Что такое мозговой штурм. Что такое метод мозгового штурма? Техника проведения мозгового штурма

«Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого»
Из законов Мэрфи

…Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все - начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя… Предлагаемая вниманию читателей статья - практическое пособие по проведению мозгового штурма. Не углубляясь в теорию метода, не заостряя внимание на методологических вопросах, не рассматривая подробно возможности специального обучения модератора и участников группы, мы сосредоточимся на типичных ошибках в организации мозгового штурма и правилах его проведения. Безусловно, для лучшего понимания этих правил полезно знать, для чего, собственно, предназначена процедура штурма. Мы предполагаем, что штурм может быть организован в офисе читателя, и для этого не придется приглашать специалистов из консалтингового агентства или специально обученного методолога. Тем не менее, во время процесса генерации идей абсолютно необходима деятельность ведущего, которого называют модератором (иногда - “фасилитатором”).

Интересно, что… В процессе правильно организованного мозгового штурма человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
История

Есть история, которая достойна занять свое место в ряду баек о рождении великих идей - про ванну Архимеда, яблоко Ньютона, сон Менделеева и других.

Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым существенно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта…

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма, brainstorming’а. В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Что же вызвало к жизни метод мозгового штурма и все его разновидности?

Прежде всего - желание преодолеть стереотипы мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т.д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но беда в том, что и осознанно творческая деятельность часто осуществляется по стереотипным, шаблонным схемам. В каждом творце сидит неумолимый внутренний критик - опыт, специальные знания, конформизм… Чем больше новая идея не совпадает с представлениями внутреннего критика - тем больше у нее шансов погибнуть в зародыше. Как правило, все шаблонные идеи лежат на поверхности сознания, они всегда под рукой, так как востребованы в повседневной жизни чаще всего. Известен опыт с “быстрыми аналогиями”: “Фрукт? - Яблоко! Поэт? - Пушкин!”. Как правило, в самом начале процесса генерации участники штурма активно выдают именно шаблонные идеи. Одна из частных задач мозгового штурма - как можно быстрее снять “пласт стереотипов”, дать людям возможность высказать их и забыть.

Второе “ноу-хау” мозгового штурма Осборна - разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у различных людей присутствует в различной степени - многим гораздо проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором они анализируются, развиваются. Таким образом, “автор” и “критик” искусственно разводятся - эти функции реализуют разные группы участников и в разное время.

Интересно, что… Подход к решению проблем “в два приема” описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: “На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не препятствует их здравомыслию”. Этому свидетельству две тысячи лет!

Именно мозговой штурм - наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно - для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом, группы сотрудников и пары часов рабочего времени. При этом сплошь и рядом при проведении штурма нарушаются основные “правила игры”, те самые правила, благодаря которым мозговой штурм отличается от производственного совещания…. Главная причина непонимания сути мозгового штурма - это, как ни парадоксально, кажущаяся простота термина. Что такое “синектика” - не каждый знает, а вот, что такое “мозговой штурм”, вроде бы, ясно из названия - это коллективное решение проблемы по принципу “одна голова - хорошо, а две - лучше”. При этом часто сам метод оказывается скомпрометированным в глазах участников, да и организаторов…
Как неправильно

Место действия: офис ООО “Сепулька LTD”, кабинет руководителя. Время действия: 16.00

Так, Лена, собери мне всех к 17-ти! Будет мозговой штурм, ага. Ничего не конкретизируй - сюрпрайз, так сказать! Просто передай - не придут, пусть пеняют на себя. Всех сотрудников из отдела сепуления. Всех - это значит всех, тут места хватит. Будем сидеть, пока не родим решение. Вот такой рабочий день, да…

