Как зарегистрировать юридическое лицо: порядок и сроки. Постановка на налоговый учет и регистрация личного кабинета для юридического лица В каком органе регистрируются юридические лица

юридический лицо регистрация правоспособность

Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.

В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.

Таким образом, регистрация - это в законодательном порядке установленная административная процедура легализации деятельности юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", таким органом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерству финансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба.

Для регистрации юридического лица в соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценным почтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом, а это в случае:

а) непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) при регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или реорганизации при внесении соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на установленные нарушения. Оно должно быть принято не позднее 5 дней после подачи документов на регистрацию.

В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размерах, установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.

09.12.2002

С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы. В целях упрощения для налогоплательщиков процедуры постановки на учет в налоговых органах теперь она предусмотрена при государственной регистрации юридических лиц. В статье излагается процедура регистрации и постановки на учет в налоговых органах вновь созданного юридического лица, а также юридических лиц, возникших в результате реорганизации.

Понятие государственной регистрации юридических лиц дано в ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее -- Закон № 129-ФЗ). Государственной регистрацией юридических лиц (далее -- государственная регистрация) является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом № 129-ФЗ. С 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляют территориальные органы МНС России.
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 2000 руб.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов или их представления в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа -- по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Уполномоченным лицом, представляющим документы в регистрирующий орган (заявителем), могут являться следующие физические лица:
-- учредитель (учредители) юридического лица;
-- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
-- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, а также заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее -- постановление № 439). Заявление удостоверяется подписью заявителя с указанием паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа. Это может быть, например, паспорт моряка, дипломатический паспорт и др. В заявлении также указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица должна быть нотариально удостоверена (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Датой представления документов при государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения.
Заявитель может представить документы в регистрирующий орган непосредственно или путем направления почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В этом случае при поступлении в регистрирующий орган документов расписка высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

Вновь созданные юридические лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица на основании ст. 12 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган предоставляются:
-- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании;
-- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). В предусмотренных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Так, например, хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере) действуют на основании учредительного договора; общества с ограниченной ответственностью -- на основании учредительного договора и устава; производственные кооперативы -- на основании устава;
-- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица -- учредителя;

По данным документам в срок не более чем пять рабочих дней со дня их представления в регистрирующий орган вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и не позднее одного рабочего дня выдается (направляется) заявителю свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Форма свидетельства утверждена постановлением № 439.
Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). Им предусмотрено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом перечисленных выше документов подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица , образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма данного заявления утверждена приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.98 № 1664).
В адресной части заявления о постановке на учет в налоговом органе в наименовании налогового органа указывается орган, осуществивший государственную регистрацию. Датой подачи заявления является день его предоставления в регистрирующий орган.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе заполняется в упрощенном виде (пункты 1 и 2 раздела I, пункты 1 и 2 раздела II). Приложения №№ 1-4 не заполняются. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, с указанием в п. 6 раздела II его фамилии, имени и отчества.

На основании заявления о постановке на учет в налоговом органе и представленных при государственной регистрации документов налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица, в течение пяти дней со дня регистрации ставит его на учет в качестве налогоплательщика и в тот же срок выдает (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе .
Если имеется такая возможность, налоговый орган может выдать (направить) налогоплательщику-организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со cвидетельством о государственной регистрации юридического лица, то есть не позднее одного рабочего дня с момента его государственной регистрации.
До внесения соответствующих изменений в НК РФ по порядку и срокам постановки на учет в налоговом органе подача заявления о постановке на учет в налоговом органе одновременно с предоставлением в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, является правом, а не обязанностью юридического лица. В случае отказа одновременно с комплектом документов, необходимых при государственной регистрации юридического лица, предоставить заявление о постановке на учет в налоговом органе юридическое лицо в течение десяти дней после государственной регистрации обязано самостоятельно подать такое заявление в налоговый орган по месту своего нахождения.
Вместе с тем согласно п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы обязаны на основании имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговые органы. Таким образом, в случае отсутствия заявления о постановке на учет в налоговом органе последний самостоятельно осуществляет постановку юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Но свидетельство о постановке на учет в налоговом органе будет выдано только после получения налоговым органом заявления от налогоплательщика -- юридического лица.
Нарушение должностными лицами установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на них в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Такое же нарушение, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Эти меры наказания установлены ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридические лица, возникшие в результате реорганизации

