Современные проблемы науки и образования. Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

Миграционная политика. Любая политика - это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и .

Миграционная политика - это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Миграционная политика включает в себя:

Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.

Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.

Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.

Можно выделить следующие цели миграционной политики:

Привлечение мигрантов на временное место жительства;

Создание постоянного состава населения;

Обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;

Стабилизация населения в тех или иных местностях;

Повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;

Сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.

В соответствии с целью демографического развития призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:

Контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.

Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.

Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ - концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции - это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.

Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.

Основными механизмами реализации такой политики должны быть:

Комплексное и универсальное миграционное законодательство;

Единая классификация категорий мигрантов;

Разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;

Система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;

Система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;

Концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.

Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе - федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически - из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. ).

Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII -XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.

В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.

В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика - не только прошлая, но и настоящая - многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, « », нелегальная и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.

Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов - будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Миграционная политика." в других словарях:

    МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, одно из направлений демографической политики, совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграц. движение нас. М. п. носит классовый характер, осн. субъектом её проведения выступает гос во. М. п.… …

    Государственная миграционная политика на уровне отдельной страны заключается в установлении строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвратить те из них, которые считаются нежелательными с точки зрения интересов страны. На… …

    Во всех странах, где уже существуют ограничения въезда, пребывания и натурализации иммигрантов, иммиграция осуществляется на легальной и нелегальной основе. В большинстве западных стран легальная иммиграция осуществляется по трем основным каналам … Миграция: словарь основных терминов

    ПОЛИТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ - ПОЛИТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, термин, употребляемый в науч. лит ре для обозначения направления социально экон. политики, целью к рого выступает воздействие на развитие народонаселения. Органич. составной частью П. н. является демографич. политика.… … Демографический энциклопедический словарь

    Миграционная ситуация в России - Число выбывших из России и прибывших в Россию в 1993 2009 годах, тыс. человек После распада СССР мобильность населения в России существенно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна начало 1990 х годов … … Википедия

    Внешняя политика Швейцарии - Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о … Википедия

    - (ФМС России) создана в 1992 г., на нее были возложены функции головного координирующего органа по миграционной политике России. В 1993 1994 гг. на ФМС России были дополнительно возложены функции организации иммиграционного контроля, разработки и… … Миграция: словарь основных терминов

    Национальная политика России - Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

    ПОДВИЖНОСТЬ МИГРАЦИОННАЯ - в современной литературе встречаются три различн. определения П.м. (мобильности). В одних случаях этот термин рассматривается как синоним перемещения (переселения), в др. как общее понятие потенциальной и реальной миграции и, в третьих как… … Российская социологическая энциклопедия

Португалия

Швейцария

35. Однако ряд стран выступает категорически против регуляризации (Австралия, Канада, Германия, Дания, Норвегия, Япония). Противники политики регуляризации утверждают, что сама по себе эта процедура является стимулом для увеличения численности нелегальных иммигрантов в будущем. Кроме того, эти программы подрывают основы существующей законодательной системы. Также, нарушается принцип социальной справедливости. Легальным мигрантам приходится стоять в длительных очередях, преодолевать сложные бюрократические процедуры. С этой точки зрения с странах с частыми регуляризациями проще получить статус постоянного или временного жителя, пройдя путь нелегального мигранта. В то же время, стоит отметить, что в странах Западной Европы и США программы регуляризации пользуются достаточно широкой поддержкой населения, которое видит большую угрозу в существовании нелегальной миграции, чем в легализации уже живущих в стране мигрантов. 2

36. Как показывает практика, эффективными мерами борьбы с нелегальной миграцией являются международные соглашения, в частности, по совместной охране границе, борьбе с организованной преступностью, реадмисии и др.

37. Борьба с нелегальной миграцией должна инициироваться не только органами государственной власти, но и исходить «снизу». Возможно поэтому в Швейцарии, где с нелегальной миграцией начинают бороть с уровня местных общин, эта проблема в значительной степени решена. С другой стороны, присоединение к Европейскому Союзу стран Центральной и Восточной Европы даст пример самой массовой амнистии нелегальных мигрантов. В течение суток тысячи поляков, румын, болгар легализуют свое пребывание в Германии, Италии, Дании и других странах.

