Татары принимают к себе в подданство определение. В чем разница и чем отличаются

Разобраться с терминами бывает сложно из-за того, что существуют некоторые юридические нюансы. Гражданство и подданство – эти понятия похожи, но имеют между собой принципиальные различия. В быту принадлежность к какому-либо государству часто называют подданством, но в правовом поле такое смешение недопустимо.

Определение понятий

Чтобы выяснить, чем гражданство отличается от подданства, необходимо обратиться к юридической теории, где говорится о том, что оба термина означают принадлежность человека к определенному государственному строю.

Что такое гражданство

Этот статус показывает взаимосвязь между личностью и страной. Порядок и формирование таких отношений определяет конституция государства. Документом, закрепляющим эту связь, является паспорт или иное удостоверение личности. Между индивидом и государством действуют взаимные обязательства и ответственность. закреплены в Основном законе страны, а также ФЗ РФ от 31.05.2002 №62-ФЗ. В 2019 году произошли некоторые изменения в законодательстве, касающиеся вступления в индигенат России.

Подданство

Это понятие пришло к нам с давних времен. Статус получали жители стран, где властвовали монархи. Он представляет собой отношение индивида не с державой, а непосредственно с правителем.

Сходство и отличия

Несмотря на то, что понятия имеют схожую базу, все же в их природе есть некоторые отличия.

  1. Принадлежность. Гражданство означает, что человек относится к определенной стране, а подданство говорит о подчинении единоличному правителю.
  2. Структура отношений. Граждане имеют взаимные с государством обязанности и ответственность, а подданный в одностороннем порядке должен подчиняться монарху.
  3. Возможность управлять. При подданстве человек не может стать президентом в своей стране, а граждане государства являются первичным органом власти, независимо от социального происхождения, национальности и вероисповедания.

Если смотреть на соотношение понятий с исторической стороны, то можно говорить о том, что подданство стало прародителем гражданства. В те времена из-за неразвитости права статус человека присваивался номинально по месту проживания, а гражданство сейчас закрепляется юридическими документами. Сегодня статусом подданного наделено население держав с монархическим строем. В нашей стране этот термин применялся в эпоху Российской Империи.

Разница между понятиями «гражданство» и «подданство»: Видео

Правовой статус граждан и подданных

Жители монархических держав имеют меньше привилегий, чем обязанностей. Такие индивиды не участвуют в политике, не принимают участия в митингах и забастовках. Конституционное право в государстве обширнее и дает членам общества больше возможностей. Гражданство базируется на свободе, правах и обязанностях, дополняется социальными, экономическими и политическими гарантиями. Но оно не дает представление о том, к какому народу относится человек.

На принадлежность к этносу указывает национальность. Разница между гражданством и национальностью очень большая. Если говорить об этносе, то трудно определить обязанности и права людей этого круга. Они, скорее всего, происходят на основе обычаев и традиций.

Национальность не дает человеку права на гражданство того региона, к которому он сам себя относит. Индивид может считаться частью одной этнической группы и иметь родовые корни на определенной местности, но быть гражданином другой страны. Получить статус можно путем филиации или на основе добровольного желания.

По рождению

Гражданство своей страны можно получить автоматически при появлении на свет, если один или оба родителя имеют этот статус. Они могут баллотироваться на пост президента, их нельзя выслать из страны и лишить статуса.

Натурализация

Чтобы получить гражданство, нужно показать стремление и возможность стать членом государства, примкнув к его обществу. В нашей стране приобретение статуса путем натурализации дает возможность человеку иметь те же права, льготы и обязанности, как и получивших статус в результате филиации.

Как получить гражданство РФ

Стать частью российского общества может любой желающий. Если человек живет на территории РФ легально более пяти лет, имеет официальный доход, знает государственный язык и отказался от предыдущего статуса, он может претендовать на . 3 сентября 2019 года были внесены изменения в законодательство, касающееся гражданства. Теперь стать его обладателем могут лица, которые ведут трудовую деятельность в РФ более трех лет. Это касается тех, кто получил образование в России, а также инвесторы, индивидуальные предприниматели и высококвалифицированные специалисты.

