Об оценочной деятельности в республике беларусь. Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в республике беларусь

В целях регулирования оценочной деятельности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении оценки стоимости объектов гражданских прав, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц:
1. Установить, что:
1.1. Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области оценочной деятельности в Республике Беларусь;
1.2. Совет Министров Республики Беларусь:
реализует государственную политику в области оценочной деятельности, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере;
определяет методы оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий в соответствии с законодательными актами, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
1.3. Государственный комитет по имуществу:
ведет государственный реестр оценщиков;
представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;
осуществляет иные полномочия в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с законодательством;
1.4. для проведения оценки стоимости объектов гражданских прав оценщики - индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего оценочную деятельность, подлежат аттестации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
1.5. оценка стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов, осуществляющими оценочную деятельность;
1.6. сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными;
1.7. осуществление сделок с объектами гражданских прав без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, -
влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 100 базовых величин, на физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - от 10 до 30 базовых величин.
Осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, изложенных в настоящем Указе, -
влечет наложение штрафа на должностных лиц юридических лиц в размере от 30 до 100 базовых величин, на иных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - от 10 до 30 базовых величин.
Производство, в том числе наложение взысканий (применение санкций), по делам о правонарушениях, предусмотренных в частях первой и второй настоящего подпункта, осуществляется уполномоченными должностными лицами органов Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, Государственного комитета по науке и технологиям;
1.8. действие настоящего Указа не распространяется на:
оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием;
оценку имущества изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;
оценку государственного имущества в процессе приватизации;
оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов;
оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов;
оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;
оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;
предварительную оценку таможенными органами изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение товаров, а также товаров, в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства;
оценку описанного либо арестованного имущества, переоценку имущества, осуществляемую судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством;
оценку имущества в иных случаях, определенных законодательными актами.
2. Утвердить прилагаемое Положение* об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь.
3. Признать утратившим силу пункт 5 "О некоторых мерах по защите прав на жилище" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 103, 1/6562).
4. Совету Министров Республики Беларусь:
4.1. в двухмесячный срок в установленном порядке внести Президенту Республики Беларусь на рассмотрение проект указа Президента Республики Беларусь, определяющего порядок оценки стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;
4.2. в четырехмесячный срок определить порядок:
ведения государственного реестра оценщиков;
проведения аттестации оценщиков;
4.3. в семимесячный срок:
обеспечить утверждение Государственным комитетом по стандартизации государственных стандартов Республики Беларусь по оценке стоимости объектов гражданских прав;
обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом;
принять иные меры по реализации данного Указа;
4.4. разъяснять вопросы применения настоящего Указа.
5. Настоящий Указ вступает в силу через семь месяцев после его официального опубликования, за исключением пункта 4 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования Указа.
Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Приказ по МВД РФ от 20.06.2012 № 615 п. 53 об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел РФ об обязанности полицейским действовать от имени МВД с доверенностью.

Проверять необходимо ВСЕ доверенности, а не только «представителей» федеральных органов. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Где сказано, что доверенность УДОСТОВЕРЯЕТСЯ руководителем? Выдается за подписью и удостоверяется — понятия не тождественные… Все действия приставов без ДОВЕРЕННОСТИ не имеют юридическую силу.

В законодательстве РФ начисто отсутствует определение понятия – «орган государственной власти». Нет конкретных законодательных актов об учреждении или организации определённого органа. То есть законодательно органы МВД не учреждены, нет определения их названия, их нет в правовом поле. Юридическим языком это называется незаконные вооруженные формирования.

Согласно конституции РФ ст. 77: 1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Вот так. Устанавливание субъектами органов государственной власти должно происходить в виде принятия закона субъекта РФ.

