Теория витализма. Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях Теория витализма в современном мире

лат. жизненный, животворный, живой) - совокупность идеалистических течений в биологии, объясняющих жизненные явления действием якобы присутствующего в организмах особого нематериального начала - «жизненной силы», «души», «энтелехии», в философии Аристотеля (384 - 322 до н. э.) - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; у некоторых виталистов особое нематериальное жизненное начало, творческая сила, якобы направляющая развитие организмов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВИТАЛИЗМ

лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась "машинная теория жизни". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д.

Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм".

С сер. 19 в. витализм уступил свои позиции альтернативной мировоззренческой позиции в биологии- механицизму Согласно последнему, все биологические явления могут быть сведены к законам физики и химии, а сама биология есть прикладной раздел этих наук. Механицизм полностью отвергает телеологию, а целесообразные свойства живых организмов объясняет результатом естественного отбора. Этот подход, доминирующий в биологии и в настоящее время, основан на расчленении биологических систем на отдельные составные части, выяснении их структур и анализе биологических функций как причинно-следственных цепочек, в ходе которых структурные элементы переходят из одного более или менее устойчивого состояния в другое. Он оказался чрезвычайно плодотворным для выяснения деталей механизмов, реализующих разнообразные биологические функции. Однако механицизм не дает ответа на основной вопрос биологии о природе биологического формообразования как процесса осуществления наследственных задатков во времени и в пространстве. В кон. 19 в. витализм возродился в форме неовитализма, или «практического витализма». В основу его легли открытые виталистом Г. Дришем основные принципы эмбрионального развития - «судьба части есть функция ее положения в целом» и «принцип эквифинальности», в соответствии с которым развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое «целое» обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении. Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов (холизм, органицизм, системность), были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке. К ним следует отнести различные варианты теорий специфических биологических (когерентных) полей (А. Г. Гурвич, П. Вейсс, Р. Шелдрей, Ф. А. Попп). Холистическое и системное мировоззрение послужило основой для разработки принципов теоретической биологии (Э. Бауэр, К. Уоддингтон, Л. фон Берталанфи), современных теорий самоорганизации (И. Пригожин, М. Эйген), а также биосферной концепции (В. И. Вернадский, Дж. Лявлок). Авторы этих теорий относили себя к сторонникам или противникам витализма в зависимости от их отношения к проблеме телеологии.

Однако виталистическое мировоззрение чаще всего подвергали критике за то, что оно ставит живое вне сферы действия физических законов. Наиболее последовательные виталисты, напротив, утверждали, что физические законы (в самом широком смысле) могут рассматриваться как частные случаи биологических законов (А. А. Любищев). В. Д. Воейков

Отличное определение

Неполное определение ↓


Витализм - идеалистическое направление в биологии, объясняющее жизненные процессы наличием в живом организме особой «жизненной силы». Виталисты утверждают, что органическая природа отделена глубокой пропастью от неорганической природы, ибо является следствием целесообразно направленных сверх материальных сил, подчиняющих себе все физико-химические процессы в живых существах. Витализм в первоначальном виде обнаруживается уже в представлениях первобытного человека о всеобщей одушевлённости природы. Идеалистические представления (см.) о «конечных причинах» и (см.) о целесообразно действующей причине («энтелехия») легли в основу всего дальнейшего развития витализма. Витализм всегда стремился утвердить свои позиции в области ещё не решённых проблем биологии. Так, в XVIII в. виталисты пытались доказывать, что без «жизненной силы» не может якобы осуществляться синтез органических веществ, входящих в состав живого тела.

Сокрушительный удар витализму в этом вопросе нанесло открытие немецкого химика Ф. Вёллера (1824), впервые синтезировавшего из неорганических веществ органическое вещество-мочевину. Ещё большее значение в сокрушении витализма имели работы русских химиков, разработавши методы лабораторного синтеза огромного числа органических веществ на основе созданной ими теории строения органических веществ. С тех пор органическая химия синтезировала сотни тысяч различных органических веществ, в том числе жиры, углеводы, гормоны, витамины и т. п.