В некоторых странах получить гражданство можно через резиденцию (когда иностранец, при наличии на то соответствующих оснований, длительное время проживает в другой). В России таким лицам разрешено находиться на территории государства не менее шести месяцев в году. Резидентство и гражданство – это два разных понятия, которые имеют значительные отличия. Паспорт дает право человеку выезжать за пределы страны. С картой резидента нет возможности путешествовать по миру и пересекать границы государств. Обычно иностранцы живут с таким статусом 5-10 лет и только потом имеют право подать заявление на получение паспорта.

Но есть еще способы, быстро и легально. Так, обрести государственную принадлежность к некоторым странам можно благодаря инвестициям в их экономику, через покупку недвижимости и другими вполне законными способами.

Человек, имеющий паспорт какого-либо государства, может являться его гражданином или, к примеру, подданным. В чем заключается специфика каждого из статусов?

Факты о гражданстве

Под гражданством в международном праве принято понимать юридическую взаимосвязь человека и государства. Она может выражаться в наличии у них взаимных прав и обязанностей, определенных конституцией и иными источниками норм. Как правило, факт гражданства человека закрепляется документально - посредством оформления для него государством паспорта или иного удостоверения личности.

Гражданство как политический институт в большей степени характеризует государства с республиканской формой правления. Данный институт появился как результат развития правовых систем тех стран, в которых изначально связь человека и государства была представлена в виде подданства. Изучим его специфику подробнее.

Факты о подданстве

Под подданством в международном праве принято понимать не только юридическую, но также историческую и культурную взаимосвязь человека и государства. Данный статус - более ранний в сравнении с гражданством. Он появился в монархических государствах и сохранился главным образом в них же - стран с соответствующей формой правления и сейчас довольно много.

Закрепление подданства человека в те исторические периоды, когда данному статусу не было альтернативы (в силу неразвитости института гражданства), как правило, выражалось только в установлении факта проживания человека на территории государства. Его подданство могло подтверждаться косвенно посредством документов, удостоверяющих право собственности на землю, источниками, в которых указывалась профессия человека, его вид деятельности.

Большое количество монархических государств в процессе политического развития превратились в республики, в которых связь между жителями и политической властью стала устанавливаться уже в рамках института гражданства.

Сравнение

Основное отличие гражданства от подданства в современном понимании заключается в том, что первый тип связи между человеком и государством закрепляется главным образом юридически, второй - также на основе исторических и культурных традиций, сложившихся в стране.

Можно отметить, что во многих современных государствах институты гражданства и подданства фактически функционируют одновременно. То есть жители данных стран, в силу того, что они являются монархиями, рассматриваются, с одной стороны, как подданные. С другой стороны - они имеют также и юридическую связь с государством - в частности, это может выражаться в наличии у них паспорта, и потому подданные имеют также гражданство страны.

Определив, в чем разница между гражданством и подданством, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Гражданство Подданство
Что общего между ними?
Во многих странах связь человека и государства имеет признаки, характерные как для гражданства, так и для подданства
В чем разница между ними?
Предполагает, прежде всего, юридическую связь человека с государством Предполагает также историческую и культурную связь человека с государством
Закрепляется посредством выдачи жителю страны паспорта и иных документов, удостоверяющих его личность и гражданство В отдельные исторические периоды определялось только фактом проживания человека на определенной территории, иногда - документами, подтверждающими владения человека, отражающими его профессию, вид занятий

Довольно часто жители страны интересуются определением таких понятий, как гражданство и подданство. Самостоятельно разобраться с терминологией, понять правовой статус личности в каждом отдельном случае, найти сходства и отличия понятий будет крайне сложно. Чтобы вникнуть в подробности и нюансы данной отрасли, необходимо хорошо знать основы действующего законодательства, следить за всеми нововведениями и изменениями в сфере, уметь применить на практике теоретические знания. Все эти задачи легко сможет реализовать опытный юрист.

