Жалоба на судью. Как пожаловаться на судью

Кому жаловаться на мирового судью? Вопрос серьезный, требующий весьма детального изучения. У вас есть возможность защитить свои интересы при формировании жалобы председателю суда или же квалификационную коллегию. В данной статье мы расскажем вам, как именно нужно действовать, чтобы защитить свои права от беспредела мировых судей. В принципе, очень редко возникают ситуации, когда в действительности приходится жаловаться на судью. Но, вы должны понимать, что такие права у вас есть, и в случае необходимости, у вас есть прекрасная возможность произвести ряд манипуляций, которые помогут защитить свои интересы.

Кому можно жаловаться на мирового судью?

  1. В первую очередь нужно подать заявление в виде жалобу председателю районного суда. Обратим ваше внимание на то, что в данном случае, председатель может вынести своеобразное замечание или же передать дело на рассмотрение судебной коллегии;
  2. Обязательно нужно подавать заявление квалификационной судебной коллегии, которая является единственной инстанцией, которая в действительности имеет законные основания воздействовать на мировых, районных, областных и пр.судей;
  3. Можно подать заявление в высшую квалификационную коллегию Верховного суда. В данном случае, очень важно, чтобы ваше заявление было составлено правильно с указанием на все доказательства, а также на проведенные служебные расследования (если таковые имеются). Тут лучше всего обратиться к опытному юристу, который сможет все действия произвести правильно и рационально;
  4. Также есть перспектива отправить жалобу президенту страны. С появлением интернет ресурсов, которые являются представительским аспектом деятельности коллегий, судов и президента, у вас появился прекрасный шанс удаленно отправлять заявления, жалобы и другие документы.

Перспективы жалоб на мирового судью

В принципе, мировой судья не подчиняется председателю районного суда, тем не менее, районный суд является определенной контролирующей инстанцией, именно по этой причине, жалобу можно писать и туда.

Если существует подозрение на сговор с ГАИ или же на коррупцию, то вы смело можете подавать заявление в генеральную прокуратуру. Но, чаще всего, такие заявления не находят отклика, так как очень трудно доказать ваши подозрения.

Многие жалобы вовсе не имеют никаких негативных последствий для мирового судьи, но вы должны понимать, что при назначении на новую должность или же при повышении, количество жалоб в обязательном порядке учитывается, что может стать негативным аспектом для мирового судьи. Если же речь идет о работнике аппарата суда, который не справляется с поставленными задачами, то в данном случае в первую очередь обращаться с жалобой нужно именно к мировому судье, а после, действовать по ранее описанной схеме.


Как отозвать доверенность на представление интересов? Такая доверенность выдается на основании личных желаний человека, который передает определенные права другому лицу....


Что такое суд первой инстанции? Это судебный орган государственной власти, который имеет право рассматривать определенные дела, которые попадают под его юрисдикцию. Данные суды...


Судебные приставы бездействуют что делать? Естественно нужно реагировать на такое бездействие и писать жалобу. Но, действовать нужно правильно и слаженно, чтобы получить...


Как рассчитывается госпошлина в суд? Государственная пошлина является необходимым элементом взаимодействия с судом. Если вы не оплатите пошлину при обращении в суд, никто не...

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Обращение гражданина в суд чаще всего происходит в ситуациях, когда каким-либо образом были нарушены его законные права и интересы. Однако в отдельных случаях нарушение прав может произойти и в ходе судебного разбирательства, по причине несоблюдения законодательства самим судьей. В этом случае тот участник процесса, чьи права были при этом нарушены, имеет право обжаловать его действия, для чего составляется и подается в суд специальный документ - жалоба на судью. Правила и основания для его составления стоит рассмотреть подробно.

Ситуации, когда может понадобиться жалоба

Если говорить обобщенно, то основанием для обжалования действий судьи является нарушение им норм действующего законодательства (в частности, процессуального или материального), вследствие чего произошло ущемление законных прав и интересов одного из участников судебного процесса. Более конкретные основания для этого могут быть следующими:

  • несоблюдение сроков разрешения судебного спора (данный срок не может быть более двух месяцев);
  • игнорирование судьей ходатайств, которые подаются одной из сторон спора (или же их законными представителями);
  • искажение хода судебного заседания в судебных протоколах;
  • некорректное поведение судьи;
  • игнорирование просьбы от одной из сторон в приобщении к делу доказательств, которые у него имеются;
  • наличие подозрений в предвзятости судьи или его пристрастности;
  • необоснованное препятствование в возможности высказаться и т. п.

