Из истории транспортной полиции. Чем занимается транспортная полиция? Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России В каком году образована транспортная милиция

Ежегодно 18 февраля в нашей стране отмечают День транспортной полиции России. История этой службы началась давно, в те времена, когда в России начали строиться первые железные дороги.

Всероссийский центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) 18 февраля 1919 года подписал декрет, который подразумевал создание межведомственной комиссии, специализирующейся на охране железных дорог. Нужно отметить, что этот декрет и стал первым документом, регламентирующим процесс формирования системы охраны железнодорожного транспорта. Было создано структурное подразделение МВД, которое несло ответственность за обеспечение безопасности транспортных перевозок, а также занималось в СССР организацией воинских и специальных перевозок.


Департамент обеспечения правопорядка

Сегодняшнее его название - «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». К его главным обязанностям относится осуществление контроля и координации оперативно-служебной деятельности 20–и региональных управлений внутренних дел на транспорте.

Напомним, что первоначально транспортная милиция была создана с целью охраны железных дорог страны. Однако со временем транспортная ситуация в России менялась. Быстрыми темпами шло развитие авиатранспорта. Преступления стали происходить и в воздухе.


Так, 15 октября 1970 года в России впервые была осуществлена попытка угона самолета. Тогда террористы, отец и сын Бразинскас, попытались захватить самолет Ан-24, летевший из Батуми в Краснодар. Практически в одиночку в противостояние с преступниками вступила юная бортпроводница Надежда Курченко. Ей удалось предотвратить угон самолета, но сама она погибла. Это был первый подобный случай в нашей стране, он шокировал общественность и заставил правительство задуматься о безопасности воздушного транспорта.

Министр внутренних дел Советского Союза Николай Щёлоков 26 октября 1971 подписал приказ о создании на воздушном транспорте следственного отдела МВД СССР. Тогда уже профессионалы стали заниматься борьбой с террористами и другими правонарушителями в воздухе.

Несколько позднее очередь дошла и до водного транспорта. В 1980 году, перед Олимпиадой-80, в столице было создано 1-е подразделение милиции на воде. Это было сделано с целью осуществления контроля за акваторией Москвы-реки.


Важно отметить, что транспортная милиция в России всегда имела особый статус с самого момента ее появления. Причем, специалисты транспортной милиции стали обеспечивать охрану правопорядка не только на железнодорожных, но также на водных и воздушных путях нашей страны.

Транспортная милиция прошла достаточно длинный путь развития. В настоящее время она представляет собой высокоорганизованную, самодостаточную правоохранительную систему. Высококвалифицированные специалисты транспортной милиции эффективно обеспечивают общественную безопасность на транспорте. Они ведут борьбу с любыми формами проявлениями преступности.

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте находится в непосредственном подчинении Министерству внутренних дел РФ.


Хотя праздник 18 февраля и не является официальным, но в этот день работники департамента получают поздравления от своих коллег из других департаментов, а также и от высших чинов МВД.

Традиции на праздник

В этот зимний праздник 18 февраля - День работников транспортной полиции - региональные управления транспортной милиции организуют всевозможные торжественные мероприятия. Сотрудникам транспортной милиции, которые особо отличились, вручают почётные грамоты, благодарности, денежные премии или ценные подарки. В День работников транспортной полиции проходят также праздничные концерты, корпоративные мероприятия, чествования ветеранов службы.

Нужно отметить, что в обязанности сотрудников транспортной полиции входит обеспечение безопасности и поддержание порядка не только в самом транспорте во время его движения, но также и в местах его стоянок: на вокзалах, железнодорожных станциях, в аэропортах и портах. В настоящее время под охраной транспортной полиции находятся также пароходства, путепроводы, гидросооружения и т.п.


Многим сотрудникам транспортной полиции по долгу службы достаточно часто приходится находиться в дороге. К примеру, они сопровождают поезда дальнего следования, работая в них днями, а то и неделями. Они также часто тесно сотрудничают с представителями других милицейских подразделений.

Структура Департамента

В состав Департамента обеспечения правопорядка на транспорте входят три управления. Непосредственно на местах департамент представлен линейными отделами, которых, в общей сложности, насчитывается около полутысячи. Они подчиняются региональным управлениям внутренних дел на транспорте (УВДТ).

Начальник Департамента подчиняется непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации, а также первому заместителю Министра, который курирует деятельность Департамента.

В состав Департамента входит оперативно-розыскное бюро № 11. Данное учреждение специализируется на предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений на транспортных объектах. В подчинении Департамента находятся также: Центр оперативного управления органами внутренних дел на транспорте и Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ.