Все собрались? Кого ждем? Ничего, докурят, придут и включатся - нам тут долго мариноваться… Итак, у нас сейчас будет мозговой штурм. Всем уже ясно, что ваш отдел сепуления работает из рук вон, так дальше нельзя, нужно предлагать новые идеи, нужно что-то менять. Сейчас все будут высказываться смело и открыто. Говорить можно абсолютно все, но по делу. Главное - дать идею, которая позволит улучшить наши сепульгарии и качество сепулек на выходе. Покуда не родим - никто домой не уходит. Начнем с Виктора Палыча, вы у нас самый главный по сепульгариям… Нет соображений? Мы подождем. Сколько надо, столько и подождем, нам ваше мнение крайне важно. Да потерпите вы, Зина, от вас у всех в ушах звенит уже… Что?.. Сережа, вы вообще долго думали, прежде чем сказать-то? Вот же послал Господь сотрудничков… Ага, дадим слово Павлику… Обоснуй, Паша, обоснуй сначала. Вы, Ольга Олеговна, не согласны? А вы вообще что-нибудь в этом понимаете? Не согласны - спорьте, только не деритесь, ха-ха… Теперь Викентий Иваныч, ваша очередь. Вы в сепульном бизнесе еще до кризиса начинали, кто ж нас спасет, если не вы… Это я запишу, это интересно. А вы все - учитесь, пока жив Иваныч!.. Кто считает, что это глупо? Если считаете так - где аргументы? Ну и молчите. Да хоть уходите совсем - от вас толку мало. Остальные - высказывайтесь, я потом скажу, чья идея лучше и как правильно…

Как правильно

«Выдавать глобальные идеи - это удовольствие; искать сволочные маленькие ошибки - вот настоящая работа!»
Фредерик Брукс-мл.

Подготовка и проведение классического мозгового штурма в офисе и силами сотрудников - возможно. Необходимо только следовать правилам:

Для проведения эффективного устного мозгового штурма рекомендуется формировать группу из 6–8 человек.

Если меньше - меньше и количество идей, кроме того, может не возникнуть “критической массы”.
Группа “штурмующих” - это самые разные люди, которые не являются узкими специалистами в исследуемом вопросе. Это должны быть люди разного пола, возраста, профессии, темперамента. Именно разнородный состав и различный опыт участников позволяют надеяться, что они предложат решения, сильно отличающиеся от привычных.
Между участниками и модератором не должно быть отношений субординации. Это понятно - не должно быть зажимов, связанных с реноме участников, с угрозой, реальной или мнимой, их авторитету в коллективе и у начальства.
Крайне желательно, чтобы участники обладали выраженной склонностью к производству идей, определенными творческими способностями. Присутствие именно “творцов” в группе генерации позволит сделать процесс более продуктивным.
Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время. Четкий “тайминг” - такое же обязательное условие для участников, как длина дистанции - для бегунов.
До и во время проведения МШ необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта - предложить чай и кофе, даже включить негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает.
В процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения. Идеи могут быть любые - неосуществимые, бредовые, безумные, шутливые. Обоснование идей не требуется Во-первых - на обоснование нет времени. Во-вторых - участники и не способны к грамотному обоснованию, они, по определению, не являются профессионалами.
Недопустима критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Допустимо лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная поддержка. Критика и анализ - прерогатива группы экспертов!

В задачи модератора входит:

Разослать не позднее, чем за 2 дня всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведении с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т.д.
На дискуссии следить за тем, чтобы она проистекала в соответствие с вышеописанными требованиями.
В случае “зависания” процесса, уметь дать новый импульс, направить мысли участников в ином направлении, предложить неожиданные ассоциации - например, с помощью метода контрольных вопросов (см. ниже).
Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам, как личностям и специалистам.
Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
Фиксировать (записывать) все поступающие идеи, даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.

Метод контрольных вопросов и аналогии

Контрольные вопросы - это своего рода наводящие вопросы, которые позволяют модератору дать новое направление мыслям участников, проскочить период “зацикливания” на круге схожих между собой идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. В свою очередь рекомендую воспользоваться приемами, которые неплохо себя зарекомендовали на практике. Вот некоторые из них с пояснениями:

Попробовать “национальные” решения
Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал по этому поводу горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?..
Метод эмпатии
Эмпатия - вживание, представление себя на месте другого. В нашем случае - мы должны сказать себе: “Я и есть объект, о котором идет речь”. Например, если мы придумываем новую упаковку для кефира, мы говорим: “Я и есть кефир. Я стою на полке в магазине. Я холодный, белый, вкусный. Как я выгляжу? Что мне сделать, чтобы эта симпатичная девушка обратила на меня внимание? Что будет, если я вдруг свалюсь с полки?” и т.д.
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект, часть нашей проблемы, сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т.д. Например, для решения вопроса повышения прочности автопокрышек можно рассмотреть копыта лошади, подушечки на лапах кошки и т.п.
Символическая аналогия
Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для бутылки прохладительного напитка - “удобная прохлада”, “прозрачный призрак”, “пенный овал”…
Фантастическая аналогия
Предложим участникам сформулировать главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем - на время “отменим” его! Допустим на какое-то время существование в природе материала с немыслимыми свойствами, отсутствие силы трения, гравитации или наличие волшебных эльфов (вспомним “демонов Максвелла!”)

Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.
Придумайте всевозможные идеи - “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
Дайте окончательный ответ.

Задачи экспертов

Без последующей экспертизы идей сама процедура мозгового штурма не может считаться продуктивной. Сухой остаток первого этапа - список идей, зафиксированных модератором в краткой форме, часто с сокращениями, торопливо, иногда с элементами субъективной редактуры. Использование техники для фиксации представляется часто проблематичным - оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, безусловно, разрушает атмосферу, влияет на результат (особенно “зажимаются” в присутствии камеры новички). Аудиозапись грешит наложением голосов друг на друга, что приводит иногда к полной невозможности расслышать некоторые высказывания.

Итак, со списком идей должна работать группа экспертов. Их задача:

Сгруппировать сходные идеи, постараться сформулировать общий принцип, который лежит в основе группы идей.
Классификация принципов.
Оценка перспективности каждого принципа с точки зрения практического воплощения при наличии известных экспертам ограничений.
Развитие перспективных принципов, наполнение их конкретным содержанием.
Формулировка способов решения задачи на профессиональном языке.

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Метод "мозгового штурма":
  • достаточно оперативен и надежен;
  • это максимум идей за короткий отрезок времени;
  • это отсутствие какой-либо критики;
  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений. Его эффективность поразительна: 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ими проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Техника проведения мозгового штурма

Техника мозгового штурма такова. Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие , квалификаций, опыта (такой принцип позволяет расширить фонд априорный информации, которой располагает группа). Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика — это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.

Число альтернатив можно впоследствии значительно увеличить, комбинирую сгенерированные идеи. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых, но глупые идеи потом легко исключить последующей критикой.

Условия и техника проведения мозгового штурма

Категории участников

  • Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы — они еще не имеют выработанных стереотипов.
  • При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).
  • Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
  • При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
  • Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.
  • Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.
  • Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.

Количество участников:

  • Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7.
  • Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
  • Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот.

Обстановка, место проведения

  • Для проведения мозгового штурма целесообразно место проведения использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
  • Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.
  • Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.
  • Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.

Продолжительность и время

  • Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
  • При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.
  • Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма

  • Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, решаемые методом имеющую несколько возможных вариантов решений. Проблемы, мозгового штурма имеющие только один ответ или ограниченное число возможных решений, не подходят для решения этим методом.
  • Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем.
  • Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд подпроблем.
  • Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
  • Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.

Озвучивание проблемы

  • Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
  • Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
  • Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.
  • Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  • Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  • Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Роль руководителя (лидера)

  • Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки, в (лвдера) контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
  • Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
  • Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма как минимум за 2 дня до ее проведения.
  • Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
  • Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
  • Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Оценка идей

  • Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
  • Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

Правила проведения мозгового штурма

Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя участников мозгового штурма следует

проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.

В практике работы таких групп можно отметить, что целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 — 250 идей.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники группы должны видеть все зафиксированные идеи, поэтому следует заранее к этому подготовиться.

Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.

Этапы проведения мозгового штурма

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».

Этап 1

Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

Этап 2

Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.

Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!

Формулировки проблем для проведения разминки приведены в Приложении 1.

Этап 3

Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

Этап 4
  1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.
  2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем... » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.
Этап 5

Процесс выдвижения идей может происходить разными способами. Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, некоторые из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.

1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 — 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

Этап 6

После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.

Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

Этап 7

Он дает начало процессу оценки. Это обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать их по темам, прежде чем некоторые предложения будут отвергнуты как нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить наилучшие идеи, которые могут быть быстро и легко реализованы.

Дальнейшие действия группы зависят от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето (см. главу 8) для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.

Методы, основанные на принципе (технологии) мозгового штурма

Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме . Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

Правила мозговой атаки распространяются и на записи мыслей: стремиться к большему количеству идей, не критиковать выдвинутые предложения до окончания занятий, поощрять «свободные ассоциации».

