§2. Теоретические подходы к оценке демографической безопасности

-- [ Страница 2 ] --

Установлены политические детерминанты основных концепций демографической политики в глобализируемом мире;

Выявлены важнейшие компоненты демографического обеспечения национальной безопасности;

Раскрыты сущность и политические последствия демографических процессов в России 1990-2000-х гг.;

Определены тенденции изменений целеполагания демографической политики России в постсоветский период;

Установлены сходства и различия стратегий политических партий России по актуальным проблемам демографической политики;

Выявлены технологии реализации демографической политики РФ и эффективность ее направлений в контексте национальной безопасности России.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту:

  1. Демографическая политика определена как целенаправленная деятельность государственных и муниципальных институтов власти, общественных организаций, социально ответственного бизнеса по управлению народонаселением, его половозрастными и территориальными группами. Демографическая политика включает в себя не только управление ресурсами и их анализ, но и прогнозирование демографических процессов. Такой подход предполагает переориентацию общественной и государственной политики на интересы демографической безопасности, а не подчиненность последней предвыборным, экономическим и другим краткосрочным целям. Оправданность данного определения продиктована демографическим кризисом в России и определяющей ролью демографических процессов для будущего страны. В современной государственной политике РФ демографическая политика становится одним из приоритетных направлений.

Основные направления демографической политики таковы: оптимизация пропорций естественного прироста населения (баланса рождаемости и смертности); влияние на состав трудовых ресурсов и их профессиональную квалификацию; поддержка семей, материнства и детства; поддержка здорового образа жизни; оптимизация миграционных потоков (механического прироста населения). Т.е., демографическая политика неразрывно взаимосвязана с социальной (в узком смысле) и миграционной политикой.

  1. Демографическая безопасность является видом национальной безопасности России, которая как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства нацелена на обеспечение безопасности граждан, реализацию их базовых потребностей и интересов, ликвидацию угроз и рисков; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение как условие существования социума. Институционально-политическое обеспечение данной политики выражает закономерные взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поэтому демографическую безопасность следует рассматривать как политическую категорию, отражающую институциональную взаимосвязь между государственными демографическими интересами и системой получивших легитимацию общественных отношений, политическими институтами, обеспечивающими предотвращение и ликвидацию угроз и рисков для достижения обеспечиваемого политикой демографического баланса в обществе. Обеспечение демографической безопасности является важным атрибутивным направлением системы политики национальной безопасности в постсоветской России.
  2. Российская демографическая проблематика своеобразна тем, что при экономических индикаторах, относящих страну к категории развивающихся, Россия по демографическим показателям близка к постиндустриальным странам Запада. Данная диспропорция объясняется цивилизационной спецификой России и циклической модернизацией экономической, социальной и политической систем России. Велики негативные внутриполитические последствия депопуляции. Основной, хотя постепенно смягченной, тенденцией демографических процессов в Российской Федерации является сокращение численности населения. Небольшой подъем рождаемости в 2003-2012 гг. обусловлен в основном тем, что в репродуктивном возрасте находится наибольшее по численности поколение, родившееся в 1970-80-х гг. Экономическое стимулирование рождаемости оказывает влияние в основном на этнические группы, в которых доминируют отношения традиционного общества, а также на малообеспеченные слои населения.

Для России с ее огромной территорией депопуляция влечет ухудшение ее геополитического положения в мире.Снижение численности населения России и смена этноконфессиональной идентичности общества на фоне демографического взрыва в развивающихся странах является угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Низкая плотность населения многих макрорегионов (Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север) в сочетании с климатическими изменениями может спровоцировать «ползучую миграционную интервенцию» со стороны стран, где отмечается перенаселение. Эта угроза характерна не только для Сибири и Дальнего Востока, но и ряда регионов Европейской части России. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет происходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет миграционное давление на Россию, а, возможно, попытки территориальной экспансии геополитических конкурентов.

  1. Установлено, что в 1992-2005 гг. органы государственной власти России проводили реактивную политику, запаздывая отвечать на вызовы демографического кризиса и недооценивая его угрозу. Отмечается отсутствие целостной стратегии вывода России из демографического кризиса, отсутствие системного подхода к разработке механизмов реализации долгосрочной концепции демографического развития России. В постсоветской России непосредственное регулирование государством демографических процессов сокращается. Внедряется разработка системы мер косвенного влияния государства на демографический рост с учетом ресурсов неправительственных организаций, профсоюзов, этнических и территориальных сообществ. Меры обеспечения демографической безопасности в РФ постепенно трансформируются за 2000-е гг. от реактивной модели к проактивной.
  2. Неотложные меры демографической политики по направленности разделяются на сдерживающие и стимулирующие. Сдерживающие меры призваны уменьшить издержки депопуляции: смертность, низкое качество здоровья населения, чрезмерную неконтролируемую эмиграцию и иммиграцию. Стимулирующие меры включают в себя повышение рождаемости, привлечение «качественных» переселенцев, льготное кредитование молодых семей, поощрение многодетности, улучшение работы спортивных и медицинских учреждений, внедрение системы дешевого социального страхования. С 2006 г. по инициативе Президента РФ проводится активная демографическая политика, ключевым звеном которой должна стать поддержка рождаемости в большинстве регионов, т.к. снижение смертности и заболеваемости – более длительный и затратный процесс. Особенно важно повысить рождаемость в центральных и северных регионах, сельской местности.

Выход – в системном реформировании демографической политики в сферах рождаемости, смертности, улучшения образа жизни, поддержки семьи, уменьшения преступности и других социальных девиаций. Следует закрепить в федеральном законодательстве социальные стандарты и индикаторы, отражающие действительное положение семьи в обществе и позволяющие выявлять итоги демографической политики.

  1. Сравнительный анализ стратегий российских партий в демографической политике РФ (2003-2012 гг.) показал, что во всех партийных документах ориентация на демографическую проблематику сводится к материально-финансовой помощи, к адресной социальной поддержке определенных категорий населения. К ним относят многодетные семьи, семьи матерей-одиночек, инвалидов и других нуждающихся в материальной помощи. Подавляющее большинство партий выделяет в качестве главного объекта демографической политики не семью как институт, а только ее проблемные, кризисные типы, что является отражением государственного патернализма в рамках прогрессистской парадигмы.