На практике нарушений может быть множество, поскольку осуществление судебного процесса включает в себя большое разнообразие процедур и требований. В каждом из этих случаев гражданин, чьи интересы были вследствие судебных действий нарушены, имеет право подать на него официальную жалобу, которая обязательно должна быть принята во внимание и рассмотрена уполномоченными лицами. Вопрос относительно того, куда пожаловаться на судью, будет рассмотрен далее.

Правила составления жалобы и подачи

Многие граждане не видят четкой разницы между такими документами, как апелляция по решению судьи и жалоба на его действия, отождествляя их между собой. Однако эти документы абсолютно разные и подаются по различным основаниям и в соответствии с индивидуальными процедурами. Так, в отличие от апелляции, подавать которую необходимо в суды вышестоящей инстанции, субъектами и органами для обращения с жалобой являются:

  • председатель суда;
  • квалификационная коллегия судей;
  • прокуратура.

Наиболее распространенными вариантами являются первые два, поскольку именно председатель и коллегия имеют право напрямую влиять на судью. Что касается прокуратуры, то у ее представителей полномочия более ограниченные, однако в отдельных случаях жалоба может быть подана и в этот орган. Ярким примером этого является ситуация, когда имеются подозрения или даже неопровержимые доказательства факта коррупции со стороны судьи. Рассмотрение такого рода нарушений как раз и входит в компетенцию прокуратуры.

Если речь идет о процессуальных нарушениях, перечисленных выше, то обращаться лучше всего к председателю суда. При этом не имеет значения, где именно происходит рассмотрение дела - это может быть как районный суд, так и апелляционный или мировой. Однако стоит учесть, что подать жалобу может только один из участников судебного разбирательства (то есть истец или ответчик), права которого были нарушены, или же его законный представитель. Чаще всего инициатором жалобы становится адвокат одной из сторон, который хорошо знает нормы законодательства (в том числе и процессуального) и поэтому без проблем может выявить имеющиеся нарушения.

Чтобы знать, как написать жалобу на судью на имя председателя правильно, стоит рассмотреть основные правила ее составления:

  • правый верхний угол - стандартная для многих документов такого рода шапка, в которой указывается ФИО председателя, адрес суда, ФИО заявителя и его процессуальное положение;
  • в основной части жалобы нужно как можно более подробно изложить все обстоятельства дела и конкретные ошибки, допущенные судьей в ходе процесса (при этом очень желательно делать ссылки на конкретные положения законодательных документов и нормы права, которые были нарушены);
  • далее гражданин может потребовать от председателя принятия каких-либо мер (например, отстранения судьи от рассмотрения данного дела, ускорение судебного разбирательства и т. п.).

В конце жалобы заявитель ставит дату ее составления и свою подпись, после чего документ может быть подан в соответствующий орган. Сделать это можно как лично, путем посещения суда и встречи с председателем, так и по почте (при этом письмо должно быть обязательно отправлено с уведомлением о вручении).

В том случае, если в действиях судьи действительно присутствовали весомые нарушения закона, председатель должен принять по отношению к нему меры дисциплинарного взыскания. В зависимости от серьезности ситуации его могут как просто наказать выговором, так и отстранить от рассмотрения конкретного дела, передав его другому судье. Однако чтобы добиться этого, гражданину необходимо доказать, что нарушения действительно были допущены и привели к нарушению его законных прав. Как правило, шансы на успех в этом случае значительно возрастают при наличии у него грамотного адвоката.

Вчера, 01 августа 2018 г., суд в рамках гражданского процесса (по ходатайству ответчика) вынес определение о проведении судебной товароведческой экспертизы, в котором перечислил ряд вопросов для эксперта. Один из вопросов, поставленных судом перед...

