Чем отличается преступление от других. Понятие и виды уголовных преступлений

Книга: Уголовное право Украины. Особенная часть

3. Отличие преступления от других правонарушений

1. Преступление - не единственный вид правонарушения. Поэтому возникает вопрос о месте преступления в системе правонарушений, отграничения его от других правонарушений: административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вопрос это не только теоретическое тот или иной вид правонарушений влечет за собой разную по строгости ответственность, различные ограничения для лица, его совершившего. Поэтому правильное определение вида правонарушения имеет большое практическое значение не только для охраны общественных отношений, но и для защиты прав лиц, которые их совершили.

2. Анализ понятия преступления показывает, что именно его общественная опасность, ее степень раскрывают сущность преступления как вида правонарушения. Поэтому в уголовном праве обоснованно признается, что именно общественная опасность является тем критерием, который должен быть положен в основу отграничения преступления от других правонарушений. Однако относительно вопроса, каким образом она выполняет эту разграничительную функцию, среди ученых нет единства.

Существуют два различных подхода к решению этого вопроса. Одни юристы, отграничивая преступление от других правонарушений, считают, что только преступление имеет общественную опасность, что это специфическое социальное свойство только преступления. Другие правонарушения не являются общественно опасными: им присуще такое свойство, как общественная вредность. Т.е. согласно такой точки зрения имеет место качественное различие в социальной природе преступления и иных правонарушений: преступление по своей природе - это общественно опасное деяние, а иным правонарушением такое социальное свойство не присуще, они являются лишь общественно вредными, то есть способны причинять вред отдельным государственным, общественным, личным интересам. Таким образом, согласно этой точке зрения, преступление и другие правонарушения - качественно самостоятельные виды правонарушений не только за правовой природой, признаком противоправности, но и за их социальным содержанием - материальному признаку.

Другая точка зрения исходит из единства социальной природы всех правонарушений - их общественной опасности. Поэтому различие между преступлением и другими правонарушениями определяют по степени общественной опасности. Специфика преступления оказывается именно в повышенной степени общественной опасности: он всегда является более опасным, чем любое другое правонарушение. А потому отличие преступления от других правонарушений отличается количественной, а не качественной характеристикой.

Такая точка зрения является более обоснованной, поскольку любое правонарушение причиняет вред (или содержит в себе угрозу причинения вреда) определенным общественным отношениям, что и определяет его социальную и правовую природу как правонарушение. Но степень общественной опасности различных видов правонарушений разная, а преступления в системе правонарушений - наиболее опасные. Это обусловлено и важностью объекта, посягательство на который признается преступлением, и характером и тяжестью вреда, способом совершения деяния, формой и степенью вины, мотивами и целью, а также всеми другими объективными и субъективными его признаками. Такой вывод подтверждается сравнительным анализом преступлений и других правонарушений, в частности, наиболее близких к преступлениям административных деликтов.

3. Согласно ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях «административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность». Часть 2 ст. 9 Коап предусматривает, что «административная ответственность за правонарушения, предусмотренные этим Кодексом, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Исходя из этого, можно выделить следующие признаки административного правонарушения: 1) противоправность - правонарушение предусмотрено в Кодексе Украины об административных правонарушениях; 2) виновность - оно должно быть совершено умышленно или по неосторожности; 3) правонарушение посягает на охраняемые законом объекты; 4) административная наказуемость - административными правонарушениями могут быть признаны только такие деяния, за которые предусмотрены меры административного взыскания. Мерами административного взыскания являются; предупреждение, штраф, уплатное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы, административный арест.

Сравнение понятий административного правонарушения и преступления позволяет определить их общие признаки. Много общего и в характере мер воздействия (штраф, лишение специального права, исправительные работы предусмотрены в ст. 24 Коап в качестве меры административного взыскания, а в ст. 51 УК - как виды уголовного наказания). Однако сравнение близких по характеру действий административных правонарушений и преступлений четко показывает их различие в степени общественной опасности, а соответственно, и разная степень строгости одноименных мер воздействия.

Прежде всего акцентируем внимание на том обстоятельстве, что особая важность ряда объектов, например, основ национальной безопасности Украины, жизни, здоровья человека, исключает признание посягательств на них административными правонарушениями. Поэтому государственная измена, убийство, тяжкое телесное повреждение могут считаться лишь преступлениями. Посягательство же на другие объекты, например, собственность, общественный порядок, хозяйственную деятельность, могут быть как преступлениями, так и административными правонарушениями. Однако в этих случаях их правовую природу определяют тяжесть вреда, опасность способов, форма и степень вины, мотивы, цель, повторность и другие признаки. Так, например, ст. 164 Коап предусматривает ответственность за «занятие хозяйственной деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законом», а статья 202 УК признает это деяние преступлением, если оно было связано с получением лицом дохода в крупных размерах. Нарушение требований законодательства о труде предусмотрено в ч. 1 ст. 41 Коап как административное правонарушение. Если же такое правонарушение было грубым, то оно является преступлением и влечет уголовную ответственность на основании ст. 172 УК.