Вопросы демографической проблематики занимают незначительное место в социальных блоках партийных программ вследствие «остаточного» (неприоритетного) внимания к данным проблемам. Это является следствием непонимания их остроты и сложности, плодом «узости» мышления, ограниченного рамками предвыборного периода. Ориентация партийных программ только на идеи финансовой поддержки семьи отражает прогрессистский подход, подменяющий стратегию набором эпизодических мер финансовой помощи, что связано с популизмом партийных программ, направленных на удовлетворение запросов, ориентированных на узкий круг текущих проблем.

В программах партий, как правило, не конкретизируется понятие «семья». Важнейший вопрос о выборе объекта политики остается нераскрытым. Акцентирование партийного внимания на отдельных, признаваемых проблемными категориях семей является следствием ориентации на смягчение бедности на заботу о благополучии семьи. Попытки стимулирования роста демографических показателей рождаемости автономны от решения проблемы кризиса семьи. Партии ориентируются в большей степени на меры «латания дыр», нежели на политику, создающую благоприятные условия для нормального функционирования полной стабильной семьи с детьми. Специфика трактовки семейной проблематики в политических программах партий обусловлена отражением господствующих в массовом сознании ослабленных семейных ценностей и ориентаций, в рамках которых многодетная семья ассоциируется с проблемными ситуациями (проявление отсталости, бедности, ограниченности) и с полной зависимостью от помощи извне. Несмотря на принадлежность партий к различным политическим направлениям, вариативность трактовок аспектов демографической политики в их программах невелика и непринципиальна. Она отражает доминирование прогрессистского подхода и лишь в исключительных случаях содержит элементы просемейной теории демографической политики. Это неперспективно с точки зрения эффективности политики обеспечения демографической безопасности.

  1. Для преодоления российского демографического кризиса необходимо доминирование не экономических, а аксиологических детерминант репродуктивного поведения в современной демографической политике. Проводимая государством с 2007 г. демографическая политика принесла позитивные результаты. Предлагается проведение российской инновационной модернизации с учетом необходимости проведения целенаправленной государственной политики стимулирования рождаемости и снижения смертности населения, в условиях второго демографического перехода.

Демографический аспект является одним из основных в стратегии государства, требующий выделения его в направление государственной политики. Демографическая политика российского государства должна базироваться на нормативно-правовых актах, составляющих целостную систему. Необходима оптимизация и кодификация демографического законодательства на федеральном уровне и адаптация его к особенностям в регионах России. Региональные власти и органы местного самоуправления в вопросах демографической политики должны проводить федеральную государственную демографическую политику, действовать как единая система, а также адаптировать ее к региональным особенностям, для чего необходимо совершенствование регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Целесообразна вариативность целей и приоритетов демографической политики с учетом этнорелигиозных, политико-культурных, социально-экономических, геополитических особенностей регионов России.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения и выводы, рекомендации исследования вносят вклад в совершенствование понятийного аппарата и методик анализа государственной демографической политики. Они могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, партий и общественных объединений, средств массовой информации при разработке и реализации государственной демографической политики, а также в учебном процессе высших учебных заведений по направлению подготовки «Политология».

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы докладывались соискателем в виде сообщений на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-правовая системам России: история и современность» (г. Майкоп, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Региональные аспекты социально-экономических и экономических преобразований на Северном Кавказе» (г. Белореченск, 2007 г.), Всероссийской конференции молодых учёных, аспирантов и студентов «Перспектива-2007» (г. Нальчик, 2007 г.), Всероссийской научной конференции «Перспективы политического развития России» (г. Саратов, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Восток-Запад: характеристика политических систем» (г. Армавир, 2007 г.), Международной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов «Перспектива-2008» (г. Нальчик, 2008 г.), региональной научно-практической конференции « Становление и развитие инклюзивного образования в регионе Северного Кавказа» (г. Армавир, 2010 г.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 17 научных публикациях в течение 2006-2012 гг. общим объемом 5,1 п.л., в том числе – 3 статьях в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Структура реализует проблемно-логический принцип «от общего – к частному». Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих статистические таблицы и графики.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования. Характеризуется степень изученности проблемы. Формулируются объект и предмет, хронологические и географические рамки работы, ее цель и задачи. Определена теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Изложена научная новизна. Формулируются основные положения, выносимые на защиту. Определено теоретическое и практическое значение диссертации. Указана апробация исследования, определена его структура.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты исследования демографической политики в контексте национальной безопасности» сравниваются основные концепции и стратегии демографической политики в современном мире, установлен демографический аспект обеспечения национальной безопасности, выявлены параметры демографической ситуации в постсоциалистической России.

В первом параграфе первой главы «Современные концепции и стратегии демографической политики: сравнительный анализ» сравнены теоретические подходы к определению сущности современной демографической политики.

Демографическая политика определена как целенаправленная деятельность государственных и муниципальных институтов власти, общественных организаций, социально ответственного бизнеса по управлению всем народонаселением, его половозрастными и территориальными группами. Демографическая политика включает в себя не только управление ресурсами и их анализ, но и прогнозирование демографических процессов. Такой подход предполагает переориентацию общественной и государственной деятельности на интересы демографической политики, а не подчиненность последней предвыборным, экономическим и другим краткосрочным целям. Оправданность данного определения продиктована демографическим кризисом в России и определяющей ролью демографических процессов для будущего политической системы страны. В современном российском политическом процессе демографическая политика занимает одно из ведущих мест.

Основные направления демографической политики таковы: оптимизация пропорций естественного прироста населения (баланса рождаемости и смертности); влияние на состав трудовых ресурсов и их профессиональную квалификацию; поддержка семей, материнства и детства; поддержка здорового образа жизни; оптимизация миграционных потоков (механического прироста населения). Следовательно, демографическая политика неразрывно взаимосвязана с социальной (в узком смысле) и миграционной политикой.

