Шнекороторный болотоход. Шнековый вездеход, что за зверь

Так как для передвижения по особо тяжелому бездорожью, представленному непрочными поверхностями, обычные колеса не подходят, на предназначенные для таких условий транспортные средства устанавливают механизмы, снижающие давление на грунт. Обычно они представлены колесами пониженного давления либо гусеницами. Весьма редко используют шнеки. Далее рассмотрена конструкция, принцип функционирования оснащенных ими машин и некоторые их модели.

Определение

Шнекороторный вездеход, или шнекоход, представляет собой транспортное средство, которое передвигается путем использования шнекороторного двигателя. Ввиду большого разнообразия видов поверхностей, по которым такие машины могут перемещаться, они носят и некоторые другие названия.

Конструкция

Шнекороторный движитель представлен обычно двумя расположенными соосно с направлением движения состоящими из высокопрочного материала. Данный механизм представляет собой наклоненную трубу с винтом внутри. Винт создан в виде наклонной плоскости, навернутой на цилиндр.

Созданные, предположительно, Архимедом в 250 г. до н. э. либо даже ранее, в Греции, изначально данные приспособления предназначались для подъема воды в оросительные каналы. Значительно позже, во второй половине XX в., появились транспортные средства, у которых вместо колес либо гусениц были установлены такие механизмы. Эти современные аналоги Архимедовых винтов называют шнеками.

Приспособления, применяемые на машинах, внешне представляют собой горизонтальные цилиндры, оканчивающиеся конусами с обеих сторон. Снаружи они покрыты грунтозацепами спиралевидной формы. Шнеки обычно производят из цветных металлов. Они либо полые, либо наполнены каким-либо легким полимером, например пенопластом. Это обеспечивают низкое удельное давление на поверхность, благодаря чему оснащенные ими транспортные средства способны перемещаться по таким мягким поверхностям, как снег и грязь, и даже по воде.

Принцип функционирования

Суть работы рассматриваемых двигателей состоит в том, что при вращении шнеков грунтозацепы по резьбе вкручиваются в поверхность. Поворот в такой системе организован по тому же принципу, что и у гусеничных машин: внутренний шнек замедляется.

Функциональные качества

Рассматриваемый механизм обеспечивает высокую проходимость при движении по льду, снегу, раскисшим грунтам, а также дает возможность перемещения по воде. При этом такие транспортные средства не пригодны для передвижения по твердым поверхностям вроде асфальта. Однако в условиях бездорожья данный тип ходовой части также не является идеальным вариантом, так как существенно повреждает поверхность, в том числе растительность.

Данный шнековый вездеход создали в 1972 г. Разработчиком являлся ЗИЛ. Причем еще до этого он вел экспериментальные работы над такими транспортными средствами. Так, с 1968 по 1969 гг. был разработан опытный вездеход ШН-1. Для новой машины использовали эти наработки.

Ее оснастили двумя двигателями ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями. Это 8-цилиндровый V- образный мотор объемом 6,9 л, развивающий 180 л. с., который установили и на ШН-1. Каждый из них имеет собственную гидромеханическую АКПП. Крутящий момент через раздаточную коробку передается на редуктор главной передачи, имеющий два выхода. Через них он поступает на бортовые передачи, каждая из которых приводит в движение соответствующий шнек.

Управление дроссельной заслонкой на ЗИЛ-4904 изначально осуществлялось педалью акселератора, затем данную функцию перенесли на рукоятку. Для поворота служит система, включающая рычаги, сухие многодисковые фрикционы и тормоз главной передачи. типа. Шнеки изготовили из легкого сплава. Диаметр каждого составляет 1,5 м, длина — 5,99 м. Данный шнековый вездеход оснастили системой откачки воды, упростив таким образом передвижение по болотам и воде. А по твердым дорогам его перевозили на специализированном прицепе-эвакуаторе.

Кабину в целях снижения веса изготовили из стеклопластика, но водонепроницаемый корпус стальной. В кабине размещалось 3 человека, еще 4 в салоне. ЗИЛ-4904 существовал в пассажирском и грузовом вариантах. Причем один сделали из другого. Изначально за кабиной установили остекленный пассажирский отсек из стеклопластика на 8 мест. Затем его сняли, а освободившуюся грузовую платформу покрыли тентом. Так получился грузовой шнековый вездеход грузоподъемностью 2-2,5 т. Размеры корпуса составляли 8,575 м в длину, 3,6 м в ширину, 3,44 м в высоту. За счет этого ЗИЛ-4904 стал наиболее крупным транспортным средством такого типа. Его масса равна 7,065 т.

