Промежуточный эвакуационный пункт. Эвакуационные органы (постоянно действующие, создаваемые в угрожаемый период)


Организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы и органы управления по делам ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационная комиссия – это основной орган, создаваемый во всех субъектах РФ, органах местного самоуправления и объектах экономики.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования (области, района, города). Он является заместителем председателя комиссии по ЧС. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников военных гарнизонов и военных комиссариатов.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, организации, учреждения. В состав объектовой эвакуационной комиссии входят начальники основных отделов (служб), начальники цехов или их заместители.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

организация и планирование эвакуации на своем уровне и в под­ведомственных звеньях;

организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием, подго­товкой и поддержанием готовности эвакуационных органов.

Эвакоприемные комиссии создаются для организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон ЧС. Комиссии формируются при органах исполнительной власти (местного самоуправления). В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, учреждений, сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от форм собственности.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с органами управления по делам ГОЧС.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуированного населения. СЭП размещаются вблизи железнодорожных и автобусных станций, морских и речных портов (пристаней), маршрутов пешей эвакуации и других мест, обеспечивающих сбор людей.

Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения, а для временного размещения населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один эшелон, судно, колонну.

СЭП обеспечивается прямой связью с городскими, районными и объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

При экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из зон ЧС сборные эвакуационные пункты могут не развертываться. Их задачу в этих случаях выполняют оперативные группы (ОГ), за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (район, поселок, ЖЭК, ДЭЗ и др.).

На оперативные группы возлагаются задачи:

· оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);

· распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

· контроль за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов;

· организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуированного населения и предназначены для его встречи и отправки в места последующего размещения. Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы, другие административные и общественные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время – возможность обогрева. В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

При эвакуации в случае аварии на радиационно и химически опасном объекте создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны возможного радиоактивного загрязнения (химического заражения) и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, медицинскую помощь, санитарную обработку и отправку населения к местам временного размещения. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви.

На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

При эвакуации населения в пешем порядке для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов исполнительной власти из числа, как правило, ответственных работников дорожных организаций. Для вывода (вывоза) населения назначаются маршруты эвакуации, которые нумеруются. При возможности маршруты эвакуации не должны совпадать с маршрутами движения формирований РСЧС и подвоза материально-технических средств.

Основной обязанностью начальника маршрута эвакуации является обеспечение беспрепятственного прохождения колонн, поддержание организованности и установленного порядка. Начальник маршрута обеспечивается средствами связи. Также в его распоряжение могут передаваться средства инженерного обеспечения движения (бульдозеры, экскаваторы и др.). На маршрутах эвакуации организуется комендантская служба и служба регулирования движения. К решению данной задачи широко привлекаются органы МВД РФ.

Занятие 2. Планирование и обеспечение эвакуации

Планирование эвакуации

Планирование эвакуации проводится в период заблаговременной подготовки на основе прогноза возможных ЧС, их масштабов и последствий. За основу берется наиболее неблагоприятный вариант развития ситуации применительно к каждому потенциально опасному объекту и ЧС природного характера.

Планирование эвакуационных мероприятий осуществляет эвакокомиссия.

Эвакуационные комиссии в ходе заблаговременной подготовки разрабатывают План эвакуации, который является составной частью (разделом) Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При этом он разрабатывается на правах самостоятельного документа. План эвакуации разрабатывается на всех уровнях и является основным планирующим документом, определяющим порядок, последовательность и сроки эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.

К разработке Плана эвакуации привлекаются должностные лица управлений (отделов) ГОЧС, органов исполнительной власти, организаций и предприятий.

Планирование эвакуации осуществляется на основе тщательного прогноза и оценки возможной обстановки. В ходе оценки обстановки опреде­ляются:

источники (потенциально опасные объекты) ЧС техногенного характера в регионе (районе) и мас­штабы возможных ЧС, вызванных этими источниками, прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкретных ЧС;

виды стихийных бедствий, которые могут возникнуть на территории региона, их мас­штабы, последствия и прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкрет­ных ЧС природного характера;

численность населения, проживающего в опасных зонах и подлежащее эвакуации;

расчет сил и средств, необходимых для проведения эвакомероприятий при всех возможных вариантах развития чрезвычайных ситуаций;

порядок организации и проведения эвакомероприятий;

районы (места) для временного размещения, а при необходимости и для дли­тельного проживания эвакуируемого населения;

порядок обеспечения эвакомероприятий.