Как известно, на транспорте всегда существует угроза совершения террористических актов и других противоправных действий. Поэтому правоохранительные органы должны уделять этим объектам повышенное внимание.

Основные правонарушения на транспорте

Чаще всего работникам службы транспортной полиции приходится сталкиваться со следующими правонарушениями: нарушение правил пожарной безопасности, безбилетный проезд и нарушение правил провоза багажа и ручной клади, а также нарушение правил поведения граждан на транспорте.

Кроме того, очень распространены случаи транспортировки наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также незаконного вывоза из страны сырья, стратегических материалов, драгоценных металлов и т.п.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Какие комментарии можно увидеть или услышать касательно работы транспортной полиции? К сожалению, не всегда лестные. Однако данная служба обладает широким спектром действий и обязанностей.

Одна из сложнейших государственных структур - транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.

Транспортная полиция состоит из более чем 500 линейных отделов, чья деятельность, контролируется со стороны 20 управлений по транспорту. Сама структура является весьма сложной и многоярусной.

Структурное ГУТ МВД выглядит следующим образом:

  • Начальник Главного Управления. Под его началом Отдел делопроизводства и режима и Отдел кадров и государственной службы.
  • Первый заместитель начальника ГУ. В его задачи входит Управление организации борьбы с преступностью на транспорте и Оперативно-розыскное управление.
  • Заместитель начальника ГУ, руководит организационно-контрольным управлением.
  • Заместитель начальника ГУ, распоряжающийся отделом обеспечения охраны общественного порядка.
  • Заместитель начальника ГУ, ему подведомственны Отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделения полиции на метрополитене и Подразделение по организации связи, автоматизации и техническому обеспечению.

Структура Транспортной полиции

Как можно понять из вышесказанного, структура главного управления по транспорту Министерства внутренних дел РФ, весьма сложна и обхватывает широкий спектр структур.

За последние годы ситуация сложилась таким образом, что большая часть деятельности направлена на борьбу с преступностью, в частности с терроризмом. Представители транспортной полиции занимаются выявлением каналов незаконной поставки оружия, наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных запрещенных товаров, которые ввозятся в страну воздушным, морским или железнодорожным транспортом.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Обеспечение транспортной безопасности, требует от желающих наличие высокого профессионализма, знания не только узкой специфики собственной деятельности, но всей транспортной структуры. Важно уметь быстро принимать решения в экстренных ситуациях, мгновенно ориентироваться в изменившейся обстановке. Представителям данной службы нередко приходится сталкиваться со сложными и опасными для жизни ситуациями и искать выход из положения в одиночку.

Чтобы подать заявку на прохождение отбора и иметь шанс на трудоустройство, гражданину необходимо:

  • наличие Российского гражданства;
  • прохождение военной службы в Вооруженных силах РФ;
  • наличие минимум полного среднего образования (11 классов);
  • постоянная или временная регистрация на территории России;
  • пройденная медицинская комиссия и психологическое обследование.

Важно! Также желающий должен обладать хорошей физической подготовкой и устойчивой психикой. Поскольку служба требует отдачи каждый день 24 часа в сутки, человек должен быть всегда на связи, готовый в любой момент выйти на работу.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

В первую очередь, задачей сотрудника транспортной полиции является защита здоровья, жизни, а также прав Российских граждан, от преступных или иных противоправных посягательств.

Основные функции транспортной полиции на сегодняшний день - осуществление проверок в случае возникновения происшествия на любом из подведомственных типов транспорта, а также на территории портов, вокзалов, аэропортов.

Работники государственной структуры наделены полномочиями для проведения досмотра груза, вскрытия контейнеров, осмотра личных вещей пассажиров и членов экипажа. Однако делается все это только при наличии серьезных оснований, как например, появлении информации о перевозки наркотиков, оружия или взрывного устройства.

Важно! Осмотр проводится в присутствии не менее 2 понятых. При этом работник государственной службы обязан составить соответствующий протокол.

Реформа транспортной полиции: основные изменения

В 2019 году Правительство России провело масштабную реформу МВД. Основной задачей государственных деятелей являлось обеспечение достойной материальной поддержки работникам транспортной полиции и их семьям. Второй задачей стала оптимизация действующей структуры в соответствии с экономическим положением в стране.

Какие основные изменения произошли с начала 2019 года:

  • большое сокращение со стороны руководящего состава;
  • государственные служащие будут получать медицинское обслуживание согласно обычным полисам обязательного или добровольного страхования;
  • снижение расходов на содержание структуры, что обеспечивает общий подъем заработной платы;
  • объединение между собой ряда ведомств и перераспределение их обязанностей.

Помимо транспортной полиции подобные изменения коснутся управления ГИБДД.

