Непроизносимые согласные правило. Непроизносимые согласные

Правило

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко
.

Некоторые слова проверить нельзя.


ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.


ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чудесн о, не прекрасн о,
А ужасн о и опасн о
Букву Т писать напрасн о
В словах вкусн ый, интересн ый.

безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).

Упражнения


Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, калус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.

В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

СОЧЕТАНИЕ СН- ЗН


СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте- рес.но, тес.ный, прес.ный, не- бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

НАПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ И СОЧЕТАНИЯМИ СН- ЗН

1. Звез...ный, поз...ний, праз...ничный, прекрас.ный, доблес.но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас.ный, мес.ный, на- прасн...ый, ненас.но.

2. Вкус...ный, радос.но, интерес...ный, ярое...но, счас.ливо, трос.никовый, радос.но, капус.ный, ненас.ный, доблес.ный, прес.но, парус...ный, тес...но.

3. Соглас.ный, грус.ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес.ность, напрас.но, влас...но, окрес.ность, лес.ница, свис.нул, извесный, ус..ный, вкус...но, прелес.ный.

4. Ярос.ный, счас.ливый, прес.ный, небес... ный, чес.ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас.но, интерес... но, бессловес... но.

5. Чу....ствительный, трос...ник, радостный, час.ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас.ной, влас...ный, крепос.ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но.

6. Чудес...но, прекрасно, ужас...но, тес... ный, серьёз... но, безгласный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз.. .ничать.


Запиши слова правильно .

ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова

ЦЕЛЬ: Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в. На месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств). Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, в которых непроизносимая согласная на стыке двух суффиксов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением планет, жители планеты (карточки с буквами л, д, т, в), индивидуальный раздаточный материал, плакат с ребусом, карточки со словами.

Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие к планете, где проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Запишите дату отправления в полет. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты. Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишние (л, д, т, в).

В первом столбике – парные согласные, Л– непарный согласный звук,

Во втором столбике – глухие согласные, Д обозначает звонкий согласный звук, в третьем столбике – непарные глухие согласные, Т– обозначает парный согласный звук. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные. Ну вот, все неполадки устранены.

Запуск двигателя произойдет после того, как мы правильно и красиво пропишем эти буквы.

Словарно-орфографическая работа. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом, Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед.

ЗЕМЛЯ НОЧНОЙ
ЗВЕЗДА НЕБЕСНЫЙ
РАКЕТА ЗЕМЛИСТЫЙ
ДОЖДИ ОРАНЖЕВЫЙ
НЕБЕСА ДОЖДЛИВЫЙ
СТОЯНКА КОСМИЧЕСКИЙ

Что общего у слов каждого столбика (имя существительное и прилагательное) (безударные согласные в корне слова).

Что называется именем существительным? И именем прилагательным? Как проверить безударную гласную в корне?

Левый борт найдите слово, в котором буквой Я – обозначаем один звук. Правый борт найдите однокоренное слово (земля – землистый). Какие слова называют однокоренными?

А теперь, пусть каждый найдет на своем борту лишнее слово (ракета, оранжевый -словарные).

Молодцы! Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные. Впереди планета. Жители этой планеты прислали нам поздравление.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ТОРЖЕСТВЕННЫМ ДНЕМ. ЭТО ВАШ САМЫЙ РАДОСТНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. У ВАС СЕГОДНЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ.

Каким словом можно заменить эти словосочетания? ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ – ПРАЗДНИК (словарная работа).

Сколько в этом слове букв и звуков. Какой звук в этом слове не произносится. Как проверить слово праздник. Не можем проверить. Если слово нельзя проверить, надо запомнить его написание. Запишите в тетрадь.

Подберите однокоренные слова (празднуют, праздничный, празднично). Составьте с одним из слов предложение (запись в тетрадь).

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Полет продолжается. Впереди планета. Предлагаю поприветствовать жителей этой планеты. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

ЗДРАВСТВУЙ

Какая удивительная планета. На что она похожа?

НА СОЛНЦЕ.

Как радостно бьется наше

На доске вывешиваются карточки со словами:

ЗДРАВСТВУЙ ЗДРА[СТ]ВУЙ
СОЛНЦЕ СО[НЦ]Е
РАДОСТНО РАДО[СН]О
СЕРДЦЕ СЕ[РЦ]Е

У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре. Сравните произношение и написание.

У. Какой согласный не произносится, а буква пишется (каждое слово разбирается отдельно.

У. Как называются согласные которые пишутся, но не произносятся? Д.(Непроизносимые согласные).

Запись в тетрадь слов.

У. Вот мы и узнали жителей этой планеты (вывешиваются карточки с буквами на планету). Выделим корень в словах. Определите, в какой части слова находятся непроизносимые согласные. (В корне слова).

