Учебно-методический материал на тему: Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. Приемы привлечения внимания

Понимание речи на слух - довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

1. Обращение к событию, времени, месту . Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой... Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром сообщили...» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации . Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о...; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение...; Вчера вечером по радио передали, что...» и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать. Это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а))...» - и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам частная собственность?» При этом тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна быть немедленно развита, конкретизирована другими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно.

4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: «Эйнштейн сказал, что образование- это то, что остается, когда все выученное забыто». Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?»

5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды...» Или: «Посмотрите, как красиво сделана эта реклама. Какой хороший лозунг ее украшает. Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».

6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...»; «Недавно я прочитал, что...»; «Однажды со мной произошел такой случай...» и т.д.

7. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Так вот, один раз он сказал...» Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

8. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза...» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

9. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить повседневную проблему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».

Посткоммуникативный этап

При оценивании эффективности своего выступления обратите внимание на следующие моменты:

1) удалось ли завоевать внимание;

2) удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления;

3) уложились ли в регламент;

4) все ли сказали, что хотели;

5) подчеркнули ли в заключении главное;

6) не уклонялись ли от темы;

7) уверенно ли себя чувствовали, не давали ли повода усомниться в своей компетентности.

Условия, необходимые для обеспечения убедительности, доходчивости и яркости выступления :

Ÿ Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.

Ÿ Заинтересованность личная в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательно раскрыта для слушателей и ради них. Неравнодушие к своей теме, ее освещению, к людям, с которыми говоришь.

Ÿ Волевая психологическая установка на воздействие. Если ты выступаешь, выступай затем, чтобы слушатели тебе поверили, чтобы они в чем-то тебе подчинились, чтобы пошли за тобой в твоих поисках, нужных решениях, в твоем обдумывании вслух тех или иных вопросов и тем, событий и явлений.

Ÿ Продуманная композиция предстоящего выступления: с чего начать, в какой последовательности излагать главные подтемы и вопросы, как их между собой связывать, чем выступление завершить?

Ÿ Фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана, плана-конспекта, тезисов, свободных записей и полного текста.

Ÿ Правильное, обеспечивающее действенность поведение в процессе выступления – психологическое, нравственное, речевое.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам предстоит выступить с небольшим

сообщением. С чего начать подготовку? Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.

Если необходимо посоветоваться, то только по целому выступлению.

Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1 - 2 вопроса, не более. Так вам будет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям. Всегда важно, выступая, иметь резервные знания - материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления.

Вы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».

С избытком подбирайте материал: это придаст вам уверенности.

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о..., за тем о... и, наконец, расскажу о...

Д. Карнеги советует также заранее высказывать самому себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т. е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям:

Очень важно иметь в виду...", Самое главное в том, что я хочу сказать...", Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения "Дорогие друзья!", "Господа!", "Уважаемые гости!", "Коллеги!" дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так, слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: "Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать", "Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении", "Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию".

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации "здесь и сейчас". Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: "как верно заметил...", "об этом сегодня уже говорил...", "как и предыдущий оратор, я...", "хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения...", "нельзя не согласиться с...", "позволю себе возразить..." и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: "Сегодня утром я убил свою бабушку". Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией -все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.

Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть се действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор но малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А. П. Чехова "Скучная история", читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, "передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти".

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

  • 1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, "внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее". Кстати, подобный "перерыв" может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором ("Да, чуть было не забыл...").
  • 2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.
  • 3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

  • 4. Жест и движение. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.
  • 5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.
  • 6. Юмор в публичной речи - это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из "Скучной истории" А. П. Чехова: "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать".

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют "вынужденный" характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

Галина Волкова

Цель исследования :

Выявить .

Задачи :

Изучить литературу по данной теме;

Основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей ;

Внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

Составить фотоотчет о проделанной работе.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия . Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии .

Будучи мамой двоих детей , интуитивно я понимала, что без «ярких красок» , сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно . И это только азы для привлечения внимания . Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, я выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду .

К проведению любого занятия подходите творчески , используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги : например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила) . Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей . Отработайте ритуал приветствия и прощания , что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.


Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей . Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру : вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции : изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.


Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников .

Игру недаром называют "ведущей : именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей , входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей . Простая фраза вроде : “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.


Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом , чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.


Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей , особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства . И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок С . Михалкова :

"Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар"!

Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.


Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей , заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания .


Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке , возможно, повысить качество любого занятия , сделать его более привлекательным для ребенка . Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей . Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада : пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.


Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием , который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания . У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.


Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения : рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.


Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.


Что бы происходил правильный процесс получения и восприятия всей информации, а так же, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться, нужно правильно .

Для того, что бы контролировать внимание партнера, нужно учиться использовать приемы контролирования ситуации. Это сложный и увлекательный процесс, когда вы овладеете всеми способами контролирования, то внимание собеседника будет привлечено, только к вам.

Под управлением внимания понимают активация всех чувств восприятия человека, путем воздействия на человека невербальными способами общения.

Внимание собеседника можно привлечь, если начать разговор с интересующей его проблемы или темы, это бесспорно, самый действенный способ.

Но помимо того, что вы говорите, вы должны учитывать, как вы это говорите. Что бы привлечь внимание собеседника, ваша речь должна быть эмоционально окрашена, яркой и экспрессивной. А если ваша речь будет не яркой, вялой и безразличной, то внимание собеседника вам не добиться.

Главное средство, которое поможет донести всю необходимую информацию до собеседника – это ваш голос. Главное, что бы он был особенный, эмоционально окрашенный. Ведь человек, который впервые слышит ваш голос, внутри для себя его записывает и сохраняет, а потом когда он слышит ваш голос вновь – он его узнает. Именно поэтому, что бы привлечь внимание собеседника , он должен сразу ему запомниться как живой и яркий. Мямле ни когда не стать хорошим оратором, запомните это. Так как тихий и неуверенный голос, оказывает плохое воздействие на внимание собеседника и может стать даже не приятным.

И порой, для вашего оппонента бывает намного важнее то, как вы говорите, какие при этом используете обороты и как эмоционально окрашиваете свою речь, чем то, какое вы несете содержание.


Итак, мы предлагаем вам опробовать, 12 приемов привлечь внимание собеседника:

1. Нейтральная фраза. Ученые доказали, что если начать разговор с фразы, которая не несет смыслового напряжения, будет намного лучше. Тогда внимание собеседника будет привлечено только к вам, ведь таким приемом вы заинтересуете его;

2. Начать разговор с повышенного тона. Громкая речь всегда привлекает внимание, но важно, что бы вы понимали: громкая речь отличается от крика. Недопустимо строить весь разговор на повышенном тоне, это скажет вашему собеседнику о том, что вы не уверенны и боитесь его. Но использование повышенного тона в начале разговора, привлечет внимание собеседника. Так же можно выделять требуемую (важную для вас) фразу громким тоном, таким образом, вы незаметно сделаете акцент на данной информации;

3. Завлечение слушателя. Суть данного приема состоит в том, что вы начиная свое общение произносите главную фразу очень тихо. А потом перейти на более громкий тон, такая контрастная подача поможет сделать управление вниманием собеседника еще проще. Главное помнить, что такой прием может сработать только в том случае, если вы полностью уверены в своих словах.

4. Зрительный контакт. Установка зрительного контакта добавит вашему разговору, важности между вами и оппонентом. Этим приемом пользуются ведущие лидеры, так как знают о его эффективности. Суть приема заключается в том, что лектор обводит собравшуюся аудиторию взглядом и устанавливает с каким – либо человеком и всю лекцию читает именно ему.

Помимо общения с глазу на глаз, этот прием можно применять и при массовых сборах. Он будет так же эффективен. Так как глядя своему собеседнику в глаза, вы сосредотачиваете его внимание на себе, а так же используя этот прием, вы можете контролировать и продолжительность этого внимания.

5. Акцентирование. Этот прием применяется в тех случаях, когда нужно вам к определенной фразе именно в этот момент. Акцентирование может носить как прямой, так и косвенный подтекст. Прямое акцентирование заключается в выделении нужной фразы стоп – словами, например: «обратите внимание» или «Особенно, это» и другие. А косвенная акцентировка, заключается в том, что вы выделяете нужную фразу голосом.

6. Выбор темпа речи. Внимание собеседника постоянно переключается, и управление вниманием происходит следующим образом. Оратор должен исключить в своей речи монотонные и замедленные тона. Так как такая речь, способствует отвлечению внимания от вас. Даже если ваша информация, то скучный и нудный темп заставляет отвлечься от вас и вашей речи.

Чтобы привлечь внимание собеседника , нужно постоянно контролировать темп своей речи, а так же громкость подачи информации. Ведь говоря громче или тише, а так же меня темп речи, вы заставляете своего собеседника слушать вас внимательно. Так как если он отвлечется, то потеряет нить беседы.