Своё лжеучение виталисты стремились «обосновать» также тем, что в живой природе находит своё проявление так екая целесообразность, обусловливающая гармоническое устройство и приспособление организмов к условиям их существования. Эти измышления виталистов ревностно подхватили церковники для «доказательства» проявления в природе «премудрости божьей». Сокрушительный удар витализму и поповщине г этом вопросе нанёс (см.), доказавший, что гармоничные приспособления организмов к среде возникли не в результате «премудрости бога» или целесообразно действующих «жизненных сил», а в результате длительного исторического развития под действием естественного отбора. Тем самым Дарвин, как указывали Маркс и Энгельс, дал материалистическое объяснение проблемы органической целесообразности и изгнал телеологию из природы. Измышления виталистов, будто жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии, были полностью опровергнуты блестящими работами К. А. (см.) по фотосинтезу, доказавшими, что закон сохранения и превращения энергии находит своё выражение и в жизненных процессах организмов.

С наступлением эпохи империализма появляется новая попытка возрождения идеализма в биологии под названием «неовитализма». На Западе его представителями являлись Дриш, Икскюль и др. Лже биология Менделя, Вейсмана, Моргана является одной из разновидностей витализма. На Западе ныне наблюдается новый подъём витализма, причём его защитники пытаются на словах стать над материализмом и идеализмом, изобретая новые наименования для витализма.

Современный витализм стремится отстоять свои реакционные идеалистические позиции «решением» проблемы единства, целостности организма. Причину единства и целостности организма во всех проявлениях его жизнедеятельности виталисты усматривают в особой мистической жизненной силе, которую они обозначают новыми терминами вроде «энтелехии», «доминанты», «биологического поля» и т. д. Учение (см.) о ведущей роли центральной нервной системы в регуляции всех процессов жизнедеятельности высокоорганизованных существ даёт материалистическое решение проблемы организма как целого и тем самым выбивает виталистов из их последних позиций, на которых они пытались укрепиться. Критика витализма с позиций диалектического материализма дана Энгельсом и Лениным. С резкой материалистической критикой неовитализма, с защитой науки от идеализма выступили Э. Геккель, К. А. Тимирязев, (см.) и ряд других крупных естествоиспытателей

1) Витализм - (лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм ".

2) Витализм - (лат. vitalis - жизненный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых факторов («жизнен, порыв», «созидающая сила » и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее противопоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.

3) Витализм - (от лат. vita - жизнь) - учение о существовании "жизненного принципа ", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы " (А.Койре). Витализм нередко соединяется с панпсихизмом и анимизмом и противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики личностной жизни.

4) Витализм - (от лат. vita - жизнь) - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. В. противостоит объяснению жизненных процессов с позиций их механистического и физико-химического понимания. В XX в. идеи В. получили распространение в 20-е годы, когда в атмосфере послевоенного духовного кризиса были поставлены под сомнение ценности рационализма, механицизма и технического прогресса. Главными представителями В. были Дриш, И. Рейнке, Икскюль. Основные принципы, отстаиваемые ими: телеологическая причинность и целостность в объяснении живого; наличие специфических нематериальных, витальных факторов (энтелехия, доминанта), управляющих физико-химическими процессами в живом организме и определяющих направление его развития. По Икскюлю, каждый организм представляет собой подобие монады со своим собственным опытом и окружающим миром. В. повлиял на некоторых представителей философской антропологии. Последующий ход развития биологического знания оттеснил его в область натурфилософии.

5) Витализм - доктрина, объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа, например, « жизненная сила », « жизненный порыв ». Витализм противостоит как материализму, отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм), так и спиритуализму, объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм – это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм, считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей, либо зарождающейся формой.

6) Витализм - (лат. vitalis - живой, жизненный) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. "энтелехией", фактором "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. П.С. Карако

7) Витализм - (лат. "vita", " жизнь ") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

8) Витализм - (от лат. vitalis - жизненный) - взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического анализа. В 20 в. Рейнке, Дриш ("Philosophie des Organischen", 1928) и др. создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются "проспективная потенция элементов зародыша" (Дриш; см. Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус, Виртуальности гипотеза.

Витализм

(лат. vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. "энтелехией", фактором, "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект "нового" В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать смерть как "неделимое мгновение". Тремя "важнейшими нововведениями" Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез). - Ср. с мыслью Фуко: "Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм ".

(лат. vitalis - жизненный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых факторов («жизнен, порыв», «созидающая сила » и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее противопоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.

(от лат. vita - жизнь) - учение о существовании "жизненного принципа ", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы " (А.Койре). Витализм нередко соединяется с панпсихизмом и анимизмом и противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики личностной жизни.

