Отделочные работы в строительстве. Инструкция по охране труда при выполнении окрасочных работ Техника безопасности при проведении малярных работ

Малярные работы, связанные с приготовлением и нанесением окрасочных составов, содержащих токсичные (вредные для здоровья) и пожароопасные вещества, требуют особых мер предосторожности.

До начала работы следует надеть спецодежду, получить инструктаж о безопасных условиях выполнения производственного задания. На рабочем месте следует проверить наличие и исправность инвентаря, ручного инструмента, средств механизации и другой необходимой оснастки.

Приготовление окрасочных составов. Составы приготовляют в помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию. Для защиты глаз (рис. 189) от брызг известкового, купоросного состава и других раздражающих жидкостей надевают защитные очки.

Большинство лакокрасочных материалов (красок, эмалей, лаков) токсичны, поэтому кожу рук необходимо защищать резиновыми перчатками (рис. 190). Можно пользоваться защитными пастами типа “Биологические перчатки” (рис. 191). Такие пасты наносят на кожу рук перед началом работы, а перед обедом или по окончании работ смывают. Пасту “ХИОТ-б” смывают теплой водой, а пасты “Ялот” и “ИЭР-2” - холодной водой.

Особая осторожность необходима при приготовлении окрасочных составов с токсичными пигментами (свинцовый крон, медянка) и растворителями (ацетон, дихлорэтан и др.). Запрещается использовать бензол, толуол и этилированный бензин для очистки одежды, мытья рук и инструмента, а также для разведения красок.

Рис. 189. Защитные очкм предохраняют глаза от брызг окрасочного состава

Рис. 190. Кожу рук от токсичного воздействия лакокрасочных материалов защищают резиновые перчатки биологическими

Рис. 191. Защита рук перчатками

Рис. 192. Контроль нагрева корпуса электромотора мелотерки

Рис. 194. Отключение от сети мешалки для приготовления окрасочных составов

В помещениях где приготовляют и складируют малярные и окрасочные составы, выделяющие огнеопасные пары, запрещается пользоваться огнем или производить работы, вызывающие искрообразование.

При эксплуатации краскотерок, мелотерок необходимо следить за характером шума внутри корпуса и нагревом электродвигателя. Нормальная работа сопровождается монотонным мягким шумом перетирающихся материалов. При возникновении резких “металлических” ударов машину выключают, и после полной остановки ротора удаляют попавшие твердые частицы. При сильном гудении электромотора и снижении его оборотов уменьшают количество загружаемого материала. Нагрев корпуса и подшипников электродвигателя (рис. 192) не должен превышать 60…70°С (рука терпит температуру корпуса).

При эксплуатации клееварки (рис. 193) надо следить за уровнем воды, подливая ее по мере выкипания. Подключенную к электросети клееварку запрещается мыть или чистить. Нельзя включать клееварку без воды.

Очистку рабочих емкостей машин (рис. 194) выполняют только при отключенном электродвигателе.

Меры безопасности при окрашивании поверхностей. В помещениях, где ведутся малярные работы, нельзя курить, пользоваться паяльными лампами, выполнять электросварочные и другие работы, вызывающие образование искр. Продолжительность пребывания работающих в помещениях (рис. 195), окрашиваемых масляной краской, нитрокрасками и лаками, не должна превышать 4 ч.

Окраску удочкой или краскораспылителем (рис. 196) выполняют в защитных очках и респираторе. Во избежание излишего туманообразования головку краскораспылителя держат перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии не ближе 50…60 м.

Рис. 196. Защитные средства при меха низированной окраске
1 – защитные очки; 2 – респиратор

Рис. 197. Окраска с приставной

Рис. 198. Передвижной окрасочный агрегат СО-75
1 - пистолет-краскораспылитель СО-71; 2 – красконэгнетательный бак СО-12; 3 – передвижной компрессор СО-75 –

Рис. 199. Смена распылительной головки и прочистка сопла пистолета-распылителя
1 - верхний наливной бачок; 2 – краскораспылитель СО-7А; 3 – нижний наливной бачок; 4 - распылительные головки

В помещениях, окрашиваемых водными составами, электропроводку на время выполнения работ обесточивают.

Приставные лестницы (рис. 197) при работе располагают под углом 60° к стене и стоят на ступеньке, расположенной на 1 м ниже верхнего конца лестницы.

