В генеральном плане земельного участка указываются. Градостроительный план земельного участка – где получать гпзу? Документы, необходимые для получения плана, способы их подачи

Что такое ГПЗУ и какова его роль в процессе осуществления работ, связанных с или реконструкцией строительных объектов, знают многие. Особенно знакомы с этим вопросом те, кто производит сооружение жилья, в том числе и для себя.

Общие сведения

Градостроительный план земельного участка, образец которого оформлен в соответствии с установленными законом требованиями, представляет собой набор документов, которые связаны с планированием конкретной территории. Разработка документации осуществляется на наделах, которые обладают особым целевым назначением. В частности, они относятся к категории наделов, предназначенных для возведения или реконструкции присутствующих объектов капстроительства. По своему функциональному назначению градостроительный план земельного участка относится к типу информационных документов. Такая документация содержит строительные характеристики и существующие ограничения, касающиеся надела, предназначенного для застройки.

Законодательная база

Для упорядочения работы с документами и их распределения в соответствии с выполняемыми информационными функциями Кодексом РФ, принятым в 2004-м году ФЗ №190, было введено определение. Согласно план земельного участка - это документ в виде выписки. Он содержит информацию о конкретном наделе. Источниками для создания выписки являются Правила по застройке и пользованию землей, проекты планировки и межевания территории. В данном документе указывается информация, которая характеризует конкретный надел, указывает на существующие строительные ограничения и позволяет идентифицировать ее в условиях реальности на основе физических показателей. Градостроительный план земельного участка - это документ, который не предоставляет права собственности и не определяет никаких прав и обязанностей. Он лишь накапливает информацию и обеспечивает ее многократное использование в течение длительного времени различными пользователями.

Целевое назначение

Задачи данного акта достаточно многообразны. В частности, он является основой для разработки проектных документов для имеющихся объектов капстроительства, а также сооружений, которые нуждаются в реконструкции. Градостроительный план участка числится в перечне бумаг, необходимых для получения разрешений на возведение здания и его (исключение составляют объекты жилищного строительства, не введенные в эксплуатацию до 31.12.2014).

Градостроительный план земельного участка. Структура документа

Градостроительный план, образец которого утвердило Министерство регионального развития РФ, оформляется на специальном бланке. К документу разработана соответствующая инструкция, которая дает разъяснения относительно заполнения всех его строк. В структуре содержатся пункты, которые содержат информацию:


Регламент

Составной частью ГПЗУ является градостроительный регламент. Он представляет собой публично утвержденные нормативы, устанавливающие целевое назначение надела и основные параметры объектов недвижимости, которые будут находиться на нем. Регламент территории необходим для проведения государственной экспертизы, получения разрешения на осуществление строительных работ и получения акта ввода в эксплуатацию объекта недвижимости.

Разработка ГПЗУ

Получить документ можно в двух видах. Это может быть отдельная бумага либо элемент проекта межевания. Его выдача осуществляется уполномоченным органом на основании заявления собственника земельного участка, временного пользователя или заинтересованного лица. При выдаче уполномоченный орган должен взять у заявителя только документ, который позволит его идентифицировать. Разглашение информации о цели истребования плана или указание ее в любых документах законом не предусмотрено.

Выдача документации муниципальными органами

Физическое или юридическое лицо может обратиться с соответствующим заявлением на получение градостроительного плана земельного участка в муниципальные органы самоуправления. При этом процедура проведения не требуется. На основе поданного заявления орган местной власти приступает к подготовке документа, утверждает его и в срок, не превышающий тридцати дней, выдает заявителю. При этом получить градостроительный план земельного участка можно бесплатно, поскольку плата за процедуру законом не установлена.

