Сроки нахождения в воинских званиях. Присвоение очередного воинского звания офицеру запаса

Так называемое «внеочередное» воинское звание присваивается военнослужащему за особые заслуги, в качестве поощрения.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Сохранение воинского звания при переходе из одного вида государственной службы в другой и возникающие проблемы

При поступлении на военную службу гражданину, проходящему или проходившему службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах РФ и имеющим специальное звание, присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта. А при переводе в обратном направлении воинское звание сохраняется. Данный факт говорит о том, что еще не решено очень большое количество проблем по взаимодействию видов государственной службы. Это является своего рода препятствием во взаимодействии видов государственной службы.

Таким образом, современное состояние военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-х гг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичных организационных структур развитых государств.

Также нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

Г.В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе „Реформирование службы Российской Федерации“ (2003 - 2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации является то обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будет отнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоит в осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая, фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).

Военная реформа в конечном счете предполагает реформирование военной организации государства, в том числе выведение из военной организации государственных органов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБ России, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства, Главного управления спец программ, ФПС России, т.е. предложенная в Законе классификация видов государственной службы в ближайшее время может «устареть», что потребует последующего изменения законодательства.

В основу классификации должен быть положен критерий, позволяющий сгруппировать наиболее близкие по характеру служебной деятельности виды государственной службы. По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей является критерий использования тех или иных методов решения, стоящих перед государственными организациями и органами, в которых исполняется государственная служба, задач. Методы решения задач государственными организациями и органами обусловливают особые организационные отношения между лицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) и военную.

Цели государства - это пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаются решением определенных государственно-значимых задач. Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет и целостность государства специфическими военными методами.

Заключение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации и войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Список литературы

Источники

1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

2. Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ „О статусе военнослужащих“

3. Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ „О системе государственной службы Российской Федерации“

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. №1237

Литература

5. „Комментарий Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

6. «Комментарий к Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ „О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

7. „Комментарий к Федеральному закону “О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 Г. N 58-ФЗ" (постатейный) (издание второе, переработанное и дополненное) (А.Н. Ткач) (ЗАО Юстицинформ, 2005)

8. «Комментарий к Федеральному закону „О статусе военнослужащих“ (постатейный) (издание четвертое, переработанное и дополненное) (А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев) (» За права военнослужащих", 2005)

9. «Комментарий к Федеральному закону „О воинской обязанности и военной службе“ (постатейный) (под ред.В.Г. Стрекозова) (Издательство „За права военнослужащих“, 1999)

10. „Государственная служба Российской Федерации“, Д.М. Овсянко, 2007

11. „Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям должно производиться в строгом соответствии с законом“ (А.Н. Шимкин, П.И. Гаврюшенко, О.В. Грибанов) (» Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)

12. «Лишение воинского звания» (Я.В. Лобов, С.Н. Шарапов) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)

13. «Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях» (З.Х. Акчурин, М.Н. Федулова) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 5)

14. «Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности» (С.В. Шанхаев) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 4)

15. «Порядок заключения нового контракта военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации» (А.А. Журавлев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

16. «Вопросы правового регулирования присвоения специальных воинских званий» (С.В. Шанхаев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

17. «Приостановление военной службы» (Т.А. Московец) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

18. «Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации» (П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006).

Военнослужащий запаса сможет, оставаясь «на гражданке», дослужиться до полковника. Впервые в истории отечественного Минобороны при военкоматах будут созданы специальные аттестационные комиссии. Именно они будут решать, достоин ли кандидат получить очередную звезду на погоны. При этом комиссия будет принимать во внимание военное образование, состояние здоровья, моральные и деловые качества претендента. По мнению экспертов, новый подход будет стимулировать военнослужащих запаса повышать квалификацию.

Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, приказ министра обороны «О порядке проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных сил Российской Федерации» уже действует. Новый документ объединил и упорядочил требования к офицерам запаса, претендующим на получение очередного воинского звания.

При республиканских, краевых и областных военкоматах появятся аттестационные комиссии. Их заседания будут проводиться раз в квартал. В состав каждой комиссии войдут четыре сотрудника соответствующего комиссариата и один представитель органов государственной власти.