Во втором параграфе первой главы «Обеспечение национальной безопасности государства: демографический аспект» проведен структурно-функциональный анализ стратегии обеспечения демографической безопасности Российской Федерации, ее компонентов и методов.

Демографическая безопасность является видом национальной безопасности России, которая как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства основана на общей стратегии, целью которой являются безопасность человека, основанная на реализации его потребностей и интересов, ликвидации угроз и рисков, направленных против них; безопасность общества как главное условие реализации потребностей и интересов и основной способ предотвращения угроз и рисков безопасности; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение как естественное условие существования человека. Институционально-политическое обеспечение данной политики выражает закономерные взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поэтому демографическую безопасность следует рассматривать как политическую категорию, отражающую институциональную взаимосвязь между государственным демографическим интересом и системой получивших легитимацию общественных отношений, политическими институтами, обеспечивающими предотвращение и ликвидацию угроз и рисков для поддержания планируемого государственной политикой демографического баланса в обществе. Обеспечение демографической безопасности является важным атрибутивным направлением системы политики национальной безопасности в постсоветской России. Меры обеспечения демографической безопасности в РФ постепенно трансформируются за 2000-е гг. от реактивной модели к проактивной.

В третьем параграфе первой главы «Демографические процессы в постсоветской России как объект государственной политики» выявлены базовые параметры и особенности демографических процессов в постсоветское двадцатилетие, сравнены региональные особенности демографических ситуаций.

Российская демографическая проблематика своеобразна тем, что при экономических индикаторах, относящих страну к категории развивающихся, Россия по демографическим показателям близка к постиндустриальным странам Запада. Данная диспропорция объясняется цивилизационной спецификой России и циклической модернизацией экономической, социальной и политической систем России.

Концепция демографической политики РФ

на период до 2025 года.

о концепции демографической

политики России до 2025 года

Правительство подготовило план по выходу из демографического кризиса.

Сегодня на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике будет рассмотрен проект Концепции демографической политики до 2025 года.
Если Концепция будет одобрена, то уже в ближайшие месяцы ее подпишет президент, после чего правительство приступит непосредственно к ее выполнению.
Вчера первый вице-премьер Дмитрий Медведев рассказал об основных положениях разработанного правительством проекта Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Первый вице-премьер напомнил, что проект был подготовлен по поручению президента. "В случае если Концепция получит одобрение, то это будет самый длительный по времени своего действия государственный документ", - сказал Медведев.
Первый вице-премьер признал, что отсутствие эффективной политики в сфере демографии может в итоге поставить "под сомнение" возможность дальнейшего существования нашего государства.
Все последние 15 лет население нашей страны ежегодно сокращалось в среднем на 800-900 тысяч человек ежегодно. То есть в среднем каждый час население России сокращается примерно на 100 человек. Эксперты опасаются, что такая огромная страна, как наша, не сможет сохраниться в нынешних границах, если подобный катастрофический демографический тренд окажется долгосрочным. Кстати, по подсчетам китайских демографов, оптимальная численность населения Китая при его нынешней территории не должна превышать 700-800 млн. человек. Таким образом, перед нашим густонаселенным "соседом" уже сейчас остро стоит вопрос о том, где разместить "лишние" 600 млн. человек. В российском правительстве учитывают все потенциальные угрозы, которые таит в себе неблагополучная демографическая ситуация. Как рассказал Дмитрий Медведев, при реализации Концепции будут учитываться особенности каждого региона России. Проект Концепции уже прошел обсуждение в нескольких десятках субъектов Федерации и получил одобрение со стороны большинства региональных руководителей. После принятия упомянутого документа на федеральном уровне своя программа демографической политики будет принята и в каждом российском субъекте Федерации. "Конечно, на территории России есть регионы, где мы особенно заинтересованы в увеличении рождаемости. В качестве примера таких регионов можно привести Дальний Восток и Сибирь", - сообщил первый вице-премьер.
По его словам, в соответствии с упомянутой Концепцией решение демографических проблем в России будет проходить в три этапа. Во-первых, планируется за ближайшие три-четыре года добиться заметного снижения темпов убыли населения. Во-вторых, к 2015 году правительство намерено достигнуть стабилизации численности населения России на уровне не менее 140 млн. человек. Третий этап - начало роста населения. Оптимистичный вариант развития демографической ситуации в России предполагает, что к 2025 году численность населения России не только стабилизируется, но и немного подрастет - до 145 млн. человек (сейчас число российских граждан снизилось до 141,9 млн. человек), а средняя продолжительность жизни россиян возрастет до 70 лет с нынешних 66 лет.
Добиваться этих целей правительство намерено при помощи трех ключевых инструментов: сокращения смертности, стимулирования рождаемости и эффективной миграционной политики.
Кстати, сама по себе Концепция невелика - ее объем не превышает 30 страниц, и в этом документе нельзя найти конкретных мер и шагов, направленных, например, на стимулирование рождаемости. По словам Дмитрия Медведева, Концепция - "идеологический документ", и для того, чтобы она заработала, необходимо будет принять не один десяток законов и постановлений правительства. В документе не указаны и конкретные суммы, которые планируется потратить на его реализацию. В нем указаны стратегические цели. Как рассказал Дмитрий Медведев, к 2015 году затраты на здравоохранение должны вырасти до уровня 6 процентов ВВП (сейчас они составляют 2 процента ВВП), а увеличение социальной поддержки семей должно возрасти с нынешних 0,4 процента ВВП до 2 процентов. "Однако важно учитывать, что финансирование демографической политики будет происходить не только на федеральном уровне, но и на региональном, и муниципальном", - сказал Медведев.
В числе самых первоочередных задач, которые необходимо будет предпринять для успешной реализации Концепции, Дмитрий Медведев назвал усиление пропаганды здорового образа жизни и организацию эффективного медицинского обслуживания населения и проведения диагностики. Выполнение этих задач предполагает, например, массовое строительство спортивных комплексов и новых медицинских центров для лечения сердечно-сосудистых заболеваний по всей стране, переоснащение действующих районных больниц, увеличение государственного финансирования высокотехнологической медицинской помощи.
Медведев также добавил, что увеличение финансирования социальной отрасли уже сейчас привело к улучшению демографических показателей: в прошлом году у нас в стране начала расти рождаемость и произошло сокращение смертности от алкогольных отравлений.
Первый вице-премьер рассказал, что в случае если на сегодняшнем заседании Концепция будет одобрена, то еще до осени ее подпишет президент, а затем правительство займется ее выполнением.