Зарплата и денежное довольствие

Зарплата полиции: анализ за 5 лет

Как заверяет Правительство России, реформа текущего года напрямую коснется заработной платы сотрудников и дополнительного финансового поощрения. При этом изменения будут исключительно в лучшую сторону.

Министерство внутренних дел рассматривает не только вопрос по увеличению размера заработной платы, но и возможности сохранения всех полагающихся льгот и дополнительных выплат.

По мнению Министерства основной составляющей, оказывающей влияние на непосредственный оклад сотрудника - наличие аттестации. Не меньшее значение будут иметь личные достижения служащего, награды и благодарности. По мнению государства в ближайшие несколько лет заработная плата государственных служащих увеличится на 150%.

Сама заработная плата работника дорожной полиции состоит из нескольких частей:

  1. Оклад - является основополагающей частью заработной платы. Показатель попадает под ежегодную индексацию и, соответственно будет увеличиваться. Поскольку за последние 5 лет существенного повышения оклада не происходило, на данный момент вопрос встал достаточно остро. По мнению Министерства, увеличение оклада - это первое на что должна быть направлена реформа 2019 года.
  2. Дополнительная надбавка за звание. Сюда входят дополнительные ежемесячные выплаты, которые начисляются в виде процента от основного оклада. В зависимости от квалификации и звания работника процент составляет от 5 до 30. Также имеется дополнительная надбавка за стаж на государственной службе. Размер надбавки от 10 до 40%. Дополнительно может назначаться районный коэффициент или за особые условия до 100%.

Помимо вышеуказанного существуют дополнительные виды надбавок, например за работу со сведениями, содержащими государственную тайну - от 10 до 25%.

Наличие наград за особые заслуги, позволяют государственным служащим рассчитывать на дополнительные финансовые выплаты:

  • работники государственной структуры, имеющие ученую степень. При звании кандидата наук, получают надбавку в размере 15% от основного оклада. За звание «доктор наук», сотруднику доплачивают по 30% от оклада;
  • заместители начальника территориального ОВД или ВРИО получают надбавку в размере 30-50% от оклада. На то же поощрение может рассчитывать лицо, осуществляющее временную замену заместителя начальника. Например, на период отпуска.

Заключение

Подводя итоги, что представляет собой вся структура и специфика работы транспортной полиции? В первую очередь - это государственная служба, отличающаяся сложной, достаточно опасной и тяжелой деятельностью. Только единицы могут пройти отбор и соответствующее обучение, однако при этом работа наполнена событиями, действием и, что немаловажно, хорошей финансовой компенсацией.

День транспортной полиции России традиционно отмечается каждый год. Это неофициальный профессиональный праздник структуры, которая имеет название – «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». Праздник практически неизвестен для тех, кто не служит в этой структуре. А между тем сотрудникам этой службы многие люди обязаны порядком на большинстве видов транспорта.

Когда проходит?

В этом году в день транспортной полиции России проводятся различные торжественные мероприятия. Организацией занимаются силовые управления в регионах. Каждый сотрудник этого полезного и важного ведомства обязательно получит поздравления от руководящих лиц МВД. За заслуги сотрудников удостаивают премиями, грамотами, ценными подарками.

Кто отмечает?

Праздник хоть и неофициальный, но отмечают его все без исключения сотрудники этого ведомства. Транспортная милиция – это сотрудники, которые берегут и защищают порядок на железнодорожном транспорте, на вокзалах и в метро, на морском и речном транспорте, в аэропортах. Эти люди работают на всех средствах передвижения, которыми жители РФ пользуются постоянно. Полицейские-транспортники обеспечивают безопасность людей и транспортируемых грузов, инфраструктуры и транспортных средств. В департамент входит более 20 различных отделений по всей стране.

История

Праздник появился вместе с появлением транспортной полиции. Это не новое ведомство – транспортная милиция появилась еще до революции. Так, в 1797 году Павлом 1 был издан указ о создании в царской России специального департамента водных коммуникаций. Затем в 1809 году Александр 1 реорганизует этот департамент и в результате служба работает не только на водных транспортных средствах, но и на сухопутных сообщениях. Далее в 1836 году император Николай 1 строит железнодорожный маршрут в Царское село. В это же время создали отдельную структуру – так называемую железнодорожную жандармерию. Основной задачей структуры было обеспечивать порядок на железных дорогах.

А дальше, в 1919 году начинается история советской полиции на транспорте. В СССР к этому времени уже массово строили железные дороги. Поэтому и возникла срочная необходимость в отдельной службе, которая бы могла охранять жд/транспорт и обеспечивать безопасность гражданских и военных перевозок.

