Ссср в законе. Применение советских нормативных актов в наши дни Нормативные акты бывшего союза сср

Источники различаются:

1. По юридической силе.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться.

3. По порядку принятия.

4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – отнесение его к источникам конституционного права является дискуссионным вопросом, т.к. сфера его распространения в конституционном праве ограничена, однако значение этого источника игнорировать нельзя. На основе обычаев регулируются многие аспекты деятельности нашего парламента. К примеру, первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ) или принесение присяги Президентом при вступлении в должность и т.д.

Особое место занимают Декларации. Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация о правах и свободах человека и гражданина. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства, в них провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государственности, принципы необходимые для всей политики в данной сфере.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Все они должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются - законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. Источники отрасли также - правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения).

Также Договоры - Федеративный Договор, охватывающий три договора между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов федерации и разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между РФ и Татарстаном и др.

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.: функции, основные черты и юридические свойства.

По форме выражения – писаная . По форме – единый акт . По форме правления - республиканская . В зависимости от политического режима – демократическая . По форме государственно-территориального устройства – федеративная . По порядку изменения и дополнения - смешанная (гибкие, жесткие).



В науке КП различают юридическую и фактическую конституцию. Юридическая - это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу. Фактическая - это реально сложившиеся основы государственного и общественного строя.

По структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из Преамбулы , 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав – Основная часть , и “Заключительных и переходных положений” , являющихся вторым разделом.

Конституция РФ выполняет ряд функций:
1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;
2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;
3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Конституция как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:



1. особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражён рассматриваемый признак. В её преамбуле сказано: "Мы, многонациональный народ РФ... принимаем Конституцию РФ". Причём, это первая Конституция, которая принята действительно народом, а не от имени народа.

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений.

Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции - её учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть, именно право принимать конституцию. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений.

3. всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет.

Важной чертой понятия конституции является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которое она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим другим правовым актам.

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны и др.

4.1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не было. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство конституции означает, что её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

4.2. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15). Высшая юридическая сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это её место в иерархии правовых актов в России.

4.3. Конституция - ядро правовой системы России. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией.

4.4. К юридическим свойствам Конституции относится её особая охрана. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и её субъектов.

4.5. Конституцию отличает и особый, усложнённый порядок её пересмотра и внесения поправок.

Конституция - особый единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

  1. Народовластие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации.

Народовластие – демократия -означает признание народа как источника власти.

Свойства - единство, верховенство, полнота, неотчуждаемость и недопустимость ограничения.

Юридические свойства право народа на :

1) собственность и свободу экономической деятельности

2) частие в политической жизни

3) пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества.

Процессуальное право народа осуществлять свою власть институты прямой или непосредственной демократии. Конституционные формы осуществления народовластия в России:

1) институт непосредственного народовластия-выборы, референдум

2) институт представительной демократии- через органы гос.власти и месного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы".

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Институтами прямой демократии являются: референдум, выборы, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, народная правотворческая инициатива, собрания и сходы граждан, обращения (петиции) граждан.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы . Они похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам.

Их цель – выражение воли народа. Объектом при выборах является кандидат в депутаты представительного органа или кандидат на какую – либо должность. Объектом волеизъявления при референдуме является не человек, а определенный вопрос, по которому проводится референдум.

Всенародные обсуждения похожи на референдум, т.е. обсуждается какой – либо законопроект или другой важный вопрос, но результат всенародного обсуждения не имеет обязательной юридической силы. Т.е. всенародные обсуждения – это выяснение мнения народа – только и всего.

Правотворческая инициатива граждан. Граждане вносят проекты правовых актов по вопросам государственного и местного значения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эти проекты подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию.

Сходы - это собрания жителей, обладающих избирательным правом, которые, как правило, созываются в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только сходом или решением суда.

Обращения граждан в государственные ораны и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и органами МСУ, добиваться восстановления нарушенных прав и обеспечения социальной справедливости.

Обращения могут быть поданы в следующих формах:

Предложение – обращение гражданина, которое направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных и негосударственных органов, общественных организаций, на решение вопросов экономической, политической, социально – культурной и иных сфер жизни общества и государства.

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах.

