Кто такой бог Гефест в древнегреческой мифологии? Гефест - греческий бог огня, кузнецов.

Рождение Гефеста, бога огня. - Свержение бога Гефеста с Олимпа. - Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии. - Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери - богине Гере (Юноне). - Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом). - Сети бога Гефеста (Вулкана). - Кузница бога Гефеста (Вулкана). - Циклопы, работники кузницы Гефеста.

Рождение Гефеста, бога огня

Свержение бога Гефеста с Олимпа

Греческий бог Гефест (в римской мифологии - бог Вулкан ), - бог огня . Гефест олицетворял собою силу и творчество. Огонь был элементом бога Гефеста (Вулкана) подобно тому, как вода была элементом бога Посейдона (Нептуна).

По античным мифам, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот древние греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф о боге Гефесте. В современном греческом языке (новогреческом) до сих пор слово, обозначающее вулкан, происходит от имени бога Гефеста - ηφαίστειο [ифэ́стио].

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция Немировский Александр Иосифович

Гефест

Большая часть обитателей Олимпа правила миром, судила-рядила людей, ведала войной, охотой, искусством, но был среди них бог, которого можно назвать тружеником. Это Гефест , сын Зевса и Геры, покровитель огня и обработки металлов .

Божественной матери, как это было принято и на земле, показали новорожденного первой. Увидев хилое тельце Гефеста, роженица утратила пресловутое олимпийское спокойствие и, схватив свое дитя за ножку, швырнула вниз. Долго летел младенец, кинутый матерью, пока не упал в океан . Ему повезло. Неподалеку в волнах резвились Фетида, дочь морского старца Нерея, и ее подруга Эвринома, дочь Океана. Они подхватили несчастного ребенка и унесли в подводный лазурный грот, где девять лет тайком его выкармливали и пытались дать подобающее его природе воспитание. Но юный Гефест не любил ни музыки, ни танцев, в которых подруги знали толк. Не тянуло его и к войне – сказывалась хромота, полученная во время падения. Гефесту нравилось мастерить. Уже в детстве он научился превращать бесформенные куски золота и серебра в прекрасные ожерелья, браслеты, серьги, и его воспитательницы вскоре щеголяли в таких драгоценностях, каких не ведали ни земля, ни Олимп. Олимпийские богини, разумеется, сразу приметили, как похорошели обе обитательницы морских глубин. Вот когда Гера впервые пожалела, что так обошлась со своим сыном.

Вскоре ей пришлось пожалеть об этом еще раз. Гефест прислал в подарок матери чудесное золотое кресло. Богини окружили его, наперебой расхваливая работу. Гера же, подобрав длинные одеяния, величественно опустилась в него. И тут из поручней и ножек выскочили какие-то пружины и приковали Геру к сиденью и спинке прочными невидимыми путами. Испуганно заверещали богини. На помощь поспешили боги. Но даже сам Зевс не смог освободить супругу из золотого плена.

Пришлось отрядить на землю Гермеса. Явившись в кузницу на остров Лемнос , посланец богов застал Гефеста у горна. Его помощники дружно колотили молотами по металлу. Было шумно. И Гермесу никак не удавалось втолковать Гефесту, что Гере надо помочь.

– Какая мера? Какая ночь? – спрашивал притворщик, делая вид, что не понимает, чего от него хотят.

– Не мера, а Гера, – кричал Гермес изо всех сил, – твоя мать, ее надо освободить!

– Не понимаю, – упрямо твердил Гефест, продолжая работу.

Пришлось вызвать на помощь Диониса, который явился с мехом, полным неразбавленного вина. Дионис ничего не просил у Гефеста, а, напротив, предложил кузнецу полную чашу. Разгоряченный жаром, Гефест всегда испытывал жажду и пил воду целыми пифосами. Вино же ему особенно понравилось, и он, войдя во вкус, потребовал еще. Вскоре божественный кузнец настолько опьянел, что его можно было взвалить на осла и везти хоть в Тартар.

