Гост оформление отчета по научно исследовательской работе. Полная структура отчёта по научно-исследовательской работе

Недавно довелось прочитать несколько отчетов о научно-исследовательской работе. И пришла в голову мысль, что написание отчетов - это отдельное искусство. Этим умением должны владеть не обязательно ученые, а люди далекие от науки, но хорошо представляющие как показать «товар лицом». На самом деле, это низшая ступень «чиновников от науки» (хотя они иногда совмещают должность с руководящим постом). Они прекрасно представляют, что отчет будут оценивать наверху, т.е «чиновники от науки» высшей ступени. Что им нужно? Прежде всего, объем. Чем больше - тем лучше. Я как-то слышала своеобразный положительный отзыв в адрес одной научной группы. «Вы знаете, они действительно работают, во-оот такой отчет написали! (размер показывает руками)».

Кроме того, для отчета необходимы подписи лиц с регалиями, всяких профессоров, докторов, директоров и т.д. Пусть они не всегда отчеты читают, и возможно они не в этой области работают, но что им трудно, что ли, по знакомству визу поставить? Сегодня была передача по телевиденью, где обсуждалось исследование по новому материалу графену, как известно, удостоенное нобелевской премии в области физики 2010 года. В передаче известный наш исследователь Виктор Петрик, претендующий на первенство в открытии графена, приводил, как убедительный довод важности своей работы, подписи 21 профессора на его отчете.

Из содержания отчета важнее всего заключение, на втором месте - введение. Эти части читают почти все, кому приходится оценивать отчет. В заключении очень важно написать, что запланированная работа выполнена полностью. Можно, конечно, заметить, что отдельные трудности выполнения запланированных отдельных экспериментов связаны с недостаточной материальной базой и недостаточным финансированием. В то же время работа открывает перспективу для нового направления в приборостроении, метрологии, материаловедении и т.д. Если получится, можно оценить предполагаемый экономический эффект и обязательно сказать, что «по некоторым параметрам» мы впереди планеты всей.

Во введении ценится постановка задачи, опирающаяся на обзор предшествующих публикаций, из которых как можно больше должно быть иностранных. Даже если они имеют очень отдаленное отношение к предмету исследований. Статьи должны быть и старые, и современные. Чтобы показать вклад авторов отчета в науку, следует включить в обзор упоминания о практически всех их собственных публикациях, независимо от тематики. Сама постановка задачи должна быть современной, как говориться, «популярной» в наше время и поддерживаемой правительственными программами. Очень желательно хоть как-то связать работу с «нанотехнологиями». Сейчас важно также применить где-то «высокотехнологичные» производства и информационные управляемые сетевые ресурсы, и написать, что идеи, возможно, смогут получить дальнейшее развитие в будущем научном центре «Сколково».

Объем работы набирается элементарно. Например, берется один график, и затем он же строится в различных координатах, разрешениях. Или два графика, затем строится их отношение и делаются выводы о возможном влиянии одного на другое.

Что касается конкретно метрологии, то здесь очень выигрышно считается связать полученные результаты с таблицами СМС, показывающими уровень измерительных возможностей наших и иностранных лабораторий. Читала как-то доклад заведующей музеем ВНИИМ, и даже там, как высочайшее достижение ВНИИМ последних лет, упомянуты таблицы СМС, в которые, мол, ВНИИМ вписал огромное количество строк. (СМС - безусловно важный документ, но причем здесь наука и в чем собственно достижения? Известно, что СМС - таблицы измерительных возможностей и зависят от того, сколько импортного оборудования в лаборатории и может ли лаборатория принять участие в сличениях эталонов).

Я не хочу ни в коем случае сказать, что науки у нас нет. Правда, иногда попадаются отчеты и даже докторские диссертации, приводящие к размышлениям о том, что вокруг науки уж очень много «около научных» кругов. Заметьте, что термин «около научный» не я придумала. Также, термин «чиновники от науки» стал все чаще и чаще появляться в печати. На самом деле, это не что иное, как коррупция, и с ней надо бороться. Академия наук создала специальную комиссию по борьбе с фальсификациями в науке и уже разоблачила несколько «псевдо научных» открытий. Странно, но почему-то о моральной стороне науки у нас не принято говорить. Медицина - другое дело. Врач дает клятву Гиппократа, обязуясь не навредить больному. Если бы ученые тоже думали о моральной стороне своей работы, о честности, то, наверное, не было бы у нас столько «чиновников от науки».

С уважением,

Гл. редактор сайт
Моисеева Наталия Павловна

Другие статьи раздела

Комментарии:

Александр Магунов

Александр Магунов , 13.10.2010 03:10 | НИИПМТ

Наталия Павловна, в 1966 г. в книге “Физики шутят” была помещена статья, отрывки из которой приведены ниже. Ее можно найти в интернете. Дуайт Е. Грэй. Отчеты, которые я читал… и, возможно, писал… (\"Physics today\". 1960. Т.13, №11) В идеале основная задача каждого отчета состоит в передаче научной информации - передаче точной, аккуратной и недвусмысленной. Увы, на практике все \"отчеты\" разбиваются на множество категорий как по степени приближения к этому идеалу, так и по конкретным причинам, которые мешают его достичь. Ниже описаны и квалифицированы важнейшие категории, с которыми автору пришлось иметь дело на протяжении его пятнадцатилетней деятельности на поприще научной информации. В отношении самых бессмысленных отчетов следует сказать, что они не разбиваются на четкие, ограниченные, взаимоисключающие группы. Названия различных категорий я выбирал по доминирующему признаку, но в целом такие отчеты - \"народ не гордый\" и с легкостью перенимают друг у друга дурные привычки. 1.Загадочный отчет При чтении такой работы кажется, что автор почти намеренно пытается как можно дольше держать читателя в неведении относительно того, о чем, собственно, и зачем она написана. В некоторых случаях успех бывает полным, и загадка так и остается нерешенной до самого конца. Тайна, разумеется, еще более сгущается, если на документе стоит абсолютно не несущее информации название. 2.Отчет типа \"Повторите, пожалуйста, еще раз\" Чтобы достичь наилучших результатов, автор должен стремиться поддерживать на предельно высоком уровне два численных коэффициента - \"среднее число слогов в слове\" и \"среднее число слов в предложении\". В первом случае следуйте девизу: \"Никогда не употребляй односложного слова, если есть синоним из шести или семи слогов\". Ваш отчет особенно выиграет, если к тому же эти длинные слова вы будете употреблять не к месту. 3. Отчет типа “Пропала мысль” 4. Маскирующие отчеты Характерные особенности (они могут иметь место все сразу или в определенных комбинациях): А). Результаты представляются не полностью. Б). Полученные выводы не следуют из результатов. В). Приводимые рекомендации не следуют из выводов. В том же сборнике есть статьи и на другие темы: Л.Солимар “Как писать научные статьи” и К.Дарроу “Как выступать на заседании”.

