Следователей распустят в прокуратуру. СМИ: следственный комитет будет ликвидирован

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о . Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.


Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел , в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» , - заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70% .

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства : Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.


Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента , и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» , - заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения . Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым . Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы , а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений .

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.


Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков . По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура» , которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК» . Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования» . По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам» .


Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии» . Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура» , поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей» . Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу» , - отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом» , потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы» . По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.

Органы прокуратуры РФ может ждать реформа после выборов президента России в 2018 году. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к руководству надзорного ведомства. «Вероятно, что после выборов произойдет определенная реформа, в ходе которой прокуратура получит некие полномочия, которых не имеет сейчас. Это касается, в частности, права возбуждать и прекращать уголовные дела. Рассмотреть предложения о наделении прокуроров дополнительными правами обещал еще весной нынешнего года Совет Федерации, и не исключено, что после выборов президента они будут приняты», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

В конце апреля 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам верхней палаты рассмотреть предложения по законодательному расширению полномочий прокуроров. Это произошло после доклада Генерального прокурора РФ Юрия Чайки о состоянии преступности, с которым он выступил в Совфеде. Чайка тогда заявил, что прокуратуре необходимы дополнительные права для более эффективного контроля и обеспечения законности. «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», — подчеркнул Юрий Чайка. Поэтому, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокуратуры.

Кроме того, глава надзорного ведомства тогда призвал дать прокурорам право санкционировать до направления в суд намерение следствия об аресте задержанных подозреваемых. «Я считаю, что при аресте у прокурора должны быть полномочия — прежде, чем вести на суд, этот вопрос должен санкционировать прокурор. Когда затрагиваются конституционные права гражданина, такие действия должен санкционировать прокурор»,— отметил он. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тогда высказала одобрение по поводу предложений генпрокурора.

Источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Следственного Комитета, сообщил, что, возможно, реформа будет достаточно глубокой и прокуратуре вернут в том числе и следственные функции, которые у ведомства отобрали после создания СК РФ.

«Это вполне реально. Дело в том, что сейчас нет особой разницы, в составе прокуратуры находится следствие или оно выделено в отдельное ведомство. Той самой «конкуренции» органов, которой добивались при создании комитета, по факту не получилось. А так дела будут уходить в суд быстрее, будет меньше чиновников, что поможет ускорить расследование уголовных дел, которое сейчас тянется годами», — сказал он.

«Газета.Ru» направила официальный запрос в Следственный комитет России с просьбой прокомментировать данную информацию, однако к моменту публикации материала на него не ответили. Отказались комментировать сведения о возможной реформе и в Генпрокуратуре РФ. Тем не менее, источник «Газеты.Ru» в надзорном ведомстве опроверг возможный возврат следственных функций в прокуратуру.

«Это противоречит ряду международных конвенций, которые Россия подписала и ратифицировала. По их условиям, следствие и надзор за ним должны быть разделены. И если функции СК РФ вернут в прокуратуру, то тогда надо переподписывать все эти международные договоры и конвенции, а потом заново ратифицировать их. На это никто не пойдет», — подчеркнул источник.

По его словам, слухи о том, что следствие вернется в прокуратуру, ходят уже давно. «Дело в том, что накануне выборов кому-то очень хочется столкнуть лбами два ведомства, отношения между которыми и так непростые. Это может привести к замедлению принятия важных решений по тем или иным делам, так что к подобным слухам надо относиться с большой осторожностью», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru».

Идея создать полностью независимое следствие принадлежала еще Петру I. 25 июля 1713 года его указом был учрежден первый специализированный следственный орган России— следственная канцелярия гвардии майора Семеновского полка Михаила Ивановича Волконского. С тех пор этот день отмечается как день работника следственных органов. А в 1929 году следственные функции передали Прокуратуре СССР. Вновь к идее независимого следствия вернулись в 1990 году, соответствующие предложения были внесены в Верховный совет Советского союза. Однако рассмотрению этого документа помешали сначала развал Советского союза, а потом и роспуск Верховного совета.

Только в 2007 году началось создание независимых следственных органов. Сначала был образован Следственный комитет, который первое время еще входил в систему органов прокуратуры. Таким образом, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками. И лишь в январе 2011 года СК РФ стал полностью независимым от прокуратуры органом. Одновременно с этим было принято решение об ограничении полномочий прокуратуры. В частности, ее работникам запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела и прекращать их. Надзорное ведомство вправе лишь требовать этого от других органов.