7. Прием применения пауз. Используя паузы, вы незаметно для него подготавливаете его восприятие к нужной вам информации. Применение тактических пауз очень полезно в следующих случаях:

Используя паузу, вы фокусируете внимание оппонента на себе, так как он заинтересованно ждет от вас, что же вы расскажите. В этот момент можно говорить самую важную по значимости информацию;
Помимо применения паузы, можно использовать совместно тактический прием повышения или понижения голоса. Это придаст вашей информации еще большее значение, и собеседник будет лучше вас слушать;
Использование коротких пауз, схоже с использованием знаков препинаний. Как и в написанном тексте, знаки препинания – паузы, дают нам возможность понять материал. Таким образом, вы лучше доносите суть сказанного вами;
Так же применение паузы даст вам возможность перейти к новой части беседы. А собеседник сможет перестроиться от одной информации на другую и значит лучше ее усвоить и понять.

8. Переформулировка. Этот прием, отлично заставляет сконцентрироваться вашего собеседника, так как его суть заключается в том, что вы высказываете свою же ранее сказанную мысль другими словами. Особенно важен это прием, если вы желаете донести важную для вас информации и хотите, что бы ваш оппонент ее точно понял и усвоил.

Если же ваша беседа носит вопросно–ответную форму, то этот прием позволит точно получить ответ, на интересующий вас вопрос.

9. Провокация. Если вы выдаете провокационную информацию, то ваш собеседник обязательно захочет вам возразить и, конечно же, будет внимательно вас слушать.

10. Гипербола. Не стесняйтесь приукрасить или преувеличить выдаваемую вами информацию. Ваш оппонент, обратит внимание, и потом вы обязаны заострить внимание на вашей позиции.

11. Выдвигание прогноза. Если вы уверены в том, что делаете, то вы обязаны предоставлять свои прогнозы.

12. Трехходовка. Если ваш оппонент агрессивно настроен, то тогда нужно действовать по следующим пунктам:

Дайте понять, что вы понимаете его состояние и вам очень жаль;
расскажите, что чувствуете сейчас вы, что вы расстроены и подавлены;
выждите небольшую паузу, а потом предложите успокоиться всем вам и вместе искать путь решения конфликта и сложившейся ситуации.

Запомните, что управлением вниманием вашего оппонента, не простая задача, но если вы в совершенстве овладеете всеми приемами, то сможете управлять кем угодно. Так как именно вы будите контролировать, что видит и слышит ваш собеседник.

Практико-значимая работа по теме

« Технологии привлечения внимания аудитории »

Содержание

Введение

    1. Общие технологии привлечения внимания аудитории

    Глава 2.

    1. Практические технологии привлечения внимания.

Заключение

Список литературы и Интернет-источников.

Введение

Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Сегодня педагог – это профессионал, который обладает определенными профессиональными навыками, владеет образовательными технологиями, без которых сегодня государство не видит образование и современного учителя.

В.В. Путин заметил, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это - умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».

Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических технологий.

Технология привлечения внимания аудитории является основополагающей в профессиональной деятельности педагога. Задача учителя, как и любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Хороший оратор грамотно и логично излагает мысли, обладает харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя различные способы привлечения внимания аудитории.

Цель работы : рассмотреть различные технологии привлечения внимания аудитории .

Задачи :

    рассмотреть теоретические источники по теме работы ;

    дать общую характеристику понятия внимания;

    определить виды технологий привлечения внимания аудитории;

    совершенствовать методы привлечения внимания аудитории.

Объект: образовательный процесс.

Предмет : использование технологий привлечения внимания аудитории.

Глава 1. Внимание. Общие технологии привлечения внимания

1.1 Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Основными характеристиками внимания являются:

    устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче;

    к онцентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятии, предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент;

    сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем;

    распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно;

    переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость);

    предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.;

    объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и практически недоступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Если же направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, то речь идет о непроизвольном внимании . Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание .

2.2. Общие технологии привлечения внимания аудитории

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Технологии привлечения внимания аудитории определяются мастерством оратора.

Опытный оратор точно знает, как привлечь внимание аудитории - у него есть только одна минута, чтобы вызвать ее интерес, и если он потратит это время на приветствия, шутки, ненужные извинения, благодарности или какие-нибудь нейтральные слова, аудитория потеряет с ним эмоциональную связь. Опытные ораторы предлагают свои рекомендации для начинающих ораторов по привлечению внимания слушателей:

    рассказ увлекательной истории - это всем нравится. В детстве - это сказки и детские страшилки, позже - книги, кинофильмы и театр. Рекомендуют приводить примеры из собственной жизни или о практическом применении излагаемого материала. Чем больше полезного узнают слушатели, тем сильнее будет их интерес.