Меры безопасной эксплуатации пневматического и электрифицированного оборудования. К работе с таким оборудованием допускаются лица, прошедшие обучение и сдавшие экзамены.

Рукоятки машин и вводы питающих кабелей должны быть надежно заизолированы.

При использовании пневматических окрасочных агрегатов (рис. 198)проверяют исправность краскораспылителя, наличие и исправность манометра и предохранительного клапана, исправность воздушных и материальных (напорных) рукавов, места их соединений. Красконагнетательные бачки предвари
тельно опробуют на давление не менее 1 МПа.

При замене или прочистке сопла распылительных головок (рис. 199) пистолет-краскораспылитель направляют вниз, а пусковой курок устанавливают на предохранитель.

При неисправности окрасочного агрегата в процессе работы (протечка краски, отказ клапана распылителя) следует немедленно сбросить давление или обесточить машину.

Запрещается проверять давление окрасочного факела, направляя к выходному отверстию палец или кисть руки, оставлять окрасочный агрегат под давлением при перерывах в работе. Нельзя растягивать или резко изгибать рукава окрасочного агрегата при его перемещении во время работы или разъединять штепсельный разъем при включенном электродвигателе.

По окончании работы ручные инструменты, рукава, красконагне-тательные баки, краскораспылители промывают, продувают сжатым воздухом и просушивают. Затем приводят в порядок рабочее место и снимают спецодежду.

Строгое соблюдение всех перечисленных мер предотвращает случаи травматизма при приготовлении окрасочных составов и при малярных работах.

Охрана труда включает вопросы трудового, законодательства, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности; надзор и контроль за выполнением правил по охране труда.

Техника безопасности представляет собой систему организационных и технологических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Требования по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов в процессе подготовки и выполнения окрасочных работ при строительстве, расширении и реконструкции регламентирует ГОСТ 12.3.035-84, который включает в себя:

  1. Общие положения, в которых указывается на возможность возникновения опасных и вредных производственных факторов.
  2. Требования к технологическим процессам.
  3. Требования к помещениям.
  4. Требования к окрасочным составам.
  5. Требования к производственному оборудованию.
  6. Требования к работающим и применению ими индивидуальных средств защиты.
  7. Контроль выполнения требований безопасности труда.

Работу по технике безопасности регламентируют ГОСТы и строительные нормы и правила. На основе указанных нормативных документов разработаны и введены в действие инструкции (типовые инструкции) по охране труда по каждой профессии рабочего или виду работ.

К выполнению малярных работ допускают лиц, прошедших вводный инструктаж по технике безопасности и производственный инструктаж. При инструктаже маляра знакомят с условиями труда на данном объекте, с механизмами и приспособлениями, распорядком дня на участке, информируют о наличии санитарно-бытовых устройств и правилах их использования, правилах движения по строительной площадке и т. д. Кроме вводного инструктажа все вновь поступившие маляры в течение трех месяцев должны изучить правила по технике безопасности, сдать экзамены и получить соответствующее удостоверение, а при работе с агрегатами высокого давления и электростатического окрашивания - пройти специальное дополнительное обучение и сдать экзамены. В соответствии с правилами техники безопасности маляры, как и все работающие на строительной площадке, обязаны во время работы носить каски.

Малярные работы на высоте следует выполнять с лесов, подмостей или люлек - инвентарных или изготовленных по типовым чертежам с наличием на них паспорта завода-изготовителя. Требования к указанным устройствам более подробно изложены в СНиП 111-4-80.

Вести малярные работы одновременно на нескольких ярусах по высоте можно только в том случае, если конец захватки на одном ярусе отстоит на 5-6 м от начала захватки на другом. При небольшом объеме работ на высоте до 5 м разрешается пользоваться приставными лестницами.

Рабочие места должны быть достаточно освещены. В соответствии с ГОСТ 22844-77 освещенность поверхности должна быть не менее 100 лк при простом окрашивании и не менее 150 лк при улучшенном и высококачественном. Требования к конструкции, напряжению и правилам эксплуатации стационарных и переносных светильников подробно изложены в СНиП 111-4-80.

Если груз массой свыше 60 кг требуется поднять на высоту более 3 м, следует применять механизмы или приспособления.

До начала малярных работ обязательно проверяются инструменты, ручные машины.

Каждый маляр должен заниматься только той работой, которая ему поручена. Самовольное выполнение других работ может привести к несчастному случаю.