Жалоба – обращение по поводу восстановления нарушенного права действиями (бездействием) должностного, юридического или физического лица.

Представительная демократия – осуществление власти народом через выборные учреждения. В Российской Федерации – это Государственная Дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации и МСУ, выборные главы муниципальных образований.

  1. Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации.

В ст.1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация – республика , т.е. провозглашается республиканская форма правления.

Республика - одна из двух основных форм правления в современном мире. Она характеризуется выборностью главы государства, как правило, президента на определенный срок. В другой форме правления - монархии - пост главы государства - монарха обычно наследственный и пожизненный.

В современном мире имеется три основные разновидности республик - президентские, парламентские и смешанные. Наиболее распространенными из смешанных республик являются полупрезидентские.

В полупрезидентской республике имеются посты как президента, так и главы правительства (премьер-министра), а также правительство. Президент осуществляет общее руководство правительством, а непосредственно руководит им его глава (премьер-министр). Президент избирается населением страны. Правительство несет двойную ответственность и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, но отправить его в отставку вправе только президент. Впервые такая форма правления была установлена во Франции в 1958 г.

В Конституции РФ не конкретизирована разновидность республиканской формы правления. По своим основным чертам она является полупрезидентской республикой.

Президент формирует правительство, но Государственная Дума дает согласие на назначение кандидатуры Председателя Правительства. Кроме того, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, однако Президент РФ, при определенных условиях, может распустить Государственную Думу. Все вышеперечисленное характеризует смешанную республиканскую форму правления.

По тексту Конституции РФ является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Таким образом, можно сказать, что РФ смешанная (президентско-парламентская) республика с преобладанием черт президентской республики.

Для Российской Федерации характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

1. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации); исполнительную – Правительство РФ; судебную – Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

2. Особый статус Президента РФ. По Конституции он вне системы разделения властей (не входит не в одну из них).

3. Избрание Президента внепарламентским путём, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента, что не исключает взаимного влияния Президента и Парламента друг на друга.

4. Сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ.

5. Отсутствие должности вице-президента.

6. Исполнительниая власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путём, т.е. депутат парламента не может быть одновременно членом правительства.

7. Не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию её деятельности.

8. По ст. 83 Конституции Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

9. Согласие на назначение Председателя Правительства даётся нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент РФ.

10. Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни партийную принадлежность министров. В России политические партии недостаточно сильны, вотум недоверия крайне затруднён, к тому же он невозможен по отношению к отдельным министрам. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов Правительства.

11. Часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел).

12. Вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счёте решает Президент, а не Парламент.

13. Наличие института парламентской ответственности Правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, но для решения вопроса об отставке Правительства нужны два вотума недоверия по инициативе Парламента, причём в трёхмесячный период (если срок истёк, первый вотум теряет силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставиться по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.

14. Наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

  1. Принцип разделения властей и его реализация в Конституции РФ 1993 г.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя.

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений не содержит. Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации, образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения полномочий.

К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно она уточняет, что его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу построения и деятельности органов государственной власти, не могут автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Согласно ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной, и судебной власти самостоятельны». Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Защита прав и свобод человека -- обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

Реализация принципа разделения властей . Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме (всенародном голосовании) 12декабря 1993 г.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Президентом РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они образуются (начинаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные - это Правительство РФ, федеральные министерства и другие ведомства. Органы субъектов Федерации - президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, как правило, - это министерства, вторые - главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющих в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ник одному из ранее перечисленных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции (ст. 129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность Президента; Совет Безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом Конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

  1. Основы идеологического и политического многообразия по Конституции РФ 1993 г. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ - конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции. П.м. является основой для утверждения в стране многопартийности, идеологического многообразия, наличия различных политико-идеологических течений, представительства различных групп населения. Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны. Признание П.м. возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ - конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. И.м. предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа И.м. предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа :

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность , - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединеныий . Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма . Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Подрыв безопасности государства;

Создание вооруженных формирований;

Разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - предусмотренная законом совокупность прав и обязанностей общественного объединения, гарантии и порядок его деятельности, а также процедуры приостановления или прекращения его деятельности. Правовое положение общественных объединений в РФ, порядок их создания и деятельности урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.).