На Олимпе Гефеста подвели к креслу, и умелец, придя в себя, в одно мгновение освободил Геру. Отплатив за обиду, он больше не держал на мать зла и всегда принимал ее сторону, за что однажды поплатился: Зевс сбросил его на землю. Да и Гера поняла, как плохо она обошлась с сыном, и, чтобы искупить свою вину, упросила Зевса отдать в жены Гефесту появившуюся в то время на Олимпе красавицу Афродиту.

И Гефест зачастил на Олимп. Богам пригодилось его мастерство. Построил он для них золотые палаты. И о себе не забыл. Небесный дворец Гефеста был из трех металлов – золота, серебра и бронзы. Имелась в нем кузница с чудесными мехами, располагавшаяся, согласно одному из мифов, внутри Этны. По одному лишь слову Гефеста они сами раздували пламя, и ему оставалось лишь бросить в него руду, а потом перенести плавку клещами на наковальню. Чего только ни выковывалось чудодейственным молотом Гефеста – и эгида Зевса, и колесница Гелиоса, и чаши для амброзии и нектара, и украшения для обитательниц Олимпа, которые больше не смели потешаться над чумазым и хромым Гефестом.

Гефест вручает Фетиде оружие, изготовленное им для Ахилла (роспись на сосуде)

Сохранил Гефест и кузницу на Лемносе, где прошло его детство. Он работал там с кабирами, местными богами, которых миф превратил в помощников или даже сыновей Гефеста, и с карликом Кедалионом.

На Западе Гефесту принадлежали кузницы в Сицилии (под Этной) и на прилегающих к ней вулканических Эолийских островах. Эти мастерские, по преданию, сообщались между собой подземным ходом.

Всегда занятый любимым трудом, Гефест мало бывал дома, и Афродита в его отсутствие предавалась любви с Аресом. Узнав об этом от всевидящего Гелиоса, Гефест решил по-свойски наказать неверную. Он смастерил волшебную невидимую сеть и приладил ее к ложу. Как только Афродита и Арес возлегли, они оказались в ловушке. И тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.

– Смотри, Зевс! – гаркнул Гефест. – Вот как я наказываю за неверность.

Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных. Но Зевс грозно нахмурил брови. «Конечно же Афродита и Арес заслуживают осуждения, но кто дал этому чумазому право быть судьей?»

Пришлось Гефесту распустить сеть. Афродита скрылась от позора на своем острове Кипре. Арес утешился тем, что разжег еще одну кровопролитную бойню. Гефест же вернулся к своим мехам, молоту и наковальне. Работы у него прибавилось. Он стал обучать своему искусству людей. Обитавшие ранее в пещерах, они стали сооружать дома, наполнять их мебелью и всем, что необходимо для полного счастья. Поэтому они всегда помнили о боге-кузнеце и обращались к нему с мольбой:

– Милостив будь, о Гефест! Подай добродетель и счастье!

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

ГЕФЕСТ (ВУЛКАН) У этого бога огня и кузнечного ремесла странная история. По словам греческого писателя II века до н. э. Аполлодора: «Гера, миновав супружеское ложе, родила Гефеста; но, согласно Гомеру, и этого она родила от Зевса. Последний низверг его с небесных высот за то,

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

ГЕФЕСТ Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе. Он родился слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей богини некрасивого, хилого сына. Она схватила его и

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Сварог и Гефест – близнецы-братья Надобно сказать несколько слов о Свароге – боге огня у древних руссов. Согласно данным древнерусских поучений против язычников, культ Сварога был связан с древнегреческим Гефестом. В греческой мифологии Гефест – бог огня и кузнечного

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Бог огня: Агни-Семаргл-Гефест-Вулкан Среди скифских богов был образ «осеннего Марса», неизбежный во всех арийских религиях. Скифский «Чернобог» сопоставим с богом Марсом (Ареем), его весенняя ипостась - Геракл, а осенняя ипостась восстановима только по славянским

автора

7. Бог-кузнец Гефест-Сварог, упавший с неба и сломавший себе обе ноги «Древне»-греческая мифология много говорит о знаменитом боге Гефесте (Вулкане). Он был сыном богини Геры, жены Зевса, и сначала жил на Олимпе. Там ему построили кузницу (рис. 5.18 – Авт.), «где ни на миг не

