Не является предметом правого регулирования отношения. §2

Порядок ежегодной индексации социальных выплат и пособий возобновлен в России с февраля.

За коэффициент повышения принимается индекс возрастания стоимости жизни за прошлогодний этап.

Рассмотрим, какие изменения в порядке выплат детских дотаций предусмотрены на 2019 год.

Виды государственной помощи для детей

Для решения насущных проблем по воспитанию детей семья может претендовать на единовременное и регулярное финансирование.

Поддержка нацелена как на несовершеннолетних сограждан, так и на содействие в выполнении функций материнства.

В 2019 году на детей назначаются следующие дотации :

  1. . Основание к назначению – временная нетрудоспособность для подготовки к родам и послеродовому восстановлению.
  2. Дополнительная в ЖК.
  3. . Полагаются по факту появления ребенка всем категориям рожениц. Объем помощи находится в прямой зависимости с фактом трудоустройства претендентки и размером дохода. Финансирует поддержку структура ФСС. Плательщиком выступает чаще всего работодатель. Для необеспеченных официальной службой рожениц оператором выплат являются органы соцзащиты.
  4. Пособия по уходу и , ребенка. Часть помощи назначается по федеральной линии: как правило, эти меры полагаются абсолютно всем женщинам вне зависимости от социального статуса и фактического трудоустройства. Другая категория выплат идет по каналам региональной исполнительной власти (из местных бюджетных уровней).
  5. Выплаты . В эту категорию попадают также родители, отнесенные к категории граждан. На практике часто малообеспеченная семья одновременно причисляется и к многодетным категориям граждан. Порядок назначения и осуществления платежей практически полностью переведен в компетенцию региональных властей.

Повышение основных выплат

Семьи, получающие гос. помощь, уже заметили изменения в размере своих пособий. Прошедшая в феврале корреляция прибавила дотациям 4,30% .

Но тут есть и нюансы: существуют выплаты, зависимые от дохода женщины. Они повысятся только при индексации зарплаты претендентки, либо при изменении федерального .

Пособие по беременности и родам

В этом случае февральская индексация не распространяется на суму назначения. Претендовать на выплаты могут застрахованные по системе государственного социального страхования будущие мамочки. Проще говоря, либо работодатель женщины, либо она сама должны регулярно выплачивать в органы ФСС страховые взносы .

(ПБР) включает дородовой и послеродовой период.

Его продолжительность зависит от числа рожденных детей и характера родового процесса:

  • стандартная одноплодная беременность и роды – 140 дней, из которых 70 составляет дородовой этап и столько же – послеродовой;
  • если при родах были осложнения – 156 дней: 70 суток отведено на дородовой отпуск и 86 суток на восстановительный этап;
  • при многоплодной беременности полагается декретный отпуск 194 дня: из них 84 – на предродовой этап, 110 – на восстановление после родов.

Величина пособия зависит среднего заработка беременной женщины за последние два года трудового (он же страховой) стажа. В расчет принимается только полный годовой период. Так, для оформляющих декрет в 2019 году работниц для определения суммы принимаются 2018 и 2017 периоды. Учитываются зарплата, премии, отпускные и т.д.

Для трудоустроенных пособие определяется делением 100% суммы среднего заработка на число дней в базе и, затем, умножения на дни ПБР.

При начислении пособия ПБР установлены особые условия и ограничения.

Для претенденток, чей трудовой/ составляет менее 6 месяцев или же средний заработок невелик, установлена норма расчета по федеральному уровню МРОТ (11 280 рублей). В связи с этим декретное пособие будет минимальным.

Максимум рассчитывается исходя из предельной базы начисления взносов на социальное страхование. Женщины с высокими доходами не должны обольщаться. Получить астрономическую суму не получится, в силу ограничения страховой базы для работодателя:

  • в 2016 году - 718 000 руб.;
  • в 2017 году - 755 000 руб.;
  • в 2018 году — 815 000 руб.;
  • в 2019 году — 865 000 руб.

Составят:

  • Для стандарта в 140 дней: минимум — 51 918,90 рублей. Максимум — 301 095,89 рублей.
  • При многоплодной беременности на 156 суток: Минимум — 57 852,49 руб. Максимум — 335 506,85 руб.
  • При осложненных родах в 194 дня: Минимум — 417 232,88 руб. Максимум — 417 232,88 руб.

