Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности? О возможности раскрытия персональных данных собственников помещений в мкд Положение о персональных данных тсж образец.

Пример заполнения № 7

(товарищество собственников жилья)

Управление Федеральной службы

по надзору в сфере связи, информационных

технологий и массовых коммуникаций

(наименование территориального органа Роскомнадзора)

УВЕДОМЛЕНИЕ

об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных

Товарищество собственников жилья «Дом» (ТСЖ «Дом»); ИНН; КПП;

(полное (сокращенное) наименование, фамилия, имя, отчество)

г. Ростов-на-Дону,

(адрес местонахождения, почтовый адрес оператора)

Руководствуясь: Жилищным кодексом РФ; ст. 85‑90 Трудового кодекса РФ; ст. 5, 7, 19 Федерального закона от 01.01.2001 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Уставом ТСЖ «Дом»

(правовое основание обработки персональных данных)

с целью: управления эксплуатацией жилого и нежилого фондов; ведения списка членов ТСЖ «Дом»; ведения паспортного учета; осуществления расчетов с пользователями коммунальных услуг ; учета персональных данных работников ТСЖ «Дом».

(цель обработки персональных данных)

осуществляет обработку: персональных данных – фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, состав семьи, паспортные данные, номер телефона.

принадлежащих: работникам ТСЖ «Дом», физическим лицам, состоящим с ТСЖ «Дом» в гражданско-правовых отношениях, собственникам жилых и нежилых помещений.

Сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных осуществляется путем смешанной обработки персональных данных с применением ЭВМ, с передачей по внутренней (локальной) сети юридического лица и по сети общего пользования Интернет.

(перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных)

Приказом назначен ответственный за обработку персональных данных: Катерина Викторовна Антипова, т. 8 (863) ; г. Ростов-на-Дону, ; *****@***ru.

Приняты локальные акты по вопросам обработки персональных данных. Политика в отношении обработки персональных данных опубликована на официальном сайте организации. Применяются правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных: определены угрозы безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных; ведется учет машинных носителей персональных данных; осуществляется контроль за применяемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных. Шифровальные (криптографические) средства не применяются. Уровень защищенности персональных данных – 4.

(описание мер, предусмотренных ст. ст. 18.1 и 19 Федерального закона от 01.01.2001 «О персональных данных», в т. ч. сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств; фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, номера их телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты)

Трансграничная передача персональных данных не осуществляется.

(при наличии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки, указывается перечень иностранных государств, на территорию которых осуществляется трансграничная передача персональных данных)

В соответствии с постановлением Правительства от 01.01.2001 № 1119 для обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе: обеспечена безопасность помещений, в которых размещена информационная система; обеспечена сохранность носителей персональных данных; руководителем утвержден перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии с постановлением Правительства от 01.01.2001 № 687 лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации, проинформированы об особенностях и правилах осуществления такой обработки, локальными актами установлены места хранения персональных данных и перечень лиц осуществляющих обработку персональных данных.

(сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации)

Дата начала обработки персональных данных: 01.02.2002 (дата регистрации ЮЛ)

Срок или условие прекращения обработки персональных данных: прекращение деятельности ТСЖ «Дом»

Председатель ТСЖ «Дом» _________

(должность) (подпись)

“____” ______________ 20__ г.

Вопрос правомерности предоставления по запросам различных органов документов, содержащих персональные данные собственников помещений многоквартирных домов, потребителей коммунальных услуг, проживающих в управляемых домах, всегда волновал специалистов УО, ТСЖ, ЖСК. С появлением обязанности исполнителей коммунальных услуг размещать персональные данные в ГИС ЖКХ, актуальность вопроса существенно возросла.

Одновременное наличие запрета на распространение персональных данных, установленного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон 152-ФЗ), и обязанности по размещению персональных данных в ГИС ЖКХ, установленной Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ», приводит к возникновению сомнений в законности как действий, так и бездействия УО, ТСЖ, ЖСК. Попробуем разрешить эти сомнения.

