Методические рекомендации по созданию сельских библиотек. Методические рекомендации по комплектованию фондов общедоступных библиотек московской области общие положения

Модель современной публичной библиотеки, которая отвечает требованиям информационного общества и соответствует запросам сегодняшних пользователей, к которой должна стремится каждая библиотека, представлена в «Модельном стандарте деятельности публичных библиотек», утвержденном в мае 2001 года на VI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. В новой редакции документа, принятой на XIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ульяновск, 2008 г.), акцент переносится на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику.

В Псковской области разработан «Модельный стандарт деятельности муниципальной библиотеки Псковской области».
Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».
В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» к настоящему времени создано 70 модельных сельских библиотек.
В нашей области модернизация публичных библиотек началась в 2006 году, когда при поддержке Межрегиональной ассоциации деловых библиотек в Великолукском и Печорских районах были созданы компьютерные сельские библиотеки. В рамках федеральной целевой программы «Культура России» в Пушкиногорском районе открыты модельный читальный зал в центральной районной библиотеке и Полянская модельная библиотека. Проекты модернизации сельских библиотек разрабатываются в Гдовском, Островском, Псковском, Себежском и др. районах области.
Модельная публичная библиотека представляет собой современное универсальное информационно-культурное учреждение, способное эффективно выполнять информационную, образовательную, культурную и просветительскую функции. Для решения этой задачи необходимо увеличить и разнообразить библиотечные фонды, включив в них кроме печатных изданий электронную и аудиовизуальную продукцию. Необходимо провести кардинальное техническое переоснащение самих библиотек и обучить библиотекарей работе с современными информационными технологиями
Главная цель - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда. Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные.
Практика показала, что модельная библиотека может быть успешно создана только при следующих условиях:
наличия в штате творческих работников;
сильного профессионального сообщества района;
устойчивых традиций поддержки библиотек местными органами самоуправления;
соответствующих нормативам помещений и библиотечного оборудования;
развитой инфраструктуры села.

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.
Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.
В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Настоящие рекомендации содержат вопросы по созданию модельной библиотеки в муниципальном образовании: условия открытия, порядок создания, минимальные требования к техническому оснащению и информационным ресурсам, персоналу и услугам модельной библиотеки. В приложениях даны советы по организации презентации модельной библиотеки и предложения НФ «Пушкинская библиотека» по комплектованию фондов библиотек на 2008 год.

Модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.
Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются:

  • предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
  • доступность различного вида услуг;
  • обеспечение свободы чтения;
  • предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
  • доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие компоненты:
Организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
Благоустройство прилегающей территории;
Обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов областного модельного стандарта;
Текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
Подписка на периодические издания;
Автоматизация библиотечных процессов;
Доступ к информационным ресурсам Интернет и региональных библиотек;
Обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Выбор базы для создания модельных библиотек.

Сельское поселение, в котором может быть создана модельная библиотека, должно отвечать следующим требованиям:
В населенном пункте должно проживать примерно от 0,5 до 1,5 тыс. человек.
Развернутая социальная структура: средняя школа, детский сад, почта, фельдшерский пункт и т.д.
Наличие развитой системы транспортных коммуникаций между районным центром и сельским населенным пунктом
Принцип доступности библиотечного обслуживания населения реализуется путем размещения модельной библиотеки с учетом максимальной пространственной доступности (расстояние от библиотеки до места жительства обслуживаемого населения не должно превышать 3 км или 20 минут пути), а также удобством ее месторасположения (на пересечении пешеходный путей, вблизи транспортных сообщений).
Библиотека должна размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или блок-пристройке к жилому или общественному зданию, или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
Площадь помещения библиотеки должна быть достаточна для размещения технического оборудования и информационных материалов на отдельных столах и стеллажах, не менее 70-100 кв. м.
Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной защиты (1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1-го на каждое помещение, пожарная сигнализация).
Также необходимо добиться устойчивого электроснабжения 220 В/ 50 Гц и отлаженной системы послеаварийного восстановления электропитания и надежного отопления помещения на весь отопительный период для поддержания температуры для нормальной работы технических средств.
Библиотека должна иметь не менее одного телефонного номера.
Обеспечение сохранности оборудования и фондов достигается путем установки решеток на окнах, металлических дверей с надежными замками, сигнализации непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры.
Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной библиотеки должны быть:

  • привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
  • поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
  • обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала).

Ежедневный режим работы модельной публичной библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения и не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

Требования к персоналу: наличие двух штатных единиц, главного библиотечного менеджера (заведующего), ответственного в целом за библиотеку и ведущего одновременно постоянные курсы обучения компьютерным технологиям для всех категорий жителей села. Второе лицо библиотеки - администратор, который реализует функции обслуживания электронной почты, регистрирует и контролирует доступ к Интернету читателей и одновременно выполняет традиционные библиотечные услуги. Базовая профессиональная подготовка библиотечных сотрудников должна быть достаточной для освоения работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами.

Создание и финансирование модельной библиотеки.
Модельные библиотеки создаются на базе муниципальных библиотек по решению органа местного самоуправления. Финансирование модельных библиотек осуществляется за счет муниципальных властей, вкладывающих средства в: обновление, ремонт здания, обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования; формирование и дальнейшее развитие информационных ресурсов: телефонизацию, подключение библиотеки к Интернет, комплектование фондов библиотек на всех видах носителей; приобретение лицензионного программного обеспечения; приобретение видео-аудиоаппаратуры, множительной техники; организацию библиотечного пространства (создание комфортной среды для сотрудников и пользователей): приобретение мебели и оборудования, предметов дизайна и т.д.
Выделяют средства на обучение кадров работе с компьютером, методике выполнения «виртуальной справки», формированию и распространению информационных ресурсов.

Информационные ресурсы модельной библиотеки.
Политика формирования фонда модельной библиотеки ориентирована на стратегию доступа ко всей имеющейся в библиотечно-информационном пространстве России информации, а не только к ее собственным ресурсам.
Модельная публичная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги и др.), представленных в достаточном количестве.
Основными характеристиками фонда модельной публичной библиотеки являются:

  • разумный объем;
  • информативность;
  • постоянная обновляемость.

