Уголовное право как отрасль права, закона, практики при менения, наука и учебная дисциплина. Предмет уголовного права

Уголовное право как отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначение и применение наказания,устанавливает основания привлечения к уголовной ответственности и наказания, либо освобождения о неё. Уголовное право как отрасль права среди смежныж отраслей подразделяются по предмету и методу правового регулирования. Уголовное право как и другие отрасли как определеннве совокупности юридических норм и институтов отличаются не тем, что они регулируют, а как они регулируют.

Уголовный закон как источник уголовного права является единственным источником уголовного права. В нем содержатся уголовно-правовые нормы. Правоприменительные акты, обычаи, и судебный прецедент не признаются источниками уголовного права.

Практика применения уголовного права это реализация норм уголовного права, с соблюдением уголовно правовых запретов и исполнение обязывающих предписаний. В иных случаях из страха наказания.

Уголовное право как наука изучает уголовное право как одну из отраслей права, постоянно развивающаяся система знаний о преступлении и наказании. Так же изучает историю уголовного права, и зарубежных стран. Как наука уголовное право рассматривается в трудах философов, юристов. Уголовное право как наука из системы юридических наук тесно связана с конст. правом, теория государства и права, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, криминология. Уголовное право неразрывно связано с такими гуманитарными науками как философия, история, социология, логика. Особенно необходимо подчеркнуть значение логики в данном случае. Квалификация преступлений представляет собой систему логических операций в результате которых частное явление – конкретное преступление подводиться под определённую норму уголовного закона, которая по своему объёму характеризует все преступления данного характера.

Уголовное право как учебная дисциплина дает знания о преступлении и наказании, как о предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинается с изучения теории гос-ва и права, конст. права, истории гос-ва и права.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА - исходные начала, основополагающие идеи, закрепленные в уголовном законодательстве и воплощаемые в практике его применения. В действующем УК закреплены принципы: законности (ст. 3); равенства граждан перед законом (ст. 4); вины (ст. 5); справедливости (ст. 6); гуманизма (ст. 7).

Принцип законности, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые по- следствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.



Принцип равенства заключается в том, что лица, со- вершившие преступления, равны перед законом и подле- жат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с принципом вины лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма состоит в том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

13. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН - это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый высшими органами государственной власти РФ либо всенародным голо- сованием (референдумом), состоящий из норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.



Толкование уголовного закона - это уяснение содержания закона с целью его правильного применения.

Легальное толкование дается законодателем (так называемое аутентическое толкование) или уполномоченным на то органом (легальное толкование в узком смысле),

Научное толкование - профессионалами в области уголовного права.

Судебное - судом, применяющим норму УК при рассмотрении конкретного уголовного дела (так называемое казуальное толкование).

По приемам (способам) толкование бывает:

Грамматическом толковании для уяснения смысла нормы закона используются правила лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации русского языка.

Систематическое толкование предполагает сопоставление между собой норм уголовного права или других отраслей права.

Историческое толкование преследует цель выяснения причин принятия нормы, поэтому предполагает обращение к социальным, экономическим, политическим и правовым условиям принятия данной нормы.

Объему толкование бывает:

Буквальным называется толкование закона в точном соответствии с его текстом (буквой).

Расширительном толковании норме придается более широкий смысл.

Ограничительном - более узкий, чем это следует из бук- вального текста закона.

В науке существует много способов определения понятий. Наиболее универсальным является определение через "род и видовые отличия" - указание на то, до какого ближайшего более широкое, то есть родовое, понятие принадлежит означаемое и по каким признакам оно отличается от родственных видовых понятий. За такого подхода, например, сапоги можно определить как обувь (родовое понятие) с голенищами (видовые признаки, которые характеризуют специфику этого вида обуви, его отличие от других видов обуви). При этом главную роль в определении играет, во-первых, установление того, какое понятие является родовым и, во-вторых, определение существенных, необходимых и достаточных видовых признаков, совокупность которых характеризует данное понятие.

Относительно уголовного права, то определенные трудности возникают при определении ближайшего родового понятия. Это обусловлено сложностью и многоаспектностью понятия уголовного права, которое одновременно выступает как:

1) отрасль права;

2) отрасль законодательства;

3) вид правоприменения;

4) отрасль юридической науки;

5) учебная дисциплина.

Все перечисленные понятия являются родовыми относительно понятия уголовного права. Соответственно, можно определять: чем является уголовное право как отрасль права; что такое уголовное законодательство; что представляет собой правоприменительная практика в сфере уголовного права; что является наукой уголовного права; что такое уголовное право как учебная дисциплина.