Однако он имел очень скромные динамические характеристики. Причем скорость перемещения варьировала в зависимости от покрытия. Быстрее всего этот шнековый вездеход перемещался по снегу (10,5 км/ч) и по воде (10,1 км/ч). По болоту он мог разогнаться до 7,3 км/ч и медленнее всего двигался по сплавнине (4,45 км/ч). При этом очень большим был расход топлива. При движении по болоту он достигал 65-73 л/100 км, а по воде — 75-85 л/100 км.

ЗИЛ-2906

Данный амфибия-вездеход был разработан в 1973 г. с применением конструктивных решений рассмотренной выше машины. Так, для него использовали аналогичные компоновки органов управления, схему трансмиссии, материал шнеков.

В отличие от прежней модели, которая так и не нашла применения, данную машину изначально разрабатывали для поисково-спасательного комплекса космонавтов, где е е используют и по сей день . Так как их приземление может происходить в любых условиях ландшафта, лучшим вариантом такого транспортного средства сочли шнекороторный снегоболотоход.

Э та машина значительно компактнее предшественника, так как для данных задач не требуется высокая грузоподъемность, но нужна большая быстроходность . Длина его равна 3,8 м, ширина — 2,3 м, масса - 1280 кг . Было предусмотрено 2 сидячих и 2 лежачих места. Ввиду столь компактных размеров и для снижения массы, а также упрощения конструкции использовали два двигателя МеМЗ-967А мощностью по 37 л. с . Каждый из них состыкован с однодисковым сцеплением, планетарным механизмом, 3- ступенчатой вальной КПП с механизмом реверса , установленной под углом в 45 ° к двигателю. Максимальная скорость составляет 15 км/ч.

В 1979 г. разработали модернизированную версию, ЗИЛ-29061. Данный амфибия-вездеход отличается большими размерами кузова. Длину увеличили до 4,86 м, ширину — до 2,39 м. Двигатели от «Запорожца» заменили на моторы ВАЗ мощностью по 77 л. с. в комплекте с 4-ступенчатыми МКПП. Масса равна 1,855 т. Максимальная скорость возросла на 10 км/ч.

Прочие модели

  • DAF Amphirol. Создан в Голландии в 1966 г., то есть раньше рассмотренных выше советских машин. При этом он был значительно быстрее них (по суше мог разгоняться до 35 км/ч) и также перемеща лся по воде. Однако данный амфибия-шнекоход был не заводским изделием, а частной разработкой, оснащенной двигателем DAF.

  • Fordson Snow Devil. Единственная американская серийная машина такого рода компании Armstead Snow Motor. Е е производили в 1920-х гг. на основе тракторов Fordson.

  • ШН-67 «Шнек». Это первый шнековый вездеход разработки ЗИЛ, созданный в 1967 г. В дальнейшем разработали модернизированный вариант ШН-68. На основе данных машин был создан рассмотренный выше ЗИЛ-4904.

  • ГПИ-16. Данная модель отличается по конструкции от остальных рассмотренных, так как представляет собой мотонарты. То есть в ходовой части шнеки совмещены с полозьями. Данный шнековый вездеход был разработан лабораторией снегоходных машин Горьковского политехнического института. Существовало весьма много его моделей, но каждая в одном экземпляре, и обширного распространения они не обрели.

  • Snowbird 6. Современная британская модель, созданная в 2001 г. Представляет собой шнекоход-трансформер, который б ыл предназначен специально для экспедиции Ice Challenge.

  • MudMaster. Представлен в 2002 г. компанией Residue Solutions. Разработан для обслуживания ирригационных станций иловых полей, а также для работ на болотах, береговых линиях, в мангровых лесах и т. д. Благодаря данной модели к настоящему времени Residue Solutions стала лидером в производстве таких машин.

Применение

Функциональными качествами обусловлено целевое назначение: шнековые движители устанавливают на вездеходы и амфибии для особо тяжелых условий. Однако в силу разрушительного воздействия, оказываемого на поверхность, а также по причине узкоспециализированности данные механизмы в сфере вездеходостроения не обрели обширного применения.