Для начисления и получения декретных выплат беременная обращается по месту своей работы с оформленным в женской консультации больничным листом. Пособие ПБР – единовременная выплата, которая зачисляется на счет единым траншем в очередную зарплату.

Претенденткой на ПБР выступает только сама беременная, поскольку выплата предназначается для будущей матери с целью подготовки к родовому процессу и восстановлению после него.

ПБР для безработных женщин

Мизерная поддержка женщин, не имеющих постоянного места работы в течение длительного периода, осуществляется региональными центрами занятости населения.

Но только при регистрации беременных на . В этом случае выплата беременной исчисляется по минимальной ставке в 655,49 рублей.

Выплата за обращение в женскую консультацию на раннем сроке беременности

Данное пособие пусть и невелико, но всегда уместно. Тем более, что в ведении беременности с самого начала заинтересована сама женщина. В таких случаях сводятся к минимуму риски патогенеза беременности и осложнений в родах. Ну а сумма в 655,49 рублей станет приятным бонусом.

Выплата начисляется беременной женщине работодателем вместе с декретными после предоставления соответствующей справки из женской консультации.

Единовременная выплата при рождении ребенка

Пеленки и распашонки, другие приятные для малыша мелочи потребуют немалых расходов, поэтому пособие нацелено на первоначальную материальную поддержку семьи. За назначением выплаты имеет право обратиться один из родителей по месту своей работы. Воспользоваться таким правом можно в течение полугода после рождения ребенка. Безработные граждане получают надбавку через региональное подразделение органов соцзашиты.

После февральского повышения размер пособия составляет 17 479,73 руб.

Государственная поддержка детей до 1,5 лет

Государство предусмотрело ежемесячное денежное подспорье для тех семей, которые решили сосредоточиться на воспитании новорожденного в предстоящие 1,5 года.

Оформить уход за малышом с отрывом от производства может мама или другой родственник, выбранный семьей для этой важной роли. В стандартных ситуациях финансирование ухода за ребенком до полутора лет осуществляется из расчета 40% от среднего заработка за 2 предшествующие «уходовому» отпуску года.

При оформлении пособия в 2019 году к расчету принимается страховая база периода 2017-2018 гг. По этому параметру закон предусмотрел максимальный предел пособия . Он равен 26 152, 33 руб.

Также с 1 февраля проиндексированы пособия из расчета минимальных фиксированных сумм:

  • неработающим родителям через подразделения отделов СЗН;
  • при низком уровне заработной платы при назначении пособия по месту работы в форме социального страхования с возмещением соответствующих расходов работодателю в ФСС.

Во втором случае на первого ребенка месячная выплата определяется МРОТ на первого ребенка, и около 15 000 – на второго и последующего малышей.

При любой ситуации закон запрещает снижать пособие по уходу за ребенком до полуторагодовалого возраста за рамки установленного предела, который подрос с 1 февраля 2019 г. на коэффициент 1,043 и составил:

  • на одного малыша 4512 рублей;
  • на второго и последующих детей – 6554,89 рублей.

Другие выплаты

Отпуск до 3-х лет . При необходимости семья может решиться на отпуск по уходу за малышом до исполнения ему 3-х лет.

Только вот ежемесячное федеральное пособие даже символическим назвать невозможно: 50 рублей от государства, причем без февральской индексации, поддержкой семейному бюджету не станут. Плюс официального оформления воспитания малыша заключается в сохранении рабочего места за ухаживающим родственником.

Примечательно, что Комитетом по вопросам семьи и детства государственной Думы РФ внесен на рассмотрение вопрос о продлении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком вплоть до достижения малышом 3-х летнего возраста. Порядок назначения пособия на этот период предлагается установить аналогично системе начислений отпусков до 1,5 лет.

Пособие на ребенка до 16-18-летнего возраста . Такая поддержка полностью находится в ведении региональных властей субъектов РФ.

Целевая группа поддержки:

  • семьи с достатком ниже в регионе;
  • многодетные ячейки общества;
  • несовершеннолетние особых социальных групп (инвалиды, сироты).

Порядок назначения выплат, вопросы индексации в полностью определяются законами субъекта. Поэтому круг поддержки стоит узнавать в органах исполнительной власти, а также отделениях СЗН.

Многодетным семьям

Социальные пособия многодетным родителям подразделяются на федеральную и региональную поддержку.