При этом все аспекты понятия уголовного права объединяет их общий предмет.

Предмет уголовного права

Под предметом обычно понимают то, на что направлена творческая, практическая, познавательная деятельность. Относительно предмета права - это то, что в последнее регулируется, регламентируется, исследуется, изучается.

Предмет уголовного права выдающиеся мыслители прошлого очерчивали чрезвычайно кратко и емко - это преступление и наказание. Именно так называется одна из первых теоретических работ, в которой заложены основы современного демократического и гуманистического уголовного права - книга выдающегося итальянского гуманиста и просветителя Чезаре Беккариа "О преступления и наказания", которая вышла в свет в 1764 году. Такой же есть и название романа одного из литературных гениев - русского писателя Федора Достоевского "Преступление и наказание", впервые опубликованного в 1886 г. Подавляющее большинство современных авторов также отмечают, что уголовное право - это право, которое имеет своим предметом преступление и наказание.

Такой подход является безусловно правильным, он акцентирует внимание на том, что уголовное право ориентировано на репрессии, принуждение в отношении лиц, которые нарушают его запреты. В то же время, он недостаточен, поскольку сущность уголовного права, его назначение этим не исчерпываются. Ведь уголовное право, определяя круг запрещенных деяний и наказаний за их совершение, одновременно устанавливает и границы дозволенного, является мерилом того, насколько свободна личность в своем поведении. Все, что не подпадает под уголовно-правовой запрет - не определено в законе как преступление, - разрешено, по крайней мере с позиций этой отрасли (хотя и может составлять менее тяжкое правонарушение). Недаром еще со времен Великой французской буржуазной революции о уголовный кодекс говорили как о кодексе свободы. Кроме указанного есть еще ряд аспектов "нерепресивного" проявления уголовного права. В нем:

Устанавливаются основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности и наказания, что возможно с учетом конкретных обстоятельств дела;

Предусмотрено применение за совершение преступлений не уголовного наказания, а некоторых альтернативных мер медицинского и воспитательного характера. В современный период актуализируется вопрос о применении и других, так называемых мер безопасности, за совершение преступления;

Определяются обстоятельства, при которых деяние, содержащее отдельные признаки преступления (в частности такое, каким вызванная смерть или телесные повреждения, значительный материальный ущерб) не признается преступлением в связи с его вимушеністю или полезностью для общества. Имеется в виду причинение вреда в состоянии необходимой обороны, при задержании преступника и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что предметом уголовного права являются:

1) преступление;

2) наказание;

3) меры, альтернативные наказанию;

4) основания и условия освобождения от уголовной ответственности или от наказания за преступление;

5) обстоятельства, исключающие преступность деяния, содержащего отдельные признаки преступления.

Отмечено выше многоаспектность понятия уголовного права позволяет уточнить и развить представления о его предмете.

Предметом уголовного права как отрасли права являются нормы, которые регламентируют общественные отношения, складывающиеся в связи с существованием указанных выше феноменов. Относительно содержания и назначения этих норм и соответствующих уголовно-правовых отношений в теории существует большое разнообразие взглядов. Одни ученые считают, что уголовно-правовые нормы адресованы всем гражданам, другие - что только тем, кто нарушает закон. Высказывается и мнение, что уголовно-правовые нормы устанавливают правила поведения для компетентных государственных органов, которые уполномочены на реализацию уголовной ответственности. Подробнее эти вопросы освещены в последующих разделах этого труда.

Уголовный закон имеет своим предметом нормативно-правовой акт, регламентирующий преступление, наказание и другие указанные выше явления. Он состоит из статей, объединенных в другие структурные единицы - разделы, части. Характеристика уголовного закона будет раскрыта в одном из следующих разделов.

Предметом правоприменения в сфере уголовного права выступают правила применения статей уголовного закона, а также других нормативно-правовых актов, в которых изложены уголовно-правовые нормы, к конкретному случаю. Любой закон, в том числе и уголовный, не применяется сам по себе. Его применение осуществляется благодаря целенаправленной деятельности уполномоченных государственных органов - органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда. Такая правоприменительная (точнее - "законозастосовна") деятельность осуществляется с соблюдением специальных правил. Однако они, как правило, не регламентированы в самом законе.