В соответствии со ст.3 Закона 152-ФЗ:

1) персональные данные любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Таким образом, мы видим, что любые сведения о потребителе жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) являются его персональными данными. Сказать конкретно, какие данные являются персональными, а какие не являются, сложно, так как закон очень широко определяет понятие персональных данных, включая в их число любую информацию о гражданине. В таком случае можно сделать вывод о том, что помимо фамилии, имени, отчества, сведений о семье, работе, профессии, прочих данных, сведения о квартире, размере долга за ЖКУ и прочие косвенные сведения о потребителе являются его персональными данными, а на оператора персональных данных возлагается обязанность по обеспечению их защиты и сохранности. Деятельность УО подпадает под понятие «обработка персональных данных», так как УО осуществляют сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Следовательно, УО являются операторами персональных данных и на них распространяются требования и правила указанного закона в части обработки персональных данных, их систематизации, хранения, передачи и т.п.

Для того, чтобы начать деятельность по обработке персональных данных, оператор должен выполнить два условия:

Требование № 1

Получить согласие субъекта персональных данных в соответствии со ст.9 Закона 152-ФЗ:

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В указанной статье предъявляются и требования к такому согласию (ч.4 ст.9 Закона 152-ФЗ):

Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Требование № 2

Принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, требования к объёму и порядку применения которых установлены ст.19 Закона 152-ФЗ

Есть ещё одно требование к оператору персональных данных — подача в Роскомнадзор специального уведомления по форме о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ст.22 Закона 152-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных (извлечение а части относящихся к деятельности УО случаев):

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

С точки зрения жилищного законодательства деятельность УО осуществляется на основании договора управления. В этом случае (наличие договора) ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ позволяет УО осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора. Сложнее обстоит дело с ТСЖ и ЖСК, поскольку эти организации не заключают договор с потребителем в обязательном порядке. Так в соответствии с ПП РФ от 06.05.2011 N354 ТСЖ обязано заключить договор на предоставление коммунальных услуг со всеми потребителями, однако понудить несогласных потребителей заключить договоры ТСЖ не может. Кроме того, договор предоставления коммунальных услуг охватывает не все элементы деятельности ТСЖ/ЖСК, требующие обрабатывать персональные данные.

Помимо коммунальных услуг ТСЖ/ЖСК оказывают услуги по содержанию жилья. На эти услуги ТСЖ заключает договоры с только собственниками, помещений, не являющимися членами ТСЖ (ст.155 ЖК РФ). В отношении ЖСК требования по заключению таких договоров вообще не установлены. Таким образом, исходя из требований Закона 152-ФЗ и отсутствии договоров с частью (или всеми) субъектов персональных данных, ТСЖ и ЖСК обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности по обработке персональных данных.

По сути весь Закон 152-ФЗ направлен на защиту субъекта персональных данных от передачи его данных третьим лицам без его согласия. По общему правилу передача данных невозможна без согласия субъекта персональных данных, но из этого правила есть исключения.

Исключение № 1

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ:

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2. В случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.

2.3. Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи. При несоответствии сведений, содержащихся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенной в системе, достоверной считается информация, размещенная в системе.

Таким образом, размещение платежного документа в ГИС ЖКХ, информации о размере задолженности, не является нарушением Закона 152-ФЗ.

Исключение № 2

В соответствии с ч. 16 статьи 155 ЖК РФ:

При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Таким образом, передача персональных данных в расчетные центры для изготовления квитанций, осуществления расчётов и т.п. также не будет являться нарушением Закона 152-ФЗ.

Исключение № 3

Предоставление персональных данных по запросам органов власти, при исполнении иных установленных законом обязанностей оператора персональных данных передавать информацию в органы власти. За непредоставление органам власти сведений, предоставление которых установлено законом (например, реестр членов ТСЖ) влечет за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ:

Непредоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Передача персональных данных в иных случаях, не подпадающих под описанные три исключения, возможна только с согласия субъекта персональных данных. Например, на рынке услуг появились организации предлагающие услуги по раскрытию информации на ГИС ЖКХ или в соответствии со Стандартом раскрытия информации на reformagkh.ru, если, например, у УО или ТСЖ не хватает времени или знаний, умений для раскрытия информации на портале. Предоставление персональных данным таким организациям возможно только по согласию потребителей, что в реальности очень сложно получить. Кроме того, передача данных и документов о должнике привлекаемому по договору юристу (не штатному, не являющемуся работником УО или ТСЖ) для подачи иска в суд, также потребует согласия должника на передачу информации о нем юристу.