Согласно этому Закону общественное объединение для осуществления уставных целей вправе свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, участвовать в избирательных кампаниях (если оно обладает статусом избирательного объединения), учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Закон обязывает общественное объединение: соблюдать законодательство РФ; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности; представлять по запросу такого органа решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать им (представителям) содействие в ознакомлении с деятельностью объединения, в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт; оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги, а также издательства, средства массовой информации и другое имущество. Общественные объединения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в том объеме, который служит достижению уставных целей. В этой связи общественные объединения вправе создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности не могут перераспределяться между членами или участниками общественных объединений и должны использоваться для достижения уставных целей. Общественное объединение имеет свой устав и символику. В уставе определяются: название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма; структура объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении, права и обязанности его членов; порядок реорганизации и (или) ликвидации объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав, описание символики объединения. Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику, которая, однако, не должна совпадать с государственной символикой РФ, ее субъектов и символикой иностранных государств. Кроме того, символика общественных объединений не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика объединения подлежит регистрации и учету.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу отдельные нормативные правовые акты РСФСР по перечню согласно приложению № 1.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР по перечню согласно приложению № 2.

Перечень
нормативных правовых актов РСФСР, признанных утратившими силу

1. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 сентября 1943 г. № 788 "Об утверждении инструкции Наркомпроса РСФСР по проведению постановления Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 11 августа 1943 г. № 875 "О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ" (СП РСФСР, 1944, № 1, ст. 1).

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1962 г. № 175 "Об утверждении перечня профессий, должностей и категорий работников железной дороги объединения "Сахалиннефть" Сахалинского совнархоза, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работы, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков" (СП РСФСР, 1962, № 3, ст. 21).

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 февраля 1973 г. № 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров) работающим по двум должностям палубного и машинного состава".

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 12 ноября 1981 г. № 609 "Об отнесении пастбищ к таежным и горно-таежным в Якутской АССР" (Свод законов РСФСР, 1988, т. 2, с. 261).

Перечень
нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации

1. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 2 января 1929 г. "О семичасовом рабочем дне" (СЗ СССР, 1929, № 4, ст. 30).

2. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 18 ноября 1929 г. "Об условиях труда работников мелко-розничной торговой сети" (СЗ СССР, 1929, № 74, ст. 705).

3. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 52, Совета Народных Комиссаров СССР № 691 от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1930, № 60, ст. 641).

4. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 августа 1931 г. № 678 "Об изменении трудового законодательства" (СЗ СССР, 1931, № 51, ст. 334).

5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 мая 1935 г. № 823 "О мероприятиях, предотвращающих образование задолженности по заработной плате учителям" (СЗ СССР, 1935, № 25, ст. 201).

6. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июля 1935 г. № 1563 "О порядке исчисления среднего заработка за время очередного и дополнительного отпусков" (СЗ СССР, 1935, № 40, ст. 333).

7. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 3 марта 1936 г. № 414 "Об оплате труда на лесозаготовках" (СЗ СССР, 1936, № 16, ст. 138).

8. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 93, Совета Народных Комиссаров СССР № 536 от 31 марта 1937 г. "Об отмене постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1937, № 23, ст. 93).

9. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б), Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" (СП СССР, 1939, № 1, ст. 1).

10. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. № 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (СП СССР, 1940, № 32, ст. 806).

11. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 9 января 1944 г. № 30 "О повышении заработной платы зоотехническим и ветеринарным работникам" (СП СССР, 1944, № 2, ст. 26).

12. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 декабря 1945 г. № 3219 "Об улучшении бытовых условий и расширении льгот для работающих в Печорском угольном бассейне и Ухтинском комбинате НКВД СССР".

13. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. № 776 "О переселении колхозников и другого населения в Южно-Сахалинскую область в 1946 году".

14. Пункт 41 в части Б постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1946 г. № 956 "О мерах по обеспечению добычи и вывоза угля в Печорском угольном бассейне в 1946 году".

15. Инструкция ВЦСПС и Министерства финансов СССР о порядке исчисления трудового стажа, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения за выслугу лет, утвержденная постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1949 г. № 338 (СП СССР, 1949, № 3, ст. 24).