Выдача документа другими органами

Чтобы хозяин конкретного надела смог получить ГПЗУ, он должен обратиться с установленным законом перечнем документов в компетентный Комитет. Что входит в список бумаг? В перечень входит документация, которая относится к категории правоустанавливающих документов. Обязательно следует предоставить и выписку из кадастра на надел. При наличии на территории объектов капитального строительства необходимо приложить документы, которые подтверждают право на собственность, и их паспорта, выданные кадастровым отделом. Градостроительный план земельного участка должен быть согласован с законодательным регламентом. Именно в согласовании, как правило, заключается вся сложность получения документа. Данный проект должна рассмотреть и одобрить компетентная комиссия или ее рабочая группа.

Почему могут отказать в выдаче разрешения?

Градостроительным кодексом РФ от 2004-го года (ФЗ №190) предусмотрены ситуации, в которых заявителю может быть отказано в выдаче разрешений на строительство и введение объекта в эксплуатацию. Это, в частности, несоответствие оформленной проектной документации. В данном случае проект может не пройти государственную экспертизу. При этом соответствующая комиссия вправе написать отрицательное заключение и отказать в выдаче разрешения на строительство. Кроме этого, градостроительному плану по земельному участку может не соответствовать созданный объект капитального строительства или проведенная реконструкция. Установив несоответствие, комиссия запрещает вводить объект в эксплуатацию и отказывает в выдаче разрешения.

Перед тем как приступить к строительству любого объекта, необходимо оформить разрешительную документацию. Что это означает? Перед началом строительных работ человек должен получить , которое выдает Администрация поселения, на территории которого находится земельный участок (ЗУ). А оно выдается на основании градостроительного плана земельного участка (сокращенно ГПЗУ).

Согласно гражданскому кодексу РФ ГПЗУ содержит необходимые сведения для проведения работ по созданию проекта, а также для последующей экспертизы и выдачи разрешения на строительство. Поэтому его необходимо получать всегда.

Назначение документа

ГПЗУ является, по сути, схемой застройки участка, согласно общего планирования территории, на которой располагается ЗУ, с соблюдением норм градостроительного зонирования и проектирования, а также с учетом сведений из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости) и условий подключения объектов к инженерно-техническим сетям.

При этом участок должен :

Документ выполняется в определенной действующим законодательством форме и содержит в обязательном порядке следующую информацию :

  • топографический план с указанием границы имеющихся зон, в которую территориально будет включен будущий объект;
  • текстовую часть, в которой обосновываются условия использования ЗУ. Прописываются разрешенные объекты для строительства на этой территории, а также указываются основные, вспомогательные и условные , ограничения в использовании, технические условия подсоединения объектов к инженерно-техническим сетям.

В результате получается чертёж, выполненный в определенном масштабе территории с нанесением условных обозначений на основании определенного перечня. Обязательным приложением являются согласительная документация с уполномоченными инстанциями.

Актуальность информации

Для оформления ГПЗУ собственник обращается с заявлением в орган самоуправления по месту нахождения ЗУ.

К заявлению прикладываются копии и на расположенные на нем строения, а также на все объекты.

Документ подготавливается специалистами Департамента землеустройства и градостроительства за 20 рабочих дней .

Сведения ГПЗУ считаются актуальными в течение следующих трех лет . За это время должно быть начато возведение дома, и новый объект должен появиться на кадастровом учете. Если за это время собственником не было получено разрешение на строительство, то он должен подать документы на получение нового ГПЗУ с актуальными сведениями.

Внесение изменений

Если после получения ГПЗУ собственник участка решит внести коррективы , касающиеся зоны застройки или реконструкции строящегося дома, например, увеличить площадь застройки, он подает заявление в местный департамент землеустройства и градостроительства, в котором должна быть указана причина и вид этих изменений.

К этому заявлению прикладываются :

В случае положительного решения, на основании старого ГПЗУ специалистами Департамента подготавливается новый пакет документации, на первом листе которого прописывается, что он является дополнением к утвержденному ранее документу . Они берут копию с ранее утвержденного топографического плана и вносят в него изменения, согласно новой схеме зоны строительства, в которую будет включен участок заявителя. На него будут нанесены топографические знаки, исходя из внесенных изменений.