Существует ответственность за нарушение Закона о защите персональных данных, а именно ст. 13.11. КоАП РФ:

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Однако, на сегодняшний день количество обращений субъектов персональных данных в контролирующие органы с жалобами о нарушений своих прав ничтожно мало, следовательно, количество проверок в этой сфере незначительно, и фактов привлечения к ответственности за нарушения законодательства о персональных данных весьма немного.

В общем, как писал еще М.Е.Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения ».

«УТВЕРЖДАЮ»:
Председатель
ТСЖ «Панфилат»
_____________ Н.С. Матвеенков
«_____»______________ 20___г.
Положение об обработке и защите персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах ТСЖ «Панфилат»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», «Положением об особенностях обработки персональных данных, «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012г. № 1119, и иными нормативными актами в области защиты персональных данных, действующими на территории Российской Федерации.
1.2. ТСЖ «Панфилат», согласно законодательству РФ, является оператором персональных данных.
1.3. Основные понятия, используемые в Положение:
— ТСЖ — Товарищество собственников жилья «Панфилат», управляющее многоквартирным домом (МКД) на основании решения общего собрания собственников МКД.
— Клиент — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
— услуги ТСЖ — действия ТСЖ по оказанию услуг и выполнению работ по управлению, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности;
— персональные данные — информация, сохраненная в любом формате, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), которая сама по себе или в сочетании с другой информацией, имеющейся в распоряжении управляющей компании, позволяет идентифицировать личность Клиента;
— обработка персональных данных — действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;
— распространение персональных данных – действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;
— конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.4. Настоящее Положение устанавливает порядок обработки персональных данных Клиентов, для которых ТСЖ осуществляет весь спектр услуг по управлению многоквартирным домом, по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, исполнению жилищно-коммунальных услуг.
1.5. Настоящее Положение обязательно к исполнению всеми сотрудниками ТСЖ, описывает основные цели, принципы обработки и требования к безопасности персональных данных в ТСЖ.
1.6. Настоящее Положение разработано с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.
1.7. Персональные данные обрабатываются в целях выполнения услуг по управлению многоквартирным домом, по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, исполнению жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ собирает и обрабатывает персональные данные только в объеме, необходимом для достижения указанной в пункте 2.2. настоящего Положения цели.
1.8. Обеспечение безопасности и конфиденциальности персональных данных является одним из приоритетных направлений в деятельности ТСЖ.
2. Принципы и цели обработки. Состав персональных данных
2.1. Обработка персональных данных ТСЖ осуществляется на основе принципов:
– обработка персональных данных Клиентов осуществляется исключительно для обеспечения соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, соответствия целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных;
– объем и содержание обрабатываемых персональных данных субъектов, способы обработки персональных данных соответствуют требованиям федерального законодательства, а также другим нормативным актам и целям обработки персональных данных. Не допускается обработка персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;
– персональные данные ТСЖ получает у самого Клиента, в том числе дистанционно, посредством сети Интернет, с использованием электронной почты или путем заполнения формы на сайте ТСЖ; а также иными способами в соответствии с законодательством РФ;
– при обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях актуальность по отношению к целям обработки персональных данных.
ТСЖ принимаются необходимые меры по уничтожению (удалению) либо уточнению неполных или неточных данных.
2.2. Обработка персональных данных субъектов персональных данных проводится ТСЖ с целью исполнения договорных и иных гражданско-правовых отношений при осуществлении ТСЖ хозяйственной деятельности, повышения оперативности и качества обслуживания Клиентов.
2.3. ТСЖ обрабатываются следующие категории персональных данных:
— анкетные данные (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения и др.);
— паспортные данные;
— адрес регистрации;
— адрес места жительства;
— семейное положение;
— статус члена семьи;
— наличие льгот и преимуществ для начисления и внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги;
— сведения о регистрации права собственности в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество (ином уполномоченном органе), а равно о иных правах на пользование помещением, в том числе о его площади, количестве проживающих, зарегистрированных и временно пребывающих;
— размер платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги (в т.ч. и размер задолженности);
— сведения о произведенных в пользу ТСЖ платежах по оплате жилищно-коммунальных услуг;
— иные необходимые персональные данные.
3. Условия обработки
3.1. Порядок работы с персональными данными Клиентов в ТСЖ регламентирован действующим законодательством Российской Федерации, внутренними документами ТСЖ и осуществляется с соблюдением строго определенных правил и условий.
3.2. Обработка персональных данных в ТСЖ осуществляется путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, передачи (предоставления, доступа), обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных исключительно для обеспечения соблюдения федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, соответствия целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, учета результатов выполнения договорных и иных гражданско-правовых обязательств с субъектом персональных данных. При этом используется смешанный (автоматизированный и неавтоматизированный) способ обработки персональных данных.