Всех офицеров запаса разделят на две категории - приписанных к воинской части и состоящих на общем учете в военкомате. Первых будут вносить в список кандидатов на повышение звания автоматически. В случае объявления мобилизации эти офицеры должны явиться в определенную воинскую часть, где за ними уже закреплена должность.

«Запасник», стоящий на общем учете в военкомате, тоже сможет получить очередное звание. Но для этого ему нужно написать соответствующее заявление. Вопрос вынесут на рассмотрение одной из аттестационных комиссий. Решение она примет после завершения срока пребывания офицера в текущем воинском звании.

Легче всего будет стать старшим лейтенантом. Для этого достаточно получить положительное заключение аттестационной комиссии и пройти медицинское освидетельствование.От капитана и выше процедура присвоения очередного звания значительно усложняется. Кандидату предстоит пройти сборы и переподготовку. По их итогам придется сдать зачеты.

В законодательстве указаны минимальные интервалы времени между присвоениями очередного воинского звания. Так, старший лейтенант через четыре года сможет стать капитаном. Майору придется пять лет ждать звания подполковника. Офицер запаса сможет дослужиться не более чем до полковника.

При этом военнослужащим запаса теперь будут присваивать и внеочередные звания. Таким образом ведомство собирается дать им стимул для повышения квалификации. Здесь персональное решение по каждому офицеру будет принимать министр обороны.

Новые правила предусматривают меры против злоупотреблений в военкоматах, рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

Появление в аттестационных комиссиях гражданского чиновника должно свести случаи злоупотреблений служебным положением к минимуму, - рассказал эксперт. - А в случае если комиссия откажется присваивать очередное звание, офицер сможет опротестовать это решение в суде.

В запасе числятся офицеры, не находящиеся на действительной военной службе. За счет «запасников» повышаются мобилизационные возможности государства в случае крупномасштабной войны. Нередко их путают с офицерами в отставке, которые перестали быть военнообязанными по возрасту, состоянию здоровья или иным причинам.

Порядок присвоения очередного воинского звания

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
рядовой, матрос - 5 месяцев;
младший сержант, старшина 2 статьи - 1 год;
сержант, старшина 1 статьи - 2 года;
старший сержант, главный старшина - 3 года;
прапорщик, мичман - 3 года;
младший лейтенант - 2 года;
лейтенант - 3 года;
старший лейтенант - 3 года;
капитан, капитан-лейтенант - 4 года;
майор, капитан 3 ранга - 4 года;
подполковник, капитан 2 ранга - 5 лет.

3. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.
Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается один год.
5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.
6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.
8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.
10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).
11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.
12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).
14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.
15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
1. Гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения этими гражданами военных сборов и сдачи ими зачетов, установленных Министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
до старшины, главного корабельного старшины включительно -военным комиссаром;
до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно -военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру:
до майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа;
до полковника, капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
2. Гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации.
3. Сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных органах, воинские звания присваиваются Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.
Порядок проведения аттестации указанных лиц определяется Министром обороны Российской Федерации.
4. Гражданину, лишенному воинского звания, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.
5. Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, очередные воинские звания присваиваются в аттестационном порядке с учетом возможности их дальнейшего использования на конкретных воинских должностях, но не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга и не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе.
Порядок присвоения воинских званий указанным гражданам и порядок проведения их аттестации определяются соответственно руководителем Службы внешней разведки Российской Федерации и директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Порядок восстановления в воинском звании
1. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.
2. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.
При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании.
Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.
3. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания.
Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием.

Воинские звания

1. Статьей 46 Федерального закона установлены следующие составы военнослужащих и воинские звания:

Составы военнослужащих

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты, матросы, сержанты, старшины

ефрейтор

младший сержант

старший сержант

старшина

старший матрос

старшина 2 статьи

старшина 1 статьи

главный старшина

главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

прапорщик

старший прапорщик

старший мичман

младшие офицеры

младший лейтенант

лейтенант

старший лейтенант

младший лейтенант

лейтенант

старший лейтенант

капитан-лейтенант

старшие офицеры

подполковник

полковник

капитан 3 ранга

капитан 2 ранга

капитан 1 ранга

высшие офицеры

генерал-майор

генерал-лейтенант

генерал-полковник

генерал армии

контр-адмирал

вице-адмирал

адмирал флота

Маршал Российской Федерации

2. Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".

К воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".

К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".

3. Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в статье 46 Федерального закона: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому.

Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.

4. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

Воинское звание может быть первым или очередным.

5. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Название документа:
Номер документа: 35
Вид документа: Приказ Минобороны России
Принявший орган: Минобороны России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 29 января 2018
Дата начала действия: 03 марта 2018

Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации


В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; 2018, N 1 (ч.I), ст.320),

приказываю:

Утвердить Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 февраля 2018 года,
регистрационный N 50078

Приложение. Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение к приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 29 января 2018 года N 35

1. Аттестация для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации* (далее - аттестация), проводится в соответствии с настоящим Порядком.
________________
* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, - гражданами, пребывающими в запасе; Положение о порядке прохождения военной службы , утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" , - Положением о порядке прохождения военной службы; Положение о воинском учете , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч.II), ст.5220; 2017, N 27, ст.4052), - Положением о воинском учете; военный комиссариат субъекта Российской Федерации (города Москва, внеразрядный) - военным комиссариатом г.Москвы.

2. В военном комиссариате субъекта Российской Федерации для проведения аттестации приказом военного комиссара создается аттестационная комиссия в составе председателя аттестационной комиссии из числа должностных лиц военного комиссариата субъекта Российской Федерации и не менее четырех членов аттестационной комиссии (далее - комиссия). В состав комиссии по согласованию включаются представители иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

3. Аттестация проводится:

1) граждан, пребывающих в запасе, которые могут быть приписаны (предназначены) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с по заявлениям о присвоении воинских званий в аттестационном порядке (далее - граждане, не приписанные к воинским частям);

2) граждан, пребывающих в запасе и приписанных (предназначенных) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы по спискам, утвержденным соответствующим военным комиссаром в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка (далее - граждане, приписанные к воинским частям).

4. Заявление гражданина, не приписанного к воинской части, о присвоении воинского звания в аттестационном порядке (далее - заявление) направляется (подается) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) или военный комиссариат г.Москвы, в котором гражданин, не приписанный к воинской части, состоит на воинском учете (далее - военный комиссариат), с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также реквизитов документа об образовании (официальное наименование организации, выдавшей документ об образовании, регистрационный номер, дата выдачи документа об образовании), подтверждающего уровень профессионального образования гражданина, не приписанного к воинской части.

В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы , к заявлению прилагается решение Министра обороны Российской Федерации о сокращении соответствующего срока пребывания в воинском звании.

Гражданином, не приписанным к воинской части, по его желанию к заявлению прикладываются документы, подтверждающие соответствие гражданина, не приписанного к воинской части, требованиям для присвоения соответствующего воинского звания, предусмотренным статьей 24 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - требования для присвоения воинского звания).

5. Военным комиссариатом в течение 60 рабочих дней с момента регистрации заявления:

обеспечивается актуализация сведений, содержащихся в документах воинского учета гражданина, пребывающего в запасе;

устанавливается соответствие гражданина, пребывающего в запасе, требованиям для присвоения воинского звания;

в соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Положения о воинском учете запрашиваются сведения о профессиональной подготовке и опыте работы, соответствующих служебных (должностных) обязанностях гражданина, пребывающего в запасе, а также сведения, характеризующие гражданина, пребывающего в запасе, по последнему месту служебной (трудовой) деятельности;

организуется прохождение гражданином, пребывающим в запасе, медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 *.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст.3831; 2017, N 15 (ч.I), ст.2196.

6. При установлении несоответствия гражданина, не приписанного к воинской части и подавшего заявление (далее - заявитель), требованиям для присвоения воинского звания военный комиссариат в течение 5 рабочих дней уведомляет об этом заявителя.

7. При установлении соответствия заявителя требованиям для присвоения воинского звания соответствующим военным комиссаром в течение 5 рабочих дней на основании сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, составляется отзыв на заявителя с оформлением и подписанием аттестационного листа (приложение N 1 к настоящему Порядку) (далее - аттестационный лист) (кроме разделов II и III), который (за исключением случаев составления аттестационного листа в военном комиссариате г.Москвы) направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с документами, подтверждающими сведения, предусмотренные абзацами четвертым и пятым пункта 5 настоящего Порядка.