В случае расхождения в кадастровых, технических и юридических характеристиках объектов, возникших за прошедшее время с момента утверждения первого ГПЗУ, собственник должен предоставить соответствующую подтверждающую документацию.

В текстовой части указываются основания для внесенных изменений , а также прописываются все объективные изменения в этой зоне, которые произошли со времени утверждения первого варианта ГПЗУ.

Законодательные нормы

После получения разрешения на строительство желательно закончить работы и ввести объект в эксплуатацию в течение времени действия ГПЗУ, которому соответствует этот объект.

В таком случае, будут соблюдены все законодательные нормы, и предъявить какие-либо претензии к полученным документам с точки зрения закона будет практически невозможно.

А это очень важно, особенно на фоне часто встречающейся практики внесения изменений в планы развития территорий различных поселений.

О том, что такое градостроительный план земельного участка и о порядке его получения, смотрите в следующем видеосюжете:

Градостроительный План Земельного Участка.

«Как, еще и градостроительный план?», — вскричит будущий застройщик, уже прошедший немало кругов чиновничьего ада. «Да», — ответим мы, понимая, что без очередной бумажки все равно не получить разрешение на строительство дома.

Зачем вам нужен ГПЗУ?

Утешением для вас пусть станет то, что ГПЗУ (так сокращенно зовут градостроительный план земельного участка) требуется и богатым, и знаменитым и нам, простым россиянам. Если вы решили на собственном, купленном (или на многие годы арендованном) клочке земли поставить не какую-то там времянку типа «Избушка на курьих ножках», а хороший, крепкий и долговечный капитальный дом, без этой бумажки не обойтись.

Такова воля Закона, выписанная в . И попробуйте ее не исполнить…

По сути градостроительный план всего лишь документация по планировке. Это в глобальном определении. Но делать его нужно лишь после того, когда вытрите пот со лба, получив все то, о чем мы раньше рассказали и написали:

  • различные технические условия (ТУ);

Кстати, вы знаете, что такое сервитут? Нет, это не праздное любопытство, а важный момент для объяснения того, зачем вообще-то нужен градостроительный план. Под этим понятием закон определяет право каждого из нас, при необходимости, ограниченно использовать чужую собственность, в т.ч. земельную.

Например, если по вашему участку некто решит проложить кротчайший к теще путь, вы, как собственник территории, обремененной сервитутом, можете в суде отстоять его право ходить в обход вашего двора.

С другой стороны, бродя по городскому парку, вы пользуетесь объектом публичного сервитута. Равно как и выпасая коровку на общинном лугу. Более того, если возникнет необходимость через городской сад проложить стратегически важную дорогу, суд, без сомнения, даст на это добро, как бы ни брыкалось местное самоуправление размахивая публичным сервитутом.

Одним словом, сервитут дело важное, и хорошо, когда где-то выписано, как общественное пересекается с вашим личным (ну, хотя бы в Градостроительном плане).

Что указывается в ГПЗУ?

Получив градостроительный план, форма которого утверждена Приказом Минрегиона РФ, вы станете владеть документом, который:

  1. состоит из преамбулы (с данными заявителя, указанным кадастровым номером и номером ГПЗУ);
  2. представляет собой чертеж ГПЗУ;
  3. разрешает использовать земельный участок под застройку;
  4. указывает данные о границах участка;
  5. включает данные о публичных сервитутах, расположенных смежно с вашей территорией;
  6. предоставляет сведения о том, что и где можно строить во дворе;
  7. имеет данные о ТУ (технических условиях) подключения к коммуникационным магистральным сетям.

По сути ГПЗУ – «бумага бумаг», которая выдается после получения «мелких» документов (плана межевания, ТУ и пр.). Именно Градоплан является той самой «окончательной бумажкой», после которой следует сделать еще «полушаг» (в виде составления (можно самостоятельно) схемы планировочной организации земельного участка) и приступать к строительству родового гнезда.