1. Уголовное право Украины. Особенная часть
2. 1. Понятие уголовного права
3. 2. Общая характеристика нового Уголовного кодекса Украины
4. 3. Задачи, функции и принципы уголовного права
5. 4. Система уголовного права
6. 5. Уголовное право и смежные отрасли права
7. 6. Наука уголовного права
8. Глава 2 Уголовная ответственность и ее основания 1. Понятие уголовной ответственности
9. 2. Основания уголовной ответственности
10. Раздел 3. Закон об уголовной ответственности 1. Понятие закона об уголовной ответственности
11. 2. Структура Уголовного кодекса
12. 3. Толкование закона об уголовной ответственности
13. Раздел 4. Действие закона об уголовной ответственности во времени и пространстве 1. Действие закона об уголовной ответственности во времени
14. 2. Действие закона об уголовной ответственности в пространстве
15. Раздел 5. Понятие преступления 1. Понятие преступления и его признаки
16. 2. Значение ч. 2 ст. 11 УК Украины для понятия преступления
17. 3. Отличие преступления от других правонарушений
18. 4. Классификация преступлений
19. Раздел 6. Состав преступления 1. Понятие и значение состава преступления
20. 2. Элементы и признаки состава преступления
21. 3. Виды составов преступлений
22. 4. Квалификация преступлений
23. Раздел 7. Объект преступления 1. Понятие объекта преступления
24. 2. Предмет преступления
25. 3. Виды объектов преступлений
26. Раздел 8. Объективная сторона преступления 1. Понятие и значение объективной стороны преступления
27. 2. Общественное опасное деяние (действие или бездействие)
28. 3. Общественно опасные последствия: понятие, виды, значение
29. 4. Причинная связь между деянием (действием или бездействием) и общественно опасными последствиями
30. 5. Место, время, обстановка, способ и средства совершения преступления
31. Раздел 9. Субъект преступления 1. Понятие и виды субъектов преступления
32. 2. Понятие невменяемости и ее критерии
33. 3. Ограниченная вменяемость
34. 4. Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
35. Раздел 10. Субъективная сторона преступления 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления
36. 2. Понятие и значение вины
37. 3. Умысел и его виды
38. 4. Неосторожность и ее виды
39. 5. Смешанная форма вины
40. 6. Мотив и цель преступления
41. 7. Ошибка и ее значение для уголовной ответственности
42. Раздел 11. Стадии преступления 1. Понятие и виды стадий преступления
43. 2. Законченное преступление
44. 3. Незаконченное преступление и его виды
45. 4. Приготовление к преступлению
46. 5. Покушение на преступление
47. 6. Уголовная ответственность за незаконченное преступление (за приготовление к преступлению и за покушение на преступление)
48. 7. Добровольный отказ от совершения преступления
49. Раздел 12. Соучастие в преступлении 1. Понятие и признаки соучастия
50. 2. Виды соучастников
51. 3. Формы соучастия
52. 4. Ответственность соучастников
53. 5. Специальные вопросы ответственности за соучастие
54. 6. Причастность к преступлению
55. Раздел 13. Повторность, совокупность и рецидив преступлений 1. Вступительные замечания
56. 2. Единичное преступление как составной элемент множественности преступлений. Виды единичных преступлений
57. 3. Повторность преступлений
58. 4. Совокупность преступлений
59. 5. Рецидив преступлений
60. Раздел 14. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
61. 2. Необходимая оборона
62. 3. Задержание лица, совершившего преступление
63. 4. Крайняя необходимость
64. 5. Физическое или психическое принуждение
65. 6. Исполнение приказа или распоряжения
66. 7. Деяние, связанное с риском (оправданный риск)
67. 8. Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытой преступной деятельности организованной группы или преступной организации
68. Раздел 15. Освобождение от уголовной ответственности 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
69. 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 45 УК)
70. 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением виновного с потерпевшим (ст. 46 УК)
71. 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с передачей лица на поруки (ст. 47 УК)
72. 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст. 48 УК)
73. 6. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 49 УК)
74. Раздел 16. Понятие и цели наказания 1. Понятие наказания
75. 2. Цель наказания
76. Раздел 17. Система и виды наказаний 1. Система наказаний
77. 2. Основные наказания
78. 3. Дополнительные наказания
79. 4. Наказания, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные
80. Раздел 18. Назначение наказания 1. Принципы назначения наказания
81. 2. Общие принципы назначения наказания
82. 3. Обстоятельства, которые смягчают и обременяют наказание
83. 4. Назначение наказания за незаконченное преступление и за преступление, совершенное в соучастии
84. 5. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
85.

