Как вызвать инспектора по пожарной безопасности. Новые правила пожарных проверок

В России, все что касается проверки пожарной безопасности, ее соблюдения предприятиями и гражданами, осуществляется Государственным (ГПН). Под проверкой противопожарного состояния объекта подразумевается выполнение требований пожарной безопасности на территории и в помещениях, которые используются предприятиями в ходе своей деятельности.


Проверка пожарной безопасности на предприятии осуществляется на основании приказа ГПН, подписанного начальством данного органа. Период проведения рейда — максимум 20 рабочих дней. Исключение составляют – особые ситуации, где требуется длительная экспертиза. Пожарная проверка организаций бывает плановая и внеплановая.

Плановые осуществляются согласно составленным графикам. Когда именно будет проводиться проверка противопожарной безопасности на предприятии можно посмотреть на сайте МЧС РФ. Публикация графиков происходит в январе. Плановый контроль может осуществляться исключительно лицом, прописанным в приказе. Если назначенное лицо по каким-либо причинам не может провести осмотр, то создается новый приказ. О дате проведении проверки сообщается заблаговременно (за 3 рабочих дня). В ходе осмотра объекта используется документ, в котором прописан определённый перечень вопросов, проверка проводится согласно этому списку. Такой подход позволяет уменьшить давление на бизнес и отследить работу ГПН.

Перед проведением внеплановой проверки, органы ГПН должны согласовать свой визит на предприятие с прокуратурой. Если рейд осуществляется на основании поступившей жалобы, то согласовывать свой визит с вышестоящими подразделениями не нужно. Достаточно направить извещение в правоохранительное подразделение за сутки до начала проверки. Рейд по жалобе может проводиться без предупреждения. Инспектор не вправе разглашать информацию о лице, написавшем жалобу.

Категории риска

Объекты, подлежащие проверке, имеют определенную категорию риска. Узнать к какой именно категории относится объект, можно, заглянув в постановление правительства, или уточнить у прикрепленного к организации . В некоторых случаях возможно изменение группы риска.

Руководителей объектов, которые подлежат осмотру, интересуют вопросы следующего характера: кто проверяет пожарную безопасность на объекте, что именно подлежит контролю и что нужно для пожарной проверки? В ходе рейда проводится контроль на соответствие объекта требованиям по пожарной безопасности, а именно:

  • соблюдение правил;
  • осуществление организационных мер по обеспечению пожарной безопасности;
  • наличие всей необходимой документации;
  • знание требований и правил пожарной безопасности;
  • готовы ли работники предприятия к действиям при возгорании;
  • содержание объекта согласно установленным требованиям;
  • правила поведения персонала;
  • все возможные въезды, подъезды и проезды необходимые для перемещения пожарного транспорта;
  • степени пожароопасности стройматериалов, используемых для отделки зданий;
  • выходы на крышу, чердачный отсек;
  • параметры сооружений, их категория огнестойкости;
  • присутствие защиты от короткого замыкания и перегрузки электросетей;
  • системы отопления и вентиляции;
  • соблюдение мер препятствующих распространению пламени;
  • склады ГСМ, лифты, шахты;
  • эвакуационные выходы, в каком количестве и где они размещены;
  • проводится ли очистка коммуникационных сетей, сооружений от воспламеняемых отходов;
  • первичные средства пожаротушения (в каком объеме, разновидности, марки, виды огнетушащего оборудования).

Рассмотрим какие права имеют инспекторы ГПН:

  1. Запрашивать документацию и данные для проведения контроля. При обнаружении недочетов инспектор имеет право запросить пояснение в письменном виде.
  2. Проводить исследования, экспертизы, беспрепятственный осмотр помещений.
  3. Применять устройства для фиксации проведения и данных о рейде, выявленных нарушений.
  4. Прибегать к помощи экспертных компаний с целью проведения различных исследований.
  5. Выдавать заключения о ликвидации обнаруженных несоответствий требованиям пожарной безопасности.

Лица, привлекаемые из экспертной структуры, обязательно должны быть прописаны в соответствующем распоряжении.