Куда писать жалобу на судью апелляционного суда Санкт-Петербурга?

Куда и на чье имя писать жалобу на судью апелляционного суда Санкт-Петербурга? Судья не обоснованно отклонила все мои письменные ходатайства в том числе и на проведение судмедэкспертизы.

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

424 юриста готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Каков срок подачи жалобы на судью районного суда в ККС с момента вынесения решения?

Есть более 10 нарушений судьи при проведении судебного процесса, например: -Нарушение сроков рассмотрения (вместо 2 мес до закону дело рассматривалось 9 мес); -Судья принял и присоединил иск от СНТ по оспариванию действий государственных органов...

Все услуги юристов в Москве

Как подать апелляционную жалобу и жалобу на судью?

2 предварительных и суд записывала на диктофон. Подача документов зафиксирована. Судья один из них зачитал и принял. На суде судья и ответчик потеряли его одновременно, как сговорились. Хорошо, что с собой он был и была 1 копия. Приняли типа нужно...

Кому адресовать жалобу на определение судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судебной коллегией

Получили определение судьи ВС РФ по арбитражному делу об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегией. КОМУ адресуем жалобу - Председателю ВС РФ или его заместителю? Уплачиваем ли госпошлину? В каком...

Жалоба на судью

Маму осудили по 159.4 на 9 лет судом аппеляционной инстаници. Женщина пенсионерка ни разу не привликалась даже к административной ответственности, вдова боего генерала, есть много подтвержденных заболеваний. Очень не приятен факт, судья из трех...

Считается ли жалоба принятой, если судья поставил на ней только свою подпись?

Здравствуйте господа юристы. Сегодня подавал жалобу на постановление мирового судьи. Послал почтой и на адрес мирового судьи и почтой на адрес районного суда. Затем пошёл вручать жалобу лично в канцелярию мирового суда. В канцелярии отказали в...

Как написать жалобу, если отказали в лишении родительских прав горе-папаше?

Добрый день, уважаемые юристы. Мне отказал суд по лишению род.прав. Горе папаша 10 лет не видел ребенка, не платил алименты в полном размере, имеется долг по алиментам в размере 800 000 и неустойку, взысканную по решению суда в размере 2 900 000....

28 Ноября 2016, 15:34, вопрос №1455681 Татьяна, г. Нижний Новгород

Каков порядок обжалования вынесенного судьей определения?

Здравствуйте.вот такой вопрос.судья отказал мне в рассрочке.какое обжалования я могу подать на определения суда? и платная это процедура?

Как обжаловать определение суда о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя застройщика?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как нам правильно подать апелляционную жалобу на определение районного суда о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в суд высшей инстанции. У нас был суд по гражданскому делу о признании...

Жалоба председателю суда в какой срок

В какой срок в гражданском процессе после оглашения резолютивной части (решение суда не получено) можно подать жалобу на действия судьи по процессу рассмотрения иска Спасибо.

Частная жалоба на определение суда оставлена без движения

частная жалоба на определение суда оставлена без движения на срок до 15.11 включительно, суд предложил устранить отмеченные недостатки (жалоба была подана в электронном виде без подписи) Частная жалоба по почте была отправлена 12.11, если она не...

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Действия и поведение судьи должны быть законными и добросовестными. Согласно п. 1 и 2 раз.3 ст. 11 «Кодекса судебной этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) компетентность и добросовестность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей по осуществлению правосудия. Следовательно, судья должен добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности.

В «Кодексе судебной этики» указано, что судья в своей профессиональной деятельности и вне службы обязан соблюдать общепринятые нормы морали и нравственности, руководствоваться законом РФ и неукоснительно следовать присяге судьи. На сегодняшний день основным органом, обладающий полномочиями по привлечению судьи к дисциплинарной ответственности, является Квалификационная коллегия судей субъектов РФ (далее - ККС СРФ), а также Высшая квалификационная коллегия судьей РФ (далее - ВККС РФ), чья деятельность регламентирована в ФЗ от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 30-ФЗ).

