Водители-иностранцы могут не спешить получать российские права. Водителям-мигрантам дали отсрочку на получение российских прав на целый год Водителей таможенный союз мигрантов дали отсрочку

На прошлой неделе Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и ст. 12.32.1 КоАП РФ. Их суть сводится к тому, чтобы ещё на год — до 1 июня 2018-го — отложить введение нормы для иностранцев, работающих в России водителями по найму со своими национальными правами, которая обязывает их получать российские водительские удостоверения. За нарушение (допуск к управлению водителя без российского в/у) должностных лиц должны были штрафовать на 50 тыс. руб.

Неотложная мера

Ограничение, предусмотренное федеральным законодательством, должно было быть введено ещё в 2014 году, но сроки несколько раз сдвигались. Запрет, который Госдума пытается вновь отложить, должен вступить в силу 1 июня 2017-го. Однако парламентарии поясняют, что из-за неготовности ГИБДД принимать экзамены у иностранцев те до сих не смогли получить российские права.

  • РИА Новости

В НП «Гильдия автошкол» RT рассказали, что выступают категорически против очередной отсрочки и готовят соответствующее обращение в правительство на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего дорожную безопасность. Аналогичное обращение уйдет председателю Госдумы Вячеславу Володину, поясняет председатель организации Сергей Лобарёв.

«Реформу необходимо проводить как можно скорее, а не откладывать ещё на год. Максимум — на три месяца, чтобы водители успели получить российские права. Пусть летом читают учебники и сдают. Об этом мы и просим правительство и Госдуму, — сказал Лобарёв в беседе с RT. — У нас и так около 30% всех ДТП устраивают водители-иностранцы. Для сравнения: начинающие водители — это только 8,5% от общего числа аварий. Таким образом, очередная отсрочка реформы серьёзно угрожает безопасности граждан».

Собеседник отмечает, что многие водители-мигранты в последнее время активно записывались в автошколы, но, когда узнали о планах депутатов ввести отсрочку, учиться так и не пошли.

К обращению «Гильдии автошкол» присоединится межрегиональный профсоюз «Таксист».

«Сейчас у нас засилье мигрантов в такси, в транспортных грузовых компаниях, — говорит RT заместитель председателя профсоюза Андрей Попков. — Половина таких водителей просто купили у себя на родине права и приехали в Россию работать. Многие из них даже русским языком не особенно владеют. Конечно, половина водителей-мигрантов не смогут сдать у нас на права хотя бы по причине незнания языка, не говоря уже о ПДД».

Стоит заметить, что аргументы представителей автошкол, касающиеся дорожной безопасности, подтверждают и в Госдуме. В ходе обсуждения законопроекта вице-спикер нижней палаты Ирина Яровая обращала внимание, что с начала 2017 года количество ДТП с погибшими и пострадавшими по вине водителей-иностранцев увеличилось на 11%.

  • Агентство городских новостей «Москва»

По статистике Госавтоинспекции, за прошлый год водители-иностранцы, а также лица без гражданства нарушили ПДД 1,67 млн раз — это на 4,5% больше, чем в 2015-м.

Закон сложной судьбы

Представляя законопроект об отсрочке, глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв пояснил, что в 2014 году введение запрета отложили после вхождения Крыма в состав России, чтобы не оставить вне закона водителей, не успевших поменять украинские права на российские. После этого в правительстве собирались принять международное соглашение, позволяющее гражданам СНГ работать в РФ водителями с национальными правами, однако соглашение так и не было подписано. По словам Москвичёва, сегодня в России водителями по найму работают около 100 тыс. иностранцев, 70 тыс. из них — без российских водительских удостоверений.

  • РИА Новости

«Основным препятствием для сдачи экзаменов и причиной отказов в приёме заявлений на сдачу экзаменов является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции — требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту по переносу реформы.

При этом врио главы ГИБДД Владимир Швецов, который присутствовал на заседании Госдумы, где документ был принят в первом чтении, заявил, что на самом деле серьёзных препятствий для приёма экзаменов у водителей-иностранцев в ведомстве не видят.

«Водители-иностранцы могут сдать экзамены почти в любом регионе страны», — подчеркнул он.

Эта диспозиция сформировала у участников дискуссии мнение, что инициативу о продлении часа икс могут лоббировать транспортные компании.