8. На граждан, приписанных к воинским частям, по истечении сроков их пребывания в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы военным комиссариатом составляется соответствующий список граждан, приписанных к воинским частям, который утверждается соответствующим военным комиссаром до 1 октября года, предшествующего аттестации (далее - список), и направляется в течение 5 рабочих дней в военный комиссариат субъекта Российской Федерации (за исключением случаев составления списка военным комиссариатом г.Москвы).

На основании поступивших (составленных и утвержденных) списков в военном комиссариате субъекта Российской Федерации составляется и до 1 декабря года, предшествующего аттестации, военным комиссаром утверждается график аттестации граждан, приписанных к воинским частям и подлежащих аттестации (далее - график), который в течение 10 рабочих дней доводится до военных комиссариатов муниципальных образований в части, касающейся состоящих на воинском учете в соответствующих военных комиссариатах граждан, приписанных к воинским частям.

В графике указываются:

фамилии, имена, отчества (при наличии), даты рождения, воинские звания граждан, приписанных к воинским частям;

наименования воинских должностей воинских частей (специальных формирований), к которым граждане приписаны (предназначены) или возможна приписка (предназначение);

воинские звания, подлежащие присвоению гражданам, приписанным к воинским частям, по итогам проведения аттестаций;

даты проведения заседаний комиссии для проведения аттестации каждого гражданина, приписанного к воинской части.

Военным комиссариатом не позднее 10 рабочих дней до даты проведения заседания комиссии для проведения аттестации гражданина, приписанного к воинской части, на основании сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, составляется отзыв с оформлением и подписанием аттестационного листа соответствующим военным комиссаром (кроме разделов II и III) и (за исключением случаев оформления и подписания аттестационного листа в военном комиссариате г.Москвы) направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с документами, подтверждающими сведения, предусмотренные абзацами четвертым и пятым пункта 5 настоящего Порядка.

9. В отзыве, оформленном в аттестационном листе, указываются выводы о:

соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен);

при проведении аттестации по заявлению - возможности приписки гражданина, пребывающего в запасе, к воинской части (возможности предназначения в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы *;
________________
* Пункт 2 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы .


профессиональной подготовке и опыте работы по специальности, применимой на военной службе, гражданина, пребывающего в запасе и имеющего воинское звание офицера**;
________________
** Пункт 4 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы .


опыте работы по специальности, родственной военно-учетной специальности, и соответствующем уровне профессионального образования*** гражданина, пребывающего в запасе, для присвоения первого воинского звания офицера.
________________
*** Пункт 5 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы .

10. Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней направляются оформленные и подписанные соответствующими военными комиссарами аттестационные листы, сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка, на граждан, пребывающих в запасе, в комиссию для рассмотрения на ближайшем заседании комиссии.

Заседания комиссии проводятся по решениям военного комиссара субъекта Российской Федерации с учетом поступивших аттестационных листов не реже одного раза в три месяца, а также в соответствии с графиком.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава, но не менее трех ее членов (в том числе председателя комиссии).

11. На заседании комиссии рассматриваются следующие поступившие материалы:

а) аттестационные листы, оформленные и направленные военными комиссариатами в соответствии с настоящим Порядком;

б) сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка;

в) документы, приложенные заявителями в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

12. В день проведения заседания комиссии по его результатам комиссией дается мотивированное заключение о соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) с учетом рассмотренных на заседании комиссии материалов.

Заключение утверждается большинством голосов от числа присутствующих ее членов (в том числе председателя комиссии) и оформляется в протоколе заседания комиссии (приложение N 2 к настоящему Порядку) (далее - протокол) и разделе II аттестационного листа, который подписывается председателем и членами комиссии.

13. Комиссией в течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии направляются протоколы, аттестационные листы, документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка, документы, приложенные заявителями в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка (далее - материалы на присвоение воинского звания), военному комиссару субъекта Российской Федерации для утверждения заключения комиссии, оформляемого в разделе III аттестационного листа.

14. При заключении комиссии о несоответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности воинской должности воинской части (специального формирования), на которую приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) (далее - отрицательное заключение):

гражданин, приписанный к воинской части, не представляется к присвоению воинского звания, а материалы на присвоение ему воинского звания направляются в военный комиссариат;

гражданин, не приписанный к воинской части, не представляется к присвоению воинского звания и оповещается военным комиссаром субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с доведением отрицательного заключения комиссии.

