Признаки банкротства, помощь в проведении анализа и процедуры. Основные этапы банкротства Как называется первая и обязательная процедура банкротства

Процедура банкротства физического и юридического лица в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Процедура банкротства организации (предприятия или индивидуального предпринимателя) начинается с судебного акта, вынесенного арбитражным судом по месту нахождения должника после подачи заявления самим должником (в лице его руководителя), кредитором или уполномоченным органом (ФНС России) в суд.

При этом на заявителя накладываются ограничения по минимальной сумме долга организации в 100 000 рублей, ИП в 10 000 рублей и её просрочке в 3 месяца.

В каждой из 4 процедур (кроме мирового соглашения) арбитражный управляющий именуется:

Временный управляющий - процедура наблюдения;

Административный управляющий - процедура финансового оздоровления;

Внешний управляющий - процедура внешнего управления;

Конкурсный управляющий - процедура конкурсного производства.

Существуют 5 стадий процедур банкротства предприятия - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение:

На схеме стадий процедур банкротства наглядно приведено отображение целей и взаимосвязь сложного механизма банкротства.

Название каждой процедуры говорит само за себя, но давайте разберём основные стадии банкротства юридического лица.

1. Стадия банкротства - Наблюдение (Глава IV ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

На данной стадии банкротства устанавливается истинная картина возможностей должника по восстановлению платёжеспособности и выходу из кризисной ситуации.

Наблюдение вводится сроком не более чем на 7 месяцев, в течении которых арбитражный управляющий обязан:

Комплексно оценить финансово-хозяйственное состояние должника;

Следить за сохранностью имущества должника;

Принять меры по взысканию дебиторской задолженности;

Составить реестр требований кредиторов (требования принимаются в течении 1 месяца со дня введения процедуры);

Провести первое собрание кредиторов, перед которым поставить вопрос об обращении в суд с ходатайством о дальнейшем введении:

Финансового оздоровления;

Внешнего управления;

Конкурсного производства.

Давать согласие или не согласие на сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

Связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;


Связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Должнику предоставляется возможность осуществлять свою деятельность «без долгов» - приостанавливается исполнение исполнительных документов (в т.ч. в службе судебных приставов).

В случае если заявление подаётся организацией-должником находящимся на стадии ликвидации, сразу вводится стадия банкротства - конкурсное производство, минуя стадию банкротства - наблюдения. Так же процедура наблюдения не применяется в случае подачи заявления уполномоченным органом (ФНС России) в отношении отсутствующего должника и кредитных организаций.

Введении финансового оздоровления;

Внешнего управления;

Конкурсного производства;

2. Стадия банкротства - Финансовое оздоровление (Глава V ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Процедура вводимая арбитражным судом на срок не более чем 2 года с целью финансового оздоровления должника и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с утвержденным графиком.

Финансовое оздоровление вводится судом по ходатайству должника или третьего лица перед собранием кредиторов со стадии наблюдения.

Указанная процедура подразумевает «вливания» в должника средств обеспеченных залогом, банковскими гарантиями, государственными гарантиями или поручительством. Сторона, предоставившая обеспечение должнику несёт ответственность за его финансовое состояние.

Так же как и в наблюдении, руководство должником обеспечивает её руководитель, но по ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение он может быть отстранён.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

Влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

Связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

Влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

Влекут за собой получение займов (кредитов).

Вся деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным планом, показатели которого контролируются административным управляющим.

Не позднее, чем за 1 месяц, должник предоставляет отчет о результатах, на основе которого административный управляющий составляет заключение. В случае не предоставления отчета, либо не удовлетворении требований кредиторов, собрание кредиторов правомочно принять решение о введении стадии банкротства - внешнего управления или конкурсного производства.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

Прекращении производства по делу (если все требования удовлетворены);

Введении внешнего управления;

Утверждении мирового соглашения.

3. Стадия банкротства - Внешнее управление (Глава VI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Процедура вводимая арбитражным судом на срок не более чем 18 месяцев, которая может быть продлена не более чем на 6 месяцев, но суммарно с финансовым оздоровлением сроком не более 2 лет.

