Принципы и функции права. Курсовая работа: Понятие, принципы и функции права

В современных юридических системах важнейшую роль играют функции и принципы права. Их происхождение во многом связано с результатами разнообразных научных изысканий, с поиском теоретических подходов к определению их сущности. Огромное значение имеет и изучение перспектив их практического выражения в виде нормативных актов. Какова специфика функций и принципов права, определяемая российскими юристами? Как соотносятся эти два термина?

Определение принципов права

Принципы и функции права - значимые юридические категории как с научной, так и с практической точки зрения. Рассмотрим сущность первого явления. Согласно распространенной трактовке, принципы права - это некие руководящие начала (как правило, представленные в нормативном виде), которые характеризуют процесс его создания и содержания. Рассматриваемая юридическая категория важна с точки зрения качества государственного управления и развития любого общества. В принципах, о которых идет речь, отражается специфика модели социального и политического развития страны.

Значимость принципов права

Принципы права лежат в основе выстраивания любого современного демократического государства, структуры его органов, становящихся субъектами политического управления. Руководствуясь принципами, о которых идет речь, власти обеспечивают реализацию широкого круга прав граждан, а также контролируют выполнение тех или иных юридически обоснованных предписаний.

Принципы права коррелируют со всеми законами, принимаемыми в государстве - от Конституции (если говорить о российской юридической модели) до локальных нормативных актов. Фиксироваться они могут, таким образом, в самых разных источниках, которые, однако, могут находиться в некоторой субординации.

Принципы права и их свойства

Согласно одной из распространенных теоретических концепций в сфере юриспруденции, принципы права могут характеризоваться рядом свойств. Рассмотрим их.

Самое главное свойство, характерное для принципов права - основополагающий характер норм. То есть соответствующая юридическая категория определяет активности субъектов в режиме непосредственного регулирования их деятельности.

Важное свойство принципов права - корреляция с особенностями развития конкретной модели социума и государственного устройства. Если в одной стране за основу могут быть взяты одни концепции, то это не значит, что они окажутся совместимыми с реалиями других государств.

Принципы права характеризуются системностью, устойчивостью, а также согласованным механизмом внедрения в законодательство (например, в процессе парламентских слушаний или же через судебный прецедент в тех странах, где соответствующие источники могут выполнять функцию нормативного акта).

Принципы права и их корреляция с функциями

Рассмотрим теперь то, каким образом функции права коррелируют с соответствующими принципами. Каковы точки зрения юристов касательно данной проблематики?

Согласно одной из распространенных концепций, функции права можно классифицировать на две основные группы. Во-первых, это те, которые относятся к общесоциальным. Данные функции права выражают роль законов и норм как основного социального регулятора, делают значимым их для развития общества и государства. В числе основных общесоциальных функций права: экономическая, политическая, культурно-историческая, воспитательная, а также контролирующая.

Во-вторых, система функций права также предполагает наличие специально-юридической их категории. Какие элементы входят в ее структуру? Прежде всего, к специально-юридическим принято относить регулятивную функцию, которая обеспечивает непосредственное правовое воздействие субъекта на объект в рамках предусмотренных законом механизмов. Данная функция считается главной. Хотя точки зрения на этот счет встречаются разные.

К специально-юридическим также относится охранительная функция. Ее суть - обеспечение защиты конструктивных, положительных явлений в общественных коммуникациях и вытеснение из социума негативных элементов правоотношений, а также охрана прав человека в пределах, определенных законом.

Разница может быть условной

Можно отметить, что общие социальные функции права, а также те, что относятся к юридическим, классифицируются в рамках разных категорий достаточно условно. На практике во многих сферах коммуникаций они реализуются одновременно. Более того, сложно выделить какую-то совершенно обособленную группу общественных отношений, которая бы не коррелировала с активностями в другой. Это предопределяет тот факт, что социальные функции права могут в ряде случаев интерпретироваться как юридические в силу, например, общности нормативной базы.

Также существует концепция, предполагающая общность форм для всех функций права вне зависимости от их отнесения к какой-либо из двух отмеченных категорий. Так, реализация функций, о которых идет речь, может осуществляться в информационной, ориентационной, регламентирующей, а также обеспечительной формах.

Функции для принципов

В ряде случаев принципы и функции права допустимо рассматривать в единых контекстах. При этом отождествлять те категории функций, о которых шла речь выше, с формулой соотношения данных понятий не всегда корректно. Дело в том, что принципы права могут характеризоваться собственными функциями. Классифицируются они на два основных типа: внутренние и внешние. Термин «функции права» применительно к соответствующей характеристике принципов употреблять не вполне корректно. Его значение намного шире.