Третий этап квалификации состоит в определении соответствия состава общественно опасного деяния составу преступления, предусмотренного соответствующей нормой УК./Он завершается ссылкой на статью (статьи) УК, по которой квалифицировано содеянное.

Распространены следующие квалификационные ошибки: привлечение к уголовной ответственности за малозначительные деяния, формально содержащие признаки состава преступления, но лишенные общественной опасности; неустановление причинной связи между действиями (бездействием) и общественно опасными последствиями; отграничение косвенного умысла и неосторожности в виде легкомыслия, небрежности от случая, разграничение простых и сложных составов преступлений, совокупности преступлений.

Статистическое изучение квалификационных ошибок следственно-судебными органами при обобщении практики предоставляет достоверную информацию для дальнейшего совершенствования уголовного законодательства и правоприменительной практики.

Последовательность процесса квалификации преступлений состоит в установлении объекта, объективной подсистемы (стороны), субъекта и субъективной подсистемы (стороны) состава преступления.

Третье значение состава преступления - быть главным основанием индивидуализации наказания (см. ст. 60 УК «Общие начала назначения наказания»). Судьи , назначая виды и размеры наказания подсудимым, в первую очередь учитывают характер и степень общественной опасности преступления, представленные в его составе и соответствующей норме УК.

Проблема квалификации преступлений в учебной и монографической литературе чаще рассматривается применительно к квалификации конкретных преступлений. Действительно, в квалификации преступлений нормы Общей части Кодекса применяются в сравнительно небольшом объеме. Участвуют (на них ссылаются в обвинительных заключениях и приговорах) нормы: о приготовлении к преступлению и покушении на преступление, о соучастии, о совокупности преступлений. Так, если кража была прервана собственником имущества (хозяин вошел в квартиру во время кражи), то виновное лицо отвечает за покушение на кражу, и его деяние квалифицируется не только по статье, предусматривающей ответственность за кражу, - ст. 158 УК, но и по ч. 3 ст. 30 УК, которая отражает факт совершения неоконченного преступления - покушения на кражу. Также по двум статьям - ст. 33 УК и соответствующей статье Особенной части Кодекса - квалифицируются действия соучастников, непосредственно не исполнявших состава преступления, например пособников или подстрекателей. Квалификация по статьям Общей части Кодекса вызвана тем, что в Особенной части составы конструируются в диспозициях уголовно-правовых норм как оконченные и как выполненные непосредственно исполнителем.

Больше норм Общей части Кодекса участвует в квалификации преступления при установлении отсутствия состава преступления. Например, процесс квалификации преступления завершается заключением об отсутствии состава преступления, когда принят новый закон, отменяющий уголовную ответственность за данное деяние, а также при невменяемости. Отсутствие состава преступления тогда фиксируется ссылкой на соответствующую норму. Аналогичную роль выполняют нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, о добровольном отказе.

Несомненным достоинством действующих УК РФ и кодексов других стран СНГ является заметное увеличение числа норм, регламентирующих правила квалификации преступлений. К примеру, в ч. 1 ст. 10 УК РФ говорится о квалификации преступлений при обратной силе уголовного закона; в ч. 1 ст. 17 - о квалификации при совокупности преступлений, а в ч. 3 этой статьи - о квалификации деяний при конкуренции норм; в ч. 2 ст. 29 - о квалификации неоконченных преступлений; в ч. 5 ст. 34 - 0 квалификации неудавшегося соучастия; в ч. 6 ст. 35 - о квалификации создания организованной группы; в ст. 36 - о квалификации эксцесса исполнителя; в ч. 2 ст. 38 - о квалификации превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, и др.

Таким образом, состав преступления имеет следующее значение: он является основанием уголовной ответственности; участвует в квалификации преступлений; определяет индивидуализацию наказания. Ошибки в квалификации преступлений на практике, если они вызваны недостатками в конструкции составов в диспозициях уголовно-правовых норм, позволяют осуществлять процесс дальнейшего совершенствования уголовного законодательства.

Отечественная (советская и постсоветская) концепция квалификации преступлений уникальна и эффективна. Четырехподсистемная и поэлементная структурированность состава преступления позволяет с достаточной полнотой идентифицировать состав содеянного общественно опасного деяния с составом преступления, описанного в диспозициях норм Общей и Особенной частей УК.

Она обладает явным преимуществом перед зарубежным законодательством. По УК ФРГ 1871 г., уравнивающему состав преступления с диспозицией статьи, состав не служит основанием квалификации. Следовательно, и судья, установив в деянии состав закона, не может согласно п. 5 § 17 УК ФРГ производить по нему квалификацию. Нужно еще установить вину (не умысел или неосторожность как элементы состава, а упречность поведения) и противоправность содеянного правопорядку в целом.

