Конституционно правовые институты примеры из конституции. Основные институты конституционного права: их понятие и соотношение
(Енгибарян) Институты конституционного права – это совокупность (подсистема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства, местного самоуправления, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы государства - институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства - институты парламента, представительных органов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моноконфессиональной политической системой могут отсутствовать институт многопартийности, а то и институт самих политических партий.
(Козлова, Кутафин) В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
6. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды и их субъекты.
(Козлова, Кутафин) Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание, которое составляют лишь основополагающие (без детализации) права и обязанности субъектов этих отношений;
2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: может выступать народ, некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;
3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений;
4) наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений – событиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т. п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т. п.) конституционные правоотношения могут порождать и юридические факты – состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации);
5) особый механизм реализации конституционных правоотношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.
Наиболее классический вид правоотношений - конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе реализации норм-правил поведения.
Другой вид - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.
Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.
Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.
Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.
В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).
Похожая информация.
Рассмотрим понятие и виды .
Институт права представляет собой совокупность норм, которые закрепляют и регулируют определенную сферу общественных отношений, составляющих часть предмета отрасли права. Например, нормы, которые устанавливают основы конституционного строя, формируют , называемый «Основы конституционного строя»; установления, регламентирующие права и свободы личности, создают конституционно-правовой институт прав и свобод.
Отрасль конституционного права состоит из системы простых и сложных конституционно-правовых институтов .
Простым называется институт, в котором нельзя выделить положения, регулирующие иные отношения, чем те, которые данными нормами урегулированы. Например, институт запроса депутата к органам прокуратуры.
Простые институты объединяются в сложные. Например, институты основных прав и свобод человека, основных обязательств, правового положения иностранных граждан объединяются в сложный институт, который называется «Основы правового положения человека и гражданина».
Как правило, правовой результат достигается действием широкой совокупности конституционно-правовых установлений. Подобные совокупности близких правовых норм называются .
Границы понятия «конституционно-правовой институт » как в теории, так и на практике весьма подвижны. Оно может отражать и узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и широкую их группу, вплоть до достаточно крупных правовых образований, принимаемых за основные элементы системы отрасли конституционного права.
Главным принципом объединения норм в правовой институт является однородность регулируемых ими отношений . Это приводит к правовому единству соответствующих положений определенного образования, общей для них правовой специфики.
Имеются точки зрения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как элемент системы конституционного права. Только подобные комплексы можно называть конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в теории отсутствует понятие, обозначающее более узкий круг взаимосвязанных норм, то применяют также расширительное толкование и использование данного понятия. Например, существует институт гражданства, хотя его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы различных видов. В него могут входить правовые нормы Конституции и текущего законодательства, то есть нормы, которые обладают разной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут присутствовать нормы, которые отличаются по территории действия, по степени определенности правового предписания и т.д.
В качестве примера можно привести институт гражданства . Его образуют нормы, которые содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах; в нем присутствуют положения диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к определенному правовому институту необходимо, поскольку не каждая отдельно взятая норма демонстрирует все свойства, характерные ему в целом. Однако их следует учитывать для правильного понимания механизма её реализации.
Таким образом, конституционно-правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, которая составляет часть предмета конституционного права.
Само по себе конституционное право, впрочем, как и другие отрасли российского права, выстраивает свою собственную систему институтов. Стоит отметить, что понятие институт весьма и весьма многообразно и многогранно, тем не менее, его необходимо сформировать, чтобы понимать, о чем идет речь, если затрагивать именно правовой аспект.
Определение 1
Институт в правовой отрасли – это определенное правовое образование подсистемы правовой отрасли, которое структурировано в установленные правовые нормы, а также комплексы и группы, которые имеют свой определенный вид. В российском конституционном праве, все имеющиеся институты выстроены в определенную иерархию и ее последовательность. Вся последовательно определена и выстроена при помощи имеющихся юридических свойств.
Определенная совокупность этих правовых групп выражена конкретными правовыми нормами. Исходным шагом, после которого устанавливаются все необходимые юридические свойства принято считать именно характер представленных общественных отношений, которые в свою очередь регулируются ими же.
Основные конституционные институты в России
Как уже было сказано ранее, установлены и определены некоторые конституционные институты, которые поддерживаются Конституцией Российской Федерации, а также иными законодательными актами страны:
- Основы российского конституционного строя.
- Основы государственного правового статуса гражданина и человека в целом.
- Грамотное федеративное устройство определенного государства.
- Система российской государственной власти.
- Система российского местного самоуправления.
Классификация, которая приведена выше, наделена сами различными аспектами и нормами, при помощи которых эти общественные отношения могут быть урегулированы или изменены. Сами по себе основы российского конституционного права можно подразделить на определенные основы существующего общественного строя, а также на определенные основы государственного строя. Или же конституционные основы могут быть представлены в четырех основах и их элементах:
- Во-первых, это касается политической системы Российской Федерации.
- Во-вторых, это касается экономической системы Российской Федерации.
- В-третьих, это касается социальной системы Российской Федерации.
- В-четвертых, это касается культурной и духовной системы российского государства и всего общества в целом.