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

18. Апостол Петр-Камень с ключами неба и бог Гефест-метеорит с небесными клещами. Падение Фаэтона и распятие Петра «стремглав» Вернемся снова к сказаниям об апостоле Петре и боге Гефесте. Мы уже видели, что оба жизнеописания в значительной мере являются отражениями одного

Гефест — бог огня в древнегреческой мифологии. По преданию матерью его была Гера, главная богиня. Отцом — главный на Зевс. Когда она увидела младенца, то ужаснулась. Родившейся младенец был больным и некрасивым, и богиня скинула его с Олимпа в океан. Но божественный ребенок не погиб, а был усыновлен морской нимфой Фетидой (прообраз русалки) и вырос в море. Будучи от рождения хромым и не особо красивым, он рос замкнутым и необщительным юношей. А так как душа его тяготела к прекрасному, то он занялся кузнечным делом и достиг в нем небывалых высот мастерства.

Возвращение на Олимп

Как-то узнав истину о том чей он сын, Гефест обиделся и возжелал мести. Он выковал для верховной богини, изумительный по красоте, золотой трон и послал ей его в подарок. Горделивая богиня сразу же опробовала дар и была прикована к нему невидимыми, прочными путами. Испуганные боги пытались ее освободить, но все усилия были тщетны. Тогда отправил , который имел крылатые сандалии и служил вестником богов, к создателю трона, для того чтобы он помог Гере. Но обиженный сын наотрез отказался помогать своей матери. Понимая, что возвратиться в одиночестве на Олимп он не может, бог хитрости позвал на помощь Диониса (бога виноделия). Подпоив Гефеста, им удалось разжалобить и уговорить мастера.

Отправившись на священную гору, кузнец простил и освободил богиню. В благодарность за помощь, отец отдал ему в супруги самую красивую представительницу небесного пантеона, богиню любви . Гефест очень любил свою жену, но в то же время сильно ревновал. Ведь она была ветряной и частенько изменяла грозному супругу. После многочисленных измен она стала жить с .

Другие небожители относились к нему двояко: с одной стороны, они боялись его силы и уважали за красоту созданных изделий. Но с другой стороны смеялись над его хромотой и неказистым видом, а также презирали за пристрастие к низменному плебейскому труду. Но кузнец, не обращал внимания на насмешки и построив для своей семьи на священной горе золотой дворец, он продолжил заниматься любимым делом.

Изделия бога кузнеца

Гефест единственный из древнегреческих богов занимался простым трудом. Он достиг в этом небывалого мастерства — в художественной ковке. Его ювелирные украшения почитали за счастье получить в подарок самые значимые богини небесного пантеона. Всем представителям божественного сообщества он выстроил роскошные чертоги из драгоценных металлов.

По преданиям этот искусный умелец изготавливал различное грозное оружие для собратьев и героев. Золотые скипетр Зевса, который мечет молнии, непробиваемые доспехи героя троянской войны Ахиллеса. Для лучшего стрелка Олимпа он выковал стрелу, которая всегда попадает в цель и возвращается назад к хозяину. А ещё он смастерил из меди двух свирепых быков и подарил их царю Колхиды для охраны золотого руна.

Еще одним творением этого мастера является знаменитый ящик в котором были заключены беды, несчастья и болезни. Открыв этот ларец, снедаемая любопытством, жена младшего брата Прометея, выпустила их в мир людей.

Изобретение колеса также приписывают этому богу. Придумав его, он сконструировал небесную колесницу бога Солнца Гелиоса, который выезжал на ней на рассвете. Следуя по млечному пути, небесной дороге, он нес свет всему живому.

Интересные факты

Для себя кузнец придумал и выковал двух прислужниц, неотличимых от живых юных девушек. Они исполняли его распоряжения и прислуживали за столом. Также по некоторым сказаниям, Пандора была сделана Гефестом по повелению Зевса. Сообща небожители наделили поделку красотой и различными талантами, а также неуемным любопытством и преподнесли ее в дар людям. На самом деле она должна была послужить для наказания людского рода, за то, что Прометей подарил им украденный с Олимпа огонь. Девушка блестяще справилась с возложенной на нее миссией.