Известно, что жизнь всегда богаче закона, в жизни постоянно случаются случаи, не охваченные правовыми нормами, или же наоборот, две или больше нормы в той или иной степени могут быть применены к одной ситуации. В ходе применения выявляются недостатки уголовно-правовых норм - пробелы в уголовно-правовой регламентации общественных отношений, случаи коллизии и конкуренции статей уголовного закона и статей других актов. Поэтому при применении положений уголовного закона на практике вырабатываются критерии установления содержания оценочных понятий, правила квалификации преступлений, уточняются соотношения между отдельными нормами - круг типичных случаев, охватываемых той или иной нормой, выясняется содержание определенных понятий, которые содержатся в нормах.

Практика выявляет недостатки закона. Трудности в применении норм, распространенность ошибок, устраняются вышестоящими инстанциями (изменение квалификации, вида и размера ранее назначенного наказания и т.п.), необходимость вдаваться в разъяснения по поводу применения норм свидетельствуют о ненадлежащем качестве действующего законодательства. Вместе с тем, отмеченные явления могут быть обусловлены и состоянием практики - ненадлежащей профессиональной подготовкой дознавателей, следователей, прокуроров, судей, их коррумпированностью.

Под практикой правоприменения в сфере уголовного права не следует понимать индивидуальные решения в конкретных делах - не существует практики следователя Петра или судьи Ивана. Практика - это позиции, которые формируются в течение более или менее длительного времени и отличаются стабильностью, те, которых в типичных ситуациях придерживаются преобладающее большинство работников правоприменительных органов. Таким образом, практика - это положения, которые отражают закономерности, которые выявляются в ходе массовых актов правоприменения.

Положение практики применения уголовного закона существуют в виде как негласных, так и письменных предписаний. В первой форме-это положения, которые передаются из уст в уста, от старших и более опытных работников до начинающих, распространяются среди коллег одного уровня. Несмотря на то, что прецедент в Украине формально не играет роли источника уголовного права, фактически опыт успешного "прохождение" аналогичных дел имеет значение ориентира для принятия таких же решений.

Во второй форме практика особенной части уголовного права Украины - это:

Постановления Пленума Верховного Суда Украины или Высшего специализированного суда Украины из тех или иных категорий уголовных дел;

Обобщение практики применения уголовно-правовых норм в отношении определенных категорий преступлений;

Письма, разъяснения, ответы на вопросы, поступающие в руководящие правоохранительных органов;

Методические указания по расследованию, рассмотрению отдельных категорий уголовных дел.

Указанные писаны (формализованные) и неписаные (неформализованные) источники относятся к предмету правоприменения в сфере уголовного права. Следует иметь в виду, что источники, в которых выражена позиция практики, имеют лишь рекомендательный характер, не вправе претендовать на роль акта обязательного толкования уголовного закона.

практикой Сформулированы положения, которые выдержали проверку временем, подтверждены теоретическим анализом, нередко воплощаются в законе, становятся правовыми нормами.

Предмет уголовного права как учебной дисциплины

Предмет соответствующей учебной дисциплины может быть более или менее широким в зависимости от типа учебного заведения, уровня подготовки студентов. Университетский курс уголовного права Украины предусматривает изучение:

2) практики применения уголовно-правовых норм;

3) истории уголовного права;

4) уголовного законодательства зарубежных государств;

5) проблем совершенствования статей уголовного закона и практики их применения;

6) соотношение уголовной и других видов юридической ответственности за однородные правонарушения.

Изучение курса уголовного права Украины направлено на то, чтобы познать закономерности, которые существуют в области противодействия преступности, уяснить не только решение относительно общественно опасных посягательств могут быть приняты на основании существующих норм, но и понять, почему законодатель криминализирует декриминализует определенные деяния, ориентироваться во всей системе действующих норм и правоприменительной практике, быть готовым уяснить содержание и применить законодательные новеллы. Поэтому в ходе изучения уголовного права Украины главное внимание должно уделяться вопросам социальной обусловленности уголовной ответственности за отдельные посягательства, разграничению преступлений, сравнению тех или иных институтов как в рамках украинского законодательства, так и с правом других государств, достижениям и недостаткам правоприменительной практики. Только тот юрист, который глубоко изучил теорию вопроса, легко воспринимает и ориентируется в изменениях в законодательстве, умеет реагировать на общественные потребности и одновременно сопротивляться постороннему влиянию при квалификации и назначении наказания.

Должное внимание учебной дисциплине - криминальному праву Украины - должны уделять не только те, кто связывает свое будущее с работой в правоохранительных органах или судах, но и студенты, которые планируют работать в органах государственной власти, заниматься правовым обслуживанием предпринимательства, оказанием юридической помощи отдельным гражданам и т.д. Знание положений, которые охватываются предметом этой дисциплины, поможет избежать ошибок самым, уберечь от совершения преступлений коллег, клиентов.