Именно к профессионалу в сфере права следует обратиться, если вас волнует соотношение гражданства и подданства, а также правовой статус личности этих принципов. Юридический эксперт в РФ расскажет, чем отличается каждый из представленных вариантов, оценит перспективы, риски, преимущества и недостатки в каждом отдельном случае. Консультация профессионала позволит быть максимально грамотным и осведомленным в указанной правовой сфере, сэкономить время, силы и средства на обращение к коммерческому юристу.


Сегодня наиболее перспективным и выгодным решением станет обращение за консультацией к опытному юристу в режиме онлайн. На нашем ресурсе представлены только квалифицированные специалисты, которые оперативно и надежно ответят на вопросы соискателей, дадут эффективные рекомендации, помогут с оформлением документации. Связаться с экспертами можно не только через интернет, но и в телефонном режиме. Все сведения передаются по защищенным каналам связи, что позволяет нам гарантировать конфиденциальность и надежность общения.

Следуя правовой терминологии, гражданство представляет собой соотношение прав и обязанностей, которые связывают жителей государства и непосредственно державу. И страна, и граждане несут ответственность друг перед другом. Подданство возникло раньше гражданства, его можно назвать основой, первичной, примитивной версией гражданства. Сегодня данное понятие и правовой статус используется в странах с монархическим устройством. Подданные в РФ последний раз были во времена Российской империи. Сегодня Россия – свободная держава, в которой живут независимые граждане.


Гражданство и подданство имеют много общего, и столько же различий. Основными критериями, позволяющими отделить одно понятие от другого, являются:
  • принадлежность и верность государству или непосредственно главе страны (монарху);
  • структура прав и обязанностей, ведь в ситуации с гражданством, все участники правоотношений имеют обязанности, а в случае с подданство, обязательства перед правителем имеют только жители страны;
  • возможность реализации права власти, граждане являются основой страны, главным органом власти, подданные же, получают минимальный правовой статус.

Стоит отметить, что сегодня понятия подданства и гражданства в устной речи и быту являются синонимами. В некоторых странах даже не существует разделения, и термин представлен одним словом, а его значение зависит от условий и обстоятельств употребления. В РФ и других развитых странах мира гражданство и подданство носят условный словесный характер. Несмотря на формализм, в документах и официальных бумагах РФ слово подданство не может быть применено к россиянам.

Правовой статус граждан и подданных

Подданные монархических держав имеют более низкий правовой статус личности. Им запрещено выступать с забастовками, участвовать в политической жизни страны. Нередко такие лица имеют больше обязанностей, чем прав. Иногда в развивающихся странах они заняты отраслях трудоустройства с плохими условиями труда. Правовой статус граждан гораздо шире и перспективнее. Основным элементом в его структуре являются права, свободы и обязанности, которые регулируются Конституцией государства. Чтобы правовой статус личности в РФ и других стран был реальным, а не фиктивны или оформленным исключительно на бумаге, его дополнением являются социальные, экономические, политические, организационные и др. гарантии.

Важно заметить, что правовой статус личности, имеющих гражданство страны, гораздо выше, чем иностранцев или апатридов, проживающих на ее территории.

Также возможности и перспективы граждан могут отличаться в зависимости их положения. Сегодня различают граждан:

  • Урожденных. Они получают статус гражданина своей страны автоматически, если оба родителей или хотя бы один из них, имеет аналогичное положение. В некоторых странах урожденные граждане имеют больше привилегий, чем те, что прошли процесс натурализации.
  • Натурализованных. Такие личности получают статус после того, как докажут свои намерения, желания и возможности присоединиться к данному обществу и государственному строю. В РФ лица, получившие гражданство путем натурализации, имеют аналогичные права, свободы и обязанности, что урожденные жители России.
Правовое положение личности в разных странах неодинаковое. В основном оно регулируется местным законодательством и различными нормативными актами. Особого внимания заслуживает гражданство Европейского Союза. На карте мира нет такого государства, но понятие существует, т. к. граждане всех стран-участниц объединения одновременно являются гражданами ЕС и могут пользоваться всем доступными льготами, преимуществами и возможностями, также реализовать национальное гражданство.