Профиль комплектования модельной публичной библиотеки учитывает реальные потребности местного сообщества. Основу фонда составляют современные энциклопедии, словари, справочники, новые издания отечественной и зарубежной классики, детская литература, современные издания по истории, психологии, философии, экономике, праву, искусству, технике и сельскому хозяйству, медицине, организации досуга.
Книжный фонд модельной библиотеки должен быть очищен от устаревшей и ветхой литературы, особенно в его отраслевой части.
Разовое (первоначальное) приобретение новых документов должно составлять в объеме не менее 10 % от имеющегося фонда.
Для актуализации содержания фонда модельной публичной библиотеки необходимо поддерживать его обновление на уровне не менее 5% от общего объема фонда в год или из расчета 250 книг на 1000 жителей.
Подписка на периодические и продолжающиеся издания - не менее 10-16 наименований газет и журналов.
Формирование фонда видеоизданий осуществляется видеофильмами познавательной тематики, экранизациями произведений отечественной и зарубежной классики, мультфильмами, записями лучших отечественных театральных постановок.
Фонд аудиодокументов включает записи классической отечественной и зарубежной музыки, популярные джазовые композиции, записи популярных современных исполнителей.
Содержательный состав фонда электронных изданий модельной библиотеки:
обучающие диски по основным предметам школьной программы;
обучающие диски по компьютерным технологиям;
обучающие диски по изучению иностранных языков с учетом специфики преподавания в школе;
мультимедийные издания по истории России;
мультимедийные издания по истории религий основных конфессий России;
познавательные мультимедийные издания для детей и юношества;
универсальные и отраслевые мультимедийный энциклопедии;
мультимедийные издания по отечественному и зарубежному искусству, знаменитым музеям России и зарубежных стран;
электронные книги с собраниями сочинений классиков отечественной и зарубежной литературы;
электронные книги с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников
В модельных библиотеках для обслуживания населения правовой информацией открываются центры правовой информации. В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.

Требования к минимальному техническому оснащению и оборудованию
модельной библиотеки

Предметы библиотечной мебели (стеллажи, кафедры выдачи, стулья и т.д.) должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными.
Техническое оснащение включает:
2 комплекта компьютерного оборудования;
1 ксерокс;
1 сканер;
1 принтер;
1 комплект аудио-видеотехники (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр; мультимедиапроектор);
подключение к сети Интернет
средства связи (телефон, факс, модем или выделенный канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет)
Программное обеспечение:
лицензионное офисное программное обеспечение, включая пакет MS Office 2000 c набором программ MS Word, MS Excel, MS Power point и MS Photo Editor ABBYY Fine Reader, подписку на антивирусный комплект;
правовая база данных, выпускаемая на CD-ROMе и включающая все необходимые для населения документы Российского законодательства
Конфигурация компьютерного комплекса должна отвечать современным требованиям качества и надежности, а также характеристикам, предъявляемым к нему современными программными продуктами.

Услуги модельной библиотеки

Модельная библиотека предоставляет гражданам наиболее полный набор услуг, которые должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.
Модельная библиотека имеет возможность предлагать пользователям различные по видам и целям услуги, в том числе документные, справочно-библиографические, информационные, образовательные, коммуникативные, досуговые, сервисные.
Специализацию своей деятельности модельная сельская библиотека выбирает самостоятельно с учетом потребностей жителей села. Это может быть информационно-правовой или информационно-досуговый центр, информационно-национальный центр, библиотека-музей и т.д.
К обязательным бесплатным услугам модельной библиотеки относятся:

  • предоставление информации о наличии в фондах конкретного документа;
  • получение полной информации о составе фонда через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
  • оказание консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
  • предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек;
  • выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с Правилами пользования библиотекой;

Модельная библиотека осуществляет широкий диапазон справочных и информационных услуг, включая:

  • составление тематических библиографических списков и пособий, выдачу адресных и фактографических справок, в том числе по телефону и электронной почте;
  • подготовку и предоставление проблемно-аналитических обзоров, информационно-аналитических и тематических пакетов;
  • консультационное обслуживание по различным вопросам.

Модельная библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям, расширяя спектр услуг и обслуживая пользователей в режиме локального и удаленного доступа.
Став модельной, сельская библиотека становится творческой лабораторией для последующего обучения на ее базе библиотекарей области, руководителей сельских администраций.
Сельские модельные библиотеки следует рассматривать как неотъемлемую часть общей библиотечной системы страны. Первая и основная ее характеристика - это интегрированность в Интернет-технологии. Модельные библиотеки, создаваемые в одном организационно-технологическом формате, имеют «собственное лицо», как правило, отличаются своим содержанием, стилистикой, дизайном, что помогает им поддерживать высокий статус в местном сообществе. Модельная библиотека - это непросто смена вывески и интерьера: это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества, совершенно новые направления работы, которые качественно изменяют жизнь сельского населения, их психологию.

Приложение 1.

Несколько методических советов по организации презентации модельной сельской библиотеки.

Организационные вопросы
Администрации библиотеки:
Инициировать рассмотрение и проведения открытия модельной библиотеки на уровне администрации муниципального образования с принятием постановления (распоряжения, обращения) главы администрации об открытии модельной библиотеки на территории района.
Разработать и утвердить в органах местного самоуправления положения о модельной библиотеки.
Пригласить на церемонию открытия главу администрации района, главу сельской администрации, представителей государственной универсальной научной библиотеки, областных и местных средств массовой информации, творческую интеллигенцию, знаменитых земляков, читательский актив, широкую публику.
Изыскать финансовые средства (местный бюджет, спонсорская помощь) для проведения презентации.

Работникам ЦБС совместно с заинтересованными организациями, учреждениями, частными лицами рекомендуется организовать широкую рекламу предстоящей церемонии открытия, с этой целью:
Оформить и разместить во всех библиотеках, организациях, учреждениях, общественно значимых местах (клубах, школах) рекламные плакаты, объявления; распространить средства малой рекламы: буклеты, листовки, закладки с информацией о порядке проведения церемонии, месте и времени.
Подготовить и распространить пригласительные билеты на церемонию открытия.
Дать информацию о предстоящей церемонии в местную прессу, на радио.
Оформить наружную вывеску модельной библиотеки.
Разработать фирменный стиль (логотип и другую символику) модельной библиотеки.

Несколько советов по составлению сценария.