3.3. Согласие на обработку персональных данных Клиентом подтверждается Заявлением о согласии на обработку персональных данных, подписанным Клиентом или подтвержденном иным способом, предусмотренным действующим законодательством. Отсутствие Заявления не является основанием для отказа ТСЖ от исполнения обязательств по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, равно по оплате Клиентом полученных услуг. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется только в соответствии с действующим законодательством, в том числе с использованием защищенных телекоммуникационных каналов связи.
3.4. ТСЖ не осуществляет трансграничную передачу персональных данных Клиентов.
3.5. Сроки хранения документов, содержащих персональные данные субъектов, определяются в соответствии со сроком действия договора с субъектом персональных данных, Федеральным законом РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004 г., сроком исковой давности, а также иными требованиями законодательства РФ. По истечении сроков хранения таких документов они подлежат уничтожению.
3.6. С целью защиты персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий с ними ТСЖ применяются организационные и технические меры.
3.7. Председатель ТСЖ «Панфилат» утверждает перечень сотрудников ТСЖ, имеющих доступ к персональным данным Клиентов.
3.8. Персональные данные на бумажных носителях хранятся в служебных помещениях ТСЖ в условиях, исключающих ознакомление лиц, не имеющих допуска к работе с персональными данными Клиента. Вынос персональных данных за пределы служебных помещений, а равно их передача третьим лицам запрещена, за исключением случаев, когда это требуется для исполнения целей обработки персональных данных, включая требования государственных и иных органов Российской Федерации, осуществление претензионно-исковой деятельности.
3.9. Персональные данные Клиентов хранятся в электронном виде на компьютерах сотрудников, имеющих доступ к обработке персональных данных, защищенных индивидуальным паролем. Передача, а равно разглашение пароля доступа к компьютерам посторонним лицам не допускается.
4. Основные мероприятия по обеспечению безопасности обработки персональных данных
4.1 . ТСЖ обязано при обработке персональных данных Клиентов принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от несанкционированного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий
4.2. Для эффективной защиты персональных данных Клиентов необходимо:
4.2.1. соблюдать порядок получения, учета и хранения персональных данных Клиентов;
4.2.2. применять технические средства охраны, сигнализации;
4.2.З. заключить со всеми сотрудниками, связанными с получением, обработкой и защитой персональных данных Клиента, Соглашение о неразглашении персональных данных Клиента;
4.2.4. привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников, виновных в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных Клиента.
4.3. Допуск к персональным данным Клиентов сотрудников ТСЖ, не имеющих надлежащим образом оформленного доступа, запрещается.
4.4. Документы, содержащие персональные данные Клиентов, хранятся в помещениях ТСЖ, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа.
4.5. Защита доступа к электронным базам данных, содержащим персональные данные Клиентов, обеспечивается:
— системой паролей. Пароли устанавливаются системным администратором и сообщаются индивидуально сотрудникам, имеющим доступ к персональным данным Клиентов.
— использованием специального программного обеспечения: антивирусы, сетевые экраны, средства шифрования.
4.6. Копировать и делать выписки персональных данных Клиента разрешается исключительно в служебных целях.
5. Порядок предоставления информации, содержащей персональные данные
5.1. При обращении субъекта персональных данных (владельца этих данных или его законного представителя) или получении запроса ТСЖ безвозмездно предоставляет в течение 30 дней с даты получения запроса или обращения персональные данные, относящиеся к субъекту персональных данных, в доступной форме, исключающей предоставление персональных данных, относящихся к другим субъектам персональных данных.
5.2. Сторонние организации имеют право доступа к персональным данным субъектов персональных данных только если они наделены необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо на основании договоров с ТСЖ, заключенных в связи с требованиями законодательства Российской Федерации.
Основанием для сотрудника ТСЖ в целях предоставления информации о персональных данных субъектов служит резолюция председателя правления ТСЖ на соответствующем запросе либо факт подписания соглашения (договора) об информационном обмене.
В соглашение (договор) об информационном обмене включается условие о неразглашении сведений, составляющих персональные данные субъектов, а также служебной информации, ставшей известной в ходе выполнения работ, если для их выполнения предусмотрено использование таких сведений.
5.3. При передаче персональных данных субъектов ТСЖ и уполномоченные им должностные лица соблюдают следующие требования:
– не сообщают персональные данные третьей стороне без письменного согласия субъекта, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта, а также в случаях, установленных федеральным законодательством;
– предупреждают лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы только в целях, для которых они сообщены, и требуют от этих лиц подтверждения соблюдения этого условия, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;
– не отвечают на вопросы, связанные с предоставлением персональной информации, любым третьим лицам без законных оснований (письменного запроса);
– ведут учет передачи персональных данных субъектов по поступившим в Компанию запросам субъектов.

