сторонами жизни, то лучше всего купить квартиру в Париже где-нибудь поближе к центру или в спокойном спальном районе. Поверьте, те деньги, которые вы переплатите, окупятся вашим спокойствием, возможностью выйти в магазин в позднее время, достойными соседями, не пристрастными к алкоголю и наркотикам сверх меры. Купить квартиру в Париже на выгодных условиях можно и с профессиональной помощью. Кстати, вы можете найти и обратиться к русскоязычным юристам во Франции - теперь это тоже доступно для всех желающих.

В одном и том же районе, опять же, могут проявляться элементы смешения культур - например, католический или православный храм, а рядом мечеть. И пространство вокруг при этом может быть населено преимущественно еврейским народом. Всё это, как уже говорилось, никого не смущает. Не просто "терпимость", а доброжелательное отношение ко всем, кого можно встретить, вне зависимости от национальности - это черта французов. Конечно же, от тех, кто хочет приехать во Францию на ПМЖ, тоже потребуется некоторое количество уважения к французам и их культуре. К сожалению, не всегда и не везде можно это видеть, особенно со стороны приезжих из неблагополучных стран. Если вы будете демонстрировать уважение и доброжелательность, то и шанс того, что к вам отнесутся так же, становится намного выше.

Интересным фактом является то, что во Франции запрещены социальные опросы, связанные с установлением количества проживающих в стране или в отдельных городах людей в их процентном соотношении. Это говорит о настоящей толерантности, о том, что для жителя Франции не так важна национальность, как личные качества человека. Вообще же, примерно каждый десятый, кого вы встретите во французских городах, является не французом. Однако в Париже, а особенно в центре, находится "концентрат" приезжих, так что там это чуть ли не каждый второй.

Французские забастовки и русский коммунизм

Серьёзно, многие считают, что в России до сих пор засилье коммунизма, Сибирь начинается в пяти метрах от Красной площади и все поголовно пьют водку каждые полчаса. Некоторые французы считают, что жить в России - это значит жить в крайней бедности и кушать через день, а жить в Казахстане - это значит вообще вести кочевой образ жизни.

Как выход из всего этого, французы с радостью предложат вам забастовки - типично французское средство выразить несогласие с чем бы то ни было. Много раз приходилось слышать о том, что "если бы вы начали бастовать, правительство бы обратило на вас внимание, появилась бы какая-то социальная поддержка, рост зарплат". Когда такое слышишь, не знаешь даже, что и сказать - что социальная поддержка у нас всё же имеется или что забастовки вряд ли приведут к повышению зарплат. Впрочем, в чём-то французы и правы - это не та нация, которая будет терпеть недовольство, французский народ склонен бастовать даже без особого повода, не только требуя повышения зарплаты, но и улучшения условий работы, улучшения уровня жизни, изменения политики государства или города. Для французов, откровенно говоря, важно, чтобы их услышали, обратили на них внимание, признали их право высказывать своё мнение. Тогда они реально чувствуют себя достойными гражданами своей страны. Ну а сам повод к забастовкам может быть любым. Но правда в том, что француза действительно трудно утеснить, недоплатить и так далее - он всегда готов отстоять свои права. И в этом у французов можно поучиться.

Если у вас появятся французские друзья, лучше не затевайте спор о местных властях и политике президента Франции - вряд ли вы в этом хорошо разбираетесь, а французы любят поговорить о политике и знают куда больше, чем то, что "там наверху всё разворовали и продали". Приучите также французских друзей уважать вашу собственную родину, развенчайте мифы о ней. Французы любят патриотизм, и если вы будете говорить о своей родине в позитивном ключе, это поможет вам получить их уважение. Кстати, если француз ругает свою страну, не вздумайте с ним соглашаться - французы, как и русские, склонны негативно высказываться о своей стране, своём уровне жизни или правительстве, но никогда не позволят это делать иностранцу. Хвалите Францию, даже если вы не знаете глубоко всех нюансов политики или экономики, вы всегда найдёте что похвалить.