Функции, которые отражают принципы права, юристы делят на две основные категории: внутренние и внешние. К первым относятся те, что предполагают воздействие на юридические нормы с целью обеспечения их стабильности, согласованности, соблюдения логических принципов. Внутренние функции, о которых идет речь, позволяют государству осуществлять регулирование тех или иных правоотношений в рамках единых подходов.

В свою очередь, внешняя группа функций отражает непосредственные механизмы регулирования субъектов правоотношений. Это издание законов и поправок к ним, а также обеспечение работы институтов, ответственных за правоприменительную деятельность.

Ключевые принципы права

Изучив основные функции права как в общем контексте, так и относительно отдельных его аспектов, рассмотрим сущность принципов, о которых мы говорили выше. Современные юристы выделяют следующий их спектр.

Во-первых, это принцип, определяющий приоритет социальной свободы. В современных развитых государствах он считается одним из основополагающих. Его сущность в том, чтобы государство, осуществляя правовое регулирование, предоставляло гражданам полную свободу в аспекте, например, передвижения, выбора профессии, а также равные возможности в пользовании теми или иными социальными привилегиями. В рамках данного принципа функции гражданского права, например, могут выражаться в издании правовых актов, предполагающих свободу договора.

Во-вторых, это принцип, определяющий приоритет социальной справедливости. Во многом он включает в себя не столько правовое, сколько моральное содержание. Он призван обеспечивать соответствие фактической роли человека в обществе занимаемому им социальному положению. В этом смысле функции трудового права, в частности, предполагают, что гражданин может реализовывать себя через работу, карьеру.

В-третьих, это принцип, определяющий приоритет демократических механизмов в ключевых сферах правоотношений. Он отражает себя на уровне законодательства, отвечающего за выстраивание социальных и политических отношений, направленных на формирование институтов власти и представительство интересов народа. Данный принцип важен как в масштабе всего государства, так и на уровне региональных и муниципальных политических систем.

В-четвертых, это принцип, отражающий приоритет гуманизма, который свойственен всем современным юридическим системам. Он предполагает тесную связь с различными ценностями человека, предполагает реализацию права на неприкосновенность и защиту личности, частной жизни, свободу, безопасность, охрану чести и репутации.

В числе иных важнейших принципов права - равенство всех людей перед законом, единство прав и обязанностей граждан и государства, ответственность за осуществляемые действия. Важнейший принцип права - это законность. Он носит наиболее масштабный характер, его влияние можно проследить во всех элементах юридического регулирования правоотношений.

Значимость - в совокупности

Рассмотренные нами принципы права значимы не по отдельности, а в совокупности. Как правило, реализация одного предполагает также задействование другого, часто сразу нескольких. Это предопределяет комплексность принципов права, а также тот факт, что их влияние прослеживается практически в любой сфере правового регулирования. Однако юридические отрасли могут отражать самые разные социальные процессы. И потому те или иные принципы права могут характеризоваться определенной специализацией. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Отраслевая специализация принципов права

Выше мы рассмотрели принципы права, характерные для всех юридических сфер в целом. Однако, в зависимости от той или иной отрасли, выделяются особые принципы, отражающие специфику конкретных типов правоотношений. Во многом они сочетаются с функциями той или иной отрасли права. Рассмотрим некоторые примеры.

Основные функции гражданского права - это создание юридической среды для справедливой реализации правоотношений с участием различных субъектов в статусе физлиц, юрлиц, обеспечение свободы выбора сферы активностей, защита частных интересов и собственности. Данным функциям соответствует ряд принципов. Таких как, например, юридическое равенство, предполагающее, что все субъекты правоотношений имеют одинаковый статус в аспекте их взаимодействия (ни одна из сторон не может обладать властью над другой, диктовать ей свои условия сделки).

Следующий важнейший принцип гражданского права - это свобода договора. Он выражается в двух аспектах: во-первых, субъекты правоотношений вправе определять свои приоритеты на основе собственных представлений и ощущений, а во-вторых, они должны иметь возможность включать в договор любые условия, что прямо не запрещены законом.

Другой важнейший принцип гражданского права отражает многообразие различных форм частной собственности, а также гарантию защиты неприкосновенности соответствующих объектов.

Некоторые юристы выделяют в отдельную категорию принципов совокупность гарантий, характеризующих гражданское право - регулятивных или судебных. Человек или предприятие, заключая сделку, должны быть уверены, что в случае нарушения ее условий другая сторона будет гарантированно ответственной в аспекте компенсации издержек и убытков.

Другие юридические отрасли также предполагают корреляцию между функциями и принципами права. Это может прослеживаться в разных аспектах. Например, функции трудового права предполагают создание юридических механизмов, предопределяющих выстраивание справедливого и прозрачного механизма взаимодействия работодателя и наемного сотрудника, а также условий, в рамках которых человек, не нарушая закона, сможет реализовывать свои таланты и обеспечивать карьерный рост.