Отличительной особенностью от финансового оздоровления является полное отстранение руководства должника, с передачей полномочий внешнему управляющему, целью которого является финансово оздоровить должника.

Обеспечивается при помощи различных мероприятий (структурная перестройка должника, реструктуризация задолженности, перепрофилирование производства, сокращение работников, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений и т. п.).

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов - временно приостанавливаются действующие обязательства, отсрочиваются долги.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

Прекращение производства по делу (если все требования удовлетворены);

Введение процедуры конкурсного производства;

Утверждении мирового соглашения.

4. Стадия банкротства - Конкурсное производство (Глава VII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Самая распространенная процедура банкротства юридическго лица вводимая арбитражными судами, - более чем в 90% случаев принимаемых по результатам процедуры наблюдения.

Основная задача - соразмерное удовлетворении требований кредиторов за счёт продажи имущества должника.

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев, и может быть ещё продлена не более чем на 6 месяцев.

При отсутствии реальной возможности восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными, арбитражным судом вводится процедура конкурсного производства, последствия которой:

Прекращается исполнение исполнительных документов, снимаются аресты (в т.ч. в службе судебных приставов);

Прекращается отчуждение имущества (в т.ч. и передача в пользование) должника свыше 5% от общей балансовой стоимости;

Прекращаются полномочияруководителя, все полномочия переходят конкурсному управляющему;

Прекращается начисление процентов, неустоек, штрафов.

Конкурсный управляющий принимает требования кредиторов в течении 2 месяцев, проводит инвентаризацию имущества должника, организует её оценку и реализацию, с последующим соразмерным удовлетворением требований кредиторов. Взыскивается выявленная дебиторская задолженность, предъявляются требования к контролирующим должника лицам по незаконно выведенному имуществу должника.

В случае выявленных активов должника, способствующих его дальнейшему финансовому оздоровлению конкурсным управляющим созывается собрание кредиторов с вопросом об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении стадии банкротства предприятия (схема) - внешнего управления.

Смежной стадией является стадия банкротства - Упрощённая процедура конкурсного производства. Она применяется в отношении организации - должника находящегося на стадии ликвидации. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Требования кредиторов принимаются в течении 1 месяца с даты введения процедуры.

По окончании стадии банкротства - конкурсное производство - требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Конкурсное производство считается завершенным со дня внесения записи в ЕГРЮЛ на основании определения суда о завершении конкурсного производства.

5. Стадия банкротства - Мировое соглашение (Глава VIII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Заключение мирового соглашения доступно сторонам на любой из стадии процедур несостоятельности (банкротства).

При заключении мирового соглашения прежние обязательства ликвидируются, в силу вступают условия мирового соглашения утвержденные собранием кредиторов и арбитражным судом. Производство по делу прекращается.

При расторжении мирового соглашения кредиторы вправе предъявить свои требования в составе и размере, которые были предусмотрены мировым соглашением.

В не зависимости в отношении кого введена процедура банкротства, будь то сельскохозяйственная организация, градообразующая организация, застройщик, страховая или кредитная организация, схема банкротства - её стадия будет одной из пяти вышеприведённых.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юр лицо – если обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В качестве одного из признаков банкротства указывают минимальный размер задолженности:

для юридического лица – не менее 100 тыс. руб.; для физического лица – 10 тыс. руб.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяются: должник, конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы (Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. д.). В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, ликвидационная комиссия.

Дела рассматриваются арбитражным судом. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Помимо этого, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Признаки банкротства:

1)наличие денежного долгового характера обязательств должника;

2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента даты их исполнения;

3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

39. Порядок проведения наблюдения в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 ФЗ). По ФЗ процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Вместе с тем предусмотрены исключения из этого правила. 1. наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, к отсутствующему должнику. 2. есть некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников (сель/хоз предприятий, профес. участников РЦБ). В частности, на проф. участников РЦБ не распространяются ограничения на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства.

Введение процедуры наблюдения влечет возникновение правовых последствий :

    имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного ФЗ : с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

    по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;

    приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника (исключение: дела о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также о возмещении морального вреда);

    запрещаются удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

    запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

    не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего (ВУ).