Концепция демографической политики представляет собой сборник уже действующих социальных программ: ставка делается на "материнский капитал", пособия семьям на содержание детей (в том числе и услуги детсада), увеличение расходов на здравоохранение, пропаганду спорта и здорового образа жизни и борьбу с алкоголизмом и табакокурением. Больше других новая демографическая политика должна повлиять на формирование программ нацпроекта "Здоровье". Так, Дмитрий Медведев сообщил о новой программе по развитию неотложной помощи - строительстве медцентров на дорогах, куда смогут обратиться пострадавшие в ДТП. Дополнительные средства должны получить и действующие стационары, близкие к транспортным магистралям. Кроме того, правительство намерено совершенствовать лечение острых сердечно-сосудистых заболеваний. Молодым семьям первый вице-премьер пообещал льготную систему ипотечных кредитов , компенсацию которой должны взять на себя государство или работодатели. А старикам - создание геронтологических социальных служб. Впрочем, конкретные сроки запуска программ и размеры инвестиций в правительстве пока не называют. В концепции значится и пункт о притоке мигрантов. Впрочем, в отношении иностранцев авторы выступают крайне осторожно. До 2025 года Россия ежегодно должна принимать от 160 тысяч до 300 тысяч иностранцев. Однако, по мнению экспертов, именно интенсивная миграция - главный источник решения демографических проблем в России. "Демография - проблема для России основная. Можно улучшать экономические показатели, но, если в регионах некому проживать, другие устремления не имеют смысла", - считает губернатор Костромской области Виктор Шершунов. "Миграция наиболее управляема, - объясняет старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян. - Заставить людей не умирать или рожать даже при определенных стимулах невозможно. Решить проблему можно лишь при приросте до 700 тысяч мигрантов в год".
Эксперты говорят и о препятствиях на пути миграционного притока в Россию. "По сравнению с 1990-ми, когда миграция шла интенсивно, возможности России по приему граждан СНГ радикально снизились. Закавказье исчерпано, Украина и Прибалтика ориентированы на Европу. Остается Азия, за которую с Россией конкурируют казахи", - рассказывает Никита Мкртчян. Переезд мигрантов в Россию тормозит и нерешенная жилищная проблема, но главными остаются политические риски. Представители демократических партий прогнозируют, что националистическая риторика будет широко использоваться на грядущих думских выборах. "Решать демографическую проблему при помощи миграции надо осторожно и цивилизованно, учитывая, что мы хотим сохранить идентичность", - считает замглавы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин.

Журнал "Право и безопасность"

Демографические аспекты обеспечения национальной безопасности России

Варламов В.Ю., Министерство экономики Московской области

В статье рассмотрены проблемы численности населения Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Предложены изменения в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2020 г. Решение демографических проблем Российской Федерации должно стать первоочередной задачей федеральных, региональных и муниципальных органов.

Ключевые слова: демографические угрозы национальной безопасности; проблемы увеличения численности населения России; демографическая политика Российской Федерации.

Население (наряду с территорией и наличием государственной власти) является неотъемлемым признаком государства.

Население, его развитие и другие характеристики изучаются науками о населении, к которым относятся социология, демография, социально-экономическая география, социально-экономическая статистика. В демографии население рассматривается как совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Население составляет физическую основу общества, воспроизводство населения — физическую основу воспроизводства общества, саму возможность существования общественных отношений. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим проблемы численности населения Российской Федерации через призму национальных интересов России, с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

В России термин «население» возник в начале XIX в. при выработке в отечественной научной литературе нового понятия, соответствующего утвердившимся к тому времени в западноевропейских языках понятиям population (французский, английский и некоторые другие языки), die Bevolkerung (немецкий язык).

В настоящее время у России существует немало демографических проблем, представляющих угрозу для её национальной безопасности. Как отмечают российские демографы, «в совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства» . Как следует из материалов Википедии, по состоянию на 2009 г. потенциальный мобилизационный резерв составил в России 31 млн человек, в США - 56 млн человек, в Китае - 208 млн человек. По состоянию на 2010 г. организованный мобилизационный резерв в России составлял 20 млн человек. По наиболее вероятному прогнозу, численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 г. сократится в России в 4 раза.

Одной из опасностей для России является старение населения, т.к. известно, что страна, большинство населения которой составляют люди пожилого возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.

По мнению отечественных исследователей, переход от высокого к низкому, а с 1990-х гг. к очень низкому уровню рождаемости обусловил старение населения России: с 1959 по 2005 г. медианный возраст вырос на 10 лет и достиг 34 лет у мужчин и 40 лет у женщин, доля лиц пенсионного возраста обоих полов увеличилась с 12 до 20%, а доля детей сократилась с 31 до 17%.

При падении в начале 1990-х гг. рождаемости в стране смертность в ней, напротив, увеличилась (рис. 1).

#война #демография #россия #концепция

Автором аргументируется, что сохранение целостности территориальных границ и сохранение численности подданных является одной из важнейших составляющих стратегии, направленной на гарантированное и устойчивое развитие определенной популяции. Ключевые слова: национальная безопасность, демографическая угроза, популяция. С древних времен безопасность рассматривалась как обязательное и необходимое условие существования любого государства.

Сохранение целостности территориальных границ и сохранение численности подданных всегда являлись важнейшими элементами стратегии, направленной на гарантированное и устойчивое развитие определенной популяции. Общепринято, что термин «национальная безопасность» был введен в словесный оборот в 1947 г. после принятия в Соединенных Штатах Америки специального закона «О национальной безопасности», уже после этого практически все страны мира сформулировали собственные концепции национальной безопасности. Не обошла стороной данную тенденцию и Российская Федерация.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которая опубликована на сайте Президента Российской Федерации, выделены приоритетные стороны, посредством реализации которых осуществляется обеспечение национальных интересов. Это такие стороны как: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство .

По нашему мнению, это укрупненные блоки, которые связаны с национальной безопасностью. Все названные аспекты национальной безопасности, несомненно, важны, но хотелось бы отметить еще одну не менее важную сторону, которая не так углубленно рассматривается в «Стратегии национальной безопасности РФ» - это демографическая безопасность общества. Демографическую безопасность общества можно назвать фундаментальным направлением, которое должно рассматриваться в данной стратегии, ведь она представляет собой своеобразную платформу для всех без исключения других аспектов национальной безопасности. Ведь без сохранения человеческой популяции на определенной территории разговоры о любых других разновидностях безопасности вообще теряют смысл, и возникает угроза статусу страны. Поэтому можно сделать вывод, что демографическая безопасность объединяет все остальные аспекты национальной безопасности. Возникает вопрос: что же такое демографическая безопасность и почему угрозы, которые связаны с ней, опасны для общества? Одно из первых определений демографической безопасности дала Республика Беларусь в январе 2002 г. в Законе «О демографической безопасности Республики Беларусь».

В данном законе сказано, что демографическая безопасность - это состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами» . Если заменить «Республику Беларусь» на «государство», то данное определение можно отнести в целом к любой стране. Изменение демографической безопасности страны зависит от ряда показателей - коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции. Но наряду с демографической безопасностью стоит понятие «демографические угрозы», которое подразумевает под собой демографические явления и тенденции, последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие государства.

В Российской Федерации на данный момент существуют несколько видов демографических угроз: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи, непропорциональное размещение населения по субъектам государства, затухание сельской популяции и т. д. В доказательство наличия демографических угроз в России, необходимо рассмотреть статистические данные, которые приведены Федеральной службой государственной статистики.

По официальным данным, в России наблюдается депопуляция населения, т. е. уменьшение общей численности населения. Если сравнить 90-е гг., когда численность населения России составляла около 148,5 млн человек, и настоящее время (2016 г. 146,5 млн человек, с учетом присоединения Крыма), то нетрудно заметить, что численность населения в нашей стране идет на спад. Данное положение не спасает даже миграционный прирост, показатель которого на 2016 г. составляет 262 тыс. человек. Если говорить о рождаемости и смертности, то естественный прирост в 2015 г. составил всего 0,3 % на 1 тыс. человек, а в 2012 г. данный показатель вообще равнялся 0 % . В «Стратегии национальной безопасности РФ» сказано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества: создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни» .

Например, для стимулирования рождаемости в Российской Федерации мы можем наблюдать такие меры социальной политики как: пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; «материнский (семейный) капитал»; частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; ежемесячное пособие на ребенка в семьях с низкими доходами; «стандартные налоговые вычеты» на детей и т. д. Как мы видим, данных мер недостаточно и они малоэффективны.

Также в «Стратегии национальной безопасности РФ», выделена отдельная глава «Здравоохранение», которая связана с увеличением продолжительности жизни. В стратегии сказано, что «развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан» . Одной из стратегических целей такой политики является увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, а также увеличение численности населения. Однако не во всех странах мира существует такая проблема, как депопуляция. В Китае, например, противоположная демографическая угроза - перенаселение. Политика данного государства, наоборот, направлена на ограничение рождаемости и обязывает каждую супружескую пару заниматься планированием семьи. Их эталон - однодетная семья. У них осуществляется социальная и материальная поддержка семей с одним ребенком, а также предоставляются различные льготы. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, поздние браки и стерилизацию, как женщин, так и мужчин.

В Китае разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья - один ребенок», на них налагают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не допускают к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения, а родителей в некоторых случаях даже увольняют с работы. Еще в качестве одного примера демографической угрозы следует рассмотреть деградацию института семьи: «…с каждым годом в нашей стране растет количество человек, репродуктивное поведение которых направлено на позднее рождение ребенка» . Осенью 2016 г. нами проводилось социологическое исследование на тему «Специфика репродуктивного поведения российской молодежи в условиях современной социальной среды (на примере Иркутской области)».

В данном исследовании принимали участие 500 человек в возрасте от 17 до 34 лет. В рамках данного опроса респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к позднему рождению ребенка?». Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что современная молодежь в большинстве своем положительно относится к позднему рождению ребенка (34,2 % от общего числа полученных ответов). Если данная тенденция будет сохраняться, и первые дети будут появляться у людей после 35 лет, то произойдут демографический кризис и рост заболеваемости населения, которые приведут к снижению продолжительности жизни.

Еще одним примером деградации института семьи может служить огромное количество абортов. Возможно, молодые люди боятся взять на себя ответственность в виде ребенка, поэтому им легче от него избавится. Возможно ли улучшить демографическую ситуацию в России, переломить негативные тенденции демографического развития? По нашему мнению, это вполне выполнимая задача. Однако для ее решения требуются немедленная консолидация сил государства и общества, осознание руководителями страны и ее регионов, обществом в целом всей пагубности для будущего России сохранения негативных тенденций в современных демографических процессах.

Например, через признание государством и обществом главнейшей и оплачиваемой сферой жизнедеятельности труд женщины по рождению и воспитанию ребенка, снижения смертности и укрепления здоровья населения через пропаганду здорового образа жизни, улучшение системы здравоохранения и социальных условий, активной государственной миграционной политики по привлечению соотечественников и квалифицированных мигрантов в Россию. Выход из демографического кризиса в России и ее дальнейшее развитие возможны только при комплексном государственном подходе к управлению демографическими процессами, а именно: стимулирование роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации (на уровне 1,7-1,9 здоровых ребенка на женщину); уменьшение смертности; разработка адекватной иммиграционной политики, в основу которой должно быть заложено понимание того, что миграция - это не зло, против которого надо бороться, а благо для России; и, главное, формирование отношения к здоровой (и духовно, и физически) и благополучной человеческой жизни как самой главной ценности нашего государства.