Регионы с низким уровнем рождаемости и отрицательными демографическими показателями обязаны разрабатывать собственные программы поддержки семьи и детства, в том числе и граждан, решающихся на третьего и последующих детей.

Основная часть государственного финансирования многодетных граждан происходит на местном уровне с учетом конкретной ситуации и уровня достатка. Основание – Распоряжение правительства от 05.10.16 № 2090.

О детских пособиях смотрите в следующем видеосюжете:

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет выполняется по особому алгоритму и имеет ряд правил, которые следует учитывать. В статье представлена пошаговая инструкция, которая поможет рассчитать правильно выплаты на ребенка, а также приведены примеры расчета детского пособия в 2017 году.

Появление в семье ребенка сопряжено с несколькими видами социальных выплат, которые государство предоставляет молодым родителям: больничный лист по беременности и родам, единовременное и ежемесячное пособия по уходу за ребенком.

Последняя из названных гарантий предоставляется в течение полутора лет со дня рождения ребенка и рассчитывается индивидуально для каждого сотрудника. По истечении 1.5 лет выплата прекращается, и молодая мама может рассчитывать только на доплату в 50 рублей, которую производит Фонд социального страхования.

Согласно Трудовому законодательству право взять , а следовательно, и получать соответствующую выплату имеет не только мать, но и отец ребенка, а также бабушки, дедушки, брат или сестра ребенка.

Основания для выплаты

Выплата пособия по уходу за ребенком делается на основании и изданного приказа об отпуске — скачать образец можно . Ей также будет необходимо предоставить документы, подтверждающие, что данный вид пособия не был произведен супругу. Сделать это можно, запросив по месту его работы справку о неначислении.

Расчетным периодом для вычисления пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет будут два предшествующих года. При этом они не обязательно должны соответствовать хронологии. Сотрудник может по своему усмотрению выбрать время, в которое доход был выше и применить их для расчета.

Чтобы рассчитать пособия на ребенка до 1.5 лет, необходимо будет определить также количество дней в данном расчетном периоде. Из полученной сумм необходимо исключить время, когда сотрудница была на больничном, в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за первым ребенком.

Порядок расчета пособия до 1.5 лет в 2017 году — пошаговая инструкция

Причем если в течение этого времени сотрудница меняла место работы, ей важно предоставить справки 182-н от каждого работодателя. В противном случае, эти доходы не будут взяты в расчет и уменьшат годовой доход.

В определяемую сумму включают не только заработную плату, но и премиальные выплаты, бонусы и другие вознаграждения, от которых осуществлялись перечисления в Фонд социального страхования.

Важно: законодатель определил верхние пределы, которые могут быть взять для расчета пособия до 1.5 лет. Для 2017 году его делают, с учетом действующих ограничений предыдущих лет:

  • 624 000 руб в 2014 году
  • 670 000 руб в 2015 году
  • 718 000 руб в 2016 году

Это значит, что даже если сумма годового дохода сотрудницы будет высоким, начисление пособия на ребенка можно произвести принимая во внимание эти ограничения.

Сроки выплаты

Согласно установленным нормам законодательства расчет пособия до 1.5 лет ребенка необходимо произвести не позднее 10 дней с того момента, как полный пакет документов был предоставлен в отдел персонала предприятия. А выплата пособия должна совпадать с датой выдачи на предприятии заработной платы, зафиксированной в Правилах внутреннего трудового распорядка и трудовом договоре сотрудников.

Примеры расчета пособия на ребенка

Пример 1 при заменен лет для рсчета

Отдел кадров организации получил пакет документов: приказ на отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет с 3 февраля 2017 года, справка 182-н о доходе за 2014 год, равном 703 000 рублей, заявление на замену периода расчета. Сотрудница работает в организации с 02.11.2015, доход в 2016 году составил 699 000 рублей.

  • По заявлению работника рассчитываем доход за 2014 и 2016 годы. Поскольку сумма, указанная в справке 182-н выше установленного ограничителя, итог будет выглядеть так:

624 000+ 699 000 = 1.323.000 рублей.

  • Общее количество календарных дней в расчете составляет 731 день, по причине того, что 2016 год был високосным. Средний дневной заработок составил: 1.323.000/731=1809рублей и 90 копеек.
  • Рассчитываем сумму пособия к выплате: 1809.9 х 30,4 х40% =22 008 рублей.