Англосаксонская система уголовного права, не знающего понятия состава преступления, исходит из двухчленной конструкции преступного деяния. Таковы противоправное деяние (actus reus), включающее действие, бездействие, последствия и сопутствующие объективные элементы, и вина (mens ка). К примеру, в § 20 УК штата Калифорния говорится: «В любом преступлении или публичном уголовном правонарушении должно быть единство и взаимодействие деяния и намерения или преступной небрежности». Очевидно, что производить квалификацию по такой системе чрезвычайно сложно. Объект преступления - главный элемент деяния, с которого следует начинать квалификацию, - вообще выпадает из компонентов идентификации содеянного с тем, что описано в уголовном законе.

1. Преступление - не единый вид правонарушения. Поэтому возникает вопрос о месте преступления в системе правонарушений, отмежевание его от других правонарушений: административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вопрос это не только теоретическое: тот или другой вид правонарушений тянет за собой разную за суровостью ответственность, разные ограничения для лица, которое его совершила. Поэтому правильное определение вида правонарушения имеет большое практическое значение не только для охраны общественного отношения, но и для защиты прав лиц, которые их совершили.

2. Анализ понятия преступления показывает, что именно его общественная опасность, ее степень раскрывают сущность преступления как вида правонарушения. Поэтому в криминальному правые обоснованно признается, что именно общественная опасность является тем критерием, который должны быть положен в основу отмежевания преступления от других правонарушений. Однако относительно вопроса, каким образом она выполняет эту разграничительную функцию, среди научный работников нет единства.

Существуют два разных подхода к решению этого вопроса. Одни юристы, отмежевывая преступление от других правонарушений, считают, что лишь преступление имеет общественную опасность, что это специфическое социальное свойство лишь преступления. Другие правонарушения не является общественное опасными: им присущее лишь такое свойство, как общественная вредность. Т.е. согласно такой точке зрения имеет место качественная разность в социальной природе преступления и других правонарушений: преступление по своей природе - это общественное опасное действие, а другим правонарушением такое социальное свойство не присущее, они есть лишь общественное вредными, т.е. способны причинять вред отдельным государственным, общественным, личным интересам. Таким образом, согласно этой точке зрения, преступление и другие правонарушения - качественно самостоятельные виды правонарушений не только за правовой природой, признаком противоправности, но и за их социальным содержанием - материальным признаком.

Другая точка зрения выходит из единства социальной природы всех правонарушений - их общественной опасности. Поэтому отличие между преступлением и другими правонарушениями определяют за степенью общественной опасности. Специфика преступления оказывается именно в повышенной степени общественной опасности: он всегда есть более опасным, чем любое другое правонарушение. А потому отличие преступления от других правонарушений отличается количественной, а не качественной характеристикой.

Такая точка зрения есть более обоснованной, поскольку любое правонарушение причиняет вред (содержит ли в себе угрозу причинения вреда) определенному общественному отношению, что и определяет его социальную и правовую природу как правонарушение. Но степень общественной опасности разных видов правонарушений разная, а преступления в системе правонарушений - наиболее опасные. Это обусловлено и важностью объекта, посягательство на который признается преступлением, и характером и тяжестью вреда, способом совершения действия, формой и степенью вины, мотивами и целью, а также всеми другими объективными и субъективными его признаками. Такой вывод подтверждается сравнительным анализом преступлений и других правонарушений, в частности наиболее близких к преступлениям административных деликтов.

3. Согласно ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях "административным правонарушением (проступком) признается противоправная, виновная (умышленная или неосторожная) действие или бездеятельность, которая посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которую законом предусмотренная административная ответственность". Часть 2 ст. 9 Кпап предусматривает, что "административная ответственность за правонарушение, предусмотренные этим Кодексом, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не тянут за собой согласно действующему законодательству уголовной ответственности". Исходя из этого, можно выделить такие признаки административного правонарушения: 1) противоправность - правонарушение прямо предусмотрены в Кодексе Украины об административных правонарушениях; 2) виновность - оно должно быть содеяно преднамеренно или из неосторожности; 3) правонарушение посягает на охраняемые законом объекты; 4) административная наказуемость - административными правонарушениями могут быть признанные только такие действия, за которые предусмотренные мероприятия административного взыскания. Мероприятиями административного взыскания есть: предупреждение, штраф, уплатное изъятие предмета, что является орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права руководить транспортными средствами, права охоты), исправимые работы, административный арест.