Решение же о разделении функций следствия и прокурорского надзора тогда обосновали тем, что, в соответствии с общепринятыми в развитых странах нормами, одно ведомство не может одновременно и вести следствие, и осуществлять независимый надзор за ним.

Бывший следователь прокуратуры РФ, а ныне адвокат Вадим Багатурия считает, что создание СК РФ негативно сказалось на качестве следствия по ряду причин. «Лозунги о необходимости неукоснительного разграничения расследования и надзора лично я не считаю актуальными. За время работы в следствии прокуратуры я ни разу не ощутил на себе особенного отношения со стороны прокуроров, по сравнению, например, с коллегами из МВД. Прокурор не сочувствовал никому из нас по признаку профессиональной принадлежности.

Главным позитивным отличием прокурорского следствия до 2007 года являлась кадровая политика, которая не позволяла без обязательной работы «на земле» в течение нескольких лет получать повышение. Да что там, устроиться в прокуратуру можно было, потрудившись год-два на общественных началах и зарекомендовав себя. В Следственный комитет же стали набирать, не побоюсь сказать, «по объявлению», что привело к текучке и падению уровня работ», — рассказал он.

Впрочем, по словам Багатурии, свои позитивные моменты в создании СК РФ все же были. «Например, следствие стало более открытым и улучшило криминалистические возможности за счет бюджетных ассигнований», — сказал он.

«Должны быть четкие и понятные функции прокуратуры, сейчас она фактически ни на что не имеет права, только поддерживает обвинения и направляет ходатайства. А давать прямые указания, обязательные к исполнению, она не может. Прекратить незаконно возбужденное дело тоже не может. Поэтому идут всякие конфликты, когда СК возбуждает дело, прокуратура требует его прекратить, но не прекращает, или, наоборот, прокуратура требует возбудить дело, а СК выносит отказной материал. И этот «футбол» может длиться месяцами, если не годами», — объясняет бывший следователь прокуратуры, а ныне адвокат Сталина Гуревич в беседе с «Газетой.Ru». По ее словам, проблему смогло бы решить усиление прокуратуры, которая сможет осуществлять независимый контроль за всем следствием, кто бы его ни вел — СК РФ, МВД или ФСБ.

Однако, по словам Гуревич, отбирать следствие у СК РФ и возвращать его в прокуратуру нет смысла, так как это приведет к лишним тратам из бюджета.

О том, что Следственный комитет РФ в 2018 году ждет расформирование, СМИ писали еще два года. Тогда официальные представители СКР выступили с опровержением этой информации. В начале января 2018 издание «Коммерсант» вновь сообщило о масштабном реформировании данной структуры.

Еще в 2016 журналисты, ссылаясь на собственные источники, говорили о том, что в рамках стартовавшей в РФ реформы силовых и правоохранительных органов сотрудники СКР могут перейти под контроль Генпрокуратуры. Тогда же в Сети был опубликован несуществующий на самом деле «указ» президента о роспуске СКР и передаче его полномочий МВД.

В том виде, в каком сейчас функционируют следственные органы, они были созданы около семи лет назад. Тогда СК РФ был выведен из состава Генеральной прокуратуры. В настоящий момент следственные мероприятия выполняют непосредственно СК, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. До января 2011 года Следственный комитет России входил в состав Генпрокуратуры.

15 декабря 2017 о якобы готовящейся реформе СКР сообщило издание Mash. Новость том, что в первой половине предстоящего года сотрудники комитета будут переведены частично в прокуратуру, частично в Федеральную службу расследований и следственный департамент МВД появилась в ленте телеграм-канала. Однако в самом ведомстве данные слухи опровергают, отмечая, что никто никого расформировывать не планирует.

Комментируя информацию о реформировании Следственного комитета, Роман Скляр, глава компании «Интеллектуальный капитал», отметил, что идея возвращения СК РФ в состав Генпрокуратуры может быть связана с необходимостью расширения функциональности прокуратуры, которая сейчас зачастую ограничена из-за различных бюрократических вопросов, особенно во время проведения предварительного расследования. В связи с этим лица, обвиняемые в уголовных преступлениях, не всегда могут рассчитывать на реальную защиту. Это происходит из-за того, что на этапе предварительного расследования рассматривает исключительно процессуальные вопросы, упуская из внимания изучение уголовного дела по существу.