Направления его деятельности – 1. контроль за действиями руководства должника 2. изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления.

Но ВУ предоставлено право в случае необходимости обращаться в АС с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п.1 ст.66 ).

Права ВУ: предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии доп. мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д; право получать любую информацию о деятельности должника. Обязанности:

    проведение анализа финансового состояния должника (наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках, наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства). При проведении наблюдения, как правило, осуществляется анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий";

    установление размера требований кредиторов (для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов);

    созыв, подготовка и проведение первого собрания кредиторов.

ВУ, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п.1 ст.72 Закона).

ВУ на первом собрании сообщает данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако его выводы носят рекомендательный характер.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

    о введении финансового оздоровления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;

    о введении внешнего управления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;

    об обращении в АС с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии КП;

    о заключении мирового соглашения;

    об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст.73 Закона).

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия КП или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Для проведения процедур по банкротству предприятия лучшим вариантом будет воспользоваться услугами специализированных организаций, профессионально ими занимающимися.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с различными рисками и кризисными периодами. Для оценки рисков и скорейшей стабилизации экономики компании нередко прибегают к процедуре банкротства.

Что же понимается под понятием банкротства, и каковы его признаки?

Банкротство – это зафиксированная судом несостоятельность должников (физ. или юрид. лиц или целой страны) в удовлетворении требований кредиторов по взятым обязательствам или невозможность уплатить обязательные платежи.

Также банкротством называются мероприятия, проводящиеся в отношении должника, оценивающие его финансовое положение.

А также меры, способствующие оптимизации экономического положения должника, а если это не представляется возможным, то исполнение обязательств перед кредиторами в максимально возможном размере.

Признаки банкротства:

  • наличие кредиторской задолженности;
  • невозможность оплаты кредиторской задолженности или уплаты обязательных платежей;
  • долговые обязательства более 10 тысяч рублей для физ лица и более 100 тысяч рублей для юридического лица;
  • решение арбитражного суда о признании банкротства.

Для физ лиц присутствует дополнительный признак – превышение объема обязательств над оценочной стоимостью имущества

Этапы проведения банкротства


Выделяют следующие этапы банкротства:

1) Наблюдение. Судом назначается временный арбитражный управляющий, который проводит процедуру наблюдения. Этот этап производится за 3-4 месяца.

За это время назначенный управляющий дает комплексную оценку финансово-хозяйственной деятельности организации. Также он отвечает за сохранность имущества и рассматривает варианты погашения кредиторской задолженности, а также взаимодействует с акционерами и кредиторами.

Руководство компании должно оказывать содействие работе управляющего, однако не освобождается от своих управленческих обязанностей.

При начале процедуры наблюдения временно останавливаются мероприятия по взысканию с должника различных видов обязательств, а также прекращаются выплаты причитающихся дивидендов и подобных платежей.

2) Финансовое оздоровление. Используется в случае, если у предприятия есть ресурсы для стабилизации ликвидности.

Решение о финансовом оздоровлении принимает суд после анализа предложений по оптимизации финансовой ситуации и погашения кредиторской задолженности, а также решения учредителей и кредиторов.

Во время финансового оздоровления организации руководство компании полностью отстраняется от управления, все процедуры проводит арбитражный управляющий.

Мероприятия по финансовому оздоровлению длятся до 12 месяцев (в исключительных случаях до 24 месяцев) и включают в себя следующие действия:

  • отмена выплат по долговым обязательствам;
  • введение усиленных мер по сохранности имущества;
  • выполнение плана мероприятий по оздоровлению;
  • согласование результатов мероприятий с кредиторами.

Процедура финансового оздоровления предполагает привлечение денежных средств в деятельность компании

Однако управляющий не вправе самостоятельно принимать решения, увеличивающие кредиторскую задолженность, свои действия он должен согласовывать с собранием кредиторов.

3) Внешнее управление.Оно может быть продолжением этапа финансового оздоровления, общий срок этих стадий банкротства не может быть больше 24 месяцев.