В сценарий включить:
Развернутую информацию о концепции модельной библиотеки, целях, задачах, которые будет решать библиотека в новом статусе;
Демонстрацию возможностей технического оборудования, установленного в библиотеке - использование электронных ресурсов (правовая, деловая, образовательная информация, электронные книги и т.д.), Интернет-ресурсов;
Устный обзор выставки приобретенных документов, аудио-видеокассет, мультимедийных компакт-дисков;
Выступление местных жителей и читателей о значении модельной библиотеки в жизни села;
Церемонию торжественной записи новых пользователей в библиотеку с вручением читательского билета, памятного подарка;
Благодарственное обращение от имени местных жителей в адрес организаторов модельной библиотеки;
Участие в мероприятии творческих людей района (артистов, музыкантов).

Приложение 2.

Для формирования фонда модельной библиотеки очень важны книжные комплекты, помощь в приобретении которых оказывает НФ «Пушкинская библиотека».

«Пушкинская библиотека» представляет: предложения на 2008 год
по комплектованию фондов библиотек

  1. Январь 2008 - Каталог «Университетская книга». Выпуск 7 с приложениями издательства «БХВ», специализирующегося на компьютерной литературе и издательства «Омега - Л». В 28 тематических рубриках каталога представлено более 1 500 изданий;
  2. Март 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 19. Каталог будет содержать более 2000 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге будет представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п;
  3. Март 2008 - Тематический комплект «Библиотека семейного чтения», порядка 80 - 85 названий книг, отобранных экспертами специально для чтения взрослыми детям и обсуждения всей семьей;
  4. Май 2008 - Каталог мемуарной литературы. Более 150 лучших книг различных издательств;
  5. Июль - август 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 20. Каталог будет содержать более 2500 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п.;
  6. Июль - август 2008 - Каталог «Лучшие книги для детей и подростков» - более 1000 наименований книг с приложением издательств, специализирующихся на выпуске литературы для детей и юношества;
  7. Август 2008 - Электронный каталог мультимедийной продукции будет содержать более 700 наименований электронных энциклопедий, справочников, образовательных и обучающих программ, аудио-книг и научно-популярных фильмов;
  8. Октябрь 2008 - Тематические комплекты «Литературные премии» для взрослых и детей 2008 года;
  9. С февраля по ноябрь 2008 - Специальные предложения по тематическим рубрикам изданий 2006-2007 годов выпуска для подготовки и проведения конкурсных процедур. Более 25 000 актуальных наименований, представленных на книжном рынке для текущего комплектования. фондов различных типов библиотек. Информация будет предоставляться по запросам библиотек в электронной форме.
Список использованной литературы.
  1. Антоненко С. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области/С.Антоненко // Библиополе. - 2006. - № 2. - С. 16-20.
  2. Афанасьева М. Бессновская модельная библиотека: четыре года после начала проекта/ М.Афанасьева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб.- 2006. - Вып. 2(32). - С. 18-21.
  3. Благодарная Г.И. Алексеевская модельная библиотека/ Г.И.Благодарная// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 2(36). - С. 38-44.
  4. Голик Л.В. Прялка, книга и компьютер.../ Л.В.Голик// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.
  5. Информационное письмо НФ «Пушкинская библиотека» о реализации мегапроекта «Модельные сельские библиотеки» в рамках Федеральной Целевой программы «культура России» (2006-2010 гг.) № 118 от 20.07.07.
  6. Карнаухова В.И. Яковлевская модельная библиотека/ В.И.Яковлева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 27-29.
  7. Кононова Е.А. Модельные библиотеки: концепция, сущность деятельности/ Е.А. Кононова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 3 (33). - С. 6-17.
  8. Куликова О.Ю. Хроника проекта «Модельные компьютерные сельские библиотеки»/ О.Ю.Куликова// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.
  9. Логвинов Н.Л. Новая реальность Рябчинской библиотеки/ Н.Л.Логвинов// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 49-51.
  10. Новикова М.В., Матлина С.Г. «Сельская библиотека» - партнерская программа фонда «Пушкинская библиотека»/ М.В.Новикова, С.Г.Матлина// Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. статей. - СПб., 2005. - С. 85-92.
  11. Павлова В.И. Модельные библиотеки - сердце информационного общества/ В.И.Павлова// Библиотечная жизнь Псковщины:информ. сб. - 2005. - Вып. 4(16). - С. 19-26.
  12. Попова В.Н. Николаевская модельная публичная библиотека/ В.Н. Попова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 30-34.
  13. Электронные версии материалов Алтайской краевой, Белгородской, Карагандинской, Красноярской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и др. областных универсальных библиотек Российской Федерации.

Модель современной публичной библиотеки, которая отвечает требованиям информационного общества и соответствует запросам сегодняшних пользователей, к которой должна стремится каждая библиотека, представлена в «Модельном стандарте деятельности публичных библиотек», утвержденном в мае 2001 года на VI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. В новой редакции документа, принятой на XIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ульяновск, 2008 г.), акцент переносится на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику.

В Псковской области разработан «Модельный стандарт деятельности муниципальной библиотеки Псковской области».

Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» к настоящему времени создано 70 модельных сельских библиотек.

В нашей области модернизация публичных библиотек началась в 2006 году, когда при поддержке Межрегиональной ассоциации деловых библиотек в Великолукском и Печорских районах были созданы компьютерные сельские библиотеки. В рамках федеральной целевой программы «Культура России» в Пушкиногорском районе открыты модельный читальный зал в центральной районной библиотеке и Полянская модельная библиотека. Проекты модернизации сельских библиотек разрабатываются в Гдовском, Островском, Псковском, Себежском и др. районах области.

Модельная публичная библиотека представляет собой современное универсальное информационно-культурное учреждение, способное эффективно выполнять информационную, образовательную, культурную и просветительскую функции. Для решения этой задачи необходимо увеличить и разнообразить библиотечные фонды, включив в них кроме печатных изданий электронную и аудиовизуальную продукцию. Необходимо провести кардинальное техническое переоснащение самих библиотек и обучить библиотекарей работе с современными информационными технологиями

Главная цель - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда. Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные.

Практика показала, что модельная библиотека может быть успешно создана только при следующих условия х:

наличия в штате творческих работников;

сильного профессионального сообщества района;

устойчивых традиций поддержки библиотек местными органами самоуправления;

соответствующих нормативам помещений и библиотечного оборудования;

развитой инфраструктуры села.

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.