Е Иванчура , 14.10.2010 01:10

где бы такой рариретет раздобыть? Раз законы общества не меняютс:) Думаю, тираж вряд ли был большим и в \"Старой книге\" не найти

Александр Магунов , 14.10.2010 02:10

Скачать эту книгу можно с нескольких сайтов. Например: http://lib.ru/ANEKDOTY/FIZIKI/fizikishutyat.txt Ее переиздавали в 90-е годы. А до того выходило расширенное издание под названием \"Физики продолжают шутить\".

Елена Иванчура , 14.10.2010 03:10

спасибо! скачаю обязательно - мне нравится этот жанр

Александр Магунов , 14.10.2010 08:10

В прошлом копии отчетов о НИР присылал Всесоюзный научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) по запросам организаций. В библиотеках НИИ лежали сотни таких отчетов других НИИ и вузов. Зачем их заказывали? В отчетах было больше данных, чем в статьях тех же авторов. Но отчеты всегда были второсортной научной продукцией, поскольку не рецензировались, не были рассчитаны на квалифицированного читателя и готовились наспех. В этом отношении все осталось прежним и сейчас. Наталия Павловна, во втором абзаце Вашего текста часть предложения просится в кавычки: “известный наш исследователь”. Известный своим безграмотным хвастовством. Персонаж, “претендующий на открытие графена”, знаком всем, кто читал пиесу “Ревизор”. Его бы никто не знал, если бы он не понадобился разворовывать бюджет.

Моисеева Н.П. , 20.10.2010 12:10 | ВНИИМ

Не хотелось бы ставить в кавычки профессора Петрика. Не хочется нападать конкретно на кого-то, у нас много профессоров, которые еще «не пойманы» на псевдонаучных идеях, стоящих больших денег. Я в заметке писала и том, как делаются отчеты, нацеленные именно на получение денег из бюджета или от богатых военных заказчиков. Проблема в том, что они оцениваются «чиновниками от науки» и фактически для них пишутся. Можно относиться с юмором к некоторым отчетам и даже классифицировать их как Дуайт Грей. Но за такие отчеты денег не дадут. Коррупция в научных кругах – дело серьезное. При таком положении дел, я сомневаюсь, что те 85 млрд. руб., которые направляются из бюджета на организацию научного центра «Сколково», будут способствовать развитию науки в нашей стране. Вообще, создание в одном особом месте на Земле «особой атмосферы научного центра» для «коммерциализации научных идей», очень смахивает на утопическую идею О. Бендера «Новые Васюки». И за эту идею мы платим из своего кармана. Впрочем, как и за перепись населения. А хотелось бы узнать, а чья это идея, организовать бумажную перепись населения в 21 веке и сколько денег на это выброшено, или «освоено»? Может быть когда-нибудь, когда снимут очередного крупного чиновника, мы и об этом узнаем.

Александр Магунов , 20.10.2010 09:10

Наталия Павловна, случайных научно-технических озарений не бывает. Для создания новых технологий надо закончить не психфак, а технический вуз, и просидеть несколько лет не в колонии и не в питерской мэрии, а в институтской библиотеке, да еще по 10-12 часов ежедневно работать в лаборатории. Происхождение в хозяйстве Петрика радиопрозрачных термостойких колпаков для ракет и установок для роста кристаллов уже раскрыто. Постепенно раскроется и все остальное, включая и фильтры. Кто ему подсказывает озарения и термины, не столь важно. Вчера ему давали время на Эхе Москвы. Там этот Леонардо не смог связно рассказать ни об одной из своих “работ”, потому что не владеет предметом. Зато он поведал о многих врагах и интригах, перечислял имена, названия институтов, показывал справки. Его увлекают склоки, потому что понимание не поднимается выше. Он не автор разработок, потому что автор всегда говорит в первую очередь о сути дела, остальное ему не важно. Петрик по восприятию правополушарник, он не способен к аналитической работе, последовательному мышлению и доведению озарений до технологий. Это не его озарения и не его технологии. С чем, по-моему, связаны патентования и прочие чудеса Петрика. Скорее всего, произошло отчуждение интеллектуальной собственности у робких и безвестных авторов, которых в питерских институтах достаточно. Институтам, находящимся в предынфарктном состоянии, добрые предприимчивые люди предлагали за небольшие деньги составить обзоры важнейших проблем, результатов, возможных применений. Эти обзоры попадали к обладателям денег, а от них к Петрику. Потом начиналось переоформление тематики под нового первопроходца. Создатели технологий разъясняли первопроходцу содержание и вероятные профиты от внедрений. Постепенно тот усваивал ключевые слова и логику изложения, проникался величием замысла и начинал с пафосом заявлять о своем приоритете. Именно поэтому, видимо, отсутствуют прямые доказательства участия первопроходца Петрика в исследованиях и разработках, по которым он впоследствии получил патенты. Есть несколько статей (последнего десятилетия), где он соавтор. Как и почему он оказался соавтором статей, не знаю, но патенты были раньше и взялись прямо из воздуха. Чтобы увидеть, что человек понимает и чего не понимает, надо дать ему слово. Оговорки, ошибки и бессмыслица в заявлениях Петрика говорят о его безграмотности (“В природе рубин получается в глубинах Земли при высочайшем давлении, температуре и при высочайшем вакууме”, “ Мы разрываем связи между атомами без всякой затраты энергии”, “ Впервые я создал технологию монокристалла кремния”, “Наночастица существовать не может” и т.д.). P.S. Ни Сколково, ни Роснано не рассчитаны на получение или использование научных результатов для общей пользы. У нас многое не соответствует заранее объявленным целям. Как известно, “то, что говорили у нас о коммунизме, оказалось неправдой; но все то, что говорили о капитализме, оказалось правдой”. Деньги налогоплательщиков идут не только на Сколково, но еще и на конференцию Температура, которая приходится Сколкову близкой родственницей. Проблема всегда ближе, чем нам кажется и хочется, и часто она даже не снаружи.