Что может быть лучше, чем колесо, гусеница и воздушная подушка, вместе взятые? Только шнековый вездеход , или архимедов винт. Особенно актуально это будет для большинства районов России восточнее Урала – здесь и зима от 6 месяцев в году, и условия для жизни самые суровые.

Шнековый вездеход

Итак, что же такое шнекоход? Это машина, к которой вместо колёс два довольно больших шнека, или архимедовых винта. Принцип создания такого привода не нов, его использовала ещё Архимед в своей машине для подъёма воды. Суть сводится к тому, что машина не опирается на гусеницу или колесо, а как бы проталкивает вдоль своей оси то, что оказывается под шнеками.

Высокая проходимость

Шнек находится в мясорубке, и от вездеходного отличается только размерами. Идею внедрили ещё в 1926 году на фирме Fordson. В СССР разработкой и производством шнековых вездеходов занимались на ЗИЛе в СКБ Грачёва. Было разработано несколько моделей, от небольших, как на главном фото, до самого большого в мире – ЗИЛ-4904.

Шнековый ЗИЛ

Самый большой шнековый вездеход в мире обладает выдающимися для этого класса характеристиками: длина шнеков - 6 метров, полезная нагрузка 2, 5 т, полный вес – 7 тонн. Разработка была завершена к 1972 году. Машина предназначалась для тех, кто не видит асфальта: геологи, разведчики, нефтяники, спасатели и так далее.

В большинстве случаев шнеки пустые внутри, поэтому шнекоходы – почти все амфибии. Сами шнеки создаются из алюминиевого сплава. У этой модели было два мотора ЗИЛ-375, бензиновые, мощностью по 180 сил. Даже в те времена на двигатели устанавливали предпусковые обогреватели.

Управление похоже на то, как пришлось бы управлять танком – система рычагов и никакого руля. Привод на шнеки осуществлялся с помощью специального редуктора, который распределял крутящий момент по осям. Но у шнека было преимущество: он мог вращаться на месте, двигаться по дуге и даже ехать боком!

На удивление кабина сделана из стеклопластика, а двигатель и некоторые узлы спрятаны в водонепроницаемый корпус, оснащённый системой откачки воды. Скорость передвижения у такого вездехода низкая – в районе 16 км/ч, и это по снегу. Зато ему не страшны ни пески, ни снега, ни болота. Шнекоход обладает лучшей проходимостью среди наземной техники.

Для шнека чем хуже поверхность, тем лучше у него зацепляемость. Песок, ледяные торосы, грязь – это родная стихия для него. Но вот по самой ровной поверхности - асфальту или бетону - он не сможет ехать, потому что цепляться не за что. Да и вред, который наносит шнекодход природе, огромен – он разрыхляет поверхность, в том числе корни деревьев. А совсем небольшие деревца и вовсе ломает, не замечая. Можно сделать шнеки их сверхпрочных сплавов стали. Но тогда уже будет разрушаться любое твёрдое покрытие.

Максимальная скорость самого быстрого шнекохода составляет всего 30 км/ч, что не очень-то и много для спасателей или пожарных. К тому же нужно вспомнить его неспособность передвигаться по твёрдому покрытию. Сегмент их использования крайне узок, поэтому сейчас делают проще – привозят в кузове шнекоход, и спускают сразу в грязь.

Шнекоход зимой

Но ЗИЛ-4904 не был просто бесполезно произведённой единицей – он дал начало разработкам компактных шнекоходов. Была даже модификация с двумя вазовскими моторами. Инженеры ЗИЛа увлеклись это идеей и создали комплекс по розыску космонавтов, в который включили сам шнек, 2 вездехода, и небольшая команда экипажа.

ЗИЛ-2906, производная машина от ЗИЛ-4904, была меньше в размерах, имела два ВАЗовских двигателя, создавалась из углепластика и алюминия. Отчасти благодаря этому он и смог разогнаться до 65 км/ч.

На сегодня шнекоходы практически не используются, зато жители разных стран собирают модели от небольших настольных до мини-тракторов, с настоящими ДВС. Вряд ли когда-нибудь шнекоходы вернуться в строй – слишком медленно, и слишком плохо для природы.

Шнековый вездеход во всей красе

(ЗВМ) из Нижнего Новгорода возобновил, казалось бы потерянные с распадом СССР, наработки связанные с вездеходами с роторно-винтовым движетелем или как их еще называют шнекоходы . Первой ласточкой стал шнекоход ЗВМ-2901.

Шнек (от нем. Schnecke, буквально - улитка) - стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси.