РАДОСТНО – Иногда непроизносимые согласные встречаются на стыке двух суффиксов. Дайте название этой планете (открывается тема на доске).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

У. Как проверить непроизносимые согласные?

Чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко.

Открываем учебник и читаем правила.

Радость Сердечко
Радостно Сердце
Радостный Сердечный

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Запишите проверочные слова в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем.. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем полет.

Работа с учебником. Прочитайте слова.

Доблес_ный, чес_ный, поз_ний, облас_ной

Как проверить слова?

Доблестный-доблесть (сообщение из этимологического, толкового словаря – ученик)

Честный – честь
Поздний – опоздать

Областной – область (исследовательская работа ученика, сообщение из этимологического словаря)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А сейчас непроизносимые согласные хотят проверить, что мы узнали и чему научились.

Работа по карточкам.

Задание. Образуй словосочетания с именами прилагательными. Запиши, подчеркни орфограмму непроизносимого согласного. Работа по карточкам.

(Известие) человек – известный человек
(звезда) небо
(ненастье) погода
(счастье) мгновение

Задание. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

У. Как называются слова близкие по значению? Д. Синонимы.

Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название космического корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

БУРЕВЕСТНИК (Исследовательская работа-сообщение).

Какая согласная в слове не произносится?

Согласная Т .

Подберите проверочное слово.

Известие, весть.

ИТОГ УРОКА.

Как называют обитателей планеты, на которой мы побывали?

Непроизносимые согласные.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д.. Подобрать проверочное слово, в котором звуки слышатся отчетливо.

Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

Домашнее задание. Составить 3-4 предложения о вашем самом любимом празднике.

Цели:

  • формировать умение анализировать языковой материал, познакомить с правописанием непроизносимых согласных букв в корне слова;
  • формировать умение находить орфограмму в словах по определенным признакам;
  • научить выполнять звукобуквенный анализ слов с непроизносимыми согласными.

Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык» 3 класс, карточки для работы парами (см. Приложение), сигнальные карточки, кроссворд.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Словарная работа

3. Актуализация знаний и формулирование темы урока

Работа парами. У детей – карточки с заданиями (Приложение 1 ). В результате работы в каждой паре выявляется слово с непроизносимой согласной.

– Назовите слова, которые вы выделили. (Все слова записываются на доске в столбик.)
– Что интересного заметили? (Во всех словах одна согласная пишется, но не произносится.)
– Как вы назвали эту согласную? (Непроизносимая.)
– Какая тема урока? (Непроизносимая согласная в корне слова.)
– Сегодня будем наблюдать за словами с непроизносимой согласной в корне слова, и учиться проверять написание таких слов.

4. Наблюдение за словами с непроизносимой согласной

– Запишите к каждому слову однокоренные слова.

Поздно, опоздать, опоздание.
Известный, весть, известить.
Сердце, сердечный, сердечко.
Солнце, солнышко, солнечный.
Наездник, езда, поездка.
Грустный, грусть, грустить.
Тростник, тростиночка, трость.
Здравствуй, здороваться, поздоровался.

– Понаблюдайте за словами в каждой группе. Во всех ли однокоренных словах встречается непроизносимая согласная? (Нет)
– В чем особенность слов, в которых она встречается? (В них есть стечение трёх согласных: здн, стн, рдц, лнц, вст. Одна из этих согласных не произносится, чаще средняя или первая.)
– Какие согласные не произносятся в этих словах? ([з], [т], [в], [л].)
– А в остальных родственных словах каждой группы этот согласный звук слышен? (Да. Они могут быть проверочными.)
– Попробуйте сделать вывод из наших наблюдений. Что мы узнали о непроизносимых согласных?

Вывод. В некоторых словах пишутся подряд три согласных буквы. Одна из них при произнесении «теряется», не произносится. Их можно назвать непроизносимыми.

– Как не ошибиться в написании таких слов? (Нужно подобрать родственное слово, где этот согласный слышится отчетливо.)
– Молодцы ребята, вы сделали правильные наблюдения и выводы. Чтобы лучше запомнить их, давайте прочитаем правила в учебнике.

Физминутка

Упражнения на снятие статического напряжения.

5. Первичное закрепление

– Отдохнули? Продолжим урок. Будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.

1) Фронтальная работа.

– Приготовьте сигнальные карточки. Услышите слово с непроизносимой согласной, поднимите зеленую карточку и готовитесь назвать проверочное слово. Если в слове нет непроизносимой согласной, поднимите красную карточку.
Бескорыстный, безынтересный, вирусный, властный, возрастной, вкусный,
гласный, доблестный, жалостный, живописный, запасной, известный, интересный, искусный, корыстный, лестный, ненавистный, ненастный, небесный, опасный, отсутствие, поверхностный, поздний, победоносный, прихвастнуть, редкостный, согласный, страстный, телесный, трёхъярусный, тростник, тягостный.
– Молодцы, вы были внимательными, хорошо работали.