Инспектор пожарного надзора обязан:

  • осуществлять осмотр при предъявлении соответствующего удостоверения, копии приказа руководства ГПН;
  • предоставлять ответственному лицу объекта данные, документы и итоги рейда;
  • проводить запись о выполненной работе в специальном журнале;
  • по требованию руководства проверяемого объекта (назначенного лица) предоставлять данные об ГПН, участниках экспертизы и т.д., это важно для подтверждения полномочий.

Инспектору ГПН запрещается проводить осмотр объекта при отсутствии начальства. Изымать образцы какой-либо продукции для осуществления дальнейших исследований без оформления специального документа (протокола).

Для отстаивания своих интересов и законности требований проверяющих структур, необходимо обладать информацией об обязанностях этих структур.

Какие имеют права и обязанности проверяемые объекты?

Чтобы быть уверенным в законности своих действий, важно тщательно изучить свои права и обязанности. Перечислим, что разрешается проверяемому объекту:

  • присутствовать при осмотре комиссией и давать какие-либо разъяснения;
  • находиться при проверке может руководитель предприятия (или назначенное им лицо);
  • ознакамливаться с итогами проведенных работ, оставлять свое одобрение/несогласие;
  • вправе обжаловать заключение и действия пожарного инспектора, если были выявлены нарушения с его стороны.

Исполнитель проверяемого объекта обязан открыть доступ на территорию, во всевозможные помещения. Обеспечить присутствие лиц, отвечающих за пожарную безопасность и предоставить документацию о состоянии объекта.

Распространенные нарушения

Нарушения подразделяются на 3 вида: легкие, рецидивные и особого режима. Самыми распространенными нарушениями на проверяемых объектах являются:

  • поврежденные средства для ликвидации пожара, а также противопожарная защита;
  • ограниченные или закрытые эвакуационные пути/выходы;
  • нарушение правил обращения с огнем;
  • поджоги;
  • несоблюдение правил, и как следствие нанесение вреда здоровью человека.

Кто освобождается от пожарного контроля?

Правительством РФ составлен список тех, кто освобождается от плановых рейдов. Постановление действует до конца 2018 года. В этот список вошли представители малого и среднего бизнеса. Данное распоряжение не относится к социально значимым объектам, таким как: медицинские и образовательные учреждения, промышленный сектор, культурно-развлекательные объекты.

Внеплановый контроль пожарной безопасности может проводиться на любом объекте, его невозможно избежать.

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

«- Вам письмо из МЧС. - Что там? - Нас ждет проверка МЧС… - Что делать?»

Раз в три года проводится плановая проверка организации по вопросам защиты от распространения огня. К визиту инспектора Государственного пожарного надзора (ГПН) лучше подготовиться заранее. За три дня (или раньше) до ее начала к вам придет заказное письмо с копией соответствующего распоряжения. Основание:

  • истечение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию;
  • изменение класса пожарной безопасности;
  • истечение трех лет с момента последнего визита представителя ГПН.

Периодичность проверки МЧС регламентируется Федеральным законом. Как не ударить лицом в грязь и избежать штрафов?

Сроки и полномочия

Чтобы начать ревизию, у инспекторов ГПН на руках должны быть соответствующие документы: заверенная копия распоряжения и удостоверение. По закону, длительность плановой процедуры до 20 рабочих дней. При особых обстоятельствах ее срок может увеличиться еще на 20 рабочих дней. Но для этого нужны веские основания (необходимо провести исследования, экспертизу, завести расследование и так далее). Как только вы получаете уведомление о плановом визите надзора, не паникуйте и спокойно готовьтесь к предстоящему событию.

Что проверяет пожарный инспектор?

Осмотр объекта и подготовка документации

В процессе планового мероприятия инспектор проверит наличие утвержденных документов, осмотрит помещения и может взять образец продукции вашей компании. На всех этапах руководителю или ответственному за пожарную безопасность организации лучше присутствовать. Это нужно хотя бы для того чтобы инспектор мог показать и объяснить нарушения, если они будут выявлены. Вам будет проще понять их природу и способы устранения. К моменту проверки вы обязаны предоставить:

  1. Журнал о проведенных инструктажах с подписями сотрудников.
  2. Приказы о запрете курения, назначении ответственного за пожарную безопасность, содержании эвакуационных выходов.
  3. Копии справок для ответственного и охраны о необходимом минимальном обучении пожарной безопасности.
  4. Техническую документацию (акты проверки, отчеты, договора, расчеты, схемы).