Предмет науки уголовного права

Наука уголовного права Украины, как и любая отрасль науки, изучающая закономерности, существующие в сфере предмета ее ведения. Предметом же науки уголовного права Украины являются главным образом те же общественные явления, составляющие предмет соответствующей учебной дисциплины. Кроме того в предмет науки входят методологические проблемы (совокупность методов, приемов научного познания явлений и процессов окружающего мира).

Но, при учебная дисциплина оперирует устоявшимися, как правило, общепризнанными положениями, то наука ориентирована на познание доселе неизвестного, на выявление ранее не познанных закономерностей, которые существуют в сфере противодействия преступлениям, в меньшей степени - на обоснование, систематизацию тех выводов и рекомендаций, которые производит практика, вытекающих из исторического и зарубежного опыта, и т.д.

Понятием уголовного права обозначают также и учебную дисциплину, которая преподается в учебных заведениях юридического профиля и изучается студентами и слушателями, обучающимися в них.

Уголовное право как учебная дисциплина - это совокупность расположенного соответствии со структурой УК учебного материала, в котором рассматриваются теоретические положения, раскрывающие содержание уголовно-правовых норм и позволяют студентам усвоить сумму знаний, необходимых для обоснованной уголовно-правовой оценки совершенного преступления в качестве лица, применяющего уголовный закон (например, следователя, адвоката, прокурора, судьи).

Учебный курс (дисциплина) уголовного права Украины состоит из курсов Общей и Особенной частей уголовного права. Сначала изучается курс Общей части уголовного права Украины, а затем, после усвоения общих положений о преступлении и наказании, изучается курс Особенной части.

Порядок и последовательность изложения вопросов Общей части уголовного права принято именовать системой курса Общей части уголовного права. Система курса Общей части уголовного права в основном определяется системой действующего уголовного законодательства. Завершается изучение этого курса знакомством с общими положениями уголовного права зарубежных стран.

Знание уголовного права является основой профессиональной деятельности для таких категорий юристов, как следователь, сотрудник оперативных служб милиции, прокурор, адвокат, судья.

Однако и для юристов, специализирующихся в трудовом, жилищном, банковском, налоговом, брачном праве и т.д., которые принимают участие в рассмотрении гражданских дел (например, по искам предприятий), знание уголовного права имеет не второстепенное значение. Практика доказывает, что иногда участники гражданских споров переступают грань дозволенного и совершают преступления. Юрисконсульту, судьи хозяйственного суда, нотариусу необходимо четко отличать гражданско-правовое правонарушение (деликт) от преступного деяния. Видеть, например, когда нарушение банковских правил перерастает в похищении имущества, действия наследников приобретают признаков преступного подлога документов и др.

Оперативные работники и следователи, которые не должном уровне усвоили положения уголовного права, могут не уделять внимания сбору доказательств, характеризующих необходимые признаки соответствующего преступления. А это приводит к неправильному применению закона оправдания подсудимого, виновного в совершении преступления, осуждение невиновного, инкриминирования лицу более тяжкого или менее тяжкого преступления по сравнению с тем, который им совершено на самом деле. Изучение уголовных дел свидетельствует, что ошибки при квалификации преступлений - самый распространенный вид ошибок в следственной и судебной практике.

Разоблачение преступления, розыск преступников и сбору доказательств совершенного преступления определяется именно признакам преступления, установленного уголовным законом. Уголовное право имеет значения базовой дисциплины для других юридических дисциплин криминального цикла - уголовного процесса, криминалистики, криминологии, оперативно-розыскной деятельности и некоторых других. Для правильного и эффективного расследования дела надо четко знать, что и кого искать, в чем и кого надо разоблачить, какие доказательства для этого надо найти и т.д. Без таких знаний правоохранительная деятельность даже при условии совершенного владения тактикой допроса, техникой осмотра места происшествия, психологией преступника и т.д может быть направлена на решение второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к признаков конкретного преступления.

Например, не обладая знаниями относительно состава преступления и расследуя дело об убийстве, следователь может не уделить должного внимания установлению и доказательства мотивов действий лица, которую задержали на месте преступления с ножом и следами крови жертвы на своей одежде. Как результат - лицо, что убила человека из хулиганских побуждений (п. 7 ч. 2 ст. 115 УК - закон за это преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненное лишение свободы), может быть осуждена за умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (ст. 116 УК наказания в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок) или даже будет оправдана как такая, которая якобы действовала в состоянии необходимой обороны.