2 Чернышова О. (2002), Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: может ли западный опыт быть полезен для России? В сб.: Витковская Г., ред.(2002), Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России.Москва.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

1. Целью иммиграционной политики в Российской Федерации является содействие устойчивому росту экономики страны, социальной справедливости и расширению возможностей россиян посредством регулирования миграционных процессов. Иммиграционная политика предполагает: проведение эффективного пограничного контроля и визового режима с целью предотвращения миграции нежелательных для российского общества лиц; привлечение в страну тех иностранцев, которые могут принести пользу российской экономике и обществу; содействие интеграции и натурализации иммигрантов.

2. Необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и ожидаемыми перспективами развития России.

Демографические тенденции . Перспективы развития демографической ситуация делаютэкономически целесообразным развитие замещающей миграции , т.е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего населения или отдельных групп населения в трудоспособных возрастах. Без стимулирования замещающей миграции даже с учетом возможного роста рождаемости численность России сократится к 2025 г., а в 2050 г. опуститься до уровня 1937 года и будет едва превышать 100 млн. человек. Это величина меньше перспективной численности населения Ирана или Вьетнама, и примерно равна численности населения Турции. Численность населения большинства регионов Российской Федерации уменьшиться. К 2025 г. наиболее значительное сокращение численности населения – более, чем на 1/3 – следует ожидать в Дальневосточном федеральном округе. На 20% уменьшиться население Северо-западного федерального округа. Только в Южном федеральном округ не ожидается существенных изменений в численности населения. В результатедемографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18% в 2000 г. до 26% в 2025 и 38% в 2050. Изменение количественных соотношений между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на развитие рынка труда, систему социального обеспечения и здравоохранения, на экономическое развитие в целом. Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения.

Экономические факторы . В первую очередь речь идет о том, чтобы в полной мере извлечь выгоду для страны от международной миграции в эпоху

глобализации. Человеческий капитал сегодня является важнейшим фактором экономического роста, что предполагает в будущем увеличение инвестиции в образование и науку. Однако подготовка высококвалифицированных кадров на национальном уровне даже в высокоразвитых странах не успевает удовлетворять растущие в них потребности различных отраслей экономики. Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Это обстоятельство подталкивает многие развитые страны реформировать миграционную политику и перейти от политики жесткого контроля миграции к политике гибкого управления миграционными процессами с целью привлечения специалистов. Между развитыми странами развернулась конкурентная борьба за высококвалифицированную рабочую силу и задача России заключается в том, чтобы не проиграть в этой борьбе. В то же время, экономика России в отличие от большинства развитых государств испытывает дефицит неквалифицированной рабочей силы, который не может быть полностью покрыт за счет внутренних ресурсов. Кроме того, в стране с огромной территорией, не освоенными ресурсами и многочисленным населением существуют условия для развития самозанятости иммигрантов. Таким образом, иммиграция может и должна содействовать экономическому развитию страны.

Национальная безопасность . Угроза международного терроризма и быстрая интернационализация криминала в эпоху глобализации требуют осуществления эффективного контроля над иммиграционными потоками в тесном сотрудничестве с другими странами мира;

Гуманитарные факторы. Политика и меры помощи беженцам и вынужденным переселенцам должны быть соизмеримы с возможностями государства и направлены на тех, кто реально нуждается в этой помощи;

Внешнеполитические интересы. Вопросы регулирования миграционных процессов являются составной частью развития международного сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ, Европейского Союза, КНР.

Принципы иммиграционной политики

3. Иммиграционная политика должна строго соответствовать нормам Конституции Российской Федерации; других законов Российской Федерации; двухсторонних международных соглашений, международных договоров и конвенций, подписанных и ратифицированных Россией.

4. Иммиграционная политика не должна предоставлять какие–либо исключительные преимущества и привилегии иностранцам по отношению к коренному населению страны. В противном случае в обществе будет усиливаться социальная напряженность, распространяться ксенофобия, а также увеличится эмиграционный отток населения.

5. Проведение иммиграционной политики невозможно без налаженной и открытой системы учета миграционного движения и иностранного населения. Первичные сведения о миграционном движении должны разрабатываться в Федеральной миграционной службе, Государственном комитете по статистике (Госкомстате), Министерстве труда (трудовая иммиграция), Министерстве образования (учебная иммиграция). Лучшим источником данных об иностранном населении может быть только централизованный регистр иностранного населения в России. Компонентами этой системы сбора и хранения данных должны быть регистр учебных иммигрантов, регистр трудовых иммигрантов, регистры беженцев, локальные регистры иностранного населения. В целях оперативного получения информации следует проводить выборочную (5%) обработку миграционных карт.