Применять материалы для малярных работ следует в строгом соответствии с техническими условиями или инструкциями завода-изготовителя. Использовать малярные составы зарубежных фирм при отсутствии переведенной на русский язык и утвержденной инструкции или паспорта категорически запрещается.

К работе с ручными пневматическими, электрическими машинами допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших специальное обучение и сдавших экзамены.

При работе в сырых помещениях, на открытом воздухе и в других местах, где имеется опасность поражения электрическим током, разрешается использовать машины, напряжение питания которых не превышает 36 В. Во всех других случаях разрешается пользоваться напряжением 127 и 220 В, обеспечив машины двойной изоляцией. При использовании индивидуальных средств защиты (изолирующие перчатки, коврики, галоши и т. д.) последние должны быть испытаны и иметь клеймо с указанием даты испытания. Ручки машин и вводы питающих кабелей должны иметь надежную изоляцию.

Все остальные требования к правилам подключения и эксплуатации более подробно изложены в СНиП 111 -4-80.

Пневматические окрашивающие аппараты и рукава надо до начала работы проверить и испытать на давление, превышающее в 1,5 раза рабочее, составить акт и сделать запись в журнале. Манометры на пневматических окрашивающих агрегатах должны быть исправлены и опломбированы.

При пользовании пневматическими ручными машинами необходимо:

  • убедиться в исправности рабочей части;
  • проверить наличие и исправность манометра и предохранительного клапана;
  • проверить исправность всех воздушных и напорных рукавов:
  • места их соединений и подключения к воздушным магистралям или компрессору;
  • включать машину только после того, как она будет установлена в рабочее положение.

Каждый маляр, работающий с пневматической ручной машиной, должен знать конструкцию и правила ее технической эксплуатации, а также безопасные способы подключения и отключения машины от воздухопровода.

Красконагнетательные бачки для подачи окрашивающих составов к месту работ по рукавам должны быть на

Во время работы с компрессором следует особенно внимательно следить за исправным состоянием манометра и предохранительного клапана, давлением воздуха, уровнем масла в картере, системой охлаждения компрессора, не допуская ее перегрева; состоянием рукавов, не допуская на них петель и резких переломов.

При работе с установками высокого давления и электростатического окрашивания следует пользоваться специальными инструкциями и правилами эксплуатации этих агрегатов.

По окончании работы с ручными машинами их следует очистить от краски и сдать на склад либо запереть в ящик или оставить в изолированном помещении во избежание случайного включения посторонними лицами.

Контрольные вопросы

  1. Что предусматривает ГОСТ по технике безопасности при окрасочных работах?
  2. Общие требования к охране труда.
  3. Допуск рабочих к работе с механизмами.
  4. Виды инструктажей по технике безопасности.

Перед началом малярных работ необходимо изучить условия труда, правила работы с различными материалами, ручными и механизированными инструментами, требования электробезопасности и правила перемещения и хранения материалов, ознакомиться с противопожарными мероприятиями и средствами пожаротушения. Кроме того, необходимо обеспечить себя спецодеждой, защитными очками, респиратором, пастой и защитить уязвимые части тела щитами и т.д.

Рабочие места должны быть достаточно освещены (не менее 100 лк при простом окрашивании и 150 лк при высококачественном). Требования к конструкциям, правилам эксплуатации стационарных и переносных светильников изложены в специальной литературе.

Грузы массой более 60 кг поднимать на высоту более 3 м следует при помощи специальных механизмов или приспособлений. Нельзя приступать к работе, не проверив ручные и механизированные инструменты и приспособления. Материалы для малярных работ следует использовать в строгом соответствии с техническими условиями или инструкциями завода-изготовителя. Применять масляные составы зарубежных фирм при отсутствии переведенных на русский язык инструкции или паспорта запрещается, так как это может вызвать непредсказуемые последствия.

Работа с ручными машинами

Работать с ручными машинами разрешается лицам не моложе 18 лет, прошедшим специальный инструктаж. При работе в сырых местах можно пользоваться только такими машинами, которые подключаются к напряжению 36 В. Во всех других случаях разрешено использовать напряжение 220 В, имея при этом индивидуальные средства зашиты: изолирующие перчатки, коврики, галоши и др. Ручки машин и вводы должны быть надежно изолированы. Пневматические аппараты и рукава перед использованием должны быть проверены и испытаны на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее.