18 февраля 1919 года ВЦИК издает декрет о создании нового подразделения МВД – это комиссия, которая будет заниматься транспортными вопросами. Через 10 лет на базе этой комиссии сформируют структуру с широчайшей сетью отделений по всему СССР. С начала 30х гг. на всех видах транспорта России работают сотрудники транспортной полиции.

Традиции

В этот день по традиции силами региональных управлений транспортной полиции организовываются самые разные торжества. Тем, кто проявил особые заслуги, вручают грамоты, памятные или ценные подарки, денежные премии, благодарности. В праздник поздравляют полицейских и музыкальные коллективы – проходят концерты. Нередко проводятся различные корпоративные мероприятия. Не забывают в департаменте и о ветеранах службы – традиционно их чествуют. Не забывают и о погибших товарищах.

Данный праздник – это хороший повод, чтобы поздравить и поблагодарить всех тех, кто отвечает за безопасность любых типов в России. И несмотря на то, что официально этого праздника не существуют, всех работающих в данном ведомстве поздравляют руководители МВД.

О профессии

Служба в транспортной полиции связана с различными опасностями, профессия скрывает массу трудностей. Работать приходится в условиях большого скопления людей – это характерных для любых транспортных структур. Дело в том, что именно такие места, как вокзалы, аэропорты привлекают криминалитет. В последние годы проблемы доставляют еще и террористы – противостоять им бывает очень сложно. Работа связана с риском, с внимательностью, с оружием, собаками. Это настоящая мужская профессия.

Транспортная полиция в процессе создания и развития прошла огромный путь и сейчас – это высокоорганизованная и полностью самодостаточная правоохранительная система. Специалисты эффективно и круглосуточно обеспечивают безопасность граждан.

Многие слышали или помнят, что в 70 году была попытка угона самолета. Бортпроводница, принеся в жертву собственную жизнь, смогла предотвратить угон. Тогда в милиции задумались о контроле за безопасностью в общественном транспорте.

Среднегодовое число нарушений в транспортной сфере составляет около 20% всех совершаемых преступлений в России.

В 71 году был подписан приказ, по которому в авиатранспорте должны работать следователи из следственных отделов МВД.

До праздника «‎День транспортной полиции России» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День транспортной полиции России»


Опубликовано: 10.02.2015

"Всех сузунских
транспортных милиционеров и полицейских,
бывших и настоящих
с профессиональным праздником!!!

27 июля 1861 года император Александр II утвердил «Положение о полицейских управлениях С.-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской
железных дорог», которое дало начало созданию первых органов правопорядка на железных дорогах.

С первых дней прихода к власти большевиков, они приступили к созданию на дорогах железнодорожных военно-революционных комитетов.
…История транспортной милиции началась беспокойной зимой 1919 года. Еще в январе 1918 года Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожников
утвердил «Положение о народной железнодорожной милиции», которым предусматривалась организация «общей милиционной повинности железнодорожников…
для охраны общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог».
Уже 21 февраля 1919 года были опубликованы постановления ВЦИК РСФСР «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение
«О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», принятые на заседании 18 февраля 1919 года.Эти документы стали первыми на пути создания
системы охраны железнодорожного транспорта для соблюдения порядка и борьбы с преступностью, безопасности пассажиров, сохранности грузов и самих
транспортных средств как в пути, так и во время стоянок.

Функция поддержания общественного порядка на транспорте была передана в ведение НКВД и в его ведомстве был создан специальный аппарат
транспортной- железнодорожной и водной милиции.
Первоначально органы транспортной милиции строились по территориальному принципу. Однако территориальный принцип построения транспортной
милиции себя не оправдал, поэтому был заменен линейным. На каждой железной дороге было учреждено линейное управление железнодорожной милиции.
Условия работы железнодорожной милиции были тяжелыми: утихающая гражданская война, разруха транспорта, путей, станций (80% железнодорожной
сети вышло из строя, более 4-х тыс. железнодорожных мостов разрушено, 60% паровозов и ¼ вагонов неисправны 82% судов негодны).
В перечень обязанностей, возлагавшихся на железнодорожную милицию, входили: борьба с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути,
борьба с хищениями железнодорожного имущества, борьба с продовольственной спекуляцией на железных дорогах, охрана порядка при скоплениях
публики на вокзалах и поездах, оказание помощи при крушениях и продолжительных остановках поездов, защита железных дорог, железнодорожных
сооружений в случае нападений.