Спорные вопросы, возникающие в процессе избрания меры пресечения, чаще всего обусловлены разной позицией ведомств. Сроки расследования могут продлеваться следствием самостоятельно, без учета позиции прокуратуры в данном вопросе. В случае объединения ведомств, удастся повысить профессиональный уровень руководства прокуратуры благодаря назначению на прокурорские должности сотрудников, имеющих практический опыт работы следователями и знающих все нюансы организации предварительного.

Роман Скляр считает, что если полномочия Следственного комитета все-таки перейдут в ведение прокуратуры, существенно повысится также качество гособвинения. Это произойдет за счет информирования прокурора о ходе уголовного дела с момента старта расследования. Сейчас же материалы уголовного дела попадают в руки сотрудников прокуратуры лишь по завершению предварительного расследования с целью утверждения ими обвинительного акта. В связи с этим качественно изучить уголовное дело по существу очень сложно.

Ликвидация следственного комитета РФ в 2018 году: последние новости

Как отмечает правозащитник Александр Хуруджи, такие нововведения могут быть связаны с необходимостью сокращения количества правоохранителей в рамках проходящего в РФ масштабного реформирования правоохранительных и силовых ведомств. Подготовка к ней была начата после упразднения ФМС и ФСКН и создания Росгвардии.

Известно, что Россия тратит на содержание правоохранительных органов существенно большее количество средств по сравнению с аналогичными затратами в развитых странах. При этом часть структур МВД, Следственного комитета и прокуратуры дублируют функции друг друга, периодически создавая препятствия следствию.

Кремль от комментирования новости о расформировании СК воздержался. Дмитрий Песков назвал данную информацию слухами.

На днях в СМИ появилась информация о возможности масштабного реформирования всей системы правоохранительных органов России. И если слухи о создании единого ведомства на базе ФСБ, СВР и ФСО хоть и муссировались журналистами, но никаких конкретных подтверждений долгое время не находили, то предпосылки к "видоизменению" следственной деятельности в России явно просматривались уже несколько месяцев.

Давайте вспомним, зачем создавался, чего достиг и какие допустил огрехи за время своего существования Следственный комитет РФ.

Ведомственная принадлежность следствия служила "яблоком раздора" среди силовиков еще в советские времена. Предпосылки для "трехведомственной" структуры следствия были созданы еще при Иосифе Сталине, когда тот по инициативе Виктора Абакумова дал добро на создание следственного аппарата милиции (переданной на несколько лет из МВД в МГБ). После смерти Сталина и разделения МВД и КГБ в отдельные структуры, такое положение дел было закреплено. На некоторое время в конце 1950-х "одеяло перетянула" на себя прокуратура, попытавшаяся максимально сконцентрировать следствие в своих руках, но очень скоро ее руководство убедилось в нерациональности такого подхода, и в 1960-е все вернулось на круги своя.

К рассмотрению вопроса создания "единого следственного органа" вернулись уже в конце 1980-х - начале 1990-х. Однако путь к его формированию оказался долгим. В 2007 году благодаря внесению изменений в УПК РФ следственный аппарат прокуратуры стал относительно независим. И лишь в 2011 году бывшее "следствие прокуратуры" превратилось в полностью самостоятельное ведомство. Его возглавил Александр Бастрыкин , человек с опытом работы в органах МВД и прокуратуры и с огромным научно-педагогическим стажем в правовой сфере.

Настоящим символом Следственного комитета в общественном сознании стал его спикер Владимир Маркин , который вместо службы по связям с общественностью со строгими сухими пресс-релизами советского образца, создал современный PR-центр, информационная продукция которого пользовалась огромным спросом в СМИ. Благодаря Владимиру Маркину Следственный комитет доказал, что государственный орган может быть по-настоящему интересным.

Изначально СК РФ позиционировал себя, как ведомство "рыцарей без страха и упрека", профессионалов, способных разгадать любую загадку, беспристрастных людей с чистыми руками. Репутацию Следственного комитета поддерживала его работа по громким коррупционным делам в отношении чиновников-"небожителей", к которым долго не мог никто подступиться.

Речь идет в частности об экс-губернатора Сахалина Александре Хорошавине , экс-главе Коми Вячеславе Гайзере и бывшем Кировском губернаторе Никите Белых . А также о заместителях губернаторов Челябинской и Новгородской областей, Приморского края, многочисленных руководителях региональных учреждений и ведомств.