Реорганизацией юридического лица является его прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст. 57 ГК РФ различает пять видов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование .
Как установлено ст. 16 Закона № 129-ФЗ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании ст. 14 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются:
-- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;
-- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
-- решение о реорганизации юридического лица;
-- договор слияния или присоединения в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, на основании ст. 52 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии;
-- передаточный акт или разделительный баланс;
-- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 15 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Если реорганизуются два и более юридических лица, заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с необходимым комплектом документов подается одним из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Одновременно с комплектом документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе в отношении каждого вновь созданного юридического лица. Порядок его заполнения такой же, как заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, прошедшего государственную регистрацию при создании.
В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, в адресной части заявления о постановке на учет в налоговом органе указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица, а не налогового органа, осуществившего его государственную регистрацию.
Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти дней с момента государственной регистрации, и в тот же срок налоговый орган по месту нахождения вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица выдает (направляет по почте) cвидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Учитывая, что место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого юридического лица и что дальнейшая государственная регистрация вновь возникшего юридического лица (при реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре) в соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ будет осуществляться регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется взаимодействие регистрирующих органов в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 440 "Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации".

Регистрация в форме преобразования

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица. О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица. Кроме того, он направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме слияния

В целях избежания одновременной государственной регистрации одного и того же вновь возникшего при реорганизации юридического лица в нескольких регистрирующих органах (в случае обращения двух и более подлежащих реорганизации юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения по вопросу регистрации одного и того же возникшего при реорганизации юридического лица) при получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган. Последний определяет, каким из регистрирующих органов будет осуществляться государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, а также запись о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории. Далее он сообщает о государственной регистрации созданного юридического лица в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Эти сведения необходимы для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территории.
О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме разделения

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о создании юридических лиц и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица.
О государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган сообщает в регистрирующие органы по месту нахождения вновь созданных юридических лиц и направляет в их адрес регистрационные дела и заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме выделения

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице. Одновременно в ЕГРЮЛ вносится запись об изменениях в учредительных документах реорганизуемого юридического лица.
Если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Закона № 129-ФЗ (ст. 14 Закона № 129-ФЗ).
Таким образом, если в результате реорганизации требуется внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган одновременно с комплектом документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании ст. 17 Закона № 129-ФЗ предоставляются:
-- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме, утвержденной постановлением № 439;
-- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
-- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
-- документ об уплате государственной пошлины.
О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме присоединения

При данной форме реорганизации государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а также прекращение деятельности присоединенных юридических лиц. Государственная регистрация таких изменений осуществляется по правилам, установленным главой VI Закона № 129-ФЗ, на основании документов, предоставленных в регистрирующий орган в соответствии со ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
Государственная регистрация изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица.
После принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган незамедлительно должен сообщить об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех реорганизуемых юридических лиц, которые, в свою очередь, должны внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении их деятельности и незамедлительно сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица. После этого регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица вносит в ЕГРЮЛ запись об изменениях в учредительных документах юридического лица и выдает (направляет по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц и их постановка на учет в налоговых органах

Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться федеральными законами (ст. 10 Закона № 129-ФЗ). Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"", особый порядок государственной регистрации установлен:
-- для общественных организаций (Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях");
-- торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.93 № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации");
-- политических партий (Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях");
-- профсоюзных организаций (Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
-- религиозных организаций (Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
-- кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 21.03.2002) (далее -- Закон о банках).
Государственная регистрация названных выше юридических лиц осуществляется в соответствии Закону № 129-ФЗ с учетом установленного федеральным законом или законом Российской Федерации специального порядка государственной регистрации того или иного вида юридических лиц.
Внесение записи в ЕГРЮЛ о создании, реорганизации, ликвидации торгово-промышленных палат, политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, религиозных организаций, а также иных, предусмотренных федеральным законом сведений об этих юридических лицах, осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту их нахождения на основании решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации утвержден постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".