Но как юридически оформлены «якобы органы» МВД? Возьмём выписку ЕГРЮЛ налоговой службы для МВД РФ по Курганской области. Из неё видно, что УМВД РФ по Курганской области это юридическое лицо. Как мы выяснили выше не организованное законодательно, а значит являющееся иной не государственной структурой не могущей иметь органы. Исходя из гражданского кодекса, право действовать без доверенности от имени юридического лица распространяется только на «органы» власти. Это означает, что у каждого «полицейского» в кармане должна лежать доверенность от лица — руководителя, указанного в ЕГРЮЛ. Они просто не могут представлять власть и производить любые процессуальные действия, обозначая только свою принадлежность к МВД. Всё это распространяется на любые якобы «государственные органы». Фактически их не существует.

Далее выясняется: признаком государственной власти служат атрибуты власти с символикой государства. Символика эта закреплена государственными стандартами. Например, ГОСТ 51511-2001 строго определяет стандарт печати с государственным гербом. И в ст. 3.9 говорится: На печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, заказчик которой не является юридическим лицом, идентификационный налоговый номер (ИНН) и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) не указываются, в информационном поле печати требования к наименованию этого заказчика устанавливаются им самостоятельно при заказе печати. В удостоверениях сотрудников якобы органов МВД стоят печати с воспроизведением государственного герба без указания ИНН и ОГРН.

Из этого следует, что МВД грубо подделывает печати с изображением государственных символов или не является юридическим лицом. Но юр. лицо зарегистрировано в установленном порядке. Значит все удостоверения сотрудников подделка! Хотя, казалось бы всё честь по чести! Это самозванцы! Или мошенники. Или бандиты. Но не государственные органы охраны правопорядка!

Парадокс ещё в том, что рядовые члены этих «органов» и не подозревают, как их подставили вышестоящие начальники! А подставили их всех прямиком под статью 64 УК РСФСР «Измена Родине», предусматривающую в наиболее тяжких случаях смертную казнь так как они исходя из 62 закона о гражданстве ст. 41.2 пункт 4 (г) фактически являясь гражданами СССР/РСФСР состоят на службе у другого государства.

Кроме того МВД РФ зарегистрировано на сайте UPIK в реестре коммерческих фирм, с директором Владимиром Александровичем Колокольцевым, что подразумевает предоставление отчётности в офис консалтинговой компании в Лондоне.

Покажите доверенность! ГИБДД РФ убегает от гражданина СССР — https://youtu.be/DnrmpcYN8uk

Группа в контакте.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 N 116,

от 21.01.2008 N 27, от 06.10.2008 N 543, от 18.11.2008 N 626,

от 23.01.2009 N 52, от 06.08.2010 N 410, от 12.01.2012 N 26,

от 14.06.2013 N 272)

В целях регулирования оценочной деятельности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении оценки стоимости объектов гражданских прав, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц:

1. Установить, что:

1.1. Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области оценочной деятельности в Республике Беларусь;

1.2. Совет Министров Республики Беларусь:

реализует государственную политику в области оценочной деятельности, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере;

определяет методы оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий в соответствии с законодательными актами, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

1.3. Государственный комитет по имуществу:

ведет государственный реестр оценщиков;

представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;

принимает нормативные правовые акты в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с настоящим Указом;

обеспечивает взаимодействие и координацию действий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области оценочной деятельности;

осуществляет иные полномочия в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с законодательством;

(пп. 1.3 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 N 410)

1.4. для проведения оценки стоимости объектов гражданских прав оценщики - индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего оценочную деятельность, подлежат аттестации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

1.5. независимая оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями согласно приложению;

(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 06.10.2008 N 543, от 06.08.2010 N 410)

1.6. сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными;

1.7. утратил силу;

(пп. 1.7 утратил силу. - Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 N 116)

1.8. действие настоящего Указа не распространяется на:

оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием;

оценку имущества изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;

оценку государственного имущества в процессе приватизации;

оценку имущества военного назначения, всех видов оружия и боеприпасов, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 18.11.2008 N 626)

оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов;

оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;

оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;

предварительную оценку таможенными органами изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение товаров, а также товаров, в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства;

оценку описанного либо арестованного имущества, переоценку имущества, осуществляемую судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством;

оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет (за исключением независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно);

(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 21.01.2008 N 27; в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 N 410)

переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования;

(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 06.10.2008 N 543)

оценку стоимости декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества;

(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 N 410)

оценку имущества в иных случаях, определенных законодательными актами;

1.8-1. вопросы оценки стоимости объектов гражданских прав, возникающие в ходе проведения экспертизы при осуществлении судебно-экспертной деятельности, разрешаются экспертами, аттестованными в установленном порядке на право проведения независимой оценки соответствующего вида объектов гражданских прав;

(пп. 1.8-1 введен Указом Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 N 410)

1.9. деятельность экспертов, связанная с проведением экспертизы достоверности оценки при осуществлении судебно-экспертной деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Указом, техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав.

(пп. 1.9 введен Указом Президента Республики Беларусь от 06.10.2008 N 543; в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 N 410)

2. Утвердить прилагаемое Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь.

3. Признать утратившим силу пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2005 г. N 287 "О некоторых мерах по защите прав на жилище" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 103, 1/6562).

Пункт 4 вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 5 данного документа).

4. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1. в двухмесячный срок в установленном порядке внести Президенту Республики Беларусь на рассмотрение проект указа Президента Республики Беларусь, определяющего порядок оценки стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;

4.2. в четырехмесячный срок определить порядок:

ведения государственного реестра оценщиков;

проведения аттестации оценщиков;

4.3. в семимесячный срок:

обеспечить утверждение Государственным комитетом по стандартизации государственных стандартов Республики Беларусь по оценке стоимости объектов гражданских прав;

обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом;

принять иные меры по реализации данного Указа;

4.4. разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

Пункт 5 вступил в силу со дня официального опубликования.

5. Настоящий Указ вступает в силу через семь месяцев после его официального опубликования, за исключением пункта 4 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования Указа.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Приложение

к Указу Президента

Республики Беларусь

13.10.2006 N 615

ПЕРЕЧЕНЬ

ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПАЛАТОЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(введен Указом Президента Республики Беларусь от 06.10.2008 N 543)

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Гомельское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Гродненское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"

Унитарное предприятие по оказанию услуг "Могилевское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты"

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента

Республики Беларусь

13.10.2006 N 615

(в редакции Указа Президента

Республики Беларусь

06.08.2010 N 410)

сайт: примечание.

По вопросу, касающемуся методов оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2007 N 562.

Виды стоимости, методы оценки и методы расчета стоимости, порядок оценки, требования к исходной информации, проведению расчетов, определению итоговой стоимости, составлению документов по результатам оценки капитальных строений (зданий, сооружений), не завершенных строительством объектов, изолированных помещений как объектов недвижимого имущества установлены СТБ 52.3.01-2011 (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.01.2011 N 2).

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 N 410,

от 12.01.2012 N 26, от 14.06.2013 N 272)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь.

Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с настоящим Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее - объекты оценки).

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

внутренняя оценка - оценка стоимости, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки;

дата оценки - календарная дата, на которую определяется стоимость объекта оценки;

заказчик оценки - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившее гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на оказание услуг по проведению независимой оценки (далее - договор), либо суд, орган уголовного преследования или орган, ведущий административный процесс, вынесший постановление (определение) о необходимости проведения оценки стоимости;

исполнитель оценки - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность. Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы;

метод оценки - один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки;

метод расчета стоимости - способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки;

независимая оценка - оценка стоимости, проводимая исполнителями оценки на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных в настоящем Положении;

обязательная оценка - оценка стоимости, обязательность проведения которой установлена законодательством;

оценка стоимости - определение стоимости объекта оценки;

оценочная деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по проведению независимой оценки;

оценщик - аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, физическое лицо, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника юридического лица или индивидуального предпринимателя - исполнителя оценки;

результат внутренней оценки - итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой и указанная в акте о внутренней оценке;

результат независимой оценки - итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке;

