Муниципально-правовые отношения и их субъекты. Муниципально-правовые нормы и институты
МП как комплексная отрасль в системе российского права.
Понятие «МП» новое для нашего государствоведения, хотя вопросы мун. управления являлись предметом исследования юристов земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов. Муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами СУ. В настоящее время муниципалитеты – избираемое городское и сельское СУ. В Конституции РФ используется другое понятие – МСУ. Но в качестве одной из форм собственности закрепляется мун. собственность.
Признаки отношений, составляющих предмет:
1) имеют локально-территориальный характер,
2) носят комплексный характер,
3) обязательным субъектом выступает либо население МО, либо орган или должностное лицо МСУ.
МПРФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность прав. норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО непосредственно, через выборные и др. органы МСУ вопросов мест. значения, а также в процессе реализации отдельных гос. полномочий, которыми м-т наделяться органы МСУ.
1) императивный
2) диспозитивный
3) Метод гарантий – применяется на федеральном уровне правового регулирования МСУ.
2. МП как научная и учебная дисциплина МП – отрасль российского права – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-сти МСУ. Задачей научной дисциплины является раскрытие сущности МСУ.
Научная дисциплина МП – совокупность знаний, идей, теорий о МСУ, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.
Система – логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание.
1) введение в МП
2) МСУ в системе народовластия
3) основы МСУ;
4) предметы ведения и полномочияМСУ;
5) гарантии МСУ;
6) ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ
7) В дореволюционный период имелось множество исследований по вопросам земского и городского СУ в рамках гос. и АП.
В советский период – организация и деятельность местных советов и их исполнительных комитетов регулировались нормами гос. и АП и соответственно изучались науками гос. иАП.
На стыке этих наук возникает наука советского строительства, изучавшая всю систему Советов в целом
Муниципально-правовые нормы и институты
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отн-ия, возникающие в процессе организации и деят-стиМСУ, называются мун-правовыми нормами.
Особенности:
1) значительная часть норм МП – общеобязательные правила поведения, издаваемые органами, не входящими в систему гос. власти,
2) Одновременно м-т явл-ся нормами других отраслей.
Классификация:
1) по объекту правового регулирования – закрепляющие: МСу в системе народовластия; основы деятельности; полномочияМСУ; гарантииМСУ, ответственность органов МС и должностных лиц, контроль за их деятельностью.
2) По характеру предписаний: управомочивающие; обязывающие; запрещающие.
3) По степени определенности предписаний – императивные и диспозитивные.
4) По территории действия – федеральными, субъекта, местными.
5) По источникам
6) Материально-правовые и процессуальные.
Правовой институт в МП представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений.
Муниципально-правовые отношения (понятие, структура, содержание, субъекты)
Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-ти МСУв городских, сельских поселениях и другихМО.
Субъекты:
1) Особым субъектом МП является МО – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осущ-сяМСУ, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органыМСУ.
2) Субъекты мун-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения по вопросам мест. значения.
3) Субъекты мун-правовых отношений, которые содействуют осущ-ию МСУ, взаимодействуют с субъектами мун-правовых отн-ий, наделенными полномочиями по решению вопросов мест. значения, по различным аспектам своей деят-сти, затрагивающей права и интересы МО: органы территориального общественного СУ, ассоциации и союзы МО, гос. органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.
1) отн-ия, связанные с организацией МСУения;
2) отношения, характеризующие мун.деят-сть по непосредственному жизнеобеспечению населения МО;
3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос.полномочий.
В зависимости от субъектов:
1) Отношения, в которых одной из сторон выступает МО,
2) Отношения, в которых, одном из субъектов выступает население МО,
3) Отношения, в которых одной из сторон явл-ся орган или должностное лицо МСУ.
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.
Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.
Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.
Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.
В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:
местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);
основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);
предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;
ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
По характеру предписаний они делятся на:
управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);
обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);
запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.
По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.
Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.
Муниципально-правовая норма - норма, регулирующая общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.
Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.
Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.
Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники - субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.
Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются: население муниципального образования; граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.
§ 5. Место муниципального права в правовой системе рф
Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.
Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.
Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.
Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права ; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права ; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом ; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.
Муниципальное право как отрасль права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм. Норма права - это наименьшая основная единица отрасли права. Нормы группируются в правовые институты, а правовые институты составляют отрасль права.
Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.
Традиционная структура правовой нормы включает гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза указывает, какие предпосылки необходимы для реализации нормы. Без наличия условий, предусмотренных гипотезой, на стороны не могут возлагаться обязанности, предусмотренные диспозицией, а, следовательно, за их неисполнение не могут налагаться санкции.
Диспозиция, которая содержит непосредственные права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений, является основной составляющей правовой нормы, но имеет смысл постольку, поскольку в наличии условия ее реализации, предусмотренные гипотезой.
Санкция содержит негативные последствия нарушения, предусмотренные диспозицией прав и обязанностей субъектов. Последствия нарушения диспозиции всегда негативны для субъекта и связаны с определенными лишениями.