16. Постановление Совета Министров СССР, Центрального Комитета КПСС от 6 марта 1954 г. № 373 "О заработной плате работников совхозов и конных заводов системы Министерства совхозов СССР".

17. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 9 апреля 1959 г. № 377 "О переводе на семичасовой рабочий день, повышении и упорядочении заработной платы работников предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности".

19. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 19 сентября 1959 г. № 1120 "О сроках завершения перевода на семи- и шестичасовой рабочий день и упорядочения заработной платы рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 266).

20. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. № 45 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников морского транспорта".

21. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 19 февраля 1960 г. № 230 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников киносети и кинопроката".

22. Пункт 2 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1960 г. № 148, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1960 г. № 805 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с упорядочением льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (СП СССР, 1960, № 14, ст. 118).

23. Постановление Совета Министров СССР от 11 августа 1960 г. № 891 "Об упорядочении заработной платы работников гражданского воздушного флота".

24. Пункт 1 изменений, которые вносятся с 1 января 1961 г. в решения Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611 "О списках производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 7 сентября 1961 г. № 821 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611" (СП СССР, 1961, № 14, ст. 110).

25. Пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25 мая 1963 г. № 591 "О признании утратившими силу и об изменении решений Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (СП СССР, 1963, № 10, ст. 105).

26. Пункт 7 постановления Совета Министров СССР от 27 сентября 1963 г. № 1020 "Об улучшении ветеринарного дела и усилении государственного ветеринарного контроля в стране" (СП СССР, 1963, № 18, ст. 189).

27. Постановление Совета Министров СССР от 19 февраля 1965 г. № 96 "О дополнительном отпуске трактористам-машинистам, трактористам и бульдозеристам" (СП СССР, 1965, № 3, ст. 18).

28. Постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1965 г. № 708 "О введении новых условий оплаты труда творческих работников и административного персонала театров, концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов и цирков".

29. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 апреля 1966 г. № 311 "О повышении материальной заинтересованности трактористов-машинистов совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства в увеличении производства продукции" (СП СССР, 1966, № 8, ст. 81).

30. Постановление Совета Министров СССР от 26 мая 1966 г. № 394 "Об установлении для рабочих подразделений гражданской авиации ежегодного дополнительного трехдневного отпуска за непрерывную работу в одном подразделении" (СП СССР, 1966, № 9, ст. 97).

31. Пункт 66 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465 "О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур" (СП СССР, 1966, № 11, ст. 114).

32. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 20 июля 1967 г. № 730 "О мерах по обеспечению высоких темпов развития черной металлургии в соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 гг." (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

33. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 12 января 1968 г. № 42 "О мерах по обеспечению капитального строительства кадрами" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 262).

34. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 14 апреля 1971 г. № 222 "О мерах по улучшению условий труда и закреплению механизаторских кадров в сельском хозяйстве" (СП СССР, 1971, № 8, ст. 65).

35. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 2 июня 1971 г. № 339 "О повышении минимального размера заработной платы и увеличении ставок и окладов среднеоплачиваемых рабочих и служащих железнодорожного транспорта и метрополитенов и о мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 260).

36. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 2 марта 1972 г. № 164 "О мерах по дальнейшему увеличению производства и улучшению качества продукции овцеводства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 506).

37. Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1973 г. № 477 "О некоторых мерах по закреплению кадров на предприятиях Министерства легкой промышленности СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

38. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. № 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" (СП СССР, 1973, № 21, ст. 116).

39. Пункт 12 постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г. № 50 "О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития".

40. Абзац седьмой пункта 5 постановления Совета Министров СССР от 8 января 1976 г. № 26 "Об организации комплексного централизованного обслуживания средств электронной вычислительной техники".

41. Пункт 48 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1977 г. № 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976 - 1980 годах" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 114).

42. Пункт 31 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 1 сентября 1977 г. № 820 "О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники, улучшению ее сохранности, обеспечению колхозов и совхозов кадрами механизаторов и закреплению их в сельском хозяйстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 363).

43. Постановление Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. № 1109 "О дополнительных мерах по обеспечению выполнения установленных народнохозяйственным планом на 1976 - 1980 годы заданий по развитию производства минеральных удобрений, химических средств защиты растений и сырья для них".