Моисеева Н.П. , 21.10.2010 12:10 | ВНИИМ

И все же, проблема не в Петрике. Дорога лженауке будет открыта, пока научные программы продвигаются политиками. Борис Грызлов говорил в своем интервью: “Два года назад мы провели партийный конкурс при участии комиссии высокого уровня - это были специалисты, дипломированные доктора наук, кандидаты, руководители предприятий, - эта комиссия признала, что из всего числа фильтров в закрытом режиме, лучшие параметры показал тот фильтр, которому был присвоен диплом лучшего фильтра в рамках проекта «Единая Россия»\". На госпрограмму \"Чистая вода\", при реализации которой должны использоваться \"фильтры Петрика\", в ближайшие несколько лет планируется выделить 165 млрд рублей. Не хочу особо защищать конференцию ТЕМПЕРАТУРА, но на нее из бюджета деньги не тратятся. Конференция проводится на взносы участников из пром. предприятий и взносы спонсоров-рекламодателей. Конечно конференцию нельзя пока назвать «научной», но для общения специалистов из промышленности она весьма полезна.

Александр Магунов , 25.10.2010 11:10

Наталия Павловна, политика, наверное, всегда действует на науку как нож – то отрубит ей пальцы, то ткнет в направлении, куда надо срочно двигаться, чтобы практический результат был готов сегодня к обеду. Это происходило и в 30-е – 50-е годы (известно из истории нашей науки), и в 70-е – 80-е годы (помнят многие из моего поколения), и сейчас. Просто прежде Петрики были менее известны потому, что предлагали военные проекты (сбивать ракеты сосредоточенной мыслью, подсмотреть секреты Пентагона с помощью обученного экстрасенса). Отчеты, диссертации, книги. Моральная разруха в науке поддерживается сейчас на всех уровнях, вверху с рвением, внизу молча. Отчеты – лишь маленький фрагмент всей картины. Почему Вам это показалось явлением необычным или новым, мне непонятно. Как раньше чиновники любили защищать диссертации по роли КПСС в чем угодно, по экономике социализма и слиянию города и деревни, так и сейчас депутаты и чиновники слезают с деревьев и несут свои диссертации на факультеты экономики, социологии, политологии и прочей патологии. И книги по федеральной программе научного книгоиздания бывают пустыми, и нередко такие книги появляются из технических вузов Москвы и Петербурга. Проблема в том, что не найти критических рецензий на конкретные отчеты, диссертации и книги. Для этого необходимо живое научное сообщество. Конференция. Если энтузиасты-температурометристы сами финансируют свою всероссийскую конференцию и не заглядывают в бюджет, тогда, конечно, задавать вопросы о ее тематике даже неприлично. Как говорят, “это моя рыба, захочу – покрашу, захочу - повешу”. Тому, что конференция “полезна для общения специалистов из промышленности” – верю, раз Вы так говорите. Для общения она, конечно, полезна, хотя нельзя исключить, что само-то это общение совсем бесполезно. Отчеты прежних времен. Из повести А.Платонова “Город Градов” (1926 г.): “В Москве руководители губернии говорили правительству, что хотя нельзя сказать точно, на что истрачены пять миллионов, отпущенных в прошлом году на сельское хозяйство, но толк от этих миллионов должен быть – все-таки деньги истрачены в Градовской губернии, а не в чужом месте, и как-нибудь скажутся. - Может, пройдет десять годов, а у нас рожь начнет расти с оглоблю, а картошка с колесо. Вот тогда и видно будет, куда ушло пять миллионов рублей!”

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

МАХКАМОВОЙ ГУЛЬМИРЫ ИЛЬХАМОВНЫ

ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ФЛЕШ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА ПО ИНФОРМАТИКИ.

Тема диссертации

Разработка и использование авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий (на примере подготовки будущих учителей английского языка)

Библиографическое описание

Агальцова Дарья Владиславовна

«Разработка и использование авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий (на примере подготовки будущих учителей английского языка)».

Кандидат педагогических наук: Москва, 2007-190с.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки теоретических аспектов создания и использования авторских приложений, реализованных на базе прикладных и инструментальных программных средств, и методических подходов к подготовке будущих учителей английского языка в данной области.

Объектом исследования является процесс разработки авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий, и их использования в учебном процессе.

Предмет исследования: теоретические аспекты разработки авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий, и их использования в учебном процессе, а также методические подходы к подготовке будущих учителей английского языка в данной области.

Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке теоретических аспектов создания авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий, и методических подходов к подготовке будущих учителей английского языка в данной области.

Гипотеза исследования : если разработка авторских приложений на базе прикладных и инструментальных программных средств будет основана на реализации психолого-педагогических и технико-технологических требований, то их использование будет ориентировано на обеспечение незамедлительной обратной связи; компьютерной визуализации учебной информации; автоматизации процессов поиска, ввода, получения, обработки учебно-методического материала; автоматизации процесса контроля результатов усвоения, а реализация методических подходов в области разработки и использования авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий, основанных на принципах формирования блочно-модульной структуры содержания подготовки, будет способствовать достижению эвристического уровня обученности в данной области

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

в определении этапов разработки авторских приложений, выявлении психолого-педагогических и технико-технологических требований к ним;

В теоретическом обосновании и формулировании принципов формирования структуры содержания подготовки будущих учителей английского языка в области разработки и использования авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий;

В разработке блочно-модульной структуры содержания подготовки будущих учителей английского языка в области разработки авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий, и их использования в учебном процессе.

состоит в разработке: программы, структуры содержания курса по английскому языку авторских приложений на базе средств ИТ для будущих учителей английского языка, методических рекомендаций по разработке авторских приложений на базе прикладных и инструментальных средств (MS Access, MS Power Point, Corel Draw, «Звукозапись», Nero, Macromedia Flash) и их использованию на различных этапах урока английского языка. Разработанный курс может быть использован в процессе подготовки будущих учителей английского языка, повышении квалификации учителей школ и средних специальных учебных заведений в области разработки авторских приложений и их использования в процессе обучения английскому языку.

Тема диссертации

Реализация возможностей информационных технологий в процессе совершенствования методических подходов к изучению русского языка.

Библиографическое описание

Курбатова Зинаида Яковлевна

«Реализация возможностей информационных технологий в процессе совершенствования методических подходов к изучению русского языка»

Кандидат педагогических наук. Москва, 2005-235 c.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования методических подходов к изучению учащимися русского языка на основе реализации возможностей средств ИТ в аспекте подготовки учителей к организации процесса обучения на основе использования программных средств обучающего назначения, прикладных программных средств общего пользования, электронных словарей, поисковых информационных систем в процессе осуществления учащимися информационной учебной деятельности и информационного взаимодействия в различных режимах их использования.