(от лат. vita - жизнь) - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. В. противостоит объяснению жизненных процессов с позиций их механистического и физико-химического понимания. В XX в. идеи В. получили распространение в 20-е годы, когда в атмосфере послевоенного духовного кризиса были поставлены под сомнение ценности рационализма, механицизма и технического прогресса. Главными представителями В. были Дриш, И. Рейнке, Икскюль. Основные принципы, отстаиваемые ими: телеологическая причинность и целостность в объяснении живого; наличие специфических нематериальных, витальных факторов (энтелехия, доминанта), управляющих физико-химическими процессами в живом организме и определяющих направление его развития. По Икскюлю, каждый организм представляет собой подобие монады со своим собственным опытом и окружающим миром. В. повлиял на некоторых представителей философской антропологии. Последующий ход развития биологического знания оттеснил его в область натурфилософии.

доктрина, объясняющая физико-химические феномены в организме на основе витального принципа, например, « жизненная сила », « жизненный порыв ». Витализм противостоит как материализму, отрицающему специфику жизни и сводящему ее к очень сложным физическим феноменам (например, марксизм и, во времена Декарта, механицизм), так и спиритуализму, объясняющему жизнь духовным присутствием в нас: души или Бога (например, Лейбниц). Витализм – это одновременно и теория реальности, и отрицание механицизма. Это специфический реализм, считающий материю частным случаем или пограничным моментом жизни: ее либо деградировавшей, либо зарождающейся формой.

(лат. vitalis - живой, жизненный) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась " машинная теория жизни ". С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. "энтелехией", фактором "заключающем в себе цель ". Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. П.С. Карако

(лат. "vita", " жизнь ") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

(от лат. vitalis - жизненный) - взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического анализа. В 20 в. Рейнке, Дриш ("Philosophie des Organischen", 1928) и др. создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются "проспективная потенция элементов зародыша" (Дриш; см. Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус, Виртуальности гипотеза.

ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis – жизненный) – мировоззренческая позиция в биологии, согласно которой все живые системы принципиально отличаются от косных тел тем, что в основе их существования и проявлений жизнедеятельности лежит внутренне присущая им целесообразность, а их развитие является целенаправленным (телеология). Виталистическое мировоззрение берет свое начало от Аристотеля, считавшего главной биологической проблемой развитие и неразрывно связанное с ним формообразование, а также от его учения о четырех видах причин самодвижения живых тел. Последовательными виталистами были многие натуралисты (В.Гарвей, Г.Э.Шталь, К.Ф.Вольф, К.Линней, Ж.Бюффон, Г.Р.Тревиранус, К.Бэр), заложившие основы биологии как самостоятельной науки, ставящей своей задачей раскрыть собственные законы жизни, которые не сводимы к законам, определяющим явления неорганического мира. Однако в работах ранних виталистов попытки конкретизации принципа, руководящего жизненными проявлениями, свелись к постулированию существования сверхфизических, трансцендентных «сил» типа «vis vitalis» (жизненная сила), «оживляющих» материю. Такого рода постулаты не допускали опытной проверки и не способствовали развитию биологической науки.

С сер. 19 в. витализм уступил свои позиции альтернативной мировоззренческой позиции в биологии – механицизму . Согласно последнему, все биологические явления могут быть сведены к законам физики и химии, а сама биология есть прикладной раздел этих наук. Механицизм полностью отвергает телеологию, а целесообразные свойства живых организмов объясняет результатом естественного отбора. Этот подход, доминирующий в биологии и в настоящее время, основан на расчленении биологических систем на отдельные составные части, выяснении их структур и анализе биологических функций как причинно-следственных цепочек, в ходе которых структурные элементы переходят из одного более или менее устойчивого состояния в другое. Он оказался чрезвычайно плодотворным для выяснения деталей механизмов, реализующих разнообразные биологические функции. Однако механицизм не дает ответа на основной вопрос биологии о природе биологического формообразования как процесса осуществления наследственных задатков во времени и в пространстве.

В кон. 19 в. витализм возродился в форме неовитализма, или «практического витализма». В основу его легли открытые виталистом Г.Дришем основные принципы эмбрионального развития – «судьба части есть функция ее положения в целом» и «принцип эквифинальности», в соответствии с которым развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое «целое» обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении. Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов (холизм, органицизм, системность), были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке. К ним следует отнести различные варианты теорий специфических биологических (когерентных) полей (А.Г.Гурвич, П.Вейсс, Р.Шелдрей, Ф.А.Попп). Холистическое и системное мировоззрение послужило основой для разработки Принципов теоретической биологии (Э. Бауэр, К.Уоддингтон, Л. фон Берталанфи), современных теорий самоорганизации (И. Пригожин, М.Эйген), а также биосферной концепции (В.И.Вернадский, Дж.Лявлок). Авторы этих теорий относили себя к сторонникам или противникам витализма в зависимости от их отношения к проблеме телеологии.

