Педагогический проект на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу). Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни

Подробности

Аннотация: в статье обосновывается актуальность развития у обучающихся проектной компетентности (проектных умений), особо указывается на необходимость проявления школьниками достаточной степени самостоятельности в работе над проектами; автор подчеркивает необходимость формирования готовности учащихся к самостоятельной проектной деятельности путем создания в образовательном учреждении системы проектного обучения, построенной на принципах преемственности;

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, технология учебного проектирования, система проектного обучения, проектная компетентность, компетенция решения проблем, преемственность, учитель проектного обучения.

Проектируй свое будущее. Проектируй свою образовательную траекторию. Вы ведь видели такие слоганы? Проектная компетентность или компетенция решения проблем является очень востребованной в современном мире. При столкновении с проблемой человек должен уметь находить пути ее разрешения. Но для того, чтобы эта компетенция сформировалась, у учащихся должны быть сформированы проектные умения, и должен быть опыт проектной деятельности. Проектные умения учащихся должны развиваться от одного выполненного проекта к другому.

Небольшой экскурс в историю. Метод проектов появился в отечественной и зарубежной практике в начале 20 века. Он возник тогда, когда появилась потребность сделать образование более практико-ориентированным, повысить познавательные интересы учащихся. Еще Н.К. Крупская в своей статье «Метод проектов» называла его «методом увязки теории с практикой, системой учебно-воспитательной работы, развивающей инициативу школьников, приучающая к плановой работе, дающей умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, наблюдать, проверять себя в ходе работы..». Приведем интересный факт. Д. Дьюи, основоположник метода проектов, считал, что новые методы обучения будут готовить учащихся к жизни в обществе свободного предпринимательства, а Н.К. Крупская – к жизни в социалистическом обществе. Как образовательная технология метод проектов после длительного периода забвения вернулся в образовательную практику нашей страны в конце 80 годов вместе с международными телекоммуникационными проектами. Я начала участвовать в таких проектах в 1993 году. Для нас и учащихся тогда главным в проектах этого периода было освоение новых компьютерных и коммуникационных технологий. Язык международного общения – английский. Мотивация к изучению иностранного языка тоже была высокая. Быстро осваивали язык те, кто владел им слабо. Я поддерживаю связь с моими бывшими учениками, участниками международных проектов. Многие из них стали специалистами в области IT-технологий и английский язык они активно используют.

Особенностью таких проектов была групповая работа в разновозрастных коллективах. Она показала свою продуктивность. При наличии мотивации младшие быстро учились у старших. Проекты были в основном социальными, экологическими, межпредметными. Но уже к середине 90-х появилось большое количество телекоммуникационных международных предметных проектов – математика, биология, физика, география. На первых план выдвигалось получение предметных приращений, повышение мотивации к изучению предмета. И хотя дети работали в группах, планировали свою работу, это было как бы второстепенным.

И вот это второстепенное понемногу выдвинулось на первый план. Проектная деятельность учащихся обеспечивает формирование проектных умений учащихся, умений группового взаимодействия, презентативных и рефлексивных умений. Проектная и исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством формирования универсальных учебных действий учащихся. Но это при одном большом условии. Учащиеся должны самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Хочу поговорить о наболевшем. Я несколько раз была в жюри конкурсов ученических проектов разного уровня: от окружных до всероссийских. И проблема одна. Недостаточная самостоятельность ученических проектов. Особенно ярко это прослеживается на конкурсах проектов в начальной школе. Я понимаю, что учителя часто поставлены в ситуацию, когда им очень важны призеры конкурсов. Это дополнительные баллы, реальная прибавка к зарплате. А организаторы конкурсов часто и не задумываются о том, что главным требованием к ученическому проекту должна быть степень самостоятельности работы. И критерии оценки проектных работ часто не учитывают возраст учащихся. Маленький участник конкурса даже выговорить не может того, что написано в его работе. В приложении к работе содержатся графики и диаграммы, между тем ученик даже не знает, что такое проценты. На вопрос, в какой компьютерной программе выполнялась та или иная работа, в лучшем случае получаешь ответ: «А это мой папа делал». На одном из таких конкурсов я задала прямой вопрос учителю, который руководил проектом: «Почему в работе ученика так много того, что делал учитель или родители. И получила вот такой ответ: «А администрация нашего образовательного учреждения приветствует, когда, проект учащиеся выполняют вместе с родителями». Так ведь «вместе» не значит «вместо». В некоторых школах учителя уже на родительском собрании в начале учебного года выбирают с родителями темы проектных работ учащихся и обсуждают работу. Учащиеся только готовят представление работы, то есть разучивают написанный для них текст, который они будут произносить под подготовленную взрослыми презентацию. Чему мы учим детей? Лукавить и приспосабливаться. Ради справедливости хочу заметить. Несколько лет назад на конкурсе «Шаг в будущее» выступал с докладом второклассник. Он предложил способ создания аэростата из пластиковых мешков для мусора. Очень интересная работа получилась. Родители говорили, что он им с 4 лет покоя не давал вопросами о строении Вселенной, читал, рисовал схемы. Но это, к сожалению, исключение.