Данным функциям соответствуют, в свою очередь, также и принципы трудового права. В числе важнейших - равенство граждан в аспекте возможностей трудоустройства, свобода выбора профессии и типа занятости, конкретного места осуществления трудовой деятельности.

Функции и принципы права: теоретический аспект

Важное значение с точки зрения выработки и законодательного закрепления тех или иных принципов права, а также определения ключевых его функций имеют теоретические исследования, проводимые юристами и экспертами иного профиля, изучающими, в частности, специфику работы политических институтов. Поэтому в современных государствах исключительно важны функции теории государства и права. Каким образом выстраивается взаимосвязь с соответствующими наработками и практикой? Как функции теории государства и права предопределяют качество законотворчества и правоприменительных механизмов?

Все очень логично. В процессе научных изысканий эксперты изучают задачи и функции права, а затем, соотнося их с практическим опытом на примере тех или иных прецедентов в сфере законотворчества или правоприменительной практики, вырабатывают подходы к их последующей реализации в виде нормативных актов. Соответствующие исследования в рамках юридических дисциплин имеют, таким образом, не только научную, но также и практическую ценность - например, в аспекте государственного управления.

Поэтому функции теории права исключительно важны с точки зрения качества проработки законов. К процессу создания тех или иных правовых актов, как правило, подключаются компетентные эксперты различного профиля. Роль юристов среди них важнейшая. Функции государства и права, подробно изученные на уровне науки, вполне способны повысить качество издаваемых законодателем правовых актов. Подобный механизм может стать значимым фактором успешного развития государства и социума.

Обладают принципы права. Понятие и виды данного института представлены ярким многообразием. Подобный феномен существует из-за обилия мнений учёных-правоведов, которые с разных сторон объясняют свою точку зрения.

Определение, уточнение и объяснение

Принципами в любой отрасли, будь она правовой, технической либо иной, называют основополагающие идеи, руководящие положения, благодаря которым выстраивается единая деятельность. Как правило, данный институт не имеет чётких границ, но каждая норма законодательства так или иначе отражает главную мысль.

Закономерности и общие нормы выражают принципы права. Понятие, признаки, виды - всё отражается в той норме, которая закрепляет определённую идею. Часто можно встретить руководящие начала, которые не находят прямого отражения в законе, однако их смысл понятен исходя из других статей НПА. Созданы для упорядочения норм и принципы уголовного, финансового, налогового, и принципы гражданского права. Понятие, виды данного института зависят от той отрасли, к которой они принадлежат. Ядро любой идеи составляет сущность и направленность конкретной правовой системы.

О характеристиках

Как и многие институты в юриспруденции, особенными признаками характеризуются принципы и значение складываются в первую очередь исходя из основополагающих характеристик. Итак, судить о том, что перед вами представлены главенствующие положения, стоит по следующим признакам:

  1. Являют собой требования.
  2. Ярко выражают сущность отрасли. В НПА можно встретить те нормы, которые в других направлениях никогда не появятся. Например, уголовное и налоговое право отличают благодаря качественно отличным друг от друга принципам.
  3. Регулируют существующие в реальной жизни отношения.
  4. Стабильны и, как правило, неизменны.
  5. Составляют каркас правовой системы.
  6. Детализированы и раздроблены в законодательных нормах.

Способы изложения

Специфической формой обладают принципы права. Понятие, виды, содержание зависят от способа их изложения. Всего в юриспруденции существует 2 метода изложения:

  • Текстуальный, когда идея закреплена в правовом документе и каждый может с ней ознакомиться. Такие статьи в большинстве случаев объединяются в определённые главы, которые так и называются «Принципы».
  • Смысловой способ подразумевает уяснение определённой идеи путём анализа системы правовых актов и статей. Данный способ часто сталкивается с такой проблемой, как разрозненность толкования.

О видах

Основополагающей внутренней категорией является классификация, в соответствии с которой по определённым основаниям делятся все принципы права. Понятие и виды каждой нормы зависят от содержания статьи и конкретной отрасли.

Существует четыре масштабных разделения:

  • общеправовые - обобщённые положения, которые характерны для российской правовой системы в целом;
  • межотраслевые - могут встречаться в нескольких правовых системах, например в налоговой и финансовой отрасли;
  • отраслевые, несложно догадаться, что руководящие положения характерны исключительно для системы норм определённой направленности;
  • принципы правового института; каждая отрасль включает в свою структуру определённые институты, для которых существуют свои руководящие идеи.

Самые яркие идеи

Как известно, основой формирования всего российского законодательства является конституционное право. В Конституции отражаются путём смыслового и текстового способа изложения основные принципы права. Понятие, виды, значение, конечно, не раскрываются, однако именно благодаря их закреплению в Главном законе государства, правоведы сформировали прочную систему знаний.