Шнекороторный вездеход, шнекоход - вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя. Конструкция движителя представляет собой два винта Архимеда из особо прочного материала. Вездеход обладает уникальной проходимостью в условиях грязи, снега и льда, хорошо показывает себя в качестве водоходного движителя (на амфибийных машинах), однако обычно непригоден для езды по асфальту или бетону.


Транспортно технологическая платформа с роторно-винтовым движетелем (ТП с РВД) ЗВМ-2901 предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ.

В базовой комплектации ТП оснащена 2-х местной кабиной, подогревателем двигателя, валом отбора мощности (100% от мощности ДВС) для привода технологического оборудования, водооткачивающим насосом.

Технические характеристики
Обозначение базовой модели ЗВМ-2901
Двигатель модель ЯМЗ - 5344 ММЗ Д245.7
тип дизельный
max мощность, кВт (л.с.) 99.2 (134,9) 87,5 (119)
max момент, Нм 421 420
Количество мест в кабине, включая водителя 2-12
Масса перевозимого груза, оборудования, кг 1500
Максимально-допустимая полная масса, кг 5500
Габариты, мм
Длина / ширина / высота по багажнику, мм 5500 / 2800 / 2500
Колея, мм 1800
Диаметр ротора, мм 800
Высота гребня, мм 100
База, мм 3775
Дорожный просвет, мм 250
Максимальная скорость движения, км/ч
по льду 25
на плаву 10

Сейчас (2017год) шнекоходы "ЗВМ" изготавливаются "штучно", под каждого конкретного заказчика. В основном подобные машины стабильно востребованы для таких специфических работ, как мелиорация почвы, обслуживание очистных сооружений. Пригодятся вездеходы и для работы в Арктике.

У шнекоходов уже есть довольно долгая история. Появление этих движетелей относят к 1804 году, когда Дж. Стивенс построил пароход со шнеками и испытал его на реке около Нью-Йорка.

Первым кто запатентовал шнекоход - был американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Его машина двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей.

В 1900 году русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком.

В 1907 лет американские изобретатели Джеймс и Айра Пиви запатентовали и собрали первые два трактора-шнекохода, один с бензиновым, другой с паровым двигателем.

В 1920 году американская компания Armstead создала два интересных образца шнекохода, один на основе трактора Fordson, другой на основе автомобиля Chevrolet.

В советские годы журнал Моделист-Конструктор часто освещал эту тематитку.

Один из самых больших шнекоходов создали на ЗИЛе это ЗИЛ-4904 , грузоподъемностью 2,5 т.
Кабина ЗИЛ-4904 изготовлена из стеклопластика, а водонепроницаемый корпус, в который упрятаны агрегаты, стальной, с аварийной системой откачки воды.

Первым и последним серийным советским шнекоходом стал ЗИЛ-2096 , входящий в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица", предназначенного для спасения космонавтов.
Всего в 1980-91 годах было собрано до 20 таких машин

Сейчас в мире почти никто не производит шнекоходы серийно. Быть может только австралийская Residue Solutions делает MudMaster («Специалист по грязи») мелкими партиями.
Восьмиметровый MudMaster весит 18,5 т и приводится в движение шестицилиндровым дизелем Cummins. Собирается каждый экземпляр шнекохода по заказу; процесс сборки занимает 18 недель.

У шнекоходов есть один существенный недостаток - их практически невозможно использовать на твердом грунте.
Побороть этот "недуг" предлагает наш изобретатель Алексей Бурдин, он разработчик трансформируемых шнеков.

В конструкции Бурдина между лопастями архимедова винта на ротор натянута длинная червеобразная камера. Когда вездеход находится в режиме шнека, она сдута. Когда же в нее поступает воздух (или вода), камера заполняет собой межлопастное пространство и превращает шнеки в обычные колеса. Изобретатель построил и действующий образец вездехода с1,5-киловаттными электроприводами на передний и задний шнеки.

В статье использованы материалы: Журнала

Шнекороторный. В статье рассказывается о истории развития шнекороторных вездеходов в России и за рубежом. 3D-модели и поисковая оптимизация: Олег Вонсовский, все права защищены.