Рассмотрим пример.

Менеджеры парфюмерной фирмы решили применить метод записи мыслей в поисках новаторских идей для развития бизнеса. Каждый участник заседания записал свою идею на листке и обменялся с соседом. Один из менеджеров подумал о производстве нового сорта мыла и стирального порошка, в то время как другой внес в список предложение разработать новую линию по производству шампуня и бальзама для волос. Ну, а третий, когда к нему попал этот листок с этими двумя идеями, соединил их и предложил создать уникальный продукт: мыло, шампунь и кондиционер в одном флаконе.

Мозговая атака на доске

В рабочих помещениях можно повесить на стене специальную доску, атака на доске чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в течение рабочего дня. Повесить эту доску следует на видном месте. В центре ее должна быть написана — большими яркими (разноцветными) буквами — требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в решении данной проблемы, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

1) Определение проблемы
  • Руководитель группы перечисляет все понятия, относящиеся к теме (например, продажа, затраты, дистрибьюторские услуги, конкуренция).
  • Каждый из участников записывает на карточках факторы, связанные с рассматриваемой проблематикой, — один факт на одну карточку. Факты должны быть значимыми и иметь непосредственное отношение к исследуемой теме.
  • Ведущий собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники группы выбирают те карточки, которые связаны с предложенным их вниманию высказыванием. Из этих карточек составляется набор.
  • Ведущий зачитывает содержание одной из карточек.
  • Группа дает набору название, отражающее, по общему мнению, сущность всех представленных в наборе фактов. Название должно отвечать следующим требованиям: его смысл должен быть производным от набора фактов, оно не должно быть слишком общим, оно не должно быть простым перечислением фактов из набора. Давая набору название, группа суммирует все имеющиеся в распоряжении факты и затем извлекает из них суть проблемы.
  • Участники группы объединяют в наборы остальные факты — каждый под своим названием. Затем все наборы складываются в один, которому группа дает название, отражающее сущность заключительного набора.

Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

2) Решение проблемы
  • Каждый участник записывает свои решения по решению проблемы на отдельных карточках — по одному варианту на каждой карточке, количество вариантов не ограничено.
  • Лидер группы собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники выбирают карточки, связанные с этим вариантом решения. Когда все предложения отобраны, они группируются.
  • Ведущий зачитывает один из вариантов.
  • Набору дается название. В ходе дальнейшего обсуждения оставшиеся предложения также объединяются в наборы вариантов решения проблемы, а из них уже составляется окончательный набор. В этом наборе должна быть заключена сущность всех предложенных решений.

Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

Этап 1 «Разведка». Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

Этап 6 «Деструкция». Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Нам часто приходится сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил их решение, вычитывать массу литературы, спрашивать совета у друзей и все безуспешно, решение так и не найдено.

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, — одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.

Примеры тем для мозгового штурма :

Как заработать 1000 евро?

Как назвать собаку?

Почему дела не клеятся?

Что делать с ….?

Где провести выходные?

Какой бизнес открыть?


Этапы метода мозгового штурма

1) Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы

  • Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)
  • Сообщаем им о том, какая задача стоит.
  • Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.

Сложности Варианты решения

2) Сам мозговой штурм (генерация идей)

  • Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.
  • Модератор записывает задачу на доске.
  • Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.
  • Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

  • Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  • Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею).

  • Модератор записывает все идеи . И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложность Вариант решения
У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада.

Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно.

Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла.

Участники вялые ничего не хотят делать. Предложить поиграть в игру: «Как еще можно использовать пластиковую бутылку». Берётся любой простой предмет, например, пластиковая бутылка, стержень от ручки и т.п. Далее задача за 5 минут придумать как можно больше вариантов применения данного предмета (пусть даже самых абсурдных и нереалистичных). Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма.
Люди не могут удержаться от критики Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему.
Идей очень много, как все успеть записать? Записывает модератор, используя технику ментальных карт. Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

3) Выбор подходящей идеи (анализ идей)

  • Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.
  • Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.
  • Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложности Варианты решения
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей. Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.
На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной. Проработать слабые места или взять следующую идею.
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

Модификации метода мозгового штурма

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски, морфологический метод и метод анализа круга проблем, метод аналогий, случайный импульс, метод «635», метод модераций. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1. Обратный мозговой штурм

Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

  • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
  • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика» .