Принцип законности обладает некоторым приоритетом перед иными основополагающими идеями, так как создаёт единую правовую систему государства. Любая правовая отрасль в первую очередь закрепляет принцип законности, а уж затем формирует отраслевые положения.

Принцип справедливости выражает социальную направленность каждой правовой нормы. Данная идея говорит о том, что право создано для того, чтобы удовлетворять интересы общества. Так, между каждым человеком и государством существует определённая взаимосвязь. С одной стороны, граждане обязаны соблюдать законы, а с другой, правовые нормы установлены в интересах всего общества.

Приоритет прав человека отражают все принципы права. Понятие и виды здесь играют меньшее значение, так как нормы ни в коем случае не должны нарушать как естественный, так и позитивный статус гражданина. Права человека непреложны. Это руководящее начало образует ядро правовой системы России.

Основные направления деятельности

Для поставленных целей создаются принципы и понятие и виды, его институты и подинституты. А их реализация зависит от основных направлений деятельности, от поставленных задач и механизма их выполнения. В совокупности всё вышеизложенное образует следующие :

  1. Регулятивная.
  2. Динамическая.
  3. Охранительная.
  4. Оценочная.

Чуть-чуть подробнее о функциях

В совокупности позволяют достичь поставленных перед принципами права задач. В целях эффективного их использования важно чётко знать, для чего необходима каждая из функций.

Регулятивная обеспечивает стабильность общественных отношений. Она позволяет создать единый механизм реализации прав и свобод граждан, утвердить значимые положения, предусмотреть ответственность за совершение правонарушения.

Динамическая функция выступает в качестве модулятора поведения. Для того чтобы соблюдать нормы права, человек должен вести себя определённым образом. Как правило, правовая динамика реализуется с помощью обязывающих норм. Яркими примерами являются императивные статьи о необходимости уплаты налогов, воинской обязанности либо выполнении договорных обязательств.

Охранительная функция направлена на обеспечение социальной регуляции правовой системы. Так, посредством данного направления деятельности граждане выполняют правовые нормы независимо от их внутреннего убеждения. Реализация функции возможна только при фактическом нарушении норм законодательства. Косвенным образом она воздействует на общество путём общей превенции.

Позитивная или негативная ответственность воплощаются в реальные общественные отношения благодаря оценочной функции, которая вытекает из соблюдения/нарушения норм.

Значение принципов права

Ни одна система в обществе не создаётся просто так. Все правовые принципы были придуманы в целях:

  • Обеспечения стабильного и устойчивого порядка отношений в обществе.
  • Обеспечения свободы человека и устранение страха перед властными органами во всех сферах деятельности.
  • Защищённости, чувства безопасности.
  • Формирования гражданского общества.

Последняя категория была отражена в Конституции России в далёком 1993 году. Одной из целей государства является формирование гражданского общества, а принципы права во многом содействуют данной цели, регулируя определённые группы общественных отношений.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Признаки права . В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками: 1. Общеобязательность Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь.

2. Формальная определенность Правовые нормы представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей. Только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм.

3. Системность Все правовые нормы логически взаимосвязаны и соподчинены, они выте­кают друг из друга, образуя целостную систему, называемую сис­темой законодательства. 4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства Если правовая норма не исполняется добровольно, государство принимает необходимые меры для их во­площения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.).

5. Многократность применения. Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

6. Справедливость содержания юридических норм . Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе - в этом заключается его главное предназна­чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли­вости" - гласит известное римское изречение.

7. Нормативность. Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, адресованных неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуа­цию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адре­сатов правовых норм может быть различен: например, норма Кон­ституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст­вам, касается всех, находящихся на территории России, а конститу­ционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей.

Функции права связаны с функциями государства, это основные направления его воздей­ствия на общественные отношения, на поведение людей: эко­номическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. Социальное назначение права проявляется в его фун­кциях. Функции права - это основные направления пра­вового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущ­ностью и социальным назначением права в жизни общества. В извест­ной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называ­емые социальные функции права (политическую, экономичес­кую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделя­ют регулятивную и охранительную функции права.

Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организа­ции общественных отношений, в координации социальных взаи­мосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновиднос­ти (подфункции) - регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, институтам полити­ческих прав и свобод граждан, отчетливо выра­жена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданско­го, административного, трудового права, опосредующих хозяй­ственные процессы в экономике, и других сферах. Регулятивная функция права - это обусловленное социальным назначением на­правление правового воздействия, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права - это обусловленное соци­альным назначением направление правового воздействия, наце­ленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономичес­ких, политических, национальных, личных отношений, их непри­косновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права :

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4) системность;

5) устойчивость;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

Принципы и функции права

Введение

Тема права очень актуальна в наши дни, так как знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для соблюдения всеми членами общества. Оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

Актуальность этой темы обуславливается тем, что всегда важно понимать характеристику предмета, его значение и суть. Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания.