Объект исследования - реализация возможностей средств ИТ в процессе организации обучения на основе использования программных средств обучающего назначения, прикладных программных средств общего пользования, электронных словарей, поисковых информационных систем в различных режимах их использования.

Предмет исследования - методические подходы к организации процесса обучения на основе использования средств ИТ в профессиональной деятельности учителей русского языка при обучении ими учащихся применению программных средств обучающего назначения, прикладных программ общего пользования, средств автоматизированного контроля результатов обучения в различных режимах их использования.

Цель исследования - теоретическое обоснование педагогической целесообразности реализации возможностей средств ИТ в процессе изучения учащимися русского языка и разработка методических подходов к подготовке учителей русского языка к использованию средств ИТ в своей профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: реализация возможностей средств ИТ будет педагогически целесообразна и приведет к совершенствованию методических подходов к изучению русского языка если: использование средств ИТ будет осуществляться в условиях интерактивной обратной связи, компьютерной визуализации учебного материала, автоматизации процессов поиска учебной информации и контроля результатов обучения при условии включения их в структуру традиционно проводимого урока, без подмены функций учителя; содержание учебного материала в программном средстве обучающего назначения будет адекватно содержательным целям обучения, а дидактический материал будет представлен в обобщённом виде, с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и дифференцирован по степени сложности; структура и содержание обучения учителей русского языка использованию средств ИТ в своей профессиональной деятельности будут соответствовать педагогическим целям и основным направлениям подготовки учителя в условиях информатизации образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в выявлении педагогических целей использования средств ИТ в процессе обучения русскому языку и определении условий реализации возможностей программного обеспечения в процессе обучения русскому языку в условиях личностно ориентированного подхода; формулировании требований к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием средств ИТ на уроках русского языка; выявлении методических аспектов изучения русского языка с применением средств ИТ (на примере темы «Имя существительное как часть речи»); определении основных направлений использования средств ИТ в профессиональной деятельности учителей русского языка.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики организации проведения урока русского языка с применением средств ИТ; разработке структуры и содержания курса для учителей «Использование средств информационных технологий в процессе изучения русского языка»; разработке сценария программного средства обучающего назначения по теме «Имя существительное как часть речи» и сценария опорного конспекта; составлении информационной системы «Краткий орфографический словарь, синонимы и их разъяснения».

Тема диссертации

Технология разработки интерактивных средств обучения и методика их использования в курсе геометрии педвузов.

Библиографическое описание

Рыжков Андрей Игоревич

«Технология разработки интерактивных средств обучения и методика их использования в курсе геометрии педвузов».

Кандидат педагогических наук. Новосибирск,2006-198с.

Актуальность исследования обусловлена недостаточным качеством обучающих и контролирующих программ по математике для средней школы и отсутствием на рынке таких программ для вузов. Вызвано это, в первую очередь, отсутствием эффективных инструментов и технологии создания интерфейсов обучающих и контролирующих программ по математике. Следствием этого является недостаточно быстрое распространение практики внедрения ЭСО и низкая эффективность такого внедрения. Актуальность исследования также продиктована отсутствием специализированного подхода к созданию ЭСО математике: при разработке средств обучения для разных учебных предметов программистами используются одни и те же интерфейсы, не учитывая специфики содержания предмета, что также ограничивает качество обучающей программы.

Объект исследования - процесс обучения геометрии студентов педвузов с использованием интерактивных обучающих и контролирующих программ.

Предмет исследования - методика использования ИСО в курсе геометрии педвузов.

Гипотеза исследования : использование интерактивных средств обучения геометрии, разработанных на основе когнитивно-визуального подхода к обучению математике, позволит повысить качество обучения геометрии.

Научная новизна исследования заключается в том, что: -предложена технология создания ИСО, включающая методику их использования;

Экспериментально подтверждена эффективность данной технологии при создании ИСО геометрии;

Экспериментально подтверждена эффективность использования разработанных ИСО.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

Разработанные ИСО геометрии внедрены в учебный процесс на математическом факультете НГПУ;

Использование ИСО даёт положительный эффект при обучении студентов геометрии;

Разработанные ИСО являются в значительной мере адаптируемыми к школьному курсу математики;

Студенты математического факультета, обучавшиеся на спецкурсе, смогли разработать и применить на педагогической практике интерактивные средства обучения математике по различным темам школьного курса геометрии.

Тема диссертации :

Методика комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий в курсе общей биологии

Библиографическое описание

Лысенко Алексей Сергеевич

«Методика комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий в курсе общей биологии».

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования).

Кандидат педагогических наук. Санк-Петербург,2007-143с.

Актуальность исследования

В практике преподавания биологии учителя часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, громоздкость и неудобство ТСО, проблема обновления устаревшей информации и т. д. Большую часть этих проблем может решить использование компьютера, но здесь необходим учет тех положительных моментов, которые предоставляются традиционными средствами (особенно средствами натуральной наглядности), применяемыми в сочетании со СНИТ.

Процесс расширения применения средств новых информационных технологий в различных образовательных областях, в том числе в школьной биологии, требует серьезного анализа с позиций дидактической и методической обоснованности применения тех или иных средств обучения. Перед учителями, методистами, организаторами образования встает целый ряд вопросов, требующих методической разработки.

Объектом исследования является система средств обучения биологии.

Предмет исследования - методика комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий в курсе общей биологии.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены возможности и методические условия комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий. С позиций системного, комплексного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов обоснована методика комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий в курсе общей биологии. Определены методические требования к созданию комплексов учебного оборудования (включая традиционные и новые средства). Сконструирована модель методики комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий. Выявлено оптимальное сочетание методов и методических приемов в условиях комплексного использования данных средств.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации методики комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий (в курсе «Общая биология») и определении ее влияния на формирование знаний, умений и мотивации обучения у школьников. Разработанные теоретические основы и методика могут быть использованы при обучении биологии в общеобразовательных школах, а также в педагогических вузах, в учреждения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Тема диссертации:

Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии.

Библиографическое описание

Ларских Зинаида Петровна

«Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии»

Теория и методика обучения. Доктор педагогических наук.

Москва,2000-449с.

Актуальностью исследования является поиск путей снятия острых противоречий между потребностью современной начальной школы в инновационных технологиях обучения, направленного на развитие творческих способностей учащихся в области усвоения орфографии, и недостаточным использованием на практике потенциальных возможностей адаптивного (индивидуально-дифференцированного) подхода, учитывающего личную мотивацию, предполагающего использование целевых программных средств.