6. Обязанности ТСЖ

6.1. ТСЖ обязано:

6.1.1. Осуществлять обработку персональных данных Клиентов исключительно в целях оказания законных услуг Клиентам.

6.1.2. Не получать и не обрабатывать персональные данные Клиента о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законом.

6.1.3. Предоставлять доступ к своим персональным данным Клиенту или его законному представителю при обращении либо при получении запроса, содержащего номер основного документа, удостоверяющего личность Клиента или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись Клиента или его законного представителя, или иным путём предусмотренным соглашением между Клиентом и ТСЖ. Запрос также может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены Клиенту в доступной форме и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

6.1.4. Ограничить право Клиента на доступ к своим персональным данным, если предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

6.1.5. Обеспечить хранение и защиту персональных данных Клиента от неправомерного их использования или утраты.

6.1.6. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязал осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

6.1.7. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

6.1.8. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

6.1.9. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить установленным способом об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

7. Права Клиента

7.1. Клиент имеет право, в рамках действующего законодательства, на:
— доступ к информации о самом себе, в том числе содержащей информацию подтверждения факта обработки персональных данных, а также цель такой обработки; способы обработки персональных данных, применяемые управляющей компанией; сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ; перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения, сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения; сведения о том, какие юридические последствия для Клиента может повлечь за собой обработка его персональных данных;
— запрет на распространение персональных данных без его согласия;
— изменение, уточнение, уничтожение информации о самом себе.

8. Конфиденциальность персональных данных Клиентов

8.1. Сведения о персональных данных Клиентов, являются конфиденциальными.

8.2. ТСЖ обеспечивает конфиденциальность персональных данных и обязана не допускать их распространения третьим лицом без согласия Клиентов либо наличия иного законного основания.

8.3. Лица, имеющие доступ к персональным данным Клиентов, обязаны соблюдать режим конфиденциальности, они должны быть предупреждены о необходимости соблюдения режима секретности. В связи с режимом конфиденциальности информации персонального характера должны предусматриваться соответствующие меры безопасности для защиты данных от случайного или несанкционированного уничтожения, от случайной утраты, от несанкционированного доступа к ним, изменения или распространения.