С помощью выяснения признаков и функций права, можно понять социальное назначение права.

Тема работы актуальна также и потому, что в общенаучном смысле принцип (от латинского - principium) - это исходная руководящая идея, лежащая в основе всякой организации, деятельности, права как социальной реальности, отрасли знания и т.д. Во всех этих областях существует и действует не один, а целая система принципов.

В юридической литературе существует множество определений понятия «принципы права».

Принципы права имеют ряд признаков. Во-первых, они имеют объективно-субъективный характер. Во-вторых, всегда выражены в правовых нормах.

Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов.

Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принципами права.

В-третьих, принципы права являются руководящими положениями, фундаментальными идеями, исходными положениями, основополагающими идеями, фундаментальными положениями.

Принципиальных отличий между этими характеристиками, думается, нет. Необходимо лишь отметить, что принципы права являются основными и наиболее общими положениями, так как они отражают сущность и природу права, его наиболее важные черты и распространяются на все или значительную часть норм той или иной правовой системы.

Принципы права являются в то же время руководящими положениями. Ими следует руководствоваться при осмыслении и применении других норм и при решении вопросов, недостаточно урегулированных законом. Они также определяют общую направленность правового регулирования общественных отношений. И в этом их основное отличие от норм права, которые в основном регулируют конкретные вопросы.

Таким образом, права - это основные, наиболее общие, руководящие идеи, положения, начала, закрепленные в нормах права, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, имеющие объективно-субъективный характер.

Актуальность моего исследования определила цель работы:

Целью данной курсовой работы является раскрытие современных взглядов на принципы и функции права.

Для достижения этой цели нам надо:

Рассмотреть понятия принципов и функций права;

Охарактеризовать системы права;

Изучить проблемы принципов и функций права.

Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания.

Рассмотрим же само понятие права, его принципы и функции.

1. Понятие и признаки права

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Итак, перед нами стоит задача - за многообразием правовых и будто бы правовых явлений, лежащих на поверхности общественной жизни, вскрыть то, что представляет собой действительное право, определить те его качества и свойства, которые отличают, отличали и будут отличать право от иных образований человеческого общества, планетарной цивилизации. Имея в виду самые различные формы существования, бытия права как определенной тотальности, нетрудно убедиться в том, что самой непосредственной данностью обладает естественное для социальной природы человека право - его основные права и свободы от рождения. Человек рождается свободным и равным другому человеку. В этом смысле право есть одно из важнейших качеств и свойств свободной личности. Человек как личность не только включен в определенные связи с другими людьми, но и непременно выделяет себя, свое «я» из общества, в котором существует (из рода, племени, народа и т.п.). Без общества нет человека, но пока он (да и каждый индивид) не самоопределится, перед нами - первобытное стадо, а не социум. Становление цивилизации предполагает формирование свободной личности, что означает, помимо всего остального, осознание индивидом своей социальной ценности, своей способности мыслить и действовать самостоятельно, раскрывая при этом своеобразие своего индивидуального таланта, своих природой данных творческих наклонностей. Смысл существования личности - реализация собственного «я» (независимо от того, получаем ли мы этот индивидуальный дар от Бога, от генов, от условий жизни поколений и т.п.). Общество развивалось и развивается именно потому, что оно - не животное сообщество, уничтожающее особей, его составляющих, а коллектив людей, в котором развивается свободная личность, реализуя свои способности и таланты. Свобода индивида - предпосылка свободного общества. Сообщество людей, в котором подавлена личность, нет творческой индивидуальности, нет никакой возможности индивиду нанести на условия жизни социума свой отпечаток, - это обреченное, стагнирующее, загнивающее общество, остающееся на обочине цивилизации и культуры. Подобное сообщество (племя, народ, этнос) умирает, если только не сумеет возродиться. Вся история человечества есть в этом смысле не что иное, как ступени завоевания людьми социальной свободы. Важнейший критерий цивилизованности - человек и его свобода, степень развития и реализации его таланта, становления свободной личности (1).