Где получить градостроительный план и что для этого нужно?

Поскольку такой документ является, по сути, выпиской из правил застройки и землепользования проекта межевания и планировки микрорайона или квартала, его следует рассматривать как бумагу, необходимую не только вам, но и муниципалитету, где ведется контроль и учет за жилищным строительством.

Не будь этого документа, знаете, что б началось: двор мой, а значит, где да что хочу, там и ворочу. А чтобы еще понятнее – без ГПЗУ начался бы градостроительный бардак и хаос. Поэтому с пониманием отнеситесь к необходимости получения этой, действительно важной, бумаги.

Чтобы стать владельцем ГПЗУ, необходимо обратиться в архитектурный отдел органа местного самоуправления и вместе с заявлением

(в 2-х экземплярах) подать следующие, ранее полученные бумаги:

  • копию документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копию документов на право собственности на участок;
  • топографический план для территорий:
  1. До 1 га — в М 1: 500
  2. До 10 га – в М 1: 2 000
  3. Более 10 га – в М 1:5 000.
  • копию, кадастрового плана, заверенную нотариусом (в бумажном и электронном виде);
  • нотариально заверенные копии техпаспортов объектов кап. строительства, уже размещенных на участке (в бумажном виде);
  • нотариально подтвержденные копии договоров с предприятиями, эксплуатирующими инженерно-технические сети, подведенные к участку.

Опись этих документов вам надлежит прошить самостоятельно, не надеясь на добрых чиновников, служителей архитектурного отдела местного муниципального органа.

Градостроительный план необходим перед началом любых работ по застройке земельного участка. В статье мы расскажем о том, какая информация содержится в этом документе и почему его надо оформлять еще до начала проектирования. Вы узнаете о возможных трудностях при получении ГПЗУ, подаваемых документах и существующих способах оформления. Для ознакомления приведем образец такого плана.

Градостроительный план – один из основных документов на земельный участок. В нем содержится информация, позволяющая идентифицировать обозначенный надел, определить его расположение относительно других участков, трубопроводов, линий электропередач, прочих коммуникаций и объектов капитального строительства. На ГПЗУ указываются зоны допустимого расположения построек с учетом технических требований к ним.

При освоении земельного участка без его градостроительного плана не обойтись. Он позволяет понять, можно ли на имеющейся площадке возвести объект с запланированными характеристиками. Органы власти при выдаче ГПЗУ фактически информируют получателя о строительных характеристиках участка и установленных в отношении него ограничениях.

ГПЗУ – для чего нужен этот документ?

Градостроительный план обычно заказывают при освоении земельного участка в различных формах. Без него невозможно:

  • подготовить проектную документацию.

ГПЗУ по своей сути является информационным документом, из которого берутся необходимые сведения для дальнейшей разработки проекта и ведения строительных работ.

План заказывается до начала проектирования. Он является обязательным руководством к действию и для собственников земли, и для ее арендаторов. Информация из ГПЗУ учитывается не только при постройке, но и при реконструкции объектов капитального строительства.

Разработка таких планов осуществляется в местной администрации подразделением, занимающимся вопросами градостроительства и архитектуры. Для каждого обособленного земельного участка готовится свой ГПЗУ.

Градостроительный план представляет собой документ, в котором приводятся описания и чертежи конкретного земельного участка (с образцом можно ознакомиться в приложении ниже). В нем содержится следующая основная информация:

  • сведения о местонахождении земельного надела;
  • выделенная на нем зона допустимого размещения объектов капитального строительства;
  • ограничения для зданий по высоте и другим параметрам;
  • информация об имеющихся на участке охранных зонах, ;
  • сведения о том, для каких целей разрешено использовать земельный участок;
  • допустимая плотность застраивания выделенной территории;
  • сведения об уже имеющихся на площадке зданиях и сооружениях;
  • прочая важная для проектирования информация и рекомендации.