«О безопасности граждан надо думать, а не о коммерческих структурах, — убеждён депутат Игорь Лебедев. — Водители из дружественных республик водить толком не умеют».

О том, что затягивание реформы выгодно крупным транспортным компаниям, говорит и Андрей Попков.

«Мигрантам платят вдвое меньше, чем россиянам. Если половина из работающих по найму не сдадут на права, то компаниям придётся брать на работу граждан России и платить им уже нормально, а это, понятное дело, невыгодно, — пояснил он. — Конечно, они лоббируют отсрочку. Но им и так дали три года на это — никто не шевелился. А как теперь откладывать, когда у нас в следующем году чемпионат мира по футболу, а по дорогам неизвестно кто ездит?»

Закон от 07.05.13 №92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу с 1 июня этого года. Он обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.

Тем не менее несколько лет депутаты, прекрасно понимая последствия принятого ими же самими документа, переносили срок вступления в силу поправок на один год.

Так должно было быть и на этот раз — законопроект, переносящий вступление документа на 1 июня 2018 года, весной был принят в первом чтении, однако в итоге окончательно принять его парламентарии банально не успели.

При этом, ежегодно давая отсрочку иностранцам, в парламенте рассчитывали, что они озаботятся получением российских прав, — видимо, надеясь, что проблема со временем перестанет носить массовый характер.

Однако, по оценкам самих же парламентариев, в настоящее время в стране все еще трудятся около 10 тыс. иностранных водителей, не имеющих российских прав, причем большая их часть в Московском регионе, а также Смоленской и Брянской областях.

Еще одна веская причина, по которой депутаты постоянно откладывали вступление в силу запрета, — неготовность ГИБДД к наплыву такого числа водителей и отсутствие возможности быстро их обслужить.

«Основным препятствием для сдачи экзаменов, служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов, является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции — требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту о переносе сроков, который так и не успели окончательно принять.

При этом проходить обучение заново иностранцам не нужно — необходимо лишь сдать один теоретический и два практических экзамена.

В связи с вступлением запрета многие прогнозировали, что уже утром 1 июня в ряде российских мегаполисов наступит транспортный коллапс: сотни водителей автобусов и маршруток не смогут выйти на работу. Такое уже случалось, когда осенью 2013 года из-за неразберихи со сроками вступления поправок водители-иностранцы предпочли не выходить на работу. Однако на данный момент сообщений из регионов о проблемах с отсутствием общественного транспорта нет. Коллапс в четверг утром случился лишь в Нижнем Новгороде, где не вышли в рейс около 200 маршруток, но проблема с мигрантами никак не связана.

Российские автошколы создали в регионах специализированные центры помощи водителям-иностранцам по замене национальных водительских удостоверений на российские.

«В крупных региональных учебных центрах по обучению водителей транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ростовской областях, Республике Карелии они могут получить бесплатные консультации по оформлению документов для сдачи экзаменов в ГИБДД, по условиям сдачи экзаменов, бесплатно пройти проверку знаний по экзаменационным билетам ГИБДД», — рассказали «Газете.Ru» в Гильдии автошкол России.

Председатель правления гильдии Сергей Лобарев высказал недоумение в адрес руководителей автохозяйств, проявивших беспечность в отношении выполнения требований закона по замене прав иностранцев, что, несомненно, влияет на безопасность дорожного движения в стране. «Четыре года оттягивали решение о замене иностранных водительских удостоверений на российские, что сейчас создает проблемы для экзаменационных подразделений ГИБДД, а соответственно, и проблемы коммерческих грузопассажирских перевозок», — заявил Лобарев.

О необходимости замены иностранных прав на российские власти заговорили в 2013 году из-за большого количества аварий с мигрантами. Авторы идеи и общественность окончательно убедились в необходимости такого документа после крупной аварии с «КамАЗом», которую в июле 2013 года в Подмосковье спровоцировал водитель-нелегал из Армении Грачья Арутюнян.

В результате ДТП с переполненным пассажирским автобусом тогда погибли 18 человек, десятки получили ранения. Выяснилось, что вдобавок мигрант управлял еще и неисправным автомобилем, однако в итоге к ответственности привлекли только его.