Изучение курса Общей части уголовного права обусловливает необходимость использования (кроме учебника) УК, других нормативно-правовых актов, научно-практических комментариев УК, постановлений Пленума Верховного Суда Украины, монографий, учебных пособий, научных статей из уголовно-правовых проблем.


1. Уголовное право Украины. Общая часть: Учебник. Ю. В. Александров
2. Глава I ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА § 1. Уголовное право как отрасль законодательства
3. § 2. Уголовное право в системе права Украины
4. § 3. Уголовное право и политика государства в сфере противодействия преступности
5. § 4. Наука уголовного права
6. § 5. Уголовное право как учебная дисциплина
7. Глава II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕГО ТОЛКОВАНИЯ § 1. Понятие закона об уголовной ответственности
8. § 2. Структура закона об уголовной ответственности
9. § 3. Толкование закона об уголовной ответственности
10. Глава III ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ § 1. Действие закона об уголовной ответственности во времени
11. § 2. Действие закона об уголовной ответственности в пространстве
12. Глава IV ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ § 1. Понятие и признаки преступления
13. § 2. Криминализация общественно опасных деяний. Декриминализация деяний
14. § 3. Малозначительность деяния
15. § 4. Отличие преступлений от других правонарушений и от правомерного поведения. Совокупность преступлений и других правонарушений
16. § 5. Классификация преступлений и ее значение
17. Глава V УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ее ОСНОВАНИЕ § 1. Понятие уголовной ответственности и ее реализация
18. § 2. Основания уголовной ответственности
19. Глава VI СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ § 1. Понятие и значение состава преступления
20. § 2. Элементы состава преступления и их признаки. Обязательные и факультативные признаки состава преступления
21. § 3. Виды составов преступления
22. § 4. Состав преступления и квалификация преступления
23. Глава VII ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ § 1. Понятие объекта преступления
24. § 2. Виды объектов преступления
25. § 3. Предмет преступления
26.

Уголовное право как учебная дисциплина даёт студентам знания о преступлении и наказании как предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинается, как правило, после изучения таких юридических дисциплин как теория государства и права, конституционного права, истории государства и права, которые закладывают основы понятийного аппарата будущего юриста.

Понятие принципов уголовного права и их классификация. Система принципов уголовного права

и

Характеристика принципов, закрепленных в Уголовном кодексе РФ. Содержание и значение принципа законности. Содержание и значение принципа равенства граждан перед законом. Содержание и значение принципа вины. Содержание и значение принципа справедливости. Содержание и значение принципа гуманизма

Принципы уголовного права - это закрепленные в уголовном законодательстве и воплощаемые в правоприменительной практике основополагающие идеи, отражающие экономические, социально-политические и идеологические закономерности развития общества. В УК РФ впервые в истории российского уголовного законодательства принципы уголовного права получили свое законодательное выражение. В ст. ст. 3 - 7 УК закреплены основополагающие принципы уголовного права, которыми и надлежит неукоснительно руководствоваться как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Это законность, равенство граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма.

Принцип законности закреплен в ст. 3 УК: "1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается". Данное положение вытекает из ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, в которой сказано: "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Таким образом, в действующем уголовном законодательстве воспроизведена выдвинутая еще в XVIII в. Чезаре Беккариа классическая формула: "nullum crimen, nulla poena sine lege" (нет преступления, нет наказания без прямого указания на то в законе). Правоприменитель должен руководствоваться не духом закона, а его буквой. Принцип законности означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в пределах и размере, предусмотренных УК. Требование принципа законности заключается и в предусмотренных УК случаях освобождения лица от уголовной ответственности или от наказания. Принцип законности не допускает применения уголовного закона по аналогии, т.е. в случаях, прямо не предусмотренных уголовным законодательством.



Принцип равенства граждан перед уголовным законом конкретизирует закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип - все равны перед законом и судом. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений и т.п. Единственным критерием при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности является наличие в совершенном деянии признаков состава преступления. Принцип равенства всех перед законом, однако, не исключает неприкосновенности ряда высших должностных лиц государства: Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы (ст. 91, ч. 1 ст. 98 Конституции РФ), судей (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ), прокуроров (ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями <*>).



Принцип вины закреплен в ст. 5 УК. Этот принцип, являющийся выдающимся достижением уголовно-правовой мысли конца XVIII в., был закреплен в уголовном законодательстве цивилизованных государств. Он означает субъективное вменение и личный характер уголовной ответственности. Объективное вменение, т.е. привлечение лица к уголовной ответственности за невиновное причинение вреда, не допускается (ч. 2 ст. 5 УК). Принцип виновной ответственности последовательно закреплен в ряде международно-правовых актов, в частности во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Этот принцип закреплен и в ст. 49 Конституции РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" обращается внимание судов на то, что "при рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности" <*>.