В 2012 году именно Следственный комитет разбирался с массовыми беспорядками на Болотной площади, отталкиваясь от которых часть оппозиции пыталась организовать нечто похожее на то, что мы в 2013 - 2014 году наблюдали в Киеве.

Ну, а помимо громких дел, у СК были еще огромные пласты повседневной рутинной работы по охране закона, защите интересов государства и прав простых граждан.

Тем не менее на этом фоне имели место и неоднозначные ситуации. В 2012 году у главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина произошел странный конфликт с журналистом Сергеем Соколовым, заместителем редактора "Новой газеты". Журналисты "Новой" написали о СК и лично Александре Бастрыкине, мягко говоря, тенденциозный материал. Глава Следственного комитета вспылил и при встрече с Соколовым подверг его жесткой критике, после чего руководство "Новой газеты" заявило, что их заместителю главного редактора якобы угрожали. В конце концов обе стороны спора принесли друг другу извинения.

В 2013 - 2014 гг. в Следственном комитете произошел скандал, поставивший под сомнение процедуру отбора кадров. Старший следователь из Горно-Алтайска Александр Сатлаев, проходивший все необходимые проверки, в том числе и на полиграфе, оказался маньяком-насильником, которого суд признал виновным в четырех изнасилованиях, четырех попытках изнасилования, побоях и злоупотреблениях. Это стало первым случаем привлечения сотрудника СК к ответственности за насильственные преступления. Сатлаев был приговорен к 6 годам лишения свободы, а глава Алтайского республиканского управления СК Эдуард Ошлыков 4 январе 2014 года "по случайному стечению обстоятельств" был отправлен в отставку.

За взятку в размере 300 тысяч рублей ФСБ задержала в 2013 году замначальника отдела управления СК РФ по Ленинградской области Михаила Миронова.

Но все это меркнет на фоне событий лета 2016 года.

По делу криминального авторитета Шакро Молодого (Захария Калашова) были задержаны сразу три высокопоставленных руководителями Следственного комитета: заместитель руководителя столичного главка Следственного комитета РФ Денис Никандров, начальник службы собственной безопасности СК Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов.

По информации СМИ, Никандрова задержали при получении взятки в размере одного миллиона долларов, за которые он якобы собирался "решить" вопрос с закрытием уголовного дела против Калашова, арестованного по обвинению в вымогательстве. Максименко же, по версии следствия, дал команду подчиненным не обращаться в суд с ходатайством о продлении ареста человеку Калашова Андрею Кочуйкову, который был задержан ранее по делу о перестрелке у ресторана Elements в Москве.

В средствах массовой информации можно найти массу конспирологических гипотез о противостоянии в силовых структурах. Возможно, что-то из того, что пишут журналисты и имеет смысл. В любом случае, пока не завершатся все следственные действия, о деталях дела мы вряд ли узнаем что-то новое.

Ясно одно: коррупция проникла в Следственный комитет глубоко. Репутация ведомства только играла на руку "оборотням в погонах". Понятно, что реформа ведомства стала практически неизбежна. Вопрос только в том, насколько она будет качественно проведена.

Вариант с объединением СК и прокуратуры, озвученный в "Коммерсанте", на этом фоне выглядит вполне логичным. Тем более, что с момента "развода" ведомств прошло относительно немного времени, и вряд ли реструктуризация будет слишком болезненной. В истории отечественных силовых ведомств происходили реформы и гораздо более радикальные, чем обычное восстановление статус-кво.

В 2018 году в России будет проведена масштабная реорганизация Следственного комитета. Эта федеральная государственная структура, отвечающая за ведение уголовного судопроизводства, предварительных следствий и иных дел правоохранительного формата, может быть или полностью упразднена, или возвращена под контроль Прокуратуры РФ.

Реформа СК РФ, которая, наконец, окажется проведена в 2018 году, назревала уже давно и небезосновательно. Здесь существуют ощутимые недоработки, связанные в первую очередь с кадровой политикой или, если быть точнее, с ее отсутствием. Руководители высших уровней не выполняют своих прямых обязанностей, а занимаются лишь постоянным переходом с места на места и заменой друг друга. Именно из-за выявления таких проблем власти решили провести в Следственном комитете комплекс мероприятий, заявленных как антикоррупционные.