Особенности национального питания

Французский сыр и французские багеты вы обязательно полюбите, это действительно нечто неповторимое, чего не встретишь ни в одной другой стране. Вообще же французы любят закупать провизию на рынках. Более того, они этим чрезвычайно гордятся. Во Франции уже есть такая тенденция, что натуральные продукты "прямо с грядки" могут себе позволить не все, а только наиболее состоятельные граждане. Потому что во Франции на рынке всё дороже. Так что поход на рынок - целый ритуал для француза. Но если вы по привычке отправляетесь на рынок, чтобы сэкономить, то во Франции это не удастся. Дешёвые продукты покупают в крупных сетевых магазинах.

При этом такие магазины работают почти постоянно, а вот рынки функционируют не дольше чем до часа дня. Чаще всего на них отправляются пенсионеры, которые заинтересованы в качестве приобретаемых помидоров и капусты и у которых есть на это время. Возвращаясь с рынка, француз ликует - он не только приобрёл высококачественную еду без ГМО и прочих гадостей, но и поддержал отечественного производителя. И вам тоже предстоит сделать выбор между покупкой продуктов с грядки на рынке или покупкой дешёвых продуктов в супермаркетах, куда обычно французы наведываются раз в неделю и покупают сразу большое количество товаров.

Оформление документов для поездки во Францию

Если вы собираетесь уехать во Францию на ПМЖ, то вам придётся для начала подготовить все документы, которые необходимы для такой поездки. Это важно, чтобы у вас не возникло никаких проблем. Для того чтобы беспрепятственно проживать во Франции в течение длительного времени, вам понадобится:

  • получить визу во Францию. Обычно нужно получить визу D Визитёр для Франции, особенно это касается тех, кто собирается проживать во Франции в течение длительного времени. Для предоставления вам визы потребуется не только подать внушительный пакет документов, но также потребуются услуги присяжного переводчика, чтобы был выполнен качественный перевод на французский язык.
  • открытие банковского счёта. Пока вы не являетесь гражданином Франции, вы не имеете права работать в этой стране и получать каким-то образом прибыль. Если вы хотите открыть банковский счёт во Франции в короткие сроки, то у вас будет возможность воспользоваться профессиональной помощью и сделать всё почти мгновенно.
  • отдельным вопросом является жильё во Франции. Если ваша цель - уехать во Францию на ПМЖ , то вам придётся либо купить дом во Франции , либо арендовать квартиру во Франции. И то и другое связано с длительной процедурой поиска и, что ещё важнее, с заключением договора. Помощь специалистов позволит вам быстрее решить эти вопросы и жить во Франции, чувствуя себя уверенно. Даже в том случае, если вы не собственник жилья, а всего лишь арендатор, потому что договоры аренды во Франции являются вполне серьёзными и действительно обеспечивают стабильность квартиросъёмщикам, а не создают только видимость стабильности.

Если вы проживёте во Франции несколько лет, соблюдая все законы и по официальному виду на жительство, каковым является виза D Визитёр, то вы сможете претендовать на гражданство. У вас будет возможность в ускоренном порядке получить гражданство, если вы вступаете в брак с гражданином Франции. Впрочем, само по себе гражданство не является самоцелью, потому что полноценный вид на жительство обеспечивает все те же самые права и позволяет наслаждаться жизнью в такой замечательной стране, как Франция.

Введение.. 3

Причины и этапы русской Эмиграции во Франции.. 4

До русской революции 1917. 4

Почему русские выбирают Францию: 4

Белая эмиграция. 5

Потом Вторая мировая война. 6

Русский Экспедиционный корпус и Русский Почетный Легион. 7

Добровольцы русского Экспедиционного корпуса бойцы в la Division Marocaine(Марокканском Дивизионе). 7

Образование русского Почетного легиона. 9

Эвакуация белой армии из Крыма.. 11

Некоторые из эмигрированных русских офицеров. 12

Причины поражения Белых.. 13

Русская православная церковь и русская культура во Франции. 14

Церковь Успения Нотр-Дам.. 15

Русский дом.. 16

Кладбище Saint-Hislaire-le-Grand. 16

Заключение.. 17

Мой реферат называется «Русская эмиграция во Франции».