    Пусть он не потребует ответа, но заставит аудиторию верить в правоту оратора, его компетентность. Если сумеете, задавайте не один, а три вопроса, на которые большинство аудитории ответит “да”. Старинная техника “три да” автоматически переводит в зону доверия слушателей.

    приведение некоторого количества “цепляющих” фактов. Пример - вопрос: «Должно ли образование быть бесплатным?». Мало кто может не заинтересоваться такой острой и важной темой.

    использование подходящей цитаты. Авторитет придаст веса и Вашим словам.

    грамотная визуализация содержания. Слайды с небольшим количеством текста легко читаемы, корректные визуальные данные хорошо выделяются мозгом из потока информации, проще понимаются и запоминаются. Особо следует представить в виде понятных графиков, схем и диаграмм.

    показ специально подготовленного небольшого видео. Это увеличивает отклик, добавляя эмоций и драматизма, позволяет представлять данные в динамике. Как правило, видеопредставление любых данных производит большее впечатление - правильные объем и звуковые акценты дают усиленный эффект.

Планируя выступление перед аудиторией необходимо учитывать жестикуляцию, позы: не скрещивать ноги, не ставить их вместе (лучше ставить ноги на ширину плеч); с ледить, чтобы колени были всегда выпрямлены, плечи расслаблены; сместить центр тяжести немного вперед, держать спину прямой; жестикулируя, держать руки выше линии пояса. Рекомендуется: избегать мелких, нефункциональных движений руками; не стоять весь отведенное для лекции время на одном месте, двигаться по сцене или аудитории; не прятать ладони рук, демонстрировать их в жестикуляции; не подходить слишком близко к слушателям.

Важным моментом в привлечении внимания аудитории является умение отвечать на вопросы. Опытные ораторы рекомендуют:

    отвечая на вопрос, отвечать всем, а не только тому, кто задал вопрос;

    управлять процессом поступления вопросов и самостоятельно указывать, кому предоставляете слово для вопроса;

    ответ на вопрос должен быть кратким и не становиться лекцией;

    слушать вопрос до конца, даже если заранее знаете, что отвечать;

    полезно, выслушав вопрос, поблагодарить и немного подумать;

    если Вам непонятно, не стесняться уточнять, что имеет в виду слушатель, который задал вопрос;

    не начинать ответа на вопрос со слов "нет" или "Вы не правы";

    если предполагаете наличие тяжелых вопросов со стороны аудитории, предложите слушателям задавать такие острые вопросы;

    если вопросы закончились или Вы не получили ни одного вопроса, сначала целесообразно дать ответ на тот вопрос, который чаще всего ставят другие слушатели;

    при подготовке к выступлению предположить, какие вопросы могут быть поставлены на лекции, и подготовить ответы на них;

    ответы на вопросы аудитории в публичном выступлении - не экзамен, если Вы не готовы отвечать - целесообразно говорить об этом прямо.

Если начинающий оратор освоит технологии привлечения внимания аудитории и сможет удерживать его на протяжении всего выступления, то он сможет удерживать .

Глава 2. Практические технологии привлечения внимания

2.1 Практические технологии привлечения внимания

У каждого человека в жизни возникают ситуации, когда ему необходимо выступить перед аудиторией. У многих людей публичные выступления составляют часть профессиональных обязанностей. Одна из задач учителя – привлечение и удержание внимания аудитории на протяжении всего выступления. Аудитория учителя разнообразна – это и учащиеся, и родители, и коллеги, и общественность. В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих приемов привлечения внимания:

1. Логическое построение речи. Для того чтобы сохранить максимальное внимание слушателей слежу за тем, чтобы речь была последовательной, обоснованной, непротиворечивой.

2. Вовлечение слушателей в процесс выступления. Мне часто помогают удержать внимание аудитории вопросы, адресуемые слушателям, заставляющие задуматься, внимательно следить за моей речью, самим поискать решения предложенной задачи .

3. Новизна. Если в моем выступлении не содержится никаких новых данных, интерес слушателей может снижаться.

4. Доступность изложения мыслей. Излишняя насыщенность речи специфическими терминами и сложными фразами снижает внимание к выступлению, поэтому стараюсь излагать материал доступным и понятным широкому кругу слушателей языком.