В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Настоящие рекомендации содержат вопросы по созданию модельной библиотеки в муниципальном образовании: условия открытия, порядок создания, минимальные требования к техническому оснащению и информационным ресурсам, персоналу и услугам модельной библиотеки. В приложениях даны советы по организации презентации модельной библиотеки и предложения НФ «Пушкинская библиотека» по комплектованию фондов библиотек на 2008 год.

Модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.

Основными принципами , определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются:

предоставление всем гражданам равного доступа к информации;

доступность различного вида услуг;

обеспечение свободы чтения;

предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;

доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие компоненты:

Организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);

Благоустройство прилегающей территории;

Обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов областного модельного стандарта;

Текущее комплектование фонда на всех видах носителей;

Подписка на периодические издания;

Автоматизация библиотечных процессов;

Доступ к информационным ресурсам Интернет и региональных библиотек;

Обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Выбор базы для создания модельных библиотек.

Сельское поселение , в котором может быть создана модельная библиотека, должно отвечать следующим требованиям :

В населенном пункте должно проживать примерно от 0,5 до 1,5 тыс. человек.

Развернутая социальная структура: средняя школа, детский сад, почта, фельдшерский пункт и т.д.

Наличие развитой системы транспортных коммуникаций между районным центром и сельским населенным пунктом

Принцип доступности библиотечного обслуживания населения реализуется путем размещения модельной библиотеки с учетом максимальной пространственной доступности (расстояние от библиотеки до места жительства обслуживаемого населения не должно превышать 3 км или 20 минут пути), а также удобством ее месторасположения (на пересечении пешеходный путей, вблизи транспортных сообщений).

Библиотека должна размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или блок-пристройке к жилому или общественному зданию, или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.

Площадь помещения библиотеки должна быть достаточна для размещения технического оборудования и информационных материалов на отдельных столах и стеллажах, не менее 70-100 кв. м.

Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной защиты (1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1-го на каждое помещение, пожарная сигнализация).

Также необходимо добиться устойчивого электроснабжения 220 В/ 50 Гц и отлаженной системы послеаварийного восстановления электропитания и надежного отопления помещения на весь отопительный период для поддержания температуры для нормальной работы технических средств.

Библиотека должна иметь не менее одного телефонного номера.

Обеспечение сохранности оборудования и фондов достигается путем установки решеток на окнах, металлических дверей с надежными замками, сигнализации непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры.

Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной библиотеки должны быть:

привлекательное внутреннее и внешнее оформление;

поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);

обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала).

Ежедневный режим работы модельной публичной библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения и не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

Требования к персоналу: наличие двух штатных единиц, главного библиотечного менеджера (заведующего), ответственного в целом за библиотеку и ведущего одновременно постоянные курсы обучения компьютерным технологиям для всех категорий жителей села. Второе лицо библиотеки - администратор, который реализует функции обслуживания электронной почты, регистрирует и контролирует доступ к Интернету читателей и одновременно выполняет традиционные библиотечные услуги. Базовая профессиональная подготовка библиотечных сотрудников должна быть достаточной для освоения работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами.

Создание и финансирование модельной библиотеки.

Модельные библиотеки создаются на базе муниципальных библиотек по решению органа местного самоуправления. Финансирование модельных библиотек осуществляется за счет муниципальных властей, вкладывающих средства в: обновление, ремонт здания, обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования; формирование и дальнейшее развитие информационных ресурсов: телефонизацию, подключение библиотеки к Интернет, комплектование фондов библиотек на всех видах носителей; приобретение лицензионного программного обеспечения; приобретение видео-аудиоаппаратуры, множительной техники; организацию библиотечного пространства (создание комфортной среды для сотрудников и пользователей): приобретение мебели и оборудования, предметов дизайна и т.д.

Выделяют средства на обучение кадров работе с компьютером, методике выполнения «виртуальной справки», формированию и распространению информационных ресурсов.

Информационные ресурсы модельной библиотеки.

Политика формирования фонда модельной библиотеки ориентирована на стратегию доступа ко всей имеющейся в библиотечно-информационном пространстве России информации, а не только к ее собственным ресурсам.

Модельная публичная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги и др.), представленных в достаточном количестве.

Основными характеристиками фонда модельной публичной библиотеки являются:

разумный объем;

информативность;

постоянная обновляемость.

Профиль комплектования модельной публичной библиотеки учитывает реальные потребности местного сообщества. Основу фонда составляют современные энциклопедии, словари, справочники, новые издания отечественной и зарубежной классики, детская литература, современные издания по истории, психологии, философии, экономике, праву, искусству, технике и сельскому хозяйству, медицине, организации досуга.

Книжный фонд модельной библиотеки должен быть очищен от устаревшей и ветхой литературы, особенно в его отраслевой части.

Разовое (первоначальное) приобретение новых документов должно составлять в объеме не менее 10 % от имеющегося фонда.

Для актуализации содержания фонда модельной публичной библиотеки необходимо поддерживать его обновление на уровне не менее 5% от общего объема фонда в год или из расчета 250 книг на 1000 жителей.

Подписка на периодические и продолжающиеся издания - не менее 10-16 наименований газет и журналов.

Формирование фонда видеоизданий осуществляется видеофильмами познавательной тематики, экранизациями произведений отечественной и зарубежной классики, мультфильмами, записями лучших отечественных театральных постановок.

Фонд аудиодокументов включает записи классической отечественной и зарубежной музыки, популярные джазовые композиции, записи популярных современных исполнителей.

обучающие диски по основным предметам школьной программы;

обучающие диски по компьютерным технологиям;

обучающие диски по изучению иностранных языков с учетом специфики преподавания в школе;

мультимедийные издания по истории России;

мультимедийные издания по истории религий основных конфессий России;

познавательные мультимедийные издания для детей и юношества;

универсальные и отраслевые мультимедийный энциклопедии;

мультимедийные издания по отечественному и зарубежному искусству, знаменитым музеям России и зарубежных стран;

электронные книги с собраниями сочинений классиков отечественной и зарубежной литературы;

электронные книги с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников

В модельных библиотеках для обслуживания населения правовой информацией открываются центры правовой информации. В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.

Требования к минимальному техническому оснащению и оборудованию модельной библиотеки

Предметы библиотечной мебели (стеллажи, кафедры выдачи, стулья и т.д.) должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными.