Объект исследования - процесс формирования орфографических знаний, умений и навыков младших школьников.

Предмет исследования - теория и практика методического обеспечения процесса адаптивного обучения орфографии в начальных классах, осуществляемого с компьютерной поддержкой.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: разработаны теоретические основы концепции методики адаптивного обучения орфографии с компьютерной поддержкой для начальной школы. Определено место компьютерной обучающей системы (КОС), состоящей из пакета комбинированных программ, в модели учебно-методического комплекса по изучению такого раздела школьного курса русского языка как орфографий.

Тема диссертации :

Формирование общеучебных умений использования информационных и коммуникационных технологий у младших школьников в процессе обучения информатике.

Библиографическое описание

Федосеева Анна Петровна

«Формирование общеучебных умений использования информационных и коммуникационных технологий у младших школьников в процессе обучения информатике».

Теория и методика обучения и воспитания.

Кандидат педагогических наук. Омск,2004-181с.

Актуальность исследования. В современных условиях информатизации образования происходит расширение перечня общеучебных умений учащихся в основном за счет умений, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), на что указывают многие ученые, такие как С.А. Бешенков, A.A. Кузнецов, М.П. Лапчик, B.C. Леднев, Е.И. Машбиц, A.B. Хуторской и др., и что нашло отражение в концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе. В ней отмечено: «Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер» По мнению М.П. Лапчика, эти умения и навыки могут быть доступны младшим школьникам. Возможность и перспективность раннего обучения информатике обосновали многие исследователи, в частности, С.А. Бешенков, Т.А. Бороненко, А.Г. Гейн, A.B. Горячев, А.П. Ершов, A.A. Кузнецов, B.C. Леднев, Н.В. Макарова, Е.И. Машбиц, А.Л. Семенов, Н.И. Пак, С. Пейперт, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, Н.Д. Угринович, Б. Хантер, Е.К. Хеннер, С.А. Христочевский и др. Очевидно, что в связи с более ранним изучением информатики становится реальной возможность уже на начальной ступени обучения, организовать процесс по формированию у школьников общеучебных умений использования ИКТ. Такой подход способствует целенаправленной подготовке учащихся к систематическому использованию ИКТ в непрерывном самостоятельном пополнении и углублении знаний, в разнообразной учебной, творческой и практической деятельности.

Объект исследования: процесс обучения информатике младших школьников.

Предмет исследования : процесс формирования общеучебных умений использования информационных и коммуникационных технологий у младших школьников в курсе информатики.

Научная новизна исследования заключается в обосновании того, что совершенствование таких компонентов методической системы обучения информатике учащихся начальной школы, как цели, содержание, средства должно исходить из приоритетности формирования общеучебных умений использования ИКТ.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана программа формирования общеучебных умений использования ИКТ для учащихся начальной школы.

2. На основе этой программы разработана программа курса информатики для начальной школы направленного на формирование общеучебных умений использования ИКТ.

3. Разработан дидактический материал, обеспечивающий процесс формирования общеучебных умений использования ИКТ в курсе информатики и направленный на повышение уровня самостоятельности младших школьников при использовании средств ИКТ в учебной деятельности.

Тема диссертации:

Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование"

Библиографическое описание

Кайсина Анна Владимировна

«Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование"»

Теория и методика профессионального образования.

Кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург,2011-221с.

Актуальность исследования.

В связи с программой модернизации российской системы образования в условиях информатизации и демократизации общества в последнее время уделяется большое внимание развитию профессиональных компетентностей учителей в области использования информационных технологий обучения.

Среди множества современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании, одно из ведущих мест занимают мультимедиа технологии. Мультимедийные средства обучения оказывают комплексное психолого-педагогическое воздействие на обучаемого. Они позволяют обеспечить интерактивность взаимодействияучащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, а также позволяют интенсифицировать обратную связь в процессе обучения.

Объект исследования.

Профессиональная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в области создания мультимедиа средств учебного назначения.

Предмет исследования.

Технология создания учебного мультимедиа средства, основанная на реализации базовой модели учебного мультимедиа средства.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

Разработана новая базовая модель учебного мультимедиа средства, обладающая, свойствами программной, платформенной и предметно-содержательной независимости;

Впервые предложена универсальная технология создания учебного мультимедиа средства, определяющая этапы существования разработанной модели.

Практическая значимость исследования состоит в разработке: учебной программы дисциплины «Информационные технологии в образовании»; учебно-методических пособий по созданию мультимедиа средств обучения с использованием программного обеспечения Macromedia Flash MX, интерактивных досок фирм Hitachi, ActivStudio, InterWrite, в основу построения содержания которых положена предложенная модель учебного мультимедиа средства и технология его создания; образовательной программы повышения квалификации педагогов «Создание мультимедиа средств обучения с использованием интерактивной доски» и соответствующего учебного ресурса дистанционного обучения для работников системы образования по теме «Использование интерактивной доски в процессе обучения».

Научные статьи

Тема научной статьи:

Использование flash-анимаций в учебном процессе

Библиографическое описание

Покорная О. Ю.

Научная статья

URL

(дата обращения:10.10.2015).

Актуальность исследования

Важнейшей задачей процесса модернизации современного российского образования является повышение качества образования. Инновационные технологии способствуют развитию творчески активной личности обучаемых студентов, раскрыть их творческие способности и увлечь наукой, дать хорошие знания. Одним из методов повышения качества образования при изучении естественно-научных дисциплин, в частности, высшей математики, является использование современных интерактивных средств обучения. Их использование на лекциях и практических занятиях способно качественно улучшить методику преподавания, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Тема научной статьи:

Macromedia flash professional как средство создания обучающих программ и электронных учебников

Библиографическое описание:

Кинтонова А.Ж., Кутебаев Т.Ж., Ахметова Г.М. Научная статья

URL: (дата обращения: 24.01.2016).

Актуальность исследования

Внедрение мультимедийных технологий в сферу образования сделало возможным использование компьютерных программ как иллюстративных материалов, проведение тестирования и контрольных работ при помощи компьютерной техники, сочетая традиционные домашние задания с творческими. Стала возможной организация дистанционных уроков. Многие задания по предмету в компьютерном варианте (или выполняемые при помощи компьютерной техники) позволяют развить творческие способности учащихся, взглянуть на предмет с разных сторон и проявить себя в новой деятельности или ситуации. Широкое внедрение информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей. При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников и программ, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом к информации предстанут перед обучающимися. В педагогике наглядность всегда считалась и считается одним из важнейших принципов обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности.