44. Пункт 6 постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1979 г. № 466 "О дополнительных мерах по закреплению кадров в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны РСФСР" (Свод законов СССР, 1990, т. 3, с. 344).

45. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 18 октября 1979 г. № 948 "О дополнительных мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Собрание действующего законодательства СССР, т. 58, с. 72).

46. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 13 декабря 1979 г. № 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (СП СССР, 1980, № 3, ст. 17).

48. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" (СП СССР, 1981, № 13, ст. 75).

49. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 г. № 402 "О мерах по развитию коневодства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 511).

50. Абзацы второй и третий пункта 1 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 мая 1982 г. № 436 "О дополнительных мерах по закреплению в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях работников, занятых в животноводстве" (СП СССР, 1982, № 17, ст. 92).

51. Пункт 27 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 24 марта 1983 г. № 235 "О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 499).

52. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 июля 1983 г. № 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" (СП СССР, 1983, № 21, ст. 116).

54. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12 мая 1986 г. № 541 "Об усилении материальной заинтересованности и повышении ответственности работников служб технического контроля объединений и предприятий и органов Государственной приемки за обеспечение выпуска продукции высокого качества".

55. Пункт 20 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 11 декабря 1986 г. № 1472 "О мерах по повышению эффективности и улучшению организации племенного дела в животноводстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 502).

56. Подпункт "а" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвержденных постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1988 г. № 953 "О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам планирования, материально-технического снабжения и некоторым другим вопросам".

57. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" (СП СССР, 1989, № 29, ст. 122).

58. Постановление Совета Министров СССР от 18 ноября 1989 г. № 1003 "О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии" (СП СССР, 1990, № 1, ст. 5).

59. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21 декабря 1989 г. № 1128 "О частичном изменении постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677" (СП СССР, 1990, № 2, ст. 11).

Обзор документа

Признаны недействующими некоторые акты СССР. Кроме того, признаны утратившими силу на территории Российской Федерации акты РСФСР.

В числе актов СССР - о повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ; об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава.

В перечень актов РСФСР включены, в частности, постановления о условиях труда работников мелко-розничной торговой сети; об оплате труда на лесозаготовках; об упорядочении зарплаты работников гражданского воздушного флота.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК


Фактически утратил силу в связи с принятием
Закона РСФСР от 13 июля 1990 года N 89-1
____________________________________________________________________

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик

постановляет:

Статья 1. Законы СССР и другие акты, принятые Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, публикуются Президиумом Верховного Совета СССР в издаваемых на языках союзных республик "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" не позднее семидневного срока после их принятия, а также в газете "Известия Советов народных депутатов СССР".

В "Ведомостях" публикуются также акты, принятые Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета СССР, Председателем Верховного Совета СССР, Комитетом конституционного надзора СССР.

Статья 2. Опубликование законов СССР и других актов, указанных в статье 1 настоящего Закона, в "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" и газете "Известия" является официальным опубликованием.

Акты Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и его Президиума могут быть также опубликованы в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по телеграфу, разосланы соответствующим государственным и общественным организациям.

Статья 3. Законы СССР, другие акты Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР нормативного характера вступают в силу на всей территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР". Те же акты, опубликованные в газете "Известия" ранее опубликования их в "Ведомостях", вступают в силу по истечении десяти дней после опубликования в "Известиях".

Указанные в настоящей статье сроки вступления актов в силу не применяются в тех случаях, когда Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

Статья 4. Указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, не имеющие общего значения, могут быть не опубликованы и направляются соответствующим государственным органам и общественным организациям для доведения до сведения предприятий, учреждений, организаций и лиц, на которых распространяется их действие. Эти акты вступают в силу с момента получения их государственными органами и общественными организациями, если Президиумом Верховного Совета СССР не установлен иной срок введения их в действие.

Статья 5. В "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" по представлению Министерства иностранных дел СССР публикуются вступившие в силу для СССР международные договоры, заключенные от имени Союза ССР и ратифицированные Верховным Советом СССР.

Международные договоры СССР, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются в "Ведомостях" на одном из этих языков с официальным переводом на русский язык.

Статья 6. "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" издаются еженедельно и состоят из трех разделов.

В первом разделе публикуются:

законы СССР и другие акты Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР;

постановления Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР;

международные договоры СССР;

акты Комитета конституционного надзора СССР.