Очень важный период истории, по моему мнению, это - эпоха, когда Россия была Империей.

В этом труде, я хотел бы изучать следующие вопросы:

- Какими были причины эмиграции русских во Францию;

- Почему русские выбирали Францию;

- Какими этапами можно определить русскую эмиграцию во Франции;

- Как когда русские боролись против Германии и, позже, против большевиков, они оказались во Франции;

- Какими были причины поражения Белой Армии;

- Как русская Православная Церковь проявляется во Франции.

Я полагаю, что роль русской эмиграции во Франции очень значительна в развитии русской мысли в общем.

Жители России должны знать историю своей страны и, в особенности, их генеалогию. В нашей стране имеются много лиц - потомков эмигрантов - которые совсем не интересуются их истоками. Кроме того, поскольку большое количество писателей, художников и философов предпочли Францию как страну убежища, их творчество, являясь несомненно русской культурой, не доступно тем, кто остается в России. Это довольно негативное явление.

Чтобы восстановить уровень культуры, Россия должна поменять свою позицию по отношению к эмигрантам во Франции в направлении на сближение идей или даже на репатриацию.

Русскоязычное население стало полновесно путешествовать во Францию начиная с XVIII-ого века. Петр I очень благоприятствует обмену с Западом, однако, в августе 1790, по указу Екатерины II, русских, находящихся во Франции, предписано возвращать Россию, чтобы избегать заражения их революционными идеями.

После наполеоновских кампаний и после, до 1914, Франция очень привлекательна для русских по нескольким основаниям: сначала, это привлекательность Франции, обнаруженная русскими солдатами, которые ее захватили в 1914 и оккупировали ее в течение трех лет после капитуляции Наполеона в 1815, затем с либерализацией самодержавного режима, перемещения стали легче.

· Свобода выражения, которая царит во Франции, столь привлекательна для русских, что Франция зачастую оказывается убежищем для политических беженцев, которые убегают из России, ускользая от осуждения или убегая из Сибири.

· Жадные до культуры и до развлечения, русские надеются найти душу Франции (Версаль, замки Луары, готические соборы, пейзажи Франции, парижские спектакли).

· Русские также едут из России, чтобы консультироваться с ведущими парижскими специалистами, лечить туберкулез на солнце Лазурного берега или посещать курорты и курорты.

· Едут и за образованием: курсы в Сорбонне, стажировки в мастерских художников и парижских скульпторов.

· Находить применение своей профессии: дипломаты, журналисты, коммерсанты, музыканты, певцы, труппы балета в поездке или даже искатели приключений и шпионы. Некоторые из этих случайных пассажиров остаются во Франции.

· Соблазненные «charme slave», французы принимают русских, и за ними приходит во Францию все большая «свобода обычаев».

Количество русских, проживающих во Франции, согласно официальной статистике, увеличилось так:

В 1916, русский экспедиционный корпус, насчитывающий 44 292 человек, выгружается во Франции чтобы сражаться на французско-македонских фронтах.

Второй этап эмиграции начинается вследствие русской революции 1917 и смены режима. Эмиграция этого этапа образует во Франции следующие группы:

Бойцы экспедиционного корпуса, сражавшиеся на французском фронте и на фронте Македонии, которые не возвращаются в родную страну;

Бойцы белых армий Деникина и Врангеля, которые уходят на кораблях из портов Черного моря и, в конце концов, укрываются на Западе, в особенности во Франции, как единственной нации, готовой признать правительство генерала Врангеля.

Гражданские лица, которые претерпевали меры нового правительства: лишенные владений, бывшие промышленники, либералы, богатые крестьяне, высшее чиновничество...

Большинство этих эмигрантов оставило Россию югом. Часть встречается на Лазурном берегу, климат которого напоминает им климат Крыма. Из всех западных стран, именно Франция насчитывает самое большое число русских эмигрантов.