Тема научной статьи:

Применение flash-технологий на занятиях по математике .

Библиографическое описание

Пупонина О.С.

Научная статья.

URL:

Актуальность исследования

Еще недавно оператор ПК считался узким специалистом. Сегодня пред- ставители самых разных профессий являются активными пользователями компьютеров, а компьютер стал таким же обыденным инструментом, как авторучка. И профессия преподавателя не является исключением. Однако время идет быстро, и сегодняшний день требует от преподавателя не только навыков пользователя, но и знаний основ дизайна и программирования. Обучающие программы, тестовые системы, web-ресурсы, электронные базы данных и справочники – все это новая информационная среда, в которой развивается современное образование, и к которой адаптируются студенты и преподаватели. Но можно и саму эту среду адаптировать к конкретным дидактическим задачам, условиям учебного процесса. Создание авторских обучающих приложений решает многие проблемы обучения. Одной из тех- нологий, на основе, которой можно легко создавать различные приложения, является технология Flash.

Тема научной статьи:

Модернизация занятий по математике в контексте реализации инновационных технологий.

Библиографическое описание

Лялькина А.Т.,Нонишнева Н.К.

Научная статья.

URL:

Актуальность исследования

Проникновения вычислительной техники практически во все сферы человеческой деятельности привело к тому, что главной задачей системы образования сегодня становится подготовка новых поколений к условиям жизни и профессиональной деятельности и компьютеризированной среде общества.

Тема научной статьи:

Определение и дидактическая конструкция методики использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Библиографическое описание

И. Н. Семенова, А. В. Слепухин.

Научная статья.

URL:

Актуальность исследования

В условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в традиционный образовательный процесс и необходимости разработки соответствующего методического обеспечения для практического применения ИКТ формулируется определение методики использования технологий и рассматривается идея построения дидактической конструкции методики использования ИКТ в учебном процессе.

Тема научной статьи:

Интеграция информационных технологий в учебный процесс

Библиографическое описание

Ю.Ф. Шуберт, директор Тольяттинского технического колледжа ВАЗа, засл. учитель РФ, докт. пед. наук,

Н.П. Шуберт, зам. директора, канд. пед. наук.

Научная статья

URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / integratsiya - informatsionnyh - tehnologiy - v - uchebnyy - protsess

Актуальность исследования

Для конкурентоспособного специалиста важны умения быстро осваивать новые технологические средства, повышать свой профессиональный уровень. Указанные качества особенно важны при формировании профессиональной компетентности специалистов технического профиля. Одной из значимых компетенций таких специалистов должна стать способность к самообразованию, саморазвитию и самостоятельному освоению новаций, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Тема научной статьи:

Использование информационно – коммуникационных технологий в организации обучения в начальной школе

Библиографическое описание

С. В. Юркина, г. Нижневартовск, Россия

Научная статья

URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / ispolzovanie - informatsionno - kommunikatsionnyh - tehnologiy - v - organizatsii - obucheniya - v - nachalnoy - shkole

Актуальность исследования

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество, и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Тема научной статьи:

Использование информационных и коммуникационных технологий в педагогических исследованиях

Библиографическое описание

СТАРИКОВ С.А

Научная статья

URL:

Актуальность исследования

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества дела- ет возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы по педагогике. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения, хранения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)

Тема научной статьи:

Организационно-педагогические модели использования средств информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе

Библиографическое описание

Л. Л. Босова Национальный фонд подготовки кадров, г. Москва

Научная статья

URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / organizatsionno - pedagogicheskie - modeli - ispolzovaniya - sredstv - informatsionnyh - i - kommunikatsionnyh - tehnologiy - i - elektronnyh

Актуальность исследования

Современный учебный процесс строится на основе широкого использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Во-первых, это делает обучение более привлекательным с точки зрения учеников, предлагая им в школе те же технологии, которые они применяют для связи и развлечений вне школы и, тем самым, способствует уменьшению разрыва между обучением в школе и обучением, которое происходит вне школы.

Во-вторых, и это самое главное, ИКТ позволяют реализовать активно-деятельностное обучение, учитывающее потребности и склонности каждого обучающегося. Современное техническое оснащение школ, использование средств ИКТ в учебном процессе создает необходимые условия для широкомасштабного внедрения прогрессивных педагогических технологий, применение которых в массовой школе ранее была невозможно.

Тема научной статьи:

Применение интерактивных флеш-технологий на уроках физики как средство виртуализации лабораторных работ

Библиографическое описание

Авдулова Ирина Васильевна, г. Курск

Научная статья

URL : http :// www . prodlenka . org / metodicheskie - razrabotki / poleznosti / dlja - uchitelja /156808- primenenie - interaktivnyh - flesh - tehnologij - na -. html

Актуальность исследования

Внедрение информационных технологий в процессе обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю новые возможности. Цель информатизации отечественного образования - это изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях становления «новой» школы, которая призвана решать задачу подготовки молодежи к жизни в информационном обществе.

Новые возможности для системы образования дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделирования. Интеграция этих инструментов порождает новое качество в познании мира. С помощью интерактива, мультимедиа и моделирования мы получаем не описание реальности в символьных абстракциях как, например, в обычном учебнике, а более полную модель окружающего мира, которую можно характеризовать как лучшее представление об этом мире. Все это позволяет нам при совершенстве компонентов, использовать термины «виртуальная реальность» и виртуализация лабораторных работ.

Виртуализация лабораторных работ имеет целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок), можно попробовать экспериментировать и с «эффектом Доплера», и проводить разные эксперименты

Тема научной статьи:

Использование flash технологий на уроках физики для решения сложных задач

Библиографическое описание

Минкин А.В., Исрафилова А.Р.

Современные научные исследования и инновации.

URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30628 (дата обращения: 20.10.2015).

Актуальность исследования

На уроках физики важное место занимает демонстрационный физический эксперимент и лабораторные работы. Лабораторные работы по физике формируют у учащихся практические умения и навыки. На лабораторных занятиях ученики, при работе с физическими приборами и установками, познают закономерности физических процессов и явлений. Физический эксперимент помогает более полно представить физическое явление. Большое количество демонстраций и экспериментов на уроках физики требует и достаточно большое количество лабораторного оборудования. Таким образом, для организации полноценного урока по физике требуется достаточно много времени и усилий со стороны учителя. Однако существует ряд физических процессов и явлений, когда традиционные методы получения учебной информации или не эффективны, или невозможны (например, при изучении атомной физики), и тогда нам на помощь приходят компьютерные виртуальные лабораторные работы. В этом случае использование учащимися компьютера на уроке физики, с одной стороны позволяет им использовать свои навыки и умения работы с компьютером для изучения физических объектов и явлений, повышая интерес к предмету, с другой стороны, компьютер становится для них источником получения новой информации, способствуя углубленному пониманию учебного материала. Реализованные таким образом физические эксперименты требуют только наличия компьютера в кабинете физики.