Личный характер уголовной ответственности означает, что каждое лицо несет ответственность только за то деяние, которое само совершило.

Принцип справедливости в уголовном праве отражает сложившееся на протяжении многих десятилетий философско-этическое понимание справедливости как добродетельное и уважительное отношение людей к общечеловеческим ценностям. Еще в Дигестах Юстиниана обращалось внимание на то, что "справедливость есть неизменная и постоянная склонность к созданию права всякому". Впервые законодательное закрепление принципа справедливости получило отражение в ст. 6 УК РФ: "1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. 2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление". В теории уголовного права, как правило, понимание принципа справедливости сводится к назначению наказания <*>. Однако справедливость в уголовном праве выражается и в справедливом формировании круга преступных деяний, и в определении в законе справедливой санкции за деяние, которое им запрещается <**>. Другими словами, принцип справедливости охватывает как сферу правоприменения, так и сферу правотворчества. Применительно к сфере правотворчества данное положение должно выражаться в том, что санкции за преступления большой общественной опасности должны быть суровее санкций за менее опасные преступления. Так, санкция за убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК) более суровая, чем за простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК). В правоприменении принцип справедливости проявляется в соразмерности назначаемого виновному наказания тяжести совершенного преступления. Согласно ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Цель справедливости наказания достигается при помощи его индивидуализации. Индивидуализация наказания осуществляется с учетом тяжести совершенного преступления отягчающих и смягчающих обстоятельств и личности виновного. Принцип справедливости проявляется и в том, что за неоконченное преступление (приготовление и покушение) назначается согласно ст. 66 УК менее суровое наказание, чем за оконченное преступление. Справедливость заключается и в законодательном закреплении положения о назначении при наличии исключительных обстоятельств более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление законом (ст. 64 УК). Справедливость - это философско-этическая категория. Проблема справедливости на протяжении многих столетий волновала умы философов, писателей, религиоведов и юристов. Принцип справедливости проявляет себя и в признании преступлениями со смягчающими обстоятельствами тех преступных деяний, которые совершены при превышении пределов необходимой обороны или превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 и ст. 114 УК), либо в состоянии аффекта, обусловленного неправомерными или аморальными действиями потерпевшего (ст. ст. 107, 113 УК). В ч. 2 ст. 6 УК воспроизводится конституционный принцип справедливости, закрепленный в ч. 1 ст. 50 Конституции РФ: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Следовательно, лицо, понесшее уголовное наказание за границей, не может быть повторно осуждено на территории России, даже если оно является гражданином Российской Федерации.

Принцип гуманизма исходит прежде всего из того, что человеческая личность является высшей социальной ценностью. Данное положение закреплено в ст. 2 Конституции РФ. А в ст. 21 Конституции говорится о том, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В уголовном законодательстве данный принцип проявляется во всесторонней охране личности, ее прав и интересов от преступных посягательств. Принцип гуманизма проявляется в двух аспектах. Охраняя личность, общество и государство от преступных посягательств, уголовный закон устанавливает наиболее строгие наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, за организацию преступных группировок, за совершение преступлений при опасном и особо опасном рецидиве и т.д. Принцип гуманизма пронизывает нормы УК, предусматривающие ответственность за посягательство на беременных женщин, несовершеннолетних, лиц, находящихся в беспомощном состоянии, за преступления, совершенные общеопасным способом (п. п. "в", "г", "е" ч. 2 ст. 105; п. п. "б", "в" ч. 2 ст. 111; п. "в" ч. 2 ст. 112 и др. УК). Другой аспект принципа гуманизма связан с защитой прав и интересов лица, совершившего преступление. Наказывая виновного, государство не мстит ему за совершенное преступление, а преследует цель восстановления социальной справедливости и решает задачи общей и специальной превенции. Уголовный закон не ставит перед собой цели причинения физических страданий или уничтожения человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). А в соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".

Гуманизм отечественного уголовного законодательства проявляется в дифференцировании ответственности, в фактическом неприменении смертной казни, ограничении применения пожизненного лишения свободы, в предоставлении суду возможности признавать смягчающими обстоятельства, не предусмотренные в ст. 61 УК. Гуманизм проявляется в предоставлении суду права назначать и более мягкое наказание, чем то, которое предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК), в возможности применения условного осуждения (ст. 73 УК). Принципом гуманизма пронизаны нормы об освобождении от уголовной ответственности и нормы об освобождении от наказания (ст. ст. 75 - 83 УК); нормы об амнистии, помиловании, снятии и погашении судимости.