Умение кузница было настолько велико, что позволило ему изготовить из слоновой кости лопатку для Пелопса. Когда Тантал в своей гордыне захотел доказать, что боги не могут знать всего, и выставил на, предназначенный для их угощения, стол блюдо, приготовленное из убитого сына. Возмущенные боги не тронули яство, исключением явилась, охваченная тоской по пропавшей дочери, Деметра, которая съела плечо юноши. Злодейский отец был наказан, а Пелопса боги оживили, вставив вместо недостающей части изделие мастера огня и горна.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Чтобы выделить из него, пожалуй, самого выдающегося персонажа. Бог Гефест, действительно, сильно отличается от иных представителей пантеона. Среди безупречно красивых, божественно совершенных олимпийцев нарочито уродливый кузнец стоит особняком. Впрочем, сила его в творческом начале. Умение созидать, а не внешняя оболочка, сделали из него достойнейшего из богов.

Гефест: рождение

Гефест был рожден Герой. А вот насчет отцовства Зевса мнения расходятся. По одним мифам, Гера произвела на свет отпрыска без участия своего мужа. Тем самым она отомстила последнему за рождение Афины, которая, как известно, появилась на свет из головы Громовержца. Но более популярна версия о том, что Гефест - сын Геры и Зевса.

Вот только с рождения малыш не отличался силой. Он был страшненьким и слабеньким. Гера устыдилась такого сына и избавилась от него, сбросив с Олимпа в море. Но не суждено было тому погибнуть, так как нашедшие его океаниды Фетид и Эвринома прониклись жалостью к несчастному младенцу. Они укрыли его в глубоком гроте и целых девять лет ухаживали за ним. Впрочем, будущий не остался в долгу. Он сотворил для своих приемных родителей множество чудесных украшений.

Возвращение на Олимп состоялось после примирения Гефеста с Герой. Сам Дионис сопровождал его обратно.

Второе падение, после которого божественный кузнец стал хромым, случилось уже по воле Зевса. Разъяренный властитель Олимпа сверг его с неба за то, что во время ссоры тот имел смелость вступиться за Геру. Считается, что это падение было очень долгим. Бог Гефест летел целый день, пока не упал на острове Лемнос уже на закате.

Стихия огня

Стихия огня всегда вызывала уважение, смешанное со страхом. Огонь волен созидать, а волен и беспощадно уничтожать. Пламя, вырывающееся из кратеров вулканов, сметает все на своем пути. Но то же пламя способно плавить металлы, придавая им форму оружия или утвари. Очень часто огонь воспринимается людьми как некое очищение. Стихия, которая может убить или возродить.

Бог огня Гефест символизирует в полной мере сложную природу пламени. Он сам не раз проходил через полное падение к новому возвышению. Его хромота и уродство есть следствие принадлежности к столь неукротимой стихии. Вулкан (а именно так называли Гефеста римляне) часто вызывает страх, он не кажется прекрасным. Но яркое пламя, горящее внутри него, - это огонь, полыхающий в горнах. Это выкованные доспехи, мечи, орудия труда, сосуды.

Место в пантеоне

Теперь уже становится понятным, почему греки, несмотря на их преклонение перед физическим совершенством, почитали кузнеца с Олимпа.

Именно Гефест, греческий бог огня, научил людей мастерству. Он считается покровителем ремесел. Ему человечество обязано знаниями по укрощению металла. В некотором роде он близок Афине. Как и богиня искусства, Гефест осеняет своей милостью художников, работающих с огнем. Те же ювелиры, создавая свои изящные изделия, используют стихию огня для плавки серебра либо золота. Да и кузнецы порой выковывают истинные шедевры. Из-под их молота выходят на свет хитроумные сплетения стеблей, бутонов и цветов. Не зря в жены столь необычному богу досталась Венера. рядом с грубым и уродливым мужем, чьи руки создавали удивительные вещи, подчеркивала мысль, что в подобном союзе рождается истинная гармония.