Краскораспылительные бачки и рукава для подачи окрашивающих составов к месту работы должны быть предварительно опробованы и испытаны на давление не менее 1 МПа. Во время работы с компрессором следует особенно внимательно следить за исправным состоянием манометра и предохранительного клапана, давлением воздуха, уровнем масла в картере, системой охлаждения компрессора, не допускать его перегрева. После окончания работ ручные машины следует очистить от краски и запереть в ящик или сдать на склад во избежание включения посторонним человеком.

Подготовка поверхностей под окрашивание

При очистке ранее окрашенных поверхностей вручную, пескоструйным аппаратом, дробеметной установкой химическим или механическим способом или при выжигании краски должны быть обеспечены непрерывное сквозное проветривание или принудительная вентиляция и наличие первичных средств пожаротушения. При выполнении пескоструйных работ необходимо использовать спецодежду, защитные очки и обувь, применять сухой и чистый песок, собирать и удалять снятую старую краску, не допускать разбрызгивания кислот и щелочей.

Окрашивание поверхностей

Все внутренние малярные работы с составами, выделяющими вредные для здоровья летучие пары (что должно быть указано в паспорте или сертификате состава), необходимо выполнять при открытых окнах или при наличии вентиляции, обеспечивающей двухкратный воздухообмен в час. Нельзя работать в таком помещении более 4 ч. Нельзя использовать бензол как растворитель для малярных составов, а если без него нельзя обойтись, то его содержание в растворителе не должно превышать 15%. Запрещается применять этилированный бензин как растворитель или для мытья рук и промывки аппаратуры. Не разрешается применять при малярных работах материалы и растворители, содержащие метанол или хлорированный углеводород, а также свинцовые соединения и токсичные элементы. Огрунтовывание и окрашивание поверхностей внутри помещения составами на основе полиуретановых эпоксидных смол с ароматическими растворителями при помощи пневмораспылителя допускается только при усиленной вентиляции и наличии индивидуальных средств защиты. В помещении, в котором производится окраска водными составами, электропроводка должна быть обесточена на весь период работ. Во избежание излишнего туманообразования при пневматическом окрашивании краскораспылитель следует держать таким образом, чтобы факел распыляемой краски был перпендикулярен окрашиваемой поверхности и находился от нее на расстоянии не более 60 см.

Приставные лестницы необходимо устанавливать и закреплять под углом 60°, работать можно на ступеньке, находящейся не менее чем на 1 м ниже верхнего конца лестницы. Работать ручными машинами с приставных лестниц запрещается. Вместо лестниц лучше использовать специальные приспособления, например столик двухвысотный с ограждением и полкой. Окрашивать металлоконструкции необходимо со специальных подмостей, навесных люлек и других средств подмащивания. При окрашивании труб и радиаторов, печей и тепловых панелей должна быть обеспечена эффективная вентиляция.

При переливании лакокрасочных материалов из одной тары в другую необходимо пользоваться поддонами из металла с бортами высотой не менее 5 см. Разлитые на пол краски и растворители следует немедленно убрать ветошью, с помощью опилок или сухого песка. Для предупреждения вредного воздействия на организм токсичных веществ надо пользоваться спецодеждой и предохранительными приспособлениями: респираторами, очками, рукавицами, перчатками и т.д., а также защитными мазями и составами. Для защиты органов дыхания при выполнении малярных работ используют респираторы и марлевые повязки. Последние защищают от грубой пыли при шлифовании, зачистке прошпатлеванной поверхности. Наиболее распространены респираторы ШБ-1 "Лепесток", ПРБ-1К, РПР-1, РН-21, Ф-46 и др. При значительном загрязнении (концентрации вредных веществ), газов, паров, пыли следует применять фильтрующие (БКФ) или рукавные (ПШ-1 и ПШ-2) противогазы, а также респиратор для маляров-пульверизаторщиков РМП-62. После окончания работы и перед приемом пиши необходимо тщательно вымыть в теплой воде руки с мылом или другими моющими средствами.

Противопожарные мероприятия

При малярных работах применяют большое количество пожароопасных растворителей и материалов, поэтому особое внимание следует обращать на организацию и поддержание в состоянии постоянной готовности всех средств пожаротушения: ящиков с песком, асбестовых кошм, пенных огнетушителей, багров, лопат и другого инвентаря. Оборудование должно быть легкодоступным для пользования и окрашено в ярко-красный цвет. Переливать и транспортировать органические растворители и содержащие их материалы следует только при хорошем освещении. При открывании емкостей со взрывоопасными материалами необходимо пользоваться специальными, не дающими искрения инструментами и ручными машинами. Из-за образующихся при горении растворителей ядовитых паров возгорание можно ликвидировать только в противогазах.