Т ранспортная милиция Алтая зарождалась именно как милицейское подразделение на железной дороге:
Первое упоминание об Алтайской железнодорожной милиции встречается в приказе транспортного отдела ГПУ №15 от 21 марта 1923 года
«О временной дислокации агентов охраны общественного порядка на железнодорожных и водных путях Сибири».
Штатная численность ЛТОГПУ: 43 человека и 55 агентов.
Изначально в территорию обслуживания Барнаульского ТОГПУ в 1922 году входило 749 верст железнодорожных и 463 версты водных путей.

Линейный отдел внутренних дел на ст. Барнаул был образован в 1919 году. Первым его начальником был назначен подполковник милиции
Владимир Иванович Дубров.

С егодня в структуру АЛУВДТ входят 18 линейных отделов, отделений и пунктов милиции, расположенных на территории Алтайского края,
Новосибирской области и Республики Алтай – линейный отдел внутренних дел на станции Рубцовск, линейные отделения внутренних дел
на станциях Алтайская, Кулунда, в аэропорту г. Барнаула и линейные пункты милиции на станциях Алейская, Новоблаговещенка, Безменово,
Ребриха, Славгород, Усть-Тальменская, Локоть, Бийск, Заринская, Сузун , Камень-на-Оби, в речном порту г. Барнаула
в аэропортах г. Горно-Алтайска республики Алтай и г. Бийск.

В 1971 г. в подмогу транспортной милиции и в связи с участившимися угонами воздушных средств перевозок были созданы
подразделения милиции на воздушном транспорте, которые вместе с органами милиции на железнодорожном и водном транспорте
составили единую систему транспортной милиции страны.

В 1980 г. транспортная милиция была преобразована в орган внутренних дел на транспорте.

Алтайское линейное УВД на транспорте - структурное подразделение Западно-Сибирского УВДТ, одного из крупнейших в структуре Департамента
охраны правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации.Непрерывный и быстрый рост пассажирских и грузовых перевозок,
расширение географии полетов повлекли за собой значительное осложнение оперативной обстановки.

Н е так давно милиция была переименована в полицию.(разглагольствовать об этом мы не будем,свершилось уже)
День работников транспортной полиции России - это неофициальный профессиональный праздник и является рабочим днём.
День работников транспортной полиции России отмечается в Российской Федерации ежегодно 18 февраля.

Создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

История транспорта в нашей стране долгая и сложная. Развивался он неравномерно. Прообраз транспортной полиции в России был создан еще в 1809 году, опубликованным Манифестом от 20 ноября "Об управлении водяными и сухопутными сообщениями". С тех пор ведомство периодически меняло свое название, а его деятельность только расширялась в связи с появлением новых видов транспорта.

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

С началом строительства железных дорог появилась необходимость в создании специализированного органа по защите грузов и пассажиров поездов, а также расследования преступлений, совершаемых на железной дороге. Помимо уголовных дел: грабежей, краж, убийств, избиения и пр. действий насильственного характера, транспортная полиция чем занималась в основном, так это тем, что выполняла функции по выявлению взяточничества и казнокрадства со стороны железнодорожных чиновников. Они также отвечали за состояние мостов, и в случае наводнения или разрушения обязаны были обеспечить их ремонт и надлежащее содержание. Появление транспортной полиции на железной дороге было положено указом Николая 1, принятого 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург-Царское село».

С ростом протяженности железных дорог также увеличивалось количество совершаемых на ней преступлений. Так как с развитием железнодорожного транспорта шло освоение ранее не заселенных территорий, то в такой местности чаще всего происходили беспорядки. Для обеспечения безопасности Николаем 1 было принято решение привлечь к этой работе жандармерию, так как в отдаленных местностях не всегда была возможность привлечь местную полицию, поскольку во многих населенных пунктах она просто отсутствовала. Жандармы подчинялись Министерству путей сообщения.

Особенности работы железнодорожной полиции

К сожалению, тот факт, что транспортная полиция являлась ведомственным силовым органом Министерства путей сообщения, а начальник транспортной полиции подчинялся непосредственно руководителю железной дороги, не привел ни к чему хорошему. По сути, жандармы находились в денежной и служебной зависимости от чиновников-железнодорожников. Поэтому их работа был крайне не эффективна, а в некоторых случаях даже пагубна для ведомства. Не виновные несли наказание, а виновным удавалось, благодаря занимаемым высоким должностям, избежать санкций.

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

После Великой октябрьской революции, несмотря на негативное отношение революционеров к жандармерии и полиции вообще, для наведения порядка был создан специальный орган власти - транспортная милиция. Она была узаконена декретом «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» 18 февраля 1919 года. С этой даты официально отсчитывается история создания и развития транспортной полиции.

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт - совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

Проблемы на и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте - нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра - неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция - это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют. Управление Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.