Гуманизм уголовного закона особенно наглядно проявляется в отношении несовершеннолетних. Это выражается в законодательном ограничении перечня видов наказания, применяемых к несовершеннолетним преступникам, в возможности применения к ним вместо наказания принудительных мер воспитательного воздействия.

10.Роль принципов в реализации задач уголовного права.

Уголовное право – это наука, изучающая уголовное право как одну из отраслей права и представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний о преступлении и наказании.

Наука уголовного права изучает так же историю уголовного права и уголовное право зарубежных стран.

Наука уголовного права в собственном ее смысле и современном понимании возникает на рубеже 18 и 19 веков. В древнем мире отдельные вопросы уголовного права рассматривались в трудах отдельных философов и юристов, но специальных исследований, посвященных уголовному праву не было. Так, например, в трудах знаменитого греческого философа Платона содержатся отдельные мысли о сущности и целях наказания, о предупредительном воздействии законов, о мотивах преступления и т. п. Аналогичное можно сказать и об уголовно-правовых идеях Аристотеля. Много интересных соображений о преступлении и наказании содержится в трудах выдающегося римского юриста Цицерона, историка Тациана, философа Сенеки, поэтов Виргилия Платва, Луцилия, Овидия и др. Ряд отрывков, из не дошедших до нас трудов римских юристов Павла, Ульпиана и Модестина были включены в книги 47 и 48 Дигест Юстиниана. В качестве учебных пособий в те далекие времена использовалась книга 4 Институций Юстиниана и книга 3 Институций Гая. В средние века, с возникновением в 12 веке в Италии Болонского университета уголовное право преподавалось, но не в качестве самостоятельной научной дисциплины, а как составная часть канонического и римского права. Толкованием уголовно-правовых норм занимались глоссаторы, которые не разрабатывали, а лишь комментировали нормы канонического и римского права. Вообще уголовное право средневековья находилось в полной зависимости от церкви. Глоссаторы давали в обобщенной форме ранее высказанные мнения по тому или иному вопросу уголовного права, а также разъясняли основные положения обычного права. Коментаторское постижение вопросов уголовного права обусловило его в самостоятельную учебную дисциплину, а в самом начале 15 века в Венеции выходит книга Альберта Гиндина «Трактат о преступлениях», представляющий собой рассуждения о природе некоторых преступлений в уголовном судопроизводстве. В этой книге содержится и изложение отдельных вопросов общей части уголовного права: умысел, неосторожность, покушение. Глоссаторское направление просуществовало до середины 18 века. Среди многочисленных представителей глоссаторского направления, особого внимания заслуживают трактаты в области уголовного права итальянца Фаринауци и немцев Карпцова и Берлиха. Заслуга этих авторов состоит в том, что хотя они не разработали систематических основ науки уголовного права, но рассматривали многие вопросы общей части уголовного права применительно к конкретным случаям судебной практики. Карпцов до середины 18 века считался крупнейшим авторитетом и отцом немецкой науки уголовного права. К трудам по уголовному праву указанного периода следует так же отнести, так называемые консультативные заключения юридических факультетов 17 века в Германии, игравших большую практическую роль, особенно в виде публиковавшихся сборников решений. Наибольшую научную ценность представляют заключения Тюбингенского университета.

Глоссаторская юриспруденция оказала определенной влияние на уголовное законодательство Священной Римской империи, в частности на такой важнейший в 16 веке законодательный акт, содержащий вопросы уголовного права и уголовного судопроизводства, как Каролина (принят в 1532г.). Заслуга глоссаторов в области развития науки уголовного права заключалась в том, что они в значительной степени и с большей широтой, чем римские юристы, разработали вопросы как общей, так и особенной части уголовного права; такие как состав преступления, покушение, умысел и неосторожность, случай, возраст уголовной ответственности и влияние на нее душевных болезней, опьянения, виды наказаний и виды конкретных преступлений. Этим они содействовали дальнейшему развитию науки уголовного права.