Техническое оснащение включает:

2 комплекта компьютерного оборудования;

1 ксерокс;

1 принтер;

1 комплект аудио-видеотехники (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр; мультимедиапроектор);

подключение к сети Интернет

средства связи (телефон, факс, модем или выделенный канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет)

Программное обеспечение:

лицензионное офисное программное обеспечение, включая пакет MS Office 2000 c набором программ MS Word, MS Excel, MS Power point и MS Photo Editor ABBYY Fine Reader, подписку на антивирусный комплект;

правовая база данных, выпускаемая на CD-ROMе и включающая все необходимые для населения документы Российского законодательства

Конфигурация компьютерного комплекса должна отвечать современным требованиям качества и надежности, а также характеристикам, предъявляемым к нему современными программными продуктами.

Услуги модельной библиотеки

Модельная библиотека предоставляет гражданам наиболее полный набор услуг, которые должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.

Модельная библиотека имеет возможность предлагать пользователям различные по видам и целям услуги, в том числе документные, справочно-библиографические, информационные, образовательные, коммуникативные, досуговые, сервисные.

Специализацию своей деятельности модельная сельская библиотека выбирает самостоятельно с учетом потребностей жителей села. Это может быть информационно-правовой или информационно-досуговый центр, информационно-национальный центр, библиотека-музей и т.д.

К обязательным бесплатным услугам модельной библиотеки относятся:

предоставление информации о наличии в фондах конкретного документа;

получение полной информации о составе фонда через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

оказание консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;

предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек;

выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с Правилами пользования библиотекой;

Модельная библиотека осуществляет широкий диапазон справочных и информационных услуг, включая:

составление тематических библиографических списков и пособий, выдачу адресных и фактографических справок, в том числе по телефону и электронной почте;

подготовку и предоставление проблемно-аналитических обзоров, информационно-аналитических и тематических пакетов;

консультационное обслуживание по различным вопросам.

Модельная библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям, расширяя спектр услуг и обслуживая пользователей в режиме локального и удаленного доступа.

Став модельной, сельская библиотека становится творческой лабораторией для последующего обучения на ее базе библиотекарей области, руководителей сельских администраций.

Сельские модельные библиотеки следует рассматривать как неотъемлемую часть общей библиотечной системы страны. Первая и основная ее характеристика - это интегрированность в Интернет-технологии. Модельные библиотеки, создаваемые в одном организационно-технологическом формате, имеют «собственное лицо», как правило, отличаются своим содержанием, стилистикой, дизайном, что помогает им поддерживать высокий статус в местном сообществе. Модельная библиотека - это непросто смена вывески и интерьера: это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества, совершенно новые направления работы, которые качественно изменяют жизнь сельского населения, их психологию.

Приложение 1.

Несколько методических советов по организации презентации модельной сельской библиотеки.

Организационные вопросы

Администрации библиотеки:

Инициировать рассмотрение и проведения открытия модельной библиотеки на уровне администрации муниципального образования с принятием постановления (распоряжения, обращения) главы администрации об открытии модельной библиотеки на территории района.

Разработать и утвердить в органах местного самоуправления положения о модельной библиотеки.

Пригласить на церемонию открытия главу администрации района, главу сельской администрации, представителей государственной универсальной научной библиотеки, областных и местных средств массовой информации, творческую интеллигенцию, знаменитых земляков, читательский актив, широкую публику.

Изыскать финансовые средства (местный бюджет, спонсорская помощь) для проведения презентации.

Подготовить и распространить пригласительные билеты на церемонию открытия.

Дать информацию о предстоящей церемонии в местную прессу, на радио.

Оформить наружную вывеску модельной библиотеки.

Разработать фирменный стиль (логотип и другую символику) модельной библиотеки.

Участие в мероприятии творческих людей района (артистов, музыкантов).

Приложение 2.

Для формирования фонда модельной библиотеки очень важны книжные комплекты, помощь в приобретении которых оказывает НФ «Пушкинская библиотека».

«Пушкинская библиотека» представляет: предложения на 2008 год

по комплектованию фондов библиотек

Январь 2008 - Каталог «Университетская книга». Выпуск 7 с приложениями издательства «БХВ», специализирующегося на компьютерной литературе и издательства «Омега - Л». В 28 тематических рубриках каталога представлено более 1 500 изданий;

Март 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 19. Каталог будет содержать более 2000 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге будет представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п;

Март 2008 - Тематический комплект «Библиотека семейного чтения», порядка 80 - 85 названий книг, отобранных экспертами специально для чтения взрослыми детям и обсуждения всей семьей;

Май 2008 - Каталог мемуарной литературы. Более 150 лучших книг различных издательств;

Июль - август 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 20. Каталог будет содержать более 2500 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п.;

Июль - август 2008 - Каталог «Лучшие книги для детей и подростков» - более 1000 наименований книг с приложением издательств, специализирующихся на выпуске литературы для детей и юношества;

Август 2008 - Электронный каталог мультимедийной продукции будет содержать более 700 наименований электронных энциклопедий, справочников, образовательных и обучающих программ, аудио-книг и научно-популярных фильмов;

Октябрь 2008 - Тематические комплекты «Литературные премии» для взрослых и детей 2008 года;

С февраля по ноябрь 2008 - Специальные предложения по тематическим рубрикам изданий 2006-2007 годов выпуска для подготовки и проведения конкурсных процедур. Более 25 000 актуальных наименований, представленных на книжном рынке для текущего комплектования. фондов различных типов библиотек. Информация будет предоставляться по запросам библиотек в электронной форме.

Список использованной литературы.

Антоненко С. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области/С.Антоненко // Библиополе. - 2006. - № 2. - С. 16-20.

Афанасьева М. Бессновская модельная библиотека: четыре года после начала проекта/ М.Афанасьева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб.- 2006. - Вып. 2(32). - С. 18-21.

Благодарная Г.И. Алексеевская модельная библиотека/ Г.И.Благодарная// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 2(36). - С. 38-44.

Голик Л.В. Прялка, книга и компьютер.../ Л.В.Голик// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.

Информационное письмо НФ «Пушкинская библиотека» о реализации мегапроекта «Модельные сельские библиотеки» в рамках Федеральной Целевой программы «культура России» (2006-2010 гг.) № 118 от 20.07.07.