Тема научной статьи:

Использовании компьютерных технологий на уроках математики в школе.

Библиографическое описание

О. В. Тюгаева

Научная статья

URL:

Актуальность исследования заключается в различных подходах к использованию информационных технологий на уроках математики. В качестве компьютерной поддержки предлагается применение на уроках программного обеспечения для различных разделов математики.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании давно обсуждается на страницах методических журналов. Учителям очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера повышает интенсивность урока; использование материала для дифференцированного подхода к обучению способствует индивидуализации обучения. Информационные технологии в совокупности с гуманитарно-ориентированными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения.

Тема научной статьи:

Применение инновационных технологий в ходе учебного процесса в школе

Библиографическое описание

Турабаева Л.К.

Научная статья

URL:

Актуальность исследования

В настоящее время в конкурентноспособной социальной среде совершенствование качественных характеристик человека безусловно требует необыкновенного, иного мышления и творческой деятельности. Информатизация в области образования не только совершенствует формы и методы организации преподавания, вместе с тем создает условие появления новых методов управления и контроля всего учебного про- цесса. Правильное использование информационных технологий дает возможность накапливать учебно-методические материалы, совершенствовать эффективность применения учебных материалов, появляется возможность работать с личными программами, становится эффективным подготовка к занятию и его проведения, учитель раз- множает дидактический материал, контролирует уровень знания учеников.

Тема научной статьи:

Использование информационных технологий в начальной школе.

Библиографическое описание

Мартыненко Е. В.

Научная статья

URL:

Актуальность исследования

Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    игровая деятельность;

    создание положительных эмоциональных ситуаций;

    работа в парах;

    проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его использовать на уроке? На помощь пришёл компьютер. За последнее время произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Тема научной статьи:

Информационные технологии в школе

Библиографическое описание

Сикоева Е.А.

Научная статья

URL:

В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

Количество рассмотренных источников___22__ шт. Из них диссертаций __7___ шт., научных работ __15_____шт.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРА

Тема исследования

Применение флеш-технологий для разработки электронного ресурса по информатики.

Актуальность исследования

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование флеш-технологий в образовательных дисциплинах.

Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения школьников, и, в первую очередь, использование флеш-технологий в учебно-воспитательном процессе.

Цель и задачи исследования

Цель: разработать электронный ресурс с помощью флеш-технологий и показать в применении.

Задачи:

    Ознакомится с теоретическими основами работы с флеш-технологиями;

    Изучить понятие флеш-технология;

    Изучить методы наглядного обучения в школе;

    Приобрести навыки по работе с мультимедийной платформой Adobe Flash;

    Приобрести навыки по работе с языком программирования "Actionscript3";

Научная новизна

Разработанный электронный ресурс с помощью флеш-технологии может быть использован в обучении, на усмотрение учителя, так же может быть использовано учеником при самостоятельном изучении темы.

Практическая значимость

В отличие от обычных средств обучения, флеш-технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить умственные способности учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Введение во flash-технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . - Загл. с экрана.

    Власов А.И. Введение во flash-технологии [Электронный ресурс] / А.И. Власов. – Режим доступа: . – Загл. с экрана.

    Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах) [Текст] / Ф.С. Воройский. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.- С. 334 - 337.

    Все о сайтах для бизнес: создание и реконструкция сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp ://www .antula .ru . – Загл. с экрана.

    Кувакина Е.В. Компьютерная поддержка учебных предметов начальной школы. Материалы международной конференции «ЧтенияУшинского», Ярославль, ЯГПУ: 2005. С. 160-162

    Кувакина Е.В. Роль компьютера в преподавании курса русского языка. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского», Ярославль, ЯГПУ: 2006. С. 112-117.

    История программы Flash [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . - Загл. с экрана.

    Колин К.К. Информационная технология как научная дисциплина [Текст] / К.К. Колин // Информационные технологии. - 2001. - N 1. - С. 2 - 10.

    Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]: Учебное пособие / И.С. Пилко. - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с. - (Серия «Библиотека»).

    Попов В.А. Учебные проекты на Macromedia Flash [Текст] / В.А. Попов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.: ил. – (Б-ка «Первого сентября». Информатика; Вып. 2 (8)).

    Попов В.А.. Macromedia Flash 2005 к урокам [Текст] / В.А. Попов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.: ил. – (Б-ка «Первого сентября».Информатика; Вып. 1.).

    Работа с данными, музыкой и видео [Текст]. – М., 2005. – 422 с.

    Советов Б.Я. Информационные технологии [Текст]: учеб.для вузов / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - 2-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2005. - 263 с.: ил.

    Филинова О.Е. Информационные технологии в рекламе [Текст]: учеб.пособие. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. - 238 с.: ил. - (Информатика в вузе).

    Яцюк О.Г. Компьютерные технологи в дизайне [Текст]: справочное и практическое руководство / О.Г. Яцюк. – М., СПб., 2005. – 445 с. – (Мастер).

    Технология Flash [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . - Загл. с экрана.

    Банников С.В. Компьютерные технологии в работе учителя./ Справочник классного руководителя. - 2007. №12.

    Flash МХ 2004: теория и практика [Текст] / Под ред. Д.В. Лещев. – М., 2004. – 386 с.

    Flash технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . homestyle . ru / rus / menu /2/12 . - Загл. с экрана.

    Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.

    Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3

    Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

    Наглядные пособия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://np.prosv.ru/info.aspx?ob_no=17979#2009 - Загл. с экрана.

    Обучающие и развивающие детские компьютерные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://gamesforbaby.org/games . - Загл. с экрана.

    Методическая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2.- Загл. с экрана.

    Миняйлова, Е.Л. Информатика: 9 класс: учебный курс / Е.Л. Миняйлова, Д.А. Вербовиков, Н.Р. Коледа. – Минск: Аверсэв, 2009.- 172с.:ил.-(Школьникам, абитуриентам, учащимся).