Представители либеральных профессий еще могут найти работу, но подавляющее большинство эмигрантов занимают низшие рабочие места в Париже (в особенности водители такси, официанты, служащие) и в промышленных районах провинции (заводские рабочие, как правило, несовершеннолетние). Бывшие военные нанимаются в Иностранный легион.

1920-1930. Представители интеллигенции (писатели, артисты), которые не принимают руководства государственными органами или которые удалены из России, прибывают во Францию, главным образом, в Париж (культурный и политический центр русской диаспоры).

До 1940, эти эмигранты ведут очень активную общественную жизнь, основывают школы, церкви, ассоциации, социальные учреждения и организуют конференции, концерты...

В парижском округе находится больше половины русских. Большие колонии образовываются, кроме того, в приморских Альпах, Буш-дю-Рон, Изер, Луаре.

Статус этих беженцев разнообразен:

Некоторые натурализованы французами и состоят в браке с французскими гражданами;

Другие приобрели национальность их первой принимающей страны, например, Югославии, Чехословакии;

Другие, наконец, предпочитают сохранять статус беженца apatride, снабженный международным сертификатом личности, названным «паспортом Нансена», именем верховного комиссара по делам беженцев, назначенного Лигой Наций.

Нансен(1861-1939) был полярным исследователем, океанографом, искателем приключений, зоологом, дипломатом, Верховным комиссаром по делам беженцев. В 1888 он организовывает экспедицию в Гренландию. Между 1893 и 1896 он отправляется на исследование полюса на борту судна «Fram» и собирает специалистов. В 1905 он играет важную роль в разделении своей страны Норвегии. Затем он представляет Норвегию в Лондоне до 1908. Затем занимается репатриацией 500.000 военнопленных, австрийских и венгерских.

В 1921 Международный Комитет Красного Креста (CICR) просит его прийти на помощь жертвам голода в России. Он устанавливает также паспорт Нансена, чтобы помочь беженцам(apatrides).

В 1922 Нансен получает Нобелевскую премию мира.

Вследствие этих различных статусов, нет точной статистики о числе русских, эмигрированных во Франции. Официальная французская статистика приводит:

В 1924 реальное количество русских, эмигрированных во Франции, оценивают между 100000 и 150000.

В конце второй мировой войны, советские люди оказались блокированными на Западе вследствие поражения Германии. Они делились главным образом на три категории:

Военнопленные, захваченные немецкими войсками на восточном фронте, которые содержались в лагерях на Западе и были освобождены соединенными войсками.

Лица, приехавшие из СССР чтобы работать, главным образом, на заводах Германии.

Советские военные, включенные в немецкую армию и служащую под командованием генерала Власова, затем заключенные союзниками или дезертирующими до немецкой капитуляции.

Действительно, между четырьмя и пятью миллионами советских граждан оказываются снаружи границ СССР в 1945: гражданское население, военнопленные, беженцы, собственно говоря, которые оставили страну в течение уничтожения немецких войск и, наконец тех, кто по убеждениям хотел соединяться с немцами (казаки, различная кавказская народность и русская Армия Освобождения генерала Власова).

Количество невозвращенцев («non-retournants») или «refractaires au retour» могло бы быть больше, если бы Союзники не подписали в Ялте соглашения, предусматривающие репатриацию всем советским гражданам.

В 1916 русский Экспедиционный корпус, насчитывающий 44 292 человек, выгружается во Франции, чтобы сражаться на французских и македонских фронтах.

В течение поездки в Россию, в декабре 1915, Пол Думер(Paul Doumer) предлагает отправить 300.000 человек во Францию взамен боевой техники, в которой Россия нуждалась. Французское предложение не встречает большого успеха у русского командования, но его величество Император Николай II удовлетворяет пожелание отправления русских войск во Францию. Начальник штаба, генерал Алексеев предлагает его принять на следующих условиях: русские солдаты будут посланы в составах под командованием русских офицеров, предоставленных французским Войсковым соединениям. Эти войска будут вооружены французским оружием и будут транспортироваться средствами французского Флота. Пол Думер(Paul Doumer) выражает желание, чтобы цифра в 40.000 человек в месяц была достигнута быстро.