Учителя, руководители проектных работ учащихся, часто сами недостаточно компетентны. Многие не понимают, чем проектная работа отличается от исследования, не различают проект и обычную реферативную работу.

Вторая проблема заключается в том, что в конкурсах участвуют не все учащиеся, в то время как сформированные проектные умения нужны всем.

Младшие школьники еще не готовы к самостоятельному проектированию. Задачи начальной школы – формировать готовность учащихся к самостоятельной проектной деятельности. Необходимо учить детей сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно формулировать проблему и цель для проектирования, формулировать ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. Если проект групповой, учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, распределять работу, договариваться. И только обладая сформированными проектными умениями хотя бы минимального уровня сложности, учащиеся смогут самостоятельно принимать участие в различных проектах. В школе необходимо создать такие условия, чтобы от одного выполненного проекта к другому проектные умения развивались. Портфолио или, как это звучит в образовательных стандартах, портфель учащегося должен содержать не только и не столько грамоты и дипломы, а темы проектов, с их целями и задачами, проектными умениями, которые развивались у ученика и перечнем той самостоятельной работы, которую он выполнил.

Но обычному учителю трудно решить все эти задачи. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. Получается, что, во-первых, дошкольников и детей младших классов необходимо готовить к самостоятельной проектной деятельности. Во-вторых, учителю для использования технологии учебного проектирования необходима подготовка.

Только системная работа в образовательном учреждении поможет решить эту задачу. А для этого нужна система проектного обучения в образовательном учреждении, построенная на принципах преемственности. Вот о принципах создания такой системы остановимся дальше. Пахомова Н.Ю. определяет проектное обучение следующим образом: «Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию» . Основными составляющими этой системы будут: пропедевтика в дошкольном учреждении, формирование и развитие проектных умений (готовность к самостоятельной проектной деятельности в начальной школе), дальнейшее формирование и развитие проектных умений в основной и средней школе. Важной составляющей также является предоставление каждому учащемуся возможности приобрести опыт проектной деятельности. Рассмотрим основные задачи проектного обучения на различных ступенях образования: в дошкольном учреждении, начальной и основной школе.

Цель проектного обучения в дошкольном учреждении (ДОУ) – пропедевтика проектных умений. Непосредственная образовательная деятельность в детском саду должна формировать представления у детей о понятиях проектной деятельности (план, проблема, цель, результат и т.д.) и представление о проектных умениях.

В начальной школе нужно готовить детей к самостоятельному проектированию. «Именно в начальной школе важно сформировать фундамент готовности к проектной деятельности, означающий, прежде всего, сформированность проектных умений» . Для решения этой задачи отлично зарекомендовал себя курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов (авторы Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В.). «К осваиваемому содержанию здесь относятся: проектные умения, цепочка проектных действий, технология проектирования, презентативные умения, метапредметные умения, универсальные учебные действия (УУД), понятия проектирования и презентации в целостном учебном проекте минимального уровня сложности» . В курсе дети учатся сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно формулировать проблему, цель проектирования и ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. В групповом проекте учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять работу.

В основной и средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности. Необходимо системно формировать и развивать проектные умения учащихся, обеспечивая опыт проектной деятельности. Цепочка выполненных учащимся проектов должна строиться по принципу от простого к сложному. Так мы осуществим подготовку учащегося к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, что является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Но учитель может быть не готов к решению всех этих задач. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. В этом ему может помочь активно работающее в ряде школ методическое объединение проектного обучения, включающее воспитателей, учителей начальной и основной школы. Основной целью объединения является выстраивание системы проектного обучения в образовательном учреждении как сквозной непрерывной подготовки учащегося к использованию проектной деятельности в различных образовательных ситуациях, а также использованию проектирования для решения различных проблем: личных, профессиональных и социальных, а также для самообучения в течение всей жизни. Методическое объединение поможет начинающим учителям проектного обучения, даст возможность транслировать свой опыт тем, кто владеет теорией и практикой учебного проектирования и решит много других насущных проблем.