Процесс содержания основы конституционного права
Замечание 1
Процесс содержания основы российского конституционного права происходит целиком и полностью на основе установленной и принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации. Именно этот государственный институт отличается своими высокими производственными показателями и качественным процессом управления и регулирования всех ситуаций в стране. Стоит отметить, что совершенно никакие прочие законодательные нормы и права не могут конкурировать или лидировать по сравнению с Конституцией страны.
Сами по себе нормы основы государственного конституционного права несут в себе базовый характер, который устанавливается совершенно для всех территорий России, и ее правовой системы. Этот характер способен установить и закрепить все необходимые концептуальные идеи, которые являются основополагающими для государства и общества . Данные виды норм могут быть измены только в том случае, если будут изменены необходимые статьи в Конституции Российской Федерации. Происходит это, как показывает практика, на территории России крайне редко.
Как отмечалось выше, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Конституционно - правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Рамки этого понятия, как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально, крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:
Институт основ конституционного строя . Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
- 1) основные принципы отношений человека и государства:
- 2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.
Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.
Институт прав и свобод человека и гражданина . Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
- 1) гражданство;
- 2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;
- 3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
- 4) гарантии реализации прав и свобод.
Институт федеративного устройства . Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Институт системы органов государственной власти . Структура института включает следующие части:
- 1)Президент РФ;
- 2) Федеральное Собрание Российской Федерации;
- 3) Правительство РФ:
- 4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;
- 5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.
Институт местного самоуправления . Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).
Институт Конституции . Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации
Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух о более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции Российской Федерации: "Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских институтов и института исполнительной власти.
Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права.
Конституционное право состоит из большого числа многообразных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи определяют основы дифференциации норм и их интеграцию в правовые институты, а также структуру этих институтов.
Под институтом конституционного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в рамках данной отрасти права.
Помимо институтов система конституционного права включает в себя более крупные и сложные образования - подотрасли: парламентское право, избирательное право.
С учетом изложенной выше характеристики предмета рассматриваемой отрасли и системы Конституции РФ в конституционном праве можно выделить основные его институты:
Основы конституционного строя;
Основы правового статуса человека и гражданина;
Федеративное устройство России;
Избирательное право;
Система органов государственной власти;
Местное самоуправление.
Основы конституционного строя
Нормы института, закрепляющие основы конституционного строя, воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства, нс порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам этого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и других правовых актов. Нормы данного института устанавливаются в конституционной форме, адресованы всем субъектам права. Они носят общерегулятивный характер и изложены в форме норм-принципов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства, и для практической реализации содержащихся в них целей предполагают использование всех отраслей права. По своим функциям эти нормы являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Основы конституционного строя - это своеобразный базис, общая часть, несущая конструкция конституционного права.
Важно отмстить, что основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции нс могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).
Основы правового статуса человека и іражданина
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством прав человека естественными и неотчуждаемыми. Нормы этого института предусматривают особую систему
охраны - не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции. Они предполагают формирование многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.
Основы правового статуса человека и гражданина предопределены демократичным характером Российского государства. Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атрибутом конституционного государства, его обязанностью.
Признание, еоб.поденне и защита нрав и свобод человека н гражданина. говорится в ст. 2, обязанность государства.
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового реіулирования статуса человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу нс только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее воздействие не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в других нормах Конституции, но и на всю деятельность государства.
Государство нс вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые нм границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможного их нарушения. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права.
Фе е атииное Нормы института, установившего федератив- устройствоРоссші нос Устройство, закреплены в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ и отличаются специфическим для России кругом субъектов, их особой правоспособностью. Эти нормы являются не только конституционными, но и договорными. Помимо Конституции эти нормы урегулированы рядом федеральных законов, а также конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 11
Конституции РФ допускает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации может осуществляться договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Для норм рассматриваемого института предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, путем согласительных процедур, проводимых Президентом РФ (ст. 85 Конституции РФ), или судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации.
Нормы, предусматривающие порядок формирования непосредственно народом органов власти, представляют подотрасль конституционного права и содержатся в Конституции РФ и федеральных законах, а также законах субъектов РФ.
Избирательное
Избирательное право - это институт конституционного права, охв а- тывающий все правовые нормы, которыми регулируются отношении, возникающие в процессе выборов оріанов и должностных лиц государственной пласти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.
Кроме того, есть понятие избирательного права как права избирать и быть избранными (субъективное значение): активное и пассивное, рассматриваемое как одно из основных политических прав граждан.
Выборность органов, осуществляющих государственную власть, является необходимым условием существования демократической организации общества. Объективно выборы, являясь неотъемлемой частью политического процесса в обществе, представляют собой такой момент в его развитии, когда они выступают как средство активизации населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут (и должны) содействовать развитию демократии, формированию правового государства и, в свою очередь, сами по себе являются мерилом демократии.
„ Нормы института, который определяет систему
Система органов
государственной °Р ганов ’ преимущественно реализуются в кон- " власти крстных правоотношениях. Преобладающая часть
данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности. Для норм этого института характерно отличное от других институтов соотношение норм обшефедеральных и норм, дейст
вующих на территории субъектов Российской Федерации.
Под ciicmevoii государственных органов понимается совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в присущих им формах функции единой государственной власти.
Система государственных органов определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его права формировать государственные органы.
Система государственной власти в Российской Федерации обусловливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К ним относятся: формирование государственных органов народом или от его имени; самостоятельность органов законодательной. исполнительной и судебной власти: территориальная