Однако виталистическое мировоззрение чаще всего подвергали критике за то, что оно ставит живое вне сферы действия физических законов. Наиболее последовательные виталисты, напротив, утверждали, что физические законы (в самом широком смысле) могут рассматриваться как частные случаи биологических законов (А.А.Любищев).

Странно, что в начале двадцать первого века находятся те, кто всерьез воспринимает однобоким образом атомистскую теорию. Ну не может гора родить мышь, и из некоего праокеана не может выползти ни одна рыбка. А об обезьянах, которые какого-то рожна слезли с безопасных деревьев на вовсе небезопасную болотистую почву, кишащую тварями, чтобы, поколотив камнем о камень, превратиться в homo sapiens - и вовсе говорить только на научных коллоквиумах. Но верить в это...
Статья по сути повторяет известную байку: если посадить миллион обезьян за пишущие машинки и научить их лупить по клавишам, то через миллион или пару миллионов лет обезяны выдадут на-гора текст "Войны и мира". К этому аргументу прибегают эволюционисты, чтобы продемонстрировать, что перебор случайностей рано или поздно дает необходимый положительный результат. Но при этом до них не доходит простая вещь: чтобы обезьяны выдали на-гора "Войну и мир", потребна не-обезьяна, знакомая с "Войной и миром", которая бы распознала, что "это хорошо" и соответствует оригиналу! А если такой не-обезьяны нет, то наши подопытные шимпанзе и орангутаны будут и дальше лупить по клавишам, пока не сотворят "Братьев Карамазовых", "Божественную комедию", "Словарь Великорусского языка", "Путешествие на корабле "Биггль" и т.д. - но никогда об этом не узнают! Другими словами - нет критериев оценки происходящего. А в природе они есть, там действуют законы, в большей или меньшей мере соответствующие математическим, к примеру, - принципам "Необходимости и достаточности". Т.е. ничто не появляется в этом мире без необходимости и в количестве достаточном для поддержания гомеостаза открытой системы.
А вот наличие у нас головного мозга в таком виде и в таком объеме противоречит этому принципу! Физиологи утверждают, что мы используем мозг лишь на 5-10% в лучшем случае. За многие десятилетия научной деятельности Н.Бехтерева заметно "эволюционировала", отказалась от грубого материализма и заговорила о вещах, о которых говорят эзотерики. В интервью, данных незадолго до смерти, она признавалась, что есть нечто, непостижимое в нас, что мы действительно только в начале пути о психической деятельности человека... Но пусть Н.Бехтерева и физиологи ошибаются, допустим, что мы используем больший процент мозга - 50%, пусть даже - 90%. Вопрос, откуда у нас "лишние" проценты серого вещества? В рамках эволюционизма ответа нет.
Те, кто внимательно читал книгу иезуита и ярого эволюциониста Пьера Тейяра де Шардена "Происхождение человека" не мог не обратить внимания на некоторые детали: в трех местах истории он откровенно "плавает". Когда говорит о появлении живых организмов, когда говорит о появлении высших животных и, наконец, перед появлением человека. В этих местах он начинает подверстывать все, что попадается под руку, чтобы доказать, что появление организмов, филумов, видов и проч. чем-то обусловлено. И это "что-то" - Марксовский закон перехода количества в качество. А следующую главу начинает с УЖЕ СОСТОЯВШЕГОСЯ ФАКТА. Но простите, даже если вы соберете все тетрадки всех учеников России и Советского Союза за последние сто лет вы не получите Ленинки. Да даже захолустной сельской библиотеки не получится! КАЧЕСТВО РАЗНОЕ! А для оценки качества потребно наличие внешнего наблюдателя, который бы сказал: "Это хорошо", который был бы способен оценить качественные различия в материале.
Что касается ДНК, то опять натяжка - по сю пору мы не знаем, не понимаем, и не ясно, поймем ли механизм ее редупликации. Математическое моделирование показывает, что для этого необходимо наличие еще одной пространственной константы. Но если мы согласимся на наличие ее, то вправе будем допустить наличие еще ста, двухсот, трех миллионов пространственных констант. А это уже другая наука, в которой для эволюционной теории нет НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ оснований.