Порядок и условия получения гражданства РФ


РФ сегодня предлагает своим гражданам выгодный правовой статус и перспективное положение. Именно поэтому многие личности хотят получить паспорт гражданина России. Стать полноправным членом российского общества можно, как и в большинстве стран, по рождению, при восстановлении или путем натурализации. Стандартная процедура приема в гражданство РФ подразумевает, что личности будут:

  • легально проживать в стране более пяти лет подряд;
  • иметь официальный источник средств и дохода;
  • знать государственный язык, историю, культуру и законодательство;
  • лишены предыдущего статуса.

Отказаться от гражданства или подданства другой страны очень важно, т. к. несоблюдение данного условия станет поводом отказа в оформлении паспорта РФ. В то же время россияне могут беспрепятственно получить второе гражданство за рубежом. Единственное требование – владельцы двух паспортов обязаны зарегистрировать данный факт в ФМС.

Все личности, решившие получить гражданство России, должны учитывать, что процедура длительная и состоит из нескольких этапов. Каждый шаг имеет свои отличия, и соискатель должен согласовать свои действия с профессиональным юристом, это позволит избежать ошибок, проволочек и неприятностей. Существует общая программа и упрощенный . Воспользоваться льготами можно при наличии веских оснований, например, родственников или предков-россиян, особых заслуг перед страной, инвестированием крупной суммы и т. д.

В интернет-публицистике часто встречается детская, казалось бы, ошибка. Несмотря на ряд очевидных отличий, многие отождествляют понятия «подданство» и «гражданство». И ошибочно, ведь каждое из них имеет не только свой юридический смысл, но и отличную друг от друга правовую природу возникновения. Безусловно, нельзя отрицать и некоторые сходства, но существующая между ними разница уж точно не позволяет их отождествлять и подменять друг другом. Разберем, в чем отличие гражданства и подданства и какое к этому отношение имеет Петр I.

Гражданство: что это

Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» , это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.

Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.

Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.

Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:

  • рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
  • натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.

Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.

Подданство: что это

В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.

В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.

Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.

С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.

Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России. Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.

Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.

Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.

В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»

Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.

Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:

  • во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;
  • во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
  • в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.

Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.

Права и свободы граждан и подданных

Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.

Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.

Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.

Правовой статус личности в России

Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица. Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.

Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.

Как вступить в российское гражданство

Как мы уже сказали, единственный очевидный вариант получения гражданства для иностранцев – это натурализация (прохождение процедуры приема).

В общих случаях, когда иностранец не претендует на какие-либо льготы, согласно статье 13 Закона о гражданстве РФ, от него потребуется:

  • прожить на основании вида на жительство в России на протяжении 5-летнего срока (прожив до этого еще 1 год на основании РВП);
  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • иметь законный источник получения доходов;
  • отказаться от своего прошлого гражданства или инициировать процедуру отказа;
  • подтвердить знание русского языка на должном уровне.

При соответствии указанным критериям, иностранец или апатрид вправе ходатайствовать о предоставлении ему статуса «гражданин России». Его заявление будет рассматриваться в течение года и при отсутствии оснований для отказа кандидат получит положительный ответ.

Но если иностранец или апатрид относится к одной из льготных категорий, оговоренных в статье 14 Закона о гражданстве РФ, срок ожидания, как и количество критериев (в том числе и о пятилетнем сроке проживания по ВНЖ), можно сократить.