Пример 2

Работник имеет трудовые отношения в организации с 03.04.2016, до этого момента подтвержденного трудового или страхового стажа не имела. Отпуск по уходу за ребенком оформлен с 11.05.2017 года. Доход за время отработанное в организации в 2016 году составил 560 000 рублей

  • Определяя доход за 2015 год, исходим из минимального размера оплаты труда, равного 7500 рублей в месяц, т.е. 90000 в год. Суммируем его с доходом за 2016, получая 650.000 рублей.

Важно: МРОТ определен региональными значениями, например, в Москве и Московской области он составляет 17561 рубль.

  • Средний дневной заработок составил: 710000/731 = 889.2 рубля.
  • Сумма пособия к выплате: 889.2 х 40% х 30,4 = 10812 рублей и 67 копеек.

Пример 3 при расчете пособия на второго ребенка

Сотрудница оформила отпуск по уходу за вторым ребенком с 10.02.2017, прервав декретный отпуск с первенцем, который начался в июле 2015 года. Предыдущее пособие по уходу за ребенком было рассчитано по доходу 2014 и 2013 года. Поскольку сотрудница не предоставила заявление на перенос периода, расчет будет сделан исходя их заработка за 2016 и 2015 годы.

  • При расчете периода исключаем из 2016 года 140 дней, которые пришлись на календарные отпуска по беременности и родам с первым и вторым детьми.
  • Доход за 2016 год составил 250000 рублей, за 2015 год – 400 000 рублей. Средний дневной заработок составил: 650 000 рублей/591 день = 1100 рублей.
  • Сумма пособия к выплате: 1100 х 40% х 30,4 = 13376 рублей.

Важно отметить, что в случае расчета пособия для третьего ребенка, его сумма не может превышать среднего дохода работника за месяц.

Так называемые «детские» пособия - это государственные пособия гражданам, имеющим детей. К основным из них относятся (гл.II Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):

О размере детских пособий в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Пособие по беременности и родам

За 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности за 84 дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86, а при рождении двух или более детей - 110 дней) после родов женщине предоставляется отпуск по беременности и родам. За это время ей полагается выплата пособия (ст.ст.6,7 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие по беременности и родам выплачивает работодатель в размере 100% среднего заработка за указанные дни (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Порядок расчета пособия по беременности и родам аналогичен .

Пособие по беременности и родам исчисляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Учитывая, что максимальный средний дневной заработок по декретному отпуску, наступившему в 2017 году, составляет 1 901,37 рублей ((670 000 +718 000) / 730), максимальное пособие по беременности и родам в 2017 году за 140 дней составит 266 191,80.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

Если женщина встает на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), у нее возникает право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

В январе 2017 года размер такого пособия составляет 581,73 рубля (ст.ст. 4.2 , 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , № 68-ФЗ , ).

С 01.02.2017 размер пособия составляет 613,14 рублей (п. 6 ст. 1 , ст. 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , ).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении 2 и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Размер пособия на рождение ребенка в январе 2017 года составляет 15 512,65 рублей (ст.ст 4.2 , 12 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства от 28.01.2016 № 42).

С 01.02.2017 пособие на рождение увеличилось до 16 350,33 рублей (п. 6 ст. 1 , ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства от 26.01.2017 № 88).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

По общему правилу ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Величина пособия зависит от статуса лица, которому это пособие предоставляется.

Так, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на пособие в размере 40% среднего заработка, исчисляемого аналогично порядку, предусмотренному для расчета пособий по беременности и родам (

Объект правоотношения нельзя смешивать с объектом правового регулирования.

Объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения, акты волевого поведения людей – участников общественных отношений, на которые воздействует право.

Сами же по себе субъективные права и обязанности не воздействуют на поведение людей. Их воздействующая роль проявляется лишь в связи с другими звеньями механизма правового регулирования, в частности в связи с юридическими нормами. Значение правоотношений в механизме правового регулирования сводится главным образом к «переводу» предписаний юридических норм в плоскость конкретных субъективных прав и обязанностей. Поэтому, если уж и связывать какую-либо часть механизма с объектом правового регулирования в целом (т.е. с поведением людей), то нужно обратиться к юридическим нормам, образующим основу правового регулирования, а не к правоотношениям.

Но дело не только в этом. Объект образует элемент правового отношения только при широкой трактовке правоотношения, когда

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949. С. 81–82.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С. 136.