экспертиза достоверности внутренней оценки - совокупность действий по проверке обоснованности результата внутренней оценки и (или) проверке соответствия проведенных расчетов законодательству;

экспертиза достоверности независимой оценки - совокупность действий по проверке соответствия заключения и отчета об оценке техническим и иным нормативным правовым актам об оценке стоимости объектов гражданских прав и обоснованности результата независимой оценки.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

3. Стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием:

3.1. рыночных методов оценки, в том числе:

сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам;

доходного метода, основанного на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразовании их в стоимость объекта оценки;

затратного метода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом его износа, или на разнице активов баланса и обязательств по пассивам баланса;

3.2. иных методов оценки, в том числе:

индексного метода, основанного на применении коэффициентов и (или) индексов к стоимости, принятой в качестве базы для определения оценочной стоимости объектов оценки, за исключением предприятий как имущественных комплексов;

метода балансового накопления активов, основанного на использовании данных бухгалтерского учета на дату оценки и применяемого для определения оценочной стоимости предприятий как имущественных комплексов;

метода кадастровой оценки, основанного на использовании сведений, содержащихся в государственном земельном и градостроительном кадастрах.

4. Оценка стоимости объектов оценки, в том числе применение методов оценки и методов расчета стоимости, осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав, которые являются обязательными для применения оценщиками и экспертами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность.

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА

5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки принадлежащих им объектов оценки, объектов, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством.

Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях, когда в соответствии с законодательством оценка должна быть только независимой.

6. Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в пункте 3 настоящего Положения.

7. По результатам проведения внутренней оценки составляется акт о внутренней оценке.

Акт о внутренней оценке, составляемый физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, должен содержать:

фамилию, собственное имя и отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, проводившего внутреннюю оценку;

цель оценки;

дату оценки;

наименование объекта оценки;

результат внутренней оценки;

подпись лица, проводившего внутреннюю оценку;

иную информацию по усмотрению лица, проводившего внутреннюю оценку.

Акт о внутренней оценке, составляемый юридическим лицом, должен содержать:

полное наименование юридического лица, проводившего внутреннюю оценку;

цель оценки;

дату оценки;

наименование объекта оценки;

данные, использованные для оценки;

расчет стоимости объекта оценки;

результат внутренней оценки;

подпись специалиста и руководителя юридического лица, проводившего внутреннюю оценку;

иную информацию по усмотрению юридического лица, проводившего внутреннюю оценку.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

8. Основанием для проведения независимой оценки является договор либо постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс.

По договору исполнитель оценки обязуется провести независимую оценку по заданию заказчика оценки, а заказчик оценки - оплатить эту услугу.

Оплата независимой оценки, проводимой на основании постановления (определения), вынесенного судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

9. Договор заключается в простой письменной форме.

В договоре должны быть отражены:

наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки;

предмет договора;

стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты;

срок представления заключения и отчета об оценке;

цель оценки;

дата оценки;

права и обязанности сторон;

ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.

10. По результатам проведения независимой оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки одновременно. Заключение и отчет об оценке составляются в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику оценки, второй - хранится у исполнителя оценки.

11. Заключение об оценке должно содержать:

полное наименование исполнителя оценки;

фамилию, собственное имя и отчество оценщика, ответственного за проведение независимой оценки, номер и срок действия свидетельства об аттестации оценщика по соответствующему виду объекта оценки;

номер и дату заключения договора либо указание на постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс;

наименование объекта оценки;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.01.2012 N 26)

цель оценки;

наименование валюты, в которой проводится оценка;

дату оценки;

названия используемых методов оценки и методов расчета стоимости;

результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость);

иную информацию по соглашению сторон, а также по усмотрению исполнителя оценки.

12. Отчет об оценке должен включать:

описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии);

(абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 12.01.2012 N 26)

данные, использованные для оценки, с указанием их источника;

анализ данных, использованных для оценки;

основные предпосылки и ограничения, с учетом которых проводилась оценка;

анализ рынка объектов-аналогов (в случае использования рыночных методов оценки);

обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости;

расчеты и их обоснование, описание процедуры определения стоимости выбранными методами оценки и методами расчета стоимости;

краткие факты и выводы по результатам оценки;

результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость).

13. Заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скреплены его личной печатью, а также подписаны руководителем исполнителя оценки (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения исполнителя оценки (его заместителем) и скреплены печатью исполнителя оценки (его обособленного подразделения), если исполнителем оценки является юридическое лицо.

При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение и отчет об оценке должны быть подписаны им и скреплены личной печатью оценщика.

Если независимая оценка проводится оценщиком - работником индивидуального предпринимателя, то заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, индивидуальным предпринимателем и скреплены личной печатью оценщика.

14. Заключение и отчет об оценке должны содержать дату их подписания руководителем юридического лица (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (его заместителем), если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки.

15. Результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки.

16. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки.

17. Независимая оценка не может проводиться:

17.1. исполнителем оценки, являющимся учредителем (участником), собственником имущества юридического лица - заказчика оценки;

17.2. с участием оценщиков:

являющихся работниками юридических лиц, а также дочерних предприятий юридических лиц - заказчиков оценки, а также состоящих в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками), собственниками имущества, работниками юридических лиц, а также дочерних предприятий юридических лиц - заказчиков оценки;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.01.2012 N 26)

состоящих в близком родстве или свойстве с физическими лицами - заказчиками оценки;

имеющих в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права;

17.3. исполнителем оценки - юридическим лицом:

учредителем (участником), собственником имущества которого является заказчик оценки;

руководитель которого (руководитель его обособленного подразделения, дочернего предприятия) состоит в близком родстве или свойстве с физическим лицом - заказчиком оценки либо с руководителем юридического лица - заказчика оценки;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.01.2012 N 26)

17.4. исполнителем оценки, имеющим в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права.

18. Исполнители оценки обязаны отказаться от проведения независимой оценки при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 17 настоящего Положения. Об этом исполнитель оценки обязан в пятидневный срок после обнаружения таких обстоятельств уведомить заказчика оценки.

19. Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки.

20. Споры между исполнителями оценки и ее заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

21. Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным:

при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;

при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада;

при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению;

При возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой.

22. В случаях, перечисленных в абзацах втором - шестом части первой пункта 21 настоящего Положения, обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующих сделок.

ЭКСПЕРТИЗА ДОСТОВЕРНОСТИ ОЦЕНКИ

23. Экспертиза достоверности внутренней оценки и экспертиза достоверности независимой оценки (далее - экспертиза достоверности оценки) может быть обязательной или инициативной.

Об оценочной деятельности в Республике Беларусь

В целях регулирования оценочной деятельности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении оценки стоимости объектов гражданских прав, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц:

1. Установить, что:

1.1. Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области оценочной деятельности в Республике Беларусь;

1.2. Совет Министров Республики Беларусь:

    реализует государственную политику в области оценочной деятельности, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере;

    определяет методы оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий в соответствии с законодательными актами, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

1.3. Государственный комитет по имуществу:

    ведет государственный реестр оценщиков;

    представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;

    осуществляет иные полномочия в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с законодательством;

1.4. для проведения оценки стоимости объектов гражданских прав оценщики - индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего оценочную деятельность, подлежат аттестации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

1.5. оценка стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов, осуществляющими оценочную деятельность;

1.6. сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными;

1.7. осуществление сделок с объектами гражданских прав без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, –

влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 100 базовых величин, на физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - от 10 до 30 базовых величин.

Осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, изложенных в настоящем Указе, –

влечет наложение штрафа на должностных лиц юридических лиц в размере от 30 до 100 базовых величин, на иных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, - от 10 до 30 базовых величин.