8.4. Все меры конфиденциальности при сборе, обработке и хранении персональных данных Клиентов распространяются на все носители информации, как на бумажные, так и на автоматизированные.

8.5. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случае обезличивания или включения их в общедоступные источники персональных данных, если иное не определено законом.
9. Ответственность за нарушение требований, регулирующих получение, обработку и хранение персональных данных.
9.1. Должностные лица ТСЖ, обрабатывающие персональные данные, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
9.2. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Клиент несет ответственность за передачу заведомо недостоверных персональных данных, или персональных данных, которые Клиент не имеет права передавать, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента ее утверждения председателем правления ТСЖ.
10.2. Настоящее Положение подлежит корректировке в случае изменения законодательства Российской Федерации, регулирующих органов в области защиты персональных данных, внутренних документов ТСЖ в области защиты конфиденциальной информации. При внесении изменений в заголовке Положения указывается номер версии и дата последнего обновления редакции. Новая редакция Положения вступает в силу с момента ее утверждения председателем правления ТСЖ и размещения на сайте ТСЖ.
10.3. В случае изменения законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных, нормы Положения, противоречащие законодательству, не применяются до приведения их в соответствие.
10.4. Действующая редакция Положения хранится по адресу: г.Москва, ул.Туристская д.33 к 1, помещение ОДС 59.

Закон "О персональных данных" в ЖКХ

Одни данные нуждаются в защите, другие — должны быть раскрыты. Прокуратура Челябинской области провела проверку соблюдения требований законодательства о персональных данных организациями жилищно-коммунального комплекса в областном центре и выявила нарушение законодательства в некоторых управляющих компаниях.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона "О персональных данных" в ряде организаций не разработаны документы, регламентирующие порядок обработки и защиты персональных данных жильцов многоквартирных домов, и не обеспечена возможность ознакомления с документацией, определяющей политику таких организаций в отношении обработки персональных данных. Такие нарушения в одном из случаев привели к неправомерному распространению сведений конфиденциального характера в сети Интернет.

Как сообщил прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области Денис Полежаев, данная проверка была плановой, но носила выборочный характер: ею были охвачены организации, работающие в областном центре:

— Одной из целей проведения проверки было формирование единообразной практики в организации надзорной деятельности органов прокуратуры за соблюдением законодательства о персональных данных. Информация о типичных нарушениях, допускаемых организациями жилищно-коммуналь-ного комплекса в этой сфере, доведена до прокуроров городов и районов области, они ориентированы на усиление правозащитной роли прокуратуры в данном направлении.

В ходе нашей проверки нарушения в обращении с персональными данными были выявлены в ТСЖ "Победа" и в управляющей компании "Созвездие". По итогам проверки прокуратурой области в адрес руководителей этих юридических лиц внесено два представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены, выявленные недостатки устранены, два лица наказаны в дисциплинарном порядке.

Кроме этого, по постановлению прокуратуры области мировым судом привлечено к административной ответственности по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо управляющей компании "Созвездие", которому предписано выплатить штраф. Постановление не вступило в законную силу и может быть обжаловано в вышестоящем суде.

В управляющей компании "Созвездие" рассказали, что персональные данные обнаружились в благодарственном письме от жильца, которое было размещено на сайте организации. Нарушение состояло в том, что в этом письме были указаны его фамилия, имя, отчество, а также адрес места жительства. На данный момент письмо убрано с сайта.

Прокурор отдела Денис Полежаев подтвердил эту информацию, пояснив, что такие сведения согласно законодательству являются персональными данными, носящими конфиденциальный характер. Их распространение в свободном доступе в сети Интернет возможно только с согласия гражданина, которое управляющей компанией у него получено не было.

Но и излишняя "скрытность" управляющим компаниям тоже не на руку. Так, обслуживающая компания "Наш дом" была оштрафована на 30 тысяч рублей за отсутствие в открытых источниках отчета о выполненных работах и потраченных финансовых средствах.