9.7. Организация окрасочных работ и меры безопасности

Организация окрасочных работ. Окрасочные работы, выполняемые личным составом, организуются и проводятся в период эксплуатации, консервации и во время любого ремонта корабля в строгом соответствии с действующими правилами и инструкциями.

Подготовка и проведение окрасочных работ включает три основных этапа: подготовку к окрасочным работам; очистку и подготовку поверхностей под окраску и нанесение лакокрасочных материалов, т. е. окраску.

П о д г о т о в к а к о к р а с о ч н ы м р а б о т а м. Перед началом окрасочных работ под руководством помощника командира корабля совместно с командирами боевых частей и начальниками служб на корабле осуществляются следующие мероприятия: а) уточняют, какие поверхности корабля подлежат окрашиванию в соответствии с установленными сроками окраски (табл. 9.25), окрасочными ведомостями, а также схемы окраски; б) определяют виды и количество лакокрасочных материалов, инструментов, спецодежды, индивидуальных средств защиты; оформляют и своевременно подают на них заявки в довольствующие органы; организуют получение и доставку их на корабль; в) проверяют наличие и организуют ремонт имеющегося на корабле инструмента, инвентаря, оборудования, а также изготовление недостающих беседок, плотов; г) определяют необходимое количество личного состава для окрасочных работ, который расписывают по объектам работ, и назначают старших; д) составляют график окрасочных работ с определением сроков выполнения каждой операции в соответствии с требованиями технологических инструкций; е) проводится инструктаж личного состава по технологии производства окрасочных работ и совместно с корабельным врачом инструктаж по соблюдению правил техники безопасности; ж) проводится медицинский осмотр личного состава, прежде всего тех, кто выделен для работы на высоте, в труднодоступных и плохо вентилируемых помещениях, в цистернах питьевой воды.

Т а б л и ц а 9.25


О ч и с т к а и п о д г о т о в к а п о в е р х н о с т е й п о д о к р а с к у проводится с целью: тщательной ликвидации очагов коррозии путем удаления ржавчины, окалины и обрастаний; создания условий для хорошего сцепления наносимых лакокрасочных материалов с поверхностью путем удаления загрязнений, пыли, влаги, жировых пятен, плохо держащейся краски; удаления старых покрытий во избежание излишнего (свыше 1 мм) напластования красок. Важно при очистке не создавать новых очагов коррозии в виде зазубрин, насечек и других повреждений поверхности.

Особенности очистки и подготовки поверхностей к окраске определяются их материалом (сталь, дерево), свойствами лакокрасочных материалов и условиями эксплуатации поверхностей.

Обрастания, ржавчина и старая краска лучше всего удаляются с влажной поверхности, поэтому очистку подводной части корабля надо начинать сразу же по мере откачки воды из дока. Старые необрастающие краски (ХВ-53, ХС-79, Н И В К), а также масляные краски во всех случаях удаляются полностью. Исключение составляют необрастающая краска ЯН-7А и антикоррозионная краска ЭКЖС-40, которые обладают хорошей адгезией и длительное время не теряют своих защитных свойств. Старая краска ЯН-7А удаляется полностью в случае перехода на новую схему окраски, при нарушении покрытия более чем на 20% поверхности и при наличии на ней обрастаний. Места с хорошо держащейся краской ЭКЖС-40 для увеличения сцепления зачищаются металлическими щетками или наждачной бумагой.

При очистке поверхностей из нержавеющей стали, легких сплавов, а также оцинкованных необходимо следить за тем, чтобы не повредить плакирующий слой, оксидную пленку и цинковое покрытие, которые в значительной степени повышают коррозионную стойкость металла.

Особенности очистки и подготовки деревянных поверхностей заключаются в следующем. После удаления обрастаний и старых красок поверхность необходимо просушить, доведя содержание влаги в древесине до 20%, не более (влажность замеряется электровлагомером ЭВА-2). Подводные участки корпуса, с которых полностью удалена старая краска, обрабатываются раствором медного купороса (против древоточцев), а надводные участки дважды обрабатываются антисептиком против гниения (3% раствором фтористого натрия или кремнефтористым аммонием, который значительно лучше других фтористых солей защищает дерево от гниения, грибка и огня, не меняя цвета и прочности древесины). Деревянные корпуса, пораженные древоточцами, выдерживаются на воздухе до 30 суток.