6. Исходя из уроков прошлого и опыта других стран мира, иммиграционная политика должна удовлетворять следующим требованиям:

- критерии отбора должны быть ясными для иммигрантов и проводящих его

- переезд и легитимизация иммигранта не должны быть перегружены излишними процедурами, мерами, условиями и т.д., поскольку это удлиняет принятие решения об иммиграции, а в конечном итоге, дает негативный эффект в виде роста нелегальной иммиграции и коррупции;

- правила иммиграционной политики не должны часто меняться, поскольку как иммигранты, так и работодатели строят определенные планы на будущее;

- иммиграционная политика должна быть обеспечена финансовыми и материальными ресурсами, профессиональными кадрами;

- цели и направления политики должны быть полно и в доступной форме представлены в средствах массовой информации.

7. Иммиграционная политика должна быть дифференцированной в зависимости от категории мигрантов, от целей и сроков их пребывания в России. Основными объектами в области регулирования иммиграционных потоков и интеграции должны быть следующие категории иммигрантов: постоянные иммигранты (переселенцы), временные мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы.

8. Иммиграционная политика должна быть согласована с другими направлениями политики государства, в особенности с социальной политикой, политикой в области занятости и трудовых отношений, политикой в сфере общественной безопасности, внешней политикой государства. Иммиграция выступает в качестве дополнительного, а не главного метода решения проблем рынка труда, социального обеспечения, демографического развития и др.

9. При разработке миграционной политики должны приниматься во внимание перспективы интеграции России с другими государствами.

10. Миграционная политика должна быть согласована на федеральном и региональном уровне. Регионы могут инициировать реализацию или отказ от реализации тех или иных иммиграционных программ.

Институты

11. В основу механизма осуществления миграционной политики должен быть положен принцип разделения полномочий. Федеральная миграционная служба в составе Министерства внутренних дел должна отвечать за непосредственную реализацию иммиграционного законодательства (иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, наблюдение за законностью пребывания иностранцев на территории России, выдача разрешений на жительство, рассмотрение заявок на продление визы и изменения статуса, борьба с нелегальной миграцией); Паспортно-визовое управление – за регистрацию иностранцев. В реализации отдельных направлений миграционной политики должны принимать активное участие другие министерства и ведомства: ГУБЭП МВД (борьба с экономическими преступлениями, сбор и оперативный обмен информацией), Федеральная пограничная служба (иммиграционный контроль на границах России); Министерство труда (разрешения на работу и лицензирование фирм, использующих иностранную рабочую силу, трудовая сертификация, перечни списков избыточных и дефицитных профессий); Министерство иностранных дел (выдача виз иностранным гражданам); Федеральной служба безопасности (борьба с терроризмом, сбор информации и обмен оперативной информацией); Министерство образования (учебная иммиграция). ФМС должна координировать деятельность всех структур, обеспечивающих иммиграционную политику.

12. В стране должен быть создан орган для надзора за выполнением иммиграционного законодательства.В функции этого органа должны входить в частности, анализ деятельности миграционных институтов, а также рассмотрение жалоб, касающихся нарушения законодательства государственными чиновниками.

Это орган должен быть независимым и подчинятся непосредственно Президенту РФ.

13. Итоги работы ведомств в области иммиграционной политики должны ежегодно представляться Парламенту РФ и публиковаться в открытой печати.

14. В целях содействия реализации миграционной политики и формирования толерантного отношения к иммигрантам в стране должна последовательно проводиться политика борьбы со всеми формами национализма и дискриминации по религиозному, расовому и иным признакам.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Переселения в Россию

1. Одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции, т.е. переселений на постоянное место жительство. Подобная политика ускорит реализацию стремлений тех иностранцев, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами, будет содействовать процессу воссоединения семей, привлечения в страну квалифицированных специалистов и инвесторов (экономические иммигранты).

2. При разработке этой составляющей иммиграционной политики следует использовать опыт, накопленный странами классической иммиграции (Австралия, Канада, США) в области организации международных переселений.