Рассматривая право как социальное свойство человека, его связывают с необходимой для человека свободой. Право призвано обеспечить свободу, без которой не может формироваться и развиваться личность, а в государстве нет свободы, если власть не ограничена правом. Высшая ценность общества - свобода человека, его честь и достоинство. Но свобода индивида не безгранична и не самостийна. Речь идет о той возможности и необходимости социальной свободы, которая предопределена целым рядом факторов духовности, нравственности, культуры, экономики. Право и есть сфера свободы, общественное признание возможности выбора, самостоятельности действия, в то время как само качество выбора, содержание свободной и созидательной деятельности определяется факторами духовно-нравственного, культурного и материального порядка. Свобода в этом плане не самодостаточна и лишь примитивно может быть понята как вседозволенность и как свобода от ответственности человека за свой выбор, за свои поступки. Человек ответствен за свой свободный выбор перед собой, перед своей совестью, перед своими моральными устоями, может быть (если он религиозен), перед Богом. Он не только ответственен перед своим миром убеждений, воззрений, чувств, но и отвечает перед другими людьми, перед обществом. Он должен поступать так, чтобы его поступок был приемлем в его сознании, как такой же поступок другого человека по отношению к нему. Вот почему право не есть просто область свободы, право - масштаб свободы, т.е. свобода в определенных границах. Безграничная свобода каждого была бы лишь анархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своей свободой. Но понимания права как масштаба свободы недостаточно. В праве речь идет о формально равном и относительно справедливом масштабе свободы суверенного (самостоятельного) человека, гарантирующем не только творческую инициативу, но и безопасность, не только выбор, но и ответственность за осуществленный свободный выбор поступка. В свободе, равенстве, справедливости, ответственности в равной мере для каждого человека заключается глубинный смысл права как общечеловеческой ценности, соответствующей самой природе личности, без которой нет и не может быть цивилизованного общества(1).

Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:

а) нормативный;

б) социологический;

в) философский.

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, «вольного» обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие - нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Право - единая система норм, обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении слова - это система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле понятие права охватывает правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

2. Функции права

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

В науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры в основном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права. Иногда «вспыхивают» дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями, к примеру, задачами права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения на функции права - даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции.

Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения (1). Подобный подход к понятию функции права, предложенный Т.Н. Радько, синтезирует, в сущности, взгляды ученых, которые данную категорию сводят к одному из вышеуказанных компонентов. Так, некоторые авторы при определении функций права акцентируют внимание на их «ролевом» аспекте. По мнению Ю.Г. Ткаченко, под функциями права следует понимать конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений (2). В.Д.

Филимонов указывает, что «функции права - это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении) общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования» (1).

Право, прежде всего, выполняет регулятивную и охранительную функции.

1. Регулятивная функция. Состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности и задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированные те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Регулятивная функция воплощена в Конституции РФ.

2. Охранительная функция. Направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе. Заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществ.

Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Помимо названных, право выполняет также политическую, воспитательную, идеологическую и другие функции.

3. Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливая правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

4. Воспитательная функция - формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

5. Теоретическая функция - выражается в ее способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

6. Методологическая функция - оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

7. Идеологическая функция - воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное или как правовое отношение.

8. Информационная функция - позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая функция - урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая функция - перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

Таким образом, право - это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

Рассмотрим формы реализации функций права.

Выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

Условий эффективности регулирования;

процесса правового регулирования;

социальных результатов регулирования. Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.

Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и тому подобное.

К субъективным условиям относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий:

Первая стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.

Вторая стадия - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии - переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

Третьей - завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

право общественный руководящий

3. Принципы права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора, меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы прав - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - или составлять саму материю права, проникая во внутренне содержание правовых норм.

Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Это значит, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества.

Исследование принципов права должно основываться на анализе всей правовой действительности, но в то же время они должны быть четко определены в формально-юридическом аспекте и доступны в правоприменительной деятельности. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм конкретного проявления права, но главным свидетельством его существования выступают все же правоотношения. Поэтому, говоря о необходимости воплощения принципов в содержании юридических норм, нельзя оставить без внимания их связь с правоотношениями. Сложное содержание права, которое не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву. Так, С.С. Алексеев (4) разграничивает принципы на две большие группы: общесоциальные (социально-экономические, политические, идеологические, политико-национальные и нравственные начала) и специально-юридические. В числе специально-юридических выделяются общие для системы права в целом, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных институтов права. В целом аналогичного деления специально-юридических принципов придерживается Л.С. Явич (5). М.И. Байтин (6), соглашаясь со сложившимся в юридической науке делением принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые, предлагает подразделять общеправовые принципы на морально-этические и организационные. Эта позиция автора схожа с точкой зрения С.С. Алексеева и Л.С. Явича о существовании принципов общесоциальных и специально-юридических. Различие лишь в том, что С.С. Алексеев не относит общесоциальные принципы к числу правовых, но не исключает их учета при правоприменении, а М.И. Байтин полагает их таковыми. Таким образом, несмотря на различия в классификации принципов права, в целом можно определить, что их подразделяют на принципы права, регулирующие социальные общественные отношения, являющиеся предметом правового воздействия, и принципы, присущие только праву. Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя. Принципы, присущие только праву, именуются специально-юридическими. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, законности, единства объективного и субъективного права и др.

Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

1. Общие принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

К числу общих принципов относятся:

а) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

б) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении пенсии, выделении жилья, определения меры уголовного наказания).

в) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

г) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, право на собственность, право на здоровье, право на личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

д) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

е) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности, юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

ж) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности.

з) Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни. Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость - как противозаконное и неравное отношение к людям8.

2. Межотраслевые принципы. Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

3. Отраслевые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Заключение

Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее - с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежитии путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

Список используемой литературы

1. Шкатулла В.И. Основы Права, М., Academ A, 1997.

2. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999.

3. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрайт, 2001.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001.

5. Введение в американское право, Л. Фридмэн, М., 1992.

6. Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.

7. Венгеров А.Б. Происхождение права. Общая теория: Курс лекций. // Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 2003.

8. Уголовный процесс, под ред. Гуценко К.Ф., М.: Зерцало, ТЕИС., 1996.

10. Этика Аристотеля. СПб., 1908.

11. Конституция Российской Федерации.

12. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

13. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1976.

14. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.

15. Комарова С.А. Основы Гражданского Права. Учебное пособие, М., 1996.

16. Галанза П.Н. Основные этапы в развитии первобытнообщинного строя и возникновение государства и права, М., МГУ, 1993.

17. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права, 2004.

18. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, М., 1938.

19. Юридический словарь, М., 1989.

20. Пиголкин А.С. Общая теория права, М., 1996.

21. Манов Г.Н. Теория права и государства, М., 1995.

22. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. М.: Магистр-Пресс, 2004.

23. Радько Т.Н. Понятие и виды функций социалистического права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1971. Вып. 2 / Под ред. М.И. Байтина и В.В. Борисова.

24. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980 г.

25. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003.

26. Явич Л.С. Право развитого социалистического общества: сущность и принципы. М., 1978.

17. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. №3.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки права. Общие принципы и функции права. Специфическая система регулирования общественных отношений. Идеи и основные положения естественного права. Отражение норм международного права во внутригосударственных правовых системах.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Понятие отрасли права как наиболее крупного подразделения системы права, регулирующего определенный род (сферу) общественных отношений. Основные отрасли в системе российского права. Основные функции, методы и принципы гражданско-правового регулирования.

    доклад , добавлен 11.05.2014

    Понятие и значение принципов уголовного права. Характеристика общеправовых принципов российского уголовного права. Основные и руководящие идеи, направляющие правовое регулирование. Принципы равенства граждан перед законом, законности, справедливости.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Принципы трудового права как общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права. Содержание основных принципов трудового права с примерами из судебной практики. Законодательное закрепление принципов трудового права.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Общие понятия и особенности гражданского права как отрасли единого российского права. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Основные принципы и функции гражданского права. Основные общепризнанные критерии самостоятельности права.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Понятие и характеристика трудового права, его основные источники, функции, структура, предмет, субъекты (участники общественных отношений). Методы правового регулирования труда. Трудовые права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Украины.

    реферат , добавлен 26.04.2013

    Принципы гражданского процессуального права - руководящие положения, имеющие определяющее значение для процессуальных институтов. Распределение принципов гражданского процессуального права по группам. Сравнение конституционных и отраслевых принципов.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Сущность, значение и признаки права, его принципы, функции и критерии классификации. Естественные права и юридические нормы. Внутренний смысл и социальная ценность права как регулятора общественных отношений и механизма реализации идей справедливости.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Важнейшие функции семьи в обществе и государстве. Характеристика современного семейного права как отрасли частного. Основные принципы семейного права, закрепленные статьей 1 Семейного Кодекса РФ. Нормативно-правовая база, предмет и метод семейного права.

    реферат , добавлен 18.04.2014

    Закономерности возникновения, развития и функционирования права. Основные способы правового регулирования общественных отношений. Понятие и виды социальных норм. Общие черты между правом и моралью. Исторические теории сущности права, его функции.

Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Они имеют три значения:

  • ? под принципами понимаются основные идеи права как специфичного регулятора;
  • ? принципы права можно рассматривать как важнейшие ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений;
  • ? принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Принципы права выполняют важные функции в юридической и социальной сфере. Они характеризуют глубинные закономерности права как самостоятельного общественного явления, в них проявляется природа и социальное назначение права, его социальная ценность. Принципы играют ведущую роль как в правотворчестве, так и в правоприменении, «подчиняя» себе все содержание права и формируя линию юридической практики.

Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

К основным (общим) принципам, распространяющимся на всю систему права, относятся:

  • ? принцип социальной справедливости. Правовое и справедливое имеют один корень. Справедливость - многогранная категория, которая находит проявление во всех сферах общественной жизни. Этот принцип имеет нормативно-оценочный характер, находит воплощение в правах и обязанностях. В правовой сфере юридическая справедливость носит формально-определенный характер и часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости;
  • ? равноправие граждан - развитие принципа справедливости. Принцип равноправия, закрепленный в конституции, включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина. Все элементы социального равенства получают закрепление в праве, обеспечивается равенство всех перед законом;
  • ? единство прав и обязанностей заключается в том, что представляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Гегель писал «право и обязанности соединены в одном и том же отношении»;
  • ? демократизм означает принадлежность всей власти народу. Статья 3 Конституции РФ закрепляет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»;
  • ? принцип законности состоит в требовании строгого и неуклонного соблюдения нормативных правовых актов всеми субъектами права;
  • ? принцип взаимной ответственности государства и личности;
  • ? гуманизм пронизывает всю правовую систему демократического общества, правоприменительную деятельность. Этот принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В большей степени этот принцип проявляется в уголовном праве, но пронизывает все отрасли права;
  • ? сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Данный принцип является формой проявления демократизма. Основной метод, проявляющийся в различных формах, - убеждение. Принуждение имеет свои особенности: этот метод является второстепенным после убеждения, он всегда осуществляется в особой процедурной форме;
  • ? верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой;
  • ? принцип юридической ответственности за вину. Уголовная и административная ответственность наступают только за виновное поведение.

Отраслевые принципы - такие руководящие начала, которые выражают содержание отраслей права (например, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, принцип равенства супругов в семейном праве).

Межотраслевые принципы - такие руководящие начала, которые определяют характер сразу нескольких отраслей права (например, принцип состязательности в процессуальных отраслях права).

Значение принципов права состоит в том, что они служат ориентиром для правотворческих органов при принятии правовых норм и служат непосредственным регулятором общественных отношений в тех случаях, когда отсутствует конкретная отраслевая норма.

Понятие «функции права» употребляется в различных значениях: это и назначение права, и направление его воздействия. Социальное назначение права - урегулировать, упорядочить общественные отношения. Функции права вытекают из его правовой природы.

Функции права - это основные направления его юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Это проявление его специфических свойств. Функции права:

  • ? определяются сущностью права и его социальным назначением;
  • ? характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения;
  • ? направлены на осуществление наиболее важных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
  • ? активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;
  • ? характеризуются непрерывностью, длительностью.

Функции права зависят от задач, которые стоят перед правом и взаимодействуют между собой.

Выделяют общесоциальные и собственно правовые функции, ибо статус права в обществе, как известно, характеризуется в двух тесно связанных измерениях - общесоциальном, в котором право рассматривается как явление культуры, влияющее на весь комплекс общественных отношений, и собственно юридическом, в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств.

Общесоциальное назначение права заключается в создании стабильности, системности, устойчивости общественных отношений. Поэтому среди общесоциалъных функций права выделяются следующие: культурно-историческая функция. Посредством этой функции право, выступающее явлением национальной и мировой культуры, аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость;

воспитательная функция. Являясь социальным регулятором, право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни;

функция социального контроля. Право стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательное с точки зрения общества поведение и действия, удерживает от совершения неправомерных действий;

информационно-ориентирующая функция. Право выступает источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. Право информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению;

познавательная функция предполагает использование юридических средств, методов в процессе познания окружающей действительности;

коммуникативная функция характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями и гражданами;

оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Кроме общесоциальных, принято выделять собственно юридические функции - направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе юридические средства. Существуют две основные собственно юридические функции права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права - регулировать общественные отношения. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. С одной стороны, право закрепляет общественные отношения, а с другой - обеспечивает их развитие, динамику. В связи с этим различают регулятивную статическую и динамическую функции. Статическая функция реализуется путем возложения запретов - пассивных обязанностей воздерживаться от запрещенных правом действий. Динамическая функция осуществляется иными юридическими средствами, лица обязываются совершать активные положительные действия.

Охранительная функция права направлена на охрану общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, государственно-политические сферы деятельности. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие нормы. В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности. Содержание охранительной функции охватывает установление санкций и составов деяний, выступающих основаниями для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной и т.д.).

Следует учитывать, что выделение регулятивной и охранительной функции, как самостоятельных направлений правового воздействия, в определенной степени условно, так как охранительная функция, как и регулятивная, реализует главное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения, обеспечивать их устойчивость и стабильность. Через регулятивную функцию правом регулируется поведение людей, а через охранительную защищаются социальные интересы, указываются законные пути их реализации.

Изменение общественно-политического, экономического строя, статуса государства и его органов обусловливает изменения в содержании регулятивной и охранительной функций права.