Требования при проверке

Требования при проверке МЧС основываются на законодательных и нормативных актах. Важно, чтобы нормам соответствовали:

  • планы эвакуации людей;
  • акты о состоянии огнетушителей;
  • документация по и их обслуживанию;
  • система оповещения;
  • исправность пожарной сигнализации и так далее.

Отдельных документов требуют деревянные конструкции, вентиляционные ходы, сцена, кровля, электрика, подтверждающих проведение противопожарной обработки конструкций.

Очень важно, чтобы эвакуационные входы и выходы, коридоры, подвал, чердак не были загромождены посторонними и тем более горючими предметами и ветошью. Состояние электропроводки и вентиляции необходимо постоянно поддерживать в исправном состоянии, регулярно проводить профилактические мероприятия и подтверждать их актами выполненных работ и отчетом. Ведение конструктивного диалога, знание законов, элементарное спокойствие и уверенность помогут уменьшить количество выявленных нарушений и штрафных санкций.

Кадровая политика

Ключевая выявленная при проверке проблема — дефицит кадров. В пожарной охране текущий некомплект личного состава составляет 23,1 тыс. человек, некомплект дежурных караулов — 10,8 тыс., говорится в материалах доклада. «В министерстве существует ложное мнение о довольно благополучной ситуации с укомплектованностью дежурных караулов — около 90%. Штатная численность караулов не соответствует установленным требованиям. Например, численность боевого расчета на пожарном автомобиле составляет два-три человека вместо шести», — заявил Яцуценко.

По результатам проверки выяснилось, что после сокращения на 50% штата Государственного пожарного надзора на каждого из 9,8 тыс. инспекторов приходится более тысячи объектов (всего их в стране около 10 млн).

Проблемы с комплектованием офицерского состава выявлены в спасательных воинских формированиях Центрального федерального округа. В докладе говорится, что это произошло из-за отсутствия распределения выпускников профильных вузов в течение трех лет. Штатная численность не соответствует сложности и объему выполняемых задач также в авиационных отрядах МЧС и Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), укомплектованность которой составляет 82%, отмечено в докладе.

Дефицит кадров возник в результате оптимизации персонала, проходившей в 2014-2018 годах. Ее следствием стали сокращение числа плановых проверок и падение качества тушения пожаров и проведения спасательных мероприятий, заявил Яцуценко. С 2016 года МЧС не проверяло организации, выполняющие работы в области пожарной безопасности. «К примеру, в области монтажа систем пожарной безопасности работает более 50 тыс. организаций», — сообщил начальник национального центра. Он также отметил, что из-за системных ошибок и нарушений увеличилось количество пожаров, в том числе в торгово-развлекательных комплексах и торговых центрах. «Так, за шесть месяцев текущего года [в ТЦ и ТРК] произошло 56 пожаров, что на 75% выше, чем за аналогичный период 2017 года», — сообщил Яцуценко.

Без тыла и пожарной техники

Проверка также показала, что с 2014 года в МЧС были приняты управленческие решения, приведшие к «уничтожению системы материально-технического обеспечения». В материалах доклада говорится, что все специалисты в области тылового технического обеспечения были сокращены и уволены. «Единая система планирования и учета отчетности тылового технического обеспечения перестала существовать, — говорится в докладе, — этот процесс привел к разрушению вертикали управления тыла МЧС».

Проверка выявила критическое положение дел с оснащением спасателей и пожарных. «Обеспечение службы тыла и вооружения в 2018 году составляет: продовольствием — 88%, вещами — 21%, горюче-смазочными материалами — 36%, средствами на содержание техники — 20%», — отмечено в докладе. Что касается технического оснащения противопожарной службы, то налицо низкий процент укомплектованности пожарной техникой, оборудованием, имуществом и инструментом. В докладе сказано, что у 67% основной пожарной техники и 73% специальной техники превышены сроки эксплуатации: «Свыше 30% пожарных автомобилей находится в эксплуатации более 25 лет». Уровень вещевого обеспечения противопожарной охраны понизился до 46% от максимальной потребности, а обеспечения горюче-смазочными материалами — до 34%. Согласно новым нормам снабжения боевую одежду пожарным выдают один раз в четыре года.