Как сообщила пресс-служба прокуратуры Челябинской области, при проверке компании было установлено, что на ее сайте не размещается информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. Жители многоквартирных домов, которые обслуживает фирма, не могли узнать о выполненных работах и услугах, а также найти сведения о том, на что были потрачены их деньги.

Прокурор вынес постановление, согласно которому управляющая компания признана нарушителем стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

На основании постановления прокурора директор УК оштрафован на 30 тысяч рублей по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ: нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Аналогичная ситуация и в области. Прокуратурой города Еманжелинска также проведена проверка соблюдения законодательства о раскрытии стандарта информации ООО "Управляющая компания ЖКХ", оказывающего услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества 200 многоквартирных домов.

В нарушение требований законодательства компания не разместила сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению домами, о расходах в связи с оказанием услуг, о порядке и условиях из оказания (проект договора управления, план работ на 2013 год, сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг, сведения о стоимости выполненных работ, периодичность их выполнения, стоимость каждой работы).

Также отдельные сведения в нарушение закона не размещены на стендах в помещении офиса компании, а также в городской газете. Все это в комплексе и повлекло жалобы горожан. По результатам проверки прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства руководству ООО "УК ЖКХ" с требованием привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а в отношении директора управляющей компании Марины Валуевой прокурором возбуждено и направлено для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Челябинской области дело об административном правонарушении. Санкция статьи для должностных лиц — наказание в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные, которые не подлежат раскрытию

Третья статья Федерального закона "О персональных данных" определяет понятие персональных данных как любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 7 закона: обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных и в отношении общедоступных персональных данных.

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных, например справочники или адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов (ст. 8 закона).

Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности (ст. 3 закона). В соответствии со ст. 9 данного закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.

Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

Фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

Наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

Цель обработки персональных данных;

Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

Срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва;

Собственноручную подпись субъекта персональных данных.

Таким образом, размещение в общедоступных местах управляющей компанией информацией с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения без письменного согласия на обработку этих персональных данных является нарушением требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Данные, подлежащие раскрытию

Правительство РФ постановлением от 23 сентября № 731 утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Управляющие компании обязаны разместить информацию по форме, утвержденной стандартом, в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления.

Прежде всего УК обязана раскрыть следующую информацию: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации в части исполнения договоров управления; сведения о выполняемых работах, оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания таких услуг; сведения о стоимости таких работ и услуг; сведения о ценах и тарифах на коммунальные ресурсы. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.

Управляющие организации опубликовывают информацию на официальном сайте органа исполнительной власти, в официальных печатных СМИ, размещают ее на информационных стендах и стойках в помещении управляющей организации, предоставляют по запросу. Вся информация должна быть доступна в течение пяти лет.

Раскрытию подлежат следующие сведения:

Фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; реквизиты свидетельства о государственной регистрации;

Почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления УК, контактные телефоны, официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; режим работы, часы личного приема граждан;

Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;

Перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;

Сведения о членстве управляющей организации в СРО и /или/ других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;

Годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

Сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами;

Сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами;

Сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491;

Услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, то есть услуги, оказываемые УК по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, заключение от имени собственников договоров об использовании общего имущества; охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений.

В случае привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Информация о стоимости работ и услуг управляющей организации должна содержать описание каждой работы, периодичность ее выполнения, результат, гарантийный срок, указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ или услуг, стоимость каждой работы или услуги.

В рамках информации о ценах и тарифах на коммунальные ресурсы УК обязаны раскрыть сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и закупочных цен на них, а также конечных тарифах для потребителей. Сведения приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках.

Передача ТСЖ персональных данных третьим лицам - законно ли?

Прокуратура начала штрафовать ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК за передачу персональных данных собственников помещений в многоквартирном доме третьим лицам. Однако в своей работе ТСЖ постоянно сталкиваются с необходимостью сообщать персональную информацию о жильцах ресурсоснабжающими компаниям, вычислительным центрам, которые производят начисление и печать квитанций, юристам, если, например, планируется обращаться в суд с исками о взыскании долга по оплате коммунальных услуг и т.д. Как же быть ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК и что нужно, чтобы в соответствии с законом передать персональные данные третьи лицам?