Производство, в том числе наложение взысканий (применение санкций), по делам о правонарушениях, предусмотренных в частях первой и второй настоящего подпункта, осуществляется уполномоченными должностными лицами органов Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, Государственного комитета по науке и технологиям;

1.8. действие настоящего Указа не распространяется на:

    оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием;

    оценку имущества изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;

    оценку государственного имущества в процессе приватизации;

    оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов;

    оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов;

    оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;

    оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;

    предварительную оценку таможенными органами изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение товаров, а также товаров, в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства;

    оценку описанного либо арестованного имущества, переоценку имущества, осуществляемую судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством;

    оценку имущества в иных случаях, определенных законодательными актами.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь.
Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с данным Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее – объекты оценки).

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

внутренняя оценка - оценка, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения, без привлечения исполнителя оценки;

дата оценки - календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки;

заказчик оценки – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившее гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на проведение независимой оценки, либо суд, принявший постановление о необходимости проведения оценки;

исполнитель оценки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность. Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее двух оценщиков;

метод оценки – способ расчета стоимости отдельного вида объекта оценки на дату оценки;

независимая оценка – оценка, проводимая исполнителями оценки на основании гражданско-правовых договоров либо судебных постановлений с соблюдением требований, определенных в настоящем Положении;

обязательная оценка – оценка, обязательность проведения которой установлена законодательством;

орган по аттестации – республиканский орган государственного управления, наделенный в соответствии с данным Положением полномочиями на проведение аттестации на право получения физическими лицами свидетельств об аттестации оценщика (далее – аттестация);

оценка – определение стоимости объекта оценки;

оценочная деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по оценке;

оценщик – физическое лицо, аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника индивидуального предпринимателя или юридического лица – исполнителя оценки.

ГЛАВА 2
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

3. Стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться:

3.1. индексным методом путем применения коэффициентов к первоначальной (восстановительной) или остаточной стоимости имущества;

3.2. методом балансового накопления активов на основании данных бухгалтерского учета на дату оценки;

3.3. рыночным методом на основе:

    расчета доходов, ожидаемых от использования объекта оценки (доходный метод);

    определения затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа (затратный метод);

    сравнения объекта оценки с аналогичными объектами, сходными с подлежащим оценке объектом по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом его индивидуальных особенностей (сравнительный метод).

Оценка объекта рыночным методом проводится с применением одного или нескольких методов. При применении нескольких методов итоговая величина стоимости объекта оценки устанавливается путем присвоения каждому методу весового коэффициента. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице;

3.4. методом пересчета валютной стоимости путем определения стоимости объекта оценки в валюте по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на дату оценки, если объект оценки приобретен за иностранную валюту либо его стоимость была определена в иностранной валюте в течение календарного года с применением рыночного метода;

3.5. методом кадастровой оценки с использованием сведений, содержащихся в государственных земельном и градостроительном кадастрах. Указанный метод применяется для определения стоимости земельных участков.

4. Оценка стоимости объектов оценки осуществляется в соответствии с государственными стандартами Республики Беларусь по оценке стоимости объектов гражданских прав, которые являются обязательными для применения оценщиками.

ГЛАВА 3
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА

5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки принадлежащих им объектов оценки.

Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях, если в соответствии с законодательными актами оценка должна быть только независимой.

6. Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в настоящем Положении.

ГЛАВА 4
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

7. Основанием для проведения независимой оценки объекта оценки является гражданско-правовой договор, заключаемый между исполнителем оценки и заказчиком оценки, либо судебное постановление.

По договору на проведение независимой оценки объекта оценки исполнитель оценки обязуется провести ее по заданию заказчика, а заказчик – оплатить эту услугу.

Оплата независимой оценки, проводимой на основании постановления суда, осуществляется в установленном порядке после ее проведения.

8. Договор на проведение независимой оценки заключается в простой письменной форме. В договоре должны быть отражены:

  • наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки;
  • предмет договора;

    стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты;

    срок представления результата независимой оценки;

    цель оценки;

    дата оценки;

    наименование валюты, в которой проводится оценка;

    права и обязанности сторон;

    ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.