При разработке плана эвакуации члены комиссии руководствуются принципом необходимой достаточности и максимально возможного использования всех имеющихся сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств по проведению и обеспечению эвакуации населения предусматривается привлечение в установленном порядке сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, органов военного командования и других структур.

Для планирования эвакомероприятий из зон возможных чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера необходимо знать основные показатели:

удаление и потенциальную вместимость населенных пунктов, других учреждений и организаций по приему и размещению эвакуируемого населения;

наличие и возможности транспортных средств (по видам) и состояние дорожно-транспортной сети (маршрутов эвакуации);

наличие эвакоорганов и их готовность к проведению эвакуационных мероприя­тий;

возможности имеющихся сил и средств по всестороннему обеспечению эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

порядок взаимодействия с органами военного командования и другими органами исполнительной власти при подготовке и про­ведении эвакомероприятий.

Основу общего замысла Плана эвакуации составляют вопросы: численность эвакуируемых и последовательность их эвакуации, вид и количество транспортных средств, районы размещения людей и маршруты эвакуации, эвакуационные органы, их состав и места расположения.

План эвакуации разрабатывается текстуально. В нем отражаются следующие основные вопросы:

порядок оповещения населения о начале эвакуации;

численность эваконаселения с разбивкой по категориям;

виды, порядок и сроки эвакуации населения;

количество населенных пунктов, предприятий, организаций, подлежащих эвакуации;

районы размещения населения и их возможности по размещению эвакуируемого населения;

расчет количества транспортных средств и их распределение;

маршруты эвакуации, организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движе­ния на маршрутах эвакуации;

расчет количества и места расположения сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки;

мероприятия по подготовке районов эвакуации, пунктов посадки;

порядок вывоза материальных и культурных ценностей;

организация размещения эвакуированных в местах эвакуации и первоочередного жизне­обеспечения;

порядок проведения санитарно-противоэпидемических и медицинских мероприятий;

организация управления эвакуацией, другие вопросы.

В целях детализации ряда положений к Плану эвакуации разрабатывается ряд приложений в виде карт, схем, графиков и расчётов. Основным из них является расчёт на проведение мероприятий по эвакуации. В данном документе излагается расчет населения, подлежащего эвакуации; распределение эвакуируемых по способам эвакуации; расчёт транспорта и его распределение по организациями, учреждениям, населенным пунктам для эвакуации населения.

В безопасных районах эвакуационные комиссии при участии органов управления по делам ГОЧС, а также органов исполнительной власти (местного самоуправления), руководства организаций и учреждений разрабатывают план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, который также оформляется в виде раздела Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакоорганы, которые создаются решениями соответствующих руководителей ГО.

Заблаговременно формируются:

ü эвакуационные комиссии (ЭК);

ü сборные эвакуационные пункты (СЭП);

ü промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

ü эвакоприемные комиссии (ЭПК);

ü приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

ü оперативные группы (ОГ).

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляют заместители руководителей ГО местного самоуправления, а объектовые ЭК – заместители руководителей ГО объектов экономики. В них включают лиц руководящего состава администраций, органов транспортных, народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Военнообязанные (имеющие мобилизационные предписания) в эвакоорганы не назначаются.

В эвакокомиссиях объектов экономики создаются группы оповещения и связи, учета и информации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, старших по автомобильным и пешим колоннам. Численность и состав ЭК определяются руководителями ГО с учетом количества подведомственных объектов и эвакуируемых.