5. Выразительность речи. Усилить внимание аудитории мне помогает использование различных наглядных пособий, образность и выразительность речи: изменение интонации голоса, меткие выражения, оригинальные сравнения. В выступлениях нередко использую истории из собственного опыта, примеры из книг, фильмов. При необходимости повышаю голос, особенно в начале фразы, что не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на слушателей.

6. Акцент на интересах аудитории. Стремлюсь к доверительному общению с аудиторией, пониманию проблем слушателей, что вызывает их отклик, затрагивает чувства и интересы.

7. Непринужденная манера изложения. Стараюсь при выступлении быть естественной, убежденной в словах, вкладывать в свою речь неподдельные эмоции.

8. Темп речи. Слежу, чтобы моя речь не была слишком быстрой или чересчур медленной, умеренный темп с небольшими паузами.

9. Зрительный контакт. Стремлюсь к поддержанию зрительного контакта с аудиторией, что помогает быстро сориентироваться и вернуть внимание слушателей с помощью одного из вышеперечисленных приемов. Установление зрительного контакта широко использую в любом общении. Считается, что пристальный взгляд на человека привлекает его внимание.

10. Время выступления. В зависимости от темы выступления подбираю оптимальное время для его изложения. Закончить свою речь лучше на минуту раньше, чем на минуту позже.

Для привлечения внимания аудитории также часто использую такие приемы как прием «переформулировки», прием «провокации», прием «гиперболы», прием «прогноза» и прием «трехходовки».

Прием «переформулировки» - высказанная ранее мысль переформулируется по-новому, иными словами и выражениями. Это очень важно, когда речь идет о сложных или очень значимых вопросах. Так например, при отказе собеседника ответить на поставленный вопрос не настаиваю на ответе, а переформулирую вопрос.

Прием «провокации» состоит в вызове реакции несогласия с излагаемой информацией. Неверная информация способствует появлению желания ее исправить, уточнить.

Прием «гиперболы» - сознательное преувеличение с целью заострения внимания слушателя. Но в дальнейшем четко излагаю свою позицию по затронутой проблеме.

Прием «прогноза» - предлагаю прогнозы ожидаемых событий, основываясь на реальных фактах.

Прием «трехходовки» - применяю, когда аудитория выходит из-под контроля. Выполняется в следующем порядке: проговаривается состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»; проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»; после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» - материала должно быть минимум на треть больше того, который, по расчетам, необходим для выступления. Я всегда знаю и готова рассказать больше, но в выступлении себя сознательно ограничиваю, рассказываю только часть того, что знаю. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».

Главная аудитория учителя – его ученики, которые способны удерживать внимание в течение урока, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Состояние внимания учащихся на уроке - важнейшее условие продуктивности их познавательной деятельности. Поэтому педагог должен хорошо знать особенности внимания учащихся, его характеристики, условия возникновения и изменения. Это позволяет выбрать необходимый режим управления вниманием во время урока.

Ведь умение привлечь внимание учащихся во время урока - одна из важнейших особенностей профессии учителя.

Заключение

Из психологии известно, что внимание людей капризно и непостоянно. Само оно сконцентрировано не будет и хороший оратор обязан грамотно им управлять. Важно делать это тонко и незаметно для аудитории. У хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

В данной работе рассмотрены теоретические источники по теме «Технологии привлечения внимания аудитории», дана общая характеристика понятия «внимание», определены виды технологий привлечения внимания аудитории и изложены практические технологии привлечения внимания аудитории.

Учитывая все вышеприведенные принципы внимания и средства его привлечения, можно добиться высокой эффективности в педагогической работе. Ведь умение привлекать внимание аудитории характеризует педагогическое мастерство, а к этому должен стремиться каждый педагог.

Список литературы

    Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997.

    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. - Издательство: СЛК ISBN : 985 - 6165 - 16 - 4, 1997.

    Михальская А.К. Основы риторики. М: Просвещение, 1996.

    Стернин И.А. Деловое общение. - Воронеж: «Истоки», 2009.

    Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011.

    Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика.- М.: Дело, 2003.

    Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года, Москва, Кремль

    Борщов А. Как привлечь внимание аудитории с первых слов. (дата обращения 9.03.2016)

    Десять способов удержать внимание аудитории во время выступления. (дата обращения 9.03.2016) 16.03.2016 )

    1. Шипунов С.А. Язык жестов (невербальное общение с аудиторией) (дата обращения 09.03.2016)