Федеральный орган юстиции и его территориальный орган в установленные соответствующим законом сроки рассматривают представленные документы и принимают решение о государственной регистрации юридических лиц либо об отказе в государственной регистрации.
После принятия решения о государственной регистрации юридического лица федеральный либо территориальный орган юстиции представляет в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и 21 Закона № 129-ФЗ (в зависимости от вида государственной регистрации) для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Территориальный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов из федерального или территориального органа юстиции, принявшего решение о государственной регистрации, вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, территориальный регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю.
В соответствии с Порядком постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, территориальный регистрирующий орган, осуществивший регистрацию юридического лица, направляет копию регистрационного дела юридического лица в налоговый орган по месту его нахождения для постановки на учет в качестве налогоплательщика. Данный порядок утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830).

Особый порядок государственной регистрации установлен и в отношении кредитных организаций . Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций (ст. 12 Закона о банках).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляет уполномоченный регистрирующий орган на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.
Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, утвержденным МНС России и Банком России 26.06.2002 № БГ-16-09/86/01-33/2202.
Банк России (территориальное учреждение Банка России) в срок, не превышающий шести месяцев с даты предоставления всех предусмотренных Законом о банках документов, принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и в течение трех рабочих дней с даты принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган один комплект документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и 21 Закона № 129-ФЗ (в зависимости от вида государственной регистрации).
В целях обеспечения единообразия процедуры государственной регистрации в комплект документов, направляемых в уполномоченный регистрирующий орган, включается заявление о государственной регистрации, составленное по формам, утвержденным постановлением № 439.
Уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения всех необходимых для государственной регистрации документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, направляет Банку России или территориальному учреждению Банка России сообщение о внесенной в государственный реестр записи указанием даты внесения и государственного номера.
При государственной регистрации кредитной организации при ее создании (создаваемой путем реорганизации) Банк России на основании информации, содержащейся в документе, подтверждающем факт внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица, предоставленном уполномоченным регистрирующим органом по форме, утвержденной постановлением № 439, оформляет свидетельство о государственной регистрации кредитной организации. Форма такого свидетельства установлена Банком России.
Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). В соответствии с данным порядком территориальный регистрирующий орган, осуществивший регистрацию юридического лица, направляет копию регистрационного дела юридического лица в налоговый орган по месту нахождения данного юридического лица для постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти дней с момента государственной регистрации юридического лица, и в тот же срок выдается (направляется по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

С.И. Федченко
Из Юридического департамента МНС России
Материал предоставлен журналом "Российский налоговый курьер"

Регистрация юридических лиц в налоговом органе может быть произведена налогоплательщиком, например, с помощью специальных электронных ресурсов, одним из которых является личный кабинет юридического лица на сайте ФНС. В данной статье мы расскажем, для чего конкретно может быть использован личный кабинет на сайте налоговой и как его зарегистрировать.

Регистрация личного кабинета налогоплательщика на сайте ИФНС

В этом блоке нашей статьи мы расскажем, как произвести регистрацию юридических лиц на сайте налоговой.

Личный кабинет юрлица на сайте ФНС России может быть использован для различных целей, в т. ч.:

  • для направления документов в налоговую для госрегистрации юрлица при его создании;
  • получения сведений о задолженности по налогам и сборам и т. д.

Для того чтобы осуществить регистрацию в личном кабинете налогоплательщика — юридического лица, пользователю необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить в аккредитованном удостоверяющем центре (их перечень доступен по ссылке) квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Указанный сертификат ключа должен быть получен на имя либо руководителя юрлица, либо правомочного действовать без доверенности от имени организации субъекта, либо иного субъекта, которому выдана гендоверенность от имени юрлица.
  • Подключить носитель, содержащий сертификат ключа, к компьютеру/ноутбуку.
  • Провести проверку соответствия технических требований для подключения к личному кабинету (далее — ЛК) налогоплательщика-юрлица, перейдя по ссылке .
  • Перейти на страницу регистрации пользователя в ЛК по появившейся в результате успешной проверки технических данных ссылке.
  • Ознакомиться с содержанием пользовательского соглашения и подписать его электронной подписью.
  • Ввести адрес электронной почты.
  • Ввести код с картинки и кликнуть по иконке «Далее».
  • Перейти по ссылке, содержащейся в направленном пользователю на указанный им адрес эл. почты автоматическом сообщении по результатам успешно произведенной на сайте ИФНС регистрации юридических лиц в ЛК, для активации учетной записи.