Шнекороторные вездеходы

Когда Архимед изобрел простое устройство для перекачки воды (водоподъемная машина) из одного канала в другой, он и не предполагал, что его изобретение будет применяться не только по назначению. Кстати, это изобретение называется архимедов винт, который стал прообразом шнека. Шнек представляет собой обычный стержень с винтовой поверхностью. Последние нашли поистине широкое применение, от бытовых приборов и строительных инструментов до стрелкового оружия и движетелей шнекороторных вездеходов. Именно о последних и будет рассказано в этой статье. Прежде всего, начнем с терминологии.

Шнекороторный вездеход (шнекоходы) – транспортное средство повышенной проходимости, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя. Конструкция движителя (т.е. та часть машины которая взаимодействует со средой) представляет собой два или более винта архимеда из особо прочного материала, расположенных по бокам корпуса вездехода. Широкого применения шнекороторные вездеходы не нашли в связи с их двумя главными недостатками.

    Повышенный износ шнеков при движении по жесткой поверхности Шнекороторные вездеходы не приспособлены для движения по твердым поверхностям (асфальт, бетон).

    Перемалывают все Шнекороторные вездеходы при движении наносят значительный урон окружающей природной среде.

Тем не менее, шнекороторный вездеход обладает уникальной проходимостью в условиях грязи, снега, льда и тотального бездорожья. Шнековые вездеходы являются специальным видом техники, применимость которой уже, чем универсальной. Да и к тому же, проще преобрести запчасти для снегохода, нежели запчасти к данному виду техники. Для уменьшения износа шнеков последние изготавливают из особо прочного материала, что накладывает дополнительное ограничение на применение шнекоходов - они непригодны для передвижения по твердым поверхностям - асфальту/бетону. Для транспортировки шнекороторных вездеходов не редко используют специальные платформы (см. далее проект "Синяя птица" ).

Тогда почему шнекороторные вездеходы все таки нашли свою нишу и используются и по сей день? Ведь в экспедициях или спасательных операциях вполне неплохо зарекомендовали себя, скажем, гусеничные вездеходы. Да, гусеничные вездеходы являются универсальным транспортным средством, но один из основных их недостатков - большое потребление горючего. Взамен гусеничного вездехода используются вертолеты, но они дорогостоящи и в условиях низкой видимости используются редко. Поэтому там где безорожье - шнекороторные вездеходы отлично зарекомендовали себя. Почему...читайте далее.

Первые запатентованные идеи на шнекороторные

Когда же появились первые шнекоходы? История развития данного вида вездеходов довольно разнообразна. Первые патенты на шнекороторный вездеход был получены еще в 1868 году Якобом Моратом. Как видно из эскиза, изобретение было ориентирован прежде всего на пахоту полей и различные земляные работы.

Стоит упомянуть патенты, выданные в 1900 году русскому изобретателю Ф.Дергинту, а так же патенты на паровой шнекоход, выданные в 1907 году Джеймсу Пиви из Мэйна. Конечно же это были всего лишь авторские свидетельства и патенты. Воплощение их в жизнь авторами не было осуществлено.

Первые же шнекороторы, которые попытались использовать в сельскохозяйственных целях, появились на свет в далеких 20-х годах 20-го века. Данные машины со шнекороторным движителем были разработаны стараниями конструкторов Генри Форда, да, да, того самого Форда под руководством которого были явлены миру такие шедевры автомобилестроения как «Тандерберд» (Thunderbird) и «Мустанг» (Mustang) .

Правда, предприятие Форда, на котором появилась первая техника со шнекороторным движителем, занималось выпуском не скоростных авто, а являло миру обычные сельскохозяйственные тракторы (торговая марка предприятия Форда, которая занималась выпуском тракторов, именовалась Fordson, в русской транскрипции Фордзо́н). Именно в одном из “экспериментов” конструкторов компании Fordson в 1926 году и был представлен миру первый шнекороторный трактор, названный “Снежный дьявол”. Как показала история, шнекороторные тракторы оказались невостребованными. В конце статьи Вы можете найти ссылки на редкие кадры кинохроники, на которых происходит тестирование шнекохода на базе трактора Fordson от компании Armstead Snow Motor Fordson Snow Machine (1929 год).

За инженерами компании Fordson, последовал концерн “Крайслер”, который во время вьетнамской войны успешно испытал шнекороторную болотную амфибию Marsh Screw Amphibian. Концерн, помимо болотной амфибии, явил свету в 1969 году для флота США серию шнекороторных машин Riverine Utility Craft, для военного флота США.