2) Самостоятельная работа

– А теперь выполняем упражнение 79 с. 61. Прочитайте задание и скажите, как вы будете выполнять задание.
– Нужно прочитать слова, подобрать проверочные и узнать, какая буква пишется на месте пропуска.
– Какие слова будут проверочными? (Те, в которых непроизносимый согласный слышен отчетливо.)
– Работаем самостоятельно.

Дети выполняют упражнение, учитель проверяет у 3-5 учащихся правильность выполнения, затем они становятся консультантами, проверяют у остальных учеников.

3) Словарная работа

– Разгадайте кроссворд. Выпишите в тетрадь слова. Подчеркните непроизносимые согласные.

  1. Что обогревает землю? (Солнце)
  2. Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз? (Лестница)
  3. Как называется растение, из которого в тропических странах добывают сахар? (Тростник)
  4. Как называют того, кто принес весть? (Вестник)

– Во всех ли словах непроизносимую согласную букву можно проверить? (В слове «лестница» не проверяется.)
– Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, нужно запомнить его написание.
– А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя, не просто так существуют непроизносимые согласные. У них есть своя история. Например, в слове лестница мы пишем букву Т. Почему? В древнерусском языке было слово лъства или лъзтва и происходило оно от глагола лезти, лезть с помощью суффикса -тв (а). Оно то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов как сахарница, чернильница. Значит непроизносимое Т в существительном лестница – это остаток суффикса -тв (а). Так знание этимологии помогает не делать ошибок в словах.
– Подберите однокоренные слова к слову лестница и понаблюдайте, где сохранились остатки суффикса Т, а где нет.

ЛесТница, лесТничный, лесенка, лесТничка.
– Запомните написание этих слов.

6. Итог урока

– Подведем итоги. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? (Сегодня мы познакомились с новой орфограммой – непроизносимые согласные буквы в корне слов. Мы узнали, что непроизносимая согласная чаще всего находится в словах, где есть стечение нескольких согласных. Написание слов с непроизносимой согласной можно проверить. Для этого нужно подобрать проверочное слово, где этот согласный слышен отчетливо.)

7. Домашнее задание: с.61 – правило, упр. 80, устно составить предложения со словами лестница, лестничный, лесенка, лестничка.

Правописание непроизносимых согласных

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

Упражнение

1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

5. Он хотел только того, что получали его сверс_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_н ик века – в Аргентине.

7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_н уть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали - его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

12. У бога есть длинная лес_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

13. Усталое со_н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_н ый, И в этой глупости несчас_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

16. Но вот почу_с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». (А. Чудаков)

19. Увы, закон земной свершая, В безвес_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_н ый климат. (А. Чудаков)

21. Соглядатай праз_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

22. Четыре деревни одна за другой однообраз_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

25. И вдруг снова, гораздо уже я_с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство... (В. Быков)

26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_н ый материал. (Ю. Домбровский)

28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_н уть… (М. Ю. Лермонтов)

29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

В русском языке возникают трудности в правописании сочетаний согласных звуков, потому что при морфофонемном правописании необходимо обозначать и те звуки, которые в слабой позиции при произношении выпадают.

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это второй звук в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, ртц, рдч, стц, стск, здц, ндц, ндск, нтск, нтств, ргск, первый звук в лнц, вств ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится , например: областной – область, сердце – сердечный. Есть случаи, не имеющие проверки, требующие запоминания: лестница, праздный, праздник, сверстник, чувство и др.

Нельзя вставлять лишние буквы, если их нет в проверочном слове, то есть в слове, где первый согласный стоит перед гласным, например: вкусный (вкусен, вкус+н-ый ), опасный (опасен ). У чащиеся, запомнив сочетания и забывая о проверке, часто допускают такие ошибки.

ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ :

блеснуть, двинуть, вянуть, заснуть, мякоть, обмякнуть, плеснуть, сполоснуть, прыснуть, пыхнуть, треснуть, тиснуть, тянуть (хотя блестеть, двигать, увядший, засыпать, мягкий, плющить, плескать, полоскать, прыскать, пыхтеть, трескаться, тискать, тяга, хрустеть ). Двояко пишется хрястнуть и хряснуть.

Это древнейшие, общеславянские утраты согласных по закону открытого слога, закрепившиеся позже в написании вопреки чередованиям. Ныне многие из них уже произносимы в других словах: прыгнуть, боднуть и т. д. Современные непроизносимые согласные, отражаемые на письме, представлены в слабой позиции, требующей «проверки».