Основные задачи эвакуационной комиссии

Разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях; оргниизация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; комплектование и подготовка эвакоорганов; подготовки и проведения эвакомероприятий.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) формируются на базе одного объекта экономики. Они осуществляют сбор и учет эвакуируемых, их отправку в загородную зону. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения, вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый из них обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктами посадки и исходным пунктами (при пешей эвакуации) с загородной зоной. Ему присваивается номер, и за ним закрепляются транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и предприятия, рабочие и служащие которых с членами семей, как и остальное население, будет через него эвакуироваться. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

В соответствии с этим определяется и количество выделяемых для эвакуации транспортных средств.

Основные задачи сборного эвакуационного пункта

Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанными к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации; информирование их о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону; контроль за своевременной подачей транспорта; организацией отправки людей, ведение учета вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешком населения; предоставление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района); оказание необходимой мед.помощи людям на СЭП; обеспечение общественного порядка и укрытие населения в защитных сооружениях по сигналам ГО.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ)

ППЭ создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, близи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения в загородной зоне. Если требуется, на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Основные задачи промежуточного пункта эвакуации

Встреча и временное размещение прибывших в населенные пункты; согласование с эвакоприемными комиссиями районов в загородной зоны графиков движения транспорта; организация отправки людей в конечные пункты размещения; оказание им медицинской помощи; поддержание общественного порядка; своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени и количестве прибывшего населения и об отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов эвакуации и группы управления.

В группу управления входят представители отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны по территориям которых он проходит. В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа делится на звенья (отделения): связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медпомощи, обеспечения и регулирования движения.

Основные задачи группы управления

Основными задачами являются: организация движения пеших колонн; подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии; регулирование движения и организация охраны общественного порядка; ведение радиационной, химической и инженерной разведки в пути следования; оказание медпомощи нуждающимся. Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медбригады на санитарных автомобилях.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на их исходных пунктах и выполняют свои задачи методом патрулирования.

Эвакоприемные комисии (ЭПК)

Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируются районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации. В ее состав включают начальников отделов и служб администрации района (города) или их заместителей, представителей ОВД и других работников, связанных с приемом, размещением и обеспечением эвакуируемых. В такой комиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Основные задачи эвакоприемной комиссии

Задачи: организация приема и размещения эвакуируемых, их первоочередного жизнеобеспечения и защиты; уточнения количества прибывших, порядка подачи транспорта; поддерживания постоянной связи с эвакокомиссией города, получение от нее информации об отправке населения из города; изменение сроков прибытия транспорта с эвакуируемыми, пеших колонн и других изменениях; информирование подчиненных эвакоорганов, а также организаций, выполняющих задачи по обеспечению эвакомероприятий; оценка санитарно-эпидемической, радиационной и химической обстановки на территории своего населенного пункта и внесение необходимых изменений в план размещения горожан; сбор и обобщение данных об их приеме и размещении; доклад об этом начальнику ГО района и вышестоящей эвакокомиссии.

Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления создаются по аналогичной схеме. Они имеют в своем составе группы учета, приема и размещения, отправки, первоочередного жизнеобеспечения и защиты эвакуируемых.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

ПЭП предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Располагаются они вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных административных зданиях. В структуру входят: группы встречи, приема и размещения горожан, учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка, а также стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендантская служба.

Основные задачи ПЭП

"Встреча прибывающих из города автоколонн и обеспечивание высадки людей совместно с администрацией пункта высадки; организация (при необходимости) временного размещения эвакуированных в ближайшем населенном пункте; отправка их в пункты постоянного размещения во взаимодействии с автотранспортной службой района; доклады эвакоприемной комиссии района о времени прибытия и количестве горожан и об их отправке; оказание медпомощи нуждающимся; поддержание общественного порядка; укрытие людей по сигналам ГО.

При локальных военных конфликтах требуется, как правило, ускорить вывоз населения из пунктов приграничной зоны (40 км.). Задачи по организации мероприятий в этом случае возлагаются на оперативные группы. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов управления ГОЧС, соответствующих эвакоорганов. В их состав входит подраз­деления оповещения населения, его учета и регистрации, транспорт­ные, охраны, общественного порядка, размещения людей, посты орга­низации общественного питания, обеспечение предметами первой необходимости и медицинские.