Сравнение понятий административного правонарушения и преступления разрешает определить их общие признаки. Много общего и в характере мер воздействия (штраф, лишение специального права, исправимые работы - предусмотренные в ст. 24 Кпап как мероприятия административного взыскания, а в ст. 51 УК - как виды криминального наказания). Однако сравнение близких за характером действий административных правонарушений и преступлений четко показывает их отличие в степени общественной опасности, а соответственно, и разная степень суровости одноименных мер воздействия.

Прежде всего сделаем ударение на том обстоятельстве, которое особое важности ряда объектов, например, основ национальной безопасности Украины, жизнь, здоровье человека, исключает признание посягательств на них административными правонарушениями. Поэтому государственная измена, убийство, тяжелое телесное повреждение могут считаться лишь преступлениями. Посягательство же на другие объекты, например, собственность, общественный порядок, хозяйственную деятельность, могут быть как преступлениями, так и административными правонарушениями. Однако в этих случаях их правовую природу определяют тяжесть вреда, опасность способов, форма и степень вины, мотивы, цель, повторность и другие признаки. Так, например, ст. 164 Кпап предусматривает ответственность за "занятие хозяйственной деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законом", а статья 202 УК признает это действие преступлением, если оно было связано с получением лицом дохода в больших размерах. Нарушение требований законодательства о работе предусмотрено в ч. 1 ст. 41 Кпап как административное правонарушение. Если же такое правонарушение было грубым, то оно является преступлением и тянет за собой уголовную ответственность на основании ст. 172 УК.

Преступление не является единственной формой человеческого поведения, которая нарушает правовые запреты. В зависимости от того, какой отраслью права и какими методами регулируются или охраняются социальные связи (общественные отношения), правонарушение может быть преступлением, административным или гражданско-правовым деликтом. Все правонарушения (родовое понятие), в том числе и преступление, обладают общими для них признаками: общественная опасность и противоправность. При материальном определении понятия преступления и иных деликтов общественная опасность является общим для них признаком, хотя этот социальный признак и степень его выраженности могли бы стать критерием их разграничения при решении вопроса об отнесении деяний к проступкам или преступлению.

Насколько опасны на том или ином этапе развития общества те или иные правонарушения, зависит от многих факторов, которые учитывает законодатель. Степень опасности изменчива, что должен учитывать законодатель при криминализации и декриминализации деяний (при отнесении деяний к преступным или выведении их из числа преступных в правонарушения).

В уголовном праве при характеристике преступления учитываются разнообразные объективные и субъективные признаки. Эти признаки учитываются и другими отраслями права (административным, гражданским, трудовым и т.д.). Для разграничения должны существовать формальные признаки, которые могли бы дать более или менее четкий ответ на вопрос, что совершил субъект: преступление, административный или дисциплинарный проступок, гражданское или трудовое правонарушение.

Главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Каждое правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения, поэтому представляет определенную общественную опасность. Но количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.

Критерии отграничения преступления от других правонарушений:

    характер наступивших последствий совершенного деяния;

    мотивы и цели совершения деяния;

    форма вины;

Преступление предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость .

Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, регистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.

В отдельных случаях преступление отличается от иных право­нарушений только по форме вины. Так, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосторожности ответственность его причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).

Отграничение преступления от других правонарушений в основном производится:

1. по объекту – по своему социальному значению объект преступления важнее объектов административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений.

2. по вопросу отграничения преступления от административного проступка по отношению к общественной опасности нет единого мнения. Доводы оппонентов сводятся к следующему: проступок отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности; критерием отграничения преступления от административного проступка является «качество общественной опасности»; преступлениям и проступкам присуща общественная вредность, степень которой при совершении преступления такова, что появляется ее новое качество – общественная опасность.

3. по виду противоправности и характеру санкций. Уголовно-правовая санкция содержит максимально строгие ограничения прав и свобод личности – уголовное наказание с последующей судимостью, прочие санкции не влекут судимости. Преступление всегда запрещается уголовным законом, правонарушения регулируются иными кодексами и актами.

4. по органу применяющему наказание: лицу совершившему преступление наказание назначает суд, за административное, дисциплинарное нарушение, гражданско-правовой деликт – суд, административные органы, должностные лица и т.п.

Отличие преступления от иного правонарушения можно провести по характеру и степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, месторасположению нормы права, органам и процедуре установления и доказывания противоправности деяния, характеру и длительности применяемых мер принуждения, органам, применяющим принудительные меры воздействия, правовым последствиям и т.д.

Проще всего проводить подобное разграничение тогда, когда имеется закон, в котором указано, какие правонарушения являются гражданскими, какие административными или дисциплинарными, а какие преступлениями. С учетом этого теория и практика выработали определенные разграничения, применение которых во многих случаях дает ответ на поставленный вопрос.