ЗАПОМНИТЕ И РАЗЛИЧАЙТЕ:

искус-ств-о – искус-н-ый, искусница,ср. искус

конъюнктура ‘оценка положения’ – конъектура ‘восстановление текста’

констатация, констатировать – константа

костный (от кость )косные (взгляды ), закоснелый

лестница (от лез-у, с неясной Т ) – лесник (от лес )

пастбище, пастьбахотяпасу, пас-ти, выпасной

прийти, ноприду, придёт, пришёл

серчать – сердиться; сердечный

скатёрка, скатёрочка – скатерть

склянка(исчез древний непроизносимый согласный т , ср. стекло)

сверстник (ср. наверстать ) – ровесник (от ровесный, ср. чудесный )

хрустнуть, свистнуть – блеснуть, плеснутьи др., см. выше список

чувство (В – ныне необоснуемая вставка, ср. чу-я-ти)– участвовать

шефствовать(‘быть шефом’)шест вовать(‘идти’, с корнем шед -, ср. вед-у – вес -т и )

экскаватор – эскалатор

явственно (‘как наяву ’) – яства (от старославянского ясти ‘кушать’).

Упр. 80. Вставьте нужные буквы, подберите проверочные слова (обычно с гласным после сочетания). Образец: Сектантство – сектанты.

Арестан..ский, бессловес..ный, благос..ный, безвозмез..ный, бескорыс..ный, бороз..чатый, брус..вер, вкус..ный, волос..ной, двенадцатипе́р..ная кишка, декаден..ство, дилетан..ский, захолус..ный, извес..ный, интендан..ский, искус..ный, ислан..ский, комендан..ский, компроме..тировать, конста..тировать, конъю..ктивит, корреспонден..ский, критикан..ство, кос..ные взгляды, крёс..ный отец, лан..шафт, лейтенан..ский, ненавис..ный, несчас..ливый, опас..ный, пакос..ник, пацифис..ский, поз..но, пос..лать (письмо), пос..лать (постель), праз..ник, прелес..ный, прете..дент, преце..дент, рен..геновский, сверс..ник, сержан..ский, словес..ный, трос..ник, ужас..ный, фашис..кий, учас..вовать, хироман..ский, ше..ствовать, юрис..консульт, ярос..ный.

Упр. 81 . От данных слов образуйте прилагательные по приведенным образцам.

1. Хвастать – хвастливый (человек), счастье, участь. 2. Честь – честный, должность, вкус, горесть, пакость, словеса, редкость, чудеса, уста. 3. Петербург – петербургский, аспирант, диссидент, расист, Голландия.

Упр. 82. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ложнопроверяемые и традиционные написания.

I. Аспиран..ская стипендия, безвозмез..ная помощь, блес..нула молния, буревес..ник революции, волос..ные чиновники, голлан..ка, декаден..ские стихи, должнос..ной, звёз..ные войны, искус..ная защита, комендан..ская дочь, кос..ные взгляды, кос..ный мозг, лес..ное хозяйство, лес..ница, лес..ный отзыв, мес..ное время, наперс..ница барыни, одесс..кий, окрес..ности, опас..ность, пас..бище, поз..ний, ровес..ники, сверс..ники, сладос..ный, словес..ный, сума..шедший, уез..ный, ужас..ный, под уз..цы, ус..ный, уча..ствовать, чес..ночная приправа, чес..вовать, чу..ствовать, чудес..ные, я..ственнее.

II. 1. Я тоже рос, несчас..ный и худой, средь жи..ких, тягос..ных рас..ветов (Ес.). 2. – Смотри, Игорь, – сказал Шурик, – как видно, они всё-таки не побежали на телеграф. – Да, это так, – конста..тировал Эндель. (Акс.). 3. К этому привыкнуть ещё надо, рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неумес..ного сер..ца (Пл.). 4. – Какими ты глазами на меня глядишь? И-и-и, бессовес..ный! Как тебя земля держит! (Ш.). 5. Гучков обрушился на «пацифис..кие идеи, хлынувшие на армию» (НЖ). 6. Смысл последнего четверостишия, очевидно, показался редактору требующим конъе..ктуры: как это, став вещью, поэт может возгласить слово вещи ‑ и зачем? («Звезда»). 7. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати (Бун.).

Упр. 83. Объясните, какие из приведенных рядом слов не могут быть проверочными и почему. Запишите.

Дви..нуть – двигать, лес..ный отзыв – лесть, лес..ница – лезть, мя..коть – мягкий, пас..бище – пасти, по-преж..нему – прежде, по..черк – подчеркнуть, тис..нуть – тискать, с..клян-ка – стекло, словес..ный – словеса.