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2. Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм

Данный метод, по — существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6.Мозговой штурм на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

7. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

9. Мозговой штурм по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений -«кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

б) диктатора - за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

10. Морфологический метод и метод анализа круга проблем

Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

11. Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука — синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.

12. Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;
  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
  • сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок.

13. Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.

14. Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.

Дальнейшим развитием метода мозгового штурма является синектика или «синектический штурм» — наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активации творчества.

Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

«Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов».

Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение, каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • Превращение незнакомого в знакомое
  • Превращение знакомого в не знакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

Чтобы идея появилась нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:

  • Разбор проблемы;
  • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
  • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
  • Постановка наводящих вопросов;
  • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
  • Превращение обычного в привычное;
  • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

  • Первоначальная постановка проблемы;
  • Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
  • Выяснение возможностей решения проблемы;
  • Переформулирование проблемы;
  • Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
  • Выдвижение образных аналогий;
  • Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы.

Достоинства и недостатки метода мозгового штурма

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Суть метода

Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.

Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

История создания

Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».

Практика использования в вузах

Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость - семантическую и образную.

Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.

Виды ММШ

Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.

  1. Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
  2. Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
  3. Японская методика. Этот был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
  4. Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).

Знаете что такое «мозговой штурм»?

Конечно! Кто не знает?

В чем суть этого метода?

Собираются несколько человек и придумывают что-то новое.

Получается?

Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта...

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма - brainstorming"a. В 1953 г. вышла его книга "Управляемое воображение".

Что же такое мозговой штурм (МШ)? Предлагаю вашему вниманию несколько определений:

МШ (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

МШ - групповое коллективное продуцирование новых идей. Метод построен на вольном высказывании ассоциаций. Смысл в том, чтобы коллективно генерировать идеи, которые не пришли бы в голову отдельному человеку. Слово за слово, образ за образ... Один высказывает, другой подхватывает, третий завершает.

МШ дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; если группе удается найти решение, то ее участники становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

МШ – техника, поощряющая выдвижение как можно большего количества идей, непредвзятое отношение к высказываниям коллег, стремление к компромиссу.

МШ – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ.

Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Задачей мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей, что предполагает применение нескольких правил:

  • Приветствуется свободный полет фантазии - люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
  • Идей должно быть много - каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
  • Критика исключается - на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
  • Комбинирование и совершенствование предложенных идей - участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
  • На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Согласитесь, уважаемый коллега – принципы просты. Почему же, зачастую мы не получаем ожидаемого результата?

Во-первых, видимая простота метода, породила легкость отношения к нему: "Подъезжай часикам к девяти, поштормим".

Во-вторых, на данный момент, при обилии информации по этой теме в интернет, трудно найти подробно прописанную технологию реализации МШ.

В-третьих, простота метода именно видимая, МШ требует («если Вас интересует результат») тщательной реализации.

Цель предлагаемой Вашему вниманию «инструменталки» ознакомится с пошаговой технологией МШ, рассмотреть особенности её реализации, понять, что необходимо делать для гарантированного получения результата, в чем могут лежать причины неэффективности, оценить применимость данного метода в рамках вашей организации.

Итак: фанфары, фейерверки, радостные улыбки! Мы приступаем!

ПРИНЦИПЫ МШ:

Количество переходит в качество. Чем больше идей - тем выше вероятность правильного решения. Не спешите с критикой. Мы склонны оценивать идеи инстинктивно и немедленно, и часто – неправильно. Стоит не торопясь обдумать все предложения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1. Определите задачу. Сформулируйте вашу проблему как можно точнее, если проблема сложная, разбейте её на простые задачи

2. Подберите участников МШ Оптимальное количество 6-12 человек. Это должны быть люди:

  • имеющие гибкий, быстрый ум;
  • положительный настрой;
  • замотивированные на улучшение положения дел;
  • осознающие необходимость в свежих творческих идеях.

Следует пригласить одного человека способного в силу своего положения принимать решения и осуществлять задуманное.

3. Выберите лидера. Человек, обладающий опытом налаживания контактов в коллективе и достаточным красноречием (способный перефразировать высказываемые предложения и найти приемлемые аналогии). Важно, чтобы лидер МШ имел возможность при необходимости корректировать высказывания влиятельного лица, так как ничего не довлеет над подчиненным так, как мнение руководства.