Задачи оперативной группы (ОГ)

Оповещение, сбор, учет и посадка эвакуируемого населения на транспорт; формирование колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам; контроль за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления о ходе работ; задержание общественного порядка на всех этапах эвакуации, формируются также администрации пунктов посадки (высадки). В них включаются в основном представители транспортных организаций и ведомств.

Задачи таких пунктов: обеспечение своевременной подачи транспортных средств; организация посадки (высадки) людей; контроль за обеспечением охраны общественного порядка и медпомощи; учет отправки (прибытия) транспорта и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

Личный состав эвакоорганов должен заблаговременно проходить плановую подготовку в УМЦ ГО ЧС РК, объектах экономики, совершенствовать необходимые практические навыки во время учета и штабных тренировок.

Эвакуационные органы – это система специально создаваемых нештатных органов, на которые возлагаются планирование, организация и проведение эвакуации (эвакуационных мероприятий). К Э.о. относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), пункты управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения. Эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление ГО, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

  • планирование эвакуации на соответствующем уровне;
  • осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;
  • организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

СЭП создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Они располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом. К СЭП прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот СЭП. За СЭП закрепляются:

  • ближайшие защитные сооружения ГО;
  • медицинское учреждение;
  • организации жилищно-коммунального хозяйства.

ППЭ создаются в целях:

  • кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи ж.-д., автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;
  • перерегистрации и проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуируемого населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют:

  • организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
  • ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
  • оказание медицинской помощи в пути следования;
  • организацию охраны общественного порядка.

Эвакоприемные комиссии создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

  • планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;
  • организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;
  • организации и контроля обеспечения эвакуации;
  • учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

ПЭП создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На ПЭП (при необходимости) оборудуются простейшие укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт. Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

  • обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);
  • организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;
  • организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей. Работники Э.о. заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по ГОЧС, на курсах ГО, на учениях и тренировках по ГО. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

· эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

· эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

· сборные эвакуационные пункты (СЭП);

· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

· промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

· группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

· оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

· администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

СЭП размещаются в местах, обеспечивающих условия для сбора людей.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

Задачи оперативных групп:

· оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

· распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

· осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

· организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

· организация и отправка пеших колонн;

· поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

· подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

· ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

· оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

· организация охраны общественного порядка.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

· планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

· подготовку личного состава эвакуационных органов;

· подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

· контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

· оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

· контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

· подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

Планирование эвакомероприятий

Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных образований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО. Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны. В районах загородной зоны эвакоприемные комиссий органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

· выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;

· совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);

· выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

· обеспечения ведения всех видов разведки;

· выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно- противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

· возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

· согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.

Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам :

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:

3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, указываются:

· порядок оповещения населения о начале эвакуации: численность эваконаселения с разбивкой по категориям; районы размещения эваконаселения в загородной зоне; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) населения из кятегорированных городов;

· организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;

· организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;

· организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуация;

· порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;

· санитарно-противоэпидемиологические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

· руководство проведением эвакуации населения;

· организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.

Основные задачи эвакокомиссии объекта:
1. В мирное время:

  • разработка совместно со штабом ГО объекта, службами ГО, органами управления ГОЧС и ежегодное уточнение плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей, обеспечение эвакомероприятий;
  • разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района размещения в загородной зоне, подготовка поквартирной схемы размещения рабочих, служащих и членов их семей;
  • подготовка предложений начальнику ГО объекта о составе администрации СЭП, назначении начальников эвакуационных эшелонов, старших автомобильных и пеших колонн;
  • подготовка личного состава СЭП, начальников эвакоэшелонов, старших автомобильных и пеших колонн к работе по предназначению.

2. При переводе ГО с мирного на военное положение:


Похожая информация.