Подробная инструкция по работе с ЛК юрлица размещена в открытом доступе на сайте налоговой по ссылке .

Вход в личный кабинет

После регистрации личного кабинета для юридических лиц в налоговой пользователь может начать работу в ЛК от имени соответствующего юрлица.

Для того чтобы после успешно проведенной на сайте налоговой регистрации вход в личный кабинет юридического лица был доступен, пользователь должен выполнить следующие действия:

  • установить носитель электронной подписи;
  • осуществить переход по ссылке ;
  • выбрать в появившемся окне сертификат;
  • ввести pin-код (пароль).

Если при создании ЛК юрлица на электронную почту пользователя не было направлено письмо со ссылкой для активации учетной записи, пользователь может запросить ее при первом входе в ЛК.

При входе лица, зарегистрировавшего ЛК, с новым сертификатом сертификат будет обновлен автоматически. Если ЛК был создан лицом, имеющим гендоверенность от юрлица, то при его входе под новым сертификатом система запросит реквизиты упомянутой доверенности, и только после подтверждения сведения о новом сертификате будут автоматически обновлены.

Регистрация в личном кабинете новых пользователей

Обращаем внимание, что с помощью раздела «Администрирование» в ЛК юрлица руководитель организации, лицо, правомочное действовать без доверенности от имени юрлица, или лицо, имеющее гендоверенность от юрлица, имеют возможность добавить и иных пользователей ЛК (при этом количество таких пользователей системой не ограничивается).

Для этого необходимо произвести следующие действия:

  • кликнуть по иконке «Администрирование»;
  • нажать на открывшейся странице кнопку «Добавить»;
  • заполнить форму добавления сведений о новом пользователе ЛК;
  • кликнуть по иконке «Сохранить» после заполнения формы на нового пользователя.

Если все действия выполнены правильно, на почту новому пользователю придет сообщение, содержащее ссылку для активации учетной записи нового пользователя. После активации учетной записи новый пользователь может входить в ЛК юрлица под своим логином и паролем и совершать необходимые действия с использованием учетной записи.

ВАЖНО! Каждый пользователь должен иметь свой квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. К нему привязывается учетная запись каждого из пользователей.

Регистрация юридических лиц с помощью сайта налоговой

Как мы указывали выше, регистрация юрлиц на сайте налоговой может быть произведена посредством использования специальных сервисов, доступных владельцам ЛК юрлица на сайте налоговой.

Для этого необходимо следовать нижеприведенной инструкции:

  • авторизоваться на портале ФНС при входе в ЛК налогоплательщика;
  • перейти во вкладку «Подача заявлений» в ЛК;
  • перейти по ссылке «Комплект документов на государственную регистрацию»;
  • в открывшемся окне указать путь к файлу с расширением zip, содержащему комплект документов для госрегистрации юрлица (более подробно о составе пакета документов читайте в статье «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?»);
  • кликнуть по иконке «Отправить», которая станет активной после удачной загрузки файла с документами.

ВАЖНО! Данный сервис может быть использован для направления документов на госрегистрацию юрлица, учредителем которого является юрлицо — владелец личного кабинета на сайте налоговой. К обработке принимаются пакеты документов, составленные от имени лица, имеющего право действовать от имени юрлица без доверенности.

Затем можно отслеживать статус направленного в налоговый орган сообщения, перейдя в раздел «Подача заявлений», а далее по ссылке «Информация о документах, направленных в налоговый орган». Здесь же можно будет в дальнейшем скачать и отчет регоргана.

Требования к документам, направляемым через сайт в налоговую инспекцию

Установлены определенные требования к электронным документам, которые направляются через ЛК юрлица на сайте ФНС для регистрации юридического лица в налоговой инспекции:

  • многостраничные документы сканируются в один файл;
  • разрешение при сканировании — 300 × 300 dpi;
  • глубина цвета — 1 бит;
  • цветовая гамма — черно-белый;
  • формат готового файла — многостраничный, TIF.

Для подготовки заявления на регистрацию, его автоматизированного заполнения и формирования контейнера для отправки в регорган можно также воспользоваться бесплатным сервисом налоговой «Программа подготовки документов для государственной регистрации» .

Кроме того, есть отдельный сервис ФНС для формирования комплекта электронных документов для их отправки в налоговую (скачать программное обеспечение можно по ссылке).