Муниципально-правовые нормы могут состоять из одной диспозиции, или из гипотезы и диспозиции, или из гипотезы, диспозиции и санкции. Далеко не всегда все эти составляющие нормы права группируются в одной статье нормативно-правового акта. Нередко гипотеза содержится в общих положениях нормативно-правового акта, а диспозиция - в специальных статьях, посвященных регулированию отдельного правового института. Санкция может вообще отсутствовать в части муниципального права, но предусматривается уголовным или административным законодательством, в этом смысле муниципальное право во многом лишено деликтной составляющей, что следует признать правильным.
По-разному соотносятся между собой норма муниципального права и статья нормативно-правового акта. Возможна ситуация, когда норма права и статья совпадают, но в большинстве случаев статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права либо одна норма права содержится сразу в нескольких статьях.
Большое значение имеет классификация муниципально-правовых норм .
a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:
местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);
основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);
предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;
ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;
b) по характеру предписаний :
управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);
обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);
запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).
c) по степени определенности (категоричности) предписаний :
диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
d) по территории действия :
общие – на всей территории России;
региональные – в масштабе субъекта Федерации;
локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.
e) по содержанию:
материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений); процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).
В зависимости от срока действия выделяют постоянные и временные нормы. В зависимости от уровня правового регулирования выделяют конституционные нормы, нормы законодательных актов, подзаконные нормы
Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.
Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.
Система мп. Фадеев определяет систему мп как объединение м-п норм в м-п институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Мп как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной.
К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие м-п институты:
- Правовые основы мсу. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня.
- Территориальные основы мсу. При характеристике территориальных основ мсу следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов РФ и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации мо, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем требуется учет мнения населения.
- Организационные основы мсу – совокупность норм, регулирующих реализацию прав граждан на мсу через формы непосредственного народовластия, органы мсу и иные выборные органы.
- Финансово-эк. основы мсу. При характеристике называют такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, налоги и сборы, внебюджетные фонды.
- Ответственность органов мсу и должностных лиц. Различают ответственность перед населением, физ. и юрлицами, государством.
- Гарантии мсу. Это совокупность приемов, средств или способов реализации права на мсу (социальные, экономические, политические, юридические).
К Особенной части относятся нормы, регулирующие полномочия органов мсу и их должностных лиц. Полномочия по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам мсу. Выделяют полномочия по управлению мун. хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; по обеспечению законности и правопорядка.
К Специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации мсу в отдельных регионах, на определенных территориях. Например, особенности организации мсу в городах федерального значения – Москве и Санкт – Петербурге; в закрытых административно-территориальных образованиях; в наукоградах, на приграничных территориях.
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В своей совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.
Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.
Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены «по двум адресам». Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.
В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, усвоения их содержания производится классификация норм муниципального права по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления); основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы); полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.
По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;
запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные идиспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России) нормами, территория действия которых ограничивается территорией конкретного субъекта Российской Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.
По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, они могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, а также в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть норм муниципального права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. К этим актам относятся уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования.
Кроме того, нормы муниципального права могут быть поделены на нормыматериально-правовые ипроцессуальные. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
Классификация норм муниципального права возможнанетолько по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.
Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.
Системой муниципального права охватываются его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. В системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально. При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права. Собственно муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части. Общая часть - совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. Особенная часть - совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.
Общую часть составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, те, что закрепляют назначение местного самоуправления в обществе, цели, принципы, гарантии местного самоуправления, дефинитивные нормы общеотраслевого значения (муниципальное образование, органы местного самоуправления и т.д.).
Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на два блока. Первый объединяет нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений, второй - нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении местного самоуправления на добровольных началах. Первый блок включает следующие институты: территориальной организации местного самоуправления; статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления; непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти. Второй блок включает институт общественного территориального самоуправления.
В названных институтах выделяются субинституты (подинституты). Так, институт статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления подразделяется на нормы, определяющие статус и порядок деятельности представительных, исполнительных, контрольных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, муниципальных избирательных комиссий. При дальнейшем дроблении обособляются группы норм о статусе депутатов, должностных лиц представительных органов местного самоуправления, должностных лиц иных органов, статусе и порядке принятия муниципальных правовых актов и др. Институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления включает институт муниципальных выборов, местных референдумов, правотворческих инициатив. В институте общественного территориального самоуправления выделяются нормы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных органов территориального общественного самоуправления, порядок консультативных голосований и т.п.
Существуют и иные взгляды на систему муниципального права <*>. Так, С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов Федерации <**>. Е.С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, к особенной части - нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.д.
Не все авторы считают возможным выделять в муниципальном праве общую и особенную части. Таков, например, подход О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью
Делаются попытки выделить в муниципальном праве городское, сельское муниципальное право. Если принимать данный подход, то необходимо выделить еще и районное муниципальное право.