Для подготовки и проведения эвакуации привлекаются органы по делам ГОЧС, эвакуационные органы, органы военного командования, министерства, ведомства, объекты экономики, коммерческие организации. Непосредственное планирование, организация и проведение эвакуации населения возлагается на эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (ЭК), эвакоприемные комиссии (ЭПК), сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), оперативные группы по вывозу эваконаселения (ОГ), группы управления на маршрутах эвакуации; администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии бывают территориальные и объектовые. Территориальные ЭК и ЭПК работают под руководством заместителей начальников ГО местного самоуправления, а объектовые – заместителей начальников ГО объектов экономики. Основные задачи эвакокомиссии: разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях; организация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; комплектование и подготовка эвакоорганов; подготовка и проведение эвакомероприятий. Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируется районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП)предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакоколонн и эшелонов и их своевременной отправки по назначению, а также для обеспечения общественного порядка и укрытия населения в защитных сооружениях по сигналам ГО. СЭП следует размещать вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней и в других местах, обеспечивающих условия для сбора и отправки людей. Для их размещения используются общественные здания и сооружения. Каждому СЭП присваивается свой номер. К нему приписываются объекты, домоуправления и т.п. с общей численностью эвакуируемых до 4-6 тысяч человек в смену. Администрация СЭП назначается решением соответствующих исполнительных органов, а на объекте – приказом его руководителя.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).Создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, вблизи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются в инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения. Если требуется, то на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП)предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Они располагаются вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных и административных зданиях. В структуру ПЭП входят следующие группы: встречи, приема и размещения, регистрации и учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка; а также стол справок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комендантская служба.

Группы управленияпредназначаются для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования. Они назначаются решением администрации города (района). В группу управления входят представители МВД, ГОиЧС, отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту пешим порядком, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых они проходят.

Оперативные группысоздаются, как правило, при локальных военных конфликтах и необходимости скорейшего вывоза населения из пунктов приграничной зоны. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов МВД и ГОЧС. В их состав входят следующие подразделения: оповещения, учета и регистрации населения, транспортные, охраны общественного порядка, размещения людей, посты организации общественного питания, обеспечения предметами первой необходимости и медицинские.

Администрация пунктов посадки (высадки).В них включаются в основном представители транспортных органов. Задачи таких пунктов: обеспечение своевременной подачи транспортных средств, организация посадки (высадки) людей, контроль за обеспечением охраны общественного порядка и медицинской помощи, учет отправки (прибытия) транспортов и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

3.3. Понятие о планировании и обеспечении эвакуации

Планирование эвакомероприятий организуют эвакокомиссии органов исполнительной власти, отраслей и объектов экономики совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО объектов заблаговременно, еще в мирное время. Планы эвакуации оформляются в виде самостоятельных разделов плана ГО и согласовываются с планами по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. Планы эвакуации согласовываются также с планами приема и размещения эвакуируемого населения, подготавливаемыми эвакоприемными комиссиями.

Для определения очередности эвакуации граждан и более четкого планирования, проведения и размещения все эвакуируемые делятся на три группы. ПЕРВАЯ – рабочие и служащие, продолжающие производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающие их жизнедеятельность. ВТОРАЯ (трудоспособное население) – рабочие и служащие, прекращающие в особых условиях трудовую деятельность или переносящие ее в загородную зону. ТРЕТЬЯ – остальное население, основная часть которого может быть вывезена еще до начала общих эвакомероприятий. При планировании, подготовке и проведении эвакуации предусматриваются и заблаговременно прорабатываются все виды обеспечения.

Оповещение. Органы управления ГОЧС города (района), а также руководство отраслей экономики оповещают руководителей объектов по своим ведомственным каналам связи. Население же получает сообщения об эвакуации, обстановке и о порядке действий с помощью средств местного вещания. После получения сообщения об эвакуации, эвакуируемые берут с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в загородной зоне, но не более 50 кг на одного взрослого человека, а также продукты питания на 2-3 суток. Затем самостоятельно, на городском транспорте, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на СЭП.