Чуть ранее, а именно в 1966 году инженер-одиночка Джей-Джей де Баккер разработал и воплотил в “железе” шнекоход, названный DAF Amfirol. Шнекоход де Баккера, так же как и разработанные позднее концерном Крайслера вездеходы, за счет полостей внутри шнековых движителей, мог преодолевать водные препятствия. Шнекоход де Баккера был оснащен двумя 750-кубовыми двигателями DAF и мог развивать скорость до 35 км/ч, что являлось довольно неплохим показателем для данного специфического вида техники. Особенностью конструкции вездехода было то, что он мог двигаться боком в обоих направлениях. Изменяя угол поворота шнеков, при соблюдении параллельности их осей, вездеход имел возможность поворачиваться. Позже двигатели от DAF были заменены на двигатели компании NSU Motorenwerke AG, немецкой компании выпускающей автомобили и мотоциклы и, в принципе, это была последняя ступень модернизации шнекохода де Баккера. В серийное производство его детище так и не было запущено. Далее первенство воплощения в железе шнекороторных вездеходов подхватывают российские инженеры.

Шнекороторный вездеход ЗИЛ-4904

Первые "пробы пера" российских конструкторов в области шнекороторных вездеходов относятся к 1972 году. Именно в этом году, был сконструирован и построен шнекороторный вездеход ЗИЛ-4904 (заводское обозначение ПЭУ-3). Созданный прототип ЗИЛ-4904 был одним из самых габаритных и тяжелых шнековых вездеходов. Судя по сохранившимся данным, полезная нагрузка составляла 2,5 тонны. Предполагалось, что этот титан будет востребован поисково-спасательными службами и исследователями. Однако истинный титан серии так и остался на задворках истории. Несколько построенных 4904-х нашли место на свалке, один сохранился до наших дней и выставлен в Государственном военно-техническом музее в Черноголовке.

Технические характеристики ЗИЛ-4904

Максимальная скорость шнекохода по снегу: 16 км/ч; Максимальная скорость по воде 10,5 км/ч; Максимальная скорость по болоту 7,3 км/ч; Силовой агрегат ЗИЛ-375; Длина движителя (шнека) 6м; Диаметр движителя (шнека) 1.5м;

Примечание

Шнеки ЗИЛ-4904 изготовлены алюминиевого сплава АМг-61 , который обеспечил легкость и прочность конструкции. Обычно шнеки внутри полые либо заполнены полимером, поэтому такие вездеходы являются амфибиями. Не был исключением и громадный ЗИЛ-4904.

Шнекороторный вездеход ЗИЛ-2906 (после модернизации ЗИЛ-29061)

Что говорить, ЗИЛ-4904 не нашел своего применения, но продемонстрированная уникальная проходимость вездехода не была не замечена. В 1980-x годах конструкторами бюро автозавода ЗИЛ под руководством советского конструктор автомобильной и бронетанковой техники В. А. Грачёва разработается шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-2906. Конечно же, недостатки ЗИЛ-4904 были учтены. В частности, за счет использования в качестве материла корпуса алюминия и углепластика, удается добиться значительного снижения массы вездехода.

Спроектированный ЗИЛ-2906 мог преодолевать практически любые препятствия, в том числе и водные, однако, основным недостатком серии, как, и предыдущих шнекороторных вездеходов, было то, что они не были предназначен для передвижения по твердому грунту. Впрочем, транспортировка большинства шнекороторных вездеходов осуществляется с помощью специальных платформы с крановыми механизмами.

Примечание

Интересно то, что Грачев , будучи главным конструктором специального конструкторского бюро автозавода ЗИЛ, не имел высшего образования. Он окончил все лишь несколько курсов Томского технологического института, но это не помешало ему создать целую плеяду легковых, грузовых и спецмашин.

Спасательный комплекс "490" "Синяя птица"

Уникальная проходимость шнекороторных вездеходов стала использоваться в поисково-спасательных работах. Так, "эволюционированный" шнекороторный ЗИЛ-29061 вошел в состав поисково-спасательного комплекса со слегка романтическим названием "Синяя птица" . Комплекс разработан и изготовлен Специальным конструкторским бюро (СКБ) АМО ЗИЛ по заказу главного конструктора ракетных и космических программ С.П. Королева . Количество партий, выпущенных в период с 1980 по 1991 годы, ограничилось 20-ю штуками. Комплекс обладал поистине уникальной проходимостью в условиях тотального бездорожья и был, прежде всего, предназначен для поиска и эвакуации космонавтов, приземлившихся в труднодоступных местах.