15. При заключении аттестационной комиссии о соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) (далее - положительное заключение), военным комиссаром субъекта Российской Федерации (за исключением проведения аттестации для присвоении воинского звания до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно) материалы на присвоение воинского звания в течение 5 рабочих дней направляются в порядке подчиненности в управление кадров военного округа (Северного флота).

При положительном заключении о присвоении воинского звания до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно военным комиссаром субъекта Российской Федерации приказом по личному составу соответствующему гражданину, пребывающему в запасе, присваивается соответствующее воинское звание.

16. На основании поступивших в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка материалов на присвоение воинского звания на каждого гражданина, пребывающего в запасе, начальником управления кадров военного округа (Северного флота) в течение 20 рабочих дней обеспечивается подготовка и подписывается список граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке (приложение N 3 к настоящему Порядку) (далее - список для присвоения воинских званий офицеров), который утверждается командующим войсками военного округа (Северным флотом).

Список для присвоения воинских званий офицеров, утвержденный командующим войсками военного округа (Северным флотом), вместе с соответствующими материалами на присвоение воинского звания на каждого гражданина, пребывающего в запасе, направляется в течение 3 рабочих дней в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации для подготовки проекта приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу о присвоении гражданам, пребывающим в запасе, первых и очередных воинских званий офицеров и представления на подпись Министру обороны Российской Федерации.

17. После издания приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу о присвоении гражданам, пребывающим в запасе, первых и очередных воинских званий офицеров (далее - приказ) Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации в течение 5 рабочих дней подготавливаются и направляются в управления кадров военных округов (Северного флота) выписки из приказа в части, касающейся граждан, пребывающих в запасе и состоящих на воинском учете подчиненных военных комиссариатов.

Приложение N 1 к Порядку. Аттестационный лист

Приложение N 1
к Порядку (п.7)

на присвоение

воинского звания

(первого, очередного)

(воинское звание)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, пребывающего в запасе, личный номер)

Число, месяц, год и место рождения:

Образование:

гражданское -

(наименование образовательной организации, военной кафедры

(факультета военного обучения) при федеральной государственной образовательной

организации высшего образования, год окончания, присвоенная квалификация

и полученная специальность)

военное (военно-специальное) -

(наименование военной образовательной

организации, год окончания, присвоенная квалификация и полученная специальность)

Военная служба:

(время прохождения военной службы,

когда, кем и по какому основанию уволен с военной службы)

Прохождение военных сборов:

(время и место прохождения военных сборов,

военно-учетная специальность, воинская должность и штатно-должностная категория)

(дата прохождения

медицинского освидетельствования, заключение военно-врачебной комиссии)

Дата и номер приказа о присвоении предыдущего воинского звания:

Военно-учетная специальность, по которой состоял на воинском учете до проведения аттестации:

Служебная (трудовая) деятельность:

Месяц и год

Наименование должности

поступления

и специальности

Военный комиссар

"__" ____________ 20__ г.

II. Заключение аттестационной комиссии

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

III. Решение военного комиссара субъекта Российской Федерации

(должность, подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

Приложение N 2 к Порядку. Протокол


Приложение N 2
к Порядку (п.12)

ПРОТОКОЛ N ____

заседания аттестационной комиссии

(наименование военного комиссариата)

Аттестационная комиссия в составе:

рассмотрела отзыв, содержащийся в разделе I аттестационного листа, материалы, поступившие от

военного комиссара, на присвоение

воинского звания

(первого, очередного)

(воинское звание)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) аттестуемого)

Заключение аттестационной комиссии по результатам рассмотрения аттестационного листа

и иных поступивших материалов:

Председатель аттестационной комиссии

(подпись, инициал имени, фамилия)

Члены аттестационной комиссии:

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

(подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

Приложение N 3 к Порядку. Список граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке


Приложение N 3
к Порядку (п.16)

УТВЕРЖДАЮ
Командующий войсками военного округа
(Северным флотом)

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

"__" ____________ 20__ г.

СПИСОК
граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке

Воинское звание (дата присвоения)

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Число, месяц и год рождения

Личный номер

Присваиваемое воинское звание



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 20.02.2018,
N 0001201802200041

Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

Название документа:
Номер документа: 35
Вид документа: Приказ Минобороны России
Принявший орган: Минобороны России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2018, N 0001201802200041
Дата принятия: 29 января 2018
Дата начала действия: 03 марта 2018