Примечательно, что буквально месяц назад власти Армении сообщили, что приговоренный к 6 годам и 9 месяцам колонии Арутюнян вскоре отправится на родину и будет там отбывать оставшееся наказание. Экстрадиция могла бы состояться и раньше, если бы не финансовые претензии к Арутюняну со стороны родных погибших и пострадавших. Все заявленные иски были удовлетворены — для этих нужд власти Армении изыскали около 18 млн рублей, деньги были перечислены в Россию, — и в конце апреля армянские СМИ сообщили, что процесс экстрадиции должен завершиться в скором времени.

Москвичи любят такси. Вызывают машину, когда едут в театр, ресторан, на работу. С таксистом ведь как с парикмахером - можно и «за жизнь поговорить». Правда, некоторые водители русский язык понимают с трудом. На мигрантов клиенты жалуются чаще: на качество работы, знание города. Просьба выходца из Средней Азии проговорить адрес в навигатор уже давно стала нормой. Что с них требовать: зарплаты у мигрантов ниже, чем у русских, и гости Белокаменной включают смекалку.

Распределение заказов у агрегаторов устроено просто: система отправляет на вызов ближайшую машину. Однако таксисты обманывают программу: один человек перехватывает заказы через приложение, подделывающее GPS-данные, и раздает их как диспетчер. В итоге к клиенту приезжает машина с другими номерами, водитель поднимает цену на фальшивом таксометре. В конце поездки неожиданную сумму объясняют тем, что в приложении пишут лишь примерную стоимость.

Поучительная история недавно произошла с коллегой москвички Лины Рязанцевой.

Первым делом водитель говорит, что в такси работают камеры. Довозит до места и «пробивает» чек с нереальной суммой поездки в 25 минут. Пассажир, предупрежденный, что все будет по чеку, уверен: его не обманывают. И платит 8753 рубля за поездку, - пишет девушка в социальной сети «Фейсбук».

С такими дельцами борются городские власти. Сначала обязали такси отправлять им данные о перемещениях всех машин. А с 1 июня вступил в силу запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав. Но сфера такси тем и специфична, что люди, чью деятельность пытаются отрегулировать, быстро приспосабливаются.

Запрет на работу в городах России по международным правам был введен еще в 2014 году с отсрочкой и с тех пор несколько раз переносился.

Я был против отсрочки закона, - говорит председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. - 32 процента аварий в стране происходит с участием иностранцев. Для мигрантов мы подготовили бесплатные центры консультаций, чтобы они могли сдать экзамены. У них оказалась недостаточная подготовка.

В прошлом году Центральная автошкола Москвы провела тестирование иностранцев на знание ПДД: из 32 человек не сдал ни один, а семерым понадобился переводчик. По мнению председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок, председателя Совета директоров компании «Формула такси» Богдана Коношенко, закон правильный: международная практика, когда иностранец получает национальные права государства, в котором работает, сложилась давно.

Правда, у такси была уверенность: можно не спешить переучивать водителей на новые права - закон еще раз перенесут. Поэтому рынок оказался не готов, - рассказал «ВМ» Коношенко. - С 1 июня 20 процентов водителей перестали работать. Выросло время подачи машины. Из-за нехватки шоферов увеличился спрос, агрегаторы подняли коэффициенты - такси стало дороже. Пострадали и компании: устранение 10 процентов парка привело к нулевой рентабельности и убыткам.

МИГРАНТАМ ОБЕЩАЮТ ЛЬГОТЫ НА ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ

По словам Коношенко, власти не учли еще одну проблему: водители-иностранцы никуда не денутся, огромные достижения на московском рынке такси по борьбе с нелегальным извозом могут быть обесценены.

Шоферы могут уйти в серый бизнес и начать работать неофициально.

Принятие закона стоило бы перенести на год еще и потому, что инфраструктура для экзаменаторов не готова к наплыву мигрантов, - уверен Коношенко. - И не стоит в один ряд ставить белорусов, молдован, казахов - эти люди спокойно работали на тех же основаниях, что и русские, - говорит Коношенко. - Для них должны быть введены упрощенные процедуры получения прав.

Это мнение не разделяет заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. По его словам, перевозчикам дали ясно понять, что отсрочки закона, возможно, не будет.