Первоочередной задачей будет обновление управляющего состава. Если эта цель окажется достигнута, Правительство сможет избавить СК от пронизавшего его насквозь взяточничества, однако вместе с этим многие работники ведомства рискуют остаться не у дел. Не исключено возникновение громких скандалов и разбирательств, подобных тому, которое активно освещалось в СМИ в 2016 году. Тогда между двумя военизированными организациями, Следственным комитетом и ФСБ России, развязалась едва ли не война, что было вызвано задержанием начальника Управления собственной безопасности СК (УСБ) Михаила Максименкова, его зама Александра Ламонова и зама руководителя московского отделения СКР Дениса Никандрова. Все трое обвинялись представителями ФСБ в намерении оказать Андрею Кочуйкову («Итальянцу»), приближенному и товарищу известного криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), помощь в освобождении из-под следствия за внушительную денежную сумму в $100000000.

В резонансную историю оказались втянуты и начальник (председатель) структуры Александр Иванович Бастрыкин, и бывший сотрудник УСБ Денис Богородетский, и, помимо прочих, даже один из владельцев сети заведений общественного питания «Якитория» Олег Шейхаметов. По словам представителей Федеральной службы безопасности, нити преступного синдиката не только пронизали все уровни организации, но и вышли за ее пределы.

Новое заменяющее ведомство

Если в 2018 году Следственный комитет решат ликвидировать, вместо него, скорее всего, возникнет Федеральная служба расследований (ФСР) – объединенная структура, состав которой будет сформирован из части бывших работников СК и части только набранных или переведенных из МВД и ФСБ сотрудников. Сегодня проект об учреждении организации подобного рода разрабатывается силами представителей Администрации Президента РФ, которые хотят добиться создания эффективного силового субъекта, одновременно не растрачивающего значительные суммы из федерального бюджета.

Стоит напомнить, что аппарат СК в настоящий момент насчитывает колоссальное количество служащих – летом 2017 года этот показатель достиг отметки более чем в 21000 человек! За прошедший год на них было потрачено 38,9 млрд. рублей, и в будущем, если власти не предпримут никаких радикальных реорганизационных мероприятий, эта цифра обещает остаться практически неизменной.

В обязанности ФСР войдет досудебное разбирательство (сейчас им занимаются представители ФСБ и МВД), а также расследование тех дел, которые будут подпадать под определенные статьи УК РФ – это:

  • ст. 290 – «Получение взятки»;
  • ст. 105 – «Убийство»;
  • ст. 199 – «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов» и пр.;
  • ст. 276 – «Передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, в целях передачи иностранному государству».

Генеральной прокуратуре впредь понадобится следить за законностью в деятельности некоторых государственных субъектов. Это касается той же ФСР, а также судей, прокуроров и следователей. Сотрудники Генпрокуратуры будут наделены правом возбуждать в отношении них уголовные дела или закрывать их по своему усмотрению. Так власти планируют создать здоровую конкуренцию между военизированными организациями общегосударственной важности.

Претенденты на главный пост в ФСР

Сегодня можно выделить 2 основных кандидатов, которые имеют одинаковые шансы возглавить новое ведомство: это генерал-майор юстиции Игорь Краснов, являющийся действующим заместителем председателя СК РФ, и нынешний начальник Следственного управления МВД генерал-майор юстиции Александр Романов. Первый за время карьеры создал себе репутацию одного из лучших отечественных криминалистов, расследовав или приняв участие в рассмотрении таких крупных дел, как:

  • покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году;
  • осуществление незаконной деятельности объединением радикальных националистов «БОРН»;
  • убийства боксера Муслима Абдуллаева, судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, видного оппозиционного политического деятеля Бориса Немцова и др.

Второй претендент на высокопоставленную должность был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Движение по карьерной лестнице этого служителя закона, являющегося профессиональным юристом по образованию, характеризовалось исключительно положительными результатами, а его верность работе и заслуги на выбранном поприще всегда по достоинству отмечались самим Президентом РФ.

Ход реорганизации: мнения и взгляды

Идея об упразднении или трансформировании Следственного комитета РФ была предложена Председателем Правительства Дмитрием Медведевым для обеспечения максимальной безопасности страны и нации. Вместе с тем известно, что до наступления выборов Президента в марте текущего года воплощения изменений в жизнь ждать не стоит – так считают и политические эксперты, и сотрудники силовых ведомств.

А вот в самом СКР информацию о планируемых нововведениях предпочитают отрицать. Согласно заверениям официального представителя структуры Светланы Петренко, сведения о преобразованиях являются надуманными и преувеличенными. Что ж, ждать осталось недолго. Буквально через полгода россияне смогут точно узнать, что же будет со Следственным комитетом в России.