Во втором разделе публикуются:

указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР;

распоряжения Председателя Верховного Совета СССР.

В третьем разделе публикуется информация о деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, Совета Союза и Совета Национальностей, Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, комитетов Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и других органов Съезда, Верховного Совета СССР и его Президиума, Парламентской группы СССР, а также Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР.

Отдельные акты, документы и материалы по решению Президиума Верховного Совета СССР могут быть опубликованы в приложении к "Ведомостям".

Статья 7. Публикуемые в "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

Статья 8. Признать утратившими силу законодательные акты СССР согласно приложению.

Председатель
Верховного Совета СССР
М.Горбачев

Приложение. ПЕРЕЧЕНЬ законодательных актов СССР, полностью или частично утративших силу

1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1958 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР, постановлений и иных актов Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР" в редакции Указа от 6 мая 1980 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1958 год, N 14, ст.275; 1980 год, N 20, ст.374).

2. Закон СССР от 25 декабря 1958 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР, постановлений Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 год, N 1, ст.22).

3. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 год, N 20, ст.374).

4. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1980 года "Об организации работы по опубликованию законов СССР, постановлений и иных актов Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 год, N 20, ст.375).

5. Закон СССР от 25 июня 1980 года "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 год, N 27, ст.540) в части утверждения статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1980 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР, постановлений Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР".

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Ведомости Съезда народных депутатов
СССР и Верховного Совета СССР",
N 9, от 9 августа 1989 года

Советские правовые акты продолжили действовать в России после распада СССР и остаются действующими до сих пор, если не были отменены или изменены. Сейчас таких документов осталось около 45 тыс., сообщил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, специалисты Минюста проверят соответствие советских правовых актов российской Конституции и современным законам. После этого часть документов признают утратившими силу, а остальные включат в действующее законодательство.

Как выяснили «НИ», только на федеральном уровне продолжают действовать около 400 постановлений советского правительства. Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью» было издано в 1930 году и продолжает действовать в редакции от 1964 года. Согласно этому документу при получении жилья от государства право на дополнительные 10 кв. метров имеют среди прочих категорий граждан «члены общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков».

Выплата аванса регулируется постановлением Совета министров СССР от 1957 года. Там сказано, что минимальный размер аванса не может быть ниже тарифной ставки за половину месяца. Приобретать проездные билеты на городской общественный транспорт бюджетные организации обязаны в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 1963 года. Постановление разрешает покупать проездные только для тех работников, чья работа связана с разъездами и кому не выделен специальный транспорт.

Действующая инструкция по борьбе с утечкой воды в московском водопроводе датирована 1953 годом. Инструкция по учету, хранению и транспортированию этилового спирта – 1986-м. А принятые в 1988 году Типовые правила охоты запрещают без лицензии находиться в лесу не только с ружьем, но и с собаками охотничьих пород.

В советских правовых актах «много здравого смысла», однако есть случаи «дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами», говорит замминистра Евтухов. По его словам, «формально действующие, но фактически утратившие силу нормативно-правовые акты» дают повод для произвола со стороны тех, кто законы применяет. Есть и случаи, когда «социалистические законы регулируют капиталистическую сферу деятельности». Например, действующее постановление «О составлении и форме переводного векселя» было принято в 1937 году, постановление «О чеках» – в 1929-м с изменениями в 1986-м.

Продолжают действовать и постановления пленумов Верховного суда СССР, однако приведением их в соответствие с нынешней судебной практикой займется пленум Верховного суда РФ. Одно из таких постановлений, изданное в 1975 году, предписывает за «скупку и перепродажу с целью наживы спиртных напитков или иных продуктов по более высоким в соответствии с прейскурантом ценам в предприятиях общественного питания» наказывать не как за обман покупателей, а как за спекуляцию.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 1984 года позволяет женщинам, имеющим детей, требовать для себя гибкий график работы. Начальство должно пойти навстречу, если технологический процесс от этого не страдает и остальные сотрудники не против. Рабочее время такой сотрудницы будет состоять из двух частей – «фиксированной», когда она обязана находиться на работе, и «переменной», когда сама решает, работать ли ей или уйти домой. Главное, чтобы смена длилась не более 10 часов, а общее количество отработанного времени за год было не меньше 2092 часов.