Что такое персональные данные?

Ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» дает определение понятия «персональные данные» - это любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, к персональным данным будут отнесены ФИО, адрес регистрации, паспортные данные, сведения о доходах и задолженностях и т.д.

Персональные данные для ТСЖ - какие сведения нужны?

Ст. 15 настоящего Федерального закона говорит о том, что персональные данные должны обрабатываться на законной основе для достижения легитимных целей. Для управления домом, начисления коммунальных услуг, наконец, для получения собственниками этих коммунальных услуг и для осуществления прочих работ ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК необходимо производить обработку персональных данных собственников многоквартирного дома (МКД). То есть в данном случае ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК выступает в качестве оператора, работающего с персональной информацией.

Кроме того, в обязанность товариществ собственников жилья входит также ведение реестра членов ТСЖ. Согласно ч.4 ст.143 ЖК РФ данный документ должен содержать сведения, которые позволят идентифицировать членов товарищества и осуществлять с ними связь. Кроме того, в реестр необходимо включить информацию о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

ТСЖ самостоятельно определяют, какую информацию о его членах следует занести в реестр. Этих сведений должно быть достаточно для идентификации собственников МКД, и они не должны противоречить действующим правовым актам. В реестры ТСЖ обычно вносится следующая информация: ФИО, адрес, номер квартиры, долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Могут ли ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК передавать персональные данные третьим лицам?

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №152, ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК не имеют права раскрывать третьим лицам или распространять персональные данные без согласия субъектов персональных данных (членов ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК). Следовательно, прежде чем передать персональные сведения в какую-либо организацию, председателю ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК необходимо получить письменное согласие с того, на кого эти сведения передаются.

Рекомендации для ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК по получению согласия на передачу персональной информации третьим лицам

Получается, что, с одной стороны, для работы (управления домом, начисления коммунальных услуг и т.д.) ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК необходимо обрабатывать персональные данные собственников МКД и передавать их ресурсоснабжающим организациям. Чтобы делать это в рамках закона, необходимо получить согласие от субъектов персональных данных - членов ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК. С другой стороны, собственники в большинстве случаев неохотно соглашаются на передачу своих персональных данных третьим лицам. Получается замкнутый круг.

Мы рекомендовали бы ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК решить этот вопрос на общем собрании собственников, с вопросом на повестке дня о предоставлении разрешения председателю от собственников на обработку и передачу персональных данных, нужных для управления домом. При этом не лишним будет утвердить положение о защите персональной информации. В данном документе указывается, где будут храниться сведения, кто будет иметь к ним допуск и т.д.

Также возможно еще одно решение, наиболее оптимальное, когда ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК заключают с каждым собственником МКД соглашение на обработку персональных данных. Председатель ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК может лично обойти всех жильцов и собрать подписи, либо предлагать подписывать соглашение, когда собственник обратиться за получением той или иной справки. В данном документе необходимо указать, на какие виды данных выдается согласие на обработку и передачу, обязательно полностью прописать ФИО собственника, паспортные данные, место регистрации. Также можно обозначить цели, для которых собирается информация, например, для заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на получение коммунальных услуг, для заключения договоров на техническое обслуживание, ремонт, капитальный ремонт и т.д.

Если от ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК требуют передачи персональных данных - что делать?

В случае, когда государственные органы требуют от ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК предоставить персональные данные, например, в соответствии с п. 9 ст. 138 ЖК РФ, то управляющий товарищества собственников жилья может сослаться на Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Из данного документа следует, что органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, всегда могут получить сведения о собственниках многоквартирного дома по запросу, не прибегая к помощи ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК.

Наказание за разглашение персональных данных без согласия собственников

За несоблюдение конфиденциальности персональной информации предусмотрено административное наказание в виде выплаты штрафа. Поэтому, если есть необходимость предоставления персональных данных, сначала нужно получить согласие соответствующих субъектов персональных данных.