    Терещук, В.А. Информатика в школе: создание анимации и презентации в теории на практике/В.А.Терещук, Г.Т.Филиппова.-2-е изд.-Минск: Аверсэв,2009.-91с.:ил.-(школьникам, абитуриентам, учащимся).

    ActionScript для Adobe Flash , Клин Мук, - СПб: Символ-Плюс, 2004.

    Семакин И.Г-информатика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://76308s012.edusite.ru/DswMedia/informatikaiiktbazovyiykurs_8kl_semakinidr_2005.pdf.

Введение

Отчет о НИР--научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывающий процесс или результаты научно-технического исследования или состояние научно-технической проблемы.

При выполнении НИР, кроме заключительного отчета о работе в целом, могут быть составлены промежуточные отчеты по отдельным этапам НИР. Отчет о НИР подлежит обязательному нормоконтролю в организации-исполнителе. При проведении нормоконтроля рекомендуется руководствоваться ГОСТ 2.111.

Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, и за соответствие его требованиям настоящего стандарта несет организация-исполнитель. Структурными элементами отчета о НИР являются: титульный лист; список исполнителей; реферат; содержание; перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.

Целью данной работы является изучение сущности и правил написания научно-исследовательской работы.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи работы:

В теоретической части рассмотретьотчет о результатах научно-исследовательской работы (НИР), формы оформления результатов НИР. Структура и составные части отчета о НИР: содержание, введение, основная часть, заключение. Основные требования по оформлению.

Выполнить практическое задание.

Разработать словарь терминов.

Отчет о результатах научно-исследовательской работы (НИР)

научная исследовательская работа отчет

По окончании НИР (этапа / стадии) необходимо сдать заключительный отчет. Отчет представляется вместе с информационной картой (ИК). Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственного стандарта, регламентирующего общие требования к отчету и правила его оформления .

Общие требования и правила оформления

Отчет о НИР является научно-техническим документом, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе (ее этапе). Выпуск отчета о НИР должен быть предусмотрен техническим заданием, планом или программой выполнения работы. При выполнении НИР могут быть выпущены заключительный отчет о работе в целом и промежуточные отчеты по отдельным этапам НИР. Отчет о НИР составляется исполнителями работы, рассматривается и утверждается в установленном порядке.

Общими требованиями к отчету являются:

Четкость и логическая последовательность изложения материала;

Убедительность аргументации;

Краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

Конкретность изложения результатов работы;

Одновременно с подготовкой отчета ответственный исполнитель в соответствии с установленным порядком государственной регистрации и учета НИР заполняет информационную карту утвержденного образца.

Отчет о НИР (ее этапе) должен содержать:

Титульный лист;

Список исполнителей;

Реферат;

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов;

Введение;

Основную часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

Титульный лист является первым листом отчета и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения:

1) наименование организации - исполнителя НИР;

3) номер государственной регистрации, а также инвентарный номер отчета (организацией-исполнителем не проставляется). Эти данные размещаются одно под другим;

4) графы согласования и утверждения;

5) наименование работы;

6) наименование отчета;

7) вид отчета (заключительный, промежуточный)

8) номер (шифр) темы;

9) должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы руководителей организации-исполнителя НИР, руководителей НИР;

10) место и дата составления отчета.

Если отчет о НИР состоит из двух и более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий титульному листу первой книги и содержащей сведения, относящиеся к данной книге.

В список должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей НИР, ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших творческое участие в выполнении работы.

Если отчет выполнен одним исполнителем, его фамилию, должность, ученое звание и подпись помещают на титульном листе.

Реферат должен содержать:

Сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве книг отчета, количестве использованных источников, языке (если текст написан не на русском языке);

Перечень ключевых слов;

Текст реферата.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание реферируемого отчета. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые.

Текст реферата должен отражать:

Объект исследования или разработки;

Цель работы;

Метод исследования и аппаратуру;

Полученные результаты и их новизну;

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики.

Область применения;

Экономическую эффективность или значимость работы;

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если отчет не содержит сведений по какой-либо структурной части реферата, то в реферате отражают только оставшиеся части, сохраняя последовательность изложения .

Содержание включает наименование введение, всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета о НИР. При оформлении отчета, состоящего из двух или более частей (книг), в каждой из них должно быть свое «Содержание». При этом в первой книге помещают содержание всего отчета с указанием номеров частей, в последующих -- только содержание соответствующей части. Допускается в первой книге вместо содержания последующих книг указывать только их наименование. В отчете о НИР объемом менее 10 страниц содержание допускается не составлять.

Если в отчете принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в отчете в виде отдельного списка. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа -- его детальную расшифровку.

Если в отчете специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение отчета должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения НИР. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.

Во введении промежуточного отчета по этапу НИР должны быть приведены цели и задачи исследований на этапе и их место в выполнении НИР в целом и обоснование выделения этапа.

Во введении заключительного отчета о НИР помещают перечень наименований всех подготовленных промежуточных отчетов по этапам и их инвентарные номера.

Основная часть отчетов о научно-исследовательских работах должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты выполненной НИР.

Основная часть должна содержать:

Выбор направления исследований, включающий обоснование выбора принятого направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, разработку общей методики проведения НИР;

Теоретические и (или) экспериментальные исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики, обоснование выбранного метрологического обеспечения работ, данные об объектах измерений, измеряемых величинах и средствах измерений, их метрологические характеристики, оценку правильности и экономичности выбора средств измерений и методик выполнения измерений, сведения об их аттестации, оценку погрешности измерений, полученные экспериментальные данные;

Обобщение и оценка результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

В зависимости от особенностей выполнения НИР основную часть излагают в виде текста, таблицы, сочетания иллюстраций и таблиц или сочетания текста, иллюстраций и таблиц.

Основную часть отчета следует делить на разделы и пункты. Разделы основной части могут делиться на пункты или на подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

Заключение должно содержать:

Краткие выводы по результатам выполненной НИР или отдельных ее этапов, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР, оценку технико-экономической эффективности внедрения. В заключении к отчету о НИР, для которой определение технико-экономического эффекта невозможно, необходимо указывать народно-хозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы;

Оценку научно-технического уровня выполненной НИР в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.

Материалы, дополняющие отчет;

Промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

Таблицы вспомогательных цифровых данных;

Протоколы и акты испытаний;

Описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

Инструкции и методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения НИР;

Иллюстрации вспомогательного характера;

Копию технического задания на НИР, программы работ, договора или другого исходного документа для выполнения НИР;

Акты внедрения результатов исследований и др.