Карнаухова В.И. Яковлевская модельная библиотека/ В.И.Яковлева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 27-29.

Кононова Е.А. Модельные библиотеки: концепция, сущность деятельности/ Е.А. Кононова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 3 (33). - С. 6-17.

Куликова О.Ю. Хроника проекта «Модельные компьютерные сельские библиотеки»/ О.Ю.Куликова// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.

Логвинов Н.Л. Новая реальность Рябчинской библиотеки/ Н.Л.Логвинов// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 49-51.

Новикова М.В., Матлина С.Г. «Сельская библиотека» - партнерская программа фонда «Пушкинская библиотека»/ М.В.Новикова, С.Г.Матлина// Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. статей. - СПб., 2005. - С. 85-92.

Павлова В.И. Модельные библиотеки - сердце информационного общества/ В.И.Павлова// Библиотечная жизнь Псковщины:информ. сб. - 2005. - Вып. 4(16). - С. 19-26.

Попова В.Н. Николаевская модельная публичная библиотека/ В.Н. Попова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 30-34.

Электронные версии материалов Алтайской краевой, Белгородской, Карагандинской, Красноярской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и др. областных универсальных библиотек Российской Федерации.

Несколько общих замечаний

Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет:

Цели, задачи и основные направления деятельности;

Тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;

Объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;

Ресурсы библиотеки: финансовые, материально – технические, кадровые и временные.

Активные библиотечные формы и методы работы (сокращенный вариант)

Встречи – сентябрьские, в читальном зале, с интересной книгой, автором, лучшим читателем, встречи – фантазии. Вечера – размышления, вопросов и ответов, задушевного разговора, вечера – сюрпризов.

Дискуссии

Игры – литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные, игры – путешествия, игры – доказательства.

Инициативы – информационная, литературная, творческая.

Конкурсы – литературные, на самого усидчивого читателя периодики, на лучшую популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку.

Круизы – литературно – экологические, историко – краеведческие.

Посиделки – девичьи, библиотечные, краеведческие, фольклорные.

Портреты – политические, читателя, библиотекаря.

Презентации (презентации – обсуждения) – журналов, книг, части фонда, статьи, стихотворения, альбома, фильма, диска, сайта.

Рандеву – пресс – встречи, разговоры по душам.

Репортажи (а также интервью) – экологические, актуальные. Фантазии – литературные, поэтические, музыкальные.

Часы – вопросов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, рассуждения, практических рекомендаций, спора о…, откровенного разговора, полезного совета.

Некоторые новые формы работы библиотеки с применением компьютерных технологий

Интернет – каникулы

Обзоры новых ресурсов Интернета

Электронные выставки; дайджесты; - Выпуск библиографических указателей, пособий, списков на разных носителях информации;

Виртуальные экскурсии по библиотекам;

Слайд – лекции;

Компьютерные презентации;

Мастер – класс по внедрению новых ИКТ (для пользователей);

Премьеры дисков;

Интернет – знакомства;

Мультимедиа – просмотры;

Посещения виртуальных музеев мира;

Электронная игротека;

Конкурс мультимедиа – сочинений;

Видеобесседы, уроки, рассказы о…;

Урок – навигация; чат – конференция и др.

Некоторые услуги в работе библиотеки с применением компьютерных технологий

Путеводители по ресурсам;

Тематические электронные файлы и папки;

Пользовательские инструкции;

Библиотечная веб- страница;

Библиотечный сайт;

Информационные библиотечные сводки;

Электронная визитка;

Электронная библиотечная лоция;

Пресс-клиппинг (мониторинг прессы);

Оцифровка фондов библиотеки с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме

III. План должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер. Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме работы, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Необходимо конкретизировать вашу специфику, воплощая ее в конкретные мероприятия. Специфика в изучении школьных дисциплин должна указать библиотекарю на особое отношение к этим направлениям работы.
IV. Следующий этап - определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы.
V. План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем в своем черновике можно указать формы работы: книжная выставка, обзор, праздник, игра.
VI. Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.
VII. Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
VIII.Если вы тесно сотрудничаете с районными библиотеками, то необходимо учесть определенные пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу. Хорошо, если вы будете знать планы работы различных внешкольных учреждений города (Центров творчества детей). Ведь педагоги школ иногда посещают мероприятия в этих учреждениях дополнительного образования детей.
IX.В библиотечной жизни есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми книгами, с задолжниками, с активом читателей, ведущие темы года... Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз. По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, как, например, к 60-летию Победы.
X. Проведя такую предварительную работу, необходимо вспомнить о рекомендованной схеме плана работы библиотеки образовательного учреждения. И все это уложить в нее.

Направление работы и её содержание

Ответственный и исполнитель

Срок выполнения

Объём в часах

Объём проделанной работы

Отметки о выполнении

Каталогизация новых поступлений

Иванова А.А.

1 раз в месяц

800 библ. описаний

XI. Для удобства планирования на предварительном этапе (дотекстовом) можно составить календарно-тематический план (см. табл. 2).
После такой работы написание текстового варианта плана не займет много времени.
Табл. 2

Основные направления работы

сентябрь

Основные массовые мероприятия

Наглядная форма пропаганды

Работа по ББЗ

Внеклассное чтение

Работа с активом

Работа с пед. коллективом

Работа с родителями

Работа с фондом учебников

Работа с книжным фондом

СБА библиотеки

XII. Но планирование работы на учебный год - это еще не все. Годовой план работы необязательно должен быть очень конкретным. Здесь достаточно указать темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок выполнения (четверть, месяц...). Более подробный и конкретный план составляется на месяц. Именно здесь должны быть указаны все сроки проведения и даже место проведения, определены ответственные за данное мероприятие. Схема такого плана может выглядеть как в табл. 3.

План работы на месяц _________ 200__/200___учебного года.