К получению градостроительного плана земельного участка не следует относиться как к формальному действию, обязательному при оформлении разрешения на строительство. Без ГПЗУ действительно не получить разрешительной документации. Однако в нем на самом деле содержится полезная информация, необходимая для подготовки проекта и его дальнейшей реализации без получения претензий от представителей администрации, которые будут участвовать в приемке готового объекта.

На оформленном плане выбирается место для расположения будущих построек. Предварительное получение ГПЗУ в 2018 году позволяет:

  • рационально расположить строения относительно остальных объектов;
  • выполнить требования противопожарной безопасности;
  • исключить риски опасной близости с негативными особенностями рельефа (увеличивающиеся овраги, подтапливающие территорию водоемы, склоны с риском осыпания) и техногенными зонами (газопроводы, ЛЭП и прочие коммуникации);
  • спроектировать здания и сооружения таким образом, чтобы они не нарушали установленные местными властями правила планировки, застройки и землепользования;
  • соблюсти правила, касающиеся максимальной этажности зданий в конкретном районе.

Сложности и ошибки при получении документа

При получении ГПЗУ без достаточного опыта прохождения данной процедуры часто появляются трудности, затягивающие сроки оформления или приводящие к отказу. Приведем список наиболее частых ошибок, с которыми сталкиваются заявители.

  1. В собранном пакете документов не хватает каких-то отдельных бумаг, без которых ГПЗУ не выдается.
  2. Сведения, на основании которых подготавливается и выдается план, неверны или требуют дополнения (уточнения).
  3. Указанный земельный участок нельзя использовать под застройку в принципе, либо на нем нельзя строить объекты с заявленными техническими характеристиками.
  4. Переданные документы оформлены с нарушением требований, предъявляемых к ним действующим законодательством.
  5. Интересующий надел не поставлен на кадастровый учет. Чтобы местные власти могли подготовить градостроительный план, координаты границ земельного участка должны быть прописаны в кадастре.
  6. Указанные в кадастре границы участки расходятся с фактическими.

Это далеко не все ошибки, которые могут усложнить оформление ГПЗУ. Чтобы не терять время и своевременно получить необходимые документы, лучше воспользоваться помощью людей, имеющих опыт в решении данного вопроса.

Необходимые документы для получения ГПЗУ

Исчерпывающего списка бумаг, которые нужно подать для получения ГПЗУ, в федеральном законодательстве не приводится. Из-за этого территориальные образования сами определяют комплекты требуемых документов. В общем виде они выглядят следующим образом:

  • заявление на получение плана. Для него утвержденной формы также нет, но образец, от которого можно отталкиваться, заявителю предложат в муниципалитете;
  • документ для подтверждения личности заявителя или его законного представителя. В случае с законным представителем от него потребуются бумаги с подтверждением полномочий. Это может быть доверенность или документ, по которому гражданин имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности. Во втором случае речь идет обычно о приказе о назначении человека директором организации-заявителя;
  • выписка на участок из государственного кадастра. Она оформляется в местной кадастровой палате;
  • если на земельном участке, на который получается градостроительный план, имеются капитальные строения, то к заявлению прикладываются их кадастровые или технические паспорта;
  • топографическая съемка территории с отмеченными на них инженерными коммуникациями независимо от места их нахождения: на земле, над землей, под землей.

Местными властями могут быть затребованы и другие документы, конкретный перечень нужно уточнять на месте.

Кто выдает

Выдачей ГПЗУ в местной администрации занимается орган, в компетенции которого находятся вопросы архитектуры и градостроительства. Заявление сегодня удобнее всего подавать через МФЦ или удаленно – на сайте Госуслуг. В последнем случае результатом будет электронный документ.

Впрочем, удаленное получение ГПЗУ с помощью Госуслуг возможно не во всех местных администрациях. Если такой возможности нет, то заявление и сопровождающие его бумаги необходимо принести лично.