У них было три месяца, чтобы переучить водителей, но они никак не отреагировали на предупреждение. Было понятно, что перед чемпионатом мира по футболу никто рисковать не будет - закон примут, - подчеркнул Попков. - Уже вчера «подъехали» первые штрафы - 50 тысяч рублей.

На фоне закона, лишившего некоторых таксистов заработка, появилась мошенническая фирма: она предлагает шоферам-мигрантам арендовать машины - тогда им якобы не придется платить штрафы за иностранные права.

Мы вовремя засекли дельца, данные о нем переданы в МВД, - говорит Попков. - О таких компаниях нас информируют сами таксисты. Мы хотим разоблачить черные и серые схемы, сковырнуть криминал. Это копилось и копилось, наконец-то есть хороший момент вылечить организм.

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ И КОММЕРЧЕСКИЕ АВТО

Некоторые компании-перевозчики заявляют, что перебоев в их работе не будет: водителей-иностранцев в отрасли работает немного, большинство уже имеют российские права. Новые правила, например, не отразятся на работе Мосгортранса. В пресс-службе основного городского перевозчика это объясняют тем, что сегодня наблюдается приток водителей из Москвы, Московской области и других российских регионов.

Так, половину водителей компании составляют москвичи, еще около 40 процентов - представители субъектов РФ, - пояснили в пресс-службе Мосгортранса. - Доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое, с 23 процентов до 10 процентов. На предприятии работают 1,7 тысячи иностранцев, свыше 80 процентов из них уже получили водительские удостоверения российского образца. Всего в Мосгортрансе трудятся более 16 тысяч водителей общественного транспорта.

КАК ПОЛУЧИТЬ ПРАВА

Обучение вождению сегодня не самое дешевое удовольствие, оно стоит порядка 40 тысяч рублей.

Мы знаем, что сейчас мигранты побежали в диаспоры, а те - в правоохранительные органы, в надежде купить права. Но у них это не выйдет, - поясняет Попков. - В ГИБДД сделают запрос на родину - есть ли у иностранца настоящие права. Через полгода придет ответ, если он положительный, то мигрант может сдать на права экстерном. Без подготовки в школе только один процент кандидатов проходит экзамен.

Гильдия автошкол России по просьбе профсоюза «Таксист» предлагает мигрантам пройти двухмесячное обучение на льготных условиях. После курсов они получат сертификат и знания, которые помогут сдать экзамен с первого раза.

СУБСИДИИ ЛЕГАЛЬНЫМ ТАКСИ

За последние пять лет московским таксомоторным компаниям выплатили субсидии на 286 миллионов рублей. С 5 июня легальные извозчики снова могут подать заявку на выплаты.

На субсидии могут претендовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Для получения выплат перевозчики должны соответствовать следующим критериям: стоимость автомобиля, приобретенного по договору лизинга или в кредит, не превышает полутора миллионов рублей, его экологический класс - не ниже третьего, а с момента выпуска машины должно пройти не более пяти лет. У перевозчика также должна отсутствовать задолженность по кредитам, кроме того, должны быть оплачены налоги, штрафы и другие обязательные сборы.

Активно готовится подать заявку на получение субсидии столичная таксомоторная компания «Командир.Такси»

Город помогает нам нести бремя лизинговых платежей, мы это, конечно, полностью поддерживаем, - говорит финансовый директор компании Роман Кондрашенко. - Мы ведем свою деятельность абсолютно легально, поэтому нам не составляет никакого труда собрать все нужные документы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Ликсутов, заммэра, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:

К услугам москвичей 66 тысяч официальных такси - это больше, чем во многих городах мира. Около 80 процентов автомобилей приобретается с помощью лизинга или с привлечением кредитов. С 2011 года правительство Москвы выделило более 280 миллионов рублей в качестве субсидий. Столичные власти поддерживают добросовестных перевозчиков, работающих легально. Такие субсидии есть только в столице, и мы продолжим эту практику.

Как стало известно RT, представители автошкол и профсоюза таксистов обратятся в правительство и Госдуму с просьбой не давать отсрочек в получении российских прав иностранцам, работающим в России водителями. Закон должен вступить в силу 1 июня, однако в Госдуме хотят отложить реформу ещё на год. Авторы обращения уверены, что делать этого нельзя из-за большого количества ДТП с участием водителей-мигрантов. Особую остроту этот вопрос приобретает в преддверии Чемпионата мира по футболу, который пройдёт в России в 2018 году.