Разграничение преступлений и иных правонарушений осуществляется по четырем основным признакам: объект; характер и степень общественной опасности; вид противоправности; существенный вред.

Объект преступлений позволяет определять характер общественной опасности с учетом глубины его поражения преступным деянием.

В общий объект преступлений входят такие социальные интересы (общественные отношения), посягательства на которые ввиду их особой ценности могут регулироваться исключительно уголовным законом (жизнь человека, государственная безопасность). Современный уголовный закон значительно расширил и конкретизировал по разделам и главам объекты, которые взяты под охрану уголовного закона. Интересы личности, собственность вне зависимости от ее форм, окружающая среда, конституционный строй, обеспечение мира и безопасности - таков неполный перечень объектов уголовно-правовой охраны. Как видим, приоритет общечеловеческих ценностей находит отражение в перечне объектов уголовно-правовой охраны, закрепленных в ст. 2 УК. Вместе с тем объекты гражданских, административных, трудовых правонарушений намного шире объектов преступлений.

По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения, также обладающие определенной мерой общественной опасности.

Степень общественной опасности в случаях, когда преступления и правонарушения являются смежными, представляется основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Именно общественная опасность выступает материально-социальным свойством и признаком исключительно преступлений. Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.

Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Однако вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому те и другие являются общественно опасными, но степень такого вредного воздействия может быть различной. Поэтому говорить о характере общественной опасности только в отношении преступлений вряд ли целесообразно.

Отличительным признаком преступлений от других правонарушений является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону и четко в нем обозначены. Другие правонарушения нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы, но и подзаконные нормативные акты. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают.

Материальным критерием разграничения преступлений и иных правонарушений является вред (его величина), причиненный этими правонарушениями. Преступления при прочих равных условиях всегда причиняют бóльший вред, вина преступников опаснее, мотивация низменнее, способы противоправного действия или бездействия более дерзкие. При определении преступных последствий законодатель использует различные понятия и термины. Применительно к последствиям против жизни и здоровья употребляется термин "вред", к материальным последствиям - "ущерб". В тех случаях, когда вред имеет сложный характер, например, дезорганизацию (нарушение) функционирования правосудия, государственную либо экологическую безопасность, он выражается словесно как "тяжкие последствия". Ни в одной отрасли права (кроме гражданского) таких выражений вы не встретите. Именно от наличия вреда зависит во многих случаях признание правонарушения преступлением. Если такой вред оказывается несущественным, то при наличии других обстоятельств дела привлечение к уголовной ответственности и наказание были бы излишними.

Материальный ущерб, который причиняют более половины всех совершаемых ныне преступлений, как категория оценочная измеряется в денежном выражении и физическом объеме. Иногда размер ущерба прямо указывается в примечаниях к нормам УК (см. ст. 158, 171, 177, 188, 191, 260 УК).

Гражданские правонарушения - это нарушения имущественных отношений, связанных с ними личных и некоторых иных неимущественных отношений, запрещенные под угрозой санкций главным образом в виде штрафов и возмещения ущерба. Преступления и гражданские правонарушения граничат чаще всего в сфере имущественных, экономических преступлений, связанных с причинением материального ущерба различным формам собственности.

Определенные разграничения преступлений и иных правонарушений можно осуществить на примере поведения родителей и детей в сфере семейных отношений. В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Ст. 87 Кодекса устанавливает обязанности трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Злостное уклонение от исполнения этих обязанностей предусмотрено ст. 157 УК в качестве преступного деяния.

Наконец, преступление поглощает правонарушение.

По мнению некоторых авторов, всякое преступление аморально, безнравственно, но не всякий аморальный, безнравственный поступок является преступлением. Не каждое правонарушение является преступлением. Однако положение об аморальности, безнравственности всех преступлений не может быть воспринято однозначно, особенно, если речь идет о преступлениях, совершенных по неосторожности, из чувства сострадания, по иным - протосоциальным - мотивам. Поведение, соответствующее правилам морали, должно быть связано с внутренними убеждениями человека, осуществляющего данное поведение, его представлениями о добре и зле. Более того, что морально для одного, может быть аморально для другого человека. Уголовный закон в первую очередь является выразителем незыблемости государственной власти, существующего общественного строя, общественных отношений.

Иногда тяжкие и даже особо тяжкие преступления против этих отношений совершаются исходя из высокоморальной идеи, из высоконравственных принципов. Примеров тому множество. Если государственная власть осознает необходимость изменения общественных отношений, отмены (изменения) несправедливой уголовно-правовой нормы, то это становится благом для всех и выливается в процесс декриминализации, депенализации.

Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудовым кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Поэтому любое из этих правонарушений характеризуется неуголовной противо­правностью.

Отличие преступления от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что только преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость.