название

ответственный

Заполняется такая схема на основе годового плана. Используя ее, очень удобно писать отчет о своей работе в конце года. Ежемесячный план должен быть всегда на столе у библиотекаря, так как тогда вы будете очень четко знать, что предстоит вам сегодня и в ближайшие дни месяца.
Планы работы охватывают все основные и некоторые дополнительные показатели, совпадающие с показателями учёта. Важнейшая задача любого вида планирования - выявление внутренних резервов для совершенствования работы библиотеки.
Успехов вам при организации планирования работы библиотеки.
Основные разделы и структура плана
Годовой план состоит из двух частей: текстовой и статистической. Разделы плана должны отражать все направления деятельности библиотеки образовательного учреждения, как с читателями, так и с носителями информации.
I. Цели и задачи библиотеки
Этот раздел предшествует плану и не входит в табличную форму. Задачи годового плана формируются с учётом специфики образовательного учреждения и основных задач, записанных в Положении о библиотеки данного учебного заведения. Задачи должны быть конкретны.
II. Основные функции библиотеки
-Образовательная.
-Информационная.
-Культурная.
III. Индивидуальная работа с читателями
А) изучение читательских интересов;
Б) проведение социологических опросов, анкетирования;
В) анализ чтения.
IV.Воспитательная работа
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
- Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:
o беседы,
o диспуты,
o литературные игры,
o читательские конференции,
o утренники,
o викторины,
o литературно-музыкальные композиции,
o библиотечные занятия и т.д.
- Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
- создание актива библиотеки и работа с ним.
- работа с детскими библиотеками,
- работа клубов и кружков,
- уроки внеклассного чтения,
- мероприятия, в помощь учебно-воспитательному процессу.
V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
- Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
- Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
- Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
VI. Информационная работа
-Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
o совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
o обзоры новых поступлений;
o подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
o оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
o помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
o помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний МО и т.д.
-Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
o на абонементе;
o в читальном зале;
o подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
o помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
o проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
-Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
o информирование о пользовании библиотекой их детьми;
o оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
o индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся в начальной школы;
o выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
VII. Работа с библиотечным фондом
" Изучение состава фонда и анализ его использования.
" Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
" Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).
" Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.
" Оформление подписки на периодику, контроль доставки.
" Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
" Учет библиотечного фонда.
" Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
" Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).
" Выдача документов пользователям библиотеки.
" Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
" Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
" Проверка правильности расстановки фонда.
" Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
" Работа по сохранности фонда:
" организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
" систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
" обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
" организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
" обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
" Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
" Инвентаризация.
" Обеспечение работы читального зала (при его наличии).
" Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
VIII. Работа с фондом учебников
1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.
2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача методисту.
3. Контроль за выполнением сделанного заказа.
4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.
5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников:
- ведение его учета,
- размещение на хранение,
- составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда,
- передача в другие школы.
11. Изучение и анализ использования учебного фонда.
12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.
13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
14. Расстановка новых изданий в фонде.
15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.
16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию.
17. Инвентаризация учебного фонда и его переоценка.
IХ. Внедрение новых информационных технологий
Эта часть плана включает работу с новыми информационными технологиями в обслуживании читателей библиотеки, планирование процессов компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использование электронных носителей, создание видео-, аудиотеки и т.д.
Х. Методическое обеспечение библиотеки
В этот раздел можно планировать выступления на семинарах, МО школьных библиотекарей, разработку и подготовку массовых мероприятий, если работники сами пишут сценарии своих мероприятий.
ХI. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями
Планируется заключение договоров о совместной работе с библиотеками города. Здесь планируется совместная работа с кафедрами и другими подразделениями учебного заведения.
ХII.Повышение квалификации
- Работа по самообразованию:
o освоение информации из профессиональных изданий,
o использование опыта лучших школьных библиотекарей,
o посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
- Регулярное повышение квалификации.
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий

ВВЕДЕНИЕ
[ Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах: Методические рекомендации ]

Одним из серьезных социальных последствий неравномерного вхождения в Информационное общество различных регионов России является дискриминация молодежи по возможности доступа к информационным и компьютерным технологиям. Сегодня можно констатировать: дискриминация такого рода – в силу географической удаленности районных центров и сел от информационных центров, слабой (или никакой) технологической базы местных учреждений образования и культуры, отсутствия финансирования на формирование электронных фондов и обеспечения доступа к мировым информационным сетям – чревата более тяжкими социальными последствиями, чем дискриминация по сегодняшнему благосостоянию родителей.
Идея создания в сельских районах компьютерных библиотек базируется на положительном опыте работы такого рода библиотек в условиях крупных городов России – Москвы, Омска, Северодвинска и др. Авторы данного проекта были создателями первой в России Компьютерной библиотеки для молодежи на базе одной из публичных библиотек Москвы – Централизованной библиотечной системы «Киевская» (1996 г.).
Опыт показал, что публичная библиотека, специализирующаяся в области компьютерных и информационных технологий и ресурсов, обеспечивает принцип общественного доступа молодежи к мировым информационным ресурсам, является надежным помощником и ресурсным центром для образовательных учреждений, выступает позитивной альтернативой социально вредным увлечениям молодежи (наркомании, алкоголизма, бродяжничества и т.д.), а также коммерчески ориентированным компьютерным и игровым клубам и Интернет-кафе.
Настоящие рекомендации адресованы сотрудникам региональных (национальных республиканских, областных, краевых) универсальных научных библиотек и районных ЦБС, а также главам администрации и специалистам органов местного самоуправления тех регионов, которые в будущем могут изъявить желание участвовать в реализации проектов, направленных на модернизацию сельских библиотек.
Рекомендации отражают опыт работы Межрегиональной ассоциации деловых библиотек, накопленный в процессе осуществления проекта «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах», инициированного Министерством культуры Российской Федерации и финансируемого Региональной общественной организацией «Открытая Россия».
Данный проект имеет много точек соприкосновения с другим проектом, поддерживаемым региональной организацией «Открытая Россия» и реализуемым Федерацией Интернет-образования в сельских школах России, поскольку в этой ситуации сельские библиотеки выступают своеобразными Ресурсными информационными центрами для школ своего муниципального образования и местом организации дополнительного, внеклассного обучения учащихся, местом приложения их умений и навыков в области компьютерных и информационных технологий.

Концепция проекта базируется на следующих социальных и технологических посылках:

• дискриминация молодежи по возможности доступа к информационным и компьютерным технологиям чревата большими социальными последствиями, чем дискриминация по сегодняшнему благосостоянию их родителей.
• связки «1 районная+2 сельские библиотеки» позволят организовать в дальнейшем систему электронной доставки документов из района в село, методическую поддержку работы сельских библиотек со стороны библиотек более высокого уровня,
• сельская библиотека является для населения своего рода «окном в мировое информационное пространство». Наличие в библиотеке выхода в Интернет добавляет к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения межличностного и профессионального общения,
• публичные общедоступные библиотеки всегда являлись основными помощниками школ в организации внеклассной системы обучения, оказывали ресурсную поддержку учебному процессу,
• районные публичные библиотеки располагают кадрами, способными формировать, каталогизировать, систематизировать и предоставлять в общественное пользование информационные ресурсы как печатные, так и электронные (включая Интернет-ресурсы).