3. Предполагается, что обращаться за предоставлением статуса иммигрантов можно будет в посольства РФ, а на территории РФ – в местные отделения ФМС МВД.

4. Для реализации программы переселений необходимо в России:

- Внести изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ семей, закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;

- Разработать новый закон «Об иммиграции», определяющий правила процесса иммиграции, прав и обязанностей иммигрантов, их интеграции в российское общество;

- Утвердить основные категории потенциальных переселенцев: воссоединение семей, экономические иммигранты, беженцы. В законе «Об иммиграции» определить каждую категорию иммигрантов, правила переселения лиц, относящихся к данной категории, различия в статусе иммигрантов разных категорий;

- Легализовать положение тех, кто фактически переселился в Россию и проживает на ее территории без серьезных нарушений российского законодательства;

- Разработать меры по содействию ускоренной интеграции постоянных иммигрантов;

- Разделить полномочия Федеральных и региональных органов власти в сфере регулирования постоянной иммиграции;

- Разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов.

3. Иммигранты с момента въезда на территорию России должны получать разрешение на бессрочное проживание и статус постоянного жителя Российской Федерации. Они обладают всеми правами и несут все обязанности, предусмотренные Конституцией для российских граждан. Они могут быть призваны в армию, участвовать в выборах как избиратели и работать государственных учреждениях. В отличие от граждан России иммигранты могут быть ограничены в праве выдвигать свои кандидатуры на выборах во все, за исключением местных, органы власти, а также занимать ряд государственных должностей. Вместе с тем, обязательство сохранять свое место жительства в России, декларируемое при получении статуса иммигранта, означает, что в случае выезда из страны на длительный срок, иммигрант при возвращении должен подтвердить свое намерение быть постоянным жителем Российской Федерации.

Экономическая иммиграция

4. Программа экономической иммиграции должна состоять из трех частей и соответственно включать три категории иммигрантов. Первая (основная) часть программы должна быть направлена на привлечение в страну лиц с высоким уровнем образования и квалификации; вторая – на привлечение предпринимателей и бизнесменов (бизнес-иммиграция). В отличие от большинства развитых стран, рекомендуется ввести третью категорию экономических мигрантов «неквалифицированные работники» для отраслей, испытывающих недостаток в рабочей силе (по аналогии с шестой преференциальной категорией в иммиграционном законодательстве США).

5. В качестве метода отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе, рекомендуется использовать канадскую балльную систему, учитывающей профессиональные и личные характеристики иммигрантов и адаптированную к российским условиям (таблица 12). Отличительными чертами

предлагаемой системы по сравнению с канадской системой начисления баллов являются более высокий удельный вес баллов за знание языка и за способность к адаптации.

6. Все лица, желающие получить статус иммигранта, должны пройти селекцию. Однако итоговая сумма баллов, которую необходимо набрать, будет различной для каждой категории экономических иммигрантов. Кроме того, все экономические иммигранты (за исключением инвесторов) должны удовлетворять следующим требованиям: (1) наличие определенного (например, 1 год) стажа работы, который соответствует уровню полученного образования; (2) обладать достаточной суммой денег для обеспечения проживания своей семьи в России.

7. Программа экономической, как и семейной иммиграции ориентирована на независимых иммигрантов. Они не получают каких-либо преимуществ по

сравнению с коренным населением. Таблица 12.

Диплом, свидетельство о высшем образовании

Докторская, кандидатская или магистерская степень и более 15 лет

обучения

Законченное высшее образование, степень уровня бакалавра и 14 лет

обучения

Неполное высшее образование и 12 лет обучения

Диплом, сертификат о специальном и профессиональном

образовании

Диплом, сертификат об окончании техникума или трехлетнем

профессиональном образовании и 13 лет обучения

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 11 лет

обучения

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 10 лет

обучения

Аттестат о полном среднем образовании

Знание русского языка

Максимум 24

Отличное знание языка (оценивается умение говорить, понимать,

Хорошее знание языка (оценивается умение говорить, понимать,

Удовлетворительное знание языка (оценивается умение говорить,

Не удовлетворительное знание

Опыт работы

Максимум 14

Максимум 10

21-40 в момент подачи документов

Минус два балла для возрастов больше 40 и меньше 21

Наличие работы в России

Максимум 10

Способность к адаптации

Максимум 18

Высшее или среднее специальное образование супруга или супруги

Опыт работы в России

Два и более лет обучения в высших учебных заведениях России

Наличие родственников в России

Максимум 100

8. В тоже время бизнес-иммигранты должны удовлетворять дополнительным условиям:

- инвесторы должны осуществить инвестиции Российскую экономику в размере, установленном правительством Российской Федерации, и создать новые рабочие места;

- предприниматели должны осуществить инвестиции в предприятие, которым они собираются управлять, в размере, установленном правительством Российской Федерации. Статус иммигранта они могут получить в течение трех лет после оценки развития предприятия, произведенной представителями миграционной службы

- самозанятые должны обладать определенным опытом работы в секторе

средствами для открытия этого дела. Предполагается, что эта категория иммигрантов будет создавать мелкие предприятия в сфере обслуживания и фермерские хозяйства в сельской местности.

9. Неквалифицированные иммигранты должны иметь приглашения на работу в отраслях экономики и на предприятиях, испытывающих дефицит рабочей силы.

10. Программа экономической иммиграции и расселения иммигрантов должны быть согласованы на Федеральном и региональном уровнях. Регионы могут выступать с инициативой проведения целевых программ привлечения иммигрантов, например, для аграрного переселения или работы на Крайнем Севере, с привлечением собственных ресурсов для реализации этих программ. Национальные образования РФ могут вносить дополнения в бальную систему оценок (например, оценку уровня знаний, помимо русского языка, языка автономной республики или области).

Воссоединение семей

11. Иммиграционная программа по воссоединению семей преследует как гуманитарные, так и экономические цели. Как показывает мировой опыт, иммигранты этой категории быстрее других интегрируются в общественную жизнь.

12. Главным критерием отбора иммигрантов является наличие у них родственников в России. При отсутствии достаточных средств у самого иммигранта, родственники должны обеспечить его проживание в России (жилье, финансовое поддержка) в течение определенного периода времени.

13. Обращаться с заявками для получения статуса иммигранта в рамках программы «воссоединение семей» имеют следующие категории родственников:

Жены и мужья

Родители;

- Нетрудоспособные и не состоящие в браке дети;

- Бабушки или дедушки;

- Несовершеннолетние братья, сестры, племянники, племянницы, внуки, если они являются сиротами.

14. Другие родственные категории (трудоспособные и состоящие в браке дети, братья, сестры, внуки) учитываются в балльной системе программы экономической иммиграции.

15. Вступление в брак не является основанием для немедленного предоставления статуса постоянного жителя. С целью предупреждения фиктивных браков этот статус должен предоставляется спустя как минимум год после заключения брака.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и обострить социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной от трудовой миграции, используют средства государственной политики . Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Иммиграционная политика стран — импортеров трудовых ресурсов

Страны — импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении , основывают свою иммиграционную политику прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. 71% должны были составлять родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждалась страна, и 9% приходилось на прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но вместе с тем ужесточил требования к их качественным характеристикам.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке и об опыте работы по специальности. Возрастной ценз по-прежнему остается одним из распространенных критериев отбора иммигрантов — шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Еще одним качественным критерием признается национальность иммигранта. Критерий применяется дифференцированно в зависимости от национального состава принимающей страны и учитывается для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

  • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда Скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими ком п ьютсрными системами);
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов отнюдь не постоянно, оно может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается еще и в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов для привлечения их в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для ее реализации государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Так, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны — импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы, например предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии.

Приток иммигрантов и приток инвестиций

Особое место в вопросе регулирования приема мигрантов занимает перемещение капитана, привезенного ими с собой. Исследование иммиграции и инвестиций капитала в Австралии с 1900 по 1975 г. показало, что рост населения и капитала шел параллельно: на 1% увеличения населения приходилось 8% увеличения финансовых инвестиций. Это свидетельствует, скорее, о повышении эффективности вложения капитала, чем о его распылении из-за иммиграции. Многие мигранты, конечно же, привозят с собой собственный капитал, причем часто довольно существенные суммы, и многие из основных принимающих стран стараются привлечь как можно больше такого капитала, особенно, когда его приток сопровождается производственными намерениями. При этом выдача виз ставится в зависимость оттого, привезут ли иммигранты достаточный капитал, чтобы трудоустроить самих себя и других. Подобные схемы использовали Австралия — с 1981 по 1991 г., Канада — с 1986 г., Новая Зеландия — с 1987 г. и США — с 1991 г.