В Российском законодательстве существует множество отраслей права регулирующих те или иные отношения. Поэтому, в зависимости от того, какой отраслью права регулируется то или иное правонарушение, оно может быть административным, гражданским и уголовным. Административный проступок по своим признакам весьма схож с преступлением, но от последнего отличается меньшей степенью опасности и, следовательно, другим характером ответственности, которая регулируется уже не УК, а соответствующими административными актами, уставами. Гражданский, в свою очередь - Гражданским кодексом и другими нормами.

При этом, общественная опасность свойственна и уголовным, и административным правонарушениям, но степень и характер их различны.

Характер общественной опасности преступления выражает его качественную характеристику, т. е. ценность объекта посягательства и другие его свойства.

Степень же общественной опасности отражает значение объективных и субъективных моментов, характеризующих преступление и проступок.

Отличие общественной опасности различных правонарушений состоит, главным образом, в ее степени, что служит основным критерием разграничения преступлений и других правонарушений. Граница между преступлениями и административными правонарушениями в известной мере условна и подвижна. Поэтому в известные периоды развития общества уголовные правонарушения могут стать лишь административными и, наоборот, административное правонарушение по велению закона может стать уголовно наказуемым деянием, где ориентир -принцип социальной справедливости.

Справедливость - это масштаб оценки реальной жизни, общественной действительности с точки зрения должного поведения или отношения, каким оно является (представляется) общественному сознанию. Именно справедливость как социальная и этическая категория лежит в основе понятия и правовой справедливости строгости юридической санкции, степени общественной опасности деяния.

Многообразие условий, в которых совершаются преступления, учитывается нашим уголовным законодательством в полной мере. Особенно полно это определено в ч. 2 ст. 14 УК: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности...».

Как известно, основанием уголовной ответственности является состав преступления в действиях обвиняемого. Но это формальная сторона дела. Любой закон содержит лишь общее описание преступного деяния, которое может формально соответствовать всем объективным признакам законного состава, но по существу не представлять собой уголовно-правовой общественной опасности. В этих условиях нет никакой необходимости привлекать субъекта к уголовной ответственности, ибо его действия малозначительны и вследствие их совершения не наступили какие-либо весомые последствия. Рассматриваемые деяния отличаются от всех других проступков, являющихся юридическим фактом в уголовно-правовом смысле, тем, что вмещают в себя чисто внешние, т. е. формальные признаки состава преступления.

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание за него может только суд, причем только в установленной для этого процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние, отражающееся на правовом положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления.

Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. За совершение административных правонарушений, применяются взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы на срок до двух месяцев, административный арест до пятнадцати суток. Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, виды административных правонарушений, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие на рушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Трудовым законодательством предусмотрены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение с работы. Уставами о дисциплине предусмотрены виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в органах внутренних дел, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией предприятия, учреждения, организации, специально образуемыми органами (квалификац. комиссиями - в отношении судей).

Гражданские правонарушения (деликты) - это причинения неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или избирательных прав. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и т.п.

Анализ общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифицируются в качестве правонарушений, и устанавливающих ответственность за их совершение, даёт возможность, рассматривать совокупность правонарушений как единую сложную систему. Признание системной взаимосвязи преступности и других правонарушений обосновывается исследованиями, которые обнаруживают связь аморальных поступков, близких к составу административного проступка, который в свою очередь моделирует состав преступления. Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений, что позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонарушений. Итак, имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы права. Т.к. для права существует два вида социальных интересов: юридические значимые и не учитываемые правом.

Таким образом, не каждое общественно опасное деяние, отраженное в уголовном законе, исходит из безнравственности, движимо аморальными мотивами. Однако за каждое такое деяние предусмотрено уголовное наказание.

Сущность преступления состоит в причинении вреда общественным отношениям.

До действующего ук 1996 г. преступление определялось, как посягательство на объекты защищаемые уп, самым ценным из которых считались основы гос.строя и советской власти (ст.7 укрсфср 1960 г.)

Т.о.понятие преступление отражало его классовую природу, классовый характер и классовую сущность, т.е. стояло на защите интересов господствующего класса.

В настоящее время ст.14 ук и практика применения этой нормы показывает постепенное освобождение от классовой сущности, поскольку самым ценным объектом, на страже которого стоит укявляется человек с его правами и свободами, общество и государство (ч.4 ст.2 ук). Такое понимание преступления говорит о его социальной сущности и социальной природе.

Кроме того, понятие преступления и его признаки законодатель закрепил в ст.14 ук, определяя преступление, как общественно-опасное, противоправное, виновное деяние под угрозой наказания.

Такое закрепление в зак., говорит о правовой сущности. Т.о., говоря о социально-правовой природе преступления необходим иметь ввиду, что это запрещенное уз деяние, посягающее на основные соц.блага в обществе.