Упрощенным порядком приема в российское гражданство могут воспользоваться:

  • носители русского языка;
  • апатриды, имевшие гражданство СССР;
  • супруги граждан РФ;
  • дети граждан РФ, проживающих в Федерации (хотя бы один родитель);
  • нетрудоспособные родители дееспособных граждан РФ от 18 лет и старше;
  • родители-одиночки детей – граждан РФ, в том числе если дети являются недееспособными;
  • высоквалифицированные специалисты, индивидуальные предприниматели, инвесторы (при определенных сроках трудовой деятельности в РФ, размерах уплаченных налогов/сборов, уставного капитала);
  • те, кто получил профессиональное образование в РФ после 1 июля 2002 года и имеет трудовой стаж работы на ее территории не менее 3 лет.

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можем выделить несколько очевидных отличий граждан от подданных. Во-первых, граждане верны государству, а подданные – монарху. Во-вторых, государство взаимно хранит верность своим гражданам, всячески покровительствуя им, чего нельзя сказать о традиционных отношениях между монархом и их подданным. В-третьих, подданство банально уже изжило себя, так как любое демократическое государство признает в качестве единственного источника власти своих граждан, а не правителя.

Чем отличается гражданство от подданства: Видео

  • 6. Понятие, виды и сущность конституций в зарубежных странах.
  • 7. Основные этапы развития конституций зарубежных стран.
  • 8. Структура и содержание конституций зарубежных стран.
  • 9. Характерные черты и особенности содержания конституций стран Европы, принятых после Второй мировой войны.
  • 10. Конституции развивающихся стран: этапы конституционной реформы, особенности их содержания.
  • 11. Конституционные реформы в государствах снг и Восточной Европы в 90-х годах 20 века.
  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля: их характеристика.
  • 2. Виды конституционного контроля
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • 21. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 22. Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах.
  • 23. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах, конституционные принципы социальной политики государств и их реализации.
  • 24. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 25. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 26. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 27. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 28. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 29. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 30. Понятие и принципы избирательного права зарубежных стран.
  • 31. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, общая характеристика.
  • 32. Понятие и виды референдумов в зарубежных странах.
  • 33. Республика как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 34. Монархия как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 35. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере Франции, Малайзии, оаэ).
  • 36. Федерации: понятие, признаки, виды. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 37. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере сша, Германии, Индии).
  • 38. Унитарные зарубежные государства: понятие, признаки, основные разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, характеристика.
  • 40. Понятие государственного режима, его виды и характеристики.
  • 41. Порядок формирования, состав и внутренняя организация парламента в зарубежных странах.
  • 42. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 43. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 44. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 45. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 46. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 47. Место и роль главы государства в системе органов государственной власти. Виды глав государств.
  • 48. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.

    Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС.

    Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т. е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами).

    Гражданство - это правовая связь физического лица и государства (республики), т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

    Подданство - это правовая связь физического лица и монарха (монархии), т.е. признание монархом этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

    Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

    В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

    Гражданство может быть получено:

    1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория государства). Процесс установления гражданства по рождению - филиация.

    2. в процессе натурализации - по заявлению и решению специальных органов.

    3. восстановление в гражданстве - по заявлению и решению специальных органов.

    4. оптация - выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг - от Великобритании к Китаю). Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие "подданство" традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т.е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.29.

    Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

    Институт гражданства включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.

    В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т.д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

    Институт гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод.

    Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа "права крови" и "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и права крови, и права почвы.

    Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация может иметь место после определенного срока проживания иностранца на территории данного государства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет).

    Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица (например, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации.

    В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане.

    Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.

    Наряду с двумя указанными повсеместно распространенными способами приобретения гражданства существуют и менее распространенные Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.30..

    Гражданство может быть приобретено путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств.

    Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т.е. восстановления раннее утраченного гражданства.

    Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.

    В некоторых странах объем прав граждан различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению.

    Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.

    Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.

    Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т.е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.

    Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.

    Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданства во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства.

    Наиболее частным случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей.

    Следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерации союзное гражданство не может вступить в противоречие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставляться лишь дополнительные гарантии, единых для граждан всего союза прав, и устанавливаться некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.