Шнекороторные мотонарты

ледует упомянуть и более “легких” собратьев шнекороторных вездеходов, а именно, снегоболотоходных мотонарт. Первые разработки снегоболотоходов относятся к концу 1940-х годов. Группой конструкторов, в которую входили: ассистент кафедры “Гусеничные машины” Горьковского индустриального института им. А. А. Жданова - С. В. Рукавишников, конструктор аэросаней М. В. Веселовский, а так же инженер А. Ф. Николаев, были созданы первые в СССР снегоболотоходные машины: в 1947 году - ГПИ-С20 и ГПИ-21, в 1948-м - ГПИ-22.

Все явленные миру вездеходы успешно прошли испытания и продемонстрировали высокие эксплуатационно-технические свойства. Этим коллективом талантливых изобретателей и рационализаторов была создана целая плеяда снегоходов и мотонарт, в том числе и мотонарт со шнекороторным движителем.Накопленный при работе над данным типом машин опыт, послужил основой для создания в 1972 году плавающего роторно-винтового болотохода РВБ-ГПИ-02 с открытой палубой.

Примечание

1965 год созданы роторно-винтовые мотонарты ГПИ-16
- 1967 год - ГПИ-16ВС и ГПИ-16ВА
- 1972 год - ГПИ-05
- 1972 год - роторно-винтовая болотоходная машина РВБ-ГПИ-02
- 1974 год - машины РВБ-ГПИ-06 с модификацией ГПИ-3906 с дизельным двигателем

Совренменные и российские разработки шнекороторных вездеходов

Современные, промышленные образцы шнекоходов производятся австралийской компанией Residue Solutions . На сайте компании можно увидеть галерею шнекороторных машин (ниже представлены некоторые из них).

Как было уже сказано, одной из основных проблем, которые ограничивают применение шнекороторных вездеходов – это сложность или почти невозможность передвижения последних по твердым поверхностям, такие, например как асфальт. Используя гусеничные движители, можно решить проблему передвижения, применяя специальные накладки на последние, однако в этом случае теряется проходимость. Поэтому развитие шнекоходов отразилось в универсализации конструкции.

Англичане из компании Ice Challenger построили универсальный вездеход Snowbird 6. Универсальность конструкции была в том, что данный вездеход мог передвигаться на двух движетелях: шнеках и гусеницах. Испытания вездехода были успешно прошли в 2002 году, когда экспедиция Ice Challenger преодолела около 570 километров за 8-мь дней по льду Берингова пролива.

Из переписки форума

"Я в начале 80-х пытался подобное сделать. По 3 больших пропановых баллона на сторону. ЗАЗика моторчик, с кпп. Крановые редуктора. Рекорд 3-4 метра во дворе. И эта фигня благополучно переместилась в металлолом. А самое чудесное получилось при попытке сделать движитель на основе маховика. Я тогда стену в гараже вынес. Благо, сам в воротах стоял"

Идей оставшиеся на "бумаге"

Тотальное бездорожье и грязь и способность шнекороторных вездеходов с легкостью преодолевать препятствия натолкнула изобретателей на идею использовать данные вездеходы в военных целях. Действительно, движитель есть, осталось только приладить к нему башню и мы получим боевую машину. Идея создания "снежного танка" пришла инженеру технологу Б. Бекетову. Шнекоходный танк, в соответствии с проектом Бекетова, должен был иметь массу около 28 тонн и общую длину корпуса примерно 7 метров. Сам корпус являл собой 2 соединенных между собой цилиндра, на каждом из которых размещались четыре башни от танков Т-26. Подобная конструкция, вероятно, предполагала максимальную огневую мощь. В качестве двигателей, приводящих данную машину в движение, использовались 2 авиационных мотора, развивающих мощность по 250 л.с. каждый, максимальная скорость оценочно составляла 45-50 км/ч . Примерную конструкцию шнекороторного танка автор проекта отразил на бумаге, на котором она так и осталась - в отделе изобретений посчитали, что у проекта отсутствуют перспективы.

Подобный проекту Б. Бекетова , конструктором С. М. Кирилловым в 1943 году был предложен боевой шнекороторный танк. Конструкция Кириллова военной машины со шнекороторными движетелями выглядела оригинально. Он предлагал земноводные скоростные танки ЗСТ-К1 и ЗСТ-К2. Как и проект Бекетова, предложенная конструкция так же осталась на "бумаге".