Из понятия преступления вытекает совокупность 4-х его признаков:

1)общественная опасность преступления. Не зависит от воли законодателя, т.к.материальный.

Общес.опасность преступления означает, что деяния лица, т.е. его действия или бездействия причиняют вред охраняемым уз интересам, ил создает угрозу причинения такого вреда.

Теория и практика уп различает 2 стороны общес.опасности:

1)качественная – называется характеромобщес.опасности и означает оценку объекта, на которое посягает преступление.

Считается, что чем ценнее и важнее объект, тем выше характер общес.опасности.

2)количественная-называется степеньюобщест.опасности и зависит от характера деяния, формы, способа вины, мотивов, целей, причиненного ущерба и всегда выражается в станции данной статьи.

Общест.опасность преступления может зависит от различным объективных и субъективный обстоятельств совершения деяния. Разграничителемсовершенияобщест.опас., т.е. преступного и непреступного деяний может выступать способ (принуждение, обман) совершения.

Иногда на общес.опаснотсь может указывать мотив, цель (ст.153 ук); причиненный ущерб (ст.262 ук).

Показателем общес.опасности в некоторых случаях могут быть особенности субъектов, время и место совершения преступления, обстановка и сам хар-р деяния.

2)противоправность, которая означает запрещенность его уз. Называют формальным признаком преступления, поэтому деяние становится преступным только в том случае, если оно предусмотрено в качестве преступления в особенно ч.ук.

Процесс включения деяния в ук в качестве прес.называется процессом криминализации. Обратный процесс – исключения деяний из числа прес.назвается декриминализацией.

Пенализация-процесс смягчения наказания.

3)виновность, т.е.совершениепрес.умышленно или неосторожно.

4)наказуемость – за каждое совершенное прес.сущ.угроза наказания.

Деяние признается прес.при наличии всех 4-хпризнаков в совокупности. Если деяние имеет признаки прес., но не является общест.опасным, то оно признается малозначительным (ч.2 ст.14 ук). Малозначительность оценивается правоприменителем и оценка зависит от ценность блага, объёмомпричинённого вреда, направленности умысла и др.обстоятельтсвамисоверш.деяния.

Отличие преступления от других правонарушений

При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу преступлений.

Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к разным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. ст. 12.1 - 12.24, 12.28 КоАП РФ) законодательством.

Степень общественной опасности в случаях, когда деяния являются смежными, служит основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.

Преступления, смежные с административными правонарушениями, посягают, в основном, на такие общественные отношения, как порядок управления, общественный порядок и общественная безопасность, общественные отношения в области охраны природных богатств.

К преступлениям, совершаемым в сфере служебных отношений - должностным и против военной службы, примыкают дисциплинарные проступки.

Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности, организациям и государству имущественного вреда.

Вред сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому и те и другие являются общественно опасными. Однако степень такого воздействия может быть различной.

Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред. Его величина позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения.

Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.

Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, выступает характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права. Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.

Юридическим последствием совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения - уголовного наказания. Другие правонарушения сопровождаются менее жесткими мерами воздействия. Некоторые из них, например, штраф, лишение специального права, административный арест как виды административных наказаний по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями.

Судимость как правовое последствие отбывания наказания возникает только после совершения лицом преступления. Никакие иные меры правового воздействия судимости не влекут.

Законодатель в ст.15 ук в зависимости от характера и степени общест.опасности выделяет 4 группы или категории преступлений.

1)прес.небольшой тяжести. Умышленные и неосторожные деяния, max наказание не более 3-х лет лишения свободы

2)прес.средней тяжести. Все неосторожные (стальные) >3 лет и умышленные max не более 5 лет лишения свободы

3)тяжике: умышленные, max не более 10 лет лишения свободы.

4)особо тяжкие; умышленные, max более 10 лет лишения свободы и выше.

Суд вправе с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию при наличии следующих условий (ч. 6 ст. 15):

1) наличие смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств;

2) назначение судом за совершение преступления средней тяжести наказания, не превышающего трех лет лишения свободы, или другого более мягкого наказания; за совершение тяжкого преступления - наказания, не превышающего пяти лет лишения свободы, или другого более мягкого наказания; за совершение особо тяжкого преступления - наказания, не превышающего семи лет лишения свободы.

Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой и средней тяжести и могут быть как умышленные, так и неосторожные преступления. Тяжкими и особо тяжкими преступлениями могут признаваться только умышленные деяния.

Таким образом, формализованными критериями деления преступлений на категории выступают максимум санкции статьи Особенной части УК и форма вины. Законодателем выделены четыре категории умышленных преступлений и две - совершаемых по неосторожности.