9. Результат независимой оценки представляется заказчику в форме заключения об оценке. К этому заключению прилагается отчет об оценке.

10. Заключение об оценке должно содержать:

    полное наименование исполнителя оценки;

    фамилию, имя и отчество оценщика, ответственного за проведение независимой оценки, номер и срок действия свидетельства об аттестации оценщика по соответствующему виду объекта оценки;

    номер и дату заключения договора на проведение независимой оценки либо указание на судебное постановление;

    описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии);

    цель оценки;

    дату оценки;

    названия используемых методов оценки;

    итоговую величину стоимости объекта оценки. Такая величина определяется без учета налога на добавленную стоимость и должна быть выражена денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы;

    иную информацию по соглашению сторон, а также по усмотрению исполнителя оценки.

11. Отчет об оценке должен включать:

    перечень данных, использованных для оценки, с указанием их источника;

    анализ данных, использованных для оценки;

    обоснование применения используемых методов оценки;

    описание процедуры расчета (определения) стоимости объекта оценки.

12. Заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скреплены его личной печатью, а также подписаны руководителем и скреплены печатью исполнителя оценки, если исполнителем оценки является юридическое лицо. При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение и отчет об оценке должны быть подписаны им и скреплены личной печатью оценщика. Если независимая оценка проводится оценщиком – работником индивидуального предпринимателя, то заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, индивидуальным предпринимателем и скреплены личной печатью оценщика.

13. Заключение и отчет об оценке должны содержать дату их подписания руководителем юридического лица, если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки.

14. Стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке, может использоваться только в соответствии с целью оценки.

15. В случаях, предусмотренных законодательством, стоимость объекта оценки, определенная в заключении об оценке, признается достоверной для цели оценки только после проведения экспертизы ее достоверности.

16. Стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке, может быть признана недостоверной только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих органов по отношению к исполнителю оценки.

17. Независимая оценка не может проводиться:

    исполнителями оценки, являющимися учредителями (участниками), собственниками имущества юридических лиц – заказчиков оценки;

    с участием оценщиков, являющихся должностными лицами юридических лиц – заказчиков оценки, а также состоящих в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками), собственниками имущества, должностными лицами юридических лиц – заказчиков оценки;

    с участием оценщиков, состоящих в близком родстве или свойстве с физическими лицами – заказчиками оценки;

    с участием оценщиков, если в отношении объекта оценки они имеют вещные или обязательственные права;

    исполнителем оценки – юридическим лицом, учредителем (участником), собственником имущества которого является заказчик оценки;

    исполнителем оценки – юридическим лицом, руководитель которого состоит в близком родстве или свойстве с физическим лицом – заказчиком оценки либо с руководителем юридического лица – заказчика оценки;

    если в отношении объекта оценки исполнитель оценки имеет вещные или обязательственные права.

18. Исполнители оценки обязаны отказаться от проведения независимой оценки при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 17 настоящего Положения. Об этом исполнитель оценки обязан в пятидневный срок после обнаружения таких обстоятельств уведомить заказчика оценки.

19. Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки.

20. Споры между исполнителями оценки и ее заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 5
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

21. Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным:

21.1. при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги;

21.2. при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;

21.3. при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в этот фонд неденежного вклада. Обязательная оценка стоимости данного вклада должна проводиться до внесения его в уставный фонд юридического лица;

21.4. при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам государственных юридических лиц. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего возмездному отчуждению;

21.5. при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;

21.6. в иных случаях, предусмотренных законодательством.

22. В случаях, перечисленных в подпунктах 21.1, 21.2, 21.4 и 21.5 пункта 21 настоящего Положения, обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующих сделок.

ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

23. Исполнители оценки при проведении независимой оценки имеют право:

    требовать от заказчика оценки представления в полном объеме документации, необходимой для проведения независимой оценки;

    получать от третьих лиц (в том числе от государственных органов и иных организаций) информацию, необходимую для проведения независимой оценки, за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую тайну, государственные секреты, другой информации, предоставление которой ограничено или запрещено законодательством. Исполнитель оценки имеет право на получение в организациях, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, информации о ценах сделок с конкретными объектами;

    привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством специалистов либо организации к выполнению отдельных работ, необходимых для проведения независимой оценки;

    отказаться от проведения независимой оценки в случае, если заказчик оценки нарушил условия договора на ее проведение либо не представил необходимую информацию об объекте оценки.