Ниже Вы можете оставить

(ЗВМ) из Нижнего Новгорода возобновил, казалось бы потерянные с распадом СССР, наработки связанные с вездеходами с роторно-винтовым движетелем или как их еще называют шнекоходы . Первой ласточкой стал шнекоход ЗВМ-2901.

Шнек (от нем. Schnecke, буквально - улитка) - стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси.

Шнекороторный вездеход, шнекоход - вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя. Конструкция движителя представляет собой два винта Архимеда из особо прочного материала. Вездеход обладает уникальной проходимостью в условиях грязи, снега и льда, хорошо показывает себя в качестве водоходного движителя (на амфибийных машинах), однако обычно непригоден для езды по асфальту или бетону.


Транспортно технологическая платформа с роторно-винтовым движетелем (ТП с РВД) ЗВМ-2901 предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ.

В базовой комплектации ТП оснащена 2-х местной кабиной, подогревателем двигателя, валом отбора мощности (100% от мощности ДВС) для привода технологического оборудования, водооткачивающим насосом.

Технические характеристики
Обозначение базовой модели ЗВМ-2901
Двигатель модель ЯМЗ - 5344 ММЗ Д245.7
тип дизельный
max мощность, кВт (л.с.) 99.2 (134,9) 87,5 (119)
max момент, Нм 421 420
Количество мест в кабине, включая водителя 2-12
Масса перевозимого груза, оборудования, кг 1500
Максимально-допустимая полная масса, кг 5500
Габариты, мм
Длина / ширина / высота по багажнику, мм 5500 / 2800 / 2500
Колея, мм 1800
Диаметр ротора, мм 800
Высота гребня, мм 100
База, мм 3775
Дорожный просвет, мм 250
Максимальная скорость движения, км/ч
по льду 25
на плаву 10

Сейчас (2017год) шнекоходы "ЗВМ" изготавливаются "штучно", под каждого конкретного заказчика. В основном подобные машины стабильно востребованы для таких специфических работ, как мелиорация почвы, обслуживание очистных сооружений. Пригодятся вездеходы и для работы в Арктике.

У шнекоходов уже есть довольно долгая история. Появление этих движетелей относят к 1804 году, когда Дж. Стивенс построил пароход со шнеками и испытал его на реке около Нью-Йорка.

Первым кто запатентовал шнекоход - был американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Его машина двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей.

В 1900 году русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком.

В 1907 лет американские изобретатели Джеймс и Айра Пиви запатентовали и собрали первые два трактора-шнекохода, один с бензиновым, другой с паровым двигателем.

В 1920 году американская компания Armstead создала два интересных образца шнекохода, один на основе трактора Fordson, другой на основе автомобиля Chevrolet.

В советские годы журнал Моделист-Конструктор часто освещал эту тематитку.

Один из самых больших шнекоходов создали на ЗИЛе это ЗИЛ-4904 , грузоподъемностью 2,5 т.
Кабина ЗИЛ-4904 изготовлена из стеклопластика, а водонепроницаемый корпус, в который упрятаны агрегаты, стальной, с аварийной системой откачки воды.

Первым и последним серийным советским шнекоходом стал ЗИЛ-2096 , входящий в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица", предназначенного для спасения космонавтов.
Всего в 1980-91 годах было собрано до 20 таких машин

Сейчас в мире почти никто не производит шнекоходы серийно. Быть может только австралийская Residue Solutions делает MudMaster («Специалист по грязи») мелкими партиями.
Восьмиметровый MudMaster весит 18,5 т и приводится в движение шестицилиндровым дизелем Cummins. Собирается каждый экземпляр шнекохода по заказу; процесс сборки занимает 18 недель.

У шнекоходов есть один существенный недостаток - их практически невозможно использовать на твердом грунте.
Побороть этот "недуг" предлагает наш изобретатель Алексей Бурдин, он разработчик трансформируемых шнеков.

В конструкции Бурдина между лопастями архимедова винта на ротор натянута длинная червеобразная камера. Когда вездеход находится в режиме шнека, она сдута. Когда же в нее поступает воздух (или вода), камера заполняет собой межлопастное пространство и превращает шнеки в обычные колеса. Изобретатель построил и действующий образец вездехода с1,5-киловаттными электроприводами на передний и задний шнеки.

В статье использованы материалы: Журнала