Цель и задачи проекта:

• приобщение населения (прежде всего молодежи) сельских районов к работе с современными компьютерными и информационными технологиями,
• обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам, организация системы ресурсной поддержки процесса школьного обучения детей и молодежи в области компьютерных и Интернет-технологий,
• обеспечение внешкольного, дополнительного обучения навыкам работы с электронными (в том числе сетевыми) ресурсами,
• отработка технологических условий для обеспечения сельским жителям возможности получения информационных материалов из любых библиотек страны и мира посредств системы электронной доставки документов.

Проект включает следующие виды работ:

• обучение библиотекарей работе с современными информационными и компьютерными технологиями, в том числе:
• проведение обучающей стажировки для заведующих библиотек в лучших библиотеках Москвы,
• проведение обучения сотрудников и пользователей библиотек навыкам сложного информационного поиска на базе региональных библиотек,
• обучение специалистов районных библиотек созданию собственных web-страниц и размещение последних на бесплатных серверах,
• ремонт помещений библиотек и оборудование компьютерных рабочих мест,
• поставку в них комплекта новейшей литературы (в том числе учебников, справочников) по компьютерной тематике, учебников, справочников, комплектов информационных ресурсов на электронных носителях справочного, образовательного профиля, обеспечение годовой подписки на ведущие компьютерные и информационные периодические издания,
• поставку в библиотеки и наладку базового комплекта технических средств и оборудования для организации компьютерных рабочих мест: 2 компьютера, объединенные в локальные сети, принтер, устройство бесперебойного питания, копир, сканер, устройство CD-R, модем, обеспечение доступа в Интернет и годичную оплату каналов связи и техническую поддержку переданного оборудования,
• создание на российском информационно-справочном портале «сайт» информационных страниц, посвященных библиотекам, участвующим в проекте,
• обучение библиотечных специалистов созданию собственных сайтов с последующим размещением их на бесплатных серверах,
• проведение пробных экспериментов по организации системы электронной доставки документов из фондов районных библиотек по заказам пользователей сельских библиотек,
• создание CD-ROM с аннотированными каталогами лучших Интернет-ресурсов (электронных версий печатных периодических изданий, издательств, Интернет-магазинов, электронных библиотек художественных текстов, web-сайтов библиотек России) в помощь библиотекам – участницам проекта;
• обобщение и распространение опыта создания компьютерных библиотек в сельских районах.

Накопленный в ходе реализации проекта опыт позволил в дальнейшем расширить круг такого рода сельских и районных библиотек, оказал позитивное влияние на отношение региональных и местных органов власти к судьбе сельских библиотек.
Проект был реализован в течение 2003 г. в 24 библиотеках Чувашской Республики, Республики Мордовия, Нижегородской и Воронежской областей. В каждом из регионов при участии региональных соисполнителей проекта первоначально были отобраны библиотеки – участницы. Отбор велся по критерию соответствия целому ряду требований.
В рамках проекта все заведующие сельскими библиотеками–участницами прошли двухнедельную обучающую стажировку в Москве, где получили базовые знания о возможных направлениях развития современных публичных библиотек, овладели основами компьютерной грамотности, освоили практические приемы работы с современной компьютерной и офисной техникой.
Сотрудники районных ЦБС, участвующих проекте, также прошли двухнедельную стажировку в Москве, но по более продвинутой программе, включая обучение созданию собственных сайтов.
При активном участии региональных соисполнителей библиотеки-участницы проекта были укомплектованы специально подобранными фондами печатных и электронных изданий. Организована подписка на ряд компьютерных и научно-познавательных журналов.
В распоряжение каждой из этих библиотек поступил комплект современных технических средств, включая компьютерную и офисную технику. Осуществлено подключение каждой из библиотек к глобальной сети Интернет. Непосредственно перед открытием компьютерных библиотек проведено повторное экспресс-обучение, теперь уже непосредственно в регионах. Это позволило сельским библиотекарям обновить и закрепить свои знания. К экспресс-обучению привлекался также библиотечный актив – потенциальная группа поддержки библиотечных нововведений.
Открытие каждой из обновленных сельских библиотек показало мощную волну интереса сельских жителей самых разных возрастов к тем новым возможностям, которые предоставляются им при использовании всего огромного объема знаний и информации, сосредоточенного в их библиотеках.
В итоге двухлетней деятельности (проекты 2002 и 2003 гг.) созданы два прототипа будущего развития библиотек, расположенных в сельских районах России.
Первый из них предусматривает наличие в селе библиотек универсального профиля, выполняющих функции информационного, культурно-досугового, образовательного центра для различных групп населения (проект 2002 года «Создание модельных публичных библиотек в сельской местности»)
Второй проект, реализованный в 2003 г. «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах» предусматривает наличие в сельском районе распределенной сети компьютерных библиотек как ресурсных и технологических центров обеспечения прав молодежи на свободный доступ к современным информационным ресурсам и компьютерным технологиям.
Созданные модели могут лечь в основу концепции дальнейшего развития и деятельности сельских и районных библиотек России в условиях информационного общества, обозначить их место и роль в информационной структуре общества.
Опыт, накопленный исполнителями и участниками в ходе проведения проекта «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах», освещен в этих рекомендациях.

Таким образом, в самом общем случае комплексный подход к процессу создания компьютерных публичных библиотек в сельских районах подразумевает прохождение следующих стадий:

• Поиск региональных партнеров и выбор тех библиотек, на базе которых будет реализован проект;
• Обучение сотрудников будущих компьютерных библиотек;
• Комплектование книгами, электронными изданиями, периодикой;
• Подбор, поставка, установка, настройка техники;
• Подключение к Интернет;
• Привлечение местных властей;
• Документальное оформление работ по проекту.

Именно эти стадии и освещены в рекомендациях.
Первичная стадия поиска источников финансирования (это могут быть благотворительные организации, бюджетные средства субъекта Федерации, спонсоры – местные предприниматели) остается за рамками рассмотрения настоящих рекомендаций.