На прошлой неделе Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и ст. 12.32.1 КоАП РФ. Их суть сводится к тому, чтобы ещё на год - до 1 июня 2018-го - отложить введение обязательной нормы для иностранцев, работающих в России водителями по найму со своими национальными правами, - получать российские водительские удостоверения. За нарушение - допуск к управлению водителя без российских в/у - должностных лиц должны были штрафовать на 50 тыс. руб.

Неотложная мера

Ограничение, предусмотренное федеральным законодательством, должно было быть введено ещё в 2014 году, но сроки несколько раз сдвигались. Запрет, который Госдума пытается вновь отложить, должен вступить в силу 1 июня 2017-го. Однако парламентарии поясняют, что из-за неготовности ГИБДД принимать экзамены у иностранцев те до сих не смогли получить российские права.

РИА Новости

В НП «Гильдия автошкол» RT рассказали, что выступают категорически против очередной отсрочки и готовят соответствующее обращение в правительство на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова , курирующего дорожную безопасность. Аналогичное обращение уйдет председателю Госдумы Вячеславу Володину , поясняет председатель организации Сергей Лобарёв .

«Реформу необходимо проводить как можно скорее, а не откладывать ещё на год. Максимум - на три месяца, чтобы водители успели получить российские права. Пусть летом читают учебники и сдают. Об этом мы и просим правительство и Госдуму, - сказал Лобарёв в беседе с RT. - У нас и так около 30% всех ДТП устраивают водители-иностранцы. Для сравнения, начинающие водители - это только 8,5% от общего числа аварий. Таким образом, очередная отсрочка реформы серьезно угрожает безопасности граждан».

Собеседник отмечает, что многие водители-мигранты в последнее время активно записывались в автошколы, но когда узнали о планах депутатов ввести отсрочку, учиться так и не пошли.

К обращению «Гильдии автошкол» присоединится межрегиональный профсоюз «Таксист».

«Сейчас у нас засилье мигрантов в такси, в транспортных грузовых компаниях, - говорит RT заместитель председателя профсоюза Андрей Попков . - Половина таких водителей просто купили у себя на родине права и приехали в Россию работать. Многие из них даже русским языком не особенно владеют. Конечно, половина водителей-мигрантов не смогут сдать у нас на права, хотя бы по причине незнания языка, не говоря уже о ПДД».

Стоит отметить, что аргументы представителей автошкол, касающиеся дорожной безопасности, подтверждают и в Госдуме. В ходе обсуждения законопроекта, вице-спикер нижней палаты Ирина Яровая отмечала, что с начала 2017 года количество ДТП с погибшими и пострадавшими, которые произошли по вине водителей-иностранцев, увеличилось на 11%.

© Агентство городских новостей «Москва»

По статистике Госавтоинспекции, за прошлый год водители-иностранцы, а также лица без гражданства нарушили ПДД 1, 67 млн раз - это на 4,5% больше, чем в 2015-м.

Закон сложной судьбы

Представляя законопроект об отсрочке, глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев пояснил, что в 2014 году введение запрета отложили после вхождения Крыма в состав России, чтобы не оставить вне закона водителей, не успевших поменять украинские права на российские. После этого в правительстве собирались принять международное соглашение, позволяющее гражданам СНГ работать в РФ водителями с национальными правами, однако соглашение так и не было подписано. По словам Москвичева, сегодня в России водителями по найму работают около 100 тыс. иностранцев и 70 тыс. из них - без российских водительских удостоверений.

РИА Новости

«Основным препятствием для сдачи экзаменов и служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, - требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», - говорится в пояснительной записке к законопроекту по переносу реформы.

«Мигрантам платят вдвое меньше, чем россиянам. Если половина из работающих по найму не сдаст на права, то компаниям придется брать на работу граждан России и платить им уже нормально, а это, понятное дело, невыгодно, - поясняет он. - Конечно, они лоббируют отсрочку. Но им и так дали три года на это - никто не шевелился. А как теперь откладывать, когда у нас в следующем году Чемпионат мира по футболу, а по дорогам неизвестно кто ездит».