В цистернах питьевой воды, если они будут окрашиваться по новым схемам, нужно особенно тщательно производить очистку и полное удаление старых покрытий. Если, например, старое цементное покрытие не будет удалено и на него нанести этинолевую краску ЭКА-15, то долгое время будет удерживаться неприятный запах, так как цементное покрытие хорошо впитывает эту краску.

После очистки с поверхностей удаляется пыль: с подводной части - сжатым воздухом, с наружных (надводных) и внутренних поверхностей - щетками и мыльной водой. За 1,5-2 ч до начала окраски все поверхности обезжириваются протиркой ветошью, смоченной уайт-спиритом, а затем протираются ветошью насухо. Во избежание возникновения коррозии на подготовленной поверхности время между окончанием подготовки и началом окраски необходимо сократить до минимума (не более 16 ч для наружных и 24 ч для внутренних поверхностей). Для кораблей, плавающих в тропическом климате, этот разрыв не должен превышать 10 ч. Н а н е с е н и е л а к о к р а с о ч н ы х м а т е р и а л о в (о к р а с к а). После очистки и подготовки по- верхности приступают к окраске, которая включает: грунтование, шпатлевание (при необходимости) и нанесение покрывных красок. Наиболее ответственной операцией является нанесение грунтовочного слоя, который служит основой (фундаментом) всего лакокрасочного покрытия и предназначается для создания хорошей адгезии между поверхностью и всем лакокрасочным покрытием, а также для получения хорошей антикоррозионной защиты поверхности.

Покрывные краски, кроме защиты поверхности от воздействия окружающей среды, наносятся, чтобы предохранить корабль от обрастания, маскировать его, создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия для службы и быта личного состава.

Окраска должна проводиться в строгом соответствии с требованиями технологических инструкций, принятых схем окраски при температуре 5-35° С и относительной влажности до 70%, со строгим соблюдением сроков сушки каждого слоя покрытия и только после того, как на корабле будут закончены ремонтные работы и устранены все источники влаги. В принятых схемах окраски произвольная замена одних красок другими или увеличение толщины слоя для уменьшения количества слоев не допускается, так как это ведет к ухудшению качества всего лакокрасочного покрытия. При окрашивании наружных поверхностей необходимо обратить особое внимание на соответствие колера краски эталонам, объявленным приказом ВММ № 47 - 50 г., и району плавания.

Лакокрасочные материалы, поступающие на корабль, готовятся в малярных мастерских флота в соответствии с требованиями ГОСТ, ТУ, ВТУ и должны обладать требуемыми вязкостью и цветом (колером), а также быть тщательно размешаны и профильтрованы. При получении красок надо проверить соответствие их паспортам (сертификатам) и уточнить дату последней проверки их вязкости.

Грунты наносятся, как правило, только кистями ровным тонким слоем без пропусков с максимальной толщиной до 20 мк. Шпатлевки наносятся (при необходимости) на загрунтованные поверхности одним - тремя слоями общей толщиной 1,5 мм. Металлические наружные поверхности не шпатлюются. Покрывные краски наносятся на загрунтованные поверхности кистями или краскораспылителями. Наружный борт и надстройки окрашиваются сверху вниз, подводная часть - от киля вверх. Вначале окрашивается теневая, а затем солнечная сторона.

Контроль за окрасочными работами осуществляется с целью проверки выполнения требований технологических инструкций и заключается в наблюдении за качеством выполнения каждой операции, в приемке каждой операции и в окончательной приемке всего лакокрасочного покрытия. Контроль за ходом окрасочных работ осуществляют командиры боевых частей (служб), помощник командира корабля, а также флагманские специалисты соединений кораблей и представители технических управлений (отделов) по принадлежности.