По программе иммигрантов-инвесторов, принятой в Канаде, инвестор обязан был вложить от 250 до 500 тыс. канадских долл., которые размещались на срок от трех до пяти лет в специально зарегистрированном правительственном фонде. К 2005 г. 5500 вкладчиков капитала инвестировали 1 млрд канадских долл. и создали, по оценкам, 100 тыс. новых полноценных рабочих мест. Большинство инвесторов были азиаты — 70% — из Гонконга и Тайваня. Кроме того, Канада использует схему «иммигранты-предприниматели», выдача виз по которой зависит от возможности человека создать рабочее место по крайней мере для одного иммигранта — не члена его семьи. С 1997 по 2007 г. иммигранты-предприниматели создали 12 700 новых предприятий и 70 тыс. новых рабочих мест. Именно благодаря новым группам иммигрантов из Азии удалось полностью изменитьлицо Ванкувера, где они сейчас владеют примерно 7% земли в пригородных районах.

В Соединенных Штатах иммиграционный акт 1990 г. установил высокий квалификационный потенциал для инвесторов — от 500 тыс. до 1 млн долл., если они хотели получить вожделенную «зеленую карту» (теперь она оранжево-розового цвета), которая дает статус постоянного проживания. По программе «инвестор- ской визы» ежегодно предлагается 10 тыс. виз для тех, кого неофициально называют «люди на яхтах», но до сих пор лишь немногие пользовались этим.

Такого рода побудительный мотив для иммигрантов предлагался и некоторыми развивающимися странами. Аргентина предоставляет инвесторам постоянное место жительства при условии, что они перечисляют 30 тыс. долл. в Центральный банк на 120 дней. Перу предлагала свое гражданство любому инвестору за 25 тыс. долл. на главу семьи (плюс 2 тыс. долл. за каждого дополнительного члена семьи). В других странах гражданство более дорогое. Мексика требует от инвестора 160 тыс. долл. за статус постоянного жителя, но получить гражданство он может только через 5 лет. Сингапур гарантирует статус постоянного жителя любому выходцу из Гонконга, который готов инвестировать 500 тыс. долл., и рассматривает возможность выдачи гражданства через 5 лет.

Эмиграционная политика стран — экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

1. методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

2. методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого им в национальных банках открывают валютные счета под более высокую процентную ставку, создают выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров, производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Вместе с тем государство привлекает средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;

3. методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (например, по заработной плате, оплате проезда, жилья, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями. Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

4. меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм , который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Один из инструментов реализации данной задачи — введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые располагают надежными международными связями, способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности и сотрудники которых обладают достаточными знаниями и опытом работы;

5. меры, направленные на взаимную защиту интересов стран- экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).

Иммиграция имеет многоплановые и неоднозначные, иногда не прогнозируемые экономические, а также социальные последствия для принимающей стороны. Они дифференцированно проявляются в различных ее характеристиках: региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической и пр. Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом и структурой, ее соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы. Иммиграция оказывает заметное воздействие на экономику принимающих стран.

Изучением иммиграции занималось множество зарубежных и отечественных специалистов. А именно А. Лукьянец, В. Янин, Т.Окопов и др .

Целью данного исследования является рассмотрение общей структуры иммиграционной политики США.

В США, как и в любой другой стране, иммиграция делится на легальную и нелегальную. В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.

Наиболее значительный канал легального иммиграционного притока – воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают 550-600 тыс. родственников постоянных резидентов или граждан США. Законом об иммиграции 1990 г. Была введена действующая по нынешнее время система преференциальных категорий, основанных на родстве, а именно: супруги, вдовы и вдовцы (если прожили со своими супругами минимум 2 года), родители граждан США, достигших 21 года, не состоящие в браке дети (старше 21 года) граждан США, женатые дети граждан США, братья и сестры граждан США, достигших 21 года .

Количественных ограничений для постоянных виз, выдаваемых родственникам американских граждан, не устанавливается.