Литература

1. Демография [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. стат. : офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 07.04.2017).

2. О демографической безопасности Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2002 г. № 80-З [Электронный ресурс] // Законодательство Беларуси. Законы Республики Беларусь: офиц. сайт. URL: http://www.tammby.narod.ru/belarus-zakon/zakon_802002.htm (дата обращения: 06.04.2017).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 06.04.2017).

4. Родак О. И. Позднее рождение ребенка как одна из особенностей репродуктивного поведения человека (на основании социологического исследования) // Cоциальнодемографические процессы в XXI в.: кризис, вызовы, стратегии безопасности: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; Служба ЗАГС Иркутской области; [науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев]. Иркутск: На Чехова, 2017. С. 306-307.

Экономические науки/15. государственное регулирование экономики

Аспирантка Станишевская Л.С.

Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», Беларусь

Концептуальные основы демографической безопасности на долгосрочную перспективу

Планирование всего народного хозяйства (производства товаров и услуг, жилищно-коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и прочего) в большой степени опирается на прогнозы будущих изменений численности и структуры населения, разрабатываемых специалистами на основе изучениятенденций демографических процессов и их причинно-следственных связей с другими общественными процессами. Поскольку общество всегда должно держать в поле своего планового воздействия столь важную составляющую социальной сферы, как демографические процессы, проблема демографической безопасности должна быть в поле нашего внимания независимо от состояния демографической ситуации. В этой связи «принципиально важной стратегической задачей является разработка программных сценариев взаимоадаптации социально-экономических и демографических структур не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу развития страны», – считают Никитенко П.Г. и Раков А.А.

В качестве подобного программного сценария развития народонаселения на долгосрочную перспективу, на наш взгляд,может выступить Стратегия демографической безопасности (далее – Стратегия), которая должна будет определить характер демографической динамики на обозримую перспективу, установить ее пороговые значения, наметить приоритеты и обосновать подходы к достижению поставленных целей, сформулировать основополагающие принципы демографической безопасности.

В числе таких принципов могут быть следующие.

Временной горизонт Стратегии должен составлять не менее 30 лет (длина одного демографического поколения), поскольку именно такого периода по оценкам специалистов достаточно для создания оптимальных пропорций таких социально-экономических структур, как профессиональная и образовательная, и некоторых других. «Даже самая энергичная политика в области рождаемости может дать статистический эффект лишь через определенный, порой весьма значительный период времени в силу специфики своего воздействия через систему мнений, особенно при формировании новых эталонов демографического поведения», – утверждает Кваша А.И. В случае реализации уже имеющихся демографических идеалов, также потребуется немалое время, поскольку практически воздействовать можно лишь на только формирующиеся мнения по демографическим вопросам, ибо сложившиеся идеалы у лиц среднего и старшего возраста почти не меняются. В качестве примера, доказывающего результативность учета долгосрочности при разработке демографической политики, может служить национальная стратегия народонаселения, проводимая китайским руководством с начала 70-х годов. В результате почти тридцатилетних усилий в Китае постепенно сформировалась система регулирования роста населения, в том числе и планового деторождения. Осуществляемая с 1970 года по настоящее время демографическая политика, направленная на ограничение числа детей, позволила снизить коэффициент рождаемости с 33 до 15 промилле, коэффициент естественного прироста – с 26 до 9 промилле. Таким образом, одним из принципов демографической безопасности должен стать учет долгосрочных тенденций развития населения .

Связи и отношения, определяющие демографические процессы, необычайно разветвлены и разносторонни. Включение демографических процессов в многообразную сеть социальных процессов и отношений позволяет дать им разнообразную интеграцию: экономическую, социальную, социально-психологическую, биологическую и др. Только в процессе комплексных исследований проблем развития народонаселения можно осветить все многообразие их связей и зависимостей, все их качества и свойства.

Вместе с тем выявить тенденции и проблемы в развитии демографических процессов и разработать пути их решения помогает системный подход, позволяющий из всей совокупности отношений, обуславливающих самовозобновление населения, выделить демографические – как системообразующие. Население, являясь открытой системой, взаимодействует с другими общественными подсистемами. Если в этом взаимодействии существует согласованность, то система находится в устойчивом состоянии, называемом демографическим равновесием. Оно определяется как равновесие между процессами рождаемости и смертности, с одной стороны, и социально-экономическими – с другой. Нарушение демографического равновесия может привести к кризисным явлениям. И тут встает вопрос о безопасности системы и необходимости разработки мер государственного регулирования социально-демографических процессов, направленных на их оптимизацию.

Выход из состояния демографического кризиса в нашей стране возможен лишь при одновременном решении задач стимулирования рождаемости и снижения смертности, сохранения жизни уже родившихся. В условиях сохранения массовой малодетности (1-2 детей в семье) каким бы низким ни был уровень смертности, от поколения к поколению численность населения будет неизбежно сокращаться, ибо на смену двум родителям в среднем будет приходить меньше двух детей. Миграционный способ решения проблем демографической динамики вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, миграционный поток в нашу страну может осуществляться главным образом за счет жителей тех государств, где сохраняется высокий прирост численности и/или большая плотность населения. Как показывает опыт зарубежных стран, активное заселение мигрантами из подобных регионов может привести к социальным и межнациональным конфликтам, а также к кардинальному изменению национального состава населения. Во-вторых, надежда на улучшение демографической динамики только за счет иммиграции будет способствовать ослаблению внимания к решению проблем оптимизации режима воспроизводства населения, и в первую очередь, повышения рождаемости. Вместе с тем, нашей стране для решения социально-экономических проблем необходима продуманная миграционная политика, направленная на привлечение желательного контингента мигрантов.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости соблюдения принципов системности и комплексности при разработке проблемы демографической безопасности.

Все меры вне зависимости от направленности воздействия должны быть концептуально согласованы между собой, поскольку могут влиять одновременно на разные стороны демографического развития.

С целью исключения создания демографической волны, принимаемые меры должны вводиться поэтапно: в первую очередь – в районах с неблагоприятной демографической ситуацией и в последнюю – районах с наилучшей демографической обстановкой.

Реализация вышеуказанных принципов предполагает разработку целей и задач демографической безопасности.

При разработке целей демографической безопасности следует исходить из того, что перед последней стоит задача не только защиты определенного существующего положения (или его совершенствования в той или иной степени), но и создания возможностей для выхода на новый, качественно более высокий уровень развития. Поскольку рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в Беларуси требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями, целью демографического развития на многие последующие десятилетия, должна выступать не только достижение стабильной численности населения, но и создание предпосылок для возобновления поколений все более высокого социального, психического и физического качества.

Один из компонентов качества населения – это здоровье людей, составляющих рассматриваемое население.

На здоровье нации негативно сказывается низкий уровень рождаемости. Согласно известному медицинскому факту – дети первой очередности рождения обладают худшими показателями здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. В связи с этим, возникают вполне обоснованные опасения, что преобладание доли первенцев среди родившихся приведет к существенному ухудшению психофизиологических характеристик населения. Кроме того, в малодетной семье нарушается эффективность механизма семейной социализации, что ведет к социальным патологиям, проявляющимся в инфантилизации общества: из массы однодетных семей происходят дети, у которых искусственно замедляется естественный процесс взросления, поскольку им с детства не о ком заботиться, все важные решения за них принимают взрослые. В результате инфантилы, как правило, очень эгоистичны и легко подпадают под культ гедонизма или насилия, становясь, таким образом, менее человечными, что ведет к обесчеловечиванию общества.

Следовательно, изменение норм детности, переход к 1-2-детной семье оказывает негативное влияние не только на динамику социально-экономических процессов, но и на качественный потенциал населения. Соответственно, целью Стратегии в отношении рождаемости должно стать ее повышение до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения.

Исходя из стратегической цели, необходимо обеспечить изменение суммарного коэффициента рождаемости от 1,21 в настоящее время в направлении уровня простого воспроизводства. Достижение этой цели должно осуществляться поэтапно, так как демографическая политика, в конечном счете, будет направлена на изменение демографического поведения людей, в частности на изменение их отношения к своему малодетному образу жизни и к общественной необходимости эффективного воспроизводства поколений. В соответствии с этим основные направления демографической политики в области рождаемости сводятся к следующему:

è регулирование условий жизни для содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

Акцентирование усилий только в этом направлении не выведет страну из демографического кризиса, поскольку не обеспечит прекращение убыли населения. Согласно демографическому прогнозу НИИ статистики Министерства статистики Республики Беларусь тенденция сокращения численности населения вследствие превышения его естественной убыли над миграционным приростом продолжится в ближайшие 15 лет. Численность населения уменьшится на 1,5 млн. чел. и составит менее 8,5 млн. чел. к 2020 году. При сохранении на неизменном уровне современных показателей рождаемости и смертности и отсутствии миграционного прироста, население страны уменьшится более чем в 2 раза к концу XXI века даже с учетом имеющегося демографического потенциала прошлых лет.

Естественная убыль это еще не обязательное сокращение численности населения, поскольку избежать этого уменьшения можно, во-первых, за счет сокращения масштабов смертности и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, во-вторых, путем формирования положительного миграционного сальдо. За счет снижения уровня смертности до сколь угодно низкого уровня исправить демографическую ситуацию невозможно, ибо как уже говорилось, на смену двум родителям в среднем будет приходить меньше двух детей. Придание же решающего значения миграционной компоненте демографической безопасности в долгосрочной перспективе может привести к возникновению проблем сохранения государственности в том виде, как оно исторически сложилось вследствие притока иммигрантов иной этнической культуры, чем белорусская. Поэтому в центре внимания при разработке Стратегии должны находиться демографические аспекты семьи, поскольку именно от успеха воздействия на тенденции рождаемости зависит эффективность борьбы с депопуляцией.

è регулирование условий жизни для повышения потребности в числе детей до уровня, позволяющего обществу избежать демографической катастрофы.

Сокращение рождаемости и распространение малодетности связано с уменьшением потребности семьи в детях в силу изменения ее функций и снижения престижа в общественном мнении. Следовательно, для повышения рождаемости недостаточно создать условия в семье для рождения третьего ребенка, необходимо, чтобы появилась потребность в нем. Подтверждением тому служат итоги пилотного исследования «Семья и рождаемость», проводившегося в феврале-апреле 2006 года и имевшего своей целью анализ системы ценностных ориентаций на семью и детей, изучение причин снижения рождаемости в зависимости от условий жизни, социального положения и состава семьи, причин распространенности абортов вместо современных методов контрацепции; отношения семей к различным мерам демографической политики в трех субъектах Российской Федерации: Нижегородской и Тверской областях, Республике Марий Эл. Р езультаты исс ледования подтвердили, что для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения недостаточно будет мер демографической политики, направленных на создание семьям условий для того, чтобы они могли иметь желаемое число детей. Необходимо искать и реализовывать пути воздействия на увеличение потребности в детях. Кстати, с этим согласились и сами респонденты, полагая, что если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав, естественно, и необходимые условия для этого.

Обычно, люди думают, что испытывают потребность в трех детях или даже в большем их числе, однако трудности не позволяют полностью реализовать эти желания. На самом деле уровень желаний не достигает рубежа простого воспроизводства, вследствие чего нормой становится малодетность. Исследования показывают, что массовая малодетность с трудом поддается воздействию, поскольку сложившиеся социальные нормы малодетности продолжают свое остаточное влияние на население в течение 30 лет даже в условиях активной демографической политики, направленной на повышение ценности семьи с тремя и более детьми. Однако это не означает необратимости процесса сокращения рождаемости, просто устранение этой негативной тенденции и повышение рождаемости происходит не так быстро, как хотелось бы.

Нормы детности, потребность в детях являются неотъемлемой частью ценностных ориентаций, системы потребностей и связаны с социально-экономическими условиями жизни, культурой, отношением к религии. Следовательно, смена господствующих норм детности возможна только при изменении образа жизни, культуры, характера цивилизации. Для этого потребуется реализация комплекса мер по формированию желательной для общества модели семьи. Задача эта сложная, и ее решение не может быть быстрым, поскольку коснется, скорее всего, 2-3 поколений. В соответствии с этим основными задачами данного направления демографической политики должны стать:

v формирование репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей;

v укрепление семьи, повышение ценности семьи с двумя и более детьми, повышение престижа материнства и отцовства; формирование благоприятных для демографического развития страны брачно-репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения.

Изучение структуры репродуктивного поведения позволяет сказать, что для формирования репродуктивного поведения, ориентированного на 2-3 детей необходимо в комплексе применять как социально-экономические, так и идеологические меры, так как никакое экономическое стимулирование само по себе не способно решить проблему низкой рождаемости, тесно связанной с системой духовно-нравственных координат и социальных ценностей. Единственная позитивная роль такого стимулирования заключается в содействии реализации имеющейся, но не реализованной до настоящего времени потребности населения в детях. По социологическим замерам эта потребность у белорусов пребывает на уровне малодетности, плавно переходящей в массовую однодетность.

Социально-экономическим стимулом формирования репродуктивного поведения, ориентированного на рождение 2-3 детей, является дифференциация мер социально-экономической поддержки семей в зависимости от числа детей и очередности рождения.

При определении масштабов экономического стимулирования изменения норм детности необходимо усиление адресной социальной поддержки особенно нуждающихся семей с детьми. Под опекой государства должны остаться только те семьи, которые по объективным причинам не способны сами обеспечить свое экономическое и социальное благополучие и нуждаются в социальной защите (матери-одиночки, многодетные семьи, семьи, потерявшие кормильца, семьи пенсионеров, инвалидов, семьи переселенцев и семьи, члены которых остались без работы). Стратегической задачей государства следует считать создание таких экономических условий, когда работающий глава семьи или оба родителя могли бы сами обеспечить своим детям достойную жизнь. Нормальная семья должна иметь возможность жить на доходы от труда и воспитывать 2-3 детей «за свой счет», ибо как говорил К.Маркс: «Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для существования не только отдельного взрослого рабочего, но и рабочей семьи. Выбрасывая всех членов рабочей семьи на рынок труда, машины распределяют стоимость рабочей силы мужчины на всю его семью. Поэтому они понижают стоимость его рабочей силы».

Рост материального благополучия должен сопровождаться формированием в обществе ответственного отношения к семье, материнству и отцовству путем применения мер идеологического (воспитательного, информационного, пропагандистского) характера. К примеру, с целью формирования потребности в большем числе детей, можно акцентировать внимание на том, что однодетность может приводить к одиночеству в будущем, как родителей, так и взрослых детей. Кроме того, по мнению социальных психологов на более полную реализацию потребности населения в детях влияют не столько семейные пособия, сколько изменение общественного климата в пользу семейности под влиянием государственных мер помощи семьям с детьми. Для людей важно не денежное вспомоществование само по себе, а возможность почувствовать внимание к себе, знать, что государство заботится о них и что-то делает для блага их детей. Ощущение, что тебя окружают вниманием и заботой составляет основу психологического воздействия.

Важное место в политике, направленной на повышение рождаемости и укрепление семьи, должна занимать подготовка детей и подростков к семейной жизни.

Значимыми направлениями укрепления семьи является психологическое консультирование молодоженов, организация семейного досуга и отдыха.

Основными задачами содействия укреплению семьи, повышению ценности престижа материнства и отцовства, формированию благоприятных для демографического развития брачно-репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения являются:

§ разъяснение действительных причин нынешних демографических тенденций, их вероятных социально-экономических, политических, культурно-исторических последствий;

§ формирование общественного мнения, благоприятствующего проведению мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости;

§ организация научной экспертизы всех государственных законопроектов с точки зрения их влияния на благосостояние и прочность брака и семьи;

§ распространение демографического образования;

§ повышение уровня освещения демографических проблем в средствах массовой информации, переориентация их на пропаганду положительных образов жизни в семье, кругу детей, родных и близких людей.

Рассмотренные направления и задачи для достижения стратегической цели демографической безопасности вряд ли могут быстро принести ощутимый результат (увеличить долю трехдетных семей). Однако без них невозможно повышение рождаемости в долгосрочной перспективе до уровня, близкого к простому воспроизводству.

Литература:

1. Никитенко П.Г., Раков А.А. Демографические проблемы социума: состояние и тенденции развития в Республике Беларусь. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 112 с.

2. Кваша, А.И. Методология управления демографическими процессами – Мн.: 1979.

3. Баженова, Е.С. Национальная стратегия в области политики народонаселения КНДР / Е.С. Баженова // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / МАКС Пресс; редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С.55–58.

4. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия// Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=19&idArt=322.

5. Белобородов, И.И. Качество или количество / И.И. Белобородов // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2) / МАКС Пресс; редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С.10–14.

6. Шахотько, Л.П. Демографические угрозы устойчивому развитию Беларуси и пути решения демографических проблем / Л.П. Шахотько // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / МАКС Пресс, редкол. В.В.Елизаров, В.Н. Архангельский. – Москва, 2005. – С. 62–70.

7. Краткие итоги пилотного обследования пилотного обследования «Семья и рождаемость» / Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа:

http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=887.

8. Архангельский, В.Н. Факторы рождаемости / В.Н. Архангельский. – Москва: ТЕИС, 2006. – 399 с.

9. Морова, А.П. Достаток в стране – достаток каждой семье / А.П. Морова // Экономика Беларуси. – 2006. – №1(6). – С. 18–25.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.23, М., 1960.

11. Антонов, А.И. О соответствии мер и средств демографической политики ее долгосрочным целям (опыт демографической экспертизы) / А.И.Антонов // Демографические исследования [Электронный ресурс]. – 2006. – №4. – Режим доступа: http :// www . demographia . ru / articles _ N / index . html ? idR =23& idArt =416.