Результаты подготовки поверхностей под окраску, схемы окраски и условия, при которых производились окрасочные работы, фиксируются в журнале осмотра корпуса, устройств и систем. Каждая операция принимается внешним осмотром, и при этом устанавливается отсутствие ржавчины, старой плохо держащейся краски (на очищенной поверхности), пропусков, сетки трещин, подтеков, шелушения (на окрашенных поверхностях). Качество сушки каждого слоя и всего лакокрасочного покрытия проверяется нажатием пальца без сдвигающего усилия в течение 5 сек - прилипания не должно быть. Полное высыхание можно проверить и с помощью ватного тампона: на окрашенную поверхность наложить тампон, прижав с усилием до 200 гс, и через 30 сек убрать его; отсутствие на поверхности волокон ваты или следов от них свидетельствует о полном высыхании лакокрасочной пленки. Прочность сцепления (адгезия) проверяется методом решетчатого надреза (ТУ М Х П 4202-54, С М И - 8). По этому методу на покрытие наносится лезвием безопасной бритвы шесть вертикальных надрезов на всю глубину покрытия и шесть горизонтальных, пересекающих вертикальные надрезы. Длина надрезов 10-20 мм и расстояние между ними 0,5, 1 и 2 мм (для красок с более хрупкой пленкой до 2 мм). При легком потираний пальцами квадратики не должны отлипать от поверхности, что будет свидетельствовать о хорошей адгезии. К выполнению каждой следующей операции приступают только после приемки предыдущей и получения на это разрешения.

Меры безопасности при окрасочных работах . При определении средств и мер по предупреждению несчастных случаев с личным составом при окрасочных работах исходят прежде всего из того, что все лакокрасочные материалы являются ядовитыми, огне- и взрывоопасными.

К средствам, используемым для предупреждения несчастных случаев с личным составом, относятся: очки марки ПО-1 и другие с герметической резиновой полумаской; респираторы ШБ-1 (лепесток), ПРБ-5, РПП-57, ПРШ-2-59, Ф-46-К, РУ-60-4 и РМП-62; противогазы ПШ-1, ПШ-2-57, ДПА-5, дыхательный прибор АСМ; спецодежда (комбинезоны, фартуки, береты, рукавицы); защитные пасты ХИОТ-6, ИЭР-1, АБ-1 (табл. 9.26) и противопековые пасты (табл. 9.27), которые перед окрасочными работами наносятся на кожу лица, шеи и рук; моющие составы ОП-7 и ОП-10 для мытья рук с целью удаления пыли, содержащей свинцовые соединения, при очистке поверхностей, а также состав для удаления красок с кожи-жидкое мыло 40-45%, пемза (порошок) 40-45%, глицерин 10-5% и спирт этиловый 10-5%, для мытья инструментов и рук после окраски масляными красками (эмалями) используется бензин Б-70 (ГОСТ 1012-54); стационарные и переносные вентиляционные установки, обеспечивающие в закрытых помещениях 10-15-кратный обмен воздуха в 1 ч при объеме помещения 250 мг и 15-25-кратный обмен - при объеме помещения до 30 ж3.


Т а б л и ц а 9.26


М е р ы п р е д у п р е ж д е н и я н е с ч а с т н ых с л у ч а е в. Ответственность за соблюдение требований по технике безопасности возлагается на командиров боевых частей (начальников служб) и помощника командира корабля - по принадлежности. Перед началом окрасочных работ необходимо проверить и убедиться в надежности и исправности плотов, шлюпок, беседок, спасательных жилетов, средств освещения, индивидуальных средств защиты и спецодежды, приточно-вытяжной вентиляции, противопожарных средств и т. п.


Т а б л и ц а 9.27


В ходе окрасочных работ в зависимости от степени вредности лакокрасочных материалов личный состав должен пользоваться соответствующими средствами защиты. На время работы в закрытых и труднодоступных помещениях выставляются наблюдающие для связи, страховки и оказания помощи. Личный состав, работающий в этих помещениях, должен через каждый час работы выходить на 10-15 мин на свежий воздух.

Удалять старые покрытия следует по возможности без пылеобразования, для чего очищаемые поверхности смачиваются водой. Использование паяльных ламп и других горелок для удаления старых покрытий категорически запрещается. В местах работ и хранения лакокрасочных материалов курение, пользование открытым огнем, образование искр от каких бы то ни было источников, а также разбрасывание по кораблю ветоши, смоченной олифой и другими лакокрасочными материалами, не допускается.

На кораблях лакокрасочные материалы должны храниться с этикетками «Огнеопасно», «Взрывоопасно» или «Яд» в специально оборудованных помещениях с хорошей вентиляцией и надежно действующими противопожарными средствами.

Для подкраски в период эксплуатации на корабле разрешается хранить лакокрасочные материалы в количестве не более 5% годовой нормы; ответственность за их хранение возлагается на помощника командира. На подводных лодках и катерах хранение лакокрасочных материалов вообще запрещается.