Деревья в московских парках охраняются согласно решению Московского городского совета депутатов от 1949 года. Документ запрещает подвешивать к деревьям качели, гамаки и веревки для сушки белья, а также скидывать на зеленые насаждения снег и лед с крыш «без принятия мер к обеспечению сохранности деревьев и кустарников». В парках запрещено играть в и и кататься на лыжах, «за исключением мест, специально отведенных для этой цели». Строители до начала работ обязаны закрыть деревья «глухими щитами, гарантирующими их от повреждений», а при асфальтировании дорог и тротуаров вокруг деревьев нужно оставлять участки земли диаметром в 1,5 метра. Наказание установлено в том же документе – штраф до 100 рублей, а при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.


Этот документ весьма важен: пока в России нет собственного Гражданского кодекса, гражданские правоотношения регламентируются Основами гражданского законодательства Союза ССР. Естественно, это создает определенные неудобства — СССР уже нет, условия, определяющие гражданские права и обязанности, значительно изменились. Постановление, разъясняющее порядок применения Основ на территории России, Совет Национальностей ВС должен принять в ближайшее время. Пока мы публикуем проект: мы решили, что ознакомиться с ним будет полезно. Эту публикацию, конечно же, нельзя считать официальной — в окончательный текст документа, возможно, будут внесены некоторые изменения.
Проект
Вносится Комитетом Верховного Совета
Российской Федерации по законодательству
Постановление
Совета Национальностей
О некоторых вопросах применения законодательства бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации
Совет национальностей постановляет:
1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, #26, ст. 733 — далее Основы гражданского законодательства) применяются на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 года к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после указанной даты. По гражданским правоотношениям, возникшим до 3 августа 1992 года, Основы гражданского законодательства применяются к гражданским правам и обязанностям, которые возникли после 3 августа 1992 года.
2. Во изменение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #30, ст. 1800) Основы гражданского законодательства применяются на территории Российской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных указанным постановлением, а также с учетом особенностей, установленных настоящим постановлением.
3. Пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства применяется к имуществу, созданному или приобретенному производственными кооперативами после 3 августа 1992 года.
4. Установленный статьей 42 Основ гражданского законодательства единый для всех граждан и юридических лиц срок исковой давности в три года подлежит применению к искам юридических лиц, если предусмотренный статьей 78 Гражданского кодекса РСФСР годичный срок исковой давности не истек на 3 августа 1992 года.
Если Гражданским кодексом РСФСР и иными актами законодательства, действующими в установленном порядке на территории Российской Федерации, определены сокращенные сроки исковой давности, то в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Основ гражданского законодательства применяются сокращенные сроки исковой давности.
В связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 43 Основ гражданского законодательства исковая давность может применяться судами только по заявлению стороны в споре, часть первая статьи 87 Гражданского кодекса РСФСР подлежит применению, если соответствующее требование заявлено стороной в споре.
5. Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применяется к гражданским правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года. На граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства не распространяется.
6. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации Положение о поставках продукции производственно-технического назначения, Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года, применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей главе 9 Основ гражданского законодательства, а также иным актам законодательства, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации.
7. Пункт 4 статьи 89 и пункт 3 статьи 90 Основ гражданского законодательства применяются к договорам найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, заключенным после 3 августа 1992 года.
8. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяются положения главы 13 Основ гражданского законодательства, а также Воздушный кодекс СССР, утвержденный Законом СССР от 17 июня 1983 года, Кодекс торгового мореплавания, утвержденный Законом СССР от 13 декабря 1968 года, Устав внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года, Устав железных дорог, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года, а также Устав автомобильного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года.
9. Пункт 4 статьи 153 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации не применяется по отношению к вкладам граждан в Сберегательном банке Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик на территории Российской Федерации"
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик применяются на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы".
Указанным постановлением определен следующий порядок их применения. Впредь до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации Основы гражданского законодательства применяются за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР и республик в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года. Положения Гражданского кодекса РСФСР могут применяться, если они не противоречат Основам.