4. Создайте благоприятную атмосферу:

  • удобная комната;
  • возможность перерывов.

5. Выберите «дежурного». Участник, фиксирующий все высказываемые предложения и замечания. Если идеи не записываются - они забываются. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

6. Если уж идти – так до конца.

  • Сразу после МШ организуйте обед или даже вечеринку, дабы отпраздновать достигнутый успех.
  • Можно написать благодарственные письма всем участникам и наблюдателям МШ, отметив вклад каждого в разрешение нелегкой задачи.
  • Полезно – попросить каждого из участников МШ написать какая из идей, по их мнению, достойна воплощения, и что для этого надо предпринять.

7. Оцените идеи. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, вы не сможете ни оценить её по достоинству, ни увидеть её недостатки. Не спешите с оценками, оценивайте идеи лишь в конце МШ (ведущий может квалифицировать идеи самостоятельно или пригласить группу к участию в оценке). Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это стоит сделать!

ОБЯЗАННОСТИ ЛИДЕРА

Хорошая подготовка к МШ включает следующие параметры:

  • составление плана МШ и ознакомление с ним участников МШ;
  • ознакомление участников МШ с методиками инициации и развития творческого потенциала, использование творческих приемов, способствующих рождению новых идей;
  • создание непринужденной атмосферы (возможны шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т.п.) Все участники должны быть равноправны;
  • сосредоточенность на поставленной задаче, готовность управлять процессом выдвижения идей (важно направлять ход мыслей);
  • чёткость в формулировке предлагаемых решений и в ходе МШ, подведение промежуточных итогов;
  • поощрение проявлений инициативы. Чем более странной выглядит идея, тем лучше;
  • помощь участникам МШ в изменении привычного взгляда на вещи (по иному расставить акценты, задавать наводящие вопросы, разбудить воображение). Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что её члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традиционных путях её решения («рабы привычки»). Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. В некоторых случаях удается устранить такую «зацикленность» задавая абстрактные вопросы, например:
  1. Что привлекает внимание людей?
  2. Что их удивляет?
  3. Что их шокирует?
  4. Что приносит им наслаждение?
  5. Кто их интересует?
  6. Что их интересует?
  7. Кем они восхищаются?

Используются все доступные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед вами задачу (рисунки, диаграммы, графики, использование различных цветов, иллюстрации мыслей и предложений группы…). Задача - выработать в сжатые сроки как можно больше идей;

  • Обязательно подчеркивание вклада каждого участника в решение общей задачи.

РАЗНОВИДНОСТИ МШ

BREINWRITING. Участники группы пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи. Принципы МШ остаются теми же.

МШ НА ДОСКЕ. Вывешивается специальная доска, на которую сотрудники размещают записи тех идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. В центре доски должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая решения задача. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

Преимущества:

  • Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в её решении лиц.
  • Рождается множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, приколотыми к доске на листах, работник, скорее всего, придумает что-то свое.
  • Время размышления не ограничено одним – двумя часами занятия в группе МШ.

Если листов с идеями немного или их нет – это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.

СОЛО. Для проведения МШ самостоятельно лучше завести для своих идей специальную картотеку. Важно «увековечивать» абсолютно все идеи – удачные и не очень, кажущиеся абсурдными и пустыми. Если идея появилась – запишите её.

ВИЗУАЛЬНЫЙ МШ. Фиксация идей с помощью рисунков. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка поможет вам не только зафиксировать удачную идею, но и не потерять темп в процессе размышлений.

Преимущества:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики

Если коротко и сухо описать данный метод, то это, уважаемый коллега, всё. На деле же происходит (или не происходит - это зависит от организации) масса интересного, т.к. эмоциональная включенность, целеустремленный поиск лучшего решения, доверие коллег позволяют ощутить драйв совместного творчества. А удовлетворение от найденного решения с лихвой возмещает все энергетические и временные затраты.

Список литературы:

1. Г.С. Альтшуллер «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Версия 3.0 электронная книга «Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера»

2. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» Феникс Ростор-на-Дону 2007

3. под редакцией Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» Ювента Институт Тренинга Санкт-Петербург 1999