Ненужные беспилотники

Яцуценко упомянул, что на вооружении МЧС находится большое количество беспилотных систем вертолетного типа: «Их технические характеристики не соответствуют потребностям: диапазон рабочей температуры составляет от 0 до 40 градусов, а максимальное время использования — 23 минуты».

Фото: Василий Кузьмиченок / ТАСС

Было также выявлено слабое финансирование поисково-спасательных формирований и авиации МЧС. «Недостаточно финансовых средств для технического обслуживания воздушных судов — фактически выделялось в два раза меньше средств от заявленных потребностей», — сообщил Яцуценко. В 2018 году из-за отсутствия денег авиационным отрядам выделили только 30% топлива от годовой потребности.

Сильно пострадала в МЧС и социальная сфера. «Системные ошибки финансирования привели к тому, что получение медицинской помощи сотрудниками МЧС сократилось на 70%. В 65 территориальных органах отсутствует медицинское обеспечение», — отмечено в докладе.

Также практически отсутствует система обеспечения сотрудников жильем, разрушена система управления капитальным строительством. «Общий объем незавершенного строительства составил около 31 млрд руб., не завершено строительство более 300 объектов, не достроены жилые дома с фондом 706 квартир», — отмечают проверяющие.

Гособоронзаказ без лестниц и рукавов

Аудиторы установили факты «необоснованного формирования параметров гособоронзаказа»: при формировании показателей на 2018-2027 годы не были учтены предложения научно-исследовательских подразделений МЧС, а также потребности боевых подразделений.

«Из госпрограммы вооружения исключены высотная техника, автолестницы, коленчатые подъемники в количестве 340 единиц на сумму более 1 млрд руб., боевая одежда пожарных в количестве 21 тыс. единиц на сумму более 75 млн руб., пожарные рукава — более 39 тыс. единиц на сумму более 170 млн руб.», — отмечено в докладе. Зато в госпрограмму вооружения включили 2 тыс. беспилотников на 450 млн руб. Реальная потребность в них, по словам автора, составляет лишь 88 штук.

Также Яцуценко сообщил, что в гособоронзаказе указаны 1360 дорогостоящих автоцистерн на сумму 24 млрд руб. «Стоимость этих автоцистерн в два раза превышает стоимость тех цистерн, которые закупали ранее в рамках оборонзаказа», — сообщил автор доклада.

Режиссер против министра

Прежний глава МЧС Владимир Пучков накануне своей отставки собрал журналистов федеральных СМИ и сообщил о сокращении количества пожаров в стране на 20%, улучшении пожарно-спасательных технологий и качественном рывке в области технического обеспечения. Пучков также рассказывал о высоком оснащении противопожарных подразделений современным оборудованием и модернизации системы управления министерства.

Перед этой встречей известный режиссер Никита Михалков в своей программе «Бесогон», выходящей на «России 24», раскритиковал работу МЧС. Программа была посвящена анализу причин пожара в кемеровском торговом комплексе «Зимняя вишня», в котором погибли 60 человек. Как утверждали авторы передачи, из МЧС сократили почти 60 тыс. человек, по состоянию на 2017 год в среднем по министерству было сокращено 30% личного состава, в караулах — до 50%. «То есть тушить пожары в 2017 году стало фактически некому», — резюмировал Михалков, отметив, что проблемы с обеспечением пожарных стали одной из причин трагедии в Кемерово.

Пучков называл обвинения бредом и утверждал, что у пожарных нет проблем с топливом, техникой и экипировкой.

Владимир Пучков не ответил на звонки и сообщения РБК. Комментируя его выдвижение в Совет Федерации, политолог Александр Пожалов отмечал, что после проверки системы пожарного надзора могут возникнуть претензии к команде бывшего министра. «Но переход в сенаторы показывает, что претензий лично к бывшему министру возникнуть не должно», — говорил эксперт.

Несоблюдение требований пожарной безопасности чревато для компании штрафными санкциями до 400 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Спрогнозировать возможные убытки в последнем случае достаточно проблематично, но в любом случае - не копейки. Следовательно, дешевле соблюдать, чем не соблюдать. А вот что и как - это мы вам расскажем.

Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентированы, прежде всего, нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 11. Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муници­пального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законом № 294-ФЗ устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при органи­зации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление госу­дарственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципаль­ного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Проверка органами государственного пожарного надзора также относится к сфере действия Закона № 294-ФЗ, организация же должна иметь внутренние документы, которые и будут проверяться инспекторами пожарного надзора по соблюдению требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной области.

Вал по плану, план по валу

Проверки организаций могут быть плановыми и внепла­новыми.

В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ предметом пла­новой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осущест­вления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведом­лении о начале осуществления отдельных видов предпри­нимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, выполнение предписаний органов государ­ственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспе­чению безопасности государства, по предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обя­зательных требований и (или) требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами
  • поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных пред­принимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного само­управления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, без- опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государ­ственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и на основании требо­вания прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные

Как указано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом доку­ментарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального пред­принимателя, устанавливающих их организационно-пра­вовую форму, права и обязанности, документы, использу­емые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требо­ваний, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержа­щиеся в документах юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудо­вания, подобных объектов, транспортных средств, произ­водимые и реализуемые юридическим лицом, индивиду­альным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осу­ществления их деятельности.

…порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации...

Следовательно, если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру.

Руководителю следует помнить о том, что внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?

Правила противопожарного режима в Российской Федерации были утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Указанные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель органи­зации может создавать пожарно-техническую комиссию.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хра­нения веществ и материалов, а также размещения техно­логических установок руководитель организации обеспе­чивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечи­вает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

На объекте с ночным пребыванием людей (в т. ч. в школах-интернатах, домах для престарелых и инва­лидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руко­водитель организации организует круглосуточное дежур­ство обслуживающего персонала.

На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, теле­фонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных про­дуктов горения.

На объекте с массовым пребыванием людей руководи­тель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практиче­ских тренировок лиц, осуществляющих свою деятель­ность на объекте.

…что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру…

Чтобы не было мучительно больно

Следовательно, согласно указанным Правилам на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим.

На наш взгляд, указанный приказ должен определять порядок функционирования и обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»).

Кроме того, необходимо регулиро­вать места хранения и допустимое количество единовременно находя­щихся в помещениях сырья, полуфа­брикатов и готовой продукции. Это относится к обязательным доку­ментам.

Также, как указывалось выше, на предприятии (в организации) должен быть приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за их проведение.

Также на предприятии (в организации) должны быть документы, регламентирующие вопросы о порядке действий работников при возникновении пожаров, о действиях при проведении осмотров помещений, должен быть утвержден порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.

Утверждать подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах.

На наш взгляд, разумнее иметь отдельные документы, чтобы быстрее ознакомить с ними сотрудников, и облегчить руководству контроль за исполнением.

Наконец, отдельным приказом нужно определить ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.).

Вместе с этим следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Все документы, о которых речь шла выше, должны быть в каждой организации, но есть особенности, предусмотренные Правилами.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению без- опасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.

…если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности…

Если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Если на предприятиях имеется оборудование с повышенной пожарной опасностью, то около каждого такого объекта необходимо повесить знаки безопасности.

На дверях производственных и складских помещений необходимо разместить информацию о категории пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок. Класс взрывоопасных и пожаро- опасных зон должны определять технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Если в организации будут в наличии перечисленные документы, то, на наш взгляд, это значительно упростит общение между представителями этой организации и контролирующими органами.

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована положениями ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

…за нарушение правил пожарной безопасности фирма может поплатиться штрафом от 150 тыс. рублей до 1 млн рублей...

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

Часть 2 статьи 20.4 гласит, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной без- опасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пяти- десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лег­кого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на гра­ждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятиде­сяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного мил­лиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение админист­ративного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятиде­сяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2334 КоАП РФ дела об админист­ративных правонарушениях в сфере пожарной безопас­ности рассматривают органы, осуществляющие госу­дарственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территори­альных подразделений.

Ольга Шибаева, эксперт журнала "Консультант"