Внешнее управление вводится решением суда, мероприятия проводятся назначенным внешним управляющим.

Внешний управляющий может осуществлять следующие действия:

  1. распоряжается активами должника в соответствии с утвержденным планом оздоровления;
  2. заключает мировое соглашение от имени должника;
  3. расторгает договорные обязательства, ухудшающие положение должника;
  4. принимает обеспечительные меры по охране имущества должника;
  5. представляет отчеты собранию кредиторов;
  6. страхует свою ответственность.

4) Конкурсное производство. Его задача – удовлетворить требования кредиторов за указанный срок, соблюдая очередность, с помощью выставления ликвидных активов на открытых торгах по банкротству.

В ходе торгов внеочередно погашаются судебные издержки, оплата арбитражного управляющего, текущие общехозяйственные платежи.

  1. В первую очередь погашаются долги гражданам в виде компенсаций морального вреда и причинения вреда здоровью.
  2. Во вторую очередь гасятся долги по заработной плате.
  3. В третью очередь погашаются долги прочим кредиторам.

5) Мировое соглашение. Эта процедура может вводиться в любой момент ведения банкротства. Мировое соглашение отражает договоренности кредиторов и должника о реструктуризации задолженности, увеличении сроков выплат по договорам, списание долгов.

Для банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника может быть применена упрощенная процедура банкротства. Она подразумевает сокращенный список мероприятий.

При упрощенной процедуре банкротства наблюдение, оздоровление и управление не применяются

Этого делать не нужно, так как не ставится цель вывести предприятие из кризиса.

В соответствии с законодательством арбитражные управляющие обязаны размещать информацию о текущих и завершенных процессах банкротства хозяйствующих субъектов на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве.

До его введения сведения о банкротстве требовалось искать в статьях специализированных СМИ, что затрудняло поиск.

Теперь поиск сведений о банкротстве можно систематизировать в параметрах реестра сведений о банкротстве по участвующим в процессе лицам.

Как избежать банкротства?


В большом количестве случаев банкротства компании можно избежать, если провести анализ некоторых показателей и выявить вероятность банкротства.

О финансовом кризисе компании могут свидетельствовать такие явления:

  • уменьшение объемов производства;
  • отрицательный финансовый результат на протяжении нескольких периодов деятельности;
  • наличие просроченной кредиторской задолженности;
  • значительные привлечения кредитов и займов;
  • излишние остатки сырья и материалов на складах;
  • сложности с реализацией продукции.

Существует несколько моделей прогнозирования банкротства, на основании которых можно сделать выводы о финансовом состоянии организации.

Существует 2 подхода к оценке вероятности наступления банкротства – количественный и качественный

Количественные модели прогнозирования банкротства:

  1. двухфакторная модель Альтмана. Одна из самых простых моделей, оперирующая небольшим количеством аналитических показателей. Основной фактор – возможность сокращения или полного прекращения финансирования компании заемными средствами.
  2. пятифакторная модель Альтмана. Она разработана для акционерных обществ, участников фондового рынка. Несомненным достоинством этой модели является высокая точность оценки.
  3. четырехфакторная модель Таффлера. Эта модель также подходит для оценки риска банкротства акционерных обществ на текущий момент и в будущем.
  4. четырехфакторная модель Спрингейта. Эта модель разработана на основе модели Альтмана с уменьшенным числом показателей.
  5. система показателей Бивера. В этой системе не дается конечная оценка, а выявляется категория вероятности наступления банкротства.

Для более достоверной оценки вероятности появления банкротства следует использовать несколько методик оценки состояния предприятия.

Процедура банкротства достаточно сложна, ведь в процессе банкротства необходимо

  • отслеживать действия управляющего, возможно с последующим обжалованием,
  • составлять исковые заявления о взыскании средств с дебиторов банкротящейся компании,
  • оспаривать в установленном порядке подозрительные сделки и многое другое.

Чтобы предотвратить возникновения последствий в результате банкротства нужно обратиться к специалистам.

Поэтому в вопросе проведения банкротства лучшим вариантом будет воспользоваться услугами специализированных организаций, профессионально занимающимися процедурами банкротства.

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.