США, как и большинство принимающих стран, используется селективный подход при регулировании трудовой иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Статус постоянного жителя в денной категории может быть предоставлен:

Лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта, а также выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам;

Лицам с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лицам с исключительными способностями в области науки, искусства, бизнеса;

Квалифицированным специалистам, недавним выпускникам высших учебных заведений по ряду специальностей, лицам с дипломами, соответствующими степени бакалавра;

Священнослужителям;

Инвесторам, вкладывающим более 1 млн. дол., а также инвесторам, вкладывающим от 500 тыс. до 1 млн. дол.

Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами. Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев. В соответствии с этой программой в США попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не может быть защищено в своей стране, и которое США принимают по «особым гуманитарным соображениям». Четкого определения «особых гуманитарных соображений» не существует, но подразумевается, что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами – либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено работодателем, особенно если работодателем является американское правительство. Спустя год пребывания в США после получения статуса беженцы имеют право приобрести иммиграционный статус.

Четвертый поток легальной иммиграции – принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия. В отличие от многих стран, стремящихся к многонациональному государству. Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи “green card”, а для представителей подобных категорий существует приоритет в получении въездных виз. Ежегодно правительство США выделяют 55000 иммиграционных виз, которые вследствие разыгрываются среди участников лотереи. При этом на основании данных об уровне иммиграции в том или ином географическом регионе определяется, сколько иммиграционных виз следует предоставить каждому региону. В среднем в розыгрыше ежегодно участвуют от 8 до 9 миллионов заявителей, что вместе с членами их семей составляет от 15 до 20 миллионов .

Принимаются также определенные способы борьбы с нелегальными иммигрантами, одним их них является депортации. За период 1991-2005 гг. из страны бы депортировано в принудительном порядке 1566 тыс. иностранных граждан, нарушивших условия пребывания в стране .

Также совсем недавно конгресс США одобрил еще один способ борьбы с нелегальной иммиграцией – возведение стены на границе с Мексикой. Через границу с Мексикой на территорию Соединенных Штатов ежегодно въезжают от 500 тыс. до 1 миллиона нелегальных иммигрантов.

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В специальной литературе названы следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов , потребность американской экономики в дешевой рабочей силе . Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов.

В заключение стоит отметить, что иммиграционная политика постоянно меняется. Политики плохо отдают себе отчет в том, какие задачи перед ними стоят. Частая смена установок приводит к тому, что ни одна из них до конца не реализуется; вечная спешка приводит к неадекватным действиям Службы иммиграции и натурализации.

Иммиграционная политика США, ее институты, методы заслуживают достойного внимании со стороны других развитых стран. Американская политика доказала свою работоспособность, конечно, она не идеальна, и в ней есть свои недостатки. США сталкивается со множеством проблем связанных с нелегальной иммиграцией, которые требуют неотложного решения.

Литература

1. Смитиенко, Б. М. Международные экономические соотношения [Текст] : Учеб. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с. (Высшее образование). – ISBN 5-16-002173-6.

2. Козак, Ю.Г. Економіка зарубіжних країн [Текст]. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 544 с. – ISBN 978-966-364-510-0.

3. Супян, В. Б. Экономика США [Текст] : Учеб пос. Для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с. – ISBN 5-314-00087-3.


Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые посто­янно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всегонамерах регулирования численности и качественного соста­ва прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импорте­ре. При определении квоты учитываются потребности стра­ны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образо­ванию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и соци­альная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опре­деленной пропорции между различными категориями иммиг­рантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра­ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил раз­меры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам /5/.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммиг­рантов осуществляется в принимающих странах путем ис­пользования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабо­чей силы свидетельствует необходимость прохождения про­цедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также име­ющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора им­мигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов,

Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от нацио­нального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

Требование хорошего состояния здоровья у прибыва­ющего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

Дополнительные профессиональные требования, от­носящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен вла­деть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными си­стемами);

Ограничения личностного и психологического пла­на. Так, например, претендент на получение граждан­ства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может ме­няться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, на­личие трудового сертификата, обладание определенной про­фессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импорте­ров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммигра­цию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является за­щита национального рынка труда от неконтролируемого при­тока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направлен­ные на сокращение или предотвращение иммиграции, а так­же на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам, законодательством предусмотрено право на легализацию длячасти иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демокра­тических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административ­ные) стимулы (предоставление материальной помощи и воз­можности приобретения профессии и т. п.)