Согласно пп 8 п. 2 ст 17 и п. 1 ст 19 ФЗ № 30-ФЗ квалификационные коллегии налагают дисциплинарные взыскания на судей любых судов, кроме судьей Конституционного суда. ВКСС проверяет поведение судей Вверховного суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ, а также председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а КСС — всех остальных судей. Жалобу же на действия судьи Конституционного суда РФ необходимо подавать непосредственно в Конституционный суд РФ.

ККС рассматривает дела о привлечении судьи к ответственности ввиду несоблюдения им Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и «Кодекса судейской этики». Пожаловаться можно на действие (бездействие), как при исполнении служебных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности. Причем проступком считается не только нарушение норм названного закона и положений Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при осуществлении правосудия.

Под действиями судьи, попадающими под понятие дисциплинарного проступка не стоит воспринимать выраженное им при осуществлении правосудия мнение или принятое судом решение. Это является формой процессуальных действий, незаконность которых, в случае обжалования, может быть установлено вышестоящим судом, и соответственно не подлежит рассмотрению ККС. Необходимо понимать существующее различие между незаконными процессуальными действиями и некорректное поведением судьи.

Процессуальные действия должны иметь какую-либо процессуальную форму, например, судебный акт или запись в протоколе для возможности обжалования их в вышестоящей инстанции. При этом некорректное поведение в первую очередь относится к нарушению нравственно-этических требований, например, нетерпимое, грубое, нетактичное и неуважительное отношение к участникам судебного разбирательства, проявление предубеждений расового, полового, религиозного или национального характера. разглашение информации, полученной при исполнении своих обязанностей и т.д (ст. 4 Гл. 2 Кодекс судебной этики).

К судьям могут быть применены два вида дисциплинарной ответственности: 1) замечание или предупреждение; 2) досрочное прекращение полномочий.
Жалобу на действия судьи гражданин может подавать в Квалификационную коллегию как самостоятельно, так и через председателя того суда, в котором служит судья, чьи действия подлежат оспариванию. Квалификационная коллегия судей может рассмотреть ее самостоятельно либо направить для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда. В большинстве случаев жалоба направляется для проверки непосредственно председателю суда, в котором служит судья, с целью сокращения срока ее разрешения.

Если у гражданина есть претензии к судье по организационным вопросам работы, то лучше обратиться к председателю данного суда, так как председатель организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка и контролирует их выполнение, а также распределяет обязанности между заместителями председателя и между судьями.
Однако если у гражданина есть претензии к судье по организационным вопросам работы, то лучше сразу обратиться к председателю данного суда, так как председатель организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка и контролирует их выполнение, а также распределяет обязанности между заместителями председателя и между судьями.

Любое решение ККС СРФ либо ВККС РФ можно обжаловать в специализированный судебный орган — дисциплинарное судебное присутствие. Стоит отметить, что поступившая жалоба должна быть рассмотрена ККС СРФ не позднее 1 месяца, ВККС РФ не позднее 3 месяцев (ст. 25 Закона №30-ФЗ), а дисциплинарным судебным присутствием не позднее 2 месяцев со дня их получения (п. 3 ст. 7 Закона №4-ФКЗ от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).

Заявителю при подаче жалобы необходимо указать:
1. Личные данные: ФИО, место жительства (при отсутствии таковых данных жалоба будет признана анонимной и, следовательно, не будет рассмотрена);
2. Указать ФИО судьи, чьи действия подлежат обжалованию;
3. В рамках деятельности какого суда судья осуществляет свою деятельность;
4. Подробно и обоснованно описать суть претензий к данному судье.

Жалоба будет отклонена, если не будут указаны вышеупомянутые требования, а также в случае:
1. Обжалования судебного акта;
2. Наличия в ней (в жалобе) нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз;
3. Если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов;
4. Если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.
5. Отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;

Жалобу необходимо направлять через экспедицию суда, в котором работает судья, либо непосредственно в ККС по почте. Председатель суда и ККС обязаны реагировать на такие обращения и, соответственно, ставить вопрос о привлечении того или иного лица к ответственности в случае наличия состава дисциплинарного проступка в действиях судьи. Процедура непроцессуального привлечения к ответственности судей закреплена в законодательстве и не требует материальных затрат в виде оплаты государственной пошлины, либо иных взносов.