Порядок представления исполнителю оценки информации, указанной в абзаце третьем части первой настоящего пункта, определяется в соответствии с законодательством. В случае, если исполнителю оценки не представлена по его запросу третьими лицами информация, необходимая для проведения независимой оценки, и это существенным образом может повлиять на достоверность стоимости объекта оценки, исполнитель оценки обязан указать об этом в заключении об оценке.

24. Исполнители оценки при проведении независимой оценки обязаны:

    обеспечивать сохранность документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц;

    не разглашать конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

    хранить копии заключений и отчетов об оценке, обеспечить сохранность информации на бумажных носителях, содержащей перечень данных, использованных для оценки, с указанием их источника, а также описание процедуры расчета (определения) стоимости объекта оценки. Такие документы подлежат хранению не менее пяти лет с даты подписания соответствующих заключения и отчета об оценке руководителем юридического лица, если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки. Законодательными актами может быть установлен более длительный срок хранения указанных в настоящем абзаце документов;

    представлять копии заключений и отчетов об оценке, иную информацию, полученную от заказчика оценки, по запросам государственных органов для выполнения возложенных на них функций.

ГЛАВА 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ ОЦЕНКИ

25. Исполнитель оценки несет ответственность в соответствии с законодательными актами за убытки, причиненные в результате осуществления оценочной деятельности Республике Беларусь, её административно-территориальным единицам, гражданам и юридическим лицам. Убытки подлежат возмещению в соответствии с законодательством и условиями договора на проведение независимой оценки.

26. Исполнитель оценки не несет ответственности за убытки либо за признанную судом недостоверную стоимость объекта оценки, указанную в заключении об оценке, если они явились следствием представления заказчиком оценки или третьими лицами недостоверной информации.

ГЛАВА 8
АТТЕСТАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ

27. Аттестация оценщиков осуществляется республиканскими органами государственного управления по видам объектов оценки согласно приложению к настоящему Положению (далее – аттестующий орган) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

28. Аттестации подлежат физические лица. Лица, претендующие на получение свидетельства об аттестации оценщика, должны иметь высшее экономическое, юридическое или техническое образование.

29. Свидетельство об аттестации оценщика (далее – свидетельство) выдается по результатам аттестационного экзамена сроком на три года. Срок действия свидетельства может быть продлен по его окончании на три года по заявлению оценщика.

30. За выдачу свидетельства, продление срока его действия, внесение в него изменений и (или) дополнений, выдачу дубликата свидетельства взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами.

31. Аттестующий орган осуществляет контроль за соблюдением оценщиками требований законодательства об оценке стоимости объектов оценки, а также требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по оценке стоимости объектов оценки в соответствии с настоящим Указом.

32. Аттестующий орган ведет учет выданных свидетельств с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, даты и места рождения, домашнего адреса и телефона, места работы их обладателей, даты выдачи и номера свидетельств, сведений о выдаче их дубликатов, внесении изменений и (или) дополнений, продлении срока действия, прекращении действия свидетельств.

Данные сведения отражаются в государственном реестре оценщиков, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.

ПЕРЕЧЕНЬ
республиканских органов государственного управления, осуществляющих аттестацию оценщиков по видам объектов оценки

Наименование республиканских органов государственного управления Вид объектов оценки
Государственный комитет по имуществу предприятия как имущественные комплексы

капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты

земельные участки

машины, оборудование, инвентарь, транс-портные средства, материалы и другое имущество (за исключением предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, не завершенных строительством объектов, объектов интеллектуальной собственности, земельных участков)

Государственный комитет по науке и технологиям объекты интеллектуальной собственности