Транспортное обеспечение включает подготовку, распределение и эксплуатацию транспорта, предназначенного для эвакоперевозок. Его осуществляют органы министерств транспорта и путей сообщения, ведомств, организаций и учреждений, имеющих транспорт. Кроме того, заключаются соглашенияобязательства с владельцами личного транспорта на участие в эвакомероприятиях и на его материальное обеспечение. Примерные нормы вместимости транспортных средств при эвакоперевозках населения приведены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2 Примерные нормы вместимости транспортных средств при выполнении эвакуационных перевозок населения

1. Железнодорожный транспорт
Наименование и тип транспортных средств Вместимость, чел.
Пассажирские цельнометал. вагоны открытого типа
Пассажирские цельнометал. купейные и мягкие вагоны
Вагоны электропоездов и дизельпоездов
Грузовые крытые, почтовые и почтово-багажные вагоны 2. Автомобильный транспорт
Автобусы РАФ, УАЗ, ГАЗель (особо малые) 10-12
Автобусы малые типов ПАЗ, КАВЗ
Автобусы средние типов ЛАЗ, ЛИАЗ 45-50
Автобусы большие (Икарус-180, 280) до 140
Грузовые а/м грузоподемкости 2-5т (ГАЗ-53, ЗИЛ-130)
Грузовые а/м грузоподемкости 5-8т (МАЗ-200, 500, УРАЛ)
Грузовые а/м грузоподемкости более 8т (КРАЗ, КАМАЗ) 3. Водный транспорт (речной)
Пассажирские суда типа «Ленин»
Пассажирские суда типа «Москва»
Пассажирские суда типа «Россия»
Пассажирские суда типов «Метеор» («Ракета») соответственно 150 (70)
Грузовые самоходные суда типов «Волго-Дон» (Балтий- 2200 (1000)

Примечание. Нормы вместимости судов определены из потребностей площади 1 кв.м на человека с учетом использования полезных площадей трюмов, твиндеков, палуб.

Медицинское обеспечениеосуществляется по территориальнопроизводственному принципу и включает своевременное оказание медицинской помощи на всех этапах эвакуации и в загородной зоне, санитарнопрофилактические мероприятия.

Обеспечение безопасности движения и охраны общественного порядкавозлагается на органы внутренних дел, закрепленные за соответствующей территорией, и формирования служб ГО.

Инженерное обеспечениеосуществляют органы Минстроя РФ и другие строительные организации независимо от форм собственности, а также инженерные службы ГО. Оно включает оборудование убежищ и укрытий, мест разбора воды в мелкую тару и их содержание, устройство санузлов. На маршрутах движения улучшаются дороги, усиливаются мосты, оборудуются переправы и объезды разрушенных или непроходимых участков, на водных маршрутах устанавливаются навигационные знаки.

Материально-техническое обеспечение- это техническое обслуживание и ремонт транспорта, снабжение горючим и смазочными материалами, запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости. Такие мероприятия возлагаются на органы Госкомрезерва, министерства сельского хозяйства и продовольствия, на предприятия и организации жилищнокоммунального хозяйства, торговли и соответствующие службы ГО.

Коммунально-бытовое обеспечение в загородной зоне осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления, министерств и ведомств.

Финансовое обеспечение.В федеральных органах исполнительной власти и в подчиненных им организациях оно выполняется за счет федерального бюджета; в субъектах РФ и входящих в их состав административнотерриториальных образованиях на это идут средства субъектов и местных бюджетов; на самостоятельных предприятиях используются средства, выделяемые на административно-управленческие и эксплуатационные расходы.

Разведкаведется с целью получения достоверных данных о состоянии дорог, водных преград, речных и морских маршрутов, об очагах радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также уточнения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки.

Защита- важнейший элемент жизнеобеспечения людей. Она заключается в планировании и проведении радиационной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля, в подготовке средств коллективной и индивидуальной защиты. Кроме того, она предполагает охрану жизни и здоровья эвакуируемых от криминала, диверсий и т.п. Наиболее сложные мероприятия защиты выполняются с привлечением формирований защиты, войсковых частей и подразделений МВД, ГОиЧС.