Бог-кузнец

Бог Гефест относится к тем редким богам, что не чурались труда и изобретательства. Даже всесильные жители Олимпа порой прибегали не к хитрости или божественному могуществу, а шли к хромому кузнецу за его чудесными «поделками». Гефест не отказывал в просьбе никому. Его руками созданы были скипетр и эгида Зевса, щит Геракла, вооружение Ахилла. На Олимпе возвышался дворец из бронзы, в котором была оборудована большая кузница. В ней-то и творил свою затейливую утварь Гефест.

Атрибуты бога-творца

У каждого олимпийца есть свой личный атрибут. Это своего рода олицетворение его сил и личностных качеств. Символ бога Гефеста - это наковальня и инструменты кузнеца. Именно они передают саму сущность божества.

Вообще, в искусстве принято изображать Гефеста очень сильным мужчиной с мощным торсом и руками молотобойца. При этом на голове у него часто красуется яйцевидный колпак, такой в Греции носили ремесленники. А ещё на Гефесте всегда надета короткая туника. Она характерна для рабочих, которые к тому же для удобства оставляли обнаженным правое плечо.

Ритуалы и поклонение

Как уже говорилось выше, греки с большим почтением относились к Гефесту. Особенно его культ был силен на Сицилии и в Кампании. Объясняется сей факт просто. Расположенные там Этна и Везувий всегда повергали местных жителей в трепет. Казалось, внутри этих гор постоянно бушует пламя. И никто, кроме Гефеста, неспособен вовремя его укротить. А ещё было поверье, что именно внутри этих вулканов располагаются знаменитые кузни бога.

Но и в Афинах отдавали дань уважения Гефесту. В его честь устраивались по большим праздникам ритуальные состязания с факелами. В подобных забегах участвовали юноши. Каждому их них в руки давали по зажженному факелу. А затем звучал сигнал к началу состязания. Все участники устремлялись к заранее обговоренной цели. Победителем объявлялся тот, кто достигнет финиша с непогасшим огнем. Именно ему и доставался приз.

В Риме культ огненного кузнеца не угас. Его храм располагался на неподалеку от цирка Фламиния. В честь хромого Вулкана устраивались даже специальные праздники, которые так и назывались - Вулканалии.

Художественное наследие

Бог Гефест знаком нам не только по дошедшим до нас греческим фрескам, росписям на вазах, скульптурам. Его мощная фигура легко узнается в более поздних римских изображениях.

Потом наступил небольшой период забвения. Казалось, греческие боги навсегда покинули умы людей. Они забыты и уже не вернутся. Однако эпоха Возрождения подарила нам новый взлет олимпийцев. Зевс, Ахилл, Венера, Арес - забытые было небожители, вновь воссияли во всей своей красе. Не обошли своим вниманием художники и божественного кузнеца. Вновь воспылал огонь в горне, снова сильные руки подняли молот.

Сюжет обыгрывается и современными художниками. Конечно, их произведения уже очень далеки от канона. Но зато они прекрасно передают саму суть огненного божества.

Творческий импульс

Вы можете задать вопрос: "А зачем нам знания о каком-то древнем божестве?" На самом деле, божество это на своем примером доказывает необходимость творческой активности и несгибаемости даже в условиях, когда все против вас. Несмотря на физические недостатки, Гефест смог стать одним из олимпийцев. Невзирая на болезненные падения, он вновь занимал свое место среди совершенных небожителей. Его тяга к творчеству вызывала и у божественных, и у человеческих созданий заслуженное уважение.

Часто приходится слышать сетования о том, что те или иные надуманные препятствия мешают самовыражению. Неудачи повергают в уныние, собственное несовершенство кажется непреодолимым. А приобретенное увечье ставит крест на дальнейшей жизни.

Но на примере Гефеста можно наблюдать, как неукротимый внутренний огонь и сила способны поднять из любой бездны. Для творческого начала неважно, насколько идеальными вы будете. Важно лишь ваше стремление к созиданию.