За истекший период времени выявился ряд вопросов, которые, по мнению Комитета по законодательству, нуждаются в решении на уровне постановления Верховного Совета Российской Федерации.
Поскольку в постановлении от 14 июля не был специально определен срок его введения в действие, то указанное постановление вступило в силу с 3 августа 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами". Поэтому в пункте 1 настоящего проекта указывается, что Основы применяются именно с 3 августа 1992 года (постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1992 года "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик было установлено, что Основы вступают в силу с 1 января 1991 года, однако на указанную дату Союз ССР прекратил существование, поэтому Основы в действие не вступили).
Пунктом 2 настоящего проекта предлагается внести изменения в определенный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля порядок применения Основ.
Пункты 3, 4, 5, 7 настоящего проекта конкретизируют порядок применения отдельных положений Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применительно к сроку, с которого основы начали применяться, т. е. к 3 августа 1992 года.
Так, пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства (пункт 3 проекта) предусматривает, что имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на вклады их членов в соответствии с уставом. В ранее действовавшем законодательстве такого положения не содержалось. Часть имущества кооперативов относилась к неделимым фондам. Кроме того, законодательством и уставами предусматривалось, что часть имущества распределяется по вкладам (паям) членов кооператива. Поэтому в пункте 3 проекта постановления предлагается следующее решение: на вклады членов кооператива может быть разделено лишь имущество, приобретенное кооперативом после 3 августа 1992 года.
Основы гражданского законодательства существенно изменяют положения об исковой давности. В отличие от Гражданского кодекса РСФСР Основы не предусматривают дифференциации сроков исковой давности в зависимости от того, гражданин или юридическое лицо является стороной в споре. Основами определен единый срок исковой давности в три года. В этой связи в проекте определяется (пункт 4), что данный срок исковой давности применяется и к тем искам юридических лиц, по которым действовавший ранее годичный срок не истек на 3 августа 1992 года.
Проект определил и применение сокращенных сроков исковой давности в тех случаях, когда они специально установлены законодательством.
Согласно статье 43 Основ гражданского законодательства исковая давность применяется судами (и арбитражными, и общими) только по заявлению стороны в споре. Поскольку это принципиально новое положение по сравнению с Гражданским кодексом в проекте устанавливается, что после 3 августа 1992 года суд по своей инициативе не может применять правила об исковой давности.
Основы расширили возможности договорного регулирования сроков и других условий найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному фонду. Негосударственные организации вправе сдавать жилые помещения в наем на определенный срок и могут требовать освобождения указанного помещения после его истечения. В проекте (пункт 7) предусматривается, что данное положение не распространяется также и на муниципальный жилищный фонд, а применяться оно может только к тем договорам найма, которые были заключены после 3 августа 1992 года.
В пунктах 6 и 8 проекта предлагается разъяснить, каким образом в соотношении с Основами гражданского законодательства применяются транспортные уставы и кодексы, а также положения о поставках продукции и товаров. Указанные акты являются актами законодательства бывшего Союза ССР (кроме Устава автомобильного транспорта, который был принят на уровне постановления Совета Министров РСФСР).
Предлагается также (пункты 5 и 9 проекта) не применять на территории Российской Федерации пункт 2 статьи 71, но лишь в отношении граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также пункт 4 статьи 153 Основ.
Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства устанавливает повышенный уровень ответственности для предпринимателей (независимо от наличия вины в нарушении обязательства. Обстоятельством, освобождающим от ответственности, является только непреодолимая сила. Данная норма может применяться лишь к правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года и не может распространяться на граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, поскольку для этих лиц временная нетрудоспособность должна служить основанием для освобождения от ответственности.
Пункт 4 статьи 153 устанавливает, что вклады граждан в сберегательных банках наследуются по общим правилам, т. е. завещание удостоверяется только в нотариальном порядке, а также применяется шестимесячный срок (в том числе и при получении наследства по закону). Гражданским кодексом РСФСР (статья 561) предусмотрено, что вкладчики могут сделать распоряжение банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этом случае вклад не входит в состав наследственного имущества и указанные выше правила, как и правило об обязательной доле в наследстве, на него не распространяется. Учитывая высокую загрузку нотариальных контор, что создает на практике значительные затруднения для граждан, а также уровень инфляции, Комитет по законодательству полагает, что в данном случае целесообразно сохранить порядок наследования вкладов, предусмотренный статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР.
Председатель Комитета М. А. Митюков