По окончании окрасочных работ личный состав должен тщательно вымыться под душем с мылом и удалить оставшуюся на коже краску. Одежду и спецодежду тщательно выстирать. В дальнейшем стирать спецодежду несколько раз (не реже одного раза в неделю), так как, пропитанная лакокрасочными материалами, она во время хранения способна самовозгораться.

Вперед
Оглавление
Назад

К окрасочным работам с применением материалов, содержащих токсичные растворители и соединения свинца, не допускают лиц моложе 18 лет, а также женщин. Привлекаемые к окраске рабочие должны предварительно пройти медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по безопасности труда.

При выполнении окрасочных работ возможны отравление парами и аэрозолями лакокрасочных материалов, растворителей, возникновение пожара и взрыва.

Окрасочные и сушильные цехи и камеры располагают отдельно от других производственных помещений, оборудуют не менее чем двумя выходами и обеспечивают приточно-вытяжной вентиляцией. Процесс окраски в камере устраивают таким образом, чтобы маляр при работе находился в потоке поступающего чистого воздуха. Воздуховоды, фильтры и другие элементы вентиляционных систем выполняют из несгораемых материалов, а конструкция вентиляторов, регулирующих и вытяжных устройств должна исключать возможность искрообразования. Выкидные трубы вентиляции окрасочных цехов выводят не менее чем на 2 м над коньком крыши. Электроосвещение окрасочных камер осуществляют через стекла, установленные на крыше или в стенах камеры. В ней используют электрическое оборудование только во взрывобезопасном исполнении. Электрические пусковые устройства (рубильники, кнопки электромагнитных пускателей и т. д.) устанавливают вне камер у рабочего места. Для освещения производственных помещений окрасочных цехов применяют электрооборудование закрытого типа. При этом напряжение на лампах светильников

стационарного освещения не должно быть более 42 В, а переносных светильников - более 12В. Понижающие трансформаторы и штепсельные розетки устанавливают за пределами помещения.

Окрасочные камеры должны быть оборудованы устройствами для перемещения окрашиваемого изделия - транспортерами, тележками, поворотными столами и т. д. При использовании в окрасочных цехах подъемно-транспортного оборудования не должно возникать искрообразование.

Ванны для окраски способом окунания вместимостью до 0,5 м3 должны быть оборудованы бортовыми отсосами и плотно закрываться крышками во время перерывов в работе. Окрасочные ванны вместимостью свыше 0,5 м3 укрывают в специальные камеры, оборудованные вентиляцией. Ванны должны возвышаться над уровнем пола не менее чем на 0,8 м. В противном случае они должны иметь ограждения на высоте не менее чем 0,8 м от пола. В ваннах вместимостью более 1 м3 перемешивание лакокрасочных материалов должно быть механизировано.

Температурный режим сушильных камер контролируют исправными термометрами или термопарами. Контрольно-измерительную аппаратуру располагают в местах, легкодоступных для наблюдения. Нагревательные приборы электросушильных камер защищают от возможного попадания в них капель краски с окрашенных изделий и соприкосновения с лакокрасочной пленкой.

Перед окраской изделий пульверизатором проверяют исправность шлангов, красконагнетательного бачка, масловодоотделителя, краскораспылителя, манометра и предохранительного клапана, СИЗ и эффективность работы общей вентиляции. Обращают внимание на прочность крепления шлангов, которые в местах соединений должны быть закреплены хомутами. При окраске внутренних поверхностей резервуаров и внутри агрегатов следует применять пистолеты-распылители. Для снижения туманообразования и загрязнения рабочей зоны аэрозолем, парами красок и лаков краскораспылитель располагают перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии не более 350 мм от нее. Для работы на окрасочных участках и в краскозаготовительных отделениях, где окрашивают и готовят краски, направляют одновременно не менее двух человек.

Металлические поверхности, ранее покрытые красками, содержащими свинец, очищают только после их увлажнения. Лакокрасочные материалы, в состав которых входят дихлорэтан и метанол, применяют только при окраске кистью. Особую осторожность следует проявлять при работе с нитрокрасками, так как они легко воспламеняются, а пары растворителей, смешиваясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси. Во время перемешивания красок и растворителей работают в респираторах и защитных очках. Разлитые на пол краски и растворители удаляют с применением сухого песка и опилок. После работы с красками, содержащими

свинцовые соединения, руки моют 1%-ным раствором кальцинированной соды, а затем мылом. Лицо моют теплой водой с мылом, полощут рот и чистят зубы.