Глава XIX. Объект правоотношения

оно рассматривается как единство юридической формы и материального содержания. Но тогда место поведения людей в строении правоотношения оказывается уже определенным: оно образует материальное содержание правоотношения. Если же и при освещении объекта еще раз ссылаться на поведение людей, то это окажется простым повторением, которое, естественно, ни на шаг не продвинет нас вперед.

При характеристике объекта правоотношения нужно исходить не из того, что правоотношение вместе с другими частями механизма правового регулирования воздействует на общественные отношения,

а из особых функций субъективных прав и обязанностей. С этой точ-

ки зрения объектом являются не общественные отношения (поведение людей), а те явления (предметы окружающего нас мира), на которые направлены права и обязанности, а следовательно, и направ-

лено самое поведение участников правоотношения. Таким образом, вопрос об объекте правоотношения представляет собой специальную проблему, решение которой должно помочь нам еще дальше продви-

нуться в освещении содержания субъективных прав и обязанностей и отсюда с еще большей глубиной раскрыть «фактическую сторону» правоотношения1.

В юридической литературе наряду с другими теориями распространена теория «объекта-действия», согласно которой объектом правоотношения является волевое поведение обязанного лица2.

Сторонники этой теории правильно подчеркивают, что правоотношение включается в состав механизма правового регулирования, участвует в воздействии на общественные отношения, на волевое поведение людей. Однако они не учитывают того, что проблема объекта правоотношения является специальной проблемой, призванной отразить связь правоотношений с системой материальных и нематериальных благ в обществе.

Теория «объекта-действия» может иметь определенное значение только при том условии, если не видеть в правоотношении материального содержания. Тогда, действительно, нужно установить, на что направлены «бессодержательные» права и обязанности, и вовлечь в сферу юридического анализа хотя бы поведение людей. Но при широком подходе к правоотношению, когда оно рассматривается как единство юридической формы и материального

1 О различиях между объектом правового воздействия и объектом правоотношения см.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. М.: Юрид. лит., 1970. С. 552–553.

Особо обстоятельное обоснование см.: Иоффе О.С. Правоотношение по советско-

му гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949. С. 82–91.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Но может быть подобное повторение необходимо для того, чтобы указать

в правоотношении на специфический «юридический объект»? Ведь материальные и нематериальные блага не принадлежат к чему-то «чисто» юридическому. Однако и реальное волевое поведение людей – это тоже «фактическое», а не «юридическое». Когда, например, отдельные авторы объявляют сначала фактическое отношение (волевое поведение людей) материальным содержанием правоотношения, а затем это же волевое поведение рассматривают в качестве юридического объекта1, то объяснить такого рода «поворот событий» невозможно. Сама постановка вопроса об «юридическом объекте» является крайне спорной. Объект, характеризуя «фактическую сторону» правоотношения, выступает в качестве внешнего, «внеправового» явления

окружающего нас мира.

Если внимательно проанализировать те споры, которые велись по вопросу об объекте правоотношения2, то нетрудно заметить, что они главным образом касались того, следует ли при анализе правоотношения ставить точку на поведении людей (определяя его в качестве объекта), либо, причислив поведение к материальному содержанию правоотношения, идти дальше и тогда определять в качестве объекта разнообразные материальные и нема-

териальные блага.

В последнее время здесь произошло явное сближение теоретических позиций. Так, О.С. Иоффе, рассматривая правоотношение как единство юридической формы и фактического содержания, вполне логично выделяет в правоотношении материальное содержание, а затем и материальный объект3. Правда, О.С. Иоффе продолжает считать, что в правоотношении есть и «юридический объект». Но это уже не меняет существа дела. Что ж, в конечном счете можно останавливаться на волевом поведении людей и дважды: видеть в нем и материальное содержание правоотношения, и «юридический объект». Главное состоит в том, что материальные и нематериальные блага вовлечены в область юридического анализа, используются при характеристике «фактической стороны» правоотношения.

Еще по теме Объект правового регулирования и объект правоотношения:

  1. Общее определение объекта правоотношения. Объект в правоотношениях активного и пассивного типов.
  2. § 1. Страхование как объект правового регулирования. Финансовые правоотношения в сфере страхования
  3. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право. Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

    Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

    Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений . Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

    Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

    Юридическое положение участников правоотношений.

    Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

    Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

    Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.

Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений

    Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

    Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

    Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой – авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования. Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором – под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

    Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

    На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

    Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

    Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом – кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.