Стоимость и образец

Выдача градостроительного плана – бесплатная услуга. Если вы будете оформлять его через специализированную организацию, то стоимость определяется только ее тарифами.

Образец ГПЗУ приложим к статье в качестве дополнительного материала для ознакомления.

Вложенные файлы

  • Образец градостроительного плана.doc

Министерство регионального развития Российской Федерации, отвечая на поступивший запрос, разъяснило порядок предоставления государственной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), а также порядок обжалования неправомерных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении данной услуги. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке ГПЗУ возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления). В случае неправомерных действий (бездействия) уполномоченного органа его действия (бездействия) лицо, обратившееся за государственной или муниципальной услугой, вправе обжаловать эти действия в установленном действующим законодательстве порядке, говорится в ответе Министерства.

Согласно статье 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

ГПЗУ подготавливаются:

  • в составе проектов межевания, которые являются составной частью проектов планировки;
  • в составе проектов межевания, которые подготавливаются как самостоятельные документы применительно к ранее выделенным (посредством проектов планировки) элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам);
  • в виде отдельного документа - применительно к существующим земельным участкам, когда не требуется изменять их ранее установленные границы.

ГПЗУ относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. ГПЗУ как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Орган, утверждающий ГПЗУ (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления), при разработке ГПЗУ вносит все необходимые сведения о земельном участке в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Минрегиона России от 10.05.2011 N 207.

Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (содержит кадастровый номер), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.

Сведения, которые содержатся в ГПЗУ, необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Согласно части 2 статьи 44 Кодекса подготовка ГПЗУ может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких ГПЗУ регламентирован непосредственно Градостроительным кодексом в части 17 статьи 46:

"В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы".

Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.

Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Кодекса). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Кодекса.

При разработке ГПЗУ должны обязательно учитываться нормы, установленные земельным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации, а также соблюдаться установленные и обязательные к применению СНиПы, СП, СанПиНы.

Как определено в Своде Правил (СП 42.13330.2011) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

ГПЗУ - публичный документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, подтверждающий признание публичной властью (утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации.

В форме ГПЗУ детализированы требования к материалам картографических работ, на основе которых выполняется градостроительный план земельного участка:

а) ГПЗУ создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства.

б) Чертеж ГПЗУ разрабатывается на топографической основе.

В ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения объектов (с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.).

Порядок выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта установлен Земельным кодексом Российской Федерации (статья 31). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).

В ГПЗУ должны быть указаны все имеющиеся на конкретном земельном участке линии, границы (границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, границы зон исторической застройки), красные линии, охранные зоны линейных объектов (газопроводов, высоковольтных линий, линий связи и т.д.), санитарно-защитные зоны и др.

Согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, при подготовке ГПЗУ, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке ГПЗУ определяет технические условия для всех возможных способов.

Таким образом, в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 44 Кодекса информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указывается в строке "Иные показатели".

Следует отдельно отметить, что различаются понятия и фактическая реализация предоставления технических условий:

  • информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического - это возможность присоединения к существующим сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии), которая должна быть указана в ГПЗУ;
  • технические условия - документ, предусматривающий максимальную нагрузку, а также срок подключения объекта капитального объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий (по истечении срока параметры выданных технических условий могут быть изменены).

Кроме того, в старой редакции формы ГПЗУ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840, указывались конкретные данные технических условий (документа, выданного на определенный срок). Данный раздел был подвергнут критике в рамках решения вопроса о ликвидации административных барьеров в сфере строительства и проектирования, поскольку при истечении срока технических условий, указанных в ГПЗУ, наступала необходимость получения нового ГПЗУ либо надо было проходить новую процедуру согласований.

Порядок выдачи технических условий предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.

Фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства.

«КонсультантПлюс»