В заключении хочу отметить, что существует Атлас новых профессий , над созданием которого работали лучшие эксперты страны. Профессии, начинающиеся со слов «проектировщик» и «проектант», встречаются там очень часто в самых разных отраслях: медицине, строительстве, авиации, энергетике, транспорте и т.д. В образовательной области указывается такая профессия, как учитель проектного обучения. Нам всем нужно стремиться к тому, чтобы и работники образования, и ученики соответствовали новым вызовам времени.

Список литературы:

  1. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение. Публикации разных лет. Дайджест. (Текст] / Н. Ю. Пахомова / Ред.-составитель Касатова С.В. / Под ред. Н. Ю. Пахомовой – г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», – 2015. – 144 с.
  2. Коммунистическое Просвещение» № 9, 1923 статья Крупской «Методпроектов»), http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRUPSKAYA _Nadejda_Konstantinovna/_Krupskaya_N.K..html (дата обращения: 03.03.2016).
  3. Пахомова, Н. Ю. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности. Методическое пособие и электронный дневник наблюдений на СD-диске. (Текст] + (Электронный ресурс] /Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина / Под ред. Н.Ю. Пахомовой – г. Дзержинский, ДМУП «Информационный центр», 2014. – 40 с.
  4. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и доп. (Текст] + (Электронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, С.В. Касатова – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. - 52 с.
  5. http://atlas100.ru/ (дата обращения: 03.03.2016).
//

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Берёзка»

детский сад № 10 «Берёзка»

за 2015-2016 учебный год

г. Радужный

Отчет о работе по преемственности

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 10 «Берёзка»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа» №4

за 2015-2016 учебный год

На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим:

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

В МАДОУ ДС № 10 «Берёзка» реализация преемственности осуществляется с МБОУ СОШ №4.

Выдвигаются три вида преемственных связей: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Детский сад и школа расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях. Для совместной работы школы и детского сада составляется план по преемственности.

Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Перед началом каждого учебного года мы, дошкольное учреждение и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы на учебный год.

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы между дошкольным учреждением и школой. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения.

В 2015-2016 учебном году педагогические коллективы ДОУ и школы продолжали работу над решением главной цели – обеспечение качественного дошкольного образования путем совершенствования системы работы по созданию единого образовательного пространства по преемственности воспитания и обучения детей между дошкольным учреждением и школой в направлениях:

Совершенствование системы совершенствование системы непрерывного дошкольного и начального школьного образования;

Сохранение специфики содержания форм и методов в обучении, воспитании и развитии на начальном этапе образования.

Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

    Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

    Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

    Создание единой стратегии в работе с родителями;

    Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основными объектами работы по преемственности были:

    Методическая и психолого-педагогическая работа;

    Работа с родителями;

    Воспитательная работа (связь детских коллективов).

Сотрудничество осуществлялось на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

В плане работы указаны формы сотрудничества и их содержание, намечены сроки выполнения и ответственные за их выполнение.

В течение учебного года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучалась методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждалось: содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы работы; организовывались педагогические встречи, консультационные дни.

Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и взрослых.

В сентябре месяце педагоги на встрече учителей выпускных 4-х классов и воспитателей подготовительных групп обсуждали задачи и направления, знакомились с планом совместной работы.

Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, акции, посещение музеев, спортивные мероприятия, выставки детского творчества). В этом учебном году после праздника проведенного в ДОУ «День знаний» дети подготовительной группы приняли участие в торжественной линейке в школе «1 сентября - День знаний».

Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия.

В октябре месяце педагоги ДОУ провели информационную компанию: обновили страничку «Родителям будущих первоклассников» на Интернет-сайте ДОУ; в методическом кабинете детского сада организовали выставку методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»; воспитатели подготовительной к школе группе №9 Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. оформили в приемной уголок для родителей «Скоро в школу!».

Традиционнойформой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой.

В ноябре воспитатель Рамазанова А.Т. совместно с учителями школы провела ознакомительную экскурсию детей подготовительной к школе группы №9, в конце месяца дети подготовительной к школе группы №9 приняли участие в школьном празднике «Посвящение в первоклассники».

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями велась на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование. Особый интерес у родителей вызывают встречи с учителями.

В начале года в подготовительных к школе группах провели родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник» , где основными вопросами были: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников.

В декабре старшийвоспитатель Шашка О.П. совместно с завучем Власовой И.В. организовали консультационный день «Школа профессиональных родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросам предшкольной подготовки. Консультационныйдень мы проводим ежегодно педагоги – психологи ДОУ и школы отвечают на возникающие вопросы родителей при подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.

Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

В ряде мероприятий необходимо отметить семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» для воспитателей ДОУ проведенный совместно с учителями школы.

Для детей в преддверие новогодних праздников была проведена акция «Мастерская Деда Мороза » изготовление новогодних сюрпризов с участием детей старшей группы №13 и первоклассников МБОУ СОШ № 4.

В январе был организован «Круглый стол» с участием педагогов детского сада и школыпо теме:«Проблемы адаптации воспитанников детского сада к условиям школьной жизни и пути их решения», в ходе которого обсудили вопросы привыкания выпускников ДОУ к обстоятельствам школьного бытия.

Дети подготовительной к школе группы №9 приняли участие в празднике «Прощание с букварём» и выставке художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста детского сада и первоклассников школыв ДОУ № 10 «Берёзка» на тему:«Школа будущего»

Для родителей (законных представителей)детей старшего дошкольного возраста воспитателями Рамазановой А.Т. и Рахмановой М.Р. проведена консультация «Как развить у ребёнка любовь к чтению», и семинар – практикум «Профилактика нарушений чтения и письма».

В феврале старший воспитатель Шашка О.П. совместно с членами методического совета обновили выставку методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе» для воспитателей и родителей. Педагог-психолог Маркова Н.П. провела анкетирование родителей (законных представителей) «Мой ребенок - будущий первоклассник» по результатам которого подготовила консультацию для родителей (законных представителей) «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?».

В рамках празднования дня защитника отечества инструктор по физической культуре Курмеева Н.Н. провела спортивный досуг с детьми подготовительной к школе группы № 9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4«Будем в Армии служить...» , а воспитатели Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. организовали посещение школьного музея «Военной славы», что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают стихи, много спрашивают; спортивный зал, актовый зал; беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.

В марте продолжили работу с родителями:старший воспитатель Шашка О.П. совместно с воспитателями Рамазановой А.Т. и Рахмановой М.Р. организовали семинар – практикум «Игры для подготовки детей к обучению в школе» для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог Маркова Н.П. для педагогов ДОУ провела консультацию«Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению» .

Воспитателями Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. с детьми подготовительной к школе группы №9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4 провели познавательную викторину «Я и мои права».

В апреле в детском саду прошел день открытых дверей «Мы сегодня дошколята, завтра мы ученики!» для учителей начального звена МБОУ СОШ №4 и родителей детей подготовительных к школе групп, родители и учителя посетили режимные моменты, занятия по развитию речи и математике, интеллектуально-развлекательную викторину по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» с участием детей подготовительной к школе группы № 9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4. В конце дня состоялось родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Готовность ребёнка к обучению в школе» с участием учителей, учителя – логопеда, педагога – психолога МБОУ СОШ № 4.

Основными задачами таких дней в детском саду является:демонстрация на практике методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также направлений и областей, в которых получают знания наши воспитанники; информирование родителей (законных представителей) о формах, методах, средствах реализации основной общеобразовательной программы.

Просмотренные занятия и образовательные ситуации обсуждались и анализировались, учителя и родители отметили качественную работу воспитателей по подготовке детей к школе, хороший уровень интеллектуального и познавательного развития детей.

Педагогическое мастерство воспитателей получило высокую оценку педагогов школы. Такие встречи позволяют нам педагогам-дошкольникам ориентироваться на требования школы, формировать те знания, умения и навыки, которые необходимы детям для дальнейшего воспитания и образования в соответствии с принципами дошкольной педагогики. Учителя же могут опираться на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

В мае месяце стало традицией обсуждение итогов работы, с участием педагогов ДОУ и МБОУ СОШ №4, в 2015-2016 учебном году провели в форме круглого стола по теме: «Подведение итоговработы по преемственности со школой за истекший учебный год. Проблемы. Поиски. Решения» . В процессе четырёхлетнего пребывания ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который учитывается педагогами при переходе в начальную школу. В конце учебного года педагоги-психологи, логопеды ДОУ и школы обсуждали вопрос перехода дошкольников на начальную ступень образования.

Также традиционно из года в год в детском саду проводится праздник для дошкольников «До свидания, детский сад» с участием бывших выпускников ДОУ.

В 2015-2016 учебном году 34 выпускника: 29 воспитанников планируют поступить в первый класс МБОУ СОШ № 4; 2 воспитанника - в первый класс МБОУ СОШ № 6; и по одному воспитаннику поступить в школы №2,3,8.

Работа по подготовке детей к обучению в школе осуществляется в течение всего учебного года всеми педагогическими работниками детского сада:

Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре реализуют рабочую программу, разработанную на базе основной общеобразовательной программы МАДОУ ДС №10 «Березка» формируя необходимые знания, умения и навыки детей необходимые для обучения;

Педагог-психолог, осуществляя психологическое сопровождение основной общеобразовательной программы, помогает педагогам осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, подбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания; организует консультирование родителей по вопросамподготовки детей к обучению; проводит игровые ситуации общения с элементами психологическоготренинга по формированию мотивационной готовности детей к обучению.

В рамках психодиагностической работы в ДОУ проводятся исследования уровня интеллектуального развития и познавательных процессов детей групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет: (подготовительные группы): памяти, внимания, восприятия, наглядно-образного и логического мышления.

В апреле 2016 года была проведена диагностика выявления психологической готовности ребенка к школе с детьми групп общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет – 34 ребенка.

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (мотивационная готовность) за 2013-2016 гг.

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Сформирована

Не сформирована

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (волевая готовность) за 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (интеллектуальная готовность) за 2013-2016 гг.

Учебныйгод/ количествовыпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (моторно-зрительная готовность) за 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты обследования уровня сформированности социально – коммуникативной компетентности детей-выпускников детского сада 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровень социально-коммуникативной компетентности

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты исследования тревожности детей детей-выпускников детского сада 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровни тревожности

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты диагностики уровня развития самооценки детей-выпускников детского сада2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровни самооценки

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Оптимальная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Результаты исследования мотивации учения детей-выпускников детского сада2013-2016 гг.

Критерии

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Познавательная

Внешне позиционная

Ориентация на оценку

Игровая дошкольная

В 2015-2016 учебном году совместно с 24 воспитанниками подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет, в школу выбывает 10 воспитанников старших групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет. Этим, можно объяснить наличие выпускников имеющих недостаточную сформированность отдельных видов готовности к обучению в школе, в случае прохождения ими программы обучения и воспитания в детском саду в подготовительной группе уровень их готовности мог бы быть сформирован в более высокой степени.

Результаты психологического обследования детей-выпускников детского сада носят стабильно высокий характер, незначительные колебания динамики обусловлены индивидуальными особенностями их психического развития.

У 33 воспитанников(97%) детей сформирована мотивационная готовность. Низкий уровень волевой готовности наблюдается у 1 воспитанника (3 %).

Высокий уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе составляет 35% (12 воспитанников), средний - 62% (21 воспитанник), низкий - 3% (1 воспитанник).

Моторно-зрительная готовность детей составляет 44 % высокого уровня, низкого – 15 %.

Анализ результатов психологического обследования свидетельствует о устойчивых положительных показателях по всем компонентам психологической готовности.

Результат, достигнут за счет качественной, системной работы педагогического коллектива по воспитанию, обучению и подготовке детей к следующей ступени образования - обучению в школе.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

2017-2018 учебный год

Проект: преемственность в работе детского сада и школы

«Скоро в школу»

Для старших дошкольников с ЗПР

Составитель проекта: учитель - дефектолог Климова Е.В.

Шлиссельбург

Паспорт проекта:

Участники:

- дети старшего возраста с ЗПР;

Воспитатели, учитель-дефектолог;

Учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга

Вид проекта:

Долгосрочный 2017-2018 г.

Образовательный, тематический

Задачи и цели проекта

Проект имеет такие цели:

Формирование желания к обучению в школе;

Объяснение значимости труда школьного учителя;

Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.

В связи с целями можно выделить такие задачи:

Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.

Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.

Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.

Актуальность

Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.

Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.

Введение:

Почему преемственность необходима?

Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.

Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.

Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».

Детей нужно подготавливать к школьному обучению.

Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.

Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.

Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.

Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.

Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Мониторинг

Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы.

Продуктивная деятельность

Беседы с детьми, о предстоящей деятельности

Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации.

Ожидаемые результаты

Анкетирование родителей

Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер - классах.

Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе

Заключение соглашения о совместной деятельности со школой

Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний.

Составление совместного плана работы со школой над проектом

Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ.

Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе»

Хочешь ли ты идти в школу?

*Имена детей зашифрованы под номерами.

Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.

10 баллов - полный ответ, уверенность в знаниях

9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях

8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях

7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога

6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога

5 баллов - отвечает на часть вопроса самостоятельно

4 баллов - отвечает на часть вопросас незначительной помощью педагога

3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога

2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок

1 баллов - неверный ответ или отказ от ответа

Результаты мониторинга приведены в диаграммах

Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)

Обследование психологической готовности детей к школе

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.

Опросник «Готовность ребёнка к школе:

Хочешь ли ты идти в школу?

Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь?

Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых.

Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет

Знает ли ребёнок название страны и её столицы.

Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы

Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки

Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели

Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов

Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей

ВЫВОД : в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.

В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.

Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель - дефектолог Климова Е.В.)

Хочет ли ваш ребёнок в школу?

Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе?

Достаточно ли он самостоятельный?

Развита ли у него волевая сфера?

Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать)

Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам?

Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2

Результаты анкетирования родителей:

ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.

План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.

Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)

Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)

День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)

Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)

Основной этап:

Реализация проекта:

Формы преемственных связей

Как можно осуществлять преемственные связи?

Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.

Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:

Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;

Школьные экскурсии;

Организация выставок поделок и рисунков и т. д.

Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.

Методы:

Игровой метод:

(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).

Словесный метод:

(чтение стихов; беседы;)

Практические методы:

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод:

(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)

Принципы:

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.

Каких результатов мы ожидаем?

У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).

Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.

Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.

Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.

Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.

Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.

Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.

Заключение

Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.

Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.

Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.

Аннотация проекта.

Разработка проекта обусловлена ​​необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Для одних детей — это ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в детском саду, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что детский сад и школа есть звенья единой системы образования и воспитания. Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Все это возможно при условии соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования.

Паспорт проекта

Название проекта:

Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни

Автор проекта:

Павлова Светлана Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Тип проекта:

  • практико-ориентированный, внедренческий (по способу деятельности)
  • управленческий (по содержанию)
  • непосредственный (по характеру координации)
  • длительный (по продолжительности выполнения)

Общие принципы

  • свобода выбора
  • свобода общения
  • научность
  • толерантность

Методы:

  • исследовательский
  • частично-поисковый

База реализации проекта: Макеевская общеобразовательная школа I-III ст. № 93 с дошкольным подразделением.

Творение человека - высшее напряжение всех духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство.

В. Сухомлинский

Нормативно – правовая база

  • Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг.
  • Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.
  • Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”
  • Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.
  • Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

Актуальность проекта

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Исследование проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко — педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка — важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.

Цель проекта:

  • Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  • Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  • Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  • Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.

Задания проекта:

  • Найти пути обновления и совершенствования системы дошкольного и начального образования.
  • Направить самостоятельную и самообразовательную деятельности на решение проблемы преемственности и перспективности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников.
  • Усовершенствовать психологические, развивающие, воспитательные и дидактические принципы осуществления преемственности и перспективности.
  • Обеспечить систематический анализ имеющихся трудностей в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, создать систему коррекционных мероприятий деятельности.

Психолого – педагогическое сопровождение проекта

Цель: создание условий для максимального личностного развития и обучения ребенка в рамках социально — педагогической среды.

Задания: психологизация среды, в частности повышение общей психологической культуры педагогов, родителей и других взрослых, которые рядом с детьми.

Гипотеза

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе, успешно адаптировать первоклассников в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия, способствовать развитию индивидуальности личности, создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста, позволить решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.

Направления преемственности дошкольного и начального образования

Реализация направлений осуществляется по следующим связям:

Психологическая связь:

  • изучение особенностей развития детей на переходном этапе;
  • определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;
  • обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.

Методическая связь:

  • взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;
  • обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.

Практическая связь:

  • предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;
  • кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;
  • формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);
  • система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и изготовление игрушек детьми и тому подобное.

Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение контингента будущих первоклассников (изучение особенностей воспитанников дошкольного подразделения МОШ № 93).
  • Проведение диагностических исследований для определения направлений работы с детьми.
  • Подборка методических рекомендаций для учителей, психолога для определения направления работы с детьми в преодолении дезадаптации.
  • Привлечение воспитателей, учителей, родителей к работе с будущими первоклассниками.

2. Основной этап

2.1. Подготовительная работа с детьми

  • Диагностика готовности к школьному обучению.
  • Знакомство детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться (экскурсии).
  • Коррекционно — развивающие занятия с детьми «День школы в детском саду».
  • Проведение открытых занятий воспитателями дошкольного подразделения учебного учреждения.

— Организация открытых уроков в 1-х классах учителями начальной школы

— Индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

— Совместное проведение праздников и развлечений.

— Проведение бинарных уроков и занятий с участием учителя и воспитателя.

— Кружковая работа с детьми старших групп.

— Обобщенные курсы «Психологическая тропинка» и «Год до школы» для старших дошкольников.

— Занятия с элементами сказкотерапии «Лесная школа» для первоклассников.

— Музыкотерапевтическая педагогика «ПеснеЗнайка».

2.2. Работа с родителями

  • Психолого — консультативная служба для родителей будущих первоклассников. Работа родительского всеобуча «Сегодня ребенок — завтра школьник».
  • Родительское собрание «Подготовка к школе. Ознакомление с содержанием программы «От рождения к школе » и новыми образовательными стандартами.
  • Лектории: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Психологическая готовность детей к школе.
  • Семейные проекты «Экомир моей семьи», «В кругу дружной семьи», «Взаимодействие семьи и учреждения по укреплению духовного и физического здоровья детей», «Папа, мама и я — счастливая семья».
  • Дни открытых дверей.
  • Психологический консультпункт для родителей детей будущих первоклассников.

2.3. Работа с педагогическим персоналом

  • Педагогический совет «Преемственность в работе детского сада и школы, как условие обеспечения личностно-ориентированного подхода к образовательно — воспитательному процессу».
  • Творческая группа «Преемственность — залог успеха».
  • Педчтения «Изучение и анализ программ дошкольного учреждения и начальной школы».
  • Заседание «круглого стола» «Будущий первоклассник» (консолидация усилий воспитателей, педагогов, семьи по улучшению всестороннего воспитания и обучения).
  • Семинар — практикум «Психологическая готовность ребенка к школе». Обмен мнениями. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду.

3. Обобщающе — аналитический этап

3.1. Исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.

3.2. Диаграмма — сравнение количества детей с проблемами в адаптации, которые посещали сад при МОШ №93 с дошкольным подразделением и тех, кто не воспитывались в данном заведении.

3.3. Подведение итогов реализации проекта, создание рекомендацій.

4. Коррекционный этап:

4.1. Мониторинг успешности реализации проекта.

4.2. Коррекция выявленных недостатков.

4.3. Проведение психолого-педагогических консультаций с участниками проекта для внесения коректив в работе (ответственные члены творческой группы, психолог)

4.4. Проведение методических оперативок для оказания помощи воспитателям, учителям, родителям, другим участникам проекта по практической реализации рекомендаций.

И получить сертификат к аттестации ?

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани самарской области Структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу).
воспитатель первой квалификационной категории Автор проекта: Чинарова Татьяна Михайловна ГБОУ СОШ № 4 (Структурное подразделение, реализующее основную программу дошкольного образования) г.о. Сызрань
С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Анализ темы.
2. Актуальность проблемы.


5. Предполагаемый результат.
6.Механизм оценки результата.

8. Список используемых источников.
9. Приложение.
Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

1. Анализ темы.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.
Такую единую систему призвано и обязано решать наше ГБОУ, на данном этапе мы обязаны учесть федеральные государственные требования к программе дошкольного общего образования и их плавный переход к новым федеральным государственным стандартам нового поколения в школьном образовании.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ГБОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
По введению ФГОС начального образования. В связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании», ФГОС начального образования, требования к выпускникам ГБОУ так же изменились, и как следствие возникает потребность в введении форм и методов работы по осуществлению преемственности ГБОУ со школой.
В нашем детском саду реализуется «Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
До введения ФГТ, преемственность осуществлялась следующим образом: изучение реализуемой программы, изучение работы учителя, совместные методические объединения, изучение работы воспитателя, совместное проведение мероприятий и праздников, посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические советы, посещение занятий в подготовительной группе учителем, родительские собрания с участием учителя будущего первого класса, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе. Данная работа имела свои результаты. Дети легко адаптировались в школе, учились на хорошо и отлично. Давайте вспомним, какие предъявляли требования школа к модели выпускника: 1. организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников; 2. специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.
Общая готовность к школе выражалась в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык.
В проекте федеральных государственных требований определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять) желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
2. Постановка проблемы.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том, что выпускник ГБОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения,то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ГБОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ГБОУ. Таким образом, преемственность в учебно-воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:
Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем:
1.Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях. Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.
2. Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений.
3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий.
Осуществление преемственности между ГБОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Готовить ребенка к школе - это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (же¬лание учиться) и развивать те специ¬фические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Таким образом, преемственность должна строиться:
на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
на единых целях воспитания и обучения детей;
на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Особым вопросом преемственности стоит вопрос о переходе в школу детей с особыми образовательными потребностями. Одним из путей оптимизации преемственности детского сада и школы в образовании детей является, разработка специального проекта по обозначенной проблеме.
Данная работа – попытка частично разработать щадящий путь перехода ребенка из детского сада в школу.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
3. Цель, задачи педагогического проекта.
Цель проекта: Воспитание положительного отношения детей к школе. Обеспечить комплексное развитие ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, а так же сформировать психологическую готовность ребенка к школе.
Задачи проекта:
организация предметно-развивающей среды;
организация кружка;
развитие речевой деятельности ребенка;
сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребенка к школе;
сохранение и поддержание индивидуальности ребенка, его физического и психического здоровья в период адаптации к школе;
стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей и педагогов, в рамках проекта «Преемственность».

4. Рабочий план реализации проблемы.
Нормативно-правовая и документальная база
Указ Президента России Д.А Медведева "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации"
Закон РФ « Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от23.11.2009г. № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Целевая программа «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» п. 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280.
Вид проекта: долгосрочный, творческий смешанного типа.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, выпускники детского сада (учащиеся начальной школы), педагоги ГБОУ, учителя начальной школы, родители.
1 этап проекта – создание развивающей среды
В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Будем говорить правильно», картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов; создан мини – музей, где оформляются выставки: «Природа и фантазия», «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском».
Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.
В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.
Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.
3этап – встречи с выпускниками и учителями
Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.
Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Веселая мастерская». Дети, посещающие детский сад и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.
Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.
Зимние каникулы:
«Школа Деда Мороза»
«Мороз невелик, да стоять не велит» (зимние игры, забавы, соревнования).
«Необыкновенное чудо» (конкурс поделок на новогоднюю елку).
«Рождественские встречи».
Весенние каникулы:
«День открытий»
«День здоровья»
Малые театральные встречи (совместные спектакли – экспромты).
Создание фото -газеты: «Детский сад, школа и я – вместе дружная семья».
Формы реализации проекта:
Игры:
дидактические
развивающие,
сюжетно-ролевые,
театральные,
игры-
эксперименты,

Работа с родителями:
родительские собрания,
консультации,
информация в уголок для родителей,
анкетирование,
памятки,
рекомендации.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению, является профилактика школьной дезаптации.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры:
1. Мотивационная готовность к обучению в школе или наличие учебной мотивации.
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
3. Определенный уровень интеллектуального развития, позволяющий владение ребенком определенными операциями обобщения.
4. Хорошее развитие фонематического слуха.
5. Предполагаемый результат.
Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.
Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.
У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ГБОУ
6.Механизм оценки результата.
1. Тестовая методика Керна - Иерасика.
Цель: Определение общего интеллектуального развития ребенка.
2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Цель: Диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координация зрения и движения тонкой моторики рук.
4. Диагностическая методика по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И.Гуткина).
5. Методика «Сказка», «Домик», «Да и Нет», «Звуковые прятки», «Сапожки», «Последовательность событий», «Лесенка».
6. Исследование личностной сферы методика Рене-Жиле.
Цель: выявление общего фона благополучия ребенка в детском саду, определить особенности восприятия ребенком педагога и сверстников, желание и потребность общаться с ними, измерить психологическую дистанцию отношений.
Вывод: Результаты исследований показали, что основной причиной неуспеваемости, является недостаточная готовность к процессу обучения.

7. Дальнейшее развитие проекта.
8. Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога и учителя-логопеда.
8. Список литературы.
1. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями) от 10.07.92 №3266-1;
2. Мониторинг в детском саду. Нучно-методическое пособие. А.Г. Гогоберидзе, СПб. «Детство-пресс», 2011г.;
3. Махмутов М. И. Проблемное обучение.
4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.
5. Дереклеева.Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001.
9. Приложение
План работы по преемственности СОШ №4
и ГБОУ структурное подразделение (детский сад)
на
февраль 2012года.
3 февраля 10.00
Посещение школы детьми подготовительной группы
- Спортивный праздник «Богатырские потешки»
8 февраля 9.00
Открытый просмотр ПОД в ДОУ учителями начальных классов в подготовительной группе
- Обучение грамоте
13 февраля 11.40
Экскурсия в школу
- Посещение выставки детского творчества учеников начальных классов «Наша Армия родная»
20 февраля 9.45
Открытый урок в 1 классе для родителей детей подготовительной группы детского сада
- Математика