В дополнение к представленной информации рекомендуем прочитать нашу статью «Программа для регистрации ООО» . В данной статье также есть ссылка на новый сервис ФНС, предназначенный для электронной регистрации ООО с единственным учредителем.

Постановка на налоговый учет с помощью сайта ФНС

Процесс регистрации юрлица при его создании с помощью ЛК на сайте налоговой мы рассмотрели выше. Еще одной опцией, которая доступна пользователю ЛК помимо регистрации юридических лиц в налоговой, является постановка на учет организации по месту нахождения ее и ее обособленных подразделений.

Для направления соответствующего заявления пользователю ЛК необходимо:

  • авторизоваться в ЛК;
  • перейти в меню «Подача заявлений»;
  • кликнуть по ссылке «Заявление российской организации о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве налогового агента»;
  • заполнить предлагаемую автоматически форму для создания заявления;
  • кликнуть по иконке «Просмотреть» (с помощью данной функций можно проверить, корректно ли заполнена форма заявления);
  • кликнуть по иконке «Подписать и отправить» после проверки правильности данных.

Ответ регоргана можно найти во вкладке «Информация об электронном документообороте с налоговыми органами».

Итак, для регистрации юридических лиц в налоговом органе можно воспользоваться специальными бесплатными сервисами, имеющимися на официальном сайте ИФНС.

Регистрация в личном кабинете юрлица на данном сайте может быть произведена только при наличии квалифицированного сертификата проверки ключа электронной подписи, выданного аккредитованным удостоверяющим центром.

РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА" в других словарях:

    Экономический словарь

    Внесение в государственный реестр вновь созданных или преобразованных организаций, выдача им регистрационных удостоверений для проверки законности их создания, учета и придания юридической силы их деятельности. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

    Занесение в государственный регистр (официальный список) вновь созданных или преобразованных организаций, выдача им регистрационных удостоверений. Такая регистрация проводится с целью проверки законности создания организаций, их учета и придания… … Энциклопедический словарь экономики и права

    государственная регистрация юридического лица - занесение в государственный регистр (официальный список) вновь созданных или преобразованных организаций, выдача им регистрационных удостоверений. Такая регистрация проводится с целью проверки законности создания организаций, их учета и… … Словарь экономических терминов

    регистрация в качестве юридического лица - оформление в качестве юридического лица (напр., энергопредприятия) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы оформление в качестве юридического лица EN incorporation … Справочник технического переводчика

    РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - внесение сведений о фирменном наименовании юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. См. также Государственная регистрация юридических лиц …

    Ликвидация юридического лица прекращение существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.… … Википедия

    ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - в соответствии со ст. 45 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести… … Юридический словарь современного гражданского права

    Сроки и место государственной регистрации юридического лица - государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Место нахождения юридического лица - 2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия… … Официальная терминология

Книги

  • Регистрация юридических лиц. Практические рекомендации , Л. Ю. Грудцына. 1 июля 2002 года изменился порядок государственной регистрации юридических лиц. По мнению чиновников, реализация принципа `одного окна` существенно облегчила эту непростую процедуру, по…

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».


ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

1. Формируем пакет документов Перечень документов для государственной регистрации юридического лица установлен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. Определяем, в какой налоговый орган подать документы Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Адресом регистрации юридического лица считается тот адрес, по которому находится его руководитель – директор, генеральный директор и т. п., или, выражаясь языком закона, «постоянно действующий исполнительный орган компании». В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения.

3. Представляем документы Документы могут быть переданы в налоговую инспекцию любым удобным для вас способом:


ЛИЧНО
непосредственно в инспекцию - лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности в многофункциональный центр - лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности

УДАЛЕННО
по почте с объявленной ценностью и описью вложения В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express. Инспекция примет документы и выдаст (направит) расписку в их получении.

4. Получаем документы о государственной регистрации Если все документы в порядке, в налоговой инспекции через 5 рабочих дней вы сможете получить:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  • лист записи ЕГРЮЛ.
Выписку из ЕГРЮЛ для банка и других организаций необходимо заказывать и оплачивать отдельно - сервис ЕГРЮЛ

Внимание! Документы можно забрать лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Их могут направить в ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express. Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Исчерпывающий список причин для отказа приведен в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 .