На рубеже 17 и 18 веков, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки. Связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений, именуемое «просвещением». Эпоха Просвещения пробудила уголовно-правовую мысль, направленную на коренные преобразования в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства и опирающуюся на требования разума, гуманности и новые политические идеалы. Выдающиеся философы и юристы: Локк, Руссо, Монтескье, Вольтер, Пуффендорф, Томазий, Вольф и др., опираясь на идеи естественного права, выдвигали уголовно-правовые требования диктуемые разумной природой человека. Так, например, выдающийся английский философ Джон Локк к прирожденным и естественным правам человека относил свободу и равенство. «Обиды и преступления, - писал он, - равны, совершаются ли они носителем короны или каким - либо незначительным крестьянином». Звание преступника и число его приближенных не означает различия не означает различия в преступлении, если только не отягощает его». Локк требовал, также пропорциональности между тяжестью наказания и тяжестью преступления, которое впоследствии было развито Ч. Беккария. Локк обращал внимание на то, сто еще в естественном состоянии один человек может наказать другого не произвольно, «а воздать ему так, как это диктует спокойный разум и совесть, пропорционально его поступку». Этот же принцип он распространял на отношения между людьми в государстве. Локк также утверждал, что только закон может быть мерилом правильного и дурного и только из закона каждый может знать, что ему полагается. Другими словами, сам закон определяет, что является преступным и какие наказания можно к преступнику применять. Важной задачей уголовного закона по мнению Локка должна являться защита частной собственности. Во Франции этого периода передовые уголовно-правовые идеи выдвигались в трудах Монтескье, Вольтера, Бриссо и Беккария. Основные уголовно-правовые идеи Монтескье, основоположника просветительно-гуманистического направления в уголовном праве, высказаны в его знаменитой книге «О духе законов» (1748г.) и могут быть сведены к следующим основным принципам: наказание должно соответствовать природе преступления; наказание в своих размерах не должно превосходить требования необходимости. В последнем положении содержится зародыш принципа экономии репрессии. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве в наиболее отчетливой и завершенной форме было выражено в знаменитой книге Ч. Беккария «О преступлении и наказании». Идеи просветительно-гуманистического направления легли в основу европейских уголовно-правовых систем, в частности, были отражены в французском уголовном кодексе 1810 г. Все реформирование уголовного законодательства первых трех четвертей 19 века проходило под эгидой классического направления в уголовном праве, ярчайшими представителями, которого являлись А. Фейербах, Г. Штюбель, К. Грольман. Классическое направление в уголовном праве акцентировало внимание на преступлении и наказании в отрыве этих явлений от самой социальной действительности. Во второй половине 19 века появляется антропологическое направление, подвергшее жестким атакам классиков. Представители этого направления обратили серьезное внимание на необходимость изучения личности преступника и причин преступности. В трудах представителей этого направления Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Ф. Лист, Г. Тард, Принс и др. развивались идеи, сочетающие положительные моменты с отрицательными.

В России наука уголовного права возникла в начале 19 века, но бурно стала развиваться в 60-е годы, в условиях пореформенной России. Подавляющее большинство отечественных криминалистов А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, П.П. Пустороелев придерживались идей классического направления в уголовном праве. И.Я. Фойницкий, С.В. Познанцев сочетали идеи классического направления с социологическим, Д.И. Дриль придерживался взглядов антропологов и социологов. Видными представителями социологического направления были М.Н. Гернет и А.А. Пионтковский .

Одним из самых видных российских учёных в области науки уголовного права является В.Н. Кудрявцев. Он является признанным авторитетом в таком направлении науки уголовного права как теория квалификации преступлений.

Как было отмечено выше развитие уголовного права как самостоятельной науки приходится на 18 век, что было обусловлено потребностями буржуазного общества. Она начала своё развитие, выделившись наряду с другими юридическими науками из науки всех наук – философии, из которой в то же время выделялись такие науки как социология, политология и т.д. Поэтому взаимосвязь науки уголовного права с другими юридическими и гуманитарными науками обусловлена исторически.

Уголовное право как наука входит в общую систему юридических наук и тесно связана с такими науками как конституционное право, теория государства и права, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, криминология.

Уголовное право неразрывно связано с такими гуманитарными науками как философия, история, социология, логика. Особенно необходимо подчеркнуть значение логики в данном случае. Квалификация преступлений представляет собой систему логических операций в результате которых частное явление – конкретное преступление подводиться под определённую норму уголовного закона, которая по своему объёму характеризует все преступления данного характера.

Уголовное право как учебная дисциплина даёт студентам знания о преступлении и наказании как предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки уголовного права начинается, как правило, после изучения таких юридических дисциплин как теория государства и права, конституционного права, истории государства и права, которые закладывают основы понятийного аппарата будущего юриста.

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999г.

Всеобщая история государства и права